Рефераты

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

Тревожность понимается, как повышенная индивидуальная склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые объективно не содержат для этого никаких причин. Она обычно повышена при нервно-психических и соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия какой-нибудь психотравмы.

Антонян Ю.М. отмечает, что «тревожность - это выражение субъективного неблагополучия личности, и необходимо различать ситуитивную тревожность, связанную с конкретной внешней ситуацией, и личностную, являющуюся стабильным свойством личности. Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности» [ 1].

Тревожность как личностное свойство, способна активно стимулировать девиантное поведение, но это происходит тогда, когда человек ощущает необходимость защиты от людей и явлений, субъективно воспринимаемых им как угрожающие. Личность, развивающаяся в условиях отвержения, субъективно воспринимает среду как чуждую ей. Тревожность, порождаемая отчуждением личности, представляет такое свойство, которое выражается в субъективно серьезных опасениях за свое биологическое и (или) социальное существование, в беспокойстве и опасениях, страхах перед небытием, не существованием.

Конечно, не у всех детей, которых взрослые отвергали, формируется тревожность как личностное свойство. Трудно ответить, почему у одних это ведет к формированию страха, а у других - только к формированию состояния неуверенности и беспокойства. Антонян Ю.М. предполагает, что для этого существует несколько причин:

1) врожденные особенности нервно-психической конституции, определяющие различные типы реакций на отчуждение;

2) характер и степень отчуждения от взрослых;

3) усвоение в детстве форм антиобщественного поведения;

4) состояние психики человека [1].

Таким образом, мы можем объяснить возникновение отклоняющегося поведения у ребенка тем, что отвержение взрослыми ребенка и его последующее отчуждение, приводят к формированию необратимых психологических особенностей: к заниженной самооценке, общей неуверенности в себе и в своем месте в жизни, тревожных ожиданий негативного воздействия Среды, неразвитости высших эмоциональных состояний. Именно эти особенности и составляют психологическую готовность к отклоняющемуся поведению. Большая часть девиантов находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей. Они как бы отстранены, отчуждены и от общества, и от малых социальных групп или существенно ослабили связи с ними. Это определяет специфику реагирования на жизненные ситуации.

Психологическая готовность к отклоняющемуся поведению начинает действовать при влиянии внешних и внутренних причин;

А) неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных потребностей (жизненно важных);

Б) несформированность или неэффективность способов психологической защиты подростков, позволяющей ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение;

В) наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит продуктивного выхода.

Таким образом, можно утверждать, что именно взаимодействие личностных и ситуативных факторов является причиной возникновения отклоняющего поведения и самооценки.

2.3 Результаты исследования сформированности социальной адаптации подростков

Личность подростка с отклоняющимся поведением является центром проблемы девиации. Изучение такой личности и ее коррекции - один из важных вопросов в профилактике отклонений. Именно поэтому, проблеме деформации личности подростков посвящено немало исследований.

В результате таких исследований было выявлено и доказано существование такого феномена как «криминогенная личность». Для девиантных подростков с отклонениями криминогенного уровня характерными являются следующие личностные особенности: слабая адаптация к среде, импульсивность, агрессивность. Исследования Кучинской Е.В. показали, что девиантным подросткам свойственно неприятие общественных норм и враждебное к ним отношение, отрыв от социальной реальности, дефицит теплых эмоциональных отношений, стремление избегать близких отношений, неразвитость эмпатии; у них само неприятие сочетается с неприятием других людей (24).

Анализ психологических особенностей подростков с отклоняющимся поведением позволил сделать следующий вывод: среди девиантов преобладают лица с однородными личностными особенностями.

В связи с вышеизложенным, возник интерес исследовать личность подростка с отклоняющимся поведением до криминогенного уровня, а именно, проверить утверждение о том, что для подростков с девиантным поведением характерно наличие низкой самооценки, коррелирующей с высоким уровнем личностной тревожности. Таким образом, цель практической работы - исследование особенностей социализации современного подростка.

В качестве объекта исследования выступили подростки женского и мужского пола в возрасте 13-14 лет, учащиеся 7-х классов школы № 145. Предметом исследования являлись психологические особенности подростков (тревожность, самооценка).

В качестве методического инструментария были использованы: наблюдение, беседа, психологический тест Спилбергера, адаптированный Ханиным, по самооценке уровня личностной и реактивной тревожности, личностная шкала проявлений тревоги Тейлора, адаптированная Немчиным Т.А. и шкала самооценки Дембо-Рубинштейн. Методики подбирались в соответствии с задачами этапов исследования и исходя из их пригодности и эффективности для достижения поставленной цели; методы математической статистики для обработки данных.

Процедура исследования состояла из пяти этапов. На первом (предварительном) этапе в ходе беседы с классными руководителями среди учащихся были отобраны подростки, в поведении которых отмечались регулярные нарушения норм и правил поведения, как в школе, так и за ее пределами. Отбирались только подростки с негативно окрашенными отклонениями. В результате этого собеседования были отобраны подростки в количестве 37 человек. Все они совершали проступки только на докриминогенном уровне, и ни один из этих подростков не состоял и не состоит сейчас на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Перед началом тестирования с ребятами был установлен контакт и на протяжении всего исследования с ними поддерживались доверительные отношения, проводилось наблюдение. На втором этапе исследования проводилось тестирование сразу по двум методикам, измеряющим уровень личностной и реактивной тревожности. Метод психологического тестирования на этом этапе является необходимой частью исследования, поскольку он позволяет измерить уровень интересующих нас психологических особенностей подростков. Цель этих тестов состоит в определении уровня тревожности. Именно этим оп росникам было отдано предпочтение потому, что они соответствуют возрасту исследуемых и их особенностям. Тестирование проводилось в группе по 5-8 человек. Для исследования было использовано два теста с целью получения более достоверных результатов - обе эти методики являются вербальными, и значит, существует вероятность

получения неверных данных из-за стремления испытуемых представить себя социально позитивном контексте. Текст опросника № 1 и данные сведены в таблицу № 1.

Таблица № 1

Личностная шкала проявлений тревоги (Д. Тейлор)

1. Обычно, я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более, чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не способен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что предо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно

знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня не редко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Меня весьма беспокоит мое материальное положение.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею-

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я - человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот- вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода

48. Жизнь для меня связана с большим напряжением.

49. Ожидание всегда нервирует меня.

Таблица №1

Данные психологического теста определения уровня тревожности

№ п/п

Ф.И. учащегося

Уровень тревожности

высокий

средний

низкий

1

xxxxxxxxxxxxx

+

2

xxxxxxxxxxxxx

+

3

xxxxxxxxxxxxx

+

4

xxxxxxxxxxxxx

+

5

xxxxxxxxxxxxx

+

6

xxxxxxxxxxxxx

+

7

xxxxxxxxxxxxx

+

8

xxxxxxxxxxxxx

+

9

xxxxxxxxxxxxx

+

10

xxxxxxxxxxxxx

+

11

xxxxxxxxxxxxx

+

12

xxxxxxxxxxxxx

+

13

xxxxxxxxxxxxx

+

14

xxxxxxxxxxxxx

+

15

xxxxxxxxxxxxx

+

16

xxxxxxxxxxxxx

+

17

xxxxxxxxxxxxx

+

18

xxxxxxxxxxxxx

+

19

xxxxxxxxxxxxx

+

20

xxxxxxxxxxxxx

+

21

xxxxxxxxxxxxx

+

22

xxxxxxxxxxxxx

+

23

xxxxxxxxxxxxx

+

24

xxxxxxxxxxxxx

+

25

xxxxxxxxxxxxx

+

26

xxxxxxxxxxxxx

+

27

xxxxxxxxxxxxx

+

28

xxxxxxxxxxxxx

+

29

xxxxxxxxxxxxx

+

30

xxxxxxxxxxxxx

+

31

xxxxxxxxxxxxx

+

32

xxxxxxxxxxxxx

+

33

xxxxxxxxxxxxx

+

34

xxxxxxxxxxxxx

+

35

xxxxxxxxxxxxx

+

36

xxxxxxxxxxxxx

+

37

xxxxxxxxxxxxx

+

На третьем этапе проводилась интерпретация полученных результатов по каждому тесту в отдельности, а затем результаты сравнивались и выводились общие данные по уровню личностной тревожности. По окончании этого этапа были получены следующие данные (см. прим. 4 табл. 1 ): всего было опрошено 37 человек (100%). Из них высокий уровень личностной тревожности был выявлен у 23 человек (62%); средний уровень личностной тревожности обнаружен у 14 человек (38%); низкий уровень тревожности - у 0 человек (%).

На четвертом этапе исследовалась самооценка, только у тех подростков, которые обладают высоким уровнем личностной тревожности (23 человека). Самооценка выявлялась с помощью проективной методики, разработанной Домбо-Рубинштейн. Этой методике было отдано предпочтение по причине того, что она, являясь невербальной, дает возможность получить достоверные данные; она рассчитана на: способность подростка оценивать свои способности и качества; сформированность возрастного новообразования, а именно, рефлексии.

Тестирование проводилось в группе по 3-4 человека (см. прим, тест № 2, 2а, 2б)

Тест № 2

Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина)

1. Я спокоен

2. Мне ничто не угрожает

3. Я нахожусь в напряжении

4. Я испытываю сожаление

5. Я чувствую себя свободно

6. Я расстроен

7. Меня волнуют возможные неудачи

8. Я чувствую себя отдохнувшим

9. Я встревожен

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11. Я уверен в себе

12. Я нервничаю

13. Я не нахожу себе места

14. Я взвинчен

15. Я не чувствую скованности, напряжения

16. Я доволен

17. Я озабочен

18. Я слишком возбужден

19. Мне радостно

20. Мне приятно

Тест № 2а

Таблица оценки результата

Суждение

Ответ

Нет, это не

так

Пожалуй,

так

верно

Совершенно

верно

1 . Я спокоен

1

2

3

4

2. Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3. Я нахожусь в

напряжении

1

2

3

4

4. Я внутренне

скован

1

2

3

4

5. Я чувствую себя

свободно

1

2

3

4

6. Я расстроен

1

2

3

4

7. Меня волнуют

возможные неудачи

1

2

3

4

8. Я ощущаю

душевный покой

1

2

3

4

9. Я встревожен

1

2

3

4

10. Я испытываю

чувство внутреннего

удовлетворения

1

2

3

4

11 . Я уверен в себе

1

2

3

4

12. Я нервничаю

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе

места

1

2

3

4

14. Я взвинчен

1

2

3

4

15. Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16. Я доволен

1

2

3

4

17. Я озабочен

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19. Мне радостно

1

2

3

4

20. Мне не по себе.

1

2

3

4

Таблица №2 б

Данные психологического теста определения уровня самооценки подростков

№ п/п

Ф.И. учащегося

Самооценка

адекватная

завышенная

заниженная

1

xxxxxxxxxxxxx

+

2

xxxxxxxxxxxxx

+

3

xxxxxxxxxxxxx

+

4

xxxxxxxxxxxxx

+

5

xxxxxxxxxxxxx

+

6

xxxxxxxxxxxxx

+

7

xxxxxxxxxxxxx

+

8

xxxxxxxxxxxxx

+

9

xxxxxxxxxxxxx

+

10

xxxxxxxxxxxxx

+

11

xxxxxxxxxxxxx

+

12

xxxxxxxxxxxxx

+

13

xxxxxxxxxxxxx

+

14

xxxxxxxxxxxxx

+

15

xxxxxxxxxxxxx

+

16

xxxxxxxxxxxxx

+

17

xxxxxxxxxxxxx

+

18

xxxxxxxxxxxxx

+

19

xxxxxxxxxxxxx

+

20

xxxxxxxxxxxxx

+

21

xxxxxxxxxxxxx

+

22

xxxxxxxxxxxxx

+

23

xxxxxxxxxxxxx

+

Учащимся было предложено оценить себя по шкалам «здоровье», «характер», «ум», «счастье», а так же им было предложено обозвать две шкалы, на которых уже стояли «оценки» (на одной шкале стояла отметка в самом верху, а на второй - внизу). Подробнее в Приложении №5. Всего было опрошено 23 человека, 16 девочек и 7 мальчиков.

На пятом этапе по обработке данных по самооценке были получены следующие результаты: из 23 человек с высоким уровнем личностной тревожности - 12 человек (52%) с низкой самооценкой, 10 человек (44%) - с высокой самооценкой и 1 человек (4%) с адекватной самооценкой. Для всех подростков с неадекватной самооценкой свойственно ее конфликтное строение (большой разброс отметок на разных шкалах). Данные в таблице 3, 4.

Таблица №3

Сводные данные уровня тревожности подростков

%

человек

Всего опрошено

100

37

Высокий уровень личностной тревожности

62

23

Средний уровень

38

14

Низкий уровень

0

0

Таблица № 4

Сводные данные самооценки подростков

%

человек

Всего опрошено с высоким уровнем личностной тревожности

100

23

низкая самооценка

52

12

высокая самооценка

44

10

адекватная самооценка

4

1

При рассмотрении полученных результатов экспериментального исследования можно сделать вывод: в большинстве случаев для подростков с отклоняющимся поведением характерно сочетание высокого или среднего уровня личностной тревожности с неадекватной самооценкой. Для подростков с отклоняющимся поведением до криминогенного уровня не свойственно, как для подростков - правонарушителей, сочетание низкой самооценки с высоким уровнем личностной тревожности. Возможно, это объясняется тем, что личность исследованных нами подростков менее деформирована, чем личности исследуемых ранее другими авторами подростков с деликвентным поведением.

Можно предположить, что отклоняющееся поведение у нами опрошенных подростков возникло в рамках подросткового кризиса, а именно, на почве возникновения новых потребностей в самостоятельности (автономности от взрослых или реакция эмансипации по Личко Е.А.). Для подростков с высоким уровнем личностной тревожности и низкой самооценкой, отклоняющееся поведение может носить характер защитной реакции на окружающую среду, которую они воспринимают как враждебную. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует, по мнению Ханина Ю.Л., с наличием невротического конфликта, с эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями [41].

Возможно, что проявления отклонений в поведении выступают в качестве компенсаторных реакций при фрустрированной потребности. Не исключено также, что девиации у подростков возникли на почве акцентуаций характера, если личность подростка, в критический возрастной период для акцентуации, подвергалась воздействию психогенного фактора. В качестве такого фактора могут выступать негативные условия семейного уровня, не успешность в учебе, фрустированные потребности в принадлежности к референтной группе и другие ведущие потребности подросткового возраста.

Сочетание высокого уровня личностной тревожности с низкой самооценкой.

Диаграмма № 1

Диаграмма самооценки подростков

Является характерным для подростков-правонарушителей. По сравнению со своими сверстниками, опрошенные нами подростки имеют более неблагоприятный прогноз на будущее. Можно предположить, что они более склонны к совершению в будущем серьезных правонарушений, если с ними не будет проведена соответствующая коррекционная работа.

Что касается подростков, у которых высокий уровень личностной тревожности коррелирует с высокой самооценкой, то возможно, что они с помощью девиантного поведения повысили ранее низкую самооценку и таким образом компенсировали неудовлетворенную потребность в самоуважении. Механизм повышения низкой самооценки за счет девиантного поведения был исследован в работе Валицкас Г.К.[11].

Вероятно так же, что личность подростка с таким содержанием -результат «нарцистического воспитания в семье. «Нарцистическая» личность формируется в результате такого воспитания, которое развивает в ребенке чувство своей собственной исключительности и превосходства перед сверстниками. Личность такого подростка является инфантильной и эгоцентричной. Если происходят события, подрывающие завышенную самооценку, то повреждение «Я» может выражаться в проявлениях отклоняющегося поведения. В отношении этой части исследованных подростков можно предположить и то, что высокая самооценка есть результат неадекватной оценки своих способностей и результатов своей деятельности. Как писал Ананьев Б.Г., «формирование самооценки еще не значит, что ее наличие всегда вызывает адекватную деятельность Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями, угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени-Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Решение этого вопроса зависит от того, является ли сама самооценка адекватной» [2]. Если ребенок не умеет адекватно оценивать свои способности, тогда у него не может быть адекватного представления о своих достижениях. Ребенок может оценивать свою деятельность, исходя из представлений, бытующих в референтной группе. Эти группы складываются случайно или в результате избирательной деятельности ребенка. Если уровень достижений и способностей в группе невелик, то ребенок может быть достаточно высокого мнения о своих способностях. Именно поэтому, возможно, подростки с девиантным поведением в этой группе исследуемых, обладают высокой самооценкой.

В результате всего вышеизложенного, можно сказать, что отклоняющееся поведение подростков есть результат взаимодействия личностных и средовых факторов.

Проведенным исследованием подтверждено существование личностных особенностей общих для большего числа подростков - девиантов.

Заключение

Сложившаяся социальная ситуация сталкивает подростков с многочисленными проблемами и трудностями. Самостоятельно справиться с Ними часто ребенок не способен, из-за этого процесс социализации может пойти по деструктивному пути, если вовремя ему не оказать помощь. В этом смысле за социализацию подростка ответственность несет прежде всего его семья. Практически все трудности социализации подростка так или иначе обусловлены недостатками семенною воспитания.

В первой главе мы отметили, что трудности в семье могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними факторами, негативно влияющими на жизнедеятельность семьи. Во второй главе отмечено, что важнейшей задачей педагогов и психологов является оказание помощи проблемным семьям в разрешении трудных ситуаций, связанных с воспитанием детей, Прежде всего, необходимо определить, каков характер проблем подростков и каждого в отдельности и в соответствии с этим решать, какого рода помощь требуется. В ходе исследования было установлено, что современный подросток характеризуется следующими проявлениями:

- у современного подростка чаще наблюдается неадекватная, а именно заниженная самооценка;

- подростков отличает высокий уровень личностной тревожности, как устойчивая индивидуальная характеристика, обусловленная и педагогическим процессом школе;

- такое состояние подростков обусловлено семейным и школьным воспитанием.

Таким образом, в качестве основных задач работы, связанных с обеспечением оптимальной социализации подростков можно рассматривать следующие:

1. выявление изменений личности подростков в результате нарушения процесса социализации;

2. сотрудничество семьи и школы в процессе работы с трудными подростками;

3. создание организационных структур в сфере досуга для позитивной деятельности подростков;

Что касается работы с конкретными трудными подростками и их родителями в школе или в социальных службах, то наиболее важным направлением работы с ними считаем профилактику эмоциогенных нарушений, формирующих низкую самооценку и высокую личностную тревожность.

Литература

1. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений. - М, 1996.

2. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации// Человек и общесгво. - Л., 1971.

3. Ананьев Б.Г. Строение характера// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

4. Анастази А. Дифференциальная психология// Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982-

5. Байярд Роберт. Ваш беспокойный ребенок.-М.. 1991.

6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

8. Бороздина Л. В. Что такое самооценка?. - Психологический журнал №4. 1992.

9. Берне Роберт Развитие Я -концепции и воспитание - М., 1986.

10. БитяноваМ.Р. Социальная психология. - М.,1994.

11. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних, правонарушителей. - Вопросы психологии №1, 1989.

12. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростка в различных типах семей. - Социс №3, 1996.

13. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида// Человек и общество. - Л., 197 Е.

14. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий//Психология индивидуальных различий. Тексты.- М., 1982.

15. Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников. - Социс №6, 1995.

16. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей. - № 6,1995.

17. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. - Вопросы психологии №1.1989.

18. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. -

М.,1982.

19. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986.

20. Кле Мишель Психология подростка. - М., 1991.

21. Королев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М., 1988.

22. Краткий словарь по социологии. - М.,1988.

23. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе. - П., 1990.

24. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних право нарушителей.- Вопросы психологии №4,1996.

25. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

26. Курск Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор

формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте.- Вопросы

психологии №2.1997.

27. Короленко Ц.П. Личность и алкоголь, - П., 1988.

28. Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума, - М.,1990.

29. Левитов Н.Д- Проблема характера в современной психологии// Тексты, психология индивидуальных различий. -М.,1982.

30. Лазурский А.Ф. Классификация личностей// Психология индивидуальных различий - Тексты. - М.,1982.

31. Леонгард К. Акцентуированные личности// Психология индивидуальных различий.- М..1982.

32. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /Психология индивидуальных различий. - М.,1982

33. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному

поведению. - Психологический журнал №3, 1996.

34. Медков В.М. Введение в демографию: Учебник для вузов - М.: Академический Проект; Фонд «Мира», 2006.

35. Москаленко В. Д. Ребенок в «алкогольной» семье психологический

портрет.- Вопросы психологии №4, 1991.

36. Немов Р.С. Психология. - 2 т, М ., 1994.

37. Никитин В.В. Об изучении эффективности социальной нормы как средства социализации// Человек и общество.-Л., 1971.

38. Раттер М. Помощь трудным подросткам. - М., 1987.

39. Руткевич М.Н. Депопуляция или вымирание? - Социс № 3, 1996.

40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в '

образовании. -М.,1996.

41. Реан А. А. Характерологические особенности подростков-деликвентов. - Вопросы психологии №4, 1991.

42. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории//Психология индивидуальных различий. - М., 1982.

43. Снайдер М. И др. Ребенок как личность. - С.-П.„1994.

44. Семья в процессе развития. -М.,1993.

45. Социальная защита семьи и детей. - М.,1992.

46. Социальная работа с семьей. - М.,1995.

47. Социальная работа с семьей. - М.,1996.

48. Сычева В.С. Проблемы имущественного неравенства в России. -

Социс №5, 1995.

49. Смелзер Нейл Социология. - М.,1994.

50. Словарь социально-психологических терминов. -Ч., 1995.

51. Спиридонов Л.И. Социализация индивида как функция

общества//Человек и общество.-Л., 1971.

52. Теория и методика социальной работы. - 2 т., Т., 1993,

53. Феофанов К.А. Ценностно-нормативный аспект безработицы в

России. « Социс№9, 1995.

54. Хрестоматия. Лишенные родительского попечительства. -М., 1991.

55. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.,1994.

56. Шафранская К. Д. Фрустрация при переживании жизненных

трудностей. -1971.

57. Шилова М.И. К вопросу о сущности социализации учащихся. - Красноярск: РиОКГПУ, 1988. - 0,25 п.л.

Приложение

Практические рекомендации

Проблема преодоления нарушений процесса социализации по существу распадается на три проблему владения состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий, устранение тревожности, как относительно устойчивого личностного образования, повышение самооценки.

Работа по преодолению тревожности и повышению самооценки может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимно влияющих уровнях:

1) обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2) расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

3) перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции,

Можно рекомендовать следующие методики практическим работникам школы.

Приемы коррекционной работы с учащимися, отличающимися тревожностью, как устойчивым личностным образованием:

1. «Переинтерпритация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.

2. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное - с другим, а уверенное, «побеждающее» -с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

3. «Приятное воспоминание». Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

4. «Использование роли». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого кино героя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».

Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей.

5. Контроль голоса и жестов. Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека.

Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность.

6. «Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

7. «Дыхание». Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выход вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

8. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

9. «Репетиция». Психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально .отрабатывая способы действия учащегося.

10. «Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

11. «Переформулировка задачи». Необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя.

Эти приемы являются достаточно эффективными, прежде всего для учащихся, испытывающих так называемую «открытую тревогу». В работе со школьниками, тревожность которых проявляется как бы в скрытой форме (часто такие учащиеся говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей), необходимо обратить внимание на развитие у школьников умения анализировать свои переживания и находить их причины.

Важным этапом в работе со «скрытыми» учащимися является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них часто затруднена, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации рассматриваются ими как неуспешные. Продуктивным в таких случаях оказывается обсуждение вместе со школьником объективных показателей успеха в той или иной ситуации, как бы «договориться» с ним, какой результат считать успешным, и затем максимально развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям. После чего постоянно в беседах обращаться к этим критериям, побуждая учащегося оценивать свои результаты.

Программа приобретения уверенности и повышение уровня самооценки (Зимбардо Ф.).

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели.

2) Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, так, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.

3) Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашему нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки, заблуждения и грехи.

После того как вы извлекли из тяжких воспоминаний хоть какую-то пользу, забудьте о них и не возвращайтесь к ним.

4) Чувства вины и стыда не помогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.

5) Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.

6) Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному.

Реальность - это не то, что каждый по отдельности видит, это не более, чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.

7) Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты - «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый».

8) Ваши действия могут подлежать любой оценке, если они подвергаются конструктивной критике - воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность.

9) Помните, что иное поражение - это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

10) Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность.

11) Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой.

12) Практикуйтесь в общении.

13) Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я» - оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется.

14) Выберите для себя несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение целей, более мелких, промежуточных.

15) Вы - не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы - вершина эволюционной пирамиды, вы - воплощение надежд ваших родителей, вы - образ и подобие Господа.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты