Рефераты

Любовь как философская категория

p align="left">В их маленькой квартирке часто собираются многочисленные друзья и знакомые. Их тянет сюда, как магнитом. Здесь всегда, как-то особенно мило, уютно и спокойно, возможно потому, что в доме всегда царит непередаваемая атмосфера Любви, согласия и Счастья. Хозяева выглядят намного моложе своих сверстников, лучась юношеской энергией и задором. А, каким неземным светом, озаряются их лица, когда они смотрят друг на друга. Иногда, когда их взгляды встречаются, они вспыхивают маковым цветом щёк, пряча за пунцовостью смущения какую-то, им одним ведомую, тайну. Несмотря на прошедшие годы, они, оставшись в спальне наедине, по-прежнему, с восторгом и целомудренным любопытством пытаются разгадать эту вечную тайну Любви, с не меньшей, чем в первый раз, остротой чувств. А, её родители, нянча многочисленных внуков, в который раз благодарят Небо за то, что их дочь не послушалась их советов и голоса рассудка, и не променяла своё Счастье на золотую клетку материальных благ.

Так, кто из этих двоих безумен, а кто, мудр?

Вообще, люди, вступающие в брак без любви, исключительно из-за материальных и социальных благ, которые он им даёт, фактически, гораздо хуже проституток. Они так же, как и проститутки регулярно расплачиваются за материальные и социальные преимущества брака своим телом, оказывая интимные услуги своим нелюбимым супругам. Но, если проститутки честно оказывают интимные услуги, согласно тарифу, без какого-либо намёка на чувства, то люди, живущие в браке без любви, делают то же самое, но при этом лицемерно изображают чувства, которых на самом деле нет и в помине. Подлость без лицемерия жить не может.

Безрассудство реальной Любви принципиально отличается от безрассудства примитивного, животного сексуального влечения. Реальная Любовь безрассудна именно как преобладание чувства над разумом, отказ от поиска какой-либо материальной выгоды в самой себе. Что касается Человеческого Достоинства, Чести и Порядочности, то они для реальной Любви святы всегда, ведь Любовь есть порождение и продолжение Мудрости. Пойти на подлость для реальной Любви невозможно даже в безрассудстве сексуального влечения.

А вот безрассудство животного сексуального влечения проявляется, как раз, прежде всего, в отказе от порядочности. В первую очередь забываются достоинство, гордость и элементарные приличия. Люди, состоящие в браке, с лёгкостью идут на подлость, забывая о своих супругах и детях, лишь бы удовлетворить своё животное “хочу”. Самое страшное во всём этом то, что супружеская измена многими уже не воспринимается как самая гнусная, из всех возможных, подлость. За измену Родине, человека сажают в тюрьму, за предательство друга, знакомые отворачиваются от предателя, избегая общения с ним. Предательство в браке, многие считают обычным приключением, ставя его себе в заслугу. А ведь предают они людей, которые считали их самыми родными и близкими себе людьми. Для тех, кого предают, страшнее этого предательства нет ничего. Как можно верить этим предателям? Если человек способен предать самого близкого себе человека ради похотливого удовольствия, то разве сможет он при случае не предать всех и вся? Вероятно, никакие другие обстоятельства не дают столько Боли, Горя, Мук и Страданий, сколько приносят людям измены и предательства в Любви.

Разве может считаться нормальным, что дельцы порноиндустрии, через средства массовой информации, кинематограф, телевидение и INTERNET беспрепятственно развращают молодежь по всему миру? За физическое развращение малолетних детей предусмотрено уголовное наказание, но ведь развращение моральное не менее преступно, и имеет куда более массовый, практически всеобщий, характер.

Как можно назвать врачами некоторых людей, называющих себя психологами, рассуждающих с экранов телевизора о пользе супружеских измен, для психологического здоровья, фактически о пользе предательства? Потому мы и имеем такую печальную статистику разводов и огромное количество одиноких мужчин и женщин.

Теперь рассмотрим другую сторону Безрассудства сексуального влечения, как Единолюбия - отказ задумываться о последствиях своего чувства. По сути, это проявление Отваги в Любви. На уровне взаимодействия, реальная Любовь, и только она, даёт человеку настоящее Счастье. Более того, она самым непосредственным образом помогает человеку достичь Счастья и на других уровнях. На трансцендентном уровне, реальная Любовь помогает человеку сохранить своё Человеческое Достоинство, Честь и Порядочность, ведь Любовь несовместима с подлостью. На материальном уровне, она помогает человеку максимально реализовать себя, свои возможности и способности. Ведь, только в этом случае, Жертвенность, как акт Дарения любимому человеку самого дорогого, что есть у любящего - самого себя, своей жизни и своего счастья, будет иметь максимально возможную ценность.

Без реальной Любви, настоящее человеческое Счастье НЕВОЗМОЖНО. И, Счастье это безмерно и безгранично, но …

Каждый человек, решающийся любить реальной Любовью, в глубине души понимает, что рано или поздно его безграничному Счастью придёт конец. Человек не вечен, один из любящей друг друга пары, уходит раньше другого. Смерть любимого человека всегда обрекает любящего на Горе, Боль и Страдание. Чем огромнее было Счастье реальной Любви, тем острее Боль и Страдание от её потери. Горе и Мука от потери реальной Любви, для любящего человека, гораздо хуже и страшнее смерти. Здесь безрадостна любая альтернатива: если истинно любящий человек переживёт своего любимого, то на Боль и Страдание будет обречён именно он, если же он умрёт раньше, то, тем самым, он обречёт на Боль и Страдание своего любимого. Горькое знание неотвратимости Страдания, приходящего на смену реальной Любви и Счастью, издавна отмечалось в сказках и литературных произведениях со счастливым концом: “Они жили долго и счастливо, и умерли в ОДИН день”. Фактически, решаясь на реальную Любовь, человек добровольно соглашается на отстроченное Страдание. Отвага этого поступка маскируется под Безрассудство реальной Любви, что не умаляет мужества людей, решающихся любить, несмотря ни на что.

Именно эта тема является лейтмотивом пьесы Евгения Шварца, квинтэссенция которой заключена в монологе Хозяина: “Я, на свою беду, бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать на веки. А пока - ты со мной, и я с тобой. С ума можно сойти от счастья. Ты со мной. Я с тобой. Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них”.

Итак, на материальном уровне Сексуальное Влечение, как Единолюбие проявляется в виде Безрассудства реальной Любви, как преобладания чувства над разумом, отказ от поиска какой-либо материальной выгоды от любви и отказ задумываться о последствиях своего чувства.

Подведём краткие итоги:

На материальном уровне основным отличительным признаком реальной Любви является Сексуальное влечение, как Единолюбие:

На трансцендентном уровне - Сексуальное Влечение, как Единолюбие проявляется в виде Спонтанности реальной Любви, её самопроизвольности, внезапности и самостоятельности.

На уровне взаимодействия - Сексуальное Влечение, как Единолюбие проявляется в виде Идеализации любимого человека, игнорировании его недостатков и преувеличении его достоинств.

На материальном уровне - Сексуальное Влечение, как Единолюбие проявляется в виде Безрассудства реальной Любви, как преобладания чувства над разумом, отказ от поиска какой-либо материальной выгоды от любви и отказ задумываться о последствиях своего чувства.

Глава 5. Любовь к себе и к другим

Исследование феномена Любви было бы неполным без рассмотрения таких понятий, как любовь к себе и к другим. Но прежде, подведём краткие итоги трёх предыдущих глав, исследующих реальную Любовь.

Реальная Любовь - это любовь между конкретными мужчиной и женщиной, как стремление любить самому, а не желание быть любимым другими. Отношения, которые, в принципе, не могут дать новую Жизнь, не могут быть реальной Любовью.

Единение возможно лишь при безусловном признании РАВЕНСТВА Достоинств любящих друг друга. В противном случае реальная Любовь является всего лишь симбиотическим единством по принципу господство - подчинение (садизм - мазохизм), то есть психологической зависимостью или рабством.

Без Жертвенности, как реализации своей внутренней силы, радости от утверждения собственной индивидуальности и жизнеспособности, реализуемых через дарение избытка своей силы другому человеку, реальная Любовь невозможна.

Реальная Любовь возможна только, как Единолюбие, то есть невозможность в определенный, достаточно продолжительный период времени любить более чем одного человека, а, следовательно, и вступать в физическую близость с кем-либо, кроме этого человека.

Главные отличительные признаки реальной Любви можно изобразить в виде таблицы:

Таблица 1.

Реальная Любовь

Признаки Любви

Единение, как преодоление отделённости, отчуждённости и одиночества

Жертвенность, как реализация своей внутренней силы

Сексуальное Влечение, как Единолюбие

Уровни

Трансцендентный

Взаимодействия

Материальный

Трансцендентный

Постоянное присутствие любимого человека в сознании и в сердце любящего, непрерывная настроенность на него, как максимально возможная форма духовного единства.

Дарение любимому человеку самого дорогого, что есть у любящего - самого себя, своей жизни и своего счастья.

Спонтанность реальной Любви, её самопроизвольность, внезапность и самостоятельность.

Взаимодействия

Стремление к долгосрочным отношениям, создание и сохранение семьи, как максимально возможная форма социального единства.

Благодарность любящего человека своему любимому за бесценный дар его личности, всемерная защита любимого человека и забота о нём.

Идеализация любимого человека, игнорирование его недостатков и преувеличение его достоинств.

Материальный

Постоянное стремление к физической близости с объектом любви, как максимально возможному физическому ощущению единства.

Безграничное Доверие к любимому, желание полностью, без остатка отдать всего себя любимому человеку, слиться с ним в едином экстатическом порыве физической близости.

Безрассудство, как преобладание чувства над разумом, отказ от поиска какой-либо материальной выгоды от любви и отказ задумываться о последствиях своего чувства.

Итак, основными признаками Реальной Любви являются: Единение (духовное, социальное, физическое), Жертвенность (дарение, благодарность, доверие) и Единолюбие (спонтанность, идеализация, безрассудство).

Совокупность этих девяти признаков является необходимым и достаточным условием Реальной Любви. При несоответствии каких-либо чувств или отношений этим признакам, они не могут являться Реальной Любовью. Что касается отношений между кровными родственниками разной степени близости, то их целесообразней было бы считать именно родственными чувствами, а не собственно Любовью, так как любовь без сексуального влечения, это уже не совсем Любовь, а точнее, совсем не Любовь. А, сексуальное влечение между родственниками, это психопатология, ведущая к вырождению человека, как биологического вида.

Религия, как и некоторые учёные, которые вольно или невольно подыгрывают религии, пытаются представить, любовь между мужчиной и женщиной, лишь как один из многих видов некой Всеобщей Великой Любви, причём вид самый низменный, животный. Делается это для того, чтобы принизить Любовь между мужчиной и женщиной, подменить её различными абстрактными и нежизнеспособными конструкциями, различной степени красивости. Именно красивости, а не красоты.

На самом деле, никакой другой любви, кроме Любви Реальной, описанной в предыдущих главах, в мире попросту не существует. Именно Реальная Любовь между мужчиной и женщиной является той самой Всеобщей Великой Любовью, которая призвана спасти Мир, более того, на протяжении тысячелетий, УЖЕ спасающая этот Мир, поднимающая человека от его животности до его же трансцендентности, медленно, но неуклонно превращающая человека в Человека. Все остальные “виды любви”, суть химеры, пытающиеся увести человека, как можно дальше от Истины.

У человека существует лишь две возможности по отношению к реальной Любви: он может быть способен или неспособен к ней. Если человек способен к реальной Любви, то он не может любить самого себя, и не знает, что это такое. Если человек не способен к реальной Любви, то он может любить только самого себя, и не знает, что такое Любовь к другим людям.

Любовь к себе.

Первый миф о Любви, давно и надёжно укоренившейся в общественном мнении, а также в работах различных авторов, это миф о том, что любовь к другим начинается с любви к себе. Все утверждения подобного рода можно объединить в рамках «Я-концепции» американского психолога Карла Роджерса.

Восприятие и интерпретация человеком самого себя, или его Я-концепция («самость»), отражают те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть (реальное “Я”), но также и то, какими мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть, т. е. идеальное “Я”. Идеальное «Я» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это “Я”, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Роджерс полагает, что расстройства поведения являются результатом несоответствия между “Я” и переживаниями человека. Люди с сильным несоответствием между реальным, осознанным “Я” и “идеальным «Я» обладают плохой психологической адаптацией, имеют более низкую степень самоактуализации, почти не способны к самоприятию, более тревожны, эмоционально нестабильны и невротичны.

Многие люди имеют негативную «Я-концепцию». Они недовольны собой, не способны принимать себя и соответственно не могут принимать других. Они недовольны всей жизнью и всеми окружающими людьми. Самоприятие является важным и необходимым условием для полноценного функционирования человека. Неприятие себя сопровождается существенной враждебностью к другим, т. е. отношение к себе отражается на отношении к другим.

Вот это, последнее положение, подтверждённое многочисленными и многолетними исследованиями самых различных психологических направлений, и является основным “доказательством” того, что любовь к другим начинается с любви к себе. На самом деле, здесь происходит подмена понятий: отношение к себе, положительная оценка себя, уважение, приятие себя, это вовсе не Любовь. Все эти действительно важные понятия, сами по себе, Любовью не являются. Выше уже говорилось, что, словом “любовь” зачастую называют понятия и явления, Любви совершенно несвойственные, иногда, прямо ей противоположные.

Например, люди, состоящие в браке, заводя сексуальные связи на стороне, называют своих партнеров “любовниками” или “любовницами”, тем самым уничижая и обливая грязью святое и светлое понятие Любви. Наши предки на Руси были в этом плане куда менее лицемерны. Подобные мужчины и женщины имели вполне определённое и практически официальное название: «б….ны» и «б..ди», а дети, рожденные от таких связей назывались «выб…..ми». В дореволюционных изданиях романа А. Толстого “Петр Первый”, эти слова писались без всяких многоточий. В попытках доказать, что любовь к другим начинается с любви к себе, имеет место такая же неправомерность использования понятия “любовь”.

Безусловно, каждый нормальный человек должен испытывать чувство приятия, как себя, так и других, относиться доброжелательно и уважительно как к себе, так и к другим, уметь реально оценивать себя и других, уважать человеческое Достоинство, как своё, так и чужое. Но, всё это проявления Человечности, а не Любви. Эта подмена понятий, а также отсутствие хоть сколько-нибудь удовлетворительного определения Любви, делает простой, в общем-то, вопрос, крайне запутанным.

На самом деле, любовь к себе или себялюбие, это порождение и продолжение эгоизма, безразличного не только к интересам, но и к чувствам других людей. Фрейд говорил о любви к себе в психиатрических терминах. Для него любовь к себе это, то же, что и нарциссизм, обращение либидо на самого себя. Нарциссизм являет собой раннюю стадию человеческого развития, и человек, который в позднейшей жизни возвращается к нарциссистской стадии, неспособен любить; в крайних случаях это ведет к безумию. Фрейд утверждал, что любовь это проявление либидо, и если либидо направлено на других людей, то это любовь, а если оно направлено на самого его носителя - то это любовь к себе, Следовательно, любовь и любовь к себе взаимно исключаются в том смысле, что чем больше первая, тем меньше вторая.

Человек НЕ МОЖЕТ не любить. Это касается всех людей, без исключения. Только одни могут любить исключительно сами себя, и не способны любить другого человека, а другие, способны любить только другого человека, и не могут любить сами себя. При этом основные признаки любви не отменяются и не становятся какими-то другими. Рассмотрим кратко любовь к себе или себялюбие в свете этих основных признаков.

Стремление человека к Единению, в рамках себялюбия превращается в единение с самим собой. Согласно незыблемому правилу: “Чем меньше людей входит в круг единения, тем больше сила их единства”, человек буквально коллапсирует сам в себя, становясь своеобразной “черной дырой” любви, а точнее себялюбия. Любовь к другим уже не в состоянии вырваться из этой “черной дыры”, любовь же других, она поглощает в любых количествах и без какой-либо отдачи. Единение с самим собой, делает невозможным единение с кем-либо другим. Уже здесь видно, что себялюбие, это ложная любовь. Ведь единение с самим собой не решает той проблемы, ради которой человек собственно к нему и стремится. Единение с самим собой не избавляет человека от отделённости, отчуждённости и одиночества, а наоборот, делает их непреодолимыми.

Но, для эгоиста никакой другой вид единения и невозможен, ведь он не признаёт равенства Человеческих Достоинств, живя по принципу превосходства. Единственный человек для эгоиста, который равен ему в своём достоинстве, а точнее в своей значимости, это он сам. Поэтому такой человек обречён на ложную любовь себялюбия.

Жертвенность себялюбия так же является ложной. Бескорыстно отдать что-либо, поделиться чем-либо, подарить что-то без дальнего или ближнего прицела на собственную выгоду, эгоист может только по отношению к самому себе. Эта ложная жертвенность не имеет, к тому же, внутреннего основания, внутренней силы, которая возможна лишь при признании равенства Человеческих Достоинств. Не может она подпитываться и за счёт Любви другого человека, ведь себялюбие замыкает человека на самого себя. Любовь других эгоист принимает не как бесценный дар, а как нечто само собой разумеющееся, безвозвратно хороня её в “черной дыре” своего себялюбия.

Сексуальное влечение себялюбия, так же, как и в реальной Любви, является Единолюбием. Только любовь эта не к кому-то другому, а к самому себе. В своих многочисленных сексуальных связях, себялюбец любит исключительно себя. Другие люди являются для него всего лишь своеобразными “инструментами”, которые помогают ему утолить своё сексуальное влечение к самому себе. В сексе такой человек любит только себя, восхищается только собой, ища в другом человеке лишь подтверждения своей собственной сексуальной привлекательности и силы. Именно поэтому, ему всё равно с кем заниматься сексом, лишь бы подтвердить свою сексуальную привлекательность и силу, получив при этом ещё и удовольствие от самого секса. При этом Идеализация самого себя заставляет его совершенно искренне считать, что он абсолютно неотразим в своей сексуальности и силе.

Таким образом, любовь к себе или себялюбие, это, во-первых, ложная любовь, во-вторых, не начало любви к другим, а совершенная её невозможность. Себялюбие, это, по сути, неспособность к реальной Любви, она совершенно ИСКЛЮЧАЕТ любовь к другим людям.

Любовь к другим.

Второй миф о Любви, давно и надёжно укоренившейся в общественном мнении, это миф о том, что возможна любовь ко всем “ближним своим”, в том числе и к врагам.

Любовь, настоящая, реальная Любовь, это всегда Единолюбие, то есть невозможность в определенный, достаточно продолжительный период времени любить более чем одного человека. Любовь более чем к одному человеку, это совершенно невозможная, не реальная, не жизненная абстракция. Это может быть всё что угодно, но только не Любовь. Согласно незыблемому правилу: “Чем большее количество людей входит в круг единения, тем сильнее этот круг, как социальная структура, но тем слабее сила единства между людьми, его составляющими”, сила единства или “любви”, при количестве людей стремящихся к бесконечности, стремится к нулю. Таким образом, “любовь” ко всем не может быть не чем иным, кроме совершеннейшего Равнодушия. Жертвенность в отношении всех невозможна и не реальна. Нельзя делиться чем-либо с человеком, который тебе даже не знаком или едва знаком. Это будет не жертвенность, а слабоумие. А, сексуальное влечение ко всем и вовсе тяжелейшая психопатология. Таким образом, любовь ко всем “ближним своим”, это совершенно нежизненная абстракция, красивая, но абсолютно нереальная сказка, не имеющая ничего общего с действительной жизнью.

Появление первого и второго мифов о любви вполне понятно и объяснимо. Их цель доказать истинность главных заповедей христианства:

1. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим".

2. "Возлюби ближнего своего, как самого себя".

(Закон Божий. Священная история. Часть 7. Заповеди Ветхого и Нового Завета)

Но, доказать недоказуемое невозможно. Внутренние противоречия этих заповедей совершенно неустранимы. Реальная Любовь возможна лишь при безусловном признании РАВЕНСТВА Достоинств любящих друг друга. Достоинство Бога и достоинство человека, понятия несравнимые по своей значимости. Поэтому Любовь к Богу невозможна в принципе. Отношения человека и Бога могут быть ТОЛЬКО симбиотическим единством по принципу господство - подчинение (садизм - мазохизм), то есть Преклонением, но не Любовью. Отношения Бог - человек, это в лучшем случае отношения Отец - сын, в худшем Господин - раб. Но, если в отношениях человек-отец и человек-сын признание равенства их достоинств не только возможно, но и совершенно необходимо, то в отношениях Бог-отец и человек-сын такое равенство невозможно, как невозможна и Любовь. На самом деле, то, что называют Любовью к Богу, является не чем иным, как Преклонением перед ним.

Противоречия второй заповеди так же совершенно очевидны. Если человек возлюбит самого себя, это сделает совершенно невозможной любовь к другим. Да и сама “любовь” к другим возможна лишь как совершенное Равнодушие к этим другим.

Цель второй заповеди христианства, безусловно, самая благая. Она выражает стремление к преодолению разобщённости людей, к устранению их неравенства, к объединению всех людей в рамках какого-нибудь качества, критерия или чувства. Да и Любовь является самой мощной и самой жизнеутверждающей категорией нашего мира. Но, в данном случае выбор её, в качестве критерия, способного объединить всех людей, независимо от их национальных, социальных, религиозных и любых других отличий, совершенно неправомерен и ошибочен.

Тем не менее, такой критерий есть, и этот критерий - Человеческое Достоинство.

Человек существо не только биологическое, но и существо трансцендентное. Индивидуальное сознание каждого человека подобно дереву. Как дерево погружено своими корнями в лоно матери-земли, так индивидуальное сознание каждого человека погружено своими корнями в Единое Сознание Мира. Как жизнь дерева невозможна без питающих его корней, так существование индивидуального сознания каждого человека невозможно без Единого Сознания Мира, общего для всего существующего во Вселенной. Именно этот факт делает неизбежным и незыблемым факт равенства и ЕДИНСТВА Человеческих Достоинств.

Каждый человек уникален и неповторим в своей психической и физической индивидуальности, но все люди ОДИНАКОВЫ в своей трансцендентности, потенцией которой и является Человеческое Достоинство. Поскольку все люди равны в своём Человеческом Достоинстве, это самый естественный и единственно верный критерий объединения, легко преодолевающий любые различия, живущих на земле людей.

Уважай Достоинство ближнего своего, как уважаешь своё собственное Достоинство. Вот совершенно непротиворечивая, и совершенно естественная альтернатива второй заповеди христианства. В отличие от христианской заповеди, она не требует никаких потуг, как в своём восприятии, так и в своём претворении в жизнь. Другое дело, что особой надобности в этой заповеди просто нет. Дело в том, что Человек осознавший своё Человеческое Достоинство уже НЕ СМОЖЕТ не уважать Человеческое Достоинство других людей. Поэтому, человек, не уважающий Человеческого Достоинства других людей, просто напросто, не осознаёт и своего собственного, живя по принципу превосходства, подменяя внутреннее Достоинство, внешней значимостью или значительностью людей.

Таким образом, для РЕАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ людей необходимо не умалять их Достоинство, как это делает Церковь, твердя о непреодолимой греховности человека, а поднимать это Достоинство на должный уровень. Ведь, только осознав своё собственное Человеческое Достоинство, человек способен осознать Человеческое Достоинство других людей.

Более того, осознав собственное Человеческое Достоинство, человек уже никогда НЕ СМОЖЕТ не уважать Человеческое Достоинство других, так как НЕ СМОЖЕТ воспринимать его иначе чем, безусловно, РАВНОЕ.

У Льва Николаевича Толстого, в предисловии к его философскому труду “Путь жизни”, которое, по сути, является квинтэссенцией его философского мировоззрения, есть краткое определение смысла жизни: “Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от Бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей любовью, с Богом - сознанием своей божественности. В этом все большем и большем соединении с душами других людей - любовью и с Богом - сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни”.

С точки зрения настоящих размышлений, его можно сформулировать по-другому: “Индивидуальные Сознания людей отделённые телами друг от друга и от Единого Сознания Мира, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с индивидуальными сознаниями других людей - Любовью, с Единым Сознанием Мира - осознанием своей трансцендентности. В этом всё большем и большем соединении с индивидуальными Сознаниями других людей и с Единым Сознанием Мира осознанием собственной и общей трансцендентности заключается и смысл и благо человеческой жизни”.

И ещё о Любви. ЛЮБОВЬ ПРАВИТ МИРОМ. Это утверждение вовсе не так абстрактно, как может показаться. Оно имеет под собой все основания, так как взаимоотношения Сознания и Материи имеют все признаки взаимной реальной Любви.

Материя и Сознание, это два противоположных начала: мужское и женское. Достоинства их равны, так как Сознание и Материя, совершенно равнозначные субстанции Мира. Они постоянно стремятся к Единению на всех уровнях существования. Жертвенность их по отношению друг к другу совершенно реальна. Весь процесс Эволюции, это постоянная Жертвенность Сознания и Материи. Сознание жертвует своей свободой и функциональностью, приспосабливаясь к существующим материальным формам. Материя жертвует своими старыми формами и структурами, создавая новые, более приспособленные для функционирования Сознания. Сексуальное влечение, как Единолюбие и вовсе бесспорно, ведь, с одной стороны, альтернативы для него нет, с другой стороны взаимоотношения Сознания и Материи на всех уровнях мироздания рождают новую Жизнь.

Борьба не может дать новой Жизни, поэтому утверждение о “единстве и борьбе противоположностей” пора заменить на другое, более правильное, утверждение - о “Единстве противоположностей в Любви”. Фактически, весь окружающий нас мир, это результат взаимной Любви Сознания и Материи. Мир создан в Любви и для Любви. А где Любовь, там и Счастье.

Всё Зло, которым переполнен наш Мир, это результат деятельности человекоподобных животных, не способных к реальной Любви, променявших её на славу, богатство и власть. Именно они, наказанные собственной жадностью и эгоизмом неспособностью к Любви и Счастью, делают всё возможное, чтобы лишить Любви и Счастья всех остальных людей. Природа компенсировала им неспособность к Любви и Счастью огромной дозой глупого довольства собой. Но, несмотря на их глупое самодовольство, подсознательно они всё равно ощущают свою ущербность по сравнению с порядочными людьми. Отсюда их Злоба и Ненависть ко всем, кто способен любить и быть счастливым.

Главное противоречие нашей жизни находится вовсе не в социальной области, а в области психологии. Это непримиримое противоречие между порядочными людьми, живущими по законам Мудрости и Любви и людьми непорядочными, живущими в Глупости и неспособности к Любви.

Послесловие

Многие психологи совершенно справедливо считают, что решающую роль в становлении и развитии человека, как личности играют мотивационные процессы. Практически все авторы, создающие собственные теории личности и системы мотиваций, утверждают необходимость существования сверхзначимых для человека мотиваций, называя их мега- или мета-мотивациями. Этим сверхмотвациям подчинены любые, в том числе, физиологические потребности.

Например. Один человек, для удовлетворения своего голода - самой естественной физиологической потребности - не задумываясь, пойдёт на всё: воровство, грабёж, убийство. Другой человек скорее умрёт от голода, чем поступиться своим Человеческим Достоинством, запятнав свою Честь непорядочным поступком. Один человек, для сохранения своей жизни, или просто избегая физической боли, предаст и продаст всех и вся; другой предпочтёт пытки и смерть, но останется Человеком.

Для такой фундаментальной разницы в поведении одного воспитания явно недостаточно. Здесь имеет место именно непреодолимая сверхзначимая мотивация человека, которая делает для него совершенно невозможным совершение тех или иных поступков.

Одной из таких сверхмотиваций является непреодолимая потребность человека в Любви.

Вряд ли найдётся хоть один здоровый во всех смыслах человек, который не нуждался бы в удовлетворении этой сверхпотребности от рождения и до самой смерти. Все знают, какое огромное влияние оказывает на детскую психику отсутствие или недостаток не только родительской любви, но и любви между самими родителями. Если между родителями ребёнка нет взаимной реальной Любви, то вероятность того, что он вырастет способным к такой любви, ничтожно мала. Нет НИ ОДНОГО маньяка, у которого было бы счастливое, полное родительской любви, детство. Людей, которые не нуждались бы в реальной Любви, не существует.

Иногда попадаются те, кто отрицает существование Любви вообще, как таковой. В этом случае имеют место либо серьёзные психические аномалии, требующие медицинского вмешательства, либо личные любовные трагедии, связанные с предательством любимого когда-то человека. В последнем случае, отрицание любви, есть своеобразная психологическая защита от страдания, а человек, как правило, тоже нуждается в помощи профессионального психотерапевта.

Без удовлетворения сверхпотребности в Любви, психологическое здоровье невозможно. Люди жаждут любить и быть любимыми. Каждый человек хочет полагать, что именно его чувства, эмоции, переживания и есть та самая любовь, которой все так жаждут. Наверное, именно поэтому любовью называют взаимоотношения, никакого отношения к Любви не имеющие. Отношения гомосексуалистов и лесбиянок; факты супружеских измен и предательств; собственно половые акты между едва знакомыми людьми и многое другое, что не только не является Любовью, но есть её прямая противоположность, её злейший и непримиримый враг.

Непреодолимость сверхпотребности в Любви очевидна, другое дело, что Любовь, как понятие, семантически определена ещё менее чем Духовность. Каждый человек понимает её по-своему. Вот этой-то неопределённостью и пользуются дельцы порноиндустрии, люди весьма далёкие от психологического здоровья. Они активно, используя все возможные средства массовой информации, воздействуют на сознание людей, стремясь опустить их до своего собственного уровня, то есть до уровня самой мерзкой и отвратительной животности. Они пытаются внушить, прежде всего, молодёжи, если не полное отсутствие Любви, как таковой, то, по крайней мере, свести её к самому примитивному, животному сексу, отождествить эти понятия. Их идол, это Похоть во всех её проявлениях. Похоть, самый непримиримый и опасный противник реальной Любви, особенно опасный тем, что маскируется под один из её неотъемлемых отличительных признаков - сексуальное влечение.

Поэтому, потребность в чётком и однозначном понимании Любви, не только желательна, но и жизненно необходима. Каждый человек уникален и неповторим в своей индивидуальности. Поэтому однозначно описать чувства и эмоции любящего человека невозможно в принципе, но именно чувства и эмоции. Но, ведь это и не является задачей философии или психологии. Этим, на радость всем нам, пусть занимаются различные виды искусства. Задача этики найти наиболее общие закономерности и особенности категорий Нравственности, в том числе, Любви. Отступление от этих общих закономерностей и особенностей, а тем более их отсутствие ведёт к отрицанию самого критерия.

Однополые взаимоотношения, не способные дать новую Жизнь даже теоретически, всегда есть разврат и похоть, никакого отношения к светлому и святому понятию Любви не имеющие. Если отношения мужчины и женщины, их стремление к Единению строятся не на взаимном признании безусловного равенства их Достоинств, то эти отношения могут быть чем угодно, но только не Любовью. Если в этих взаимоотношениях кто-то не желает или не способен (что зачастую одно и то же) на взаимную Жертвенность, отказ от части своих интересов ради другого, то эти отношения не имеют ничего общего с Любовью. При этом необходимо отличать взаимную Жертвенность от односторонней жертвенности во взаимоотношениях по принципу: “господство - подчинение”.

Любовь без образования семьи, подобна яйцу без скорлупы. Как яйцо без скорлупы, превращается в растекшуюся по поверхности бесформенную и неопределённую массу, так Любовь без семьи является чем-то неестественным и противным природе. Семья же, как институт супружества, является таковой, только если она создана на принципах Любви, а не является торгашеским союзом двоих против всего остального мира.

Если кто-то из пары считает для себя возможными и приемлемыми сексуальные связи с другими партнёрами, то, как бы он не клялся в своей «любви», какие бы доводы не приводил, никакой Любви здесь нет и в помине. Здесь есть только самый гнусный и самый омерзительный вид предательства людей, которые считают предателя самым родным и близким для себя человеком.

Наверное, каждый нормальный человек согласится, что сексуальное насилие особенно страшно тем, что жестоко и беспощадно ломает жизни и судьбы, не только людей, непосредственно подвергшихся этому насилию, но зачастую и их близких. Все нормальные люди едины в своём совершенно справедливом негодовании по поводу этих “нелюдей” насильников. Тем более странно, что редко кто задумывается над тем, что судьбы и жизни людей ломает не только сексуальное насилие.

Куда чаще и куда страшнее их ломают вполне добровольные сексуальные связи, в которые люди, состоящие в браке, вступают исключительно в поисках удовольствий. Сколько людей, узнавших об измене и предательстве своих любимых, кончают жизнь самоубийством? А сколько в этих случаях совершается убийств? Сколько детей получают психологические травмы от развода своих родителей? Сколько людей до конца жизни остаются совершенно одинокими? И всё это только из-за того, что один из супругов решил получить удовольствие на стороне. Где же здесь логика? Чем эти человекоподобные животные лучше сексуальных насильников? При этом насильники, которые, как правило, даже не знакомы со своими жертвами, совершенно справедливо, подвергаются юридическому преследованию и расплачиваются за свои деяния тюремными сроками, а похотливые себялюбцы, с лёгкостью предающие людей, считавших их самыми близкими себе и родными людьми, чувствуют себя, чуть ли не героями, гордясь своими сексуальными победами. Так, где же здесь логика?

Необходимо со всей отчетливостью понимать, что чем больше у человека сексуальных партнёров, тем больше он погрязает в разврате и похоти и тем дальше он от реальной Любви. Совместная жизнь без Любви, а тем более, физическая измена людей, состоящих в браке, всегда есть мерзость и предательство этого святого чувства. Совместить похоть и Любовь, подлость и Порядочность, зло и Добро невозможно.

Рано или поздно, каждый человек делает свой жизненный выбор: разнообразие сексуальных связей, то есть разврат и похоть, как служение силам Зла и отказ от Счастья или Единолюбие реальной Любви, как служение силам Добра и возможность быть по-настоящему счастливым.

Примечания

1. Психоанализ

Эту концепцию называют ещё “фрейдизмом” по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). Именно им была создана первая всесторонняя теория личности. В дальнейшем сформировалось целое психологическое направление “психоанализ”. К этому направлению относятся теории Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и других, хотя каждый из них и внес свои новые и оригинальные идеи.

Работы З. Фрейда в свое время произвели настоящий переворот во взглядах на традиционную психологию сознания. Он уподобил психику айсбергу, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства - гигантскую преисподнюю незримых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками индивида. С этой точки зрения, психология, ограниченная анализом сознания, абсолютно не адекватна для понимания основополагающих мотивов человеческого поведения. Более сорока лет Фрейд исследовал бессознательное при помощи метода свободных ассоциаций и создал то, что в целом расценивается как первая всесторонняя теория личности.

Он применил топографическую модель психической жизни, выделив три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. В наш век всеобщей компьютеризации, при описании топографической модели психики, сама собой напрашивается аналогия с устройством персонального компьютера (ПК), поэтому, для большей наглядности, ниже основного текста мы будем указывать элементы ПК, соответствующие описываемым психологическим уровням.

1. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознаёт в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознаётся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Этому уровню соответствует объединение микропроцессора и оперативной памяти ПК. Микропроцессор является “мозгом” ПК и выполняет функции арифметическо-логического устройства и устройства управления. Он осуществляет выполнение программ, работающих на компьютере, и управляет работой остальных устройств ПК. Процессор берет программы и исходные данные для обработки из оперативной памяти, в неё же он записывает полученные результаты.

2. Область предсознательного (“доступной памяти”) включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться спонтанно или в результате минимального усилия.

Соответствует накопителям на жестких дисках (винчестерам), предназначенным для постоянного хранения информации, используемой при работе с ПК.

3. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые полностью недоступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.

Соответствует программному обеспечению ПК. Сам по себе компьютер не обладает знаниями ни в одной области своего применения, все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. Компьютер “сделал” означает, что на компьютере была выполнена программа, которая позволила выполнить соответствующее действие.

Помимо топографической модели психики, З. Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика личности человека состоит их трех структур, уровней: “ОНО”, “Я” и “СВЕРХ-Я” (структурная модель психической жизни).

1. “ОНО” - бессознательная часть психики, бурлящий котёл биологических врожденных инстинктивных влечений - агрессивных и сексуальных (биологический или материальный уровень).

2. “Я” (ЭГО) - ответственно за принятие решений: анализирует, рассуждает, принимает решения (социальный уровень).

3. “СВЕРХ-Я” - служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет функции критика, цензора, совести. (СУПЕРЭГО). Имеет две подсистемы: Совесть и Эго-идеал (онтологический или трансцендентный уровень).

Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать.

Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек.

СВЕРХ-Я формируется через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков (или Электры у девочек).

Суть этого комплекса заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. Ребенок преодолевает Эдипов комплекс (к 5-7 годам) и у него возникает “СВЕРХ-Я”, совесть.

Можно описать процесс формирования “СВЕРХ-Я” и без акцента на сексуальный фактор. “Моральный арбитр” развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что они считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал. Ребенок принимает моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляет чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием “СВЕРХ-Я” на место родительского контроля встает самоконтроль.

По теории Фрейда, на “Я” воздействуют три силы (три фактора влияния): “ОНО”, “СВЕРХ-Я” и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. “Я” старается установить гармонию между ними, подчиняясь принципу “реальности”.

Оно (биологический или материальный уровень) пытается завладеть всеми побуждениями и действиями человека и по своему существу аморально и иррационально. Бессознательное роднит психику человека с психикой животного, указывает на единство органической жизни и на животное начало в человеке. Его содержанием является стремление к самосохранению - родовому и индивидуальному. Оба этих стремления находят полноту своего выражения в сексуальном инстинкте (либидо), в котором совпадают стремление к продолжению рода и сильнейшее удовольствие. Поэтому первоначальный уровень психической жизни подчиняется принципу удовольствия.

Бессознательное настойчиво требует удовлетворения своих животных потребностей. Оно заставляет человека жить по законам алчности и вожделения, жадности и агрессивности, стремлений подчинить других и возвышаться над ними любыми способами - властью, богатством, насилием, обманом, клеветой.

СВЕРХ-Я (онтологический или трансцендентный уровень) наоборот, требует от человека жить по законам морали и нравственности. Активно противостоит бессознательному и подавляет его животные инстинкты. Если человек поддаётся своим низменным инстинктам, “СВЕРХ-Я” наказывает его, заставляя испытывать “муки совести”. “СВЕРХ-Я” требует от человека постоянного совершенствования и развития, раскрытия самого лучшего в себе и постоянное стремление к этому лучшему.

Общество (социальный уровень) вносит в это противоборство свои коррективы. Ослабляя или усиливая ту или иную структуру.

Я (сознательная личность человека) воспринимает противоречивые воздействия этих трех составляющих и на основе принципа “реальности” формирует личность каждого конкретного человека. “Я” преобразует энергию подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Этот процесс называется сублимацией. Если энергия "либидо" не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между СВЕРХ-Я и ОНО, усиленного или ослабленного воздействием общества, Я применяет средства психологической защиты: вытеснение желаний, отрицание, рационализация, инверсия или противодействие, проекция, замещение, изоляция и регрессия.

В предлагаемой З. Фрейдом модели психики личности, для нас особенно важно выделение такой структуры, как “СВЕРХ-Я”, ведь именно эта структура является (по Фрейду) источником нравственных стандартов и ценностей, а также совестью человека.

Недостатком же, является неубедительное обоснование источника возникновения самой структуры “СВЕРХ-Я” через её формирование за счет преодоления Эдипова комплекса. Это преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека не приняли даже его последователи. Отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, они пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

2. Аналитическая психология

Автором “аналитической психологии” и одним из основателей трансперсональной психологии является Карл Густав Юнг (1875-1961) - известный швейцарский психолог, психиатр и философ. В 1909 - 1913 гг. сотрудничал с З. Фрейдом. Наряду с З. Фрейдом, А. Адлером и другими Юнг является одним из основателей глубинной психологии. В своей теории бессознательного Юнг во многом продолжает линию Фрейда. Он разделяет и развивает общий фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе - многоуровневой и многополюсной. Но, он не соглашается с пансексуальной трактовкой либидо, утверждая - вопреки Фрейду, - что основой личности и источником её конфликтов является не половое влечение, а психическая энергия как таковая, т. е. любая потребность, а не только связанная непосредственно с соматической, телесной сферой. Он рассматривает психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними.

Вероятно, самая яркая отличительная черта его подхода к человеку заключается в том, что в нем сочетаются телеология и каузальность. Поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями и стремлениями (телеология). И прошлое, как актуальность, и будущее, как потенциальность, управляет поведением в настоящем. Взгляд Юнга проспективен в том смысле, что устремлен на будущее человеческого развития, и ретроспективен в том смысле, что принимает в расчет прошлое.

Перефразируя Юнга, "человек живет и целями, и причинами". Это настойчивое внимание к роли судьбы или цели человека явно отличает Юнга от Фрейда. Для Фрейда есть лишь бесконечное повторение инстинктуальных тем - до самой смерти. Для Юнга есть беспрерывное и часто творческое развитие, поиск целостности и завершенности, жажда возрождения. Индивидуальная личность для Юнга - продукт и вместилище родовой истории. Человеческие существа в настоящем своем виде сформированы кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням человечества. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Человеческие существа рождаются, обладая многими предрасположенностями, переданными предками; эти предрасположенности управляют их поведением и отчасти определяют то, что они сознают, и на что будут реагировать в мире собственного опыта. Индивидуальная личность - результирующая взаимодействия внутренних и внешних сил.

Юнг, как никто из психологов, исследовал историю человечества, дабы узнать все, что возможно, о расовых корнях и эволюции личности. В поисках истоков развития личности он изучал мифологию, религию, древнюю символику, обычаи и верования первобытных народов, а также сновидения, видения, невротические симптомы, психотические галлюцинации и иллюзии. Его образованность и эрудиция - и в плане широты познаний, и в плане глубины понимания - остаются, по всей видимости, непревзойденными в современной психологии.

Одним из величайших открытий и для психологии, и для философии, и для всего мировоззрения в целом является открытие Юнгом более глубинного уровня бессознательного - “коллективного бессознательного”. Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей, общее для всего человечества. Оно образует всеобщее основание духовной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное - есть “предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны”. Юнг открыл функциональные единицы бессознательного - комплексы. Комплексы - это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

Ему удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал “архетипами”. Архетипы, с одной стороны, обуславливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой - обуславливают коллективные идеи, образы, теории человечества. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это нравственные, религиозные, философские, научные представления). Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Коллективное бессознательное - это духовное наследие всего, что было пережито человечеством, “это общая душа, не имеющая временных пределов”, это фундамент индивидуальной психики.

В Коллективном бессознательном Юнга легко угадываются представления различных религий и духовных учений об Абсолюте, Мировом Разуме, Эйн-Соф, АУМ, Брахме, Дао, Ферхо, ИАО, Космическом Сознании.

Хочется еще раз, особо подчеркнуть, что коллективное бессознательное является ОБЩИМ для всего человечества, а каждая индивидуальная психика есть лишь “волна” на поверхности “океана” коллективного бессознательного. Весьма значимым для нашей работы является и тот факт, что все сознательные и духовные феномены (нравственность, философия, религия, наука и т. п.) имеют своим источником Коллективное Бессознательное.

Коллективное Бессознательное - вот истинный источник психологической структуры “СВЕРХ-Я”, а, следовательно, истинный источник абсолютных нравственных ценностей и идеалов. Абсолютных, в том смысле, что они не зависят от конкретного уровня общественного развития, его социальной, этнической, классовой структуры и выступают таковыми везде и всегда, и останутся таковыми, даже если самому человечеству придет конец. Совершенно логична и компьютерная аналогия этой психологической структуре - всемирная информационная сеть - Internet.

3. Трансперсональная психология.

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации.

3.1. Основатель психосинтеза, итальянский психиатр Р. Ассаджиоли выделил в психологической структуре личности семь динамических составляющих:

Рис. 1 Карта внутреннего мира (по Ассаджиоли)

Первые пять динамик составляют индивидуальную психику личности. Сознание каждого человека заключено, как в скорлупу, в личное бессознательное (низшее, среднее и высшее). По сути, это и есть Душа человека. Высшее надличное “Я” является связующим звеном между индивидуальной психикой и коллективным бессознательным, которое есть Дух. Именно через него люди получают из коллективного бессознательного идеи, образы и представления (интуиция). Индивидуальная психика (Душа) каждого человека не только находится в едином поле коллективного бессознательного (Духа), но и совместно с индивидуальными психиками остальных людей образует единое структурное образование в поле коллективного бессознательного.

3.2. Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека дали многолетние исследования Станислава Грофа.

Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее, полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

1. Сенсорный барьер.

2. Индивидуальное бессознательное.

3. Уровень рождения и смерти (перинатальный уровень).

4. Трансперсональная область.

Гроф доказал, что человеку свойственна странная двойственность: человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания.

В некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности.

Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Первый из этих модусов можно назвать хилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов. Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств.

Когда человек, с помощью современных методов экспериментальной психотерапии (психоделические препараты, ребёфинг, холотропное погружение, и т. п.), от уровня сознания начинает проникать в область своей бессознательной психики, то встречается со следующими уровнями:

1. Сенсорный барьер: элементарная визуализация цветов или геометрических фигур, звона или шума в ушах, тактильных ощущений в различных частях тела, вкусов или запахов. Для самоисследования и понимания самих себя эти переживания не важны.

2. Индивидуальное бессознательное (биографический уровень) - всё что угодно из жизни человека - какой-то неразрешенный конфликт, какое-то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание может всплыть из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость переживаний, - реально переживаются заново. Воспоминания проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания - “системы конденсированного опыта” (СКО). СКО - это динамическая составляющая воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа.

СКО влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств, особенно СКО, сопряженные с опасностями для жизни.

3. Уровень рождения и смерти (перинатальный уровень): переживания смерти и нового рождения весьма разнообразны и сложны. Проявляется такой опыт в четырех “базовых перинатальных матрицах” (БПМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения. В них содержится информация о переживаниях и ощущениях организма с момента зачатия до завершения рождения. БПМ в обычных условиях не осознаются человеком, хотя способны существенным образом влиять не его здоровье, психику, поведение и жизнь.

4. Трансперсональная область. По результатам многолетних психоделических исследований, сеансов холотропного дыхания и работе со спонтанными эпизодами необычных состояний сознания С. Гроф составил наиболее полную (на сегодняшний день) картографию трансперсональной области (коллективного бессознательного). С этой картографией трансперсональных переживаний можно ознакомиться в его книге “Путешествие в поисках себя. Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира”.

4. К трасперсональной психологии примыкает концепция дианетики и сайентологии, которую разработал Л. Р. Хаббард.

Для данной работы особенно важен главный динамический принцип существования - «выживай», открытый Л. Р. Хаббардом. Человечество всегда стремилось найти цель жизни, простейший общий знаменатель всей своей деятельности, динамический принцип существования. Хаббард доказал, что цель жизни - бесконечное выживание. Человек - одна из форм жизни. Во всех своих проявлениях и целях он подчиняется одной команде: «Выживать!».

Выживание, принятое как единственная цель, подразделяется на четыре динамики.

Первая динамика - это стремление человека к максимальному выживанию ради самого себя и своих симбиотов (под “симбиотами” подразумевается всё сущее и энергия, всё, что помогает выживанию).

Вторая динамика - это стремление человека к выживанию при помощи размножения; она включает в себя секс, воспитание детей, заботу о них и об их симбиотах.

Третья динамика - это стремление человека к выживанию для родственных групп или выживание самих групп и их симбиотов.

Четвертая динамика - это стремление человека к выживанию для человечества, стремление человечества к выживанию для человечества, а также групп для человечества и т. д. и включает в себя симбиотов человечества.

Ни одна из динамик не сильнее другой. Они все сильные. Это четыре дороги, по которым человек идет к выживанию, и которые на самом деле являются одной.

Оптимальным решением любой проблемы является то, которое приносит максимальную пользу наибольшему числу динамик. Другими словами, самым лучшим решением любой проблемы является то, которое приносит наибольшее благо, наибольшему количеству людей, включая самого человека, его потомство, друзей, семью, политические и национальные группы и, в конце концов, человечество.

Наградой за действия, способствующие выживанию, является удовольствие. Наказанием за разрушительные действия, препятствующие выживанию, становится боль, а затем и смерть как прекращение выживания. Успехи повышают потенциал выживания по направлению к бесконечности. Неудачи понижают потенциал выживания по направлению к смерти.

5. Психогенетический подход Ч. Тойча.

Близок к трасперсональной психологии и подход доктора Чампиона Курта Тойча одного из основателей виктимологии (от англ. - жертва). Тойч утверждает, что человек во многом - жертва генетического кода и проблем своих предков. Его концепция, что генетический код ещё до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны (комплексы) поведения, постепенно получает признание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследственных биологических и физиологических особенностей организма, но и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) - соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций (карма, судьба, фатум и т.п.).

Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волну (как предполагают физики, мысль - это энергетическая волна виртуальных фотонов - мельчайших ядерных частиц). Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Происходит психическое взаимодействие между людьми на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бессознательную часть психики другого человека. Особенно тесное бессознательное взаимодействие и взаимовлияние происходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей имеют похожие или совместимые амплитудно-частотные характеристики - обычно это родственники, родители - дети, супруги, близкие друзья.

Таким образом, и сознательные и бессознательные желания, убеждения, переживания, мысли человека помимо субъективного внутреннего состояния всегда получают и объективное выражение в разных формах: 1 - мысли, энергетические излучения-волны; 2 - слова, через которые человек может выразить осознанные мысли и желания; 3 - действия человека; 4 - предметы, через которые, в конечном счете, могут выражаться мысли (мысль конструктора, в конце концов, воплощается в конкретном предмете, изделии, изобретении). Все те же три уровня: онтологический или трансцендентный - мысли; социальный - слова; биологический или материальный - действия, предметы.

Другой человек (“приемник”), способен принять не только слова и действия собеседника, но на бессознательном уровне происходит прием энергетического мысленного излучения собеседника, причем сильнее воспринимается “энергетическая волна бессознательных желаний и установок собеседника”, но чаще всего эта информация, получаемая “человеком-приемником”, способна оказать то или иное воздействие на его состояние, поведение.

Тойч выделяет три формы реагирования на проблемы, стрессы человека:

1) «внутричеловеческий» - если человек сталкивается с какой-то неразрешимой и болезненной для него проблемой, которую стремится “выгнать из сознания” вследствие её неприятности или запретности, то “подавленная” проблема превращается в бессознательный комплекс, который постепенно может проявляться через недомогание, злость, переедание, пьянство, болезни и другие формы, являющиеся генетически предсказуемыми.

2) межчеловеческий способ - когда проблема человека-репрессора загоняется в его бессознательную часть психики, но этот бессознательный комплекс проявляется в виде энергетической волны-излучения и энергетически проецируется, передаётся в бессознательную часть психики другого «человека-экспрессора» (ребенок, супруг, друг), и «человек - экспрессор”»может ощущать подсознательно и выражать внешне (через свою злость, свои болезни, пьянство и пр.) чужой стресс, записанный в подсознании репрессора, кажущегося спокойным, здоровым и необеспокоенным;

3) “генетический способ” - если проблема очень существенная, не преодолена человеком и подавлена в “бессознательное”, то возможна её передача посредством генетического механизма на бессознательном уровне потомкам. И этот процесс передачи будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет случайная модификация (где-то после седьмого поколения), либо пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из потомков. Чем серьезнее проблема, чем она “греховнее”, тем быстрее она переходит к потомкам, с каждым переходом усиливаясь современными ситуациями (карма, судьба, фатум и т.п.).

Осознание генетического кода, нежелательных семейных повторяемых комплексов поведения (повторяющийся алкоголизм - дед, отец, сын, внук; несчастливые замужества всех женщин в роду и т. п.) в сочетании с выработкой и реализацией четкого плана практических действий по преодолению этих комплексов позволяет человеку изменить свою жизнь к лучшему в различных аспектах.

Ч. Тойч разработал для своих пациентов всестороннюю программу девиктимизации и достижения поставленных жизненных целей.

Главной задачей всей человеческой деятельности является очищение ДНК с помощью индивидуальных или коллективных усилий - сознательных или бессознательных.

6. Феноменологический подход.

Феноменологический подход базируется на следующих идеях:

- поведение человека можно понимать только на основе анализа его субъективного восприятия и познания действительности;

- люди способны сами определять свою судьбу, т. е. самоопределение является существенной частью природы человека и люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют;

- люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя внутренние возможности и личностный потенциал.

Феноменологический подход к личности наиболее выражен в работах Карла Роджерса, который оказал огромное влияние на формирование терапевтических и педагогически-образовательных современных стратегий.

Роджерс утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности и зрелости, т. е. все люди, имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования.

Важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, т. е. сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые испытывает.

Роджерс доказывал, что никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности лучше или правильнее, чем у кого-то ещё: никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других, необходимо с уважением относиться к мыслям и чувствам других людей, даже если они резко отличаются от ваших собственных.

Восприятие и интерпретация человеком самого себя, или его Я - концепция (“самость”), отражают те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я - концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть (реальное Я), но также и то, какими мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть, т. е. «идеальное-Я». «Идеальное-Я» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это “Я”, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Роджерс полагает, что расстройства поведения являются результатом несоответствия между “Я” и переживаниями человека. Люди с сильным несоответствием между реальным, осознанным Я и «идеальным-Я» обладают плохой психологической адаптацией, имеют более низкую степень самоактуализации, почти не способны к самоприятию, более тревожны, эмоционально нестабильны и невротичны. Многие люди имеют негативную Я-концепцию, т. е. недовольны собой, не способны принимать себя и соответственно не могут принимать других. Они недовольны всей жизнью и всеми окружающими людьми. Нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим, т. е. отношение к себе отражается на отношении к другим. Самоприятие является важным и необходимым условием для полноценного функционирования человека.

Литература

Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

Аристотель. Этика. АСТ издательство, Москва, 2004.

Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого (электронная версия).

Библия. Издание миссионерского общества “Новая жизнь - Советский Союз” “Кэмпус Крусейд Фор Крайст” СССР 1991

Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1993

Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. Издательство АСТ, издательство Института трансперсональной психологии, издательство К. Кравчука, М. 2004.

Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999.

Дробницкий О. Г. Моральная философия. Избранные труды. Издательство “Гардарики” Москва.

Закон Божий. Священная история. Часть 7. Заповеди Ветхого и Нового Завета (электронная версия).

Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика. Учебное пособие для студентов вузов. Издание третье, переработанное и дополненное. Издательский центр “МарТ” Москва - Ростов-на-Дону 2005.

Кондрашов В. А. Этика. Чичина Е. А. Эстетика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой, Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.), N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999, Терминологическая правка В.Данченко, К.: PSYLIB, 2004.

Марков А. В. Эволюционный прогресс. Конспект доклада, прочитанного на заседании Общества философских исследований и разработок (ОФИР) 18.11.2003.

Мещерякова Б. Г. Зинченко В. П. Современный психологический словарь. Санкт-Петербург “Прайм-Еврознак” ВКТ Владимир 2006.

Паскаль Б. Из "Мыслей" // Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы.

Платон. Избранное. АСТ издательство, Москва, 2004.

Петрарка Ф. Сонеты. - М.: ТОО Летопись, 1997.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. СПб: Издательство "Питер", 2000.

Сартр Ж. П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм (электронная версия).

Семёнов Тян-Шанский (Епископ Александр). Православный Катихизис. Издание Московской Патриархии. Москва 1990.

Словарь по этике под редакцией И. С. Кона. Издание пятое. Издательство политической литературы. Москва 1983.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова, Москва, ИНФРА-М, 2005.

Соловьев В. С. Смысл любви (электронная версия).

Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание девятое, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

Тойч Ч. К., Тойч Д. М. Второе рождение, или искусство познать и изменить себя. М., 1994.

Толстой Л. Н. Путь жизни М., 1993 (электронная версия).

Философия любви. М.: Политиздат, 1990

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова, Москва, издательство политической литературы, 1981.

Фрейд З. Основные принципы психоанализа. М., 1998.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1993.

Фромм Э. Искусство любить. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Человек для самого себя. Психоанализ и этика. М., 1993.

Хаббард Л. Рон. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. “Воскресенье”, “Нью Эра Пабликейшнс Групп”, публикация Хаббарда, Москва, 1993.

Холл Келвин С., Линдсей Гарднер, Теории личности. Перевод И.Б.Гриншпун, C.S.Hall, G.Lindsey. Theories of Personality, New York: John Wiley and Sons, 1970, М.: "КСП+", 997, Терминологическая правка В.Данченко, К.: PSYLIB, 2005.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. Собр. соч. Т. 3. М., 1997.

Юнг К. Психология бессознательного. М., 1996.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты