Рефераты

Возможности деятельности специалиста по социальной работе в решении проблемы одиночества пожилых людей (на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУ КЦСОН "Гармония" г. Устюжна)

Мы проводим анкетирование клиентов отделения социального обслуживания на дому с целью изучения мнения клиентов о проблеме одиночества пожилых людей.

- Выборка.

В нашем анкетировании приняли участие 30 клиентов отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

5 - супружеских пар (одиноко проживающих)

10 - одиноких (не имеющих близких родственников)

15 - одиноко проживающих граждан.

Цель: изучение мнения клиентов отделения социального обслуживания на дому о проблеме одиночества.

Задачи:

1. Анализ литературы по проблеме одиночества у пожилых людей;

2. Поведение анкетирования клиентов социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

3. Обработка и анализ результатов анкетирования;

4. Разработка рекомендаций для специалистов по социальной работе по решению проблемы одиночества у пожилых людей.

Гипотеза: Мы предполагаем, что проблема одиночества для пожилых людей является первостепенной и как следствие специалист по социальной работе может выступать инициатором по решению этой проблемы.

Исследования проводились в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУКЦСОН «Гармония» г. Устюжна. Сроки проведения: февраль - март 2008 года.

В исследовании приняли участие 30 клиентов отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

1. На подготовительном этапе было проведено инструктирование с социальными работниками, участвующими в сборе информации, разъяснены цели, задачи, технология проведения опроса, определены сроки.

2. Определение выборки. Был составлен список клиентов, состоявших на обслуживании в отделении в алфавитном порядке, отбирался каждый третий клиент отделения. В итоге осталось 30 человек.

3. Опрос выбранных клиентов отделения проводили социальные работники отделения.

Способ заполнения анкет как прямой (ответы вписывал сам респондент), так и косвенный (анкетер). Способ распространения анкет: социальные работники лично вручали анкету в прямом способе анкеты заполнялись заочно, в косвенном - очно, т.к. заполнял сам социальный работник.

2.2 Обработка и анализ результатов социологического исследования. Выводы и рекомендации

Характеристика выборки

Таблица 1

Пол

Мужской

Женский

5

17%

25

83%

Возраст

75-79

80-89

90 и ст.

60-74

75-79

80-89

1

3%

4

13%

5

17%

10

33%

10

33%

В опросе приняли участие все 30 выбранных клиентов отделения. Большую часть из опрошенных составили женщины - 83% (см. прил.15): в возрасте от 75 до 89 лет - 67%; небольшое количество женщин в возрасте от 60 до 74 лет - 17% и мужчины 17% в возрасте от 75 до 79 - 3%, от 80 до 89 - 13%.

Вопрос 1. Относите ли вы себя к пожилым людям

Таблица 2

Варианты ответов

Количество выборов

Затрудняюсь ответить

-

-

Да

30

100 %

Нет

-

-

Другое

-

-

Все опрошенные относят себя к пожилым людям.

Вопрос 2.Как вы считаете, какие проблемы возникают у пожилых людей?

Таблица 3

Варианты ответов

Количество выборов

Проблемы со здоровьем

15

50%

Материальные

2

6%

Психологические

15

50%

Одиночество

26

94%

Другое

-

-

94% опрошенных отметили, что основной проблемой является одиночество, так же психологические проблемы (страх, тревога) 50%, проблемы со здоровьем 50%, только 6% опрошенных отметили материальные проблемы. Многие респонденты отметили сразу несколько проблем.

Вопрос 3. Какие из этих проблем больше всего тревожат Вас?

Таблица 4

Варианты ответов

Количество выборов

Здоровье

15

50%

Одиночество

26

87%

Психологические

15

50%

Материальные

-

-

Почти все респонденты выбрали 2 варианта ответа, или одиночество и здоровье, или психологические проблемы и одиночество. Одиночество выбрали 87% из опрошенных, 50% - здоровье, 50% - психологические проблемы.

Вопрос 4. Как вы пытаетесь решить эти проблемы?

Таблица 5

Варианты ответов

Количество выборов

Самостоятельно

2

6%

Обращаюсь к соседям

20

67%

Обращаюсь к близким родственникам

10

33%

Обращаюсь к социальному работнику

28

93%

93% опрошенных ответили, что в первую очередь обращаются к социальному работнику, 67% опрошенных обращаются к соседям, только 33% опрошенных обращаются к близким родственникам, и только 6% пытаются решить эти проблемы самостоятельно.

Вопрос 5. Чувствуете ли вы себя одиноким человеком?

Таблица 6

Варианты ответов

Количество выборов

Нет

-

-

Да

25

83%

Затрудняюсь ответить

3

10%

Другое (редко)

2

7%

Большинство из опрошенных 83% чувствуют себя одинокими людьми, 10% - затрудняются ответить на этот вопрос, и только 7% - отметили, что редко чувствуют себя одинокими.

Вопрос 6. Боитесь ли вы одиночества? Если да, то почему?

Таблица 7

Варианты ответов

Количество выборов

Боюсь, потому что совсем одна

8

27%

Боюсь, даже поговорить не с кем

10

33%

Да, страшно умереть в одиночестве

6

20%

Когда заболеешь, страшно лежать одной

4

13%

Боюсь, что жена умрёт раньше меня

2

7%

Вопрос был открытым, поэтому все опрашиваемые написали свой вариант ответа. Все ответили утвердительно на первую часть вопроса, но у каждого свои причины боязни одиночества. 33 % опрошенных отметили, что боятся одиночества, потому что не с кем поговорить.

Вопрос 7. Как вы проводите своё свободное время?

Таблица 8

Варианты ответов

Количество выборов

Общаюсь с соседями

10

33%

Читаю

20

66%

Смотрю телевизор

20

66%

Ухаживаю за растениями

5

17%

Большая часть респондентов назвали все варианты ответов, большинство читают или смотрят телевизор по 66%, 33% респондентов в свободное время общаются с соседями, 17% - ухаживают за растениями (животными), причём мужчины отметили: читаю, смотрю телевизор.

Вопрос 8. Какие из событий в мире и в нашей стране интересуют вас в большей степени?

Таблица 9

Варианты ответов

Количество выборов

Политика

15

50%

Экономика

20

67%

Культура

15

50%

Другое (смотрю сериалы)

3

10%

Все опрошенные проявляют интерес к событиям, происходящим в стране и в мире, в большей степени их интересует экономика 67%, политика, культура по 50%, и только 10% из опрошенных смотрят сериалы. Большинство из опрошенных сделали по 2, 3 выбора. Отсюда следует, что пожилые люди интересуются событиями, происходящими в стране и в мире.

Вопрос 9. Что вам необходимо для активной жизни?

Таблица 10

Варианты ответов

Количество выборов

Найти интересное занятие

5

17%

Внимание окружающих

20

66%

Здоровье, физические силы

20

66%

Большая часть опрошенных выбрали по 2 варианта ответа. Для активной жизни им не хватает здоровья 66%, внимания окружающих 66%, и только небольшая часть опрошенных 17% хотели бы найти интересное занятие.

Вопрос 10. Помогает ли вам не испытывать одиночество общение с социальными работниками?

Таблица 11

Варианты ответов

Количество выборов

Да

30

100%

Нет

-

-

Затрудняюсь ответить

-

-

На поставленный вопрос все опрошенные ответили утвердительно. 100% отметили, что общение с социальным работником помогает не испытывать чувство одиночества.

Вопрос 11. Если помогает, то в чём это проявляется?

Таблица 12

Варианты ответов

Количество выборов

Поговорит и на душе легче становится

3

10%

Испытываю радость при общении

2

7%

Узнаю что-то новое, интересное

2

6%

Есть с кем поделится бедами, проблемами

5

17%

Всегда выслушает, успокоит, помогают в трудную минуту

3

10%

Люблю поговорить о прошлом, а социальный работник всегда выслушает

3

10%

Жду с нетерпением дня, когда придёт социальный работник

2

6%

Вопрос был открытый, не было готовых вариантов ответов, все респонденты писали своё мнение при ответе на этот вопрос, но в большинстве мнения совпадают. 17% ответили, есть с кем поделиться своими бедами, проблемами. 10% отметили, что при общении с социальным работником становиться легче на душе, 10% отметили, что социальный работник всегда выслушает, помогает в трудную минуту, 10% любят поговорить о прошлом, а социальный работник всегда выслушает с интересом, 7% опрошенных просто испытывают радость при общении с социальным работником, узнают что-то новое, интересное.

Таким образом, проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что основной проблемой опрошенных является одиночество, затем проблемы со здоровьем и психологические проблемы. При возникновении каких-либо проблем все респонденты в первую очередь обращаются к социальному работнику и только потом к родственникам и соседям. Все опрошенные отметили, что боятся одиночества. Причины у всех свои, но основная - недостаток общения. Для активной жизни им не хватает здоровья и внимания окружающих. Все респонденты отметили, что общение с социальным работником помогает в преодолении одиночества.

Наша гипотеза: Мы предполагаем, что проблема одиночества для пожилых людей является первостепенной, подтвердилась. Как следствие специалист по социальной работе может выступать инициатором по решению этой проблемы.

Изучение поставленных в исследовании проблем, выводы к которым подвели его результаты, дают основания сформулировать следующие рекомендации:

· Активнее внедрять эффективные социальные технологии (мобильная социальная помощь гражданам, проживающим в отдалённых деревнях, выездные социальные дни);

· Создание мини-клубов на дому, с целью расширения круга общения клиентов;

· Привлечение волонтеров в работе с пожилыми людьми и инвалидами;

· Улучшение качества обслуживания населения через создание участковых социальных служб на территориях муниципальных образований;

· Создание альбома жизнеописания клиентов (запись впечатлений от прожитой жизни, наиболее ярких воспоминаний, описание событий, происходящих в настоящее время);

· Содействие дистанционному обучению социальных работников села.

Заключение

Целью выпускной квалификационной работы являлось определение возможностей специалиста по социальной работе отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в решении проблемы одиночества пожилых людей.

В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого определены основные проблемы пожилых людей.

Старость приносит с собой изменение привычных жизненных стандартов, болезни, тяжёлые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни.

Возникают материальные и психологические трудности. Уход на пенсию, потеря близких, друзей, болезни приводят к тому, что жизнь человека становится беднее, меньше положительных эмоций, возникает чувство одиночества и ненужности.

Но самая главная проблема пожилых - это не восстребованность в обществе. Все это приводит к состоянию материальной и физической зависимости, к увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи и поддержке.

Выявлены проблемы одиночества пожилых людей.

Одиночество - реакция на дефицит качества и количества социального общения. В ходе исследования было выявлено, что наиболее острой проблемой клиентов социального обслуживания на дому является одиночество и проблемы со здоровьем.

В ходе исследования выявлено, что социальный работник помогает клиентам отделения в решении проблемы одиночества и проблем психологического характера (страх, тревога).

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы способствуют более глубокому пониманию проблем пожилых людей, установлению контактов между специалистом по социальной работе и клиентом для выполнения совместной работы.

На основании общих выводов были сформулированы рекомендации:

· Активнее внедрять эффективные социальные технологии (мобильная социальная помощь гражданам, проживающим в отдаленных деревнях, выездные социальные дни);

· Создание мини-клубов на дому, с целью расширения круга общения клиентов;

· Привлечение волонтёров в работе с пожилыми людьми и инвалидами;

· Улучшение качества обслуживания населения через создание участковых социальных служб на территориях муниципальных образований;

· Создание альбома жизнеописания клиентов отделения (запись впечатлений от прожитой жизни, наиболее ярких воспоминаний, описание событий, происходящих в настоящее время);

· Содействие дистанционному обучению социальных работников села.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование условий жизни пожилых граждан на селе.

Библиография

1. Федеральный закон от 2 августа 1995г № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 СЗ РФ 1995, № 49 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

4. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет.- М.: Приор, 1998-426с.

5. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект// Психология старости и старения/ сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидерс. - М.: Академия, 2003 - с.177-183

6. Актуальные проблемы социальной работы: сборник статей и практические рекомендации/Под ред. О.И.Бородкиной; И.А.Григорьевой. - СПб.: Издательство «СКИФИЯ», 2005-320с.

7. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Прогресс-академия, 1992 -598с.

8. Бондаренко И.Н. В интересах пожилых людей.//Работник социальной службы. - М.:1997, №1-с.43

9. Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей // Социальное обеспеченье 1998г, № 5 - с 28.

10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М.: Знание, 1995-65с.

11. Грмек Н.Д. Героитология - учение о старости и долголетии - М., 1964 -193с.

12. Кемпер И. Легко ли не стареть? - М.: Прогресс - Яхтсмен, 1996-187с.

13. Козлова Т.В. Социальное время пенсионера; этапы самореализации личности - М., 2003 - 236с.

14. Климов Е.А. Общая психология. - М., 1999 - 425с.

15. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - М.: Принтер, 2001-231с.

16. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. - М.: Прогресс, 1989-627с.

17. Ларионова Т. Социальное обслуживание пожилых - дело творческое.// Социальное обеспечение. - 1999. - № 9 с.23-25

18. Ларионова Т.П. Социальная героитология: опыт конкретного социологического исследования - Казань, 2004 - 198с.

19. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга: Духовное познание, 1994 - 348с.

20. Майерс Д. Социальная психология, пер. с англ. - СПб.: ЗАО Издательство Питер, 1999-645с.

21. Мелькунян А.С. Геронтология. - М., 2002 - 265с.

22. Нейл Смелзер. Социология. - Феникс, 1994 - 425с.

23. Павлёнок П.Д. Социология: Избранные работы 1991-2003г. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2003-584с.

24. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг/Сост. Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003.-Вып.4 - 192с.

25. Популярная энциклопедия пожилого человека - Самара, 1997 - 565с.

26. Россет Э.Л. Демография старости. - Киев, 1972 - 245с.

27. Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на селе: инновационные формы и методы/отв.ред. И.Н.Бондаренко, А.Н.Дашкина. - М.: 2008

28. Социальная работа: теория и практика.: Учебное пособие/отв.ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА - М., 2004-427с.

29. Социальная работа с пожилыми / Под ред. Е.И. Холостовой - М., 1995 - 323с.

30. Смит Э.Д. Стареть можно красиво. - М.: Крон-Пресс, 1995-165с.

31. Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой... (как сохранить психическое здоровье в старости) 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина. 1998-146с.

32. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей - М., 2000 - 278с.

33. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. - М., 2002 - 398с.

34. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс. 1990-268с.

35. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. - Л.: Наука, 1988-138с.

36. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие изд. 4 переработ. и дополненное. - М.:2007-345с.

37. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Часть 1. - М.:СТИ, 1999-237с.

38. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. - М., 2002 - 365с.

39. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Гуманит. Изд.центр Владос, 2000 - 304с.

40. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 1980 - 348с.

41. Щукина Н.П., Грищенко Е.А. Свободный доступ пожилых людей к социальным услугам как теоретическая и практическая проблема//Отечественный журнал социальной работы. - 2005г. -№1с.29-33

42. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М., 2004 - 235с.

43. Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь граждан старшего возраста. - М., 2003 - 198с.

44. Энциклопедия социальной работы. ВЗТ/ пер. с англ. - М., 1993 - 1994.

Приложения

Приложение 1

У С Т А В

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Г О У Ч Р Е Ж Д Е Н И Я

«КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «ГАРМОНИЯ»

УСТЮЖЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

1. Общие положения

1.1 Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» Устюженского муниципального района (далее - Центр), сокращенное наименование Центра - МУ КЦСОН «Гармония», является правопреемником муниципального учреждения комплексный «Центр социального обслуживания населения» Устюженского муниципального района.

1.2 Центр создан на основании постановления администрации Устюженского района №14 от 12.01.1994 «Об открытии муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения».

1.3 Юридический адрес Центра: 162840, Вологодская область, город Устюжна, улица Карла Маркса, дом 9.

1.4 Учредителем Центра (далее - Учредитель) является администрация Устюженского муниципального района.

Учредитель осуществляет свои функции в пределах переданных отдельных государственных полномочий в сфере труда и социальной защиты населения.

Исполнительно-распорядительные функции в отношении Центра осуществляет управление социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района (далее - Управление) в пределах полномочий, переданных ему в соответствии с Положением об Управлении.

Функции собственника имущества, закрепленного за Центром на праве оперативного управления, осуществляет департамент имущественных отношений Вологодской области и комитет по управлению имуществом Устюженского муниципального района в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов государственной власти Вологодской области.

1.5 Права и обязанности юридического лица у Центра в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникает с момента государственной регистрации Центра, подтвержденной свидетельством о государственной регистрации.

1.6 В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Вологодской области, иными нормативными правовыми актами Вологодской области, Уставом Устюженского муниципального района, муниципальными правовыми актами, а также настоящим Уставом.

1.7 Центр является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, смету доходов и расходов, лицевые счета в отделении областного казначейства по Устюженскому району, обслуживается централизованной бухгалтерией управления социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

1.8 Центр имеет печать с полным наименованием на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием; может иметь собственную эмблему, зарегистрированную в установленном порядке; другие средства визуальной идентификации.

1.9 Центр является некоммерческой организацией и входит в систему социальной защиты населения.

1.10 Деятельность Центра осуществляется по трем функциональным направлениям:

· Решение общих вопросов социальной поддержки граждан;

· Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов;

· Социальная поддержка семьи, женщин и детей.

1.11 Социальное обслуживание граждан осуществляется Центрам в соответствии с государственными стандартами, определяющими основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиями их оказания.

1.12 Осуществление медицинской, а также иных видов деятельности, отвечающих уставным целям, требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, производится на основании лицензии.

1.13 Центр вправе вести предпринимательскую деятельность. Такой деятельностью признается приносящее доход предоставление услуг, отвечающее целям создания Центра. При этом доходы, полученные от данной деятельности, направляются Центром на реализацию уставных направлений деятельности и стимулирование труда работников Центра сверх бюджетных ассигнований в соответствии с Положением о расходовании денежных средств, полученных от предоставления платных социальных услуг, утвержденным представительным органом Устюженского муниципального района.

1.14 Центра вправе оказывать дополнительные социальные услуги, не входящие в гарантированный государством перечень социальных услуг, в соответствии с перечнем и по тарифам, утвержденным решением представительного органа Устюженского муниципального района.

1.15 В Центре не допускается создание и деятельность политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

1.16 Центр устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы области в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником, тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих и профессий рабочих, должностями работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения РФ, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с законодательством Вологодской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Предмет, цели и основные виды деятельности Центра

2.1 Центр является учреждением социального обслуживания населения.

2.2 Целью деятельности Центра на территории Устюженского муниципального района является организационная, практическая и координационная деятельность по оказанию необходимых социальных услуг и комплексной помощи в реализации законных прав и интересов семьям и отдельным гражданам (далее - граждане), попавшим в трудную жизненную ситуацию, содействие в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

2.3 Основными задачами Центра является проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, и других социально не защищенных категорий населения.

2.4 Для достижения уставных целей и задач Центр осуществляет следующие виды деятельности:

· Мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан и семей на территории Устюженского муниципального района;

· Выявление и дифференцированный учёт граждан и семей, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;

· Оказание гражданам и семьям социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи;

· Поддержка семей и отдельных категорий граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению трудных жизненных ситуаций;

· Социальную абилитацию и реабилитацию граждан с ограниченными возможностями, в том числе детей;

· Оказание различных видов социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, освободившимся из мест лишения свободы;

· Внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от нуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

· Привлечение учреждений здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и других, также общественных и религиозных организаций и объединений для решения вопросов оказания социальной поддержки населению;

· Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.

2.5 Виды деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от социально-демографической и экономической ситуации в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.

3. Имущество и финансы Центра

3.1 Центр использует имущество и финансовые средства для достижения целей, определенных его Уставом.

3.2 Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются:

· Бюджетные и внебюджетные средства;

· Имущество, переданное Центру собственником либо уполномоченным органом;

· Доходы, полученные от предоставления гражданам на условиях частичной или полной оплаты социальных услуг, входящих в гарантированный государством перечень социальных услуг;

· Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

· Безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций и граждан;

· Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.3 Финансовое обеспечение Центра осуществляется за счёт субвенций, выделяемых из областного бюджета и средств местного бюджета.

3.4 За Центром в установленном собственником (уполномоченным им органом) порядке закрепляется движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления, являющееся государственной собственностью Вологодской области, переданной органами местного самоуправления Устюженского муниципального района для осуществления отдельных государственных полномочий.

Земельные участки предоставляются Центру в постоянное (бессрочное) пользование.

3.5 Имущество используется Центром в пределах, установленных действующим законодательством, в соответствии с целями деятельности Центра.

Собственник закрепленного за Центром имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.

3.6 Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за Центром, допускается только по истечении срока договора между собственником этого имущества (уполномоченным органом) и Центром.

3.7 Центр не вправе распоряжаться любым способом, закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счёт средств, выделенных ему по смете, без согласия органа, уполномоченного собственником управлять имуществом.

4. Финансово-хозяйственная деятельность Центра

4.1 Бухгалтерский учёт, статистическую и налоговую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством ведет централизованная бухгалтерия управления социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района на основании договора.

4.2 Центр предоставляет информацию о своей деятельности, информацию по отчётности, учредителю и другим лицам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Вологодской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом.

4.3 Центр имеет право привлекать на договорной основе для реализации целей, предусмотренных настоящим Уставом, другие организации различных форм собственности, приобретать или арендовать основные средства за счёт имеющихся у него финансовых ресурсов.

4.4 Центр строит свои отношения с другими лицами в сфере хозяйственной деятельности на основе договоров.

4.5 Центр использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем средств сметой доходов и расходов. Центр при исполнении сметы доходов и расходов самостоятелен в расходовании средств, полученных за счёт внебюджетных источников.

4.6 Дополнительные социальные услуги на могут быть оказаны взамен и в рамках основной деятельности, финансируемой за счёт средств областного бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются Учредителем в его бюджет. Центр вправе обжаловать указанное действие Учредителя в суде.

4.7 Средства, получаемые от оплаты социальных услуг, зачисляется на счёт Центра и направляются на реализацию его уставных видов деятельности и стимулирования труда работников Центра сверх бюджетных ассигнований в соответствии с порядком распределения денежных средств, утвержденным представительным органом Устюженского муниципального района.

4.8 Доходы Центра, полученные от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов Центра и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества либо как доходы от оказания платных услуг.

4.9 Доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и приобретенное за счёт этих доходов имущество, а также имущество, переданное Центру в форме дара, пожертвования или по завещанию поступают в самостоятельное распоряжение Центра и учитываются на отдельных статьях баланса.

4.10 При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности Центр обязан:

· Эффективно использовать закрепленное, за ним на праве оперативного управления имущество;

· Обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;

· Не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением нормального износа имущества в процессе эксплуатации;

· Осуществлять текущий ремонт здания и оборудования.

4.11 Контроль и ревизия деятельности Центра осуществляется Учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником имущества закрепленного за Центром, государственными органами управления социальной защиты, а также налоговыми и другими органами, в пределах их компетенции, на которые в соответствии с законодательством возложена проверка деятельности учреждения социальной защиты.

Контроль за использованием имущества, закрепленного за Центром на праве оперативного управления, осуществляет комитет по управлению имуществом района в соответствии с договором, заключенным между комитетом по управлению имуществом района и департаментом имущественных отношений.

4.12 Для внутреннего контроля за деятельностью Центра создается инвентаризационная комиссия. цели и задачи деятельности комиссии, ее компетенция и состав утверждаются приказом начальника управления социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района.

Инвентаризационная комиссия проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности Центра не реже одного раза в год.

5. Условия принятия, обслуживания и снятия с обслуживания граждан

5.1 Правом принятия на обслуживание Центром пользуются все семьи и граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальных услугах, испытывающие трудности в удовлетворении основных социальных нужд и потребностей.

5.2 При принятии на обслуживание граждане предоставляют документ, удостоверяющий их личность, а инвалиды - дополнительно индивидуальную программу реабилитации, выданную учреждением федеральной службы медико-социальной экспертизы.

5.3 Социальное обслуживание граждан Центром может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.

5.4 В период обслуживания в Центре в полустационарных условиях граждане пожилого возраста и инвалиды обеспечиваются питанием, по нормам установленным для домов интернатов общего типа для взрослых.

5.5 Реабилитационно-оздоровительные мероприятия Центром проводятся с учётом рекомендаций учреждений здравоохранения и индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Медицинские процедуры выполняются только по назначению врачей учреждений здравоохранения.

5.6 Обслуживание граждан Центром производиться бесплатно, а также на условиях частичной и полной оплаты предоставляемых услуг.

Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты) и размере взимаемой платы принимается директором Центра в соответствии с действующим законодательством.

При оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты Центр заключает с гражданами (их законными представителями) договор на оказание социальных услуг в соответствии с примерной формой договора, установленной Правительством Вологодской области.

5.7 Снятие граждан с обслуживания производится приказом директора Центра на основании личного заявления обслуживаемого гражданина, истечения сроков обслуживания, выявления медицинских противопоказаний, нарушений договорных условий обслуживания, а также установленных норм и правил получения услуг или правил общественного порядка, изменения социального положения.

При отказе граждан от обслуживания при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения.

6. Структурные подразделения

6.1 В состав Центра включаются следующие отделения:

· организационно-методическое;

· консультативное;

· срочного социального обслуживания;

· дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;

· социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

· социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов командой социальных работников;

· специализированное социально-медицинского обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой социальных работников;

· социальное такси.

6.2 Центр вправе создавать другие подразделения, соответствующие цели его деятельности, для расширения видов деятельности по согласованию с Учредителем.

6.3 Помещения Центра и его структурных подразделений должны быть оснащены всеми коммунально-бытового благоустройства применительно к условиям населенного пункта, обеспечены телефонной связью, и отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда.

7. Управление Центром

7.1 Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

7.2 К компетенции Учредителя относится:

· создание, реорганизация и ликвидация Центра;

· определение приоритетных направлений деятельности Центра, принципов формирования и использования его имущества;

· утверждение Устава Центра, изменений и дополнений к нему;

· утверждение ежегодного отчёта Центра о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

· назначение руководителя Центра;

· контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Центра;

· утверждение сметы доходов и расходов;

· согласование структуры и штатного расписания Центра.

7.3 Управление Центром строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формой самоуправления является общее собрание работников Центра.

7.4 Непосредственное управление Центром осуществляет директор, назначенный Учредителем на срок, определенный трудовым договором.

Директор вправе принимать любые решения, касающиеся деятельности Центра, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Учредителя и органа общественной самодеятельности Центра.

7.5 Директор Центра имеет право:

· действовать от имени Центра без доверенности, представлять интересы Центра в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях различных форм собственности, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;

· распоряжаться имуществом и средствами Центра в пределах, установленных законодательством;

· открывать и закрывать в банках текущие и бюджетные счета;

· утверждать штатное расписание, структуру и численность Центра по согласованию с Учредителем;

· устанавливать работникам ставки заработной платы (должностные оклады), надбавки, доплаты, определять размеры стимулирующих и компенсационных выплат в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами;

· направлять часть внебюджетных средств на стимулирование труда работников Центра и их социальную защиту в порядке, определенном коллективным договором;

· распределять обязанности между работниками Центра, утверждать должностные инструкции;

· осуществлять прием на работу и расстановку кадров, поощрять работников Центра, налагать на них дисциплинарные взыскания, увольнять с работы;

· осуществлять прием граждан на обслуживание и снятие их с обслуживания;

· заключать от имени Центра договоры;

· издавать приказы, давать распоряжения и указания, обязательные для исполнения всеми работниками Центра;

· выдавать доверенности отдельным работникам Центра на совершение ими действий от имени Центра;

· утверждать Правила внутреннего трудового распорядка Центра, положения о структурных подразделениях Центра и иные положения и инструкции по вопросам деятельности Центра в пределах своих полномочий;

· обеспечивать организацию труда работников и повышение их квалификации;

· заключать коллективный договор, если решение о его заключении принято трудовым коллективом.

7.6 Директор обязан:

· соблюдать договорные, финансовые обязательства, правила хозяйствования, установленные действующим законодательством;

· организовывать ведение бухгалтерского и статистического учёта и отчётности в соответствии с действующими в Российской Федерации положениями о них;

· осуществлять учёт, сохранность документов по личному составу, а также передачу их на государственное хранение в случае ликвидации или реорганизации Центра;

· обеспечивать рациональное использование оборудования, инвентаря и материалов;

· обеспечивать и контролировать соблюдение правил и норм охраны труда, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима;

· обеспечивать проведение мероприятий по гражданской обороне;

· отчитываться о своей деятельности перед учредителем, управлением социальной защиты населения, департаментом труда и социального развития, общим собранием работников Центра.

7.7 Директор несет ответственность в пределах своей компетенции за деятельность Центра перед Учредителем, клиентами Центра, департаментом труда и социального развития Вологодской области, управлением социальной защиты населения.

8. Трудовой коллектив Центра

8.1 Трудовой коллектив Центра составляют граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием работников Центра.

8.2 Права и обязанности трудового коллектива регулируются трудовым законодательством РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка и Уставом Центра.

8.3 Общее собрание работников Центра созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Общее собрание работников правомочно принимать решение, если в его работе участвует не менее двух третей членов трудового коллектива. Решение общего собрания принимается простым большинством голосов присутствующих. Процедура голосования устанавливается собранием.

8.4 Общее собрание работников Центра:

· разрабатывает и принимает Устав Центра, изменения и дополнения к нему и выносит их на утверждение Учредителю;

· обсуждает и принимает коллективный договор, заслушивает отчёты о его выполнении;

· рассматривает результаты деятельности Центра, заслушивает отчёт директора;

· избирает представителей работников в комиссию по трудовым спорам;

· рассматривает по представлению директора другие вопросы, не отнесенные к компетенции органа общественной самодеятельности и Учредителя.

8.5 Работники Центра обязаны:

· соблюдать настоящий Устав, Правила внутреннего трудового распорядка, свои должностные инструкции;

· соответствовать требованиям соответствующих тарифно-квалификационных характеристик по должности;

· выполнять правила по охране труда и технике безопасности.

8.6 Работники Центра имеют право на:

· условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены труда;

· вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера;

· возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей;

· отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени;

· участие в управлении Центром, защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

· иные социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, коллективным договором.

8.7 Другие права и обязанности работников Центра определяются Правилами внутреннего трудового распорядка Центра.

9. Ответственность Центра

9.1 За невыполнение, несвоевременное и некачественное выполнение возложенных на Центр задач и полномочий, а также не использование предоставленных ему прав директор Центра несет ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

9.2 Центр отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Центр несет собственник имущества.

10. Порядок внесения изменений в Устав Центра

10.1 Изменения в Устав Центра вносятся по решению учредителя в порядке, предусмотренном законодательством.

10.2 Принятые изменения в Устав Центра подлежат государственной регистрации.

11. Реорганизация и ликвидация Центра

11.1 Прекращение деятельности Центра может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации по решению Учредителя, а также по решению суда на основании и в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

11.2 При ликвидации и реорганизации увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством РФ.

11.3 Имущество ликвидируемого Центра после расчётов, производимых в установленном порядке с работниками, кредиторами, бюджетом, передается собственнику.

11.4 Архивные документы, образовавшиеся, при осуществлении деятельности Центра в упорядоченном состоянии передаются правопреемнику, а при его отсутствии передаются на государственное хранение.

11.5 Центра считается прекратившим свою деятельность с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Приложение № 2

Положение

об отделении социального обслуживания

на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

1. Общие положения

1.1 Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - Отделение) является структурным подразделением муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония» Устюженского муниципального района.

1.2 Отделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указаниями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, законами Вологодской области, иными нормативными правовыми актами Вологодской области, муниципальными правовыми актами начальника управления социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района, директора Центра.

1.3 Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Центра, с различными государственными, общественными организациями и учреждениями, отдельными гражданами.

1.4 Положение об отделении утверждается директором Центра.

2. Цели и задачи отделения

2.1 Улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, создании условий для продления пребывания их в первичной среде обитания путем предоставления необходимого объема социальных услуг.

2.2 Оказание социально-бытовых, социально-психологических, социально-правовых услуг из числа предусмотренных перечнем гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению и иных услуг, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных перечнем дополнительных социальных услуг.

2.3 Повышение профессионального уровня и квалификации специалистов и социальных работников путем самообразования и участия в семинарах, практикумах, технических учёбах.

3. Функции Отделения

3.1 Выявление и учёт граждан и семей, проживающих на территории зоны обслуживания, остронуждающихся в социальном обслуживании на дому.

3.2 Формирование базы данных одиноких и одинокопроживающих граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании на дому.

3.3 Изучение и анализ материально-бытового положения граждан, нуждающихся в помощи.

3.4 Контроль за своевременным и качественным предоставлением перечисленных в договоре с клиентом социальных услуг.

3.5 Подготовка отчётного, информационного, справочного материала по направлениям деятельности Отделения.

3.6 Внесение предложений по совершенствованию системы социального обслуживания населения, запрос информации в различных государственных, общественных организациях и учреждениях.

3.7 Внесение предложений при разработке программ, направленных на совершенствование форм и методов социальной защиты населения.

4. Организация деятельности Отделения

4.1 Отделение создается для осуществления временного или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающихся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях, в количестве от 60 до 120 человек (граждане 1 и 2 степени нуждаемости в социальном обслуживании на дому).

4.2 Зачисление на обслуживание осуществляется на основании заявления клиента, медицинского заключения участкового врача о состоянии здоровья и акта обследования жилищно-бытовых условий.

4.3 Отделение возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности директором Центра.

4.4 Заведующий Отделением несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отделение задач, за организацию работы подчиненных.

4.5 Кадровое обеспечение:

· Заведующий отделением - 1;

· Социальный работник - 15;

· Водитель - 1.

Приложение № 3

Муниципальное учреждение

«Комплексный центр

социального обслуживания населения «Гармония»

Устюженского муниципального района

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Заведующего отделением

социального обслуживания на дому

граждан пожилого возраста и инвалидов

1. Общие положения

1.1 Заведующий отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов принимается на должность и освобождается от нее приказом директора Центра.

1.2 Непосредственно подчиняется директору Центра.

1.3 Заведующий отделением руководствуется в своей работе Положением об отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, законодательными и иными нормативно-правовыми актами, правилами внутреннего распорядка учреждения, настоящей должностной инструкцией.

1.4 На должность заведующего отделением назначается лицо имеющее высшее или среде профессиональное образование, обладающее организаторскими способностями, имеющим опыт работы с людьми не менее 3-х лет.

1.5 Заведующий отделением должен знать:

· Конституцию РФ;

· Нормативные правовые акты РФ, Вологодской области, органов местного самоуправления, других органов по вопросам социального обслуживания населения;

· Психологию личности, правила делового этикета;

· Теорию и методику социальной работы;

· Организацию обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

2. Должностные обязанности

2.1 Осуществляет руководство работой социальных работников по оказанию клиентам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических и иных услуг входящих в перечень гарантированных и по потребности дополнительных социальных услуг на основании заключенных договоров.

2.2 Составляет еженедельные, месячные, квартальные и годовые планы работ, анализирует проделанную работу отделения, своевременно вносит изменения и дополнения в план.

2.3 Организует работу по выявлению и учёту нуждающихся граждан в надомной помощи.

2.4 Создает банк данных по различным категориям граждан, нуждающихся в надомном обслуживании и находящихся на надомном обслуживании.

2.5 Определяет характер и объем необходимой социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам.

2.6 Осуществляет контроль качества по оказанию гарантированных и дополнительных услуг социальными работниками и их своевременным выполнением.

2.7 Проводит планерки и технические учёбы с социальными работниками отделения. Отвечает за ведение документации, учёт и отчетность в отделении.

2.8 Составляет месячные, квартальные, годовые отчёты по результатам работы отделения.

2.9 Оказывает содействие в обеспечении инвалидов находящихся на социальном обслуживании, на дому, индивидуальными программами реабилитации.

2.10 Контролирует соблюдение графиков работы социальными работниками.

2.11 Осуществляет консультирование по вопросам социального обслуживания граждан.

2.12 Рассматривает заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принятия мер по их реализации.

2.13 Оказывает содействие в оформлении документов для принятия на надомное обслуживание нуждающихся граждан.

2.14 Повышает свою квалификацию, профессиональный уровень через курсы, совещания, семинары. Изучает отечественный и зарубежный опыт по вопросам надомного обслуживания.

2.15 Организует учёбу сотрудников отделения, принимает участие в подготовке лекционных и практических занятий.

2.16 Вносит предложения руководству Центра по совершенствованию форм, методов надомного обслуживания и оказанию различных видов помощи.

2.17 Выполняет поручения директора Центра в пределах своей компетенции.

2.18 Подготавливает документы для сдачи на хранение в архив.

3. Права

Заведующий отделением имеет право:

3.1 По согласованию с директором Центра осуществляет подбор и расстановку кадров в отделении.

3.2 Обеспечивает контроль за соблюдением работниками действующего законодательства.

3.3 Устраняет выявленные недостатки, связанные с предоставлением социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся на надомном обслуживании.

3.4 Получать качественную и своевременную информацию необходимую для работы, документацию, материалы, методическую литературу.

3.5 Контролировать качество и своевременное выполнение социальных услуг социальными работниками.

4. Ответственность

Заведующий отделением несет ответственность за:

4.1 Ненадлежащее исполнение и неисполнение должностных обязанностей.

4.2 Своевременное предоставление отчётности.

4.3 Обеспечение сохранности информации и документов, содержащих конфиденциальную информацию.

4.4 Качество и своевременность выполнения возложенных обязанностей.

С должными обязанностями ознакомлен: _________________________

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты