Рефераты

Мировоззрение человека

p align="left">14. Системный подход. Простые и сложные системы

Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: 1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; 2) исследование механизма взаимодействия системы и среды; 3) изучение характера иерархичности, присущего данной системе; 4) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; 5) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности

15. Специфика социально-гуманитарного познания

Внимание акцентируется на деятельности человека, на ценностно-целевых установках. Гуманитарное знание в психологии предполагает ценностное отношение к изучаемой действительности - человеку; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п. Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов.

16. Сущность отчуждения. Проблемы отчуждения

Отчуждение - категория, описывающая парадоксальность человеческого бытия, процессы, ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности и её условиям, средствам, результатам, самому себе. Сущность отчуждения заключается в стихийном и неконтролируемом действии законов общественного развития процессов, господстве над человеком и результатами его деятельности. Аспекты экономического отчуждения: 1) Отчуждение труда - связано с дроблением труда на отдельные виды, подвиды, операции. Поэтому утрачивается универсальное содержание и всеобщий характер деятельности. Работник выполняет часть общественного труда. Труд превращается из средства всестороннего развития личности во внешнюю необходимость. Такой труд всегда принудителен. Меняются только способы принуждения: внеэкономическое, экономическое, юридическое, нравственное. 2) Отчуждение от производителя продукта его труда. Продукт становится предметом для другого. 3) Следствие первых 2-х аспектов - отчуждение от производителя орудий и средств производства. 4) Отчуждение природы. Отношения человека к природе подчинены целям общественного производства, определено степенью его организации. Развивая производство, потребляя его продукты, люди формируют новые потребности, удовлетворить которые они могут только за счёт преобразования вещества природы, за счёт использования её энергии. Люди всегда находятся в зависимости от природы. При этом они часто разрушают природное равновесие. Люди осуществляют свои цели как сознательные существа. Посредством орудий труда человек подчиняет себе природу, покоряет её, но это подчинение не абсолютное, а относительное. Власть человека над природой усиливается, но растет и сила отчуждения. Природа «мстит» человеку. 5) Отчуждение между людьми. Отчуждение - это не свобода человека перед обществом. Оно выступает как отношение между людьми, как отчуждение человека от человека и человека от общества. Если человек отождествляется с выполняемой социальной функцией, то он становится средством для другого общества, осуществляет господство через овеществлённые сущностные силы: - производственные силы и производственные отношения, - социальные институты, - формы регуляции социального поведения людей. 6) Межличностные отношения как отчуждение. Человеческое поведение зависит от социальной среды. Речь идёт о нашем с вами приспособлении. Весь вопрос в том, какова степень зависимости одного человека от другого? Человек человеку….Друг, Волк, Бог, Дьявол, Бревно. Духовное отчуждение. Это господство над человеком продуктов духовного производства, тех ценностей, которые определяют ход развития цивилизации. Нынешняя цивилизация стоит в тяжелом разладе с человеческой психологией, физиологией, нравственностью. Этот разлад пронизывает все устои жизни. Цивилизация расчеловечивает человека. Дробное разделение труда превращает нас в винтик социальной машины. Промышленная база воспитывает в нас хватательные рефлексы. Город отсекает человека от природы, превращает его в пассажира, прохожего, соседа, покупателя, производителя. Стресс будней растит в нас темные струны души, глушит светлое. Человечество сейчас расколото на чуждые мировоззрения, религии, классы, нации, идеологии.

17. Прогресс

С латинского прогресс означает усовершенствование, улучшение чего-либо, движение вперёд. Идея общественного прогресса возникла в философии ренессанса, а окончательно выкристаллизировалась во французском, немецком, итальянском просвещении. Прогресс - многоаспектное, многоплановое понятие - это прогресс человеческого разума, науки, техники, всех производительных сил общества. В комплексный критерий прогресса важно ввести развитие человека как деятеля и творца. Наука и техника могут развиваться в отрицательном значении. Когда их достижения направляются против человека, когда уничтожают гуманизм. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению. Цели, стремления, идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие меняются в ходе истории. Прогресс - объективная закономерность восходящей направленности развития общества, выражающаяся в усилении воздействия общества на природу. В качественном преобразовании форм человеческой жизни, совершенствовании человека как личности, ускорения в целом темпов общественного развития. Прогресс имеет субъективное содержание. Как поступательное развитие способности людей к сознательному творчеству в достижении поставленных целей. Факторы субъективного значения возрастают по мере развития общества. Критерий прогресса - детерминанта восходящей тенденции общественного развития - это единый эталон, к которому стремятся все социальные явления. Идеи социального прогресса нашли отражение в истории философской мысли. Демокрит: целая концепция исторического развития. Он делит историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей. Двигатель всех изменений - нужда. Она ставит цель, приводит в движение способности человека. Другим важнейшим средством благополучия граждан является демократическое государство. Искусство управлять государством - наивысшее. Лукреций Кар освобождает мир человеческой жизни от вмешательства Богов. Всё возникает, развивается естественным путём. Прогресс - это покорение сил природы в земледелии, скотоводстве, мореплавании. Для него источник и двигатель прогресса - нужда и разум. Идею прогресса как совершенствования разума продолжает Кондорсет, 18 век. Исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека. Его заключение: не существует никакого предела для развития человеческих способностей. Кроме границы длительности существования самой планеты. Развитие идёт более-менее быстро, но никогда не пойдёт вспять. Развитие человеческих знаний ведёт к устранению неравенства и совершенствованию человека.

18. Понятие ценности. Ценностный мир личности

Основой мотивации человека являются ценности. Именно они интуитивно всегда осознавались как основа человеческого поведения. Ценностная проблематика возникает тогда, когда речь идет о выборе (что предпочесть) Два варианта. Информация всегда нами сортируется. На значимую и незначимую, то есть вслед за познанием возникает проблема оценки знания. В 1902 году появляется понятие «аксиология» - (учение о ценностях). Формально началом аксиологического этапа можно считать появление в качестве самостоятельного понятия как «значимость», независимо от опыта, от данных этого опыта играет роль истины в познании. Оценка - это процесс выбора между значимым и незначимым, а поскольку такое явление встречается и у животных, то

критерием сортировки у человека выступают инстинкты, а также актуализированные потребности. Ценность означает приобретение черт общепризнанности. Само понятие «ценность» близко экономическим категориям: товар и цена, в таком значении ценность употребляется и сегодня. В эпоху античности, практически одновременно с появлением материальных ценностей, возникает идеальная, духовная, высшая ценность. Считается, что первым ее проблематику выделил Сократ, который сформулировал основные вопросы мировоззрения, как проблему ценополагания: не что и как, а зачем. Для блага и красоты есть единое - это принцип целесообразности. Прекрасное - это не просто критерий оценки чего-либо, а некое внутреннее, задающее направление развития и совершения. Ценности - смысловые универсалии, которые выявились в результате обобщения типических ситуаций, с которыми обществу или человеку пришлось столкнуться в общении. Ценность - это одновременно и нечто врожденное, и воспитанное, приобретенное. Мир, в котором живет человек, - это всегда мир определенных ценностей. Ценность-это предмет потребностей человека. Таким предметом может быть вещь или идея. Отсюда ценности делятся на материальные и духовные. Но все они являются продуктами общественного производства. Они удовлетворяют наши потребности, они также опосредуют взаимодействия людей. Полагают абстрактных, не неопосредованных ценностных отношений между людьми не существует, или почти не существует. Материальные и духовные ценности образуют системные объединения, различия между ними не являются абсолютными. Относительность проявляется в том, что каждый класс ценностей обладает свойствами противоположного класса, то есть духовные ценности - это такие же реалии, как и материальные, а материальные ценности предполагают определенные моменты идеальности. Идеи могут быть как истинными, так и ложными. Но от этого они не перестают быть ценностями. Все идеи имеют то или иное материальное бытие. Они воплощаются в книгах, архитектурных сооружениях, сыгранных ролях и т.д. Развитие цивилизации представляет собой сознание всеувеличивающегося и дифференцирующегося мира. Одновременно идет процесс усложнения ценностных связей между людьми. Всякая ценность характеризуется по меньшей мере 2 способами: *функциональное значение. *личностный смысл, то есть отношение к потребностям человека. Значение ценностей является совокупностью общественно-значимых свойств функций предмета или идеи, которые делают их значимыми в данном обществе. Основными типами жизненных стратегий в современном обществе являются: благополучие, успех, самореализация.

19. Культура. Функции культуры

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определение. Для философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет

происхождение от латинского слова «culture» - что в переводе означает «возделывание земли, уход». Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово «культура» часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль - туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства - материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль - туры называется ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого чело - века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.

20. Учение о биосфере В И Вернадского. Ноосфера и императивы коэволюции

Больш. знач. для понимания взаимод-я общ-а и прир. имеет учение о биосфере Вернадского. В 20-х гг. 20 в. он пришёл к выводу, что на нашей планете происх. переход биосферы в нов геолог-е сост. Чел., познавая законы, совершенствуя технику, начин оказывать опережающее влияние на ход прир-х процессов. Он считает, что следует различать 3 реальн-ти: наблюдаемая реальн-ть в обл-и жизни чел.+ненаблюд-я-микроскоп-я реальн-ть атомных явл-й+реальн-ть в глобальном масштабе. С понятием биосферы. Верн-й связ-т плёнку жизни, кот возникла на поверхности планеты и способна поглощать энергию космоса, с пом-ю кот м трансформ-ть земное в-во, она окруж-т внешн оболочку земли и ускоряет эволюц-е процессы. По Верн-му, живое в-во на протяж-и всей истории земли было постоянным, благодаря геохим-ким циклам, с возникнов чел., появл мощный фактор прир-х взаимод-й-сфера разума. Чел. выработал в соц-ной среде научн мысль, кот стала нов геолог-й силой, и биосфера переходит в ноосферу-особым образом орг-ная сфера, в кот общ-о сообразно своим растущим потребн-м направл-т и контрол-т ход прир-х процессов. Ноосф-огромн скачок в планет-м раз-и, появл-е и исп-ние но ср-в и факторов раз-я, имеющих дух-но псих-ю прир. Образов ноосф предполаг проявл-е всего чел.-ва, как единого мыслящего целого, появл нов вид энергии: биохим-кий процесс+энергия разума, культ. Границы, образующие ноосф, непостоянны, зависят от степ разумн-ти, от кач-ва мыслит-х процессов. Формир-е ноосф означ нов единство общ-а и прир: не чел. не м сущ-ть без прир, но и прир в преобраз-м мире не м сущ-ть без только целенаправл-го участия чел. В 60-х гг появл нов термин-коэволюция-нов этап согласованного сущ-ния прир и чел. Пробл коэв-вписать чел. с произвед-м им технократ-м миром в универс-е эволюц-е раз-е, обеспечить совместное раз-е биосф и общ-ва, а значит, устан опр-ные запреты на чел.-кую деят-ть. Биосф-сложн сист, развив-ся крайне неустойчиво, её эволюц знает множ-во катастроф. По соврем-м данным для естесств-го образов-я нов биол-го вида треб-ся не менее 10 тыс лет. Скоросто техноэвол-и, в отлич от биоэвол, постоянно растёт, при больш разнице в скоростях говорить о коэвол практич-и невозм-о. Локальные последствия деградации окруж-й средв приводят к заболев-м, смерт-ти, генет-му уродству и др, поэтому нагрузки на биосф не д превыш её возм-ти по сохран-ю стаб-ти. Прир-я среда оказывает влияние на разл-е стороны общ-ной жизни, прир-источник здоровья чел. (телесн и душ-го), один из источн формир-я эстетич-х вкусов, идеалов людей. Климат, почва и др-постоянн и необход усл-я жизни общ-а, прир-е усл-я предоставл нам ср-ва для сущ-ния и раз-я, влияют на темпы раз-я производ-х сил, на направл-е этих сил, прир-я среда ускоряет или замедляет раз-е общ.

22. Потребности, интересы, цель как движущие силы развития истории

Общество - это высоко организованная самоуправляющаяся система. В основе саморазвития находятся определённые движущие силы исторического процесса. История протекает в разное социальное время, проявляется в различных культурах и цивилизациях. На социальную жизнь оказывают влияние географическая среда, производительные силы, уровень технологий, господствующие идеологические, этические и другие ценности. Все названные факторы тесно между собой связаны. В обществе жизни связей выражают взаимоотношения между мыслящими существами, которые осуществляют не только материальную, но и духовную деятельность. Люди преследуют свои цели, следовательно, общественные отношения проявляются в форме интересов, целей, потребностей. Движущие силы включают в себя объективные факторы и субъективные. Потребности. Потребность - это первый, самый сильный побудитель человеческой деятельности вообще, трудовой в частности. Потребность - это объективное свойство, выражающее настоятельную нужду человека в чём-либо. Потребности делятся на естественные и социальные. В структуру социальных потребностей входят экономические, социально-политические, духовные. Решающую роль играют экономические. Они органично связаны с производством и потреблением. В процессе удовлетворения данной потребности возникают новые, которые с течением времени становятся старыми, требуют своей замены. Потребности могут быть реализованы путём целесообразной преобразующей деятельности человека, а сам процесс реализации совершается через интересы. Интерес - в отличие от потребностей - имеет дело только с социальными процессами. Он является продуктом общественных отношений. По своей природе интерес имеет объективный характер, ибо его источники берут своё начало в экономических отношениях различных социальных общностей. Вместе с тем, интерес - это явление историческое. Выделяют личный интерес. Он определяется социально-экономическими условиями общества. В этом интересе выражается отношение человеческого индивида к его собственной жизни, к данной микросреде, а также к жизни всего общества. Групповые интересы - это интересы какой-либо социальной общности. Общественный интерес - он включает в себя в преобразованном виде все виды интересов, не зависимо от того, в какой сфере общественной жизни они проявляются. Общественные интересы отражают объективные тенденции и потребности развития общества. Потребности, интересы, противоречия органически связаны друг с другом. Экономические интересы - это объективные побудительные мотивы деятельности людей, выражающие связь между положением людей в обществе и их материальными, духовными потребностями. Экономические отношения составляют объективную основу интересов общества. В общественных интересах существует субъективная сторона. Она связана с осознанием людей своих интересов и определением конкретной цели своей деятельности. Потребность создаёт в себе внутренние противоречия, без разрешения которых нельзя выполнить отведенную противоречиям роль в общественном развитии. Вывод: общественные противоречия - коренной главный постоянно действующий источник и движущая сила общественного развития. На основе противоречий возникают не только новые потребности и интересы, а также различные идейные мотивы, побуждения, для удовлетворения которых люди действуют, ведут борьбу с природой, друг с другом, покоряют силы природы, вступают в определённые общественные отношения, создают организации, работают сообща. Историческое развитие носит в целом объективный характер. Эта объективность обусловлена наличием материальных предпосылок и условий жизнедеятельности людей.

23. Методология формационного развития общества

Формационный подход теория общественно экон формаций явл краеугольным камнем материалистич понимания истории. Термин формация взят из геологии и им обознач надпластовое геологич отложение. У Маркса термин формация обществен - эконом формация, экон формация, обществен формация. Он разделил общественную историю на 5 стадий. Он говорил о сущ 3 эпох: 1) формирование человечества 2) господство частной собственности. 3) коммунистич она снимает архаичность эпохи первобытности и соц онтогонизмы рабовладения, феодализма и бурж цивилиз. 1и2 объявляется предысторией чел., а собственно чел. история это бесконечное развитие при коммунизме. В фундаменте каждой формации лежат опред производительные силы, их характер и уровень. Базисом формаций явл производств отношения. В условиях классового общества сущностью и ядром производит отнош стан экон отнош между классами. На этом базисе и вырастают все стадии формации. Осн элементы формации: 1) производст отнош опред надстройку - совокупн полит, правов, моральных, философ и религиозных взглядов общества и соответствие этим взглядам отнош и учреждений. Именно по отнош к надстройке производит отнош выступ как экон базис общества. Осн законом формац развития явл взаимод базиса и надстройки. Этот закон опред всю систему экон отнош, а главное собствен на средства производства. Базис всегда первичен, а надстройка вторична, но Маркс указыв что воздейств базиса на надстройку не фатально. Надстройка развив самост и побуждает базис к развитию. 2) этнические формы общности людей: род, племя, нации. Эти формы опред способом поизводства, характером производ отнош и ступенью развития производит сил. 3) Тип и форма семьи. Абсолютно чистых формаций не бывает, так как любое общество всегда находится в процессе развития. Надо учитывать и уровень развития отдельных стран. Закономерности: формации саморазвиваются это обусловлено технико-технологич базисом и отнош собствен, возникшими в предыдущих формациях. Полнота развития формаций. Движение и развитие осущ ступенчато. Страны высокого формационного уровня оказ сильное влияние на менее развитые.

24. Проблема периодизации исторического процесса. Технологический детерминизм

Начиная с древности формировались различные модели по-разному представляющие ход исторического процесса. Самым древним является триада (рождение, жизнь, смерть). Эта триада получает свое развитие прежде всего в философии древней Индии., где учение о карме и реинкорнации дополняется идеей о цикличности исторического развития, которое рассматривается как на уровне космологическом, так и уровне человеческой истории. Значительные эпохи юги, которые отличаются тем, что в человеке преобладает либо добродетель, либо злобы. Выделяют 4 юги: 1) сати-юга золотой век, век благости. 2) Трето-юга благо вытесняется 1\4 злобы. Серебряный век. 3) двапара-юга 1\8 зла. 4) Кале юга железный век. В античной философии представления о цикличности исторического процесса основывались на учении о первоэлементах. По Гераклиту и его последователям развитие человека и общества осуществляется в периоде

продолжительностью от 10 тыс 800 до 18 тыс лет. По окончанию периода происходит катастрофа, выраженная во всеобщем воспламенении, а потом происходит мировой поток. Но в этом процессе сохраняются логосы, которые дают начало новому циклу. Идеи цикличности представлены у Платона в чередовании форм общественного устройства от золотого века к постепенно ухудшающимся современным формам. В представлении Эмпедокла маетникообразная модель истории, где предельную модель определяет любовь и ненависть. С распространением христианства циклическая модель становится неактуальной и до конца XVII в. к ней практически не возвращаются. Своеобразный Ренессанс идеи цикличности осуществляется Ж.Б. Вико. По его мнению, мир сотворен, но его порядок вечность. Вико выделяет 3 века: 1) век богов (теологич. юриспруденция), 2) век героев (героич юриспруденция) 3) век людей (естеств справедливость). Каждый век завершается кризисом. Со II пол XIX в. и по настоящее время идеи цикличности исторического процесса развиваются в основном в русле цивилизационного подхода. Линейная концепция связана с христианством и ключевыми представлениями о сотворении мира и конца света. А. Августин 4 впервые вводит понятие стрелы времени (большой взрыв сотворение мира конец света) (телеологизм учение о целях; Эсхатология учение о конце света; сотереология учение о спасении). Периодизация истории в рамках цикличной и линейной модели различны. С XVIII в. линейная концепция дополняется идеей прогресса, которая становится условием и фактором человеческого развития. Для этого необходимы критерии прогресса. Модель Соловьева, который выделяет 3 периода человеческого развития: 1) хозяйственное общество (семья); древнейшая история; 2) политическое общество (государство); 3) теократическое общество (церковь). Спиралевидная модель исторического процесса предусматривает соединение идей циклической и линейной моделей. Представляется, что с одной стороны, развитие прогрессирует и исторический процесс необратим. Исторические время и события неповторимы, но имеют место повторения прошлого, но на более высоком этапе развития спиралевидная модель основывается на идеях диалектического и исторического материализма и проявляет себя в формационном подходе. Ковариантная концепция исторического развития (к. Ясперс), которая в качестве ключевого использует понятие «осевое время». Этим понятием фиксируется значительный культурно-исторический феномен. В период 800 200 г. до н.э. заложена духовная основа человечества. Осевая духовная основа человечества прежде всего сам человек, в его духовной открытости миру. Главное измерение духовной открытости человека осевого времени универсальность, переходящая в трансцендентность, - стремление умение человека выходить за свои пределы. Осевая схема выводит на единство мировой истории, в которой Ясперс выделяет 4 эпохи: 1) прометеевская; 2) великих культур древности; 3) осевая (духовная открытость человека миру) 4) науки и техники. История по Ясперсу - процесс, совершаемый между истоками и целью. Истоки - создание человека. Цель - царство душ. Ясперс предполагает о наступлении нового «осевого времени». Технологический детерминизм философское направление II половины ХХ века. Выделяет в истории в соответствии с этапами развития техники стадии: доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества. Его представители: А. Турен, Дж. Гэлбрей, Д. Белл, О. Тоффлер. Вместе с изменением технической организации изменяется господствующая сфера производства: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг, и изменяется социальный слой: землевладельцы, бизнесмены, профессионалы для доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества соответственно. Технократия власть тех, кто связан с техникой. Постиндустриальное общество характеризуется, как информационное, т.е. общество, где в основе всякой технологии лежат информационные процессы.

26. Наука как деятельность, знание и социальный институт

Наука - это сложный феномен; это сфера исследования д-ти, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе, человеке; это сфера включает в себя все условия и моменты пр-ва этого знания, ученых, научные учреждения, оборудование, методы научно-исследоват. работ, понятийный и категориальный аппараты… Наука - это форма дух д-ти людей. Наука - это и соц институт, который изучает себя с помощью комплексных дисциплин: логика и история науки, психология научного творчества, науковедение, социол знания. По предмету и методу выделяют науки о природе, обществе (гуман и соц), о познании, мышлении, логике, гносеологии. Каждая из них может быт еще разделена. Другие критерии: теоретические, фундаментальные, прикладные. По историч хар-ру: 1) преднаука (доклассический этап) - это зарождение предпосылок науки; 2) классический - четко выделен предмет; 3) неклассический - разработка релятивистских и квантовых теорий. Отвергается объективность классич науки; 4) постклассический - внимание акцентир на ср-вах д-ти человека, на ценностно-целевых установках. Этап хар-ся универсальным, глобальным эволюционизмом. Устанавлив универсальные связи между неживой, живой и соц материей.

27. Специфика и формы систематизации научного знания

1) факт - исходный момент знания, это форма знания обладающая достоверностью. Факт отражает единичные связи, отношения между предметами и явлениями. Вывод не делается на основании одного факта. Они лишь в системе дают объективные знания. Факты классифицир на: факты единичного наблюдения, статистические факты, которые устанавливаются в результате обработке усредненных данных. 2) проблема. Любое исследование состоит в обнаружении, формулировании, решении проблем. Проблема выступает как связующее звено от неполного знания к полному. Термином проблема обозначается некоторое затруднение. В процессе развития науки происходит дифферинц проблемы: неразрешимые; разрешимые; личные. 3) гипотеза - это предложение о новых законах или причинах объясняющ какое-либо вновь открытое явлен, связь. Гипотеза - это форма развития знания. Она должна быть совместима с решающимися фактами, принципиально проверяемой. Гипотеза может выдвигаться на уровне обыденного познания, на эмпирическом и теоретическом уровнях. Типы гипотез: 1) модельная - стремится выявить специфику объекта, его качественные особенности. Предложение выдвигается на основе аналогии и заключается в переносе информ с одного объекта на другой. 2) математическая - стремится выделить общий хар-р теории. Она обращена к исследованию объекта. Эта гипотеза представляет собой переход от логико-математич аппарата старой теории к логико-математич аппарату новой. Гипотеза выступает как инструмент накопления новых фактов. В этом смысле она связана с экспериментом и теорией. Если гипотеза подтверждена, то она превращена в теорию. 4) теория - это форма достоверного знания о некоторой совокупности объекта. Она предст. собой систему взаимосвязей утверждений и доказательств. Теория отличается от эмпирического знания: а) достоверностью знания, б) теория дает обобщенное описание исследуем явлений, формулирует законы, в) в теории выделяется множество исходных утвержд и получаемых из них посредством вывода новых. Типы теории: 1) описательные (эволюц теория Дарвина). Они описывают большую группу объектов; 2) матеманизированные. Они хар-ны для современного знания. Их ценность в том, что модели допускают несколько интерпретаций, для объективно разной природы. 3) дедуктивный. Исходная теоретич основа формир в начале. Затем в теорию включ лишь те утвержден, которые могут быть получены из этоц основы. 5) метатеория - эта теория анализирует стр.-ру, св-ва кокой-либо теории. Эти теории строятся на основании логики и математики.

28. Понятия метода и методологии

Понятие методологии - это система методов научного исследования, это учение о методах исследования. Метод лишь тогда явл научным, когда он отражает объективные закономерности мира. Метод - это исходный пункт исследования, это теория, повернутая своим острием на познание и образование объекта. Группы методов: 1) эмпирическое исследование, 2) теоретическое исследование, 3) методы, которые применяются на эмперич и теоретич уровнях. Свойства метода: 1) ясность; 2) направленность определенной цели; 3) результативность - способность обеспечить достижение намеченной цели; 4) плодотворность - способность кроме намеченных результатов дать другие, не менее важные; 5) надежность - это способность дать результат с наименьшими затратами времени, средств. Охарактеризуем методы эмпирического уровня: 1. Наблюдение - простой исходный эмпирический метод. Оно рождается в трудовой деятельности. Должно удовлетворять следующим требованиям: *преднамеренность, т.е. оно должно вестись для решения определенных задач.*планомерность.*целенаправленность, т.е. внимание должно быть сконцентрированно только на интересующих сторонах объекта.*активность, субъект не просто воспринимает, а ищет нужные объекты, их свойства. Выделяют два вида наблюдения: *прямое, когда объект воспринимается органами чувств, без помощи приборов. *косвенное, с помощью приборов, аппарат автоматически регистрирует те или иные характеристики. Результат наблюдения - предпосылка познавательной деятельности человека, первичная информация. 2. Сравнение - это эмпирический метод познания посредствам которого на основе какого-либо фиксированного признака устанавливается тождества или различия объектов познания. Объекты познания попарно сопоставляются. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям: *сравниваться должны лишь такие явления, между которыми существует определенная объективная общность. *сравнение должно вестись по наиболее важным, существенным признакам, объекты сравниваются непосредственно или опосредственно. В некоторых случаях сравнение возрастает до уровня общей методологической концепции. 3. Измерение - это универсальное познавательное средство. Это процедура определения численного значения некоторой величины посредствам выбранной единицы. Измерение предполагает следующие этапы: *объект измерения. *единица измерения. *измерительный прибор. *метод. *субъект. Элементарной формой является простое измерение. Прямое, результат получается непосредственно из самого измерения. Возможно косвенное измерение, искомая величина определяется путем на основе знаний, которые получены прямым измерением. Измерение позволяет находить формулировку, эмпирические законы. Измерение служит источником формирования научной теории измерение приобретает большое значение когда входит составной частью в эксперимент. В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения). 1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX века. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др. Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики. 3. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

29. Общенаучные методы теоретического познания

Обыденное познание дает знания для ориентации в окружающем мире. На его основе накапливается материал для научного познания. Оно субъективно и возникает как результат научной деятельности. Наука: *социальный институт (люди и отношения между ними). *специфическая познавательная деятельность (познание). *специфическое знание (физика и т.д.). Наука-система теоретических знаний, теория возникает на основе обобщения знаний. Метод совокупность действий, призванных помочь достижению желаемых результатов.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д. В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп: I. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. Но философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные методы (например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой. II. Общенаучные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т.д. III. Частно-научные методы, т.е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук. IV. Дисциплинарные методы, т.е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования. V. Методы междисциплинарного- исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер дeйствий, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. Научными методами эмпирического исследования являются наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов. Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях. Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетно-дедуктивный методы.'' 1) Абстрагирование-процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. 1) Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом. 2) Формализация-отображение содержательного знания в знаковом формализме (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводиться с разной степенью полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т.е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод-даже при последовательном его проведении-не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты). 3) Аксиоматический метод-способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения-аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом формулируются специальные правила вывода.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты