Рефераты

Факторинг в коммерческой деятельности

Факторинг в коммерческой деятельности

Введение

Факторинг - это широко распространенный в мире инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала, незаменимый для малых и средних предприятий, доступ к кредиту у которых традиционно затруднен, а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно.

Привлекательность факторинга обусловлена тем, что данный инструмент объединяет в себе сразу несколько функций:

- финансирование оборотного капитала;

- инкассация задолженности клиента;

- страхование финансовых рисков.

Сейчас объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга и рынок рублевых корпоративных облигаций.

В России бурный поступательный рост рынка факторинговых услуг начался после кризиса 1998 года, и но итогам 2003 года оборот факторинговых операций в России оценивается в 750 млн. долларов. За прошедший год объем факторинговых операций в России удвоился.

В недалекой перспективе российский рынок факторинга (финансирования под уступку денежного требования) по объемным показателям может вплотную приблизиться к уровню европейских стран. Еще недавно экзотическая для России финансовая услуга сегодня стала повседневной операцией. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», обнародованным на недавно прошедшей конференции «Факторинг_2006: доступное финансирование растущему бизнесу», объем бизнеса факторинговых компаний и банков составляет порядка 5,5-5,7 млрд. долл. За 2005 год рынок вырос почти в два раза и, прежде всего, за счет наращивания оборотов его лидеров: НФК, «Еврокоммерц», «Петрокоммерц», «Промсвязьбанк», «НОМОС-банк». В 2005 г. на их долю приходится 86% рынка.

Столь быстрый рост популярности факторинга объясняется весьма просто. В отличие от банковских кредитов этот инструмент - фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга. Если ближайшие 2-3 года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2008 года его оборот составит не менее 40 млрд. долл., а это уже сопоставимо с показателями европейских стран.

На сегодняшний день факторинг весьма успешно используется в работе поставщиков продуктов питания, бытовой химии, текстильной, парфюмерно-косметической, алкогольной продукции, продукции нефтехимии, товаров народного потребления, медикаментов и др. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров, поскольку спрос на них остается стабильно высоким.

Объем факторинговых операций в Новосибирске ежегодно увеличивается в два-три раза. Аналогичный рост пока демонстрирует только рынок потребительского кредитования.

В Новосибирске факторинг - услуга еще достаточно новая, но ее популярность быстро растет. В Новосибирске факторинг наиболее востребован в среде крупных и средних предприятий, имеющих четкую стратегию развития и проводящих политику расширения рынков сбыта своей продукции. Отчасти это объясняется и относительной дороговизной факторинга по сравнению с кредитом. Если кредит в банке компания может взять под 14-18% годовых, то стоимость факторинга в отдельных случаях может достигать 25%. Поэтому для того, чтобы использовать факторинг, компания должна иметь определенный запас прочности и конкурентоспособные цены. Далеко не все малые предприятия имеют достаточную для этого рентабельность бизнеса.

Основная задача факторинга - обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.

Таким образом, вопросы развития факторинговых услуг достаточно актуальны в нашей стране.

Целью данной работы является изучение развития факторинга в коммерческих организациях.

В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:

1. Изучение теоретических и правовых аспектов применения факторинга в коммерческих организациях.

2. Изучение организационно-методических аспектов применения факторинга в коммерческих организациях.

3. Проведение анализа эффективности применения факторинга.

В работе акцентируется внимание на роли факторинга для успешного развития организации в современных российских условиях.

Методической основой работы послужили научно-методические публикации в области факторинга, законодательные, нормативные и методические материалы. В процессе исследования применялись общие методы исследования: наблюдение, формализация, абстрагирование, сравнение и др.

1. Теоретические и правовые аспекты применение факторинга в коммерческой организации

1.1 Виды факторинга и их правовая обоснованность в Российском законодательстве

Факторинг - это достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами, либо сами банки.

Факторинг является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним. В условиях свободного рынка важное значение имеют вопросы перемены лиц в обязательстве, уступка требований.

Иногда утверждают, что факторинг существует уже 6 тыс. лет. Во всяком случае, корни факторинга как разновидности комиссионно-посреднической услуги, одной из исторических форм кредитования, просматриваются еще в Древнем Риме.

Мнения об истории возникновения факторинга разделились. Некоторые авторы считают, что он возник в США лишь в 30-х годах ХХ в. или даже в конце ХХ века.

По мнению Г.Н. Белоглазовой и Г.В. Толоконцевой, операции факторинга впервые зафиксированы в XVII в. в Англии, где был создан Дом факторов (House of Factors), который занимался коммерческими операциями по поставке продовольствия из британских колоний. Современную форму факторинга они обнаруживают в США в XIX веке. Тогда английские производители тканей и одежды, стремящиеся обслуживать клиентов в отдаленных регионах страны, стали обращаться к местным коммерсантам с предложением своих товаров. Последние брали на себя обязательство складировать товары и затем распределять их среди розничных торговцев, а оплачивать английским поставщикам основную массу этих товаров немедленно, выступая при этом в качестве факторов (посредников). В 60_х гг. операции факторинга стали быстро распространяться в странах Западной Европы.

С.А. Орехов определяет факторинг как явление, которое возникло путем изменения английского института торгового посредничества эпохи средневековья и приобрело специфические черты на американской земле.

Американские факторинговые компании начинали вести деятельность, присущую банкам. Первыми в середине ХХ века факторинговые операции стали практиковать Bank of America и Trust Company of Georgia.

В середине ХХ века факторинг пришел в Европу и стал играть заметную роль в финансовом обороте сначала банков Англии, а затем и других стран. Количество таких банков поначалу было невелико, но после законодательного признания в 1963 г. факторинговых операций количество банков, практикующих такого рода операции, быстро возросло.

В 80-е годы, в период экономического подъема в западных странах, факторинг получает небывалое распространение. Факторинговые операции становятся популярными в Австралии, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. К началу 90-х годов количество факторинговых компаний увеличилось в 3,6 раза, но что примечательно: в их совокупном обороте в 2 раза уменьшилась доля США и в 1,5 раза возросла доля Западной Европы.

Таким образом, факторинг стал логическим следствием развития товарного рынка.

На сегодняшний день факторинг активно развивается и на международном уровне. В России международный факторинг стал зарождаться в 1994 году. Лидером рынка тогда был Международный Московский банк с объемом факторинговых сделок 70 млн. дол. США в год. Кризис 1998 года стимулировал всплеск факторинга. В этот период года появилось много долгов, которые переуступались устоявшим банкам с большим дисконтом.

На международных рынках факторинг также развивался высокими темпами. Объем переуступленной дебиторской задолженности с 1998 г. увеличился в 1,6 раза и к 2003 году достиг 760 млрд. евро. Сейчас на рынке работают около тысячи компаний, расположенных в Северной и Южной Америках, Европе, Азии, Австралии и Африке. Крупнейшим рынком остается Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следует Америка (14%) и Азия (14%).

Показатель «отношение факторингового оборота к ВВП» позволяет оценить относительную важность факторинга для финансовых систем стран мира. И здесь первые строчки занимают Италия (11,9%), Кипр (20,7%), Великобритания (10,5%), Португалия (9,8%). В США, Германии и Австрии значение данного показателя значительно ниже - соответственно, 0,9%, 1,6% и 1,2%. В России в 2003 году доля факторингового оборота в ВВП не превышала 0,1%.

Страны Восточной Европы в 1998-2003 годах показали высокие темпы роста факторинга (434%).

В России же рынок факторинга динамично начал развиваться только с 2002 года.

Таким образом, финансирование под уступку денежного требования, именуемое также факторингом, является новым институтом российского гражданского права. Целесообразность и эффективность применения данного договора в условиях рыночных отношений определяется возможностью повышения рентабельности коммерческих операций. Банки, иные кредитные организации и специализированные организации, выкупающие денежные требования (финансовые агенты), расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, добиваются дополнительных доходов. Предприятия, продающие денежные требования (клиенты), ставят задачу ускорения оборота своих средств путем получения досрочной оплаты за поставленные товары (оказанные услуги). Широкое применение данного договора во внешнеторговой практике привело к разработке Конвенции о международном факторинге, участником которой Российская Федерация в настоящее время не является. Отдельные факторинговые операции были известны отечественным коммерческим банкам еще до перестройки. Эти операции регулировались до введения в действие второй части ГК письмом Госбанка СССР от 12 декабря 1989 г. №252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». На сегодняшний день главным законодательным документом, регулирующим операции факторинга, является глава 43 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Федеральным законом от 02.12.90 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» факторинг был включен в состав банковских операций и сделок, и многие российские банки стали создавать в своей структуре специализированные факторинговые подразделения.

Юридическую сущность данных обязательств составляет уступка денежного требования, давно известная в обязательственном праве в качестве цессии (ст. 382 - 390 ТК РФ). Однако отношения факторинга имеют гораздо более сложный характер, чем обычная цессия, сочетаясь с отношениями займа или кредита, а также с возможностью предоставления других финансовых услуг.

Речь идет о предпринимательских отношениях, участник которых, приобретая денежное требование к другому лицу (например, в силу отгрузки ему товара или оказания возмездной услуги), не дожидаясь его исполнения, уступает данное требование банку или иной коммерческой организации (фактору) в обмен на получение займа или кредита. Разумеется, фактор оплачивает такое требование кредитору не в полной сумме или предоставляет ему кредит, рассматривая данное требование как способ полного или частичного обеспечения его своевременного возврата. При этом учитывается и необходимость вознаграждение фактору.

При постоянной потребности клиента, например, предприятия-изготовителя, в кредите, обслуживающий его банк может по договору принимать на себя обязанности не только по выдаче клиенту кредитов под уступку соответствующих денежных требований, но и по предоставлению ему одновременно связанных с этим различных финансовых услуг, прежде всего по ведению бухгалтерского учета и выставлению счетов по поступающим денежным требованиям. Ведь такой фактор во многих случаях, по сути, покупает дебиторскую задолженность клиента или его платежные требования к контрагентам и потому заинтересован в контроле над операциями своего клиента, в том числе и путем осуществления бухгалтерского учета его торговых операций. Таким образом, наряду с уступкой требования и кредитованием здесь появляются обязательства по финансовому обслуживанию фактором (финансовым агентом) своего клиента, что позволяет рассматривать этот договор как комплексный (смешанный).

Предметом договора финансирования под уступку денежного требования, согласно п. 1 ст. 824 ГК РФ, может быть как передача денежного требования финансовому агенту в обмен на предоставление клиенту соответствующих денежных средств, так и уступка клиентом фактору своего денежного требования в качестве способа обеспечения исполнения обязательства, имеющегося у клиента перед фактором (обычно - по кредитному договору фактора с клиентом). Во втором случае требование может переходить к фактору только при условии невыполнения клиентом своего обязательства (в субсидиарном порядке). В обоих случаях финансовый агент, по сути, так или иначе, кредитует своего клиента, получая право требования по некоторым его обязательствам в качестве возврата или обеспечения своего кредита.

Рассматриваемый договор со стороны финансового агента может предусматривать как передачу денег клиенту (по модели договора займа), так и обязательстве передать их (по модели кредитного договора). Точно так же и клиент в зависимости от условий конкретного договора либо уступает определенное денежное требование, либо обязуется уступить его. В соответствии с этим можно говорить о возможности существования факторинга как реального или как консенсуального договора и вести речь о возможности или невозможности понуждения стороны к выдаче кредита или передачи права требования. В коммерческой практике фактор обычно отбирает (одобряет) те или иные конкретные требования клиента и получает право отказаться от их получения (и соответственно - финансирования), например до момента, когда соответствующие товары клиентом еще не были отгружены, т.е. исполнение по сделке не производилось.

Предоставление фактором клиенту дополнительных финансовых услуг, связанных с уступаемыми денежными требованиями, включает ведение бухгалтерского учета, возможно, но не является необходимым элементом данного договора. Очевидно, что такие услуги становятся целесообразными в случаях, когда отношения сторон факторингового договора не сводятся к однократной уступке требования взамен предоставления кредита.

При уступке финансовому агенту денежного требования клиента к должнику оно может быть уже существующим (с наступившим сроком исполнения, например за отгруженный товар или оказанные услуги, и обычно отраженным в качестве дебиторской задолженности в бухгалтерских документах), либо будущим (срок исполнения по которому, например, в виде обязательства по оплате товара, еще не наступил). В первом случае важно, чтобы этот срок не истек к моменту уступки.

Именно поэтому клиент в соответствии со ст. 827 ГК РФ остается ответственным перед финансовым агентом за действительность требования, являющегося предметом уступки, но по общему правилу не отвечает за его реальную исполнимость. Иначе говоря, такое требование основано на нормах закона или договора и отсутствуют какие-либо условия, вследствие которых должник может не исполнять его (например, по требованию истекла исковая давность). Если же должник, несмотря на это, откажется исполнять предъявленное к нему требование, клиент не может отвечать за это перед фактором, если только иное прямо не предусмотрено договором факторинга. Последний, по общему правилу, является безоборотным, но договором может быть предусмотрена и ситуация, при которой клиент будет отвечать перед фактором за реальную исполнимость уступленного требования.

При уступке будущего требования оно считается перешедшим к финансовому агенту лишь после возникновения права на получение с должника конкретных денежных средств, причем без какого бы то ни было дополни тельного оформления (п. 2 ст. 826 ГК РФ). В этом случае фактор, принявший на себя бухгалтерское и финансовое обслуживание клиента, может успешно проконтролировать как наступление такого момента, так и реальность требования. До наступления указанного момента клиент остается субъектом соответствующего требования, т.е. стороной по договору, которая должна выполнить все лежащие на ней обязанности с тем, чтобы иметь возможность потребовать последующего исполнения обязанностей от своего должника.

Получив денежное требование от клиента, банк (фактор) становится за интересованным в его максимально возможном удовлетворении и вряд ли пойдет на различные отсрочки и другие льготы должнику. Последний, напротив, не заинтересован в замене партнера-кредитора, например, продавца по договору купли-продажи, с которым у него могут сложиться длительные связи, на неизвестного ему финансового агента. Поэтому должники, например покупатели по договорам купли-продажи, во многих случаях настаивают на включении в договор условия о запрете передачи любой из сторон каких-либо прав, вытекающих из договора, иному (третьему) лицу без согласия другой стороны. В этом случае цессия без согласия должника должна была бы исключаться, что, в свою очередь стало бы серьезным препятствием для получения финансирования под уступку требования банку или иному финансовому агенту.

В связи с этим ГК объявляет такой запрет цессии по договору недействительным (п. 1 ст. 828). Теперь его наличие в договоре не должно препятствовать уступке денежного требования финансовому агенту без согласия должника. Последний сохраняет в этом случае право применить к своему первоначальному кредитору (клиенту) меры ответственности за нарушение установленного договором запрета или ограничения на уступку прав. Если, однако, такая ответственность не определена договором, она может заключаться лишь в возмещении должнику убытков, понесенных им вследствие замены кредитора (например, при доказанности возникновения дополнительных расходов, которые отсутствовали бы, если бы долг исполнялся первоначальному кредитору).

Сам финансовый агент не предполагается получившим право на дальнейшую переуступку (продажу) полученного от клиента требования, если только такое право прямо не предоставлено ему по договору (ст. 829 ГК РФ). Но и в этом случае переуступка требования возможна лишь по правилам о договоре факторинга, т.е. в частности, только другому финансовому агенту, имеющему соответствующую лицензию на это. При этом осуществляющий переуступку финансовый агент попадает в положение клиента, а его клиент - в положение должника. Все это ставит в известные рамки деятельность по скупке долгов и созданию рынка долговых обязательств, которую пытаются развивать некоторые коммерческие организации, приобретая, например, требования вкладчиков к неплатежеспособным банкам или другим кредитным организациям. Обязанность должника произвести платеж не своему кредитору (клиенту), а его финансовому агенту, в соответствии со ст. 830 ГК РФ, возникает только при условии письменного уведомления о состоявшейся уступке требования, а при наличии соответствующей просьбы должника - также только после предоставления ему фактором доказательств состоявшейся уступки. Такое уведомление в коммерческой практике нередко производится путем надписи на выставленных на оплату счетах. Если письменного уведомления, а при необходимости - и дополнительного предоставления доказательств должнику не последует, он вправе произвести платеж клиенту (первоначальному кредитору). При совершении указанных действий должник произведет платеж финансовому агенту и будет свободен от обязательств перед клиентом. Все это конкретизирует общие правила закона о порядке совершения уступки требования (п. 3 ст. 382 и п. 1 ст. 385 ГК РФ), которые также находят в этих отношениях соответствующее применение.

Удовлетворяя требования финансового агента, должник по основному обязательству вправе противопоставить им (путем зачета) иные свои требования к клиенту (первоначальному кредитору), вытекающие из данного договора (например, об уплате неустойки за просрочку в отгрузке товаров). Однако он не может предъявить финансовому агенту требования об уплате сумм, причитающихся ему с первоначального кредитора (клиента), в связи с нарушением им условия договора о запрете или ограничении уступки требования (ст. 832 и 412 ГК РФ).

При расчетах фактора с должником он приобретает право на все суммы, которые ему удается получить от должника во исполнение требований. Их размер может превышать сумму выданного клиенту кредита (к выгоде фактора), а может быть и менее этой суммы, причем по условиям предполагаемого безоборотным факторинга клиент не несет за это перед фактором никакой ответственности. Только в случае, когда покупкой требования фактор обеспечивает исполнение обязательств, существующих перед ним у клиента, например, по возврату, выданного ему кредита, возможны дополнительные расчеты финансового агента с клиентом в зависимости от фактически полученных от должника сумм. Ведь само обязательство переходит к фактору от клиента лишь в части неисполненных последним требований, поскольку именно их исполнение этот переход и должен обеспечивать. Если финансовый агент фактически взыскал с должника по уступленному обязательству сумму, превышающую размер долга клиента, он должен передать клиенту соответствующую разницу. В противном случае финансовый агент получил бы сумму, превышающую размер его требований к клиенту, т.е. неосновательно обогатился бы за его счет. Но если фактически полученная фактором от должника сумма будет менее размера долга клиента, последний остается ответственным за остаток долга (ст. 831 ГК РФ). Таким образом, становится очевидным, что в отношениях факторинга тесно связаны между собой не только стороны договора финансирования под уступку денежного требования (финансовый агент и клиент), но и должник по обязательству перед клиёнтом (первоначальным кредитором). В частности, должник по уступленному обязательству сохраняет право требовать с клиента уплаты определенных сумм при нарушении последним своих обязательств по договору (например, при оплате им фактору стоимости товара, отгруженного клиентом и впоследствии оказавшегося недоброкачественным). В такой ситуации должник не вправе требовать возврата сумм, уплаченных фактору (п. 1 ст. 833 ГК РФ). Но если сам фактор в этом случае не произвел клиенту обещанный за уступку требования платеж, либо при производстве такого платежа знал о нарушении обязательства клиентом, должник может требовать возврата ему соответствующих сумм непосредственно от фактора. Ведь в указанной ситуации финансовый агент получает с должника деньги, не произведя финансирования своего клиента, либо зная, что уступленное ему требование клиента к должнику необоснованно или заведомо спорно.

Уже упомянутая ранее глава 43 ГК РФ определяет различные виды и особенности факторинга.

В таблице 1 (Приложение 1) представлен анализ видов факторинга и их классификация.

Рассмотрим основные виды факторинга.

Итак, операции факторинга бывают:

- внутренние (если поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли - продажи, а также фактор - фирма находятся в одной и той же стране) или международные;

- открытые (если должник уведомлен об участии в сделке фактор-фирмы) или закрытые (конфиденциальные). Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу является фактор-фирма и что платежи должны осуществляться в ее пользу. При конфиденциальном факторинге никто из контрагентов клиента не осведомлен о кредитовании его продаж фактор-фирмой.

При открытом факторинге уведомление должника о факте переуступки обычно осуществляется с помощью специальной надписи на счете-фактуре с указанием платежных реквизитов финансового агента. Также поставщик обычно посылает должнику дополнительное письмо, в котором уведомляет о заключенном договоре факторинга.

При закрытом факторинге покупателя не уведомляют о факте уступки денежного требования финансовому агенту. Должник продолжает платить по своим долгам поставщику, а поставщик перечисляет эти денежные средства финансовому агенту. Однако, если должник нарушит свои обязательства, необоснованно отказавшись платить, то как правило, поставщик уполномочивает финансового агента, уведомив о состоявшейся уступке денежного требования, взыскать с должника денежные средства. В международной практике чаще всего такое уведомление от имени финансового агента направляется должнику в течение 60 дней после наступления срока платежа. Получив уведомление, дебитор должник исполнить свое обязательство финансовому агенту, а не поставщику. Заметим, что в международной практике, если договор факторинга заключен без права регресса, в случае неплатежа со стороны должника, фактор все равно обязан будет выплатить всю сумму финансирования поставщику в течение 90 дней после уведомления должника о заключении договора факторинга. Итак, основное отличие открытого договора факторинга от закрытого состоит в том, что при закрытом факторинге должник не знает о заключенном договоре факторинга, и административное управление дебиторской задолженностью осуществляет поставщик от имени финансового агента.

При факторинге без права регресса финансовый агент принимает на себя кредитный риск, то есть обязуется полностью выплатить поставщику сумму его дебиторской задолженности даже в случае банкротства должника. При факторинге с правом регресса финансовый агент лишь прилагает все усилия для взыскания с должников сумм дебиторской задолженности. Если должник не исполнит свой долг, то финансовый агент вправе потребовать от поставщика ранее авансированные ему под дебиторскую задолженность суммы. Такой факторинг имеет много общего с кредитованием. При этом факторинг может быть с полным либо частичным регрессом. В случае не выполнения должником обязательств по оплате, при факторинге с полным регрессом финансовый агент вправе взыскать с поставщика 100% суммы произведенного финансирования. При факторинге с частичным регрессом соответствующую часть суммы финансирования. Факторинг без права регресса является хорошей альтернативой использования аккредитивов, банковских гарантий, инкассовых и форфейтинговых операций.

Надо отметить, что все факторинговые сделки приобретают силу регресса в отношении поставщика, в случае, если дебиторская задолженность признана не действительной. По общему правилу денежное требование, уступаемое финансовому агенту, должен обладать свойством действительности. В соответствии с нормами Кодекса международных факторинговых обычаев при заключении двухфакторного соглашения финансовый агент импортера обязан взыскать с должника и перечислить в пользу финансового агента экспортера денежные средства, инкассированные от импортера. В случае, если инвойс импортера не оплачен в течение 90 дней, финансовый агент импортера сам производит платеж по гарантии в пользу финансового агента экспортера.» Однако эти обязанности снимаются с финансового агента импортера, если импортер предъявил встречное требование к экспортеру или начал судебное разбирательство против него до момента окончательного решения спора между ними. Только после окончательного признания денежного требования недействительным финансовый агент экспортера вправе потребовать от экспортера возврата ранее предоставленных сумму финансирования.

Некоторые финансовые агенты при проведении сделок с регрессом работают на условиях рефакторинга. Такая практика применяется, если поставщик не желает возвращать сумму финансирования при предъявлении финансовым агентом к нему регрессного требования в случае не выполнения дебитором своих обязательств. Финансовый агент, идя на встречу поставщику, самостоятельно начинает процедуру взыскания денежных средств с должника, в том числе в судебном порядке, а расходы на проведение такой процедуры взыскивает с поставщика в виде рефакторной комиссии.

Хотелось бы отметить, что даже если и возникнет спор между поставщиком и покупателем относительно поставляемых товаров, поставщик все равно получит предварительное финансирование от финансового агента в виде большей части суммы дебиторской задолженности, если факторинговое соглашение содержит условие об авансировании поставщика сразу после отгрузки товаров. И только, если денежное требование будет признано не действительным, финансовый агент вправе предъявить требование к поставщику о взыскании сумм финансирования. Это выгодно отличает факторинг от других форм международных расчетов, например аккредитива, который формально ограждает поставщика от риска неуплаты со стороны дебиторов, однако, как правило, при возникновении судебного разбирательства между экспортером и импортером банк-эмитент аккредитива постарается выплатить экспортеру денежные средства по предоставлении необходимых документов, сославшись на неточности в них (пусть даже формальные).

По характеру взаимоотношений финансового агента и клиента выделяют факторинг с полным сервисом, его разновидность - агентский факторинг и дисконтирование счетов-фактур.

О факторинге с полным сервисом принято говорить как не о договоре, а как об обслуживании, так как это чаше долгосрочное обслуживание клиента. В соответствии с заключенным финансовым агентом и клиентом договором, клиент обязуется уступа свои дебиторские задолженности финансовому агенту по мере их поступления.

На каждом счете - фактуре поставщик делает надпись, уведомляющую покупателя о том, что дебиторская задолженность уступлена финансовому агенту. Финансовый агент финансирует поставщика к определенной согласованной дате. При этом финансовый агент берет на себя кредитный риск, то есть риск того, что должник не исполнит свое обязательство, но, как правило, только в отношении определенных должников, То есть полное факторинговое обслуживание в отношении определенных должников производится без регресса, а в отношении других должников - с регрессом. Этот вопрос финансовый агент и поставщик специально оговаривают в соглашении. В исследованиях справедливо отмечается, что для клиента факторинг с полным сервисом означает превращение дебиторских задолженностей, основанных на договорах с различными импортерами, в дебиторскую задолженность только одного покупателя - финансового агента. Таким образом поставщику нужно вести учет продаж только операций с финансовым агентом, что значительно сокращает затраты поставщика на управление дебиторскими задолженностями.

Крупные компании - поставщики часто используют такую разновидность полного обслуживания как «дробный факторинг». В этом случае поставщик заключает договор факторинга не с одним, а с несколькими финансовыми агентами. Это делается в целях минимизация риска неправильного выбора финансового агента, более узкая специализация финансовых агентов на конкретном направлении деятельности поставщика. Финансовые агенты в большинстве случаев специализируются на обслуживании рынка одной страны или рынка определенной продукции.

Вопрос о сроках финансирования поставщика решается по-разному. Мировая практика знает несколько вариантов таких соглашений. Распространен вариант, когда финансовый агент финансирует поставщика сразу после отгрузки товаров и предоставления документов, подтверждающих факт отгрузки.

Многие финансовые агенты работают на условиях фиксированного периода платежа. Это условие, в соответствии с которым финансирование поставщика осуществляется по прошествии определенного количества дней после отгрузки товара.

В некоторых случаях соглашение финансового агента и клиента может предусматривать финансирование последнего после поступления денежных средств от дебиторов. Такое финансирование не является для клиента досрочным, и интересно лишь тем, что финансовый агент, а не клиент занимается инкассированием дебиторских задолженностей.

Агентский факторинг является разновидностью факторинга с полным обслуживанием и представляет собой соглашение, в котором финансовый агент приобретает дебиторские задолженности клиента и назначает последнего своим агентом по административному управлению своими задолженностями. Покупатель остается обязанным платить поставщику. То есть поставщик проводит работу по взысканию дебиторских задолженностей в пользу финансового агента (выступает агентом финансового агента).

Противоположностью факторинга с полным сервисом является дисконтирование счетов-фактур. Эта сделка (не обслуживание) представляет собой покупку финансовым агентом отдельных денежных требований клиента. Клиент таким образом удовлетворяет потребность в финансировании, а управление дебиторскими задолженностями он производит самостоятельно.

Поставщик, заключая соглашение о факторинге, может выбрать какой либо из вариантов, перечисленных выше, а может разработать совместно с финансовым агентом какой-либо особый вид соглашения. Как было отмечено выше, факторинг является рамочным договором, допускающим существование множества его разновидностей, выгодно отличающихся от обычно банковского кредитования и других форм международных расчетов.

Таким образом, факторинг имеет уже достаточно долгую историю в мировой практике, в то время как в России он все еще находится на стадии становления. Поэтому важным моментом является разработка законодательной базы факторинга. Факторинг может осуществляться в различных вариантах, выбор которых осуществляется клиентом. На данный период времени факторинг является достаточно привлекательной услугой для большинства коммерческих российских организаций.

1.2 Возможности и условия применения факторинга в коммерческой организации

Именно у нас, когда и представители малого и среднего бизнеса, многочисленные промышленные предприятия постоянно ощущают нехватку оборотных средств, дороговизну банковского кредита, отсутствие альтернативных источников финансирования поставщиков, факторинг может стать тем, что поможет ликвидировать взаимные неплатежи и ускорить платежно-производственный цикл.

Факторинг делает расчеты между партнерами значительно проще: продавец может сразу после поставки получить деньги, а у покупателя есть возможность согласовать с продавцом приемлемый срок отсрочки платежа, продавец может заниматься текущей деятельностью, обслуживанием клиентов.

Факторинг имеет преимущества и перед обычным кредитованием в экономии времени участников сделки, что имеет четкое материальное выражение. Особенно это выгодно для мелких бизнесменов, т. к. им приходится одними из первых вести жесткую конкуренцию на рынке с импортными товарами.

Для предприятий-поставщиков, испытывающих дефицит оборотных средств, факторинг может стать альтернативой традиционному способу привлечения средств - краткосрочному кредитованию. Основные отличия факторинга от кредита приведены в таблице 1.1.

Остановимся подробнее на наиболее важных преимуществах и недостатках факторинга по сравнению с кредитом.

Преимущества факторинга.

Отсутствие залога. При заключении договора факторинга банк не требует предоставления залога, открытия расчетных счетов поставщика и его дебиторов в одном из своих отделений, а также не проводит длительной проверки платежеспособности клиента. Должниками банка при факторинговом обслуживании поставщика становятся его дебиторы, а не предприятие-поставщик (гл. 43 ГК РФ).

При кредитовании коммерческие организации с помощью залога страхуются от возможности невозврата своих средств. При факторинге аналогичной страховочной мерой является распределение кредитного риска между большим количеством дебиторов поставщика. За счет этого снижается вероятность того, что сумма денежных средств, выданная фирмой-фактором поставщику, не будет возвращена полностью.

Таблица 1.1 - Основные отличия факторинга от кредитования

Условия договора

Договор кредитования

Договор факторинга

Срок, на который выдаются средства

фиксированный

На срок фактической отсрочки платежа покупателя фирме-фактору

Срок выплаты средств

В обусловленный договором день

В день поставки товара

Обеспечение (залог)

требуется

Не требуется

Сумма

Заранее обусловлена

Не ограничена и может быть увеличена по мере роста продаж клиента

Условия получения средств

При оформлении каждого кредита необходимо предоставлять большое количество документов

Заключив договор один раз поставщик получает деньги при предъявлении накладной и счета-фактуры

Возможность продления договора

Погашение одного кредита не гарантирует получение следующего

Может длиться бессрочно

Дополнительные услуги

Не предоставляются

Сопровождается управлением дебиторской задолженностью

Снижение рисков компании-поставщика. При факторинге фирма-фактор берет на себя значительную часть рисков своего клиента, в частности риски ликвидности, кредитные, валютные и процентные риски.

Факторинг позволяет избежать так называемых процентных рисков. Они возникают в случае, когда компания за счет привлечения кредитов пытается восполнить недостаток оборотных средств, вызванный отсрочкой платежей. Напомним, что процентная ставка по краткосрочным кредитам в первую очередь зависит от ситуации на рынке заемных средств, поэтому предприятие не застраховано от резкого удорожания кредитных ресурсов.

При заключении же бессрочного договора факторинга фактор гарантирует поставщику, что стоимость предоставляемых денежных ресурсов будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени (например, в течение полугода или года). Этот аспект факторингового обслуживания является дополнительным стабилизирующим фактором для бизнеса поставщика.

Все указанные риски будут подробнее рассмотрены далее.

Управление дебиторской задолженностью. Важной особенностью факторинга является то, что фактор не только осуществляет финансирование поставок в кредит, но и управляет дебиторской задолженностью клиента. Поставщику регулярно предоставляются следующие отчеты по состоянию дебиторской задолженности: о поставках, зарегистрированных за определенный период; о переводе средств поставщику; о поступлении средств от дебиторов; о статистике платежей по каждому дебитору; о состоянии просроченной задолженности.

Кроме того, по мере необходимости фирма-фактор связывается с покупателями (например, если сроки оплаты товара истекли). Таким образом, факторинговая фирма освобождает клиента от работы по отслеживанию своей дебиторской задолженности.

Однако не все покупатели решаются работать с поставщиком на условиях факторинга, поскольку не хотят видеть в качестве кредитора мощную факторную компанию вместо постоянного партнера. Стремясь избежать осложнений, факторы требуют, чтобы к договору поставки оформлялось приложение, в котором покупатель фиксировал бы свое согласие перечислить деньги за товар на счет фактора.

Недостатки факторинга.

Главный недостаток факторинга в том, что его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита. Факторинговая комиссия представляет собой общую плату за комплексную услугу и в общем случае складывается из следующих составляющих:

сбор за обработку документов (50-200 руб. за документ);

собственно факторинговая комиссия (0,5-3% от стоимости контракта);

проценты за использование денежных средств, предоставленных фактором клиенту сразу после отгрузки товара и получения от него товарно-транспортных документов (до 36% годовых).

Впрочем, при заключении договора на факторинговые услуги факторинговые компании, как правило, готовы учитывать индивидуальные особенности своих клиентов. Так, на размер комиссии влияют количество дебиторов у предприятия, сумма оборота в рамках факторинговых услуг.

Еще один недостаток в том, что из всех видов договоров факторинга у нас используется в основном договор с правом регресса, когда фактор имеет право вернуть кредитору денежные требования, не оплаченные должником в течение определенного срока. Этот факт сильно портит все прелести подобных договоров.

На рис. 1.1 выделены положительные стороны факторинга как инструмента финансового менеджмента.

В то же время не всякое малое предприятие может пользоваться услугами факторинговой компании. Не подлежат факторинговому обслуживанию:

* предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

* предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

* строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

* предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок;

* факторинговые операции не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия.

Перечисленные ограничения оправданы тем, что в данных случаях факторинговой компании трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ.

Заинтересованность российского бизнеса в факторинге объяснима, т. к. именно факторинг, этот финансовый инструмент, стал одним из рычагов выхода из глубочайшего кризиса европейской экономики в после-военное время.

Подводя итог, можно констатировать, что:

1. Российская экономика нуждается во внедрении новых управленческих инструментов.

2. Менеджмент требует инноваций, которые должны учитывать особенности России.

Рисунок 1.1 - Положительные стороны факторинга как инструмента финансового менеджмента

3. Факторинг может стать одним из инструментов менеджмента в стабилизаций российской экономики, ее развитии при учете специфики современного этапа.

4. Потенциал факторинг имеет сейчас в экспортных операциях.

5. Объектами внутреннего факторинга могут стать фирмы малого и среднего бизнеса, которые испытывают острый недостаток оборотных средств.

Если обобщить преимущества факторинга, то можно сказать, что главными достоинствами его являются:

* превращение дебиторской задолженности в наличные деньги; уменьшение рисков неплатежей;

* увеличение ликвидности, рентабельности, прибыли;

* возможность расширения объемов оборота;

* повышение доходности;

* экономия собственного капитала;

* улучшение финансового планирования;

* возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков.

На рисунке Приложения 2 показаны преимущества факторинга.

Как видно из вышеизложенного, факторинг может быть действенным средством решения многих задач, он может принести пользу всем участникам факторинговых операций, может стать эффективным инструментом подъема экономики. Именно поэтому факторинг активно развивается на российском рынке и востребован многими коммерческими организациями.

1.3 Проблемы применения факторинга в коммерческой организации

При применении факторинга коммерческие организации России сталкиваются с различными проблемами. Среди данных проблем можно выделить следующие: учет факторинговых операций, низкий уровень осведомленности потренциальных клиентов, трудности развития российских факторинговых компаний.

Рассмотрим данные проблемы подробнее.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты