В научной литературе, посвященной профилактике наркомании, в работах медиков, педагогов, психологов и раз говорилось о том, что наркомания - это болезнь, имеющая социологические корни, и любая форма отклоняющегося поведения, в том числе и наркомания, есть следствие имеющихся нарушений, прежде всего социального и личностного плана. Одной из причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: трудностями личностного плана; недостатками социально-культурной сферы, не дающей, а это особенно важно для молодежи, возможности для проведения свободного времени; социальной несправедливостью, неустроенностью быта, разочарованием в людях; невозможностью в данных условиях реализовать себя. Для молодежи обращение к наркотикам характерно из-за удовлетворения любопытства к действию наркотического вещества, также это может быть символика принадлежности к определенной социальной группе; выражение собственной независимости, а иногда и враждебного отношения к окружающим; познание приносящего удовлетворения нового, волнующего или таящего опасность опыта: достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»; достижения чувства полного расслабления, уход от чего-то гнетущего. В основном эта мотивация обуславливается явлениями, возникающими в процессе вхождения личности в определенную социальную среду, которая протекает наиболее активно в подростковом возрасте.
Явлениями последних лет подтверждают, что наркотики широко распространились по всей территории бывшего СССР и их основным потребителем, как, впрочем, и во всем мире, являются представители молодого поколения. Проведенный исследования показали, что первое знакомство большей части подростков с наркотиками происходит в возрасте до 15 лет. Не имея точных данных можно предположить, что наркомания с каждым годом молодит, что связанно с процессом акселерации и ускорением темпов вхождения подростка во взрослую жизнь. Как отмечают многие исследователи, одним из факторов, влияющих на наркотизацию, является доступность наркотиков. Сравнивая показатели двухгодичной давности и результаты, полученные в недавнем прошлом, можно отметить, что наркотики сегодня доступны не меньше, чем алкоголь.
Еще одним немаловажным фактором является социальное окружение, т.к. тенденция к подражания является объективной особенностью процесса социализации, формирующейся личности, то нельзя не учитывать и явление наркомании как одну из моделей социального поведения.
Практика показывает, что обращение к наркотикам или алкоголю, высокая агрессивность и конфликтность - эти и многие другие проявления имеют в своей основе одну чисто психологическую причину - подсознательное ощущение собственной несостоятельности, неспособности адаптироваться в окружающей социальной среде. Иными словами, наркомания - это лишь следствие развития имеющихся у человечества внутренних психологических проблем.
Таким образом, можно выделить социальное противоречие, содержащееся в противоречии потребностей, интересов, ориентаций молодежи и ограниченными условиями ее самореализации.
3.Опрделить причины, побуждающие молодежь к употреблению наркотиков.
4.Выяснить степень распространенности наркомании среди молодежи.
5.Выяснить факторы, влияющие на распространение наркомании.
6.Влияние наркомании на личность и отношение с окружающими.
Объект исследования:
Учащиеся 8-9 классов школ - интернатов для детей с отстающим развитием города Перми.
Предмет исследования:
Интересы, ценностные ориентации, потребности представителей молодежи и особенности их реализации.
Гипотезы:
1. Круг дружеского общения (имеются ввиду употребляющие наркотики) наиболее сильно влияет на желание попробовать, либо употреблять наркотики.
2. Бедность, ограниченность интересов, ценностных ориентаций, потребностей молодежи являются стимулом к употреблению наркотиков.
3. Неудовлетворенность потребностей личности, неспособность адаптации к новым условиям, найти свое место в жизни являются причинами употребления наркотических веществ.
4. Выходцы из неблагополучных семей с невысоким материальным достатком чаще приобщаются к наркотической зависимости.
5. Подростки, страдающие табачной, алкогольной зависимостью наиболее подвержены пристрастию к наркотикам.
6. Конфликты в семейном кругу, напряженные отношения с преподавателями зачастую дают толчок к первой пробе наркотиков.
Предварительный системный анализ:
Факторы, влияющие на употребление наркотиков.
Общие: - кризисное состояние общества;
- Образование , не выступающее гарантом социальной карьеры и материального благополучия;
- коммерционализация досуговой сферы;
- влияние основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, сверстников);
- географический фактор;
- информированность о наркотиках (о последствиях употребления);
- доступность;
- социальное окружение;
- влияние молодежной культуры;
Специфические:
- пол;
- возраст;
- социальное происхождение;
- род занятий;
- характер отношений в семье;
- употребление алкоголя родителями;
- территориальная идентичность;
- образование;
- уровень образования родителей;
- наличие вторичной занятости;
- материальная обеспеченность;
- социальное окружение;
- широта круга общения;
- наличие друзей, употребляющих наркотики;
- характер проведения свободного времени;
- ценностные ориентации, интересы, потребности;
- неспособность к адаптации в жизни;
- стрессовые состояния.
Структурный анализ.
Отношение к наркотикам.
*Нейтральное - (или равнодушное) это касается не только молодежи, но и всего российского общества, которое относится к наркоманам как к отверженным, изгоям и в большинстве случаев равнодушно созерцающие развитие процесса, как бы со стороны.
*Отрицательное - молодые люди, которые очень плохо относятся к наркоманам. По своим личным причинам они занимают эту позицию, пытаются активно противодействовать и принимать активные меры.
*Положительные - молодые люди, которые являются либо наркоманами, либо это люди, получающие выгоду от сбыта наркотиков.
Интерпретация понятий.
*Ценностные интерпретации - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшими факторами, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведения.
*Социальные нормы - нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре, зле, о должном, либо непозволительном.
*Мотив -
1. побудительная установка к какому-либо действию.
2. осознанное побуждение к деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
*Установка - готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту.
*Девиантное поведение - тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и др. нормам.
Основные виды:
- преступность
- проституция
- алкоголизм
- наркомания и т.д.
В дипломном проекте мной были выделены следующие типы отношений к наркомании:
*Нейтральное - (или равнодушное) это касается не только молодежи, но и всего российского общества, которое относится к наркоманам как к отверженным, изгоям и в большинстве случаев равнодушно созерцающие развитие процесса, как бы со стороны. Скорее всего, это люди, неосознающие всей серьезности проблемы наркомании, возможно они никогда не сталкивались с данным явлением, либо, наоборот, те, кто периодически употребляют наркотические вещества.
*Отрицательное - молодые люди, которые очень плохо относятся к наркоманам. По своим личным причинам они занимают эту позицию, пытаются активно противодействовать и принимать активные меры.
*Положительные - молодые люди, которые являются либо наркоманами, либо это люди, получающие выгоду от сбыта наркотиков.
АНКЕТА
ПОДРОСТОК О СЕБЕ.
Приглашаем Вас принять, участие в социологическом опросе, посвященном исследованию поведения молодежи в современном обществе.
Порядок заполнения анкеты.
Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответов. Выберете тот ответ, который соответствует Вашему мнению и поставьте << галочку>>.
Если предложенные ответы Вас не устраивают, то напишите свой ответ в свободной строке.
Фамилию указывать не надо.
Содержание отдельных анкет не разглашается.
Желаем Вам успешной работы над анкетой и благодарим за участие в исследовании.
Пермь 2004
1. В какой школе Вы учитесь?
2. Сколько Вам лет?14-15___________________________
3. В каком классе Вы учитесь?
1)в 8 классе
2)в 9 классе
4. Ваш пол
1)мужской
2) женский
5. Ваша успеваемость:
1)на «четыре» и «пять»
2)в основном на «четыре»
3)все «тройки»
4)неуспевающий(ая)
6. Каковы Ваши ближайшие планы:
Продолжить учебу:
1) в колледже
2) в техникуме
3) в ПТУ, в профессиональном лицее
4) на курсах для получения какой-нибудь специальности
5) устроитесь на работу
6) еще не знаете
7) у Вас другие планы (напишите какие)__________________________
7. Когда Вы решили продолжить учебу?
1) в последние месяцы
2) в прошлом году
3) решили давно
4) пока не решил
8.Если не собираетесь учиться дальше, то укажите причину
1) необходим заработок
2) трудно учиться
3) хотите скорее стать самостоятельным
4) нет интереса к учебе
5) большинство ваших друзей не учиться
6) не сложились отношения с учителями
7)сейчас можно иметь хорошие доходы и без образования
8)положение человека в обществе в настоящее время вообще никак не связано с уровнем образования
9)другая причина ________________________________________