Ведь теперь женщина, которая хорошо говорит, выглядит успешной, способной на принятие решений и на самостоятельные поступки, которая не боится появиться на людях и занимает высокий социальный статус, такая женщина вызывает раздражение и часто агрессию. Я думаю, все помнят, каково было отношение к Раисе Горбачёвой, первой леди нашего государства. Её сравнивали с жёнами предыдущих вождей, и общественное сравнение оказывалось не пользу Раисы Максимовны. Хотя из тех жён многих невозможно было показать, и чувствовалась неловкость пребывания с ними на людях. Они лишь входили в состав «провожающих и других официальных лиц на аэродроме», по которым, не останавливаясь, быстро пробегала телекамера.
Еще одним серьезным препятствием в равноправии женщин и мужчин в политике и в других сферах общественной жизни являются консервативные и патриархальные установки не столько массового сознания (хотя это, безусловно, имеет место), сколько сознания властвующей элиты во всех её составляющих. Не российское общество, а скорее его правящие группы не готовы принять идею гендерного равенства в политическом представительстве во власти и управлении, поскольку это угрожало бы их политической и культурной гегемонии. Существуют, разумеется, и объективные факторы, включая ситуацию экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, когда женщины сами психологически склонны поддерживать «сильную руку», волевого лидера, способного навести порядок. Участвовать в грубой (а то и грязной борьбе), в жёсткой конкуренции за голоса избирателей, какою отличается нынешняя российская политика, сможет (или сочтёт нужным) далеко не каждая женщина. Однако сказанное не означает, что женщины должны сидеть и ждать, когда «созреет» общество или когда правящая элита согласится расстаться с собственной монополией на власть. Проблема реального равноправия мужчин и женщин в политике и других сферах жизни должна находиться в эпицентре современных политических дискуссий о судьбе и о будущем страны, о путях выхода из кризиса, об общественном оздоровлении духовно-нравственной ситуации в России.
Не всё так безнадёжно. Всё-таки 13% женщин имеют чётко выраженную позитивную установку и готовы участвовать в политической жизни на местах. Ещё у 15% есть такое желание, но они не считают себя пригодными к такого рода деятельности. Несколько лет назад эти цифры были гораздо ниже. Рассмотрим данные социологического опроса нашего города.
Подведя итоги, можно сказать, что все больше девушек хочет заниматься политикой, причем они вполне смогут восприниматься нашим обществом именно как политики, общественные деятели. Кроме того, большинство людей в возрасте от 25 до 40 относятся положительно к женщине во власти.
Другими словами, в последнее время отчётливо проявляется тенденция к увеличению числа женщин, которые не только теоретически не исключают своего участия в политике, но и уже оценивают собственные возможности, присматриваются к переменам в политической жизни и при благоприятных условиях будут готовы попробовать реализовать себя на этом поприще.
Яркий тому пример, Элла Памфилова, биография которой может стать сюжетом для фильма о судьбе простой советской женщины, прошедшей от рядового инженера до министра социальной защиты, выдвигавшей (одной из первых женщин) свою кандидатуру на пост Президента в 2000 году.
Женщины начинают занимать естественную и необходимую нишу во власти, потому что того требует ход развития исторических событий России. Женщина во власти - это реальность на сегодняшний день, на которую уже глаза не закроешь. Но очень важно обратить внимание на то, какова же женщина, берущая власть сегодня, каков её образ.
Пока мы имеем некий собирательный образ, который лишь по признаку можно отнести к женскому. Образ некоторого активного, деятельного человека, имеющего неполовые ориентиры. Такой образ с удовольствием поощряется социумом.
Но если женщина во власти рискнёт предъявить себя женщиной, это вызовет недоумение, растерянность, смятение всевозможного рода порицания в её окружении. Предъявлять в социуме своё женское начало считается постыдным. Стереотипы общества, наделившие мужчину главенствующим положением, рисуют мужское лицо политики. Единственная, кто из наших женщин-политиков отвоевал себе такое право, - это Ирина Хакамада. И именно потому, что её имидж, природные внешние данные сильно отличаются от российских стереотипов. Она - далеко не Некрасовская Женщина; она - символ инакости, который не распознаётся российским менталитетом как опасность. Имидж Ирины Хакамада стал её защитой не сразу. Её пытались отторгнуть, как представителя иной планеты, но в силу её запоминаемости и яркости, этого не произошло.
Нельзя не видеть, что в последнее время «слабый» пол потеснил мужчин в других сферах общественной жизни. Например, первый заместитель мэра в правительстве Москвы - Людмила Швецова; бывший вице-премьер правительства, ныне губернатор Санкт-Петербурга - Валентина Матвиенко; предводительница молодёжных «единороссов» - Александра Буратаева.
Может ли общество называть себя демократическим, если оно не пускает женщин во власть? Конечно, нет. Оно может называть себя как угодно, но никогда не будет демократическим, пока интересы более половины населения не представлены во власти. Россия не может назваться правовым государством, пока 53% её населения (женщины) не приобретут реальное, гарантированное законом и всей мощью законодательной и исполнительной власти, равенство с мужчинами.
А ведь я взяла только женщин. А есть мы, дети. Нас 20%, и наши интересы тоже не представлены!
Летом 2000 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания закона «О гарантиях равноправия мужчин и женщин в Российской Федерации». Его подготовили вице-спикер, один из лидеров движения «Единство» Любовь Слиска и Екатерина Лахова.
Дискуссия была о том, что в большинстве европейских стран в конституции прописано, что ни один пол (мужской или женский) не может иметь в парламенте больше 70%. Это значит, что если мы, скажем, втроём учредим партию и впишем в неё 71% женщин и 29% мужчин, нас не зарегистрируют. И соответственно, если наоборот - тоже не зарегистрируют. Дума решительно не приняла этот закон... Между тем, какие бы женщины ни пришли во власть, они всё равно не будут хуже самых худших мужчин, заседающих в Думе, потому что они по одним законам проходят в политику.
Но когда речь идёт о законодательстве (и это уже доказано мировой историей), мужчины и женщины при прочих равных данных принимают разные законы. Несмотря даже на свою ангажированность и проплаченность, женщины голосуют более выдержанно и конструктивно. Кроме того, есть такой незыблемый закон, что пока женщин меньше 20% в парламенте, не отстраивается и не работает законодательство, защищающее права детей; а до тех пор, пока меньше 30%, - права женщин. Это из хрестоматии.
4. Перспективы женской политики в России
4.1 Проблема квоты
По опыту мировой практики, на увеличение женского представительства в высших законодательных органах положительно влияют следующие факторы:
партийная квота или наличие политической цели увеличения числа женщин - кандидатов в парламент, избираемых по пропорциональной избирательной системе;
законы, согласно которым соотношение представителей полов в списках кандидатов от партий соответствовало бы демографическому показателю в стране (женщин - 53%, мужчин - 47%);
изменение избирательной системы с одномандатного (мажоритарного) на пропорциональное представительство.
Необходимо разработать систему квот для женщин по западному образцу, например, скандинавских стран, где доля женщин в политической жизни и управлении составляет 30%. В Финляндии Президентом республики в 2000 г. стала женщина.
В отдельных странах - Дании, Нидерландах, Норвегии и др. 1/3 министров составляют женщины, в Швеции - 52%. И эти страны отличаются своим стабильным социальным и политическим благополучием.
Система квот должна сопровождаться корректировкой всей избирательной системы, предусматривая увеличение или включение женщин в партийные списки.
В стране должны быть выработаны гендерная система экспертизы принимаемых решений, а также система систематического контроля за соблюдением прав женщин и изменена кадровая политика (в Правительстве РФ - одна женщина, вице-премьер).
Государство и общественные организации должны способствовать созданию школ политического лидерства для подготовки женщин к политической деятельности.
Обществу следует использовать в полной мере интеллектуальный потенциал женщин.
4.2 Основные проблемы, стоящие перед женским движением России
Прежде всего, необходимо реализовать основные требования Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. А это означает:
права женщин должны быть неотъемлемой составной частью прав человека;
обретение женщиной полноценного статуса;
превращение общества в цивилизованное, где не должно быть насилия и дискриминации;
обеспечение социальных гарантий семье, соблюдение прав ребенка. Создание нормативных актов, защищающих неприкосновенность личности ребенка;
широкое внедрение новой модели семейных отношений, основанной на равенстве супругов при выполнении всех функций;
участие женщин в избирательной компании не только как человека-избирателя, но и избираемых на основании утвержденной законодательными органами квоты;
постоянная работа с политическими партиями, обязательное включение н их программы женских проблем и привлечение женщин к руководству;
привлечение женщин к работе с Совете безопасности, поскольку «Совет безопасности без женщин - это Совет национальной опасности»;
реализация паритетной демократии, т.е. равное представительство в законодательной, исполнительной и судебной системах;
привлечение средств массовой информации к объективному освещению экономической, политической, социальной деятельности женщин, пропаганде и внедрению положительного опыта решения женского вопроса.
Заключение
Политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что женщины выбирают политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще. А если политиком становится мужчина, то неминуемо его супруга так или иначе вовлечена в политическую деятельность, бывая на приемах, наблюдая за деятельностью мужа, помогая ему в тех делах, в которых она может оказать помощь.
Время от времени женщина сама приходит во власть и правит страной, и так было во все времена. С конца XIX века в России появляются освободительные движения женщин, а с момента прихода к власти большевиков (1917 г.) оформляется комплекс прав для женщин. С 1930 г. «женский вопрос» считается решенным. Так, законодательно закреплено право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления. Иногда женщине удается быть мудрее некоторых мужчин, и она надолго удерживается у власти, как это было при правлении Елизаветы Английской и Екатерины II Великой.
Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных в России нет. Но в России, как и в других странах, проблема власти женщин или женщин у власти на данном этапе решена формально в пользу мужчин, если считать количество министров, сенаторов, депутатов, стоящих на вершине государственной власти.
Предпочтение мужчин-политиков женщинам-политикам имеет много причин, но главными являются образ политика, который должен обладать такими качествами как лидерство, самостоятельность, объективность, масштабность мышления, умение политического маневра - все эти качества считаются чисто мужскими; малая экономическая база, так как мало кто желает вкладывать деньги в женщину-политика. А ведь кто еще кроме самих женщин будет решать их «женские» вопросы. Они большее внимания уделяют социальным проблемам, в отличие от мужчин, отдающих предпочтение решению «военных» вопросов. Мужчинам не хватает таких женских качеств, как мудрости, позволяющей нестандартно мыслить и побуждающей к творчеству, приверженности идее больше, чем концентрация на эгоизме, общественного темперамента, требующего быть нравственным и помогающего быть смелым.
И вот отклонение поправки к законодательству (15 апреля 2005 г.), ограничивающей представительство в списках кандидатов от партий лиц одного пола 70 процентами, отодвинуло женщин-политиков на один шаг назад от политической арены.
За весь ХХ век в мире можно насчитать всего около 30 женщин, которые были избраны президентами или главами правительств.
В России в настоящее время в системе исполнительной власти число женщин, конечно, оставляет желать лучшего, но, тем не менее, с каждым годом их количество всё увеличивается. Хочется выделить самых активных из женщин-политиков.
Например, губернатором Санкт-Петербурга на выборах 2003 г. стала Валентина Ивановна Матвиенко.
Активную политическую деятельность ведет Ирина Хакамада - в настоящем лидер политической партии «Наш выбор».
Вице-спикером Госдумы является Любовь Слиска.
Можно так же упомянуть лидера движения за гражданское достоинство Эллу Памфилову, которая балатировалась на выборах в должность президента РФ в 2000г., непримиримого борца с коммунистическим движением - Б.Э. Новодворскую.
Нет сомнения в том, что доминирующей мужской политической элите не удалось создать ни устойчивой и сбалансированной политической системы, ни государственной системы власти, способной функционировать на возобновляемой основе, ни здорового цивилизованного демократического общества, опирающегося на общечеловеческие ценности. Отчуждение женщин как от власти, так и от собственности - один из серьезнейших просчетов мужской политической элиты.
Правда, нельзя снимать ответственность и с женщин: ведь это они сами позволили за себя решать свою судьбу и без их активного политического участия решать судьбу своей страны. Между тем, груз каждодневного выживания в условиях реформирования страны, да еще при обстоятельствах роста преступности и коррупции, лежит именно на женских плечах.
Сегодня важно понять: какую выгоду может извлечь общество в целом, создавая государство с политическим управлением, основанном на партнерстве мужчин и женщин в политике? Ответ прост: партнерство мужчин и женщин в политике является источником более полной и представительной демократии, поскольку создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе.
Использованная литература
1. Акимов А. Стервы и жрецы / А. Акимов; записала Т. Шохина // Крестьянка. - 2006. - №8. - с. 12-13
2. Александрова С. Трудно ли быть женщиной в политике? / С.Александрова // Эхо планеты. - 2005. - №9. - с. 18-19
3. Анисимова Н. Задачи будущего века : беседа с С. Н. Гвоздевой / Н. Анисимова, С. Н. Гвоздева // Режевская весть. - 1999. - 14 дек. - с. 2
4. Бабаева С. Неслабый пол / С. Бабаева; беседа с Л. Слиска, С. Орловой, Т. Морщаковой, Д. Поллыевой // Известия. - 2002. - 7 марта. - с. 4
5. Вандышева О. В семействе Слиски снова ограбление / О. Вандышева // Комсомольская правда. - 2006. - 11 нояб. - с. 3
6. Вандышева О. Вооружённая Слиска задержала журналиста НТВ / О. Вандышева // Комсомольская правда. - 2006. - 3 нояб. - с. 4
7. Вандышева О. Тайна бриллиантов Слиска / О. Вандышева // Комсомольская правда. - 2006. - 31 окт. - с. 12-13
8. Владыкина Т. Будущее в законе : Элла Памфилова уверена, что необходимо сильное гражд. о-во / Т. Владыкина, Н. Лебедева // Российская газ. - 2005. - 21 дек. - с. 3
9. Женщина и власть : дискуссионный клуб / Р. Сябитова, А. Тепляшин, В. Такменев, Д. Тараскина // Крестьянка. - 2006. - №8. - с. 8-12
10. Здравомыслова О. Патриархат переживает кризис / О. Здравомыслова; подгот. Н. Сорокина // Российская газ. - 2006. - 18 нояб. - с. 5
11. Надежда : [о Н. Аллилуевой] / И. Изгаршев // Аргументы и факты. - 2006.
12. Как власть меняет человека / подгот. Л. Кафтан и др. // Комсомольская правда. - 2006. - 22 нояб. - с. 8-9
13. Как обратиться к уполномоченному по правам человека Свердловской области [Т. Г. Мерзляковой] // Режевская весть
14. Копнов А. Изобретать велосипед всё-таки придётся: [об И. Хакамаде] / А. Копнов // Эхо планеты. - 1998. - №5. - с. 16
15. Невинная И. Больничный на трёх работах : [о Г. Кареловой] / И. Невинная // Российская газ. - 2006. - 12 дек. - с. 2
16. Николаева Л. Петербург помнит о Фурцевой : штрихи к портрету «Екатерины III» / Л. Николаева // Труд. - 2000. - 13 мая. - [предпослед. страница]
17. О журналистике и журналистах : [о Т. Г. Мерзляковой, уполномоч. по правам человека Свердл. обл.] / материалы подгот. А. Яловец,
18. Памфилова Э. Женский взгляд на… карьеру / Э. Памфилова; беседовала Л. Владимирова // Крестьянка. - 2006. - №10. - с. 38-41
19. Памфилова Э. А. Срочно требуется конкуренция / Э. А. Памфилова; беседовал В. Геннадьев // Литературная газ. - 2006. - №45. - с. 1, 8
20. Пирог от «Яблочной» леди : [о С. Н. Гвоздевой] // Режевская весть. - 1995. - 2 дек. - с. 2
21. Слиска Л. Закон сбережения народа / Л. Слиска; беседовала Т. Шкель // Российская газ. - 2006. - 29 июня. - с. 6
22. Слиска Л. Мы не волшебники, а только учимся / Л. Слиска; А. Венедиктов и др. // Российская газ. - 2005. - 21 янв. - с. 4
23. Смольякова Т. Как сэкономить на больничных : беседа с Г. Кареловой / Т. Смольякова, Г. Карелова // Российская газ. - 2006. - 14 нояб. - 4
24. Хакамада И. Есть ли жизнь после 40? / И. Хакамада; подгот. Л. Кафтан // Комсомольская правда. - 2006. - 16-23 марта. - с. 10
25. Хакамада И. О мужчинах / И. Хакамада // Смена. - 2006. - №10. - с. 28-29
26. Пашков, Б. Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правления и событий 1862-1917 гг. - М: ЦентрКом, 1997.
27. Скрынников, Р. Г. Русь IX-XVII века. - СПб.: Питер,1999.
28. Павленко, Н. Екатерина Великая // Родина. - 1998. - № 9, с.50; № 4, с. 52; № 3, с. 48; № 1, с. 48; 1999. - № 1, с. 60.
29. Рахматуллин, М. А. Непоколебимая Екатерина // Отечественная история. - 1996. - № 6, с. 19; 1997. - № 1, с. 13.
Приложение №1
Женщины-главы государств и правительств
Древний мир
· Хатшепсут (1490/1489--1468 до н. э., 1479--1458 до н. э. или 1503--1482 до н. э.) -- женщина-фараон Нового царства Древнего Египта
· Царица Савская (X век до н. э.) -- легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии.
· Семирамида (ок. 810 -- 805 до н. э.), царица Ассирии и Вавилона.
· Клеопатра (69-30 до н. э.), царица Древнего Египта.
Средние века
· Ирина (?-803), императрица Византии с 797 года.
· Ольга (945-960), княгиня Киевская Киевской Руси.
· Зоя (978--1050), императрица Византии.
· Тамара (1165--1213), царица Грузии с 1184 года.
· Мария I, английская королева.
· Изабелла Баварская (1371--1435), королева Франции.
· Джоанна Бофор (1404--1445), королева Шотландии.
· Елизавета I (1533--1603), английская королева с 1558 года.
· Мария I Стюарт (1542--1587), королева Шотландии, Франции.
· Анна Иоанновна (1693--1740), императрица России с 1730 года.
· Мария Терезия (1717--1780) -- эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии, королева Богемии (1740--1780) и императрица Священной Римской империи
· Анна Леопольдовна (1718--1746), императрица России 1740-41 г.
· Елизавета Петровна (1709--1761), императрица России с 1741 года.
· Екатерина II (1729--1796), императрица России с 1762 года.
ХХ-ХХI века
· Виктория (24 мая 1819 -- 22 января 1901), королева Великобритании
· Цыси (29 ноября 1835 -- 15 ноября 1908, Пекин), маньчжурская императрица
· Лилиуокалани 1838--1917, последняя королева Гавайев, писательница, автор гавайского гимна Алоха Оэ
· Елизавета II (р. 1926), королева Великобритании с 1952 года.
· Сиримаво Бандаранаике, премьер-министр Цейлона (Шри-Ланки) (1960--1965, 1970--1977 и 1994-2000) -- первая женщина-премьер-министр.
· Индира Ганди (1917--1984), премьер-министр Индии (1966--1977 и 1980-1984).
· Голда Меир (1898--1978), премьер-министр Израиля (1969--1974).
· Мария Эстела Мартинес де Перон, президент Аргентины (1974-1976) -- первая женщина-президент.
· Маргарет Тэтчер (р. 1925), премьер-министр Великобритании (1979-1990) --
· Вигдис Финнбогадоттир (р. 1930), президент Исландии (1980-1992) --.
· Беназир Бхутто (1953--2007), премьер-министр Пакистана (1988--1990 и 1993-1996).
· Вайра Вике-Фрейберга (р. 1937), президент Латвии 1999--2007.
· Тарья Халонен (р. 1943), президент Финляндии с 2000 года.
· Арройо, Глория Макапагал (р. 1947), президент Филиппин с 2001 года.
· Ангела Меркель (р. 1954), канцлер Германии с 2005 года.
· Юлия Тимошенко (р. 1960), премьер-министр Украины (4 февраля 2005 -- 8 сентября 2005, с 18 декабря 2007 по настоящее время).
· Кларк, Хелен Элизабет (р. 1950), премьер-министр Новой Зеландии (с 5 декабря 1999 по настоящее время).
Приложение№2
Сравнительный анализ прохождения женщин на выборах Государственную Думу в 1999 г.(обозначения: женщина-ж)
Блок
Всего мандатов
Федеральный округ
Одномандатные округа
Всего
Ж
%ж
Всего
Ж
%ж
Всего
Ж
%ж
ОВР
43
4
9,3
37
4
10,8
6
-
КПРФ
95
11
11,6
67
3
4.5
18
8
44,4.
Единство
81
7
8,6
64
3
5.1
17
4
23,5
Яблоко
21
2
9.6
16
2
12.5
5
0
0
СПС
33
4
12.1
24
2
8,3
9
2
22,2
ЛДПР
17
0
0
17
0
0
0
0
0
Депутаты от других партий и независимые
151
6
4
-
-
0
151
6
4
Остались не избранными
9
-
-
-
-
-
9
-
-
Всего
450
34
7.6
225
14
6.22
216
20
9,3
Приложение№3
Ирина Хакамада уходит из политики
Именитый русский социальный и политический участник Ирина Хакамада приняла вывод оставить из политики, передает Риа новости со ссылкой на слова самой Хакамады.
"Мое пора закончилось. Я считаю, что политику в оппозиции должны совершать молодые, которые исправят все ошибки", - отметила Хакамада и сообщила, что вышла из всех политических объединений, в работе которых принимала участие.
Ныне Ирина Хакамада, по ее словам, намерена заняться творческой деятельностью. "Я невпроворот чем занимаюсь: пишу книги, читаю лекции", - добавила она.
Политическая карьера Ирины Хакамады началась в 1992 году: она вступила в политсовет Партии экономической свободы (ПЭС), созданной Константином Боровым, и все-таки с 1994 года из-за разногласий с Боровым по сути дела не принимала участия в ее деятельности.
В 1993 году Хакамада вошла в список кандидатов в Государственную Думу Россия от созданного на основе ПЭС и Партии конституционных демократов блока "Август" и прошла в Думу по Каширскому избирательному округу Москвы. В Думе первого созыва она заняла пост заместителя председателя группы "Либерально-демократический союз 12 декабря", а кроме того была членом комитета по экономической политике.
В 1995 году Ирина Хакамада снова прошла в Думу как депутат-одномандатник, став членом комитета по бюджету, налогам и финансам. В 1997 году она была назначена председателем Государственного комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства.
26 мая 2001 года на учредительном съезде партии "Союз правых сил" (СПС) Ирина Хакамада была избрана сопредседателем партии. В 2004 году Хакамада выставила свою кандидатуру на президентских выборах, заявив, что "находится в жесткой оппозиции к власти и, некогда всего, к президенту Владимиру Путину". Выборы она проиграла.
В апреле 2004 года Ирина Хакамада стала одним из шести членов президиума межрегионального общественного движения "Народно-демократический союз" (НДС), которое возглавил оппозиционный политик, бывший премьер Михаил Касьянов. В том же году Хакамада организовала собственную партию "Наш выбор".
Ирина Хакамада принимала активное участие в деятельности оппозиционного объединения "Другая Россия". В апреле 2007 года она представила социальную доля неолиберальной программы для единого кандидата от оппозиции на предстоящих в 2008 году президентских выборах под названием "Новый общественный вектор движения - 2008".
Приложение № 4
Таблица(данные на 1999 год)
Блок, объединение
Женщины в списках, %
Женщины, занявшие первые четыре места списка
«Женщины России»
100
«Единство»
70
Т.Рощина - первая
«Мир. Труд. Май»
30
«За гражданское достоинство»
29
Э.Памфилова - первая
Партия Мира и Единства
22
С.Умалатова - первая
«Кедр»
22
Блок генерала Андрея Николаева, академика Святослава Федорова
20
Т.Малютина - третья
«Социал-демократы»
19
Т.Цыба - вторая
«Союз Правых Сил»
17
И.Хакамада - третья
«Отчество - Вся Россия»
12
Е.Лахова - четвертая
«Яблоко»
11
«Единство»
10
КПРФ
10
Приложение№5
Таблица
Годы выборов
Женщины, всего
Фракции,
депутатские группы
Женщины
Мужчины
1993 -1995
58 (13,6%)
Аграрная партия России
3
51
«Выбор России»
5
66
Демократическая партия России
1
14
«Женщины России»
22
0
КПРФ
5
41
ЛДПР
4
56
ПРЕСС
0
31
«Яблоко»
3
24
Депутатская группа «Новая региональная политика»
9
55
Депутатская группа «Либерально - демократический союз 12 декабря»
1
20
Незарегистрированное депутатское объединение «Российский путь»
1
12
Незарегистрированное депутатское объединение «Держава»
1
4
Нефракционные депутаты
3
17
1995 -1999
43 (10%)
КПРФ
14
115
НДР
6
53
«Яблоко»
4
41
ЛДПР
1
49
«Народовластие»
7
39
«Российские регионы»
5
40
Аграрная партия России
3
33
Независимые депутаты
3
28
1999 -2003
34 (7,6%)
КПРФ
11
84
«Единство»
7
74
«Отчество - Вся Россия»
4
39
«Союз Правых Сил»
4
29
«Яблоко»
2
19
ЛДПР
0
17
«Народный депутат»
3
55
«Регионы России»
3
31
Приложение № 6
Количество женщин, выдвинутых в 2003 году кандидатами в депутаты Государственной Думы по федеральным спискам по отношению к общему количеству кандидатов, выдвигаемых партией или блоком
Название партии, блока
Количество кандидатов
всего
женщин
За Русь Святую
49
3 (6%)
Партия СЛОН
92
17 (18,5%)
«Аграрная партия России»
229
28 (12,2%)
«Российская партия пенсионеров и партия социальной справедливости»
140
23 (16,4%)
Избирательный блок «Великая Россия - Евразийский Союз»
159
17 (10,7%)
«Единение»
164
21 (12,8%)
Политическая партия «Единая Россия»
266
22 (8,3%)
Избирательный блок «Партия возрождения России - Российская партия жизни»
183
30 (16,4%)
Политическая партия «Российская экологическая партия «Зелёные»
94
20 (21,2%)
Политическая партия «Истинные патриоты России»
220
43 (19,5%)
КПРФ
256
27 (10,5%)
Политическая партия «Народно-республиканская партия России» (НРПР)
76
7 (9,2%)
Политическая партия «Партия Мира и Единства»
165
46 (28,2%)
Политическая партия «Российская Конституционно-демократическая партия»
76
8 (10,5%)
Избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз)
185
16 (8,6%)
СПС
225
26 (11,6%)
Яблоко
121
18 (14,9%)
Избирательный блок «Новый курс - Автомобильная Россия»
127
11 (8,7%)
Народная партия Российской Федерации
231
31 (13,4%)
Объединенная Российская партия «Русь»
39
3 (7,7%)
Политическая партия «Развитие предпринимательства»
44
6 (13,6%)
ЛДПР
208
16 (7,7%)
Демократическая партия России
83
12 (14,5%)
Приложение №7
Распределение женщин, замещавших на 1 января 2007 годагосударственные должности и должности федеральной гражданской службы,по уровням управления
Приложение №8
Мужчины и женщины в парламентах мира (данные Межпарламентского союза по состоянию на 31 октября 2007 года)
Во всех парламентах
Всего членов
43 926 чел.
Гендерный анализ проведён для
42 875 чел.
Мужчин
35 425 чел.
Женщин
7 450 чел.
Доля женщин
17.4%
В однопалатных парламентах или в нижних палатах
Всего членов
37 140 чел.
Гендерный анализ проведён для
36 415 чел.
Мужчин
30 035 чел.
Женщин
6 380 чел.
Доля женщин
17.5%
В верхних палатах или в сенатах
Всего членов
6 796 чел.
Гендерный анализ проведён для
6 460 чел.
Мужчин
5 390 чел.
Женщин
1 070 чел.
Доля женщин
16.6%
Приложение №10
Валентина Матвиенко доводы «за» и «против» Доводы «против»
«…На Валентине Матвиенко опробовали новую форму теневой борьбы, которая приводит к недопониманию среди избирателей и запутывает их.
Появилось переиздание газеты, которую выпускал штаб кандидата в губернаторы Матвиенко с ее же комментариями по многим проблемам. Переиздание было сделано таким образом, что первая и последняя полосы были сохранены, а в середине размещены материалы, порочащие кандидата.
В мае нынешнего года в Петербурге возникла некоммерческая организация «Народный контроль», которая своей целью поставила оказание помощи людям в решении их насущных проблем, в основном связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. Люди звонят по «горячим» телефонам и сообщают о течи в крышах, треснувших стенах, затопленных подвалах. В «Народный контроль» поступили десятки тысяч жалоб. Нескольким десяткам позвонивших «Народный контроль» помог в решении проблем. По местным каналам прокручивали сюжеты об отремонтированных крышах, замененных батареях отопления, покрашенных лестничных площадках. На губернаторских выборах «Народный контроль» решил поддержать Матвиенко. По всему городу появились огромные щиты с надписями: «Народный контроль» - за Валентину Матвиенко».
Как-то ночью злоумышленники закрасили слова «Народный контроль» и написали новые: «милиция», «горизбирком», «публичный дом». «Новые надписи - это одна из форм грязных технологий, уголовно наказуемое действие, так как исполнители портят щиты, оплаченные из избирательного фонда кандидата в губернаторы, - заявила Матвиенко. - За всю свою жизнь я не слышала о себе столько гадостей. Но я уверена, что эта ложь ко мне не пристанет, а петербуржцы разберутся, где правда».
Под окнами полпредства несколько сот молодых людей в желтых майках, на которых было написано «Матвиенко родилась в Шепетовке» (кстати, родина Павла Корчагина), орали что-то о ее провинциальном прошлом до тех пор, пока их не разогнала милиция.
На Васильевском острове распространяли листовки от имени Матвиенко. В них содержалась ложная информация о выдаче адресной помощи населению в центре социального обслуживания. Сообщают, что черные политтехнологи готовят новый «сюрприз» для Матвиенко - собираются выпустить партию пластмассовых стаканов с надписью «Валюха».
(По материалам «Независимой газеты», 2003)
Доводы «за»
«…Валентину Матвиенко открыто поддержал президент. Весь Петербург увешан портретами Путина и Матвиенко с надписью внизу: «Мы вместе сможем все».
В предвыборном штабе Матвиенко трудятся знаменитости: Михаил Боярский, Михаил Пиотровский, Александр Розенбаум, а руководит штабом ректор Санкт-Петербургского горного института Владимир Литвиненко, который руководил штабом Путина в 2000 году».
(«Родная газета», Москва, 2003)
«…Пожалуй, она одной из первых официальных дам стала появляться на различных дефиле и презентациях коллекций различных модельеров. Демонстрируя тем самым, что принятие решений на высшем государственном уровне не избавляет ее от необходимости хорошо и со вкусом быть одетой, а скрывать свой интерес к модным нарядам она не считает необходимым.
Так или иначе, но пассивно отсиживаться в департаментах при Валентине Ивановне никому и никогда не удавалось. А в ее кабинетах, как утверждают, никогда не увядали розы: их всегда успевали менять заботливые коллеги.
Биография Валентины Матвиенко - путь от поста к посту. Сначала поста комсомольского, затем партийного, потом советского. Когда смотришь список нового вице-премьера, не покидает ощущение, что ей здорово везло. Из одной властной структуры в другую она уходила всегда вовремя и с повышением.
С должности первого секретаря Ленинградского обкома комсомола - в Красногвардейский райком КПСС, с партийной работы - в заместители председателя Ленгорисполкома.
Когда партийно-советская власть в городе закачалась, Матвиенко по спискам Фонда советских женщин оказалась в Москве, став депутатом союзного парламента, где возглавила комитет Верховного Совета по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства…»
(«Деловой Петербург», 2000)
«…Валентина Матвиенко, пришедшая во власть вместе с командой Евгения Примакова в 1998 году, не только выдержала натиск шкваловых правительственных перестановок, но и стала для многих своеобразным символом российской власти… По ее же словам, и в обиду себя она не даст. Всегда сможет зарвавшегося мужчину на место поставить. Потому как сама выше всего прочего ценит в людях порядочность, надежность, обязательность».
(Журнал «Деловые люди», 2001)
«…В ныне действующих комитетах администрации Петербурга по образованию и культуре вспоминают Валентину Матвиенко как деловую женщину, логично мыслящую, быстро схватывающую суть проблемы. Из конкретного точно известно, что Валентина Матвиенко помогла Давиду Голощекину создать Филармонию джазовой музыки.
Галина Старовойтова рассказывала, что, став депутатом, Валентина Матвиенко принялась усиленно учить английский и делала это даже в поезде по дороге из Ленинграда в Москву.
Иностранный вскоре понадобился. Находясь за пределами родины, Валентина Матвиенко проявила отменные деловые качества. Например, с ее помощью петербургская судостроительная фирма «Алмаз» получила крупный военный заказ в Греции».
(«Деловой Петербург», 2000)
«…Многие и не догадывались, что в свое время Матвиенко, появившаяся на свет в маленьком украинском городке Шепетовка, упорно работала над русским языком. Только для того, чтобы чопорный и не терпящий чужаков Ленинград принял ее, выпускницу черкасского медучилища, как свою».
(Журнал «Деловые люди», 2001)
«…На свою карьеру Матвиенко грех жаловаться. Вдумайтесь, она была первой женщиной, которой доверил и престижный и ответственный по советским временам пост первого секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ. Именно она первой оказалась в коллегии МИДа, в учреждении, как известно, чопорном и не привыкшем менять традиции…
Служивые мужики, в разные годы работавшие с Валентиной Ивановной, в один голос уверяют, что она всегда умело находила баланс между женскими слабостями и начальственной силой».
(Журнал «Деловые люди», 2001)
«И так и сяк!»
«…Валентина Матвиенко прибыла в Питер накануне 300-летия города.
19 марта 2003 года она сменила на посту полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе местного чекиста Виктора Черкесова, который передал пост «милой даме» и с видимым облегчением уехал в Москву.
Впрочем, если быть честными до конца, появилась она в Петербурге намного раньше. В середине 60-х гг. прошлого века молоденькая Валюша (правда, тогда она еще носила свою девичью фамилию - Тютина) из украинского городка Шепетовка приехала в город на Неве поступать в Ленинградский химико-фармацевтический институт, да так и осталась в Санкт-Петербурге навсегда.
По выбранной специальности она не работала ни дня, зато интенсивно трудилась на ином поприще - комсомольском.
Стремительно набирающая политический вес Валентина Матвиенко на фоне отказа действующего губернатора Петербурга Владимира Яковлева от губернаторских амбиций становится серьезным претендентом на должность первого лица второй столицы. Возможно, что милиционер Черненко назначен как некий «противовес» для рьяной и откровенно предвыборной активности Валентины Матвиенко, которая в течение последних недель упорно остается самой цитируемой фигурой в региональных СМИ.
Новый полпред публично заявила о своих губернаторских амбициях. На районном празднике возле универмага старушка «из толпы» бесхитростно попросила Валентину Ивановну: «В губернаторы приходите к нам». На что полпред с улыбкой ответила: «Если позовете - обязательно».
Активность Матвиенко уже приносит свои плоды. По данным социологов, почти половина горожан считают, что для северной столицы было бы лучше, если бы у руля власти встала дама».
(«Известия», 2003)
«…Сразу после назначения полпредом Матвиенко всячески избегала публично касаться темы губернаторских выборов. Но после того, как были «разрулены» отношения с Яковлевым, заявившем об отказе от избрания на третий срок, политические установки Валентины Ивановны вполне могли измениться. Помимо заботы о достойном праздновании 300-летия Петербурга, она могла получить «высочайшее соизволение» на фактическое начало своей избирательной кампании. Примечателен и «знак свыше». Матвиенко удостоилась персонального поздравления Владимира Путина, что было незамедлительно разрекламировано в Петербурге традиционно антияковлевскими СМИ…»