Для человека весь мир как бы расколот на 2 части. На моё «я» и на всё остальное не «я» (природа и общество). Для сознания мир делится на материальный (практический) и идеальный (теоретический). Как соотносятся эти 2 мира? В самом общем плане существует 2 способа решения этого вопроса: 1) Природа осваивается перенесением на неё свойств и взаимоотношений людей (антропоморфизм) 2) Люди, осваивая природу, понимают себя как часть природы. Мировоззрение - система наиболее общих взглядов на мир в целом, на место, занимаемое человеком в этом мире. Мировоззрение включает в себя эмоционально - психологическую сторону и познавательно - интеллектуальную. Мировоззрение - это одновременно и процесс познавательной деятельности и его результат. Это наложение уже имеющихся знаний на действительность с целью её объяснить. Мировоззрение складывается под влиянием условий жизни, стихийно или сознательно. Мировоззрение бывает обыденным и теоретическим. Понятие Мировоззрение соотносится с понятием идеология, но по содержанию они не совпадают. Термин «идеология» восходит к слову «идея» - устойчивое представление о реальности. Идеология, как явление культуры родилось в эпоху просвещения в 18 веке. Мировоззрение шире идеологии. Оно относится ко всей объективной действительности. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления, на классовые отношения. Идеология это инструмент социального сплочения, это и система взглядов идей, в которой оцениваются и осознаются отношения людей друг к другу и к социальной действительности, а так же поддерживаются цели, программы, деятельности, направленные на закрепление или изменение данных общественных отношений. Идеология - система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество. В середине 20 века на Западе получает распространение теория деидеологизации (Дэниэль Бэл, Аронь). Смысл теории: всякая идеология ненаучна. Цель: изучать об-во надо не научными методами, а надо создавать надклассовое право и «чистое искусство». В 70-х появилась новая теория - реидеологизации. Одновременно она выступала как отрицание первой теории и как ее продолжение. Тезис о противопоставлении науки и идеологии был сохранен, но вместе с тем было заявлено, что общественные науки не способны выполнять функции идеологии, ибо не дают ответа на вопросы - Что такое добро и зло? смысл жизни? Поэтому нельзя применять критерий истинности зрения эффективности. Существовали и существуют различные типы мировоззрения. Нас интересует социально-философский подход. Он выделяет исторические типы мировоззрения. Это сравнительно устойчивая мировоззренческая система, обусловленная уровнем развития материальной и духовной культурой общества, характером общественных отношений. Выделяют мифологическое, религиозное, натуралистическое, философское миропонимание.
2.Особенности мифологического миропонимания
«Мифология» с греческого - речь, сказание, слово. В современной литературе - это многозначное понятие: 1) Рассказ о каких-то событиях, которые сопровождали историю народов у их самых истоков. 2) Повествование, в котором явления природы или культуры предстаёт в одухотворённой, олицетворённой форме. 3) Способ понимания мира, который возникает на основе выделения человека из природы. Первоначально это практическое выделение, затем духовное. Главная проблема мифологического сознания - это дуализм (философское направление, признающее в основе мира 2 независимых и равноправных начала - материю и дух) природы и общества. Особенности мифологического миропонимания: Образность, эмоциональность, ассоциативность, генетизм, антропоморфизм (перенесение присущих человеку присущих психических свойств на явления природы - животных, предметы), социоморфизм, гилозоизм - это термин для обозначения натурфилософских концепций, анилизм (система представлений о наличии у человека, животных, растений такого начала, как душа). Душа - совокупность побуждений сознания любого живого существа, особенно человека. Научное понимание: душа - это совокупность тесно связанных с организмом психических стремлений чувственных явлений. Психология: душа - это внутренний, психический мир человека, его сознание. Дух - движущийся воздух, дыхание, носитель жизни. Дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает её и совершенствует телесную действительность. Мифология выступает как матрица памяти Она даёт полезные для человека знания, обучает полезным приёмам деятельности, превращает природное чужое в человеческое своё. Мифология консолидирует традиц об-во, это первая попытка объяснения мира. Миф - не сторого аналитизированное знание. В мифе существует своеобразная логика. Она позволяет освоить большой опыт иррационального, то есть неразумного, придаёт человеку смысл и надежду. Люди часто отступают от трезвой мысли, отдают предпочтение мечте. Очевидно миф - это не только социальный феномен, но и антропологический. Западное понимание антропологии состоит в том, что у человека есть душа (психологический подход), а вокруг себя человек создаёт мифологическое поле, восполняет ущербность существования иллюзией, делает его комфортнее. В фундаменте мифа лежат вера и единомыслие.Социальный миф - это особое духовное образование, которое в наглядной упрощенной форме выявляет волю и интонацию людей, аккумулирует их психическую энергию. Социальный миф - это движущая сила истории. Бытие конечно определяет сознание, но как только человек совершит открытие, его сознание начинает править его бытием. Наше бытие - это как бы овеществленное сознание. Поэтому наши орудия труда - это типа сгустки сознания, которые живут в умном металле. Все они составляют социальные устои. Отношения - это дети 2х родителей: сознания, их открывающего, и потребностей, живущих с его помощью. У бытия и сознания существует обратная связь.
Основная проблема религии - это личность и общество. Религия появляется на определенном этапе развития первобытного строя, когда начинает осознавать своё «Я». Религия появляется когда появляется предмет отражения. Анализ всего многообразия религий позволяет установить, что в любой из них отражаются господствующие над человеком силы природы и общества. Возникновение отчуждения - это одно из главных условий порождения религии. Религия - это своего рода преодоление социального отчуждения. Она отражает реальную действительность, то сторону общественного бытия, которая закрепляет господство, несвободу, зависимость людей от условий их жизни. Определить религию - это значит выразить её сущность, формы и функциональное проявление. Религия - вера в сверхъестественное. Сверхъестественное - гносеологическое понятие, то, что не подчиняется законам материального мира, то, что выпадает из цепи причинных связей и зависимостей. Сверхъестественное по представлениям верующих неощутимо, недоступно разуму, не может быть постигнуто с помощью обычных средств познания, но оно оказывает воздействие на его жизнь позитивно и негативно. Сверхъестественное может быть выражено в разных формах в виде веры в сверхсущества (боги, духи, души); сверхсвязи между реальными объектами (магия, тотемизм); сверхсвойства реальных объектов (фетишизм). Что такое бог? Этому вопросу придают широкий смысл. *Индивидуальное начало. *Высшее сверхсущество, достойное поклонения. *Бесконечное множество космических сил. *Универсальное регулятивное начало всего сущего Абсолют - философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Бог-абсолют включает в себя следующие моменты совершенства: а) Бог-творец -всемогущее начало, б) Бог-всеведущ, премудр, в) Бог-источник милости и справедливости. Освещаемым объектом может стать любой объект, признаваемый по тем или иным причинам первоценным, уникальным, таинственным. Это может быть одушевленный или неодушевленный объект, конкретная вещь или абстрактная, нечто конечное или бесконечное, личностное или безличностное. Религия - особая форма идеального освоения мира. Имеет 2 полюса: нематериальный и материальный. Нематериальный - это совокупность тех культивируемых связей, которые мыслятся как отвечающие за целостность мира. А также это сумма субъективных состояний веры в реальность этих связей. Материальный - это сплачивающие верующих культовые действия и организации. Это выражение этих связей, их воплощение в иконических знаках (молитвенные здания, идолы, вожди, обряды). Религия существует как семиотическая (семиотика - наука о знаках) и аксеологическая (аксеология - учение о ценностях) система. Вера - это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние, мировоззренческая позиция и психологическая установка. Гносеологией вера означает принятие знания без непосредственного эмпирического и рационального обоснования, важный элемент познания, человеческая потребность принимать события такими, какими их хочется воспринимать, способность оценивать реальность из глубин человеческого существа.Функции религии: 1) этиологическая, т.к. человек нуждается в объяснении мира. 2) мировоззренческая - создается картина мира, опред. место человека в мире. 3) познавательная. Существует мнение, что религия не является познанием. Она не проникает в сущность процессов развития природы и общества. 4) регулятивная. Она организовывает поведение и деятельность людей. Эта ф-ция осуществляет коммуникацию, т.е. передача информации обычным языком. 5) ф-ция интеграции - религия объединяет людей. Одновременно она и дезинтегрирует об-во, т.е. разделяет его по религиозному принципу. 6) компенсации. 7) терапевтическая - религия выступает как лечебное ср-во (молитва, исповедь дают психолог разрядку, снижают напряжение). 8) т. к. религия часть культуры, то она выполняет: а) ф-цию трансляции - внедрение в сознание людей определяет нравственных, правовых норм, политических и художественных идеалов в) координация человеческих отношений, форм обществ сознания на разных этапах с) гуманизация человеческих отношений - для некоторых периодов истории. Роль религии можно оценить из: 1) Сакральная модель: религия - это генотип культуры. 2) Светская модель: религия - это пережиток. Культура должна выводиться из образцов хозяйственной жизни. 3) Синтетический подход: устойчивое материальное производство не может начаться, пока между людьми не возникнет доверия, не будут сформулированы те идеалы, на которых покоятся семья, быт, разделение труда, социальные коммуникации.
4. Специфика философского мышления. Философия как наука. Функции философии
Философия возникает вместе с первыми успехами науки. Она как бы разрешает противоречие между мифологической картиной мира и новым знанием, мышлением. Она критически переосмысливает оставленный в наследство духовный материал. Философия возникла из мифологии путем внутреннего развития последней за счет изменений одной формы - личностно-образная поменялась на безличностно-понятийную. Сторонники этого: Гегель, Иосиф Ипосеоген. Концепция - философия возникает как простое обобщение знания (Спенсер, Богданов). Третий подход объединяет гносиогенно-мифогенно-религиозное учение + обыденные знания. Специфика философского знания в рефлексии - принципы человеческого мышления направленные на осмысление своих собственных продуктов. Оборачивание мысли на себя. Человек как бы со стороны наблюдает за своей деятельностью по построению образов действительности (мышление
оборачивается на себя). Теория как способ понимания мира возможна при условии, когда человек отделяет себя от предмета свой деятельности. Ясперс К. считал, что в период между 800-200 лет до н.э. - период резкого поворота в истории («осевое время»). Человек осознает бытие в целом. Осознает себя, свои границы, осмысливает мир и себя как проблему, ставит радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. В этот период были разработаны основные категории, которые мы мыслим по сей день, во всех направлениях совершается переход универсальностей. Философия складывается как наука о всеобщем. Аристотель выводил науки из любознательности. Занятия философией - мудрость, присущая не многим. Философская разумность по Аристотелю предполагает: 1) Мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя не имеет знания о каждом предмете в отдельности. 2) Мудрый тот, кто способен познать трудное, нелегко постижимое.) Мудр тот, кто более точен и способен научить выявлению причин, которые дают возможность предвидеть события, а значит правильно действовать. Философ - это тот, кто удивляется, ибо удивляющийся размышляет. Удивляющийся считает себя незнающим. А тот кто уверен в своем всезнайстве никогда не станет философом. Философ хочет много знать не ради какой-либо цели, а для того чтобы понять что-либо. Путь философского знания, это путь разумного мышления. Культура не может быть навязана помимо воли и желания. Философия дает понимание целого, она формирует наиболее общее понятие. Философия существует не для чего, а почему. Она существует как одна из высших потребностей человеческого духа. Дух устремлен к тайнам бытия. Философия существует потому что существует человеческий разум и человеческая душа. Она выражает разнонаправленные устремления души. Философия включает в себя все знания которыми располагали тогда люди. С развитием общества, с накоплением знания стали появляться специальные науки. В эпоху средневековья этот процесс замедляется. В новое время убыстряется и сейчас почти завершен. В результате область которая составляла предмет философии сокращалась. Возник вопрос что осталось на долю философии? Позитивисты заявили: «Все должны заниматься своим делом. Право на существование имеют позитивные науки (естествознание). Они сами себе философия. Все философские проблемы якобы бессмысленны». Эта установка привела к господству натуралистского (научного) мировоззрения. Основной источник этого мировоззрения - житейский опыт, повседневная практика. Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, философском
типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естественные науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биология, геология. Всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Функции Философии: 1) Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик. 2) Философия выступает как самосознание общества и культуры. 3) Рационализация - перевод в логическую понятийную форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его сферах. 4) Аксиологическая (Аксиология - учение о ценностях). 5) Идеологическая. 6) Воспитательная.
5. Основной вопрос фил-ии. Историческое изменение предмета фил-ии
Стержнем любой философии - отношение материи и сознания. В мире существуют три большие группы явлений материальных и духовных. Неизбежен вопрос что лежит в основе всего, что первично материя или дух? Материализм признает первичность материи природы, и сознание объявляет свойством материи. Идеализм исходит из положения о том, что материальное - продукт духовного. Творец мира и природы - это сознание. Объективный идеализм за исходное берет сознание, как чистую идею, как волю, как мировой дух. В субъективном идеализме исходным выступает сознание человека. От него зависит реальность. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм: существовать - это значит быть в восприятии. Это монистические подходы. Дуалисты: Аристотель, Декар; плюралисты: Лейбниц. Говорят что вопрос о первичности и вторичности - главный философский вопрос. (У основного вопроса философии есть и вторая сторона познаваем ли мир). Аргументы: без его решения не может обойтись ни одно философское учение. От его решения зависят все другие философские проблемы. Усомнимся, стоит ли выделять главный вопрос философии вообще, основной ли он? Может быть просто следует писать историю проблем? Или же примем пока как антиномию, но будем иметь ввиду, что проблема что первично, материальное или духовное, существовала, существует и вряд ли спор о примате когда то завершится. Ибо эта проблема субстанциональная. Субстанция (от лат) - сущность, нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, это сущность, лежащая в основе всего. К понятию субстанции близко лежит понятие «субстрат» - основание, носитель, общая материальная основа явлений.
Вторая сторона главного философского вопроса: познаваем ли мир? Это соотношение материи и сознания. С точки зрения того, как человеческое сознание относится к реальности, способно ли оно его познать одни философы признают познаваемость мира, другие придерживаются принципа непознаваемости, агностики. В эпоху античности это все знания, которыми располагали люди, поэтому философов называли мудрецами. Специальных наук не было, но с развитием пр-ва, накоплением знаний, появляются науки, начинают отделяться. В средние века отделение наук протекало медленно. В настоящее время в основных чертах этот процесс завершен. В результате область сужается. Позитивисты считают: «Философия не может быть наукой, так как не бывает частной науки и её постигла участь короля Лира». То есть философия не может найти себе места такого раздела, который не мог бы стать предметом той или иной науки. Право на существование должны иметь лишь позитивные науки, они сами себе философия, к тому же все философские проблемы бессмысленны. Первоначальным предметом философии было все знание. В связи с разделением труда, становлением самостоятельных наук предмет философии сужается. Предмет философии это всеобщее в системе мир-человек. Философия исследует предельно общие характеристики самого человека, условия его жизни, мира, в котором он живет. Предмет философии меняется. В новое время большинство мысл. св. пред. фил. с истинным познанием вещей. В 19-20 в. Предмет философии: мировое целое, сущность и законы общества, изучение наиболее общих понятий, познание универсума, наука о ценностях, изучение наименее сис. общ. устройства. Сегодня возможны разные определения предмета. Дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ.
6.Природа философских проблем
Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, философские проблемы приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик.В свете историко-материалистического подхода классически-философские проблемы утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем. Марксу удалось найти их искомую «земную основу»: они предстали как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, незавершенный характер. Новым было также понимание философских проблем не как «чистых» проблем сознания, а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни, практике. Отсюда следовало, что и философская мысль должна осмысливать такие проблемы не только в теоретическом, но и в практическом плане. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.Что же касается отношения «мир - человек». Стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что различные человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Человеческая история - реальность особого рода. Это - сложное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой. Не случайно важной обязанностью философов, как и других специалистов, изучающих общественно-историческую жизнь людей, Маркс считал объяснение механизмов появления и существования не только истинных, но и искаженных представлений о действительности, преодоление всяческих деформаций, объективного содержания проблем. Итак, классическая традиция связывала философию с постижением вечных принципов понимания мира и человеческой жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало, переистолкование предмета, методов, результатов философии как исторических, принимающих различный облик в разные эпохи. Маркс стремился преодолеть традиционную обособленность философии от реальной действительности, а также претензии философов на окончательное суждение о ней.
7. Субстанция. Субстрат. Философский смысл проблемы бытия. Основные формы: природа, человек, духовное
Субстанция (от лат) - сущность, нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, это сущность, лежащая в основе всего. К понятию субстанции близко лежит понятие «субстрат» - основание, носитель, общая материальная основа явлений. Субстрат - совокупность простых качественно элементарных материальных образований, взаимозависимость которых обуславливает свойство рассмотренных явлений. Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую не зависимо от сознания или исходя из сознания. Классификация бытия: *Бытие вещей, предметов, процессов: 1) бытие природы в целом; 2) вещей и состояний, не зависимых от человека; 3) вещей и состояний, произведенных человеком. Бытие человека: 1) бытие человека в мире вещей (тело человека, как тело природы); 2) человеческое бытие (специфика человека рассматривается как соединение 3-х измерений: человека как чувствующая мыслящая вещь, человека как homo sapiens на современном этапе эволюции, человек как социально-историческое существо). Бытие социального: 1) бытие отдельного человека; 2) бытие общества. Бытие духовного: 1) индивидуализированное духовное; 2) объективное духовное. Так называемое горизонтальное деление бытия на отдельные его участки даёт множество элементов, каждый из которых вполне достоин стать объектом того или иного философского направления. Например философия природы, философия человека, морали, общества, красоты, науки и т.п. Существует и дальнейшее дробление: философия математики, грамматики, книги, спорта, бизнеса и т.п. Сознание относится к действительности, способно ли оно познать действительность? Одни философы признают познавание мира, другие отрицают отстаивание принципов непознавания, их называют агностики.
8. Философский агностицизм, его разновидности
Античный скептицизм берет своё начало от софиста Протагора. Давид Юм. Его теория познания совмещает философский анализ с психологическим. Источник знания - ощущение. Но мы не знаем в принципе и не можем знать, существует или нет материальный мир как внешний источник наших ощущений. Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн. Она позволяет нам лишь знание немногих поверхностных качеств. Теория познания Юма строится на анализе соотношения элементов человеческого опыта. Эти элементы он именует впечатлениями и идеями. Впечатления - это непосредственно живые сильные восприятия. Идеи - это бледные слабые вторичные восприятия, образы и фантазии. Впечатление - это непосредственная данность. Идея возбуждается следами впечатлений. Познать вещь - значит перечислить простые впечатления так или иначе входящие в вещь. Спрашивать об истинности или ложности впечатлений нет смысла. Идеи существуют, только когда вполне соответствуют впечатлениям. Кроме простых идей существуют сложные. Они образуются путём комбинирования. Идеи приходят в связь друг с другом по трём принципам: *По сходству. Картина заставляет думать о человеке, изображенном на ней. Характерно для математики.По смежности в пространстве и последовательности во времени. Характерно для эмпирического познания.Причинно-следственная зависимость. Характерна для теоретического знания.Эти 3 принципа связывают всё в мире, выступают основой для абстракции. По Юму роль общего понятия играет чувственный образ. Все обобщения воздействуют в результате того, что отдельные идеи принимают репрезентативную функцию. Вопрос образования ассоциаций, абстрактных представлений в связи с проблемой причинности - это центральный пункт его гносеологии. Характерное существование причинно-следственных связей доказать нельзя, так как то, что мы называем следствием, не содержится в том, что называется причиной, логически из неё не выводимо, не похоже на неё. Убежденность же людей в существовании причины основывается на восприятии регулярного появления исследования во времени события Б после пространственно смежного с ним события А. После этого - значит вследствие этого. Эти факты признаются за свидетельство необходимости порождения данного следствия причиной. По Юму это ошибка, которая перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, привычку, веру в то, что в будущем любое появление события А повлечет за собой событие Б. С точки зрения Юма причинность сохраняется в тех науках, которые удается превратить в ветвь психологии (история, этика). Реальность - это поток впечатлений. То, что порождает в нас эти впечатления - это принципиально непознаваемо. Кант. Предмет философии - это не природа, мир, человек, а установление законов человеческого разума, определение его границ. Внешний мир даёт нам материю ощущений. Вещь в себе - понятие, принимаемое без доказательств, многозначное - объективная реальность, которую наш разум упорядочивает в пространстве и времени. Разум выражает понятия, посредством которых мы понимаем мир. Мы как бы носим в уме пространственные очки, поэтому думаем, что видим всё в пространстве. Кант дал понятие априорного знания. Органы чувств искажают те импульсы, которые идут от вещей, поэтому мы знаем вещь не такой, какая она на самом деле, а такой, какова она в наших органах чувств. Трудности познания порождают суждения разума, которые взаимно исключают друг друга: антиномии. У Канта их 4. Они фиксируют противоречивость мышления. *Мир бесконечен в пространстве и времени. Мир конечен. Нельзя признать истинность ни материализма, ни теологии. Оба понятия доказуемы логически. *Всякая сложная субстанция состоит из простых. Ни одна сложная вещь не состоит из простых, в мире нет ничего простого. Представлены метафизическое и диалектическое решения проблемы части и целого, простого и сложного. Абсолютно истинными не может быть ни одно. *Причинность по законами природы не есть единственная из которой можно вывести все явления в мире, для объяснения явлений необходимо допустить свободу. Нет никакой свободы, всё в мире совершается только по законам природы. Эта антиномия главная по Канту. Представлено соотношение свободы и необходимости детерминизма и индетерминизма. По Канту предпочтение отдать ничему нельзя. Свободы нет. В мире всё жестко детерминировано, но так дела обстоят лишь в мире явлений. Человек наделён свободой и волей. Природная детерминация над ним не властна. Человек живёт в двух мирах. Он феномен, клеточка чувственного мира, существует по законам этого мира. С другой стороны человек - ноумен (непознаваемая вещь в себе). Он существо сверхчувственное, подчиненное идеалу. У человека 2 характера: эмпирический (привитый снаружи) и ноуменальный (изнутри). В поведении человека эти 2 характера переплетаются. Именно на этом основана вменяемость человека, его ответственность. Эта мысль иллюстрируется простым примером: человек лжёт и его ложь наносит вред обществу. Кто виноват? Исследуя эмпирический характер, мы находим причины дурного поведения в плохом воспитании, но упрекаем виновника не за обстоятельства, повлиявшие на него. Мы рассматриваем поступок сам по себе. Он указывает на разум как на причину. В поведение человека разум должен быть определен по другому. Вина целиком лежит на разуме. В интеллигибельном мире нет железного сцепления причин и следствий. Нет времени. Возможна причинность через свободу. Свобода делает человека моральным существом. В природе 1 и те же причины с необходимостью вызывают 1 и те же следствия. Человек же может пересмотреть содеянное, а может поступить иначе. Человек свободен. *В мире существует абсолютная сущность - причина мира. В мире нет абсолютно необходимой сущности, как его причины. Есть Бог - нет Бога. Объективно доказать существование Бога нельзя. Но разум не может доказать и небытие Бога. Разум подписывает себе приговор: некомпетентность. В работе «Критика чистого разума» Кант критикует все доказательства бытия Бога (онтологическое, космологическое, физико-теологическое), но признаёт Бога, религии в области нравственности. В этой работе Бог - это обязательный и устойчивый объект веры, а не доказательства. Знать что-либо о Боге невозможно, в него можно только верить. Надо устранить знание из областей, ему не принадлежащих. По Канту существует 3 вида веры:-1 - Прагматическая. Вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае. Цена её - один дукат. У человека нет сомнений. Уверенности достаточно, если оценить её в 1 дукат. Если в 100 - то уже возникают сомнения.-2 - Доктринальная. Вера в общие положения. Человек готов держать пари на всё своё имущество, что хотя бы на 1 из видимых нами планет существуют обитатели, но затруднения возникают при размышлении. Они отдаляют нас от веры, хотя мы постоянно к ней возвращаемся.-3 - Моральная вера. Иной характер вопроса об истинности суждений даже не встаёт. Верить в Бога - это значит не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Веру нельзя сопоставлять со знанием. Она реализуется в поведении. Верить в Бога - значит всегда и везде следовать долгу. Философия имеет смысл, только когда она служит воспитанию человека.Общий вывод по агностицизму: к нему надо подходить как к теории, которая скрывает сложность и противоречивость познания. Аргументы агностиков формально правильны. Всё содержание знания может быть постигнуто только из опыта. Агностицизм - разумное сомнение в возможности адекватного познания. Важными направлениями в теории познания являются сенсуализм и рационализм. Они возникли в разные исторические эпохи, развивались, оказывая воздействие друг на друга. Сенсуализм - концепция, которая объявляет источником знания ощущение, чувство, то есть чувственность - это главная форма достоверного знания. Сенсуализм близок к эмпиризму. Эмпиризм - это концепция в гносеологии, науки, согласно которой главным (и может быть даже единственным) основанием и источником знания является методологически организованная опытная чувственность. Рационализм - точка зрения рассудка собственного разума, вера в неограниченность человеческого разума. Он - основа познания и поведения. Иррационализм - инстинкты, чувства, воля, любовь, интуиция - это решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает.
9. Познание. Категории. Диалектика чувственного
Познание - базовая потребность человека, сознание в действии, постоянная реализация сознания. Все виды познания отличаются базовой ценностью: добро, красота, истина.К классическим теориям познания относят две линии, сложившиеся еще в эпоху античности. 1 линия связана с Сократом, Платоном. Теория припоминания. Суть: человеку даны универсальные знания. Человек, сталкиваясь в жизни с явлениями, как бы вспоминает то, что у него было заложено. Реальные вещи вызывают воспоминания. Люди думают, что имеют дело с реальным миром. Это не так! Самое ценное чувство - зрение. 2 линия связывается с Демокритом. Познание - отражение реальности в головах людей. От реально существующих тел отслаиваются эйдосы, поступают к человеку. Человек их улавливает органами чувств. Отражение - это свойство материальных систем в своей структуре, отразить структуры взаимодействующего объекта. Теория познания - это отражение объективности в субъективном. В теории познания выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Тот и другой составляют
единый процесс познания. По источнику познания направления делятся на: 1) сенсуализм - это концепция утверждает, что единств основанием познания явл. ощущения. Ощущения - это первичная ступень познания, а разум подключается позже. 2) Рационализм - принцип, согласно которому наука жизненная практика должна основываться на опыте. Проблемы надо решать, обращаясь к фактам и логике. Рационалист отказывается признавать истинными те сведения, кот получены без науки. Знание, проблема должна быть объяснена. Рационализм-это точка зр. рассудка, точнее разум. Разум-основа воззвания. Нет ничего в разуме, кроме самого интеллекта.Иррационализм - находящееся за пределами разума. Несоизмеримое с логическим мышлением. Источником познания называют инстинкты, чувство, волю, любовь. Данные перечисленного и разрабатывает разум.Категории - всеобщие понятия, в которых сущностные хар-ки дейст-ти фиксируются как соотношения мышления и бытия. В категориях «мировая природа» и «мировой человек» берутся под одну скобку. Категории - средства соотношения объекта познания и субъекта. Это форма перевода объективного в субъективное. Категории фиксируют результаты отражения деятельности и сам процесс отображения.Категории - наиболее общий способ решения познавательных задач, приращения новых знаний. Методологическая роль категорий: определяют форму постановки проблем; принцип отбора материала; последовательность изучения объектов; способы построения исследовательских программ.
10. Объект познания и субъект познания. Бессубъектное познание
Любое познание - это взаимодействие субъекта и объекта. Субъект - это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленный на объект. Структурно, субъект существует в след. формах: индивид, соц. группа, человечество в целом. Субъект познания - это психолого-теоретико-познавательное Я. Существует теория бессубъектного познания. В 20 веке её выдвинул К. Поппер. Его теория выглядит так: 1-ый мир - мир физических состояний. 2 - психический (мир состояний сознания). 3 - научного знания, мир объективного содержания мышления. В него входят теоретические системы, проблемы, аргументы, знания в книгах, журналах. 3 мир возникает в результате взаимодействия физического и психического миров. Его предпосылка - язык, который превращает мир объективного содержания мышления в субъективный дух. Именно он делает третий мир состоятельным. Содержащиеся в нём знания объективны и от субъекта не зависят. Объектом познания, начиная с Канта с к. 18 в. называют то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру.
11. Проблема истины в философии
Истина - это такие знания, которые адекватно отражают объективную реальность в сознании, отражают её такой, как она существует сама по себе. Истина объективна по своему источнику и содержанию. Относительная истина это такие знания, которые в основном отражают д-ть адекватно. С дальнейшим движением познания они уточняются, заменяются новыми, но в этих знаниях всегда существует такое содержание, которое остаётся неизменным. Например: Энгельс: жизнь есть способ существования белковых тел. Оно содержит в себе момент абсолютного (жизнь включает белковые процессы). Относительное (жизнь не сводится только к белковым процессам). Абсолютная истина - полное исчерпывающее в определённых отношениях знание, которой не может быть опровергнуто в будущем (пр. дата события). Абсолютная истина - это знание в последней инстанции (т. к. абсолютный - вечный). Абсолютная истина складывается из суммы относительностей. В неё входят те относительные истины, которые подтверждены и не могут быть опровергнуты.Критерий истины - это способ, с помощью которого устанавлив. истина знания. Критерий истины: 1) чувственный - Эпикур, Гоббс, Феербах. Панимали истинность как соответствие очевидностей, как соотношение суждений с чувствен данными; 2) рациональный: а) ясность и отчетливость знания, т.е. философы видели критерий истинности в ясности и отчетливости, в выведении знаний из всеобщих, первоначальных истин. Эти истины постигаются с помощью интеллектуальной интуиции. (пр. квадрат имеет 4 стороны); б) внутренняя согласованность и не противоречивость знания. Знание истинно если оно не противоречиво, согласованно. Критерий истины знания наход в самом знании; в) соответствие знаний законам формальной логики. Формально-логический критерий - это строгая последовательность мысли, это следование законам и правилам формальной логики. Этот критерий ограничен, т.к. общие положения из которых выводятся другие не всегда истинны; 3) аксеологический - это общемировые, общеметодологические, соц-политич, правовые, этические принципы, которые положены в основу оценки истинности знания (пр. общезначимость как критерий: истинно то, что соответствует мнению большинства); 4) прагматический. Истина - это то, что лучше всего работает на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни. (пр: если религиозн. идеи выполняют эти условия, то это и будет истиной). Истинно и нравственно лишь то, что выгодно; 5) принцип экономии мышления - истина это то, что мыслится экономно; 6) практический. Как критерий истины практика абсолютна, т. к. все, что подвергается практике явл истиной и относительна, т. к. и теория и практика развиваются и на каждом этапе своего развития, практика не может полностью подтверждать теорию. Правда понимается как наполненная личным смыслом истина. Правда выражает интересы. Поиски правды направлены на нахождение данных интересов. Соотношение истины и правды - это гносеологич. проблема. В определ. границах истина и, правда соотносятся как значение и смысл.
12. Истина
Истина - это такие знания, которые адекватно отражают объективную реальность в сознании, отражают её такой, как она существует сама по себе. Истина объективна по своему источнику. Но объект истины имеет субъективную сторону, так как истина - идеальное отражение материального. Идеальным является мир субъектов. Поэтому любая истина содержит в себе элементы субъективизма. Относительная истина содержит такие знания, которые в основном отражают знания адекватно. С дальнейшим движением познания они уточняются, но в этих знаниях всегда
существует такое содержание, которое остаётся неизменным. Абсолютная истина - полное исчерпывающее в определённых отношениях знание о процессах реальности. Это такой элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Слово абсолютный часто употребляется в смысле вечный. Поэтому, распространено мнение о том, что абсолютная истина - это знание в последней инстанции. Дальше их уже не развить. Заблуждение-это ложное знание, принимаемое за истину. Критерий истины это способ, с помощью которого устанавливается истинность знания. Выделяют различные критерии истины: 1) чувственный - эта традиция идет с античных времен. Эпикур, Лукреций признавали ощущения и чувственный опыт за критерий истины. В новое вр. таких же взглядов придерживались Бэкон, Гоббс и др. Сторонники этого подхода понимали истинность как соответствие очевидности ощущений, как согласованность суждений с чувственными данными. 2) рациональный. 1. ясность и отчетливость разума, 2. внутренняя согласованность и непротиворечивость знания, 3. соответствие знания закону, форм-ой логике. 3) аксиологический это общемировые, общеметодологические, соц.-политические, правовые, этические принципы, которые положены в основу оценки истинности знания. 4) прагматические. Прагматизм-это теория узко утилитарного понимания истины. Игнорируются предметные основания, объективная значимость. Истина-это все то, что лучше всего работает на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни. 5) принцип экономии мышления. Истинно то, что мыслится экономно. Оствальд выдвинул интеллек-ый (энерг-ий) императив-не расторгай энергию. 6) практический Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности. Практика трактовалась им, как активность абсолютной идеи. Она одновременно абсолютна и относительна.Правда - это истина в образе, во благе. Это честность, неподкупность, справедливость.Правдивость - свойство человека. Это принадлежность понятия, рассказа, описания. Это полное согласие слова и дела. Правда категория мировоззренческая. Она понимается как наполненная личным смыслом истина. Правда утверждает не соответствие наших знаний действительности, она выражает интересы. Соотношение истины и правды - это гносеологическая проблема. Измерить эту проблему можно включив лишь множественность миров и только тогда можно ответить на? «Что такое правда?» Правда характеризует возможн6ость отношений между субъектами. Там, где возникает конкуренция истинной правды, там возникает точка перехода логик. Правда начинает обозначать единство истины и смысла, истины и справедливости, а истина начинает допускать сосуществование правд.
13. Практика и теория. Основные формы и функции практики
В знании истинным является то, что прямо или косвенно подтверждено на практике. Практика выполняет в сознании следующие функции: 1) выступает его источником. 2) является основой познания. 3) составляет путь познания. 4) даёт средства для исследования. 5) играет роль целей познания. 6) выражает функции критерия истины. Формы практики: *материальное производство. *социальные действия. Это преобразование общественного бытия, изменение существующих общественных отношений: революция, война, преобразование социальных структур. *научный эксперимент. Теория - это форма достоверного знания о некоторой совокупности объектов. Это система взаимосвязанных утверждений и доказательств, а так же методов объяснения и предсказания поведения явлений данной предметной области. В этом смысле теория - это противопоставление эмпирическому знанию. Теория даёт обобщенное описание исследуемых явлений. Она формирует законы, которые не только описывают, но и объясняют и прогнозируют поведение явления. В теории выделяют множество различных утверждений, в том числе исходных. Процесс вывода подчиняется особым логическим закономерностям. Важнейшими функциями теории являются объяснения и предсказания. Выделяют следующие теории, по которым строится современное знание: *описательные. Такая теория описывает большую группу явлений, объектов и её эмпирический базис обширен. То есть эта теория решает задачу упорядочивания фактов. На основе обобщения формируются общие законы, а теория формируется в естественных языках и с помощью специальной терминологии математизированные: используют аппарат и модели математики. В таких теориях конструируется особый идеальный объект, который замещает реальный. Этот вид теории больше подходит для научного знания. Плюс этих теории в том, что модели допускают несколько интерпретаций для объектов разной природы. *дедуктивные: исходная основа формулируется в самом начале, затем включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены из этой основы. Все логические средства строго фиксируются, доказательства строятся в соответствии с этими средствами. Основные функции теории: *синтетическая: теория объединяет отдельные знания в целостную систему. *объяснительная: выявляются причинные связи и зависимости, происхождение, развитие системы противоречий. *методологическая: на основе теории формируются методы, способы, приёмы исследовательской деятельности. *предсказательная: на основе теории делаются выводы о существовании ранее неизвестного. Прогнозирование - это форма предвидения. *практическая