Рефераты

Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната

После обряда массового крещения наших подопечных в январе этого года многие заметно изменились в лучшую сторону, так как стали вести себя по-христиански. Трудотерапия, хороший морально-психологический климат - дают свои результаты улучшении состояния здоровья инвалидов.

Например, врачами-психиатрами отмечен значительный положительный эффект в лечении лиц, страдающих шизофренией. Они стали намного активнее, коммуникабельнее, доброжелательней и отзывчивей. У многих восстановилась речь, приостановлен процесс социальной деградации. В последнее время обострений у них не наблюдается. Снизился и процент лиц, пристрастившихся к алкоголю.

Работая для блага своего интерната, наблюдая плоды своего труда - красивые газоны, цветущие клумбы, идеальную чистоту на территории и в корпусе, красивые интерьеры в коридорах и холлах, - инвалиды, проживающие в интернате, почувствовали себя хозяевами своего дома.

Сегодня проживающие даже на собственные средства делают своими силами ремонт комнат, в которых живут, покупают телевизоры, ковры, холодильники, музыкальную аппаратуру, сотовые телефоны, велосипеды.

Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

2. Изучение возможностей трудотерапии инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате (на примере ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»)

2.1 Организация и проведение исследования

Целью данного исследования является:

- выявление возможностей трудотерапии в условиях психоневрологического интерната.

Задачи:

определить влияние трудотерапии:

- на развитие социально-бытовых навыков инвалидов;

- сохранение физической, психической и социальной активности инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате;

- снижение уровня зависимости от посторонней помощи.

Этапы исследования:

1. Описание выборки.

2. Подбор диагностического инструментария.

3. Разработка и реализация программы.

4. Анализ результатов, выводы и разработка рекомендаций

База исследования: ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

Местонахождение учреждения: Вологодская область, г. Устюжна, п. Михайловское.

Основными целями психоневрологического интерната являются:

- осуществление социальной защиты проживающих в учреждении;

- осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера;

- организация ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;

- внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта, инновационных методик по вопросам реабилитации инвалидов.

Выборка: инвалиды с психическими заболеваниями мужского пола (100%), в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности.

Выборка: персонал ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат», в количестве 50 человек. Доминирующими характеристиками выборки являются лица женского пола (78%), в возрасте от 41 до 50 лет (40%), имеют среднее специальное образование (54%). Во время проведения анкеты охвачен практически весь обслуживающий инвалидов персонал (44%), 38% младшего медицинского персонала и 18% среднего медицинского персонала.

Выборка: работники ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» в количестве 9 человек, по роду своей деятельности непосредственно занимающиеся с инвалидами занятиями по трудотерапии.

Диагностический инструментарий:

- анкета, с целью выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»; В ходе проведения исследования была разработана анкета для выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

Сроки проведения: 22.03.10. - 29.03.10.

Количество участвующих: 50 человек.

- интервью трудинструкторов, с целью изучения особенностей взаимодействия трудинструктора с инвалидами, проживающими в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

2.2 Разработка и реализация программы занятий по трудотерапии с инвалидами, проживающими в психоневрологическом интернате

Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.

Категория клиентов: инвалиды с психическими заболеваниями мужского пола (100%), в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности.

Была организована группа инвалидов в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, проживающих в 7 корпусе Устюженского психоневрологического интерната.

В процессе проведения исследования была разработана программа занятий по трудотерапии с инвалидами с психическими отклонениями, проживающими в психоневрологическом интернате, целью которой является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению, организация досуговой деятельности, обучению навыкам и умению заниматься спортом.

При проведении мероприятий по трудотерапии мы учитывали показания общего заболевания инвалида, показания к трудотерапии, желание инвалида участвовать в занятиях по трудотерапии.

Также учитывается непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого инвалида (учитывая интерес и возможности), комплексность занятий, нагрузку и увеличение времени занятий по трудотерапии.

При проведении занятий по трудотерапии образовались три подгруппы по интересам: занятия физическим трудом (3 чел.), творческая мастерская (6 чел.) и занятия на тренажерах в кабинете ЛФК (3 чел.). Занятия проводились в первой половине дня, после завтрака и утренних процедур.

Вначале небольшое введение, разъяснение цели занятия и проведение занятия. Занятия физическим трудом проводились с помощью трудинструктора, творческие занятия с помощью социального и музыкального работника, занятия в кабинете ЛФК под присмотром инструктора по ЛФК. Все занятия проводились с учетом дозированности времени и нагрузки (с соблюдением последовательного перехода от простого к сложному). Также творческие занятия проводились начиная с простых заданий доходя до усложненных.

За время проведения программы инвалиды в группе трудотерапии приобрели навыки личной гигиены, самообслуживания, ответственности за порученный им объект, успешно развиваются дружественные отношения в группе. При проведении мероприятий в группах по интересам отмечается взаимопомощь и взаимовыручка среди проживающих.

За время проведения занятий по трудотерапии у инвалидов занимающихся, лепкой из пластилина и собиранием пазлов, расширился словарный запас, развились память, мышление, речь стала более связной, стала более развита мелкая моторика рук. Вызывает огромный интерес у инвалидов творческие занятия и занятия в кабинете ЛФК.

Занятия физкультурой помогают инвалидам поверить в свои собственные силы, почувствовать свою значимость, предоставляют им возможность достичь определенных результатов.

Некоторые из проводимых мероприятий могут изменяться и заменяться в зависимости от погодных условий и с учетом пожелания инвалидов.

Мероприятия проходили каждый рабочий день, в них входили:

- покупка зубных паст, щеток, бритв, обучение личной гигиене (умывание, чистка зубов, бритье), уборка в комнате;

- уход за комнатными цветами (полив, рыхление);

- покупка фотоальбомов каждому инвалиду, сбор фотографий;

- обучение пользованию мобильным телефоном (у кого они есть);

- уборка снега на территории корпуса и подвоз продуктов в столовую;

- ежедневное чаепитие;

- закупка пазлов, пластилина, раскрасок;

- проведение занятий по лепке из пластилина, собиранию пазлов, раскрашиванию раскрасок;

- разучивание песен под караоке;

- ежедневное посещение кабинета ЛФК.

Итак, организуя процесс трудотерапии в Устюженском психоневрологическом интернате можно сказать, что занятия по трудотерапии должны носить системный и непрерывный характер, согласованную работу всех служб учреждения, заинтересованность контингента лиц, проживающих в учреждении.

Также необходим контроль результатов трудотерапии до и после проведения занятий по трудотерапии и медицинский контроль со стороны медицинской службы. Учитывая дальнюю расположенность жилых корпусов от трудовых мастерских, от клуба и главного здания инструктор по труду должен сам проявлять активность и проводить занятия по трудотерапии непосредственно в тех корпусах, где проживают инвалиды, желающие заниматься трудотерапией.

Привлекательность этого метода заключается в простоте применения трудотерапии и невысоких материальных затратах на её организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК, психотерапией и пр.). Таким образом, включение трудотерапии в реабилитационные программы психоневрологического интерната имеет цель, как можно дольше сохранить физическую, психическую и социальную активность клиентов, снизить уровень зависимости от посторонней помощи. В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности клиентов создаёт у них благоприятный эмоциональный фон, восстанавливает связь с коллективом, сглаживает чувство одиночества, тревоги, депрессии, освобождает от сознания собственной неполноценности.

2.3 Анализ результатов и выводы

Анкета состоит из вводной части (инструкция по пользованию анкетой), основной части, социально-демографической части (паспортички), содержит вопросы открытого, закрытого и полузакрытого плана. В результате получим отношение персонала к возможностям трудотерапии инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» (далее УПНИ).

А) Первый раздел посвящен изучению знания персонала о социальной реабилитации и трудотерапии инвалидов. В него входят вопросы с 1 по 3.

Б) Второй раздел посвящен изучению отношения персонала к инвалидам, работающим в УПНИ. В него входят вопросы с 4 по 6.

В) Третий раздел посвящен изучению проблем и дальнейшего развития занятий по трудотерапии УПНИ. В него входят вопросы с 7 по 11.

Г) Четвертый раздел посвящен изучению влияния трудотерапии на развитие инвалидов, проживающих в УПНИ. В него входят вопросы с 12 по 14.

3) Социально-демографическая часть анкеты. В нее входят вопросы с 11 по 15.

Таблица 2.1. «Что Вы вкладываете в понятие «трудотерапия»?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

Посильная работа с инвалидами

10 (20%)

Лечение трудом

4 (8%)

Ежедневная работа по труду с инвалидами

3 (6%)

Привлечение инвалидов к труду

14 (28%)

Ежедневный уход за проживающими

1 (2%)

Работа

3 (6%)

Заинтересованность инвалидов в труде, удовлетворенность

2 (4%)

Сохранение трудовых навыков, приобретение новых, самоутверждение.

3 (6%)

Обучение профессии, уважение к труду, коллективизм, реабилитация.

1 (2%)

Затрудняюсь ответить

9 (18%)

Таким образом, 28% опрашиваемых считают, что трудотерапия - это привлечение инвалидов к труду; 20% считают, что это посильная работа с инвалидами; 18% - затрудняются в ответе. Остальные варианты ответов сформулированы не точно. Только 6% респондентов дали ответ, близкий к определению трудотерапии.

Таблица 2.2. «Как Вы считаете, какие специалисты должны работать с инвалидами на занятиях по трудотерапии?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

Трудинструктор

38 (76%)

Специалист по социальной работе

10 (20%)

Социальный работник

2 (4%)

Не важно кто

Таким образом, 76% респондентов считают, что трудинструктор должен проводить занятия по трудотерапии.

Таблица 2.3. «Считаете ли Вы что, трудотерапия является частью социальной реабилитации?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

49 (98%)

нет

0%

Не знаю

1 (2%)

98% считают, что трудотерапия является частью социальной реабилитации.

Таблица 2.4. «Какие формы и методы Вы применяете на занятиях по трудотерапии с инвалидами, проживающими в УПНИ?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

Помощь обслуживающему персоналу

6 (12%)

Поощрение

9 (18%)

Убеждение, заинтересованность

11 (22%)

Похвала

8 (16%)

Теоретические и практические методы

1 (2%)

Соревнование между клиентами

1 (2%)

Объяснение

2 (4%)

Лечебная гимнастика

1 (2%)

Пример

2 (4%)

Развитие творческих интересов

1 (2%)

Совместная работа

12 (24%)

Затрудняюсь ответить

12 (24%)

Вопрос вызвал затруднения, формы и методы представлены не полностью.

Таблица 2.5. «Готовы ли Вы оказывать помощь инвалиду, который имеет желание работать в ЛТМ?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в%

да

46 (92%)

нет

0

Не знаю

4 (8%)

Итак, 92% респондентов готовы оказывать помощь инвалиду, желающему работать в ЛТМ.

Таблица 2.6. «Как Вы считаете, занятия трудотерапией доставляют моральное удовлетворение инвалидам, работающим в ЛТМ?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

43 (86%)

нет

Не знаю

7 (14%)

Таким образом, 86% считают, что занятия трудотерапией доставляют моральное удовлетворение инвалидам.

Таблица 2.7. «На Ваш взгляд, достаточно ли в нашем государстве уделяется внимания трудоустройству инвалидов?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

2 (4%)

нет

44 (88%)

Не знаю

4 (8%)

Итак, 88% персонала, работающего в психоневрологическом интернате, считают, что в нашем государстве недостаточно уделяется внимания трудоустройству инвалидов.

Таблица 2.8. «Как Вы считаете, нужно ли работать инвалидам, проживающим в психоневрологическом интернате?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

49 (98%)

нет

0

Не знаю

1 (2%)

Таким образом, 98% считают, что инвалидам, проживающим в ГУ ВО УПНИ нужно работать.

Таблица 2.9. «Как Вы считаете, существует ли проблема привлечения к занятиям трудотерапией у инвалидов, проживающих в УПНИ?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

41 (82%)

нет

3 (6%)

Не знаю

6 (12%)

Таким образом, 82% считают, что существует проблема привлечения инвалидов к занятиям по трудотерапии; 12% - не знают о проблеме.

Таблица 2.10. «Достаточно ли администрация УПНИ уделяет внимания проблемам инвалидов, работающих в ЛТМ?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

12 (24%)

нет

26 (52%)

Не знаю

12 (24%)

Можно сказать что, 52% считают, что администрация не достаточно уделяет внимания проблемам инвалидов, работающих в ЛТМ; 24% считают - достаточно; 24% - не знают.

Таблица 2.11. «Как Вы считаете, нужно ли вовлекать инвалидов, проживающих в УПНИ к работе в ЛТМ?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

49 (98%)

нет

0

Не знаю

1 (2%)

Таким образом, 98% считают, что нужно привлекать инвалидов к работе в ЛТМ.

Таблица 2.12. «Как Вы считаете, влияют ли занятия трудотерапией на развитие социально-бытовых навыков у инвалидов, проживающих в УПНИ?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в%

да

46 (92%)

нет

1 (2%)

Не знаю

3 (6%)

Итак, 92% респондентов считают, что занятия трудотерапией влияют на развитие социально-бытовых навыков у инвалидов.

Таблица 2.13. «Как Вы считаете, какое влияние трудотерапия оказывает на проживающих в УПНИ инвалидов?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в%

Очень отрицательно

0

Отрицательно

1 (2%)

Скорее отрицательно

0

Не знаю

1 (2%)

Скорее положительно

9 (18%)

Положительно

35 (70%)

Очень положительно

4 (8%)

Таким образом, 70% считают, что трудотерапия оказывает положительное влияние на инвалидов, проживающих в УПНИ.

Таблица 2.14. «Как Вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы проживающие в УПНИ инвалиды, могли успешно реализовать свои способности на занятиях трудотерапией?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

Улучшить финансирование учреждения

10 (20%)

Улучшить материально-техническую базу учреждения

10 (20%)

Привлечь специалистов различных профилей

9 (18%)

Заинтересовать инвалидов в занятиях трудотерапией

21 (42%)

Другое (укажите, что)

0

Таким образом, 42% считают, что необходимо заинтересовать инвалидов в более успешной реализации своих способностей на занятиях трудотерапией;

По 20% респондентов считают, что необходимо: улучшить финансирование учреждения и улучшить материально-техническую базу; 18% считают, что нужно привлечь специалистов разных профилей.

Данные диагностического исследования говорят следующее:

1. Персонал, принимавший участие в анкетировании не имеет представление о трудотерапии, как о понятии, применяемом в социальной реабилитации инвалидов. Трудотерапия инвалидов с психическими отклонениями - это в первую очередь самозанятость, занятия творчеством, развитием интересов.

2. Формы и методы представлены не полностью и у некоторых респондентов этот вопрос вызвал затруднения. Персонал интерната готов оказывать помощь инвалидам, желающим работать в ЛТМ.

3. Существует проблема привлечения инвалидов к занятиям по трудотерапии; в нашем государстве недостаточно уделяется внимания трудоустройству инвалидов. Также необходимо отметить, что больше половины респондентов считают, что администрация ГУ ВО УПНИ недостаточно уделяет внимания проблемам инвалидов, работающим в ЛТМ.

4. Большинство респондентов считают, что занятия трудотерапией положительно влияют на развитие социально-бытовых навыков у инвалидов; существует необходимость заинтересованности инвалидов в более успешной реализации своих способностей на занятиях трудотерапией, но необходимо улучшить финансирование учреждения, улучшить материально-техническую базу и привлечь специалистов разных профилей.

Рекомендации для более успешного проведения процесса трудотерапии:

1. Необходимость разработки системы привлечения инвалидов к занятиям по трудотерапии в рамках индивидуальной программы реабилитации.

2. Изыскание дополнительных средств на внедрение новых форм и методов по проведению занятий по трудотерапии (применение ароматерапии, музыкотерапии, туротерапии).

3. Внедрение новых технологий для обучения проживающих клиентов УПНИ новым профессиям и социально-значимым навыкам.

4. Необходимость проведения регулярного методического обучения персонала, обслуживающего инвалидов.

Таблица 2.15. Анализ информации интервью

Вопросы

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

1. Ф.И.О.

9 человек

2. Должность

инструктор по труду, 2 овощевода, сестра-хозяйка, кладовщик, зав. ЛТМ, инструктор по ЛФК, зав. столовой, зав. ПСХ.

3. Сколько лет Вы работаете в этой должности?

от 2-х лет до 37 лет

4. Какие чувства у Вас возникают при работе с инвалидами?

сочувствие, желание помочь, сострадание к инвалидам

9 (100%)

5. Оказывается ли Вам помощь в работе с инвалидами?

Да

нет

6 (67%)

3 (33%)

6. Кто оказывает Вам помощь?

администрация, обслуживающий персонал, психолог, медицинский персонал, завхоз, социальные работники.

Не оказывают помощи

8 (91%)

1 (9%)

7. Какие виды помощи Вы хотели бы получить дополнительно?

финансовая, улучшение условий труда, дополнительное оборудование, помощь всех служб учреждения.

9 (100%)

8. Планируете ли Вы свою деятельность?

Да

нет

9 (100%)

0

9. Какие виды работ выполняют инвалиды?

подсобные работы на теплицах, огороде, на складах, уборка территории, помощь при помывке слабых больных в бане, уборка банно-прачечных помещений, работы в швейной мастерской, погрузка и разгрузка продуктов в столовой, работы на ПСХ, также занимаются лечебной физкультурой

10. Ваши предложения по улучшению занятий по трудотерапии.

- заинтересованность персонала и инвалидов;

- повышение заработной платы трудинструкторам;

- современное оборудование и разнообразие занятий для занятий по трудотерапии;

- организованность и ответственность всех служб учреждения;

- улучшение материально-технической базы;

- внедрение новых форм физкультуры (адаптивной).

50%

1%

26%

12%

10%

1%

11. Выделите плюсы и минусы в Вашей работе с инвалидами.

Плюсы

Минусы

любят свою работу, ответственны, послушны, выполняют тяжелые виды работ, усидчивость, общение, помощь от инвалидов, они добились высоких достижений.

необязательны, безответственны, влияние основного заболевания на работу, малая заинтересованность инвалидов в труде, много дополнительной работы, которая отрывает от основной, низкая посещаемость кабинета ЛФК.

Вывод: следует отметить, что все трудинструктора, непосредственно работающие с инвалидами проявляют эмпатию по отношению к подопечным. Можно сказать, что они находятся на «своем месте и болеют душой за общее дело» и выполняют достаточное количество работ, полезных для социума интерната, независимо от стажа работы. Также можно отметить предложения по улучшению занятий по трудотерапии. Они касаются всех служб учреждения, непосредственно инвалидов и улучшения работы самих трудинструкторов.

Таким образом, мы выявили особенности взаимодействия трудинструктора с инвалидами, проживающими в УПНИ.

1. Проявление положительных личностных качеств по отношению к инвалидам;

2. Заинтересованность в улучшении качества и условий труда;

3. Привлечение внимания к проблемам трудотерапии руководства интерната;

4. Получение дополнительной помощи в работе от всех служб учреждения;

Рекомендации для дальнейшего проведения занятий по трудотерапии:

1. Привлечь внимание к проблемам трудотерапии руководства интерната.

2. Проводить регулярные методические занятия трудинструкторов по внедрению новых форм и методов работы по трудотерапии.

3. Внедрить новые формы работы, такие как адаптивная физкультура, восстановительная трудотерапия, тренинговые занятия.

4. Получить дополнительную помощь в работе от всех служб учреждения.

Заключение

Целью выпускной квалификационной работы явилось изучение возможностей трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната. Достижение этой цели предусматривали следующие задачи:

- изучить научно-методическую, специализированную литературу и другие источники информации по данной проблеме;

- изучить сущность социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната;

- охарактеризовать трудотерапию, как метод социальной реабилитации инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате.

В первой главе мы охарактеризовали организацию социальной реабилитации в условиях психоневрологического интерната, дали характеристику инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат», также описали трудотерапию, как метод, применяемый в психоневрологическом интернате.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждении, на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.

В психоневрологических интернатах проживают инвалиды 1 и 2 групп, страдающих психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические стадии и необратимость болезненных явлений.

Эти категории граждан нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию, в возрасте от 18 и до конца жизни.

Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности.

Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделию, выполнению трудовых операций.

Применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

В теоретической части исследования нами были изучены возможности трудотерапии инвалидов в социальной реабилитации на примере ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат». Были обозначены основные проблемы инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате: наличие психического заболевания, недоразвитие способностей к самообслуживанию, самообеспечению, к продуктивной деятельности, недоступность пространственной среды.

Проблема исследования связана с тем, что в практике социальной работы в условиях психоневрологического интерната организация трудотерапии связана с узкой специализацией стационара, с сезонностью занятий и нехваткой специалистов по трудотерапии.

По результатам проведения программы занятий по трудотерапии с инвалидами с психическими отклонениями, проживающими в психоневрологическом интернате можно сказать, что занятия по трудотерапии должны носить системный и непрерывный характер, согласованную работу всех служб учреждения, заинтересованность контингента лиц, проживающих в учреждении.

Также необходим контроль результатов трудотерапии до и после проведения занятий по трудотерапии и медицинский контроль со стороны медицинской службы.

Учитывая дальнюю расположенность жилых корпусов от трудовых мастерских, от клуба и главного здания, инструктор по труду должен сам проявлять активность и проводить занятия по трудотерапии непосредственно в тех корпусах, где проживают инвалиды, желающие заниматься трудотерапией. Необходимо отметить, что в зависимости от времени года, программа занятий по трудотерапии должна варьироваться.

Для выявления возможностей трудотерапии нами были разработаны анкета и интервью. Качественный анализ результатов анкетирования позволил выявить проблему привлечения инвалидов к занятиям по трудотерапии.

Большинство респондентов считают, что занятия трудотерапией положительно влияют на развитие социально-бытовых навыков у инвалидов и существует необходимость заинтересованности инвалидов в более успешной реализации своих способностей на занятиях трудотерапией.

Проведение интервьюирования по выявлению мнения трудинструкторов об особенностях взаимодействия с инвалидами, позволило составить следующий вывод: все трудинструктора, непосредственно работающие с инвалидами проявляют эмпатию по отношению к подопечным и выполняют достаточное количество работ, полезных для социума интерната.

Также можно отметить предложения по улучшению занятий по трудотерапии, по внедрению новых форм работы, таких как адаптивная физкультура, восстановительная трудотерапия, тренинговые занятия. Они касаются всех служб учреждения, непосредственно инвалидов и улучшения работы самих трудинструкторов.

Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

Привлекательность этого метода заключается в простоте применения трудотерапии и невысоких материальных затратах на её организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК, психотерапией и пр.).

Можно сказать, что гипотеза подтвердилась частично. При полном изучении проблем инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате возможно эффективнее строить процесс трудотерапии в социальной реабилитации.

Таким образом, включение трудотерапии в реабилитационные программы психоневрологического интерната частично подтверждает выдвинутые в гипотезе возможности применения трудотерапии.

В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности клиентов корректирует физическое и психологическое состояние инвалида и позволяет достичь независимости в повседневной жизни.

Список литературы

1. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов. - М., 1997.

2. Андреева О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2000. - №4.

3. Богданова О.А. /Организация социальной работы в психоневрологических интернатах./ Вологда 2006. - 58 с.

4. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

5. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: От призрения к реабилитации. - Красноярск, 1993.

6. Дементьева Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 1998. - №1.

7. Дементьева Н.Ф., Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. /Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов/ Тюмень 1995 г.

8. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. /Организационно - методические аспекты деятельности социального работника/ Москва 1992,

9. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. /Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан./ М., 1991. - 230 с.

10. Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. /Социальная реабилитация./ учебное пособие Москва, 2004. - 300 с.

11. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. /Социальная работа в учреждениях здравоохранения./ Москва, 1992. - 220 с.

12. Комплексная реабилитация инвалидов.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.; Под ред. Т.В. Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

13. Маршинин Б.А. Оккупационная терапия: Курс лекций. - М., 2002.

14. Методические рекомендации. Организация социальной реабилитации инвалидов в реабилитационном центре. Москва - 2003.12

15. Методические рекомендации. Технология социальной реабилитации инвалидов. Москва - 2003.

16. Методические рекомендации. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах. Вологда - 2006.

17. Осадчих А.И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Медицинская реабилитация / Под ред. В.М. Боголюбова. - Пермь, 1998. - Т. 1.

18. Современные подходы к проблемам комплексной реабилитации инвалидов с ограниченными умственными возможностями. - Ж: Работник социальной службы №1, 2005 г. с 7-11.

19. Теория и методика социальной работы. Ч1. Москва, 1994 г.

20. Теория социальной работы / Под. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998

21. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».2003. - 340 с / Словарь.

22. Холостова Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии // Развитие социальной реабилитации в России. - М., 2000.

23. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. - М., 2002.

24. Холостова Е.И. /Словарь - справочник по социальной работе./ - Москва: Юрист, 1997. - 115 с.

25. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник/ под общей ред. Проф. Холостовой Е.И. - М:ИНФРА, 2004-400 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты