Рефераты

Природные источники углеводородов

качестве антифриза и для получения различных полиэфиров, например терилена.

Метан используется также для получения хлорометанов, например трихлоро-

метана (хлороформа). Хлорометаны имеют разнообразные применения. Например,

хлорометан используется в процессе получения силиконов.

Наконец, метан все больше используется для получения ацетилена

[pic]

Эта реакция протекает приблизительно при 1500°С. Чтобы нагреть метан

до такой температуры, его сжигают в условиях ограниченного доступа воздуха.

Этан тоже имеет ряд важных применений. Его используют в процессе

получения хлороэтана (этилхлорида). Как было указано выше, этилхлорид

используется для получения тетраэтилсвинца(IV). В Соединенных Штатах этан

является важным сырьем для получения этилена (табл. 6).

Пропан играет важную роль в промышленном получении альдегидов,

например метаналя (муравьиного альдегида) и этаналя (уксусного альдегида).

Эти вещества имеют особенно важное значение в производстве пластмасс. Бутан

используется для получения бута-1,3-диена, который, как будет описано ниже,

используется для получения синтетического каучука.

§ 2. Алкены

Этилен. Одним из важнейших алкенов и вообще одним из самых важных

продуктов нефтехимической промышленности является этилен. Он представляет

собой сырье для получения многих пластмасс. Перечислим их.

Полиэтилен. Полиэтилен представляет собой продукт полимеризации

этилена:

[pic]

Полихлороэтилен. Этот полимер имеет еще название поливинилхлорид

(ПВХ). Его получают из хлороэтилена (винилхлорида), который в свою очередь

получают из этилена. Суммарная реакция:

[pic]

1,2-Дихлороэтан получают в виде жидкости либо газа, используя в

качестве катализатора хлорид цинка либо хлорид железа(III).

При нагревании 1,2-дихлороэтана до температуры 500°С под давлением 3

атм в присутствии пемзы образуется хлороэтилен (винилхлорид)

[pic]

Другой способ получения хлороэтилена основан на нагревании смеси

этилена, хлоро-водорода и кислорода до 250°С в присутствии хлорида меди(II)

(катализатор):

[pic]

Полиэфирное волокно. Примером такого волокна является терилен. Его

получают из этан-1,2-диола, который в свою очередь синтезируют из

эпоксиэтана (этиленоксида) следующим образом:

[pic]

Этан-1,2-диол (этиленгликоль) используется также в качестве антифриза и для

получения синтетических моющих средств.

Этанол получают гидратацией этилена, используя в качестве

катализатора фосфорную кислоту на носителе из кремнезема:

[pic]

Этанол используется для получения этаналя (ацетальдегида). Кроме того, его

используют в качестве растворителя для лаков и политур, а также в

косметической промышленности.

Наконец, этилен используется еще для получения хлороэтана, который,

как было указано выше, применяется для изготовления тетраэтилсвинца(IV) -

антидетонаторной присадки к бензинам.

Пропен. Пропен (пропилен), как и этилен, используется для синтеза

разнообразных химических продуктов. Многие из них используются в

производстве пластмасс и каучуков.

Полипропен. Полипропен представляет собой продукт полимеризации

пропена:

[pic]

Пропанон и пропеналь. Пропанон (ацетон) широко используется в качестве

растворителя, а кроме того, применяется в производстве пластмассы,

известной под названием плексигласа (полиметилметакрилат). Пропанон

получают из (1-метилэтил) бензола или из пропан-2-ола. Последний получают

из пропена следующим образом:

[pic]

Окисление пропена в присутствии катализатора из оксида меди(II) при

температуре 350°С приводит к получению пропеналя (акрилового альдегида):

[pic]

Пропан-1,2,3-триол. Пропан-2-ол, пероксид водорода и пропеналь,

получаемые в описанном выше процессе, могут использоваться для получения

пропан-1,2,3-триола (глицерина):

[pic]

[pic]

Глицерин применяется в производстве целлофановой пленки.

Пропеннитрил (акрилонитрил). Это соединение используется для получения

синтетических волокон, каучуков и пластмасс. Его получают, пропуская смесь

пропена, аммиака и воздуха над поверхностью молибдатного катализатора при

температуре 450°С:

[pic]

Метилбута-1,3-диен (изопрен). Его полимеризацией получают

синтетические каучуки. Изопрен получают с помощью следующего

многостадийного процесса:

[pic]

Эпоксипропан используется для получения полиуретановых пенопластов,

полиэфиров и синтетических моющих средств. Его синтезируют следующим

образом:

[pic]

Бут-1-ен, бут-2-ен и бута-1,2-диен используются для получения

синтетических каучуков. Если в качестве сырья для этого процесса

используются бутены, их сначала превращают в бута-1,3-диен путем

дегидрирования в присутствии катализатора - смеси оксида хрома(Ш) с оксидом

алюминия:

[pic]

§ 3. Алкины

Важнейшим представителем ряда алкинов является этин (ацетилен).

Ацетилен имеет многочисленные применения, например:

- в качестве горючего в кислородно-ацетиленовых горелках для резки и

сварки металлов. При горении ацетилена в чистом кислороде в его

пламени развивается температура до 3000°С;

- для получения хлороэтилена (винилхлорида), хотя в настоящее время

важнейшим сырьем для синтеза хлороэтилена становится этилен (см.

выше).

- для получения растворителя 1,1,2,2-тетрахлороэтана.

§ 4. Арены

Бензол и метилбензол (толуол) получают в больших количествах при

переработке сырой нефти. Поскольку метилбензол получают при этом даже в

бльших количествах, чем необходимо, часть его превращают в бензол. С этой

целью смесь метилбензола с водородом пропускают над поверхностью

платинового катализатора на носителе из оксида алюминия при температуре

600°С под давлением:

[pic]

Этот процесс называется гидроалкилированием.

Бензол используется в качестве исходного сырья для получения ряда

пластмасс.

(1-Метилэтил)бензол (кумол или 2-фенилпропан). Его используют для

получения фенола и пропанона (ацетона). Фенол применяется для синтеза

различных каучуков и пластмасс. Ниже указаны три стадии процесса получения

фенола.

[pic]

Поли(фенилэтилен) (полистирол). Мономером этого полимера является

фенил-этилен (стирол). Его получают из бензола:

[pic]

Глава 6. Анализ состояния нефтяной промышленности .

Доля России в мировой добыче минерального сырья остается высокой и

составляет по нефти 11.6%, по газу — 28.1, углю — 12-14%. По объему

разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в

мире. При занимаемой территории в 10% в недрах России сосредоточено 12-13%

мировых запасов нефти, 35% — газа, 12% — угля. В структуре минерально-

сырьевой базы страны более 70% запасов приходится на ресурсы топливно-

энергетического комплекса (нефть, газ, уголь). Общая стоимость разведанного

и оцененного минерального сырья составляет сумму 28.5 трлн долларов, что на

порядок превосходит стоимость всей приватизируемой недвижимости России.

Таблица 8 Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации

| |Бензин |Дизельное|Мазут |Смазочные|Битумы |Кокс |

| | |топливо | |масла | | |

|Россия |45.5 |71.4 |96.8 |4.7 |8.1 |0.99 |

|США |300.2 |145.4 |58.4 |9.0 |26.2 |36.2 |

|Япония |28.7 |44.6 |38.8 |2.0 |5.8 |0.4 |

|Германия |20.2 |33.7 |9.0 |1.4 |2.7 |1.4 |

|Франция |15.6 |27.7 |12.5 |1.7 |2.8 |0.9 |

|Великобритания|27.2 |25.4 |16.5 |0.9 |2.1 |1.5 |

|Италия |15.9 |26.2 |24.8 |1.1 |2.4 |0.8 |

В структуре производства и потребления РФ значительно больший удельный

вес занимают тяжелые остаточные нефтепродукты. Выход светлых близок к их

потенциальному содержанию в нефти (48-49%), что указывает на низкое

использование вторичных процессов глубокой переработки нефти в структуре

отечественной нефтепереработки. Средняя глубина переработки нефти

(отношение светлых нефтепродуктов к объему переработки нефти) составляет

около 62- 63%. Для сравнения, глубина переработки на НПЗ промышленно

развитых стран составляет 75-80% (в США — около 90%) С начала 90-х годов в

условиях относительно стабильного спроса на светлые нефтепродукты

наблюдалось понижение уровня загрузки по большинству процессов. Дальнейшее

падение этого показателя и, как следствие, глубина переработки, достигшей

минимума в 1994 г. (61.3%), вызвана снижением потребления моторного топлива

в условиях углубляющегося спада промышленного производства по России в

целом. На отечественных заводах недостаточно развиты процессы гидроочистки

дистиллятов, отсутствует гидроочистка нефтяных остатков. НПЗ являются

крупными источниками загрязнения окружающей среды: суммарные выбросы

вредных веществ (диоксида серы, окиси углерода, окислов азота, сероводорода

и др.) в 1990 г. составили 4.5 кг на тонну переработанной нефти.

Сравнивая мощности углубляющих и облагораживающих процессов на

предприятиях Российской Федерации с аналогичными данными по зарубежным

странам, можно отметить, что удельный вес мощностей каталитического

крекинга в 3 раза меньше, чем в ФРГ, в 6 раз меньше, чем в Англии, и в

8 раз ниже по сравнению с США. До сих пор практически не используется один

из прогрессивных процессов — гидрокрекинг вакуумного газойля. Такая

структура все меньше соответствует потребностям национального рынка,

поскольку приводит, как уже отмечалось, к избыточному производству мазута

при дефиците высококачественных моторных топлив.

Упомянутый выше спад производительности головного и вторичных

процессов лишь отчасти является следствием снижения поставок нефти на

нефтеперерабатывающие предприятия и платежеспособного спроса потребителей,

а также большой изношенности технологического оборудования. Из более

600 основных технологических установок отечественных НПЗ только 5.2% (в

1991 г.— 8.9%) имеют срок эксплуатации менее 10 лет. Подавляющее же

большинство (67.8%) введено в строй более 25 лет назад и требует замены.

Состояние установок первичной перегонки в Российской Федерации в целом

наиболее неудовлетворительное.

Прямым следствием неудовлетворительного состояния основных фондов

нефтеперерабатывающей промышленности является высокая себестоимость и

низкое качество товарных нефтепродуктов. Так, не подвергающийся гидрообессе-

риванию мазут имеет низкий спрос на мировом рынке и используется лишь в

качестве сырья для производства светлых нефтепродуктов.

Ужесточение в 80-х годах в большинстве промышленно развитых стран

правительственного контроля за состоянием окружающей среды привело к

значительному изменению технико-технологической структуры зарубежных НПЗ.

Новые стандарты качества моторных топлив (так называемых

"реформулированных" моторных топлив) предусматривают:

. для бензинов — значительное снижение содержания ароматических (бензола

до 1%) и олефиновых углеводородов, сернистых соединений, показателя

летучести, обязательное добавление кислородсодержащих соединений (до

20%);

. для дизельных топлив — снижение содержания ароматических углеводородов

до 20-10% и сернистых соединений до 0,1-0,02%.

В 1992 г. доля неэтилированных бензинов в общем производстве бензинов

в США превысила 90%, в Германии — 70%. Япония производила только

неэтилированные бензины.

На отечественных НПЗ продолжается производство этилированного бензина.

Доля неэтилированных бензинов в общем объеме производства авто бензинов в

1991 г. составила 27.8%. Удельный вес их производства практически не

увеличивался в течение последних лет и составил в настоящее время около

45%. Основная причина заключается в отсутствии финансовых средств на

модернизацию и строительство установок, производящих высокооктановые

компоненты, а также мощностей по производству катализаторов. На

предприятиях России в основном вырабатывали автобензин А-76, не отвечающий

современным требованиям развития двигателестроения. Несколько лучше

состояние производства дизельного топлива как экспортно-способного

продукта. Доля малосернистого топлива с содержанием серы до 0.2% в 1991 г.

составила 63.8%, в 1995г. - до 76%.

В 1990-1994 гг. быстрыми темпами сокращались производство и

ассортимент смазочных масел. Если в 1991 г. общий объем производства масел

составил 4684.7 тыс. т, то в 1994 г. — 2127.6 тыс. т. Наибольшее сокращение

производства масел имело место на грозненских (в настоящее время

производство закрыто), Ярославском, Новокуйбышевском, Орском, Пермском и

Омском НПЗ.

Особая роль в развитии нефтегазового комплекса принадлежит системе

нефтепродуктообеспечения. Значимость трубопроводного транспорта для

функционирования нефтяного комплекса определена Указом Президента РФ от

7 октября 1992 г., в соответствии с которым государство сохранило за собой

контроль над акционерной компанией "Транснефть". На территории Российской

Федерации эксплуатируются 49.6 тыс. км магистральных нефтепроводов,

13264 тыс. куб. м резервуарных емкостей, 404 нефтеперекачивающие станции. В

настоящее время острой проблемой является поддержание действующей системы

магистральных нефтепроводов в работоспособном состоянии.

Нефтепроводная система формировалась в основном в 1960-1970 гг. в

соответствии с ростом объемов добычи нефти. Сроки эксплуатации их довольно

значительны — 45% нефтепроводов имеют возраст до 20 лет, 29%—от 20 до

30 лет. Свыше 30 лет эксплуатируется 25.3% нефтепроводов. Дальнейшая их

эксплуатация в условиях повышенного износа требует значительных усилий по

поддержанию их в работоспособном состоянии. Ввиду резкого сокращения спроса

на российском рынке и рынках стран СНГ потребности в транспортировке нефти

и нефтепродуктов в пределах территории России и ближнего зарубежья за

период 1991-1994 гг. резко снизились, вследствие чего загрузка отдельных

трубопроводов уменьшилась в 1.12-2.8 раза. В результате значительная часть

нефтепроводов, в том числе нефтепровод "Дружба", работают не в полном

режиме, что вызывает повышенную коррозию внутренней поверхности,

снижение К. ПД и надежной работы насосных агрегатов. В то же время заметно

увеличилась нагрузка (на 15-28%) на транспортные артерии, по которым

осуществляются поставки нефти и нефтепродуктов в дальнее зарубежье.

Сокращение платежеспособного спроса потребителей также приводит к

затовариванию нефтью всей системы магистральных нефтепроводов и

резервуаров, что ставит под угрозу ее управляемость. По оценкам

специалистов, при накоплении в системе более 5.8 млн т нефти, как это было

в первой половине 1994 г., рациональное регулирование потоков становится

невозможным.

Одним из основных лимитирующих факторов, негативно влияющих на

развитие экспорта российской нефти морским транспортом, является пропускная

способность экспортных трубопроводов и явно недостаточная мощность морских

нефтяных терминалов. Оставшиеся у России после распада СССР четыре порта с

терминалами — Новороссийск, Туапсе, Находка и Владивосток способны

отгрузить не более 40 млн т нефти в год. Еще около 20 млн т российской

нефти экспортируется через украинский порт Одесса и латвийский Венте-пиле.

Другой проблемой является транспортировка высоко-сернистой нефти. В

бывшем СССР эта нефть перерабатывалась в основном на Кременчугском НПЗ.

Сдерживает развитие нефтяного рынка отсутствие до настоящего времени

единой системы взаимных расчетов за изменение качества нефти в процессе

транспортировки. Это связано с тем, что основные нефтепроводы имели большие

диаметры и предназначались для транспортировки значительных объемов нефти

на дальние расстояния, что заведомо предопределяло перекачки нефтей в

смеси. По некоторым оценкам, ежегодные, только по ОАО "ЛУКОИЛ", потери от

ухудшения потребительских свойств нефти и неэквивалентного

перераспределения стоимости нефти между производителями достигают минимум

60-80 млрд руб.

К началу 90-х годов система нефтепродуктообеспечения (НПрО) включала в

себя 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных

автозаправочных станций, систему резервуаров суммарной емкостью порядка

28 миллионов кубометров. Потребительский товарооборот отрасли составлял

около 320 млн т нефтепродуктов. Система нефтепродуктообеспечения входила в

Госкомнеф-тепродукт и состояла из 52 территориальных управлений. Из общего

количества нефтебаз 5.7% составляли перевалочные, 76.4% — железнодорожные,

14.2% — водные и 3.9% — глубинные распределительные нефтебазы. К числу

наиболее крупных нефтебаз системы НПрО относятся Астраханская нефтебаза,

Архангельская, Туапсинская, Находкинская, Волгоградская, Узбекская,

Махачкалинская, Усть-Кутская, Ярославская. Суммарная емкость резервуарного

парка каждой из этих нефтебаз превышает 100000 кубометров.

Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного

транспорта нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении

к началу девяностых годов составляла 15472.9 км магистральных

трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей протяженностью

5051.9 км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО являются

магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского

направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80%

объема перекачки по трубопроводам.

НПрО страны включает в себя и нефтепродуктообеспечи-вающие структуры

целого ряда отраслей, к числу которых относятся прежде всего транспортные

системы: железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства.

К концу 80-х годов предприятия авиации обеспечивались нефтепродуктами

специальным структурным подразделением — службами ГСМ (горюче смазочных

материалов). Служба между федеральными и региональными органами

исполнительной власти в части развития конкурентоспособности предприятий и

организаций ТЭК.

Основными объектами нефтепродуктораспределения на автомобильном

транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и раздаточные

комплексы маслохозяйства автотранспортных предприятий.

Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы

НПрО. В этот период единая система Госкомнефтепродукта РСФСР была

реорганизована сначала в концерн "Роснефтепродукт", структурные элементы

которого, в свою очередь, преобразованы в подразделения государственного

предприятия "Роснефть" (Главнефтепродукт), акционерных компаний "ЛУКОЙЛ",

"ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "СИДАНКО", "Транснефть" и "Транснефтепродукт"

(всего 77 нефтесбытовых предприятий). Главнефтепродукт интегрирует

деятельность остатков структуры концерна "Рос-нефтепродукт", из которой

исключены все магистральные нефтепродуктопроводы, количество нефтебаз

снижено до 864, а емкость резервуарного парка — на величину около 4.25 млн

куб. м. Таким образом, роль централизованного снабжения нефтепродуктами

неуклонно снижалась. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объемы поставок

автомобильного бензина через централизованную систему сократились с 75 до

66%, дизельного топлива с 60 до 45%, мазута с 40 до 14%.

Складывающаяся система НПрО практически в полном объеме удовлетворяет

платежеспособный спрос. Периодически возникающие сбои в поставках отдельных

видов топлива вызваны такими причинами, как стремлением местных властей

сдерживать рост цен, не считаясь с реальным положением на рынке

нефтепродуктов, повышением заводских цен и др.

Все большее влияние на формирование рынка нефтепродуктов оказывают

транспортные издержки. Повышение железнодорожных тарифов на перевозку

наливных грузов по железной дороге на расстояние свыше 3 тыс. км сделало

нерентабельной транспортировку нефтепродуктов даже при самых выгодных

условиях их приобретения на НПЗ.

Управление нефтяной и газовой промышленностью в СССР осуществлялось

через систему группы министерств — Министерства геологии СССР, Министерства

нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства

нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также

Главного управления по транспорту, хранению и распределению нефти и

нефтепродуктов

при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и Главнефтеснабов

союзных республик. Большую роль в обеспечении развития отраслей играло

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.

Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляло общесоюзное

Министерство нефтяной промышленности. Оно объединяло геологоразведочные,

буровые, нефтегазодобывающие предприятия, предприятия по переработке

попутного газа, организации по транспорту нефти по магистральным

нефтепроводам, научно-исследовательские и проектные институты и располагало

механоремонтны-ми заводами, транспортными предприятиями и другими подсобно-

вспомогательными предприятиями и организациями.

В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической

промышленности СССР (Миннефтехимпром СССР) находились предприятия по

переработке нефти и производству нефтепродуктов, продуктов основного

органического синтеза (синтетические спирты, фенол, ацетон, моющие средства

и др.), синтетического каучука, предприятия технического углерода и

резиноасбестовых изделий, научно-исследовательские и проектные институты и

вспомогательные предприятия и организации.

Министерство газовой промышленности (Мингазпром, с 1989 г.

государственный концерн "Газпром") объединяло предприятия по добыче газа и

газового конденсата, переработке газа, поискам газовых месторождений,

бурению газовых скважин, по производству газовой аппаратуры, научно-

исследовательские и проектные институты, вспомогательные предприятия и

организации.

Главнефтеснаб РСФСР и Главнефтеснабы союзных республик осуществляли

планирование, оперативное руководство и развитие объектов системы

нефтеснабжения (снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т.п.).

Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических

районов страны. Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Западной

Сибири, Урало-По-волжье, на Северном Кавказе и Тимано-Печоре, а также в тех

республиках бывшего союзного государства, которые в настоящее время стали

суверенными — Украине, Закавказье, Казахстане и Средней Азии. Руководство

предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и

газовой промышленности в этих районах осуществлялось преимущественно

производственно-территориальными объединениями.

Основными звеньями в нефтяной и газовой промышленности являлись

геологопоисковая контора, нефтегазодо-бывающее управление, управление

буровых работ, нефтеперерабатывающий завод и т.п.

Огромное значение для реализации хозяйственной самостоятельности

предприятий имел Закон СССР о государственном предприятии (объединении),

который был введен в действие с 1 января 1988 г., по которому они

становились во многом самостоятельными и ответственными субъектами

экономики.

В конце 80-х годов возникла ситуация, когда односторонняя зависимость

отрасли от предприятий машиностроительного комплекса усиливалась, и решать

проблемы технического перевооружения и материально-технического снабжения

нефтяной промышленности без развития собственной базы машиностроения стало

невозможно. В 1999 г. нефтегазовой отрасли были переданы

1 1 машиностроительных заводов Минтяжмаша СССР. На базе

23 машиностроительных предприятий отрасли и 9 заводов бывшего Минхиммаша

СССР был создан машиностроительный концерн "Нефтегазмаш" с объемом выпуска

продукции свыше 600 млн руб. в год. Главной задачей концерна являлось

обеспечение нефтегазодобы-вающих и буровых предприятий запасными частями,

инструментом и важнейшими видами нефтепромыслового и бурового оборудования.

Однако потребности отрасли в продукции машиностроения за счет собственного

производства удовлетворялись только на 25%.

Кроме концерна "Нефтегазмаш", в 1989 г. была создана ассоциация

"Нефтегазгеофизика", призванная поднять эффективность геофизических работ.

К концу 80-х годов вся практика хозяйствования подводила к тому, что

необходима радикальная перестройка добывающего комплекса, превращение

монопродуктовой отрасли в конкурентоспособную отрасль по всему спектру

продукции — от сырья до продуктов глубокой переработки и сбыта продукции.

Глава 7. Особенности и основные тенденции деятельности нефтяной

промышленности.

Нефтяная промышленность России в настоящее время представляет собой

противоречивое сочетание созданных огромных мощностей по добыче и

несоответствующих им низких уровней отборов нефти. По общему объему

производства отдельных видов топлива страна занимает первое или лидирующее

место в мире. Однако реальность работы отраслей ТЭК России заключается в

снижении добычи топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Такая тенденция

наблюдается с 1988 г. В 1995 г. темпы снижения объемов добычи несколько

уменьшились, что может явиться началом этапа последующей стабилизации.

Производственный потенциал нефтяной промышленности в начале

восьмидесятых годов был значительно подорван установкой на ускоренную

разработку нефтяных месторождений и увеличение экспортных поставок. Экспорт

нефти в то время в существенной мере предопределял возможности привлечения

внешнеэкономических источников для поддержания инвестиционной активности,

наращивания товарооборота и финансирования государственных расходов. Он

стал одним из главных средств сглаживания последствий структурных

диспропорций в народном хозяйстве.

Однако вложения в нефтедобычу направлялись в основном на экстенсивное

развитие отрасли, поэтому увеличение инвестиций сочеталось с относительно

невысокой отдачей пластов и большими потерями попутного газа. В результате

нефтяная отрасль пережила ряд крупных спадов объемов производства (1985,

1989, 1990 годы), последний из них продолжается до настоящего времени.

Особенностью деятельности нефтяной промышленности является ее

ориентация на приоритеты энергетической стратегии России. Энергетическая

стратегия России — прогноз возможных решений энергетических проблем в

стране в краткосрочном (2-3 года), средне- (до 2000 г.) и долгосрочном (до

2010 г.) плане, а также в сфере энергопроизводства, энергопотребления,

энергоснабжения и взаимоотношений с мировым энергетическим хозяйством. В

настоящее время высшим приоритетом энергетической стратегии России является

повышение эффективного энергопотребления и энергосбережения. Энергоемкость

товарной продукции в России в 2 раза выше, чем в США и в три раза выше, чем

в Европе. Спад производства в 1992-1995 гг. не „ привел к снижению

энергоемкости, а даже повысил ее.

Энергосбережение позволит предотвратить эту нежелательную тенденцию, а

также снизить к 2000 г. вредные выбросы в атмосферу. Сэкономленные

энергоресурсы могут стать основным источником стабилизации экспорта ТЭР.

Существующее состояние нефтяного комплекса оценивается как кризисное,

прежде всего с точки зрения падения добычи нефти. Уровень добычи нефти в

России в 1995 г. соответствует показателям середины семидесятых годов.

Добыча нефти в 1995 г. сократилась на 3.4% по сравнению с 1994 г. Причинами

спада являются ухудшение сырьевой базы, износ основных фондов, разрыв

единого экономического пространства, жесткая финансовая политика

правительства, снижение покупательной способности населения, инвестиционный

кризис. Выбытие производственных мощностей в 3 раза превышает ввод новых.

Растет число бездействующих скважин, к концу 1994 г. в среднем 30%

эксплуатационного фонда скважин бездействовало. Только 10% нефти добывается

передовыми технологиями.

На нефтеперерабатывающих заводах России износ основных фондов

превышает 80%, а загрузка мощностей на НПЗ составляет менее 60%. При этом

валютная выручка от экспорта нефти растет, что достигается опережающим

ростом физических объемов экспорта.

Несмотря на меры, принимаемые правительством России, направленные на

поддержку нефтеперерабатывающего сектора — разработка федеральной целевой

программы "Топливо и энергия", постановление "О мерах по финансированию

реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей

промышленности России", текущее положение дел на всех нефтеперерабатывающих

заводах сложное. Однако пессимизм переходного периода в ближайшем будущем

должен смениться оптимизмом начала экономического подъема. После ожидаемого

в 1997 г. окончания периода экономического спада следует ожидать

постоянного наращивания темпов роста в течение нескольких последующих лет,

которое сменится более умеренным ростом после 2000 г.

Основная цель программы модернизации отечественного

нефтеперерабатывающего комплекса — приспособление продукции к требованиям

рынка, уменьшение загрязнения окружающей среды, сокращение

энергопотребления, уменьшение производства мазута, высвобождение нефти для

экспорта и увеличение вывоза высококачественных нефтепродуктов.

Финансовые ресурсы для инвестирования проектов модернизации

ограничены, поэтому важнейшей задачей является выделение приоритетных

проектов из числа предлагаемых. При отборе проектов учитываются оценки

возможных региональных рынков сбыта, потенциального регионального

производства, баланса спроса и предложения на региональном уровне. Наиболее

перспективными по областям считаются Центральный регион, Западная Сибирь,

Дальний Восток и Калининград. К средне перспективным относят Северо-Запад,

Волго-Вятский район, Центрально-Черноземную область, Северный Кавказ и

Восточную Сибирь. К наименее перспективным относятся северные регионы,

Волга и Урал.

Проекты модернизации нефтеперерабатывающих заводов в региональном

разрезе анализируются с учетом определенных рисков. Риски связаны с

объемами перерабатываемого сырья и продукции на продажу — наличие рынков

сбыта. Коммерческие и трансакционные риски определяются наличием у завода

транспортных средств для осуществления поставок сырья и отгрузки

переработанной продукции, включая хранилища. Экономические риски

просчитывались по влиянию проекта на увеличение экономической маржи.

Финансовые риски в целом связаны с объемом средств, требуемых для

реализации проекта.

Для каждого из проектов модернизации до отбора конечной конфигурации

необходимо выполнение подробных технико-экономических обоснований.

Модернизация НПЗ будет способствовать удовлетворению возрастающего спроса

на дизельное топливо, внедрение проектов позволит почти полностью

удовлетворить спрос на высокооктановые моторные бензины, а также сократить

вдвое излишки мазута с учетом сценария низкого на него спроса. Это станет

возможным благодаря наращиванию замещения мазута природным газом для

генерации энергии в связи с увеличением экспорта мазута в страны Западной

Европы как сырья для переработки и экспорта в регионы, не поддерживаемые

природным газом для генерации энергии.

Отрицательное влияние на снижение добычи нефти в 1994-1995 гг. оказало

затоваривание НПЗ готовой продукцией, которую из-за высоких цен на

нефтепродукты уже не в состоянии оплачивать массовый потребитель. Сокращают

объемы перерабатываемого сырья. Государственное регулирование в виде

привязки нефтедобывающих объединений к определенным Н ПЗ в этом случае

становится не положительным, а отрицательным фактором, не отвечает

современной ситуации в нефтяной отрасли и не решает накопившихся проблем.

Ведет к перегрузкам в системах магистрального трубопроводного транспорта

нефти, которые при отсутствии достаточной емкости хранилищ в нефтедобыче

вынуждают останавливать действующие скважины. Так, поданным Центрального

диспетчерского управления "Роснефти", в 1994 г. из-за этого в

нефтегазодобывающих объединениях было остановлено 11 тыс. скважин общей

производительностью 69.8 тыс. т в сутки.

Преодоление спада добычи нефти является наиболее трудной задачей

нефтяного комплекса. При ориентации только на существующие отечественные

технологии и производственную базу снижение добычи нефти будет продолжаться

вплоть до 1997 г. даже при сокращении фонда простаивающих скважин до

нормативных величин и ежегодном наращивании объемов эксплуатационного

бурения. Необходимо привлечение крупных инвестиций как иностранных, так и

отечественных, внедрение прогрессивных технологий (горизонтальное и

радиальное бурение, гидроразрыв пластов и т.д.) и оборудования особенно для

разработки небольших и малодебитных месторождений. В этом случае спад

добычи нефти можно будет преодолеть в 1997-1998 гг.

На наш взгляд, ситуация в ТЭК. может быть оценена и с других позиций.

Добыча нефти и конденсата в 1993 г. составила 354 млн т. Собственное

потребление России 220 млн т. Вывоз сырья в страны СНГ снизился в связи с

сокращением спроса (из-за неплатежей) на 96 млн т усл. топлива, что

позволило увеличить экспорт в дальнее зарубежье на 26 млн т усл. топлива.

После разъединения союзного нефтяного комплекса Россия оказалась не в

состоянии переработать всю нефть, добываемую на ее территории, из-за

дефицита мощностей по переработке. Российские НПЗ способны переработать не

более 300 млн т в год при добыче нефти с газовым конденсатом в 1995 г.

306.7 млн т.

Многие российские НПЗ не в состоянии покупать нефть по высоким ценам,

из-за трудности реализации вырабатываемых нефтепродуктов. Следует учесть и

то, что больше 100 млн т в год Россия через свои, а также бывших советских

республик порты и трубопроводы, железнодорожные станции экспортировать не

может.

Таким образом, не определен баланс: добыча — потребление— экспорт.

Есть опасность и в декларируемой ориентации на энергосбережение заложить в

развитие комплекса безадресное производство энергии. В этих условиях

использование кредитов и расширение числа совместных предприятий с

зарубежными партнерами потребуют дополнительного вывоза сырой нефти в

качестве обеспечения кредитных и договорных обязательств.

По данным Минтопэнерго РФ, в 1993 г. добычу и экспорт нефти

осуществляли 37 СП. Они вывезли нефти более чем на 1.2 млрд долл., а сумма

инвестиций зарубежных партнеров не превысила 230 млн долл. В 1994 г.

совокупная добыча СП составила 14.7 млн т, а в 1995 г — 17.8 млн т. Экспорт

нефти СП в 1994 г. составил 9.7 млн т. В 45 СП нефтеперерабатывающей

промышленности объемы капиталовложений составили 25 млн долл., а экспорт

нефтепродуктов в 1994 г. превысит 500 млн долл.

Эффективное решение вопросов привлечения иностранного капитала в

развитие нефтяного комплекса России требует государственного подхода [6,

19] и одновременного решения вопросов по предотвращению утечки капиталов за

границу при экспорте нефти и восстановлению взаимовыгодного сотрудничества

между предприятиями нефтяного комплекса стран СНГ. Основным источником

стабилизации экспорта, как это и провозглашено в экономической стратегии

России, должны стать сэкономленные энергоресурсы.

Необходим поворот стратегии от наращивания добычи углеводородного

сырья к повышению эффективности использования энергоресурсов. Важно

учитывать проблему конечности и невосполнимости ресурсов, в ряде старых

добывающих районов страны с развитой инфраструктурой они близки к

исчерпанию.

Оценка ресурсов всех категорий имеет расчетный характер и проверяется

практикой. Так, например, в Северо-Кавказском добывающем районе России по

мере его изучения меняется представление об оценке ресурсов. Если принять

оценку ресурсов, запасов и накопленной добычи нефти и газа района на

1966 г. за 100%, то к 1988 г. несмотря на значительное увеличение объемов

бурения пополнение запасов газа составило лишь 4%, а нефти 32%, что не

компенсировало объема добычи за этот период. Поэтому оценка ресурсов

снизилась практически наполовину. Такая же картина наблюдается в ряде

районов Урало-Поволжья, Закавказья. В настоящее время начальные запасы

месторождений нефти, находящихся в разработке, выработаны в среднем на 48%.

Это означает переход к периоду снижающейся добычи и темпов отбора

остаточных запасов. Степень выработанности крупнейших месторождений

значительно выше средних показателей и составляет по месторождениям:

Самотлорскому — 63%, Ромашкинскому — 85, Мамонтовскому — 74, Федоровскому —

58, Арланскому — 77,5, Покачевскому — 76.8, Мортымья-Те-теревскому — 95%.

Ситуация усугубляется и тем, что наиболее выработанными оказываются запасы

высокодебитных горизонтов (на Самотлорском месторождении самый высокоде-

битный горизонт уже выработан на 92%, на Покачевском — на 90%).

Комплексность в использовании добытых из недр полезных ископаемых

весьма низкая по отношению к мировому уровню. Это приводит к их потерям в

размере 30-50% от учтенных в недрах запасов (в частностиб попутного газа и

других ценных компонентов нефтяных месторождений). Исчерпание запасов

основных месторождений, слабая под-тверждаемость оценки ресурсов в старых

районах указывают, что кризис недропользования обусловлен торопливым и

нерациональным истощением природных ресурсов.

Дальнейшие перспективы открытий связаны с малоизученными районами

Сибири, Дальнего Востока и шельфов морей, оценка продуктивности которых

базируется преимущественно на аналогиях, поэтому при переходе к рыночной

экономике целесообразно обратиться к вопросу о кардинальном изменении

стратегии недропользования России:

. в геологии — от обслуживания добывающих отраслей путем расширения

минерально-сырьевой базы к определению лимитов недр, регулированию

темпов добычи и контролю за рациональностью использования сырья;

. в разработке — от наращивания добычи к ее квотированию, согласовываясь

с лимитами недр,

. в производстве — от валового к рациональному потреблению сырья на базе

ресурсосбережения.

Переход к рациональному использованию недр и ре-сурсосбережению по

всей технологической цепочке от поиска полезных ископаемых до их

переработки, а затем и вторичной утилизации полностью отвечает

государственным интересам России. Вышеперечисленные задачи решаемы в

условиях конкуренции субъектов регулируемого энергетического рынка.

За последние годы в нашей стране в области экспорта нефти происходил

постепенный отход от государственной монополии и приближение к принятой в

промышленно развитых странах практике частно-государственной олигополии,

субъекты которой действуют по разработанным и принятым ими же

цивилизованным правилам с учетом национальных традиций и особенностей. Так

как при реформировании экономики с 1992 г. произошел слом государственной

машины управления, становление нефтяной олигополии происходило не всегда

цивилизованными способами.

Право продажи нефти и нефтепродуктов за рубежи страны получили более

120 организаций, частных компаний и совместных предприятий. Конкуренция

обострилась между российскими продавцами нефти. Число демпинговых и

неконтролируемых сделок постоянно увеличивалось. Цена на российскую нефть

упала почти на 20%, а объем экспорта оставался на рекордно низком уровне

65 млн т в 1992 г.

Широко распространилась практика освобождения от уплаты экспортных

пошлин как профессиональных торговых компаний, так и многих администраций

регионов, государственных структур, различных общественных организаций. В

целом в 1992 г., по данным Главного управления по экономическим

преступлениям МВД России, от экспортных пошлин освобождалось 67% вывозимой

нефти, что лишало бюджет поступлений на сумму около 2 млрд долл.

В 1993 г. в стране заработал институт спецэкспортеров, предполагающий

выделение наиболее опытных торговых компаний (трейлеров) и предоставление

им исключительного права на проведение внешнеторговых операций с нефтью и

нефтепродуктами. Это позволило увеличить объем экспорта нефти до 80 млн т в

1993 г., несколько поднять ее цену (которая продолжала оставаться на 10—

13% ниже мирового уровня), отработать механизм контроля за поступлениями

валютных средств в страну. Однако число спецэкспортеров продолжало

оставаться чрезмерным (50 субъектов). Они по-прежнему конкурировали не

столько с зарубежными компаниями, но и между собой. Сохранился и механизм

предоставления льгот по экспортным пошлинам, но размер недополученных

бюджетом средств снизился до 1,3 млрд долл.

В 1994 г. сократилось число спецэкспортеров до 14 организаций. Экспорт

нефти увеличивается до 91 млн т, цена на российскую нефть составила 99% от

мировой. Улучшению дел в этой сфере способствовал процесс приватизации и

реструктурирования нефтяной отрасли: ряд компаний сформировались как

полностью вертикально интегрированные, способные осуществлять весь цикл

операций от разведки и добычи нефти до реализации нефтепродуктов

непосредственно потребителям. В конце 1994 г. основными российскими

производителями и экспортерами при активном участии МВЭС РФ было создано

отраслевое объединение Союз нефтеэкспортеров (СОНЭК), доступ в который

открыт всем субъектам нефтяного сектора.

Таким образом, российские компании оказались в состоянии конкурировать

на мировых рынках с ведущими монополиями промышленно развитых стран. Были

созданы условия для упразднения института спецэкспортеров, что и было

сделано решением правительства в начале 1995 г. Создание СОНЭК реализовало

используемую во всем мире практику упорядочения экспорта стратегических

товаров. Например, в Японии существует более 100 экспортных картелей, в

Германии около 30, в США около 20.

Присутствие вертикально интегрированных нефтяных компаний на

внутреннем российском рынке создает предпосылки для развития эффективной

конкуренции между ними, имеющей положительные последствия для потребителей.

Однако до настоящего времени эти предпосылки на региональном уровне не

реализуются, так как пока фактически произошел раздел российского рынка

нефтепродуктов на зоны влияния вновь образуемых нефтяных компаний. Из

22 обследованных ГКАП России в 1994 г. регионов только на рынках

Астраханской и Псковской областей, Краснодарского и Ставропольского краев

поставки нефтепродуктов (бензина, мазута, дизельного топлива)

осуществляются двумя нефтяными компаниями, в остальных случаях присутствие

одной нефтяной компании, как правило, превышает 80%-й рубеж.

Поставки по прямым связям, а также имеющие фрагментарный характер,

осуществляются и другими компаниями, но их доля в объеме поставок на

региональные рынки слишком мала, чтобы создавать конкуренцию монополистам.

Например, в Орловской области при абсолютном доминировании компании "КЖОС"

на региональном рынке (97%) компания "ЛУКОЙЛ" также поставляет

нефтепродукты Агроснабу. Однако договор между ними носит разовый характер и

был заключен на бартерной основе.

Создание в начале 1993 г. трех вертикально интегрированных нефтяных

компаний (ВИНК) существенным образом повлияло на рынки нефтепродуктов.

Добыча нефти по каждой из вертикально интегрированных компаний возросла в

процентах по отношению к остальным нефтедобывающим предприятиям и составила

суммарно в январе 1994 г. 56.4%, в то время как в первом полугодии 1993 г.

эти три компании добывали 36% от общего объема добычи нефти по России. В

целом при падении производства основных видов нефтепродуктов ВИНК

стабилизировали и даже прирастили выпуск отдельных видов продукции.

Наряду с этим рост цен на нефть ВИНК в среднем ниже, чем по

нефтедобывающим предприятиям, не сформированным в компании. Кроме того,

нефтяные компании периодически объявляют о замораживании своих цен на

нефтепродукты. Это позволяет нефтяным компаниям осваивать не только рынки

нефтепродуктов областей, где находятся их дочерние АО

нефтепродуктообеспечения, но и активно выходить в другие наиболее

привлекательные регионы (приграничные, центральные, южные). Приостановка в

1994 г. создания новых нефтяных компаний предоставила существенные

преимущества трем функционирующим НК в захвате рынков сбыта и укреплении

своих позиций на них.

Экономические последствия деятельности нефтяных монополий на

региональных рынках на сегодняшний день, в условиях тотального падения

платежной способности потребителей нефтепродуктов, не носят ярко

выраженного отрицательного характера. Более того, обеспечение нефтяными

компаниями поставок по госнуждам практически на условиях безвозмездного

кредитования (к числу безнадежных должников относится агропромышленный

сектор) решает оперативные проблемы неплатежей в регионах. Однако нет

гарантий, что при активизации спроса, в связи с растущей

платежеспособностью потребителей, потенциальные возможности ценового

диктата и иных злоупотреблений доминирующим положением не будут

реализованы. Это необходимо учитывать при формировании конкурентной среды и

разработке антимонопольных требований. При этом должны быть учтены

специфические отраслевые особенности, важнейшими из которых являются

следующие:

. повышенные требования к непрерывности технологических процессов и

надежности обеспечения потребителей электрической и тепловой энергией,

сырьем и топливом;

. технологическое единство одновременно протекающих процессов

производства, транспортировки и потребления электрической и тепловой

энергии, нефти и газа;

. необходимость централизованного диспетчерского управления созданными

едиными системами энерго-, нефте- и газоснабжения, обеспечивающего

повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов

и более надежные поставки их потребителям;

. естественная монополия энерго-, нефте- и газотранспортных систем по

отношению к поставщикам и потребителям и необходимость государственного

регулирования деятельности этих систем;

. зависимость экономических результатов деятельности нефте- и

газодобывающих предприятий от изменения горно-геологических условий

добычи топлива;

. жесткая технологическая взаимозависимость предприятий и подразделений

основного и обслуживающего производств, обеспечивающих выпуск конечной

продукции.

В настоящее время закладываются основы формирования конкурентной среды

с учетом специфических особенностей отраслей ТЭК, что предусматривает:

. формирование перечня естественных и разрешенных монополий в отраслях

ТЭК;

. обеспечение реализации антимонопольных мер при приватизации предприятий

и организаций ТЭК;

. выявление предприятий и организаций ТЭК, конкурентоспособных или

имеющих возможность стать конкурентоспособными на мировом рынке, и

создание условий для их эффективного функционирования на мировом рынке;

. осуществление контроля со стороны органов государственного управления

за предотвращением недобросовестной конкуренции предприятий и

организаций ТЭК;

. формирование финансово-промышленных групп в отраслях ТЭК;

. разработку плана мероприятий по реализации в отраслях ТЭК комплекса

первоочередных мер по развитию малого и среднего бизнеса;

. разработку предложений по разграничению функций управления

Список использованной литературы

1. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч.1.: Пер. с англ. – М.:

Мир, 1991. – 528с., ил.

2. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч.2.: Пер. с англ. – М.:

Мир, 1991. – 622с., ил.

3. В.Ю. Алекперов Вертикально интегрированные нефтяные компании

России. – М.: 1996.

4. Ежемесячный аналитический журнал «Нефть и капитал», октябрь

1998, февраль 1999.

-----------------------

[1] Кероген (от греч. керос, что означает «воск», и ген, что означает

«образующий») – рассеянное в горных породах органическое вещество,

нерастворимое в органических ратворителях, неокисляющих минеральных

кислотах и основаниях.

[2] Конденсат - углеводородная смесь, газообразная в месторождении, но

конденсирующаяся в жидкость при извлечении на поверхность.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты