Рефераты

Факторинг в коммерческой деятельности

p align="left">На сумму сверх резерва:

70209 (А) - 47402 (А)

Погашена должником (в течении 5 лет) ранее списанная с баланса банка задолженность по договору факторинга:

30102 (А), 20109 (П) - 70107 (П)

40702 (П) - 70107 (П)

2.4 Управление рисками и страхование рисков

Факторинг, как правило, предполагает нерегулярный, разовый характер обслуживания, производится при возникновении потребности у поставщика получить средства, а у плательщика - оплатить конкретный платежный документ. Подобная ситуация значительно увеличивает риски фирмы-фактора, приобретающего заведомо сомнительные с точки зрения своевременности оплаты платежные требования, лишает факторинг таких его преимуществ, как комплексность обслуживания, обеспечение бесперебойности и своевременности платежей в пользу предприятия - поставщика.

Актуальна в сегодняшнее время проблема невозврата кредита. Следовательно, банки предъявляют достаточно жесткие требования к клиентам. Приемы, основанные на оценке репутации клиента, его баланса, потоков денежных средств к предприятиям, работающим на нашем рынке, практически не приемлемы. Поэтому факторинговые компании при оказании факторинговых услуг рассчитывают на дополнительные формы обеспечения возвратности факторинговых кредитов. Еще одной проблемой развития факторинга является такое явление в сегодняшней экономики, как неплатежи предприятий. Высокая доля неплатежей снижает привлекательность осуществления факторинга для факторов, так как в этом случае высок риск задержки или неоплаты дебитором поставщика сумм по выставленным платежным требованиям, что может повлечь снижение ликвидности активов факторинговой фирмы. Поэтому решение вопроса неплатежей будет способствовать широкому развитию факторинга.

Риски, присущие деятельности поставщика при факторинговом обслуживании без права регресса (вместе с риском оппортунизма, т.е. заведомо недобросовестного поведения (мошенничества) поставщика, остаются у поставщика при факторинговом обслуживании с регрессом или делятся между сторонами в определенной пропорции при факторинговом обслуживании с частичным регрессом.

Риски можно разбить на три основных группы рисков (риск делькредере, валютные риски и политические риски) необходимо в каждый момент времени существенно влияющие на эффективность факторной операции.

Риск делькреде связан с невозвращением кредита либо его неполным или его несвоевременным возвращением ввиду недобросовестности или неплатежеспособности покупателя (вина покупателя) или нарушения продавцом условий контракта (вина продавца).

Стороны сталкиваются с двумя основными видами риска: кредитным риском и риском ликвидности.

Под кредитным риском следует понимать риски, связанные с неоплатой поставок с отсрочкой платежа. После заключения факторингового договора и предоставления финансирования предприятию-клиенту фактор полностью несет все убытки, связанные с непоступлением платы от дебиторов. Поставщик же может таких убытков избежать, так как уже получил от фактора 60-90% от стоимости контракта.

Иногда фактор, стремясь оградить себя от кредитных рисков, заключает так называемый договор факторинга с регрессом. Согласно этому договору при неоплате поставки в течение определенного периода фактор имеет право осуществить обратную переуступку денежного требования поставщику (по одному или нескольким дебиторам) и востребовать с него сумму задолженности по этим дебиторам. Стоимость факторинга при этом ниже в среднем на 10%.

Ликвидные риски представляют собой риски несвоевременной оплаты дебиторской задолженности, приводящие к недостатку средств у поставщика для покрытия текущих затрат. Ликвидные риски - риски кассовых разрывов, недостатка оборотных средств, несовпадение денежных потоков, идущих от покупателей в счет оплаты отгруженных товаров, и потоков ресурсов, необходимых для погашения кредиторской задолженности и текущих платежей. Факторинговая услуга позволяет оперативно реагировать на возникающие кассовые разрывы и получать средства по поставке от банка. При факторинге поставщик получает финансовые ресурсы от фактора практически в момент поставки, поэтому ликвидные риски поставщика становятся заботой фактора.

Системный риск - это риск того, что несостоятельность одного из участников системы переводов «платежей» или финансовых рынков сделает невозможным для других участников выполнение их обязательств (включая расчеты по обязательствам в системе переводов) при наступлении срока платежа. Такое невыполнение обязательств может породить значительные ликвидные или ликвидные проблемы и в результате поставить под угрозу стабильность финансовых рынков.

Наиболее распространенным риском является риск ликвидности, который при наличии дополнительных обстоятельств может перерасти в кредитный риск. Поэтому весьма важным является исследование тех обстоятельств, которые определяют норму ликвидности для каждого хозяйствующего субъекта.

Риск кредитного и ликвидного характера может возникать по причине запаздывания расчетов, их несинхронности или не выполнения обязательств эмитентом расчетных средств. Кроме того, временной разрыв между заключением сделки и расчетом по ней несет риск того, что операция может не состоятся в согласованное время из - за невыполнения одной из сторон принятого на нее обязательств.

Особенно уязвимы перед риском операции связанные с иностранной валютой.

Под валютным риском поставщика понимается возможность оперативной конвертации денежных средств, полученных от фактора под уплату возможного контракта. Функция покрытия возможных рисков принципиальна для предприятий, имеющие валютные контракты, и позволяет не увеличивать рублевую цену на размер возможной девальвации рубля за период оборачиваемости поставки. Таким образом, за счет факторинга поставщик получает некоторые преимущества на рынке.

Снижение валютных рисков означает возможность немедленно конвертировать в валюту денежные средства, полученные от фактора. Этот аспект факторинговых услуг важен для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Политические риски связаны с невозможностью исполнить экспортный контракт или провести расчеты по нему из - за изменения политической ситуации в стране продавца или в стране покупателя.

Таким образом, операции факторинга связаны со значительными рисками, что приводит к необходимости их страхования с целью предупреждения.

3. Анализ эффективности привлечения факторинговых операций

3.1 Методические аспекты оценки эффективности применения факторинга

Рассмотрим эффективность применения факторинга для его различных участников на конкретном примере.

Как уже отмечалось, факторинговые операции имеют непосредственное отношение к дебиторской задолженности.

В разделе «оборотные активы» бухгалтерского баланса отечественных предприятий в соответствии с действующим законодательством показывается как текущая дебиторская задолженность (со сроком погашения до 12 месяцев), так и нетекущая (со сроком погашения более 12 месяцев). При этом по каждому виду задолженности выделяется задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, авансы выданные, прочие дебиторы. При этом управление дебиторской задолженности - важный участок работы финансовых и бухгалтерских служб предприятия.

Выполнение ее преследует несколько целей. Во-первых, получение платежей от дебиторов - один из основных источников поступления денежных средств на предприятие. Следовательно, организация оптимальных режимов движения дебиторской задолженности прямо влияет на цель деятельности предприятия в рыночных условиях - получение доходов и прибыли. Во-вторых, в современных условиях существуют определенные противоречия между политикой в области закупок и политикой продаж, что придает дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации (в данном случае получение или сбор предприятием денежных средств от его должников). В-третьих, как показывает практика, учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений (в частности, от предоставления покупателям права на отсрочку платежа) может использоваться инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.

Можно выделить три направления анализа дебиторской задолженности: анализ общего размера дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; анализ дебиторов; анализ задолженности в ассортиментном разрезе.

Очень часто возникают ситуации, когда дебиторы не оплачивают свои долги. Тогда их приходиться списывать как безнадежные долги. Это приносит убытки предприятию.

Подобная ситуация складывалась и в ЗАО «Тритон». Данная организация функционирует на рынке уже 8 лет и получает достаточно стабильную прибыль. Организация занимается оптовой и розничной торговлей, поэтому дебиторская задолженность для нее обычное явление. Для того, чтобы обезопасить себя организация проводит оценку надежности покупателей.

Решению данной задачи помогают публикуемые рейтинги компаний, анализ финансовой отчетности потенциальных покупателей, определение индексов риска, другие способы оценки покупателей. При оценке надежности клиента полезно также использовать весь арсенал средств, применяемых кредитными организациями. Организация ЗАО «Тритон» ведет досье основных потребителей, предусмотрев определенные правила их классификации по степени надежности. Разработка таких досье и методов оценки надежности потребителей стала предметом социального организационного проекта, в рамках которого была выявлена рейтинговая оценка надежности покупателей. Для этого был определен состав показателей, характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость анализируемых предприятий. В таблице 3.1 приведен набор показателей, которые использует ЗАО «Тритон».

Показатель 1 таблицы 3.1 - неплатежи - характеризует платежеспособность предприятия на день составления баланса. Для его определения привлекаются данные о финансовой отчетности анализируемого предприятия (сведения о просроченных ссудах), оперативные данные банка о задержках в выплате заработной платы работникам, налоговых платежей, оплаты счетов поставщиков и подрядчиков.

Таблица 3.1 - Предварительная оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Показатель

Способ расчета

1. Неплатежи (просрочки по ссудам, по налогам, по оплате счетов поставщиков, по другим обязательствам)

Данный бухгалтерского баланса и финансовых отчетов предприятия. Сведения из банка, в котором предприятие стоит на расчетно-кассовом обслуживании.

Сведения из других источников информации

2. Коэффициент независимости, %

Отношение собственных средств (1-й раздел пассивов), умноженных на 100%, к валюте баланса

3. Коэффициент финансовой устойчивости, %

Отношение суммы собственных средств и долгосрочных займов, умноженных на 100%, к валюте баланса

4. Коэффициент деловой активности, %

Отношение выручки от реализации, умноженной на 100%, к валюте баланса

5. Коэффициент эффективности предприятия, %

Отношение балансовой прибыли, умноженной на 100%, к валюте баланса

6. Коэффициент эффективности собственных средств, %

Отношение чистой прибыли (после налогов), умноженной на 100%, к собственным средствам

7. Выгодность предприятия, %

Отношение коэффициента эффективности собственных средств, умноженного на 100%, к средней доходности ценных бумаг, %

8. Общий коэффициент покрытия по балансу, %

Отношение оборотных активов (2-й раздел активов), умноженный на 100%, к краткосрочным обязательствам

Показатель 2 определяет долю собственников предприятия (акционеров) в общей стоимости имущества предприятия. Если этот показатель выше 50%, то риск кредиторов сводиться к минимуму. Ведь, условно говоря, продав половину своего имущества, сформированную за счет собственных средств, предприятие может погасить свои долговые обязательства, даже если другая половина имущества (в которую вложены заемные средства) будет по каким-то причинам обесценена.

Особенно большое значение придается коэффициенту финансовой устойчивости. Этот коэффициент показывает удельный вес в общей стоимости имущества всех источников средств, которые предприятие может использовать в своей текущей хозяйственной деятельности без ущерба для кредиторов. Этот коэффициент ограничивает вложения краткосрочных заемных средств в формирование имущества предприятия только легко реализуемыми и быстро возвращающимися в денежную форму активами.

Весьма важен и коэффициент деловой активности, показывающий объем продукции, для производства которой используется имущество предприятия. Этот коэффициент зависит не только от эффективности использования имущества предприятия, но и от продолжительности периода, за который он исчислен.

Коэффициент эффективности предприятия позволяет определить период времени, за который получаемая ежегодная прибыль может компенсировать стоимость имущества предприятия. Коэффициент эффективности собственных средств дает обобщенную оценку эффективности вложения средств дает обобщенную оценку эффективности вложения средств именно в данное предприятие. Этот показатель всегда можно сравнить с возможностью альтернативных вложений (например, с покупкой акций других предприятий). Такое сравнение, выполненное в относительных цифрах, показывает выгодность предприятия (показатель 7). Но зачастую данный показатель бывает невозможно вычислить, так как отсутствуют данные о среднем проценте дохода по ценным бумагам.

Приблизительная степень риска кредиторов определяется с использованием общего коэффициента покрытия по балансу предприятия (показатель 8, табл. 3.1). Для этого оборотные активы предприятия делят на сумму краткосрочных обязательств. Полученный результат показывает, сможет ли предприятие оплатить свои долговые обязательства со срокам погашения в текущем году, превратив все оборотные активы в денежные средства. Высокий показатель покрытия может быть следствием влияния как положительных, так и отрицательных факторов, что устанавливают более углубленным дополнительным анализом.

Для каждого из вышеперечисленных показателей в ЗАО «Тритон» устанавливают диапазон значений. В зависимости от того, как данный показатель «размещается» в установленном диапазоне, ему «приписывается» определенный вес (в баллах). Далее баллы суммируются. По набранным баллам предприятия разбиваются на группы. Так в ЗАО «Тритон» выделяют пять классов предприятий:

- К высшему относят предприятия с абсолютно устойчивым финансовым состоянием, что подтверждается высоким рейтингом как в целом, так и по отдельным показателям;

- К первому - предприятия, финансовое состояние которых в общем устойчиво, но отдельные показатели незначительно отклоняются от нормы;

- Ко второму - предприятия, имеющие признаки финансовой напряженности, для преодоления которой у предприятия имеются потенциальные возможности;

- К третьему - предприятия повышенного риска, способные преодолеть напряженность своего финансового состояния за счет реструктуризации, обновления продукции, диверсификации деятельности и т.п.;

- К четвертому - предприятия с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.

Так как число покупателей организации ЗАО «Тритон» достаточно велико, то организация использует ранжированный список групп потребителей, закрепив за каждой группой определенное правило гарантирования сделок (табл. 3.2).

Таблица 3.2 - Группировка потребителей по классам надежности

Класс потребителя

Доля возможных потерь, %

Способ гарантирования сделок

Высший

0

Обычный счет

Первый

1

Вексель клиента

Второй

5

Банковский вексель

Третий

10

Факторинг с финансированием, страхование

четвертый

20

Предоплата, безотзывный аккредитив, банковская гарантия, залог

Как видно из таблицы 3.2 организация активно применяет факторинг для того, чтобы обеспечить возврат денежных средств от дебиторов.

Использование одной из новых форм расчетов - факторинговых операций в хозяйстве позволяет ЗАО «Тритон» решить проблему неплатежей посредством своевременности и оперативности расчетов между поставщиком и покупателем через посредника - факторинговую фирму или банк. Основной принцип факторинга состоит в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к своим покупателям и в течение 2-5 дней оплачивает 70-90% требований в виде аванса, а остальные 10-30% клиент получит после того, как к нему поступит счет от покупателя.

Эффективность применения факторинговых операций при расчетах поставщика и покупателя за поставленную продукцию по данным ЗАО «Тритон» приведена в нижеследующей таблице (табл. 3.3).

Из таблицы 3.3 видно, что в результате применения факторинга ЗАО «Тритон» получает экономический эффект в размере 9210 рублей.

Таблица 3.3 - Расчет эффективности применения факторинга в ЗАО «Тритон»

Показатели

Дата

Сумма, р.

А. Без использования факторинга:

отгружена продукция покупателю

произведена частичная оплата продукции

потери от инфляции (при уровне 1% в месяц)

остаток задолженности покупателя

общая сумма потерь с учетом инфляции

01.10.05

02.12.05

02.12.05

02.12.05

02.12.05

60000

50000

1188

10000

11188

Б. С использованием факторинга:

отгружена продукция покупателю

получено 85% суммы оплаты от фактор-фирмы

расчет произведен полностью (при условии

востребования оплаты с покупателя)

потери от инфляции (при уровне 1% в месяц)

оплата услуг фактор-фирмы (3% от суммы сделки)

общая сумма расходов и потерь с учетом инфляции

01.10.05

05.10.05

02.12.05

02.12.05

02.12..05

02.12.05

60000

51000

9000

178

1800

1978

Экономический эффект при условии использования факторинга

х

9210

В целях укрепления расчетно-платежной дисциплины также при заключении договоров с покупателями ЗАО «Тритон» включает в них условия о начислении процентов за задержку платежей, то есть применяет принципы коммерческого кредитования на уровне годовой ставки рефинансирования.

Так, например, если задолженность покупателя за период, равный 80 дней, составила 34440 р., то по его истечении покупатель должен будет уплатить 37385 р. (2945 р. составит сумма начисленных процентов при ставке рефинансирования 38%).

В расчетах между предприятиями применяется также практика предоставления скидок с договорной цены при сокращении сроков оплаты продукции (работ, услуг). Особую актуальность данный способ приобретает в условиях инфляции. В этом случае эффект равен разности между суммой потерь от инфляции и суммой скидки с договорной цены.

Таким образом, эффективность применения факторинга можно оценить, сравнив показатели дебиторской задолженности до применения факторинга и после его внедрения. Как правило, показатели оказываются лучше при использовании факторинга.

3.2 Анализ эффективности применения факторинга поставщиком

Итак, в предыдущем параграфе мы показали, что при использовании факторинга предприятие-поставщик имеет возможность получить экономический эффект.

Поставщик, участвуя в факторинговой операции, имеет возможность ускорить получение денег на свой счет и без задержки рассчитаться с поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращению просроченности дебиторско-кредиторской задолженности.

Информационное обеспечение ЗАО «Тритон» при факторинговом обслуживании позволяет:

- Контролировать движение денежных средств;

- Отслеживать текущее состояние дебиторской задолженности;

- Контролировать платежную дисциплину покупателей;

- Планировать ежедневные финансовые потоки компании.

Ежедневно ЗАО «Тритон» по электронной почте передается файл, содержащий исчерпывающую информацию о всех операциях проведенных в рамках факторингового обслуживания. На основе получаемых данных автоматически формируются следующие отчеты:

- О выплаченном Банком финансировании по поставкам;

- О платежах дебиторов по поставкам;

- О платежной дисциплине дебиторов;

- Об остатке долга дебитора;

- Об обороте клиента по факторинговому обслуживанию.

Клиентский модель постоянно совершенствуется. Пакеты обновлений по желанию ЗАО «Тритон» высылаются по электронной почте или записываются на магнитные носители. Новые версии клиентского модуля предоставляются бесплатно. ЗАО «Тритон» оказывается бесплатная техническая поддержка установленного программного обеспечения. Проводятся консультации персонала компании-поставщика, т.е. ЗАО «Тритон» по аспектам взаимодействия с банком при осуществлении факторингового обслуживания. С ЗАО «Тритон» работает персональный клиентский менеджер, который находиться в постоянном контакте с клиентом, ведет работу по текущему обслуживанию клиента, взаимодействует с дебиторами. В случае необходимости возможен выезд специалиста банка-фактора для обучения ведению учета при факторинговом обслуживании.

Таким образом, банк-фактор предоставляет компании ряд дополнительных услуг, что делает факторинг крайне удобным. Это также один из аспектов его эффективности, так как это значительно упрощает деятельность самой фирмы.

Итак, банк-фактор выполняет по отношению к своему клиенту следующие функции:

- Ведение соответствующих бухгалтерских операций;

- Контроль за предоставленным коммерческим кредитом, включая получение платежей;

- Защита от кредитных рисков (в случае применения факторинга «без регресса на клиента»);

- Финансирование текущей деятельности клиента.

При этом с факторинговым обслуживанием связаны следующие дополнительные доходы и выгоды поставщика ЗАО «Тритон»:

1. Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от фактора необходимые для этого оборотные средства;

2. Экономия на неоправданных затратах, связанных с получением банковского кредита.

ЗАО «Тритон» рассматривало различные способы улучшения расчетов с дебиторами. При этом активнее всего рассматривались кредитование и факторинг. При этом руководство фирмы остановило свой выбор на факторинге и связано это со следующим.

В отличие от банковского кредитования при факторинговом обслуживании, получая финансирование своих продаж, ЗАО «Тритон» перестает нести следующие расходы:

- Проценты за пользование кредитом;

- Налог на прибыль с процентов, превышающих ставку ЦБ РФ на 3%;

- Расходы по оформлению кредита, включающие регистрацию и страхование залога, оплату рабочего времени сотрудников на оформление и подготовку документов для кредитного отдела, уведомления налоговой инспекции о намерении открыть ссудный счет и т.д.

- Расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране;

- Расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов, включая упущенные выгоды, связанные с выводом этих средств из оборота.

Кроме этого, финансирование в рамках факторинга обслуживания выплачивается сверх банковского лимита кредитования, который может быть использован поставщиком, например, для целей открытия аккредитива без покрытия, получения гарантии, вексельного кредита и т.д.

3. Экономия за счет появления возможности закупить товар у своих поставщиков по более низким ценам. Такая возможность появляется за счет того, что клиент Управления факторинга, получая значительную часть от суммы поставки в день поставки, и, теряя тем самым зависимость от соблюдения своими дебиторами платежной дисциплины, может пойти на сокращение срока отсрочки платежа при закупках товаров и потребовать от своих поставщиков лучших ценовых условий на закупаемый товар. Кроме того, он получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременном расчете с ними, вызванном кассовым разрывом.

4. Защита от потерь при неоплате или несвоевременной оплате дебиторами за поставленный им товар;

5. Экономия на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за:

- Контроль за дебиторской задолженностью;

- Привлечение финансовых ресурсов;

6. Защита от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.

Важно помнить, что вернуть потенциального клиента, ушедшего к конкуренту, завтра может быть невозможно.

7. Защита от потерь, связанных с отсутствием или недостаточностью непредвзятого контроля за продажами и платежами.

Рассмотрим, какие дополнительные расходы несет поставщик ЗАО «Тритон», встав на факторинговое обслуживание:

1. Оплата факторинговой комиссии;

2. Оплата дополнительного рабочего времени курьера на подвоз документов в банк;

3. Оплата дополнительного рабочего времени сотрудников бухгалтерии на выполнение связанных с факторинговым обслуживанием проводок.

В соответствии с общепринятой международной практикой в структуре вознаграждения за оказание факторинговых услуг выделяются следующие три основных компонента:

а) фиксированный сбор за обработку документов;

б) фиксированный процент от оборота поставщика.

Большая часть этой части комиссии представляет собой оплату оказываемых фактором услуг, а именно:

- Контроль за своевременной выплатой финансирования;

- Контроль за своевременной оплатой товаров дебиторами;

- Работа с дебиторами при задержках платежей;

- Учет текущего состояния дебиторской задолженности и предоставление поставщику соответствующих отчетов.

Кроме того, эта часть комиссии включает в себя премию за принятые на себя фактором риски:

- Риск несвоевременной оплаты поставок (ликвидный риск);

- Риск неплатежеспособности дебиторов (кредитный риск);

- Риск резкого изменения стоимости кредитных ресурсов (процентный риск).

Как правило, эта часть факторинговой комиссии зависит от количества покупателей, оборота, частоты поставок, особенностей товарного рынка и находится в пределах от 0,5 до 5% от оборота.

3. Стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования ЗАО «Тритон».

Таким образом, для того, чтобы оценить эффективность факторинговых сделок, организация ЗАО «Тритон» не только оценивает свою дебиторскую задолженность и ее изменения, но и соотносит дополнительные доходы с расходами от использования факторинга в своей деятельности.

3.3 Анализ эффективности применения факторинга фактором

Рассмотрим эффективность применения факторинга банком-фактором на примере филиала «Новосибирский» Русского банка развития.

На сегодняшний день филиал осуществляет овердрафтное кредитование и факторинг, операции с банковскими картами, услуги по инкассации, расчеты по системам «Клиент-Банк», «Интернет-Банк», предоставляет в аренду индивидуальные сейфовые ячейки, а также предлагает на рынок уникальный для Новосибирска продукт - кредитную карту с льготным периодом кредитования (grace period) под 0% годовых. На 1 января 2006 года валюта баланса филиала составила 142797 тыс. руб. Объем кредитного портфеля юридических и физических лиц - 98501 тыс. руб. Объем привлеченных средств юридических лиц - 12988,4 тыс. руб. Объем привлеченных средств физических лиц - 32196 тыс. руб.

Анализ факторинговых операций следует начинать с определения их доли в общей сумме активных операций банка. Для рассматриваемого банка данный показатель составляет 24%.

Эти операции относятся к высокодоходным: ставки по ним на несколько процентных пунктов выше, чем по кредитам, предоставляемым заемщикам с аналогичным финансовым положением. Поэтому их развитие при благоприятной экономической ситуации в стране является положительным фактором деятельности коммерческого банка. Для оценки общей тенденции развития этих операций и их доходности анализ должен проводиться на долгосрочной основе и систематически.

Следующим этапом является структурный анализ факторинговых операций. Прежде всего, необходимо определить отраслевую структуру субъектов (клиентов) филиала «Новосибирский» по данным операциям. Такой анализ важен для диверсификации риска, хотя на примере международной практики даже при сегодняшней ситуации можно выделить несколько отраслей народного хозяйства, финансирование предприятий которых может постоянно проводиться без роста риска неплатежей. Это, в частности, такие отрасли, как пищевая, а также компании, предоставляющие некоторые виды услуг (туристические, рекламные и т.д.).

Кроме отраслевой структуры, в банке рассматриваются операции по регионам и срокам. Анализ по регионам позволяет определить насколько банк «Новосибирский» использует потенциальные возможности освоения новых рынков с целью расширения деятельности и привлечения новых клиентов. Поскольку факторинговые операции должны финансироваться из долгосрочных ресурсов, то по этому виду услуг важное значение приобретает анализ по срокам действия факторинговых соглашений. Такой анализ необходим для определения обеспеченности факторинговых операций долгосрочными источниками финансирования.

В процессе анализа факторинговой деятельности большое значение придается анализу доходности этих операций. В этой связи подробному анализу подвергаются доходные счета филиала «Новосибирский» по факторинговым операциям. Более детально анализ проводится в разрезе каждой конкретной сделки. Поскольку данные операции относятся к высокорисковым активным операциям, то в данной связи особое внимание обращается на своевременность оплаты счетов-фактур покупателями продукции. По каждой из анализируемых операций рассматривается структура платежей, выделяется доля просроченных и проводится анализ их по длительности и по получателям этих услуг. Такой анализ позволяет оценить перспективы дальнейшего развития операций в банке. При оценке доходности проводится анализ структуры комиссии по факторингу и сопоставляются затраты по проведенному финансированию с полученными доходами.

Структура получаемого коммерческим банком-фактором филиалом «Новосибирский» вознаграждения была описана в предыдущем параграфе главы при рассмотрении расходов клиента-поставщика ЗАО «Тритон». Это в свою очередь составляет доходы банка-фактора.

Таким образом, для оценки эффективности факторинговых операций банком-фактором необходимо также сопоставить те расходы, которые несет банк, осуществляя факторинговые операции, с доходами, получаемыми от них.

Предположим, что банк приобрел право требования по договору факторинга номинальной стоимостью 636 000 руб., включая НДС, за 400000 руб. В дальнейшем банк получает денежные средства двумя платежами по 318000 руб. в погашение приобретенной по вышеуказанному договору дебиторской задолженности.

Таким образом, прибыль банка от данной операции составит разность между возвращаемой ему суммы в погашение приобретенной по вышеуказанному договору дебиторской задолженности (2 318000 = 636000 руб.) без НДС (636000 18 / 118 = 97017 руб.), т.е. 538983 руб., и стоимостью приобретения дебиторской задолженности (400000 руб.). Таким образом, банк получает чистую прибыль в размере 138983 руб. Итак, факторинговая операция является эффективной и приносит банку значительную прибыль.

При качественном отборе клиентов и проведении необходимого объема работ по получению платежей по платежным требованиям факторинговые операции представляют собой высокодоходный вид финансирования реального сектора экономики, при этом, однако, высокорисковый. Управление рисками по факторинговым операциям в филиале «Новосибирский» достигается путем диверсификации клиентов по отдельным отраслям народного хозяйства и регионам страны. Одновременно с диверсификацией покрытие части риска обеспечивается путем установления комиссии, структурно сформированной таким образом, чтобы она покрывала и расходы по факторинговому обслуживанию и компенсировала значительную часть принимаемых на себя фактором рисков.

И все-таки наиболее существенной проблемой остается неготовность многих отечественных кредитных организаций к развитию факторингового обслуживания. Основная проблема здесь чисто методологическая: факторинг относят то к кредитным, то к дисконтным, то к иным банковским операциям. Между тем факторинг не является частью банковского дела, чисто банковской операцией, так как представляет собой постоянное финансовое обслуживание (а не разовые сделки). Все это требует от банков, в том числе и от филиала «Новосибирский», специальных процедур принятия решений и управления рисками.

Вторая сдерживающая проблема - это неготовность значительной части банков страны к среднесрочным инвестициям в новую для них область деятельности. Основным препятствием здесь является не само факторинговое финансирование, а достаточно длительный и относительно затратный «нулевой цикл», связанный с постановкой дела, который даже при наличии профессиональной команды исполнителей занимает от 6 до 12 месяцев.

Вместе с тем, в целом перспективы факторинга следует оценивать как умеренно-оптимистические. Об этом свидетельствует, прежде всего, рост количества банков, успешно осуществляющих факторинговую деятельность.

Заключение

Таким образом, данная дипломная работа такому вопросу, как применение факторинга коммерческой организацией. Были освящены такие вопросы, как теоретические и правовые, организационно-методические аспекты факторинга, а также эффективность его применения для фирмы-поставщика и фирмы-фактора.

В результате выполнения работы можно сделать следующие выводы.

В условиях энергичного развития экономики, в том числе и в сфере промышленного производства, на рынке значительно обострилась конкурентная борьба. Особенно сильно это отражается на тех предприятиях, которые производят или реализуют массовую продукцию. Существуют множество способов повышения конкурентоспособности компании, одним из которых, и зачастую весьма эффективным, является предоставление отсрочки платежа за отгруженную продукцию. Но очень часто возникает ситуация, когда оплата полученной продукции так и не производится. Тогда фирме целесообразно защитить себя от подобной ситуации. Одним из инструментов такой защиты является факторинг.

Факторинг - это комплекс услуг, связанных с финансированием деятельности предприятия под уступку денежных требований (дебиторской задолженности) к контрагентам.

При помощи факторинга поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, имея полную уверенность в безусловном поступлении средств на свой счет против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.

Многие руководители предприятий зачастую пытаются провести параллель между факторингом и кредитом, стараясь сравнить затраты и выгоды от их использования в своей деятельности. В связи с этим стоит отметить, что данные финансовые инструменты направлены на удовлетворение все-таки разных потребностей поставщиков. Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания, компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности, а кредитные ресурсы - в качестве инвестиционных или инновационных средств.

Несмотря на то, что факторинг является несколько более дорогим в использовании продуктом, нежели кредит, данный финансовый инструмент имеет множество преимуществ перед кредитом. Главное из них - доступность получаемого финансирования. При факторинговом обслуживании не требуется никакого залогового обеспечения и оформления множества документов. Гарантией возврата полученных денежных средств является дебиторская задолженность клиента. Необходимо лишь уведомить покупателей об изменении реквизитов для оплаты поставок. Возвратность кредита в полном объеме заложена в его сути, что требует от поставщика аккумулирования и вывода из оборота соответствующего объема денежных средств. Факторинг же подразумевает возврат средств покупателями. Сумма кредита определяется сразу, размер же финансирования при факторинге не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. Таким образом, при использовании факторинга поставщик получает денежные средства в необходимом объеме и на оптимальный для себя срок. Кроме того, погашение действующего кредита не гарантирует получения нового, а финансирование в рамках факторингового обслуживания носит систематический (в некотором смысле, бессрочный) характер. Таким образом факторинг обладает огромным количеством преимуществ, поэтому неудивительно, что рынок данных услуг активно развивается в нашей стране.

Использование факторинга позволяет компаниям: повысить ликвидность дебиторской задолженности, ликвидировать кассовые разрывы; застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа покупателям; развить отношения с существующими покупателями и привлечь новых; расширить свою долю на рынке.

Все это определяет огромные перспективы развития факторинга в России.

Так или иначе, рынок факторинга активно растет: если в 2004 г. несвоевременное поступление денежных средств было зафиксировано по 7,8% сделок от общего объема, то в 2005 г. - уже 11,6%. Тенденция на рынке товарного кредита сейчас такова, что платежная дисциплина дебиторов ухудшается. Впрочем, это нормально и не должно никого пугать, уверяют эксперты. В ближайшем будущем доля просроченной задолженности будет только увеличиваться. Это связано с усилением конкуренции среди поставщиков: чем выше конкуренция среди них, тем на большие объемы просроченной задолженности кредиторы будут закрывать глаза. Дебиторы же используют сложившуюся ситуацию в своих целях, как любые рациональные экономические субъекты.

Все больший интерес к российскому рынку проявляют влиятельные иностранные игроки. Во многих странах мира (в особенности - странах Центральной и Восточной Европы) факторинговая индустрия переживает период роста. Объем международного рынка факторинга в 2004 году составил 860 млрд. евро и увеличивался на 11-13% ежегодно. Однако по сравнению с Россией такие темпы роста кажутся более чем умеренными. Именно поэтому отечественный рынок становится все более привлекательным для иностранных Факторов. Их главное конкурентное преимуществом - мощные финансовые ресурсы, недоступные пока для подавляющего большинства российских компаний.

Вместе с тем, экспансия иностранного капитала на отечественный факторинговый рынок сопряжена с определенными проблемами. Немаловажным обстоятельством, затрудняющим выход иностранных участников, является специфика операционной деятельности факторинговых компаний в России и за рубежом. Различия в законодательной базе, налоговом учете, бизнес-культурах и в ведении бизнеса как такового могут существенно осложнить деятельность иностранной компании в российских условиях. Поэтому покупка иностранными компаниями уже существующих и успешно работающих российских факторов представляется наиболее вероятным сценарием развития в ближайшие годы.

Список использованных источников

1.
Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья). Гражданский кодекс РСФСР (действующая часть): по состоянию на 1 февраля 2006 года. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 494 с.

2. Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.99 г., №33н.

3. Правила по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ. Положение ЦБ РФ №205_П от 05.12.2002 г. (в ред. Указания ЦБ РФ 09.08.2004 г. №1484_У).

4. Абалкин Л.И. Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции. - М.: Дека, 1995. - 104 с.

5. Адамова К.Р. Факторинговые операции коммерческих банков // Бизнес и банки. - 2000. - №15. - С. 4 - 5.

6. Адамова К.Р. Факторинговые операции коммерческих банков: виды и особенности регулирования, учет и анализ доходности // Бухгалтерия и банки. - 2000. - №2. - С. 21 - 27.

7. Адамова К.Р. Юридическая трактовка экономической сущности факторинга в международном и российском законодательствах // Финансы и кредит. - 2000. - №9. - С. 35 - 41.

8. Алексанова Ю.А. Правовое регулирование финансирования под уступку денежного требования. - М.: Компан Спутник, 2004. - 143 с.

9. Белов В.А. Три вопроса о факторинге // Бизнес и банки. - 2001. - №6. - С. 1 - 6.

10. Братко А.Г. Факторинг: быть или не быть // Бизнес и банки. - 2005. - №39. - С. 1 - 2.

11. Васин А.С. Системный подход к анализу рисков хозяйствующих субъектов при факторинговых операций // Финансы и кредит. - 2005. - №4. - С. 40 - 43.

12. Васин А.С. Управление факторинговыми операциями с использованием маркетинговых стратегий // Финансы и кредит. - 2005. - №7. - С. 3 - 37.

13. Васин А.С. Учет валютных рисков при статистическом моделировании факторинговых операций // Финансы и кредит. - 2005. - №5. - С. 58-61.

14. Васин А.С. Учет динамики платежей при анализе факторинговых операций // Финансы и кредит. - 2004. - №22. - С. 34 -36.

15. Гордополова А.А. Факторинговое обслуживание отечественных предприятий // Экономика и Финансы. - 2004. - №8. - С. 39 - 41.

16. Гришаев С.П. Договор факторинга // Деньги и кредит. - 2001. - №11. - С. 56 - 58.

17. Гришина О. Деньги для больших амбиций // Эксперт. - 2005. - №15. - С. 122 - 124

18. Гришина О. Законодательный тормоз // Эксперт. - 2005. - №15. - С. 125 - 127.

19. Гришина О. Факторы роста. Мнение игроков рынка факторинга // Банковское дело. - 2005. - №7. - С. 66 - 72

20. Данилова Е.В. Расчеты по договору факторинга // Главубух. - 2000. - №24. - С. 39 - 44.

21. Демчук И.Н. История возникновения и динамика развития факторинга: мировая и российская практика // Сибирская финансовая школа «АВАЛЬ». - 2005. - №2. - С. 100 - 105.

22. Демчук И.Н. Факторинг как банковская услуга и метод повышения эффективности деятельности предприятий - клиентов банка // Банковское дело. - 2002. - №4. - С. 30 - 35.

23. Денежное обращение и банк / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 209 - 215.

24. Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков. - М.: Комсальтбанкир, 1995. - 48 с.

25. Завидов Б.Д. Договор банковской гарантии и факторинга. - М.: Приор, 2002. - 32 с.

26. Ивасенко А.Г. Факторинг: сущность, проблемы, пути развития. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1996. - 58 с.

27. Ковзанадзе И.К. Операции факторинга: их виды, регулирование, учет и анализ доходности // Деньги и кредит. - 2001. - №11. - С. 52 - 55.

28. Колпакова Г.М. Управление дебиторской задолженностью предприятия. - М.: МИЭТ, 2000. - 72 с.

29. Кувшинова Ю.А. Этапы развития факторинга: история и современность // Финансы и кредит. - 2004. - №30. - С. 40 - 43.

30. Кузнецова М. Факторинг как средства расширения бизнеса // Банковское дело. - 2005. - №5. - С. 32-33.

31. Куликов А.Г. Кредиты. Инвестиции. - М.: Приор, 1994. - 144 с.

32. Куприянов А. Факторинг как метод пополнения оборотных средств предприятия // Финансовая газета. - 2001. - №37. - С. 13.

33. Курсов В.Н. Бухгалтерский учет в коммерческом банке. - М.: Инфра - М, 2004. - 268 с.

34. Кучин Б.Л. Факторинг - финансовая схема управление вексельными потоками. - М.: ООО Верже А.В., 2000. - 144 с.

35. Лаврик М.Ю. Работа с клиентами в процессе факторингового обслуживания // Банковское дело. - 2005. - №2. - С. 50 - 52.

36. Моргунов С. Факторинговое обслуживание поставщиков // Риск. - 2003. - №2. - С. 77 - 82.

37. Новоселова Л.А. Сделки уступки прав (требование) в коммерческой практике. - М.: Статут, 2003. - 494 с.

38. Орехов С.А. Факторинг. Управление корпоративными финансами. - М.: Компания Спутник +, 2001. - 124 с.

39. Орехов С.А. Факторинговый организационный аспект. - М.: Компания Спутник +, 2000. - 83 с.

40. Покаместов И.Е. Факторинг: некоторые практические вопросы // Бухгалтерия и банки. 2001. - №1. - С. 35 - 36.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты