Рефераты

Философия

p align="left">Философский смысл бытия проявляется и в противоречии конечного и бесконечного (всякое бесконечное состоит из конечных составляющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и части.

Итак, бытие -- общее понятие, самое общее, которое образовываете» путем отвлечения от различий между природой и духом, индиви дом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности и находим его. Результат этих поисков ~ бытие, то, что эти явления и процессы реально существуют.

Разными видами форм реальности выступают материальное бытие, идеальное бытие. Материальное бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком. Идеальное бытие порождено интеллектуальной деятельностью человека. Это мир человеческих мыслей и идей, это феномены личного и общественного сознания. Бытие человека представляет собой субъективную реальность - тот внутренний мир, который он сам создает, - а также все то, с чем он взаимодействует: природные и социальные условия его жизни, отношения с другими людьми, те идеи, которые «витают в воздухе». Социальное бытие включает в себя как индивидуальное бытие человека в обществе и историческом процессе, так и общественное бытие.

29. Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, например, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. Все эти виды существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними.

Например, макротело можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определенной связи между ними: ядра атомов, входящие в состав молекулы как одноименные (положительные) заряды, подчиняются силам электростатического отталкивания, но вокруг них образуются общие электронные оболочки, которые как бы стягивают эти ядра, не давая им разлететься в пространстве. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. В простейшем случае - у атома водорода - ядро состоит из одной частицы - протона. Ядра более сложных атомов образованы путем взаимодействия протонов и нейтронов, которые внутри ядра постоянно превращаются друг в друга и образуют особые целостности - нуклоны, частицы, которые часть времени пребывают в протонном, а часть - в нейтронном состоянии. Наконец, и протон, и нейтрон - сложные образования. В них можно выделить специфические элементы - кварки, которые взаимодействуют, обмениваясь другими частицами - глюонами (от лат. gluten - клей), как бы "склеивающими" кварки. Протоны, нейтроны и другие частицы, которые физика объединяет в группу адронов (тяжелых частиц), существуют благодаря кварк-глюонным взаимодействиям.

Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как инвариант, то есть устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют ее структуру. Иными словами, система - это элементы и их структура.

Любой объект материального мира уникален и нетождествен другому. Но при всей уникальности и непохожести объектов определенные их группы в своем строении обладают общими признаками. Например, существует очень большое разнообразие атомов, но все они устроены по одному типу - в атоме должно быть ядро и электронная оболочка. Огромное многообразие молекул - от простейшей молекулы водорода до сложных молекул белков - имеет общие структурные признаки: ядра атомов, образующих молекулу, стянуты общими электронными оболочками. Можно обнаружить общие признаки строения у различных макротел, у клеток, из которых построены живые организмы, и т.д. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи.

30. Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Нетрудно заметить, что существование любой материальной системы связано напрямую с взаимодействием как внутренних составляющих ее элементов, так и с другими внешними системами и условиями. Именно эти взаимодействия определяют картину мира, являются ее неотъемлемой характеристикой. Именно взаимодействием различных частиц, полей, сил, уровней материального мира можно объяснить как общую картину мира, которую мы сейчас рассмотрели, так и отдельные ее области, части, фрагменты. Взаимодействия ведут к определенным изменениям. Вся совокупность изменений, начиная от физического вакуума и Метагалактики в философии обозначается понятием движение. В понятие движения входят все известные и неизвестные еще процессы изменения вообще. Движение - способ существования материи. Не существует материальных объектов вне определенных форм движения. Прекращение определенных форм деятельности означает прекращение существования данного объекта и переход его в иное, другой объект. Движение внутренне присуще материи и оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечно многообразных видах и формах. Эти виды и формы являются объектом изучения конкретных естественных и гуманитарных наук. Философия же рассматривает движение как изменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значит признать, что материя находится в процессе непрерывного изменения. Следовательно, рассматривая движение как способ существования материи, диалектический материализм утверждает, что источник движения следует искать не вне материи, а в ней самой. Мир, Вселенная при таком подходе представляет как самоизменяющаяся, саморазвивающаяся целостность.

Наряду с движением в обыденном мире существует и покой. Каким же образом соотносится движение с покоем? Рассмотрение состояния покоя с очевидностью показывает, что покой зависит от некоторой системы отсчета. Так, например, пассажир в поезде находится в покое по отношению к вагону, но в то же время совершает движение к намеченному пункту, вместе с землей вовлечен в движение вокруг Солнца и т.д. Покой можно рассматривать как определенную стабильность движения, его устойчивость по отношению к определенной системе отсчета. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно.

Наличие иерархии форм материи определяет разнообразие форм ее движения. Можно выделить следующие основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Современная наука открывает новые формы движения. К ним относятся, например, движение микрочастиц, процессы физического вакуума и другие. Это заставляет пересматривать традиционную классификацию форм движения, но неизменным остается вывод о существовании различных форм движения, деление их на высшие и низшие. Между этими формами существует органическая связь, которая проявляется в том, что каждая высшая форма движения содержит низшую. В тоже время нельзя сводить высшие формы к низшим, ставить знак равенства между ними.

Формами существования материи являются пространство и время, которые представляют нерасторжимое единство и рассматриваются как пространственно-временной континуум.

Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

Современные воззрения на проблему сводятся к следующему:

1. Пространство и время не существуют независимо от материальной формы бытия.

2. Пространственно-временные свойства зависят от характера движения и взаимодействия материальных систем, что подтверждает их статус основных форм существования материи, содержанием которых выступает движущаяся материя.

Пространство характеризуется протяженностью, однородностью, изотропностью, трехмерностью. Протяженность означает способность тел существовать одно подле другого и иметь пространственные границы. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Трехмерность пространства является необходимым условием существования устойчивых связанных систем, состоящих из двух тел. В пространстве более трех измерений не существовало бы планетных систем, ядер, молекул, макротел, электронных оболочек вокруг ядер и т.д. Таким образом, трехмерность тесно связана с фундаментальными материальными процессами. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность - равноправие всех возможных направлений.

Время определяется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность. Длительность означает способность тел существовать одно после или до другого. Время одномерно, однородно. Специфическим свойством времени является необратимость, т.е. невозможность возврата в прошлое. Необратимость времени связывают с действием закона возрастания энтропии, с характером законов квантовой механики или же космологическими подходами.

31. С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его "социальное качество" и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом - набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки - это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора - пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора - панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как "буржуазной" науки.

Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: "Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми" [2]. Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

С одной стороны, человек -- существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.

Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный -- Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.

33. Ведущее место в размышлениях философов занимает проблема свободы и ответственности человека. Свобода - одна из основных категорий антропологии, которая означает способность личности поступать в соответствии со своими представлениями, желаниями, целями, опираясь на познание объективной необходимости. Степень свободы определяется тем, насколько обусловлены или необусловлены внешними обстоятельствами и условиями намерения и поступки человека. Крайние, противоположные точки зрения представлены волюнтаризмом, отрицающим влияние каких-либо внешних причин и фатализмом, исходящим из утверждения абсолютной детерминированности человеческих поступков.

Большинство концепций свободы стремится объединить крайние тенденции, выбрать средний путь. Так, теологические концепции свободы исходят из божественной предопределенности блага, добродетели, добровольное следование которым проявляется в результате свободного нравственного выбора между добром и злом.

Категория свободы может быть отнесена к различным сферам деятельности и в соответствии с ними выступать как свобода политическая, свобода экономическая, свобода духовная, свобода творчества, свобода познавательная и т.д.

Политическая свобода содержит определенный набор гражданских прав и обязанностей, которые в целом обеспечивают и гарантируют нормальную жизнедеятельность как общества в целом, так и отдельного индивида. Достижение свободы - одно из основных программных положений различных политических партий и движений.

Экономическая свобода в значительной мере означает свободу от эксплуатации во всех ее формах. Затем это понятие характеризует степень независимости в принятии экономических решений, возможность экономического выбора и действия.

Духовная свобода относится к сфере духовных отношений человека: выступает как свобода в выборе мировоззренческих позиций, идеологии, религии, морально-нравственных идеалов, эстетических норм и т.д. Свобода - необходимое условие формирования духовно-нравственной личности.

Творческая свобода - особая грань культуры. И как таковая означает продуктивную мощь человеческой личности. Творчество проявляется как преодоление границ мира, познания, сложившихся норм и представлений в любой сфере человеческой деятельности.

Разумеется, перечисленные формы свободы далеко не исчерпывают многообразие этого феномена. Следует отличать свободу от произвола. В своих мыслях и действиях человек свободен не потому, что они причинно не обоснованны. Он свободен, пока реально сохраняется возможность выбора и предпочтения и объективные условия не принуждают его действовать вопреки собственным интересам и целям. Следует также учитывать, что не существует абстрактной свободы, свободы вообще - она всегда относительна и конкретна. Люди могут обладать свободой в одной сфере деятельности, но лишены в другой. Свободная деятельность может относится также, как к выбору средств для их осуществления или же ограничиваться свободой приспособления к объективным условиям существования.

Важнейшей проблемой учения о человеке является проблема смысла и цели жизни. Этот вопрос привлекал внимание представителей различных школ и направлений. Материалисты в своих поисках опирались на объективные реалии жизнедеятельности людей, в основе которой лежали первичные потребности человеческого существования (пища, одежда, жилье и т.д.). Усложнение социальной жизни постепенно ведет к возрастанию роли духовного начала в деятельности людей. Сознание, самосознание через целый ряд промежуточных ступеней достигают своего наивысшего уровня в таких формах, как религия, философия, искусство, наука.

Вопрос о смысле жизни бесспорно принадлежит к так называемым вечным вопросам и вряд ли достижимо его окончательное решение. Это и понятно, ибо история человечества продолжается и каждая ее страница приносит наряду с ответами и новые вопросы. Но когда все же человек впервые задумался над своим предназначением? Вероятно, это произошло тогда, когда потребности человека вышли за рамки элементарной нужды, вызванной физиологическими процессами. Возникают потребности духовного порядка, которые удовлетворяются через ценностные предпочтения, духовный выбор. И, наконец, на достаточно высоком уровне систем материальных и духовных ценностей возникает смысложизненная проблема.

Смысл жизни определяется по-разному, в зависимости от жизненной позиции мыслителя. Но если говорить о тенденциях, то они представлены двумя противоположными направлениями и могут быть обозначены формулой "иметь или быть?". Не случайно именно эта формулировка внесена в заглавие наиболее известных работ по рассматриваемой проблеме: "Быть и иметь" Г.Марселя (экзистенциализм), "Обладание и бытие" Б.Штеелина, Э.Фромма "Иметь или быть?" -- М.: Прогресс, 1986 (неофрейдизм).

В основе этих направлений лежат глубокие социальные корни, тесно связанные с определенными экономическими, политическими, духовно-нравственными причинами. Так, установка "иметь" определяет социальный статус личности через собственность, формы которой возникают и развиваются на известных этапах исторического развития. Следует отметить, что различные религиозные учения и светские теории гуманизма отрицательно относятся к абсолютизации этой установки при определении жизненных ориентиров. Стремление к ограничению бездумного накопительства, скупости, неуемной жажды к обогащению - неотъемлемая составляющая многих этических правил, программ, требований. В условиях современного потребительского общества происходит вымывание исторических духовно-нравственных ориентиров и поэтому традиционные этические императивы приобретают обостренное звучание. Безграничный рост общественных и индивидуальных потребностей усугубляет экологические проблемы, пренебрежение которыми способно привести к глобальной катастрофе человеческого существования.

Направление, характеризуемое символом "быть" скорее всего относится к удовлетворению потребностей духовного порядка. Сюда относится вся сфера требований, определяющих человека как такового, сфера должного для конкретной личности. Следует отметить, что содержание должного (кем должен быть человек) не является вневременной, постоянной константой. Каждая эпоха предъявляет свои требования, но, тем не менее, ядро морально-нравственных, составляющих общечеловеческие, ценностей служит наиболее общей основой ориентирования общества и индивида.

34. Сознание человека (психология) -- это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношению сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Исходя из принципа материального единства мира, органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, диалектико-материалистическая философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-производственной практики, разделение физического и умственного труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм (наука, искусство, мораль и т.д.)Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыкав, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Поскольку эти навыки, способы, нормы специфически человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают как своеобразные коллективные представления . В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Закрепление, фиксация в сознании плана совместной деятельности, её целостности являются необходимым условием устойчивого воспроизводства выработанных способов совместной деятельности. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.

Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.

Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

35. Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане и не выходит за его пределы.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление - в каких бы формах оно ни осуществлялось - невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью.

В слове, в формировании мысли заключены, таким образом, важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке - устной или даже письменной.

Социальная природа мышления. Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания и осуществляется с помощью языка - в книгах, журналах и т.д. Во всем этом наглядно проявляется социальная природа человеческого мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредствован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый индивид осваивает в ходе обучения, фактически это общение человека с человечеством.

36. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

37. Бессознательное (unconscious) - неосознаваемое. 1) Ряд физических и психических функций (процессов), осуществляющихся без управления ими со стороны сознания. В частности, бессознательно осуществляются многие вегетативные функции.

2) Бессознательное - теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль (не представленных в сознании субъекта). Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.

Бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительность цели и последствия к-рого не осознаются.

Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;

3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени.

Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга.

Нем. классич. философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного.

И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).

Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно к-рому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

38. Общественное сознание - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Общественное сознание - совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.

Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет массами».

Общественное сознание исторически изменчиво. Идеология может смениться мгновенно, хотя для ее широкого распространения всегда нужно время.

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический.

Формы общественного сознания

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания - это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.

Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества.

Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями.

41. Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: "Истина - это соответствие знаний действительности"; "Истина - это опытная подтверждаемость"; "Истина - это свойство самосогласованности знаний"; "Истина - это полезность знания, его эффективность"; "Истина - это соглашение".

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины.

Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.

Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на определенной ступени развития человеческой культуры, когда обнаружилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов.

Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть: а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов); б) окончательное знание определенных аспектов действительности; в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; г) полное, актуально никогда целиком недостижимое знание о мире и (добавим мы) о сложноорганизованных системах.

Абсолютная истина - это знание, которое не может быть опровергнуто последующим ходом развития науки и практики. Существует ли абсолютная истина? Относительная истина - это знание, которое в основном верно отражает действительность, но не полно, а в известных пределах, в определенных условиях и отношениях. В дальнейшем развитии науки это знание уточняется, дополняется, углубляется, конкретизируется.

Абсолютная и относительная истины - два момента объективной истины. Они различаются не по источнику, а по степени точности, адекватности и полноте отражения действительности. Абсолютная истина складывается из относительных, каждая ступень в развитии науки прибавляет зерно в абсолютную истину.

Практика выступает критерием истины, т. к. для того, чтобы проверить наши знания, мы должны положить их в основу практических действий. И если результат наших действий совпадает с ожидаемым, то сомневаться в правильности теоретических предположений нет оснований.

В практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна.

Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики тысячи раз проверялись на практике.

Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.

42. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Ее основная функция -- состоит в том, вырабатывать и теоретически систематизировать объективные данные о действительности. Также можно выделить: 1) мировоззренческая функция; 2) технологическая; 3) функция рационализации человеческого поведения и деятельности.

Критерии научности следующие:

Объективность, или принцип объективности.

Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность.

Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»).

43. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Ориентация науки на изучение объектов, их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет первую главную особенность научного познания.

Что же касается архитектуры здания науки, структуры научного познания, то в нем выделяются два уровня - эмпирический и теоретический. Эти уровни не следует смешивать со сторонами познания вообще - чувственным отражением и рациональным познанием. Дело в том, что в первом случае имеются в виду различные типы познавательной деятельности ученых, а во втором - речь идет о типах психической деятельности индивида в процессе познания вообще, причем оба эти типа находят применение и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания.

Сами уровни научного познания различаются по ряду параметров: по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность; по средствам и инструментам познания; по методам исследования. На эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т.д.

Метод научного познания -- это те приемы и операции, которые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, классификации, рассуждения по аналогии, выдвижение гипотез, использование теорий, анализ (разложение на части) и синтез (воспроизведение целого), индукция (восхождение в мысли от частного к общему) и дедукция (движение мысли от общего к частному).

Формы научного знания (на эмпирическом уровне) - научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.

Элементарной формой научного знания является научный факт. Как категория науки факт может рассматриваться как достоверное знание о единичном. Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека, отбор фактов, составляющих фундамент науки, так же связан с повседневным опытом человека. Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы. Как правило, гипотеза является предварительным, условным знанием о закономерности в исследуемой предметной области или о существовании некоторого объекта. Теория - высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.

44. Философия техники как самостоятельная философская дисциплина сформировалась позднее философии науки.

Проблема соотношения науки и техники

(1)Техника - это прикладная наука. Иначе говоря, наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. Такая модель взаимодействия науки и техники получила название линейной. Несмотря на наличие в ней рационального зерна, она все-таки является чрезмерным упрощением реальных отношений, складывавшихся между наукой и техникой на протяжении столетий.

(2) Наука и техника развиваются автономно друг от друга, однако эти процессы являются все же координированными. Эту модель взаимодействия в литературе называют эволюционной. Координация развития науки и техники имеет эмпирическую составляющую: иногда наука использует технические устройства для получения собственных результатов, иногда научные результаты успешно используются в технике. В эволюционной модели можно выделить три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: науку, технику и производство.

(3) Наука развивалась в зависимости от уровня современной ей техники (точка зрения, в чем-то обратная линейной модели). Конкретизируя свою позицию, ее сторонники утверждают, что научное знание развивалось за счет исследования технических аппаратов и инструментов в попытке раскрыть загадки их функционирования. Конечно, такие исследования в истории науки неоднократно имели место. Но все же исследований другого типа было, по-видимому, гораздо больше.

На протяжении XX столетия к философским проблемам, связанным с техникой, обращались многие выдающиеся мыслители, включая одного из самых значительных философов прошлого века - М. Хайдеггера. Это предопределило два способа постановки философского вопроса о технике. Первый, имеющий больше сторонников, состоит в представлении техники как специфического феномена человеческой культуры, второй же усматривает в технике, техническом универсальное основание культуры, фундаментальное отношение человека к миру. В первом случае речь идет о философии техники как об одном из направлений философских исследований (наряду с философией науки, философией религии или философией права), во втором случае мы можем говорить о возможном, хотя и до сих пор не развернутом, философском учении (здесь аналогом выступает, например, философия жизни).

Одной из "классических" философских проблем, поднимаемых философией техники, является вопрос о происхождении техники и о ее связи с природой и обществом. На философском уровне этот вопрос означает попытку исследования процесса формирования новой техники -- то есть процесса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Вопрос о связи техники с природой и обществом в настоящее время является одним из ключевых. Традиционное понимание парадигмы технического прогресса как безграничного процесса "улучшения" основывалось на двух базовых идеях, выработанных наукой и философией Нового времени. Первое из них -- это представление о неограниченности природных ресурсов планеты, второе -- представление о человеке как о "царе природы", призванном господствовать над нею. Оба эти представления являются ошибочными. Все большую популярность сегодня приобретает иное понимание места человека в природе, основанное на признании того, что человек -- всего лишь часть природы, не имеющий возможности существовать вне ее. Этим объясняется необходимость философского осмысления феномена технического прогресса, т. е. связей между техникой, природой и человеком.

45. Общество - группа людей, образовавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество основывается на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется от включенности в общество, чем от включённости в общность.

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.

В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния.

Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений. Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы можно было предвидеть будущее.

Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Они не изолированы, а тесно связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый целостный организм, единая система. Представление о системности в обществе и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность бытия), далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной жизненной позицией, высокими человеческими качествами. Признаками гражданского общества являются высокое сознание людей; высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью; широкие связи между членами общества; наличие государственной власти, где её носители - лишь наёмные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества; децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре нации.

Правовое государство - это не только власть и законы, но и общественный договор, то есть готовность граждан исполнять эти законы и реальная готовность и способность государства уважать и защищать их права. Человек может быть лично не согласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и по горизонтали (то есть социальные связи между людьми) представляет собой важнейший принцип гражданского общества. Существование правового государства - непременное условие становления гражданского общества.

46. Основные сферы жизни общества:

-материально-производственная сфера. Общество возникает исторически при наличии известного минимума взаимодействующих индивидов, имеющих общие потребности, интересы и цели. Одной из таких целей является совместная трудовая деятельность, посредством которой добывается пища, строится жильё; одновременно с этим развиваются мышление, язык как средство коммуникации;

-политическая сфера. В переводе с греч. роlitiкe - искусство управления государством, искусство управления людьми. Это слово также соотносится со словом «полис» - город-государство, например Афины. В последнее время политика стала определяться как сознательно проводимая линия поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам. Под субъектом понимаются социальные группы вообще (прежде всего, государство, классы), а также народы, нации, политические партии и многие другие объединения людей;

-духовная сфера - это не индивидуальное сознание, а общественное. Дух есть высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей, играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души.

В зависимости от идейного контекста дух может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) разуму, воле, природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т.д. Духовная сфера жизни общества включает в себя такие формы общественного сознания, как религиозное и мифологическое сознание, философия, нравственное сознание, эстетическое сознание, идеология и правовое сознание;

- социальная сфера. Следует подчеркнуть, что главным признаком, на основе которого выделяется эта сфера, является её принадлежность к общности людей. Основными элементами социальной структуры принято считать индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями), объединения этих индивидов в социальные группы (например, классы), социально-территориальные, этнические и другие общности; социальная структура выражает существенные и устойчивые функциональные связи между этими элементами, специфичными для различных общественно-исторических условий.

Социальные общности различаются между собой рядом черт, среди которых наиболее значимыми (для их выделения в самостоятельные общности) будут потребности и интересы, ценности и нормы, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли; различие усматривают также в степени социальной однородности и устойчивости этих социальных общностей.

47. Проблема единства и многообразия человеческой истории включает вопросы общих тенденций развития обществ и специфики каждого из них.

В пользу единства исторического процесса можно привести следующие аргументы:

-человечество принадлежит к одному биологическому виду, всем людям без исключения присуща способность к мышлению, членораздельной речи, производящей деятельности;

-многие общества объединены генетическим единством происхождения от доисторических племен и народов, одно из свидетельств чего - единство происхождения языков (языковые семьи);

-большинство человеческих обществ проходят сходные этапы в своем развитии: переход от присваивающего хозяйства к производящему, одомашнивание животных и растений, изготовление орудий труда, имущественное и социальное расслоение общества, возникновение государства, рабовладение, военная демократия);

-часто люди в разных обществах занимаются похожей по сферам и даже приемам деятельностью (земледелие, скотоводство, ремесло и т.д.);

-во многих обществах существует один и тот же тип экономической, социальной, политической структуры. Так, большинство современных государств основаны на рыночной экономике, в них существует одна из пяти форм правления (абсолютная монархия, ограниченная монархия, президентская, парламентская, смешанная республики);

-существуют общечеловеческие ценности (жизнь, свобода, собственность, здоровье, долг, совесть, честь, семья), мировые религии (буддизм, христианство, ислам) и другие факты духовной жизни, объединяющие людей разных обществ;

-человеческие общества находятся в постоянном взаимодействии между собой. Между ними всегда существовали экономические, политические, культурные взаимосвязи. В настоящее время эти связи приобретают глобальный характер, ни одно общество не может существовать изолированно от других.

Противники теории единого исторического процесса приводят следующие доводы:

-общества существуют в разных природных условиях, из - за этого основные виды и приемы человеческой деятельности бывают разными (орудия и приемы земледелия, выращиваемые культуры могут существенно различаться в зависимости от климата и типа почв);

-в силу разных условий в разных обществах закономерности развития проявляются по - разному. Так, восточное рабовладение существенно отличалось от западного, развитие рыночной экономики в разных странах имеет свои особенности, каждая мировая религия разделяется на несколько течении, общечеловеческие ценности в разных обществах могут иметь свое содержание;

-каждое общество имеет свою уникальную духовную культуру, быт, традиции, которые часто определяют форму проявления общемировых закономерностей. Так, западный индивидуализм и демократические формы правления часто не приживаются на Востоке с его коллективизмом и монархическими традициями.

-в историческом развитии часто имеют место случайности, которые, опять же, уникальны в каждой отдельной ситуации.

Рассмотрев и сопоставив приведенные аргументы, можно сделать следующие выводы:

История - единый для всего человечества процесс, так как в ней существуют явления, тенденции, закономерности, присущие всем человеческим обществам. Кроме того, страны и народы находятся в постоянных контактах между собой, и эти контакты активизируются в настоящее время благодаря развитию связи и средств массовой информации. Глобализация приводит к тому, что и проблемы человечества становятся глобальными, решить их может только единое человечество. Однако у каждого общества есть свои особенности, в основном касающиеся повседневной жизни и духовной культуры. Особенности эти часто влияют на силу действия и форму проявления общих закономерностей.

Таким образом, налицо противоречие. С одной стороны, существует целостный исторический процесс, определенная тождественность порядков, судеб различных стран и народов, человеческое общество стремится к единству. С другой стороны, реальная история человечества не сводится к одной -- пусть самой глубокой -- сущности. Она представляет собой и конкретный процесс развития отдельных стран, народов, классов, которые живут и развиваются в конкретном историческом времени, в реальном социальном пространстве, которые имеют свою историю, свою собственную судьбу. Исторический процесс являет собой картину бесконечного разнообразия, непохожести, уникальности исторических событий; нет народов с одинаковой судьбой, нет классов, тем более индивидов, с одинаковой биографией.

Однако стоит помнить, что между всеобщностью и особенностями всемирной истории существует взаимосвязь. Единство всемирно-исторического процесса существует не как некая самостоятельная траектория истории, а именно как итог, сумма того множества вариантов развития, которая свойственна каждой стране, каждому народу. В свою очередь, вариантность истории отдельных стран и народов имеет в своей основе это единство всемирно-исторического процесса. Это единство выступает не как внешние пределы конкретной истории, а как своеобразный внутренний импульс, стимулирующий конкретно-историческое развитие общества. Одним словом, связь однонаправленной логики истории и многовариантности конкретно-исторического развития глубоко органична и неразрывна. Поэтому понять общество можно, лишь изучив сочетание общих черт и особенностей, характерных лишь для него.

Современная ситуация в мире ставит перед человечеством сложный вопрос. С одной стороны, для дальнейшей жизни и развития человечеству необходимо объединиться в решении глобальных проблем. С другой стороны, большинство людей не готово отказаться от своей уникальной культуры. Насильственное насаждение чужого образа жизни часто вызывает агрессивную реакцию (революции, терроризм, локальные конфликты). Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ни одна культура не является единственно приемлемой для человечества, и уважать чужой образ жизни. Новое единство человечества должно строиться на основе его многообразия.

48. Рассмотрение вопроса о роли личности в истории стоит начать с ранее изученного определения понятия «личность». Под личностью в философии понимается относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально - волевых и социально - культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Далее следует подумать, какие именно качества личности помогают ей проектировать и осуществлять преобразования в обществе. Для этого необходимо осознавать и правильно оценивать обстановку в обществе, предвидеть тенденции его развития, сообщить людям свое видение ситуации. Исторические личности являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Это требует незаурядных способностей и силы характера и под силу далеко не всем. Поэтому личность, способную осуществлять и осуществляющую исторические преобразования, называют выдающейся.

Однако для того, чтобы выдающаяся личность могла повлиять на историю общества, она должна оказаться в благоприятных для этого условиях (так, способный государственный деятель для реализации своих способностей должен как минимум оказаться у власти). Поэтому следует разделять понятия «выдающаяся личность» - личность, обладающая незаурядными способностями, и «историческая личность» - личность, оказавшая влияние на развитие общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что в своей деятельности личность соединяет два аспекта. С одной стороны, выдающаяся личность как бы аккумулирует в себе социальную энергию тех сил, которые возглавляет, ибо она в определенном смысле воплощение, выражение, доведение до определенного завершения роли определенной социальной силы. С другой -- соединив социальную энергию масс со своими выдающимися индивидуальными качествами, личность как бы умножает эту энергию, придает ей мощный дополнительный импульс, накладывает свой отпечаток на ход истории и общественной жизни. Сплав этих двух компонентов -- социальной энергии масс и выдающихся индивидуальных способностей -- и обусловливает выдающуюся роль личности в истории.

В зависимости от разных условий и обстоятельств историческая роль выдающейся личности может колебаться от практически незаметной до решающей.

Свобода связана с возможностью выбора варианта развития событий. В основе любого выбора лежит способность человека осознавать свои действия и просчитывать их последствия, поэтому свобода, равно как и способность давать отчет в своих поступках, является неотъемлемым качеством развитой личности. Специфика общественных законов - в их вариативности, человеческая деятельность - постоянный выбор из существующих вариантов поведения и развития. Поэтому на первый взгляд может показаться, что свободные действия человека - проявление случайности, а свобода - антипод необходимости. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что свободная деятельность человека не только не исключает закономерности, но и не может существовать без них.

Стоит обратить внимание, что, по мнению большинства исследователей, человеческая свобода развивается с течением времени. Это выражается в следующем:

- В ходе истории возрастает количество людей, которые считаются в обществе и считают себя свободными. В современном обществе это проявляется в становлении гражданского общества и правового государства, равенстве людей перед законом, наличии неотъемлемых, документально зафиксированных прав и свобод человека (свобода слова, свобода совести, свобода вероисповедания и др.).

- С течением времени возрастает внимание к индивидуальным качествам человека. Долгое время индивидуально-личностные качества людей обществом не востребовались, человек как бы замуровывался в панцирь сословие-корпоративных различий. Он и выступал как социально-значимая величина именно как носитель определенного, навек к нему припаянного, социального статуса. Однако общественное развитие привело к тому, что первостепенное значение в человеческой жизни имеет уже не его сословно-корпоративная принадлежность, не его общие социально-политические качества, а то, что свойственно ему лично как человеческой индивидуальности.

Далее стоит перейти к рассмотрению роли свободы в жизни человека и общества. Свобода обеспечивает человеку безопасность, простор для самореализации, возможность изменения собственной жизни и окружающего мира. Общество свободных людей развивается быстрее, имеет больше вариантов развития, соответствует интересам человека. Благодаря развитию свободы человеческая индивидуальность освобождается от давления общественных форм, препятствующих ее реализации, и создает общественные формы, способствующие ее адекватному проявлению и обретению своего истинного веса. Однако, рассматривая свободу, нельзя забывать о ее обратной стороне - ответственности. Ответственность - способность человека осознавать свои поступки и принимать их последствия. Таким образом, способность к ответственности присуща каждому человеку, но развивается она только у свободных людей

49. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios -- ценность и logos -- учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов, все ценности индивидуальны и относительны.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

В современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д.

Классификация ценностей (условная): Витальные (жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.);Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др; Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др; Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др; Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др; Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.

По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты