Рефераты

Техгологии помощи детям из неблагополучных семей

Техгологии помощи детям из неблагополучных семей

47

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….4

Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей.

1.1. Характеристика неблагополучных семей и социальной работы с данной категорией населения……………………………………….…………..6

1.2. Государственная социальная политика в интересах детей………..13

Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.

2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей………………………………………………………………….…………21

2.2. Центр социальной помощи семье и детям «Надежда.. …………………27

2.3. Новые технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей ……………………………………………………….30

Заключение………………………………………………...………………………..44

Список используемой литературы………………………..………………...……46

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая посвящена актуальной, мало исследованной теме «Технологии помощи детям из неблагополучных семей», имеющей большое теоретическое и практическое значение. Актуальность данной проблемы и обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.

Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества. Большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи. С вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года «Об основных направлениях государственной семейной политики» проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуется в значительно большем объеме, чем прежде.

В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе[24].

Цель исследования - изучить технологии помощи детям из неблагополучных семей.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность понятия дети из неблагополучных семей;

- изучить предпосылки становления и развития детского призрения в России;

- выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы и работы с детьми;

- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;

-изучить социальную поддержку и защиту детей на государственном и муниципальном уровне;

-выявить факторы возникновения проблем детей[11].

Гипотеза: формирование технологий работы с детьми из неблагополучных семей, социальная работа с детьми из неблагополучных семей.

Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации, и рассмотрении вопросов о практической значимости того или иного направления применительно к сегодняшнему дню, в деле помощи детей.

Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей

1.1. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной категорией населения

Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие - жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи - можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.

Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они, накапливаясь, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе - отравляют существование многим нашим согражданам, и, прежде всего, детям. И вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос «Хорошо ли живется в семье?», нельзя будет дать положительный ответ. Возникает, по терминологии социальных работников, «проблемная семья». Семья существует, ребенок приходит после уроков домой, а не к друзьям и не в подворотню, за ним присматривают, создают условия для учебы. «Качество жизни» не соответствует некоторым стандартам, однако у ребенка есть свой дом, и он не хочет из него уходить. Запас прочности проблемной семьи невелик, и ситуация рано или поздно изменится. Чтобы она развивалась в пользу ребенка, родителям нужно проявлять инициативу, а не ждать, когда проблема рассосется сама[15]. Тут очень важна работа разного рода служб помощи семье, где можно получить консультации педагога и психолога, вместе со специалистами решить, что делать. Конечно, семья может самостоятельно предпринять какие-то шаги. Например, заставить пролечиться отца-алкоголика или разменять квартиру и разъехаться с ним. Помимо основной проблемы (алкоголизм, бедность, безработица), как правило, существуют и другие «слабые участки» в семейных отношениях, так что помощь психолога или педагога для правильной постановки диагноза и для «лечения» будет полезна.

Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной - алкоголизм и бедность[21].

Примерно в двух третях неблагополучных семей есть алкоголики - один из родителей или оба, бабушка или дедушка. В условиях, когда алкоголь дешевле еды, он становится самым удобным способом заглушить боль своей несостоятельности. Алкоголь помогает забыться, когда нет сил (и возможностей) для достижения желаемого в личной жизни и в работе или когда цели вообще отсутствуют. Постепенно выпивка становится важнее всего остального. Ребенок исчезает из сферы внимания, становится безнадзорным, проводит время по своему усмотрению, «наставить на путь истинный» его некому. Крайняя стадия деградации родителей-алкоголиков - использование ребенка. С него требуют денег, заставляя воровать, попрошайничать, заниматься проституцией. Это уже те случаи, когда совместное проживание с родителями вредит интересам ребенка, и для защиты его прав требуется постороннее вмешательство.

Согласно Семейному кодексу РФ (статья 69), если родители больны хроническим алкоголизмом, лишаются родительских прав. Однако в последнее время к этой крайней мере органы опеки и попечительства стараются прибегать реже, ведь родных родителей в полной мере не заменит ребенку никто. Разработан целый ряд мер для восстановления семьи. Как правило, органы опеки и попечительства временно изымают ребенка из семьи алкоголиков и помещают его в приют, в приемную или патронатную семью. Ребенок оказывается в надлежащих социально-бытовых условиях, одновременно начинается работа с родителями. Сам факт отобрания ребенка может встряхнуть их, отрезвить в прямом и переносном смысле, заставить изменить поведение. Подключаются психологи и педагоги профильных муниципальных учреждений и общественных организаций (приютов, кризисных центров и т.д.). Они помогают родителям разобраться в причинах наступившего кризиса и найти возможные пути выхода из него. Работники приютов знают случаи, когда мать ребенка, несколько месяцев находившегося на государственном попечении, забирала его домой, и жизнь в семье приходила в норму[23]. Однако, процент детей, вернувшихся после полного объема социальной работы в семью, в России мал. Впрочем, невелик он и в европейских странах - в среднем 13% от общего числа изъятых из неблагополучных семей. Общей статистики по России нет, есть лишь отдельные примеры. В московском экспериментальном детском доме №19, создающим патронатные семьи, за 3 года работы в родные семьи удалось вернуть 7 детей (всего в патронатные семьи было помещено более 110 человек)[24]. Социальные работники очень дорожат возможностью восстановления семьи, но при алкоголизме родителей оно удается только в 10% случаев. В остальных родители со временем лишаются родительских прав, их дети помещаются на воспитание в замещающие семьи, либо в государственные или общественные воспитательные учреждения.

Когда наступает угроза лишения родительских прав, семья, как правило, уже находится за гранью распада. Если родители не работают 4-5 лет, дети постоянно голодают, отстают в развитии, хронически больны, семья возвращается к нормальной жизни лишь при очень активной психологической и материальной помощи со стороны. Помощь перестает поступать - и обратный путь занимает считанные дни. Поэтому социальные службы в один голос твердят о необходимости профилактической работы с семьями, которые из проблемных еще не превратились в неблагополучные[8]. Ранняя помощь более эффективна, потому что семья сама стремится избавиться от проблемы, да и с экономической точки зрения такая работа менее затратна, чем постоянная поддержка неблагополучной семьи. Впрочем, повсеместно средств не хватает ни на то, ни на другое, поскольку деньги на подобную социальную работу выделяются из скудных муниципальных бюджетов.

Семьи, в которых есть алкоголики, как правило, бедны - пьянство требует денег, работа отходит на второй план. Если она и приносит доход, он не покрывает всех потребностей ребенка. Бедность - спутник алкоголизма, однако алкоголизм - не всегда спутник бедности. Резкие экономические перемены в России поставили многие семьи на грань нищеты. Практически каждый учитель рядовой общеобразовательной школы может назвать детей из своего класса, которые недоедают дома, не имеют необходимых канцелярских принадлежностей. Родители многих из них не смогли найти себя в новых экономических условиях. Это люди с низким образовательным уровнем, чьи услуги невысоко котируются на современном рынке труда, и оказавшиеся в таком же положении специалисты оборонной, космической, электронной промышленности, наконец, жители небольших городов с высоким уровнем безработицы. В семье, где нет денег на самое необходимое, где ребенку стыдно идти в школу, потому что он «не как все», психологический климат быстро становится напряженным. Ссоры, скандалы, депрессии - ребенок бежит от них на улицу, или туда, где, по его мнению, жизнь весела и приятна, а заработок легок[14].

Другой вариант «экономического» развития сюжета - выбор между ребенком и заработком в пользу заработка. Зарабатывание денег порой отнимает у родителей все силы, для общения с ребенком не остается времени. Занятые родители теряют с ним связь, перестают участвовать в его развитии, целиком перекладывают воспитание на школу. От ребенка, которому не хватает ласки и внимания, откупаются дорогими вещами. Можно говорить о внешнем благополучии, однако в психологическом плане такая семья оставляет желать лучшего.

Экономические корни имеет и криминализация общества: люди выбирают преступление как быстрый и легкий способ получить деньги. Жизнь в семье вора или торговца наркотиками чревата тяжелыми для ребенка последствиями не только потому, что с их подачи он воспринимает аморальное поведение как вполне нормальное. В милицейских сводках регулярно встречаются случаи, когда дети проституток подвергаются сексуальным домогательствам, дети членов бандитских группировок попадают в заложники.

Зависимость количества благополучных семей от экономического состояния общества очевидна. Неумение или невозможность обеспечить себя и детей может довести родителей до крайних форм асоциального поведения.

Как правило, семья становится неблагополучной под влиянием многих факторов, дополняющих и усугубляющих друг друга. Целая группа причин семейного неблагополучия является производной от психологических проблем родителей. Ребенок, по своему статусу зависимый от родителей, вынужден страдать от их психологических изъянов.

Распространены случаи, когда родители вообще не владеют гуманными и разумными методами общения. Неоправданная строгость по отношению к детям, частые наказания и угрозы, эмоциональная холодность или гиперопека могут сделать жизнь ребенка невыносимой. Родители же продолжают свою линию поведения, руководствуясь при этом исключительно благой целью - воспитать свое чадо хорошим человеком. И если при рождении ребенка можно было говорить об их педагогической необразованности, то со временем времени она перерастает в педагогическую несостоятельность: контакты с ребенком рвутся, влияние на него теряется. В такой ситуации подростки, спасаясь от психологического прессинга родителей, уходят из дома. Подобное стечение обстоятельств теоретически легко предотвратить, все зависит от психологической культуры общества в целом. Если в средствах массовой информации достаточно часто встречаются материалы о воспитании детей, из печати выходит много популярной педагогической литературы, развита и доступна сеть семейного консультирования - рано или поздно взрослый человек догадается о своих ошибках и обратится к помощи специалистов. Лучше, естественно, рано, чем поздно. Но даже в случаях, когда «уже поздно», когда семейные отношения испорчены, вмешательство квалифицированных психологов и педагогов может нормализовать ситуацию[17].

Конфликты матери и отца всегда отражаются на ребенке. Ссорятся, изменяют, разводятся и страдают родители, но дети мучаются не меньше их. Чувствуя кровное родство с обеими родителями, ребенок остро переживает их разлад. Это порождает массу его собственных проблем - в учебе, в общении. Частые семейные ссоры, развод родителей, на фоне невнимания к внутреннему миру ребенка (когда мать поглощена собственными переживаниями), могут привести к самым нежелательным последствиям. Ребенок предпочитает «войне» в семье «мир» в компаниях сверстников. Начало разрыву с домом положено. Такой ребенок легко поддается влиянию обстоятельств, не всегда благотворных для развития личности.

Разрыв контактов с родителями, будь то потеря психологической близости, или прекращение совместного проживания, травмирует ребенка в любом плане. Протест неизбежен, когда привычный для него расклад «мама-папа» силой обстоятельств заменяется на «мама-отчим». В этой ситуации нужно быть особенно внимательными к переживаниям ребенка, иначе протест может принять самые крайние формы, вплоть до побегов из дома[12]. Тоской по кровной семье объясняются и психологические проблемы, с которыми могут столкнуться усыновители или приемные родители. Поэтому семьи, образованные повторными браками, и замещающие семьи входят в группу риска - ребенку в них должно уделяться удвоенное внимание. Сознательные родители несут в таких случаях огромную нагрузку и счастливы, когда могут воспользоваться помощью педагогов из консультационных или досуговых центров. Понятно, что отсутствие поддержки со стороны и беспомощность родителей значительно увеличивают вероятность разного рода психологических стрессов у ребенка. Он может чувствовать себя «лишним», «ненужным», «неприкаянным», «ущемленным в своих правах», «мешающим взрослым». Это оценивается как повод для ухода из семьи.

Вопреки такому количеству факторов, угрожающих семейному благополучию, большинство российских детей все же вырастают психологически и физически готовыми к взрослой жизни. Основная нагрузка приходится на родителей, помогают школа и система внешкольного образования. Практически незаметна роль сети психологической помощи и психологического консультирования[26]. О ее возможностях часто не знают ни родители, ни муниципальные власти. По сути, семья в современной России предоставлена сама себе. Федеральные и региональные законы не охватывает весь комплекс проблем семьи, кроме того, не все из них действуют из-за нехватки бюджетных средств. Работающие матери не имеют никаких существенных льгот. Пособие, выплачиваемое на ребенка (на февраль 2006 года это 700 рублей), не обеспечивает даже минимальные его потребности. И при этом лишь каждая сотая семья относится к разряду неблагополучных[4]. Зато проблемных семей во много раз больше. И те, и другие нуждаются в грамотной социальной поддержке.

1.2. Государственная социальная политика в интересах детей

На начало 2002 г. численность детей в возрасте до 18 лет в Российской Федерации составила 31,6 млн. чел. За 1999-2001 гг. число детей в стране сократилось на 2,3 млн. Их доля в общей численности сократилась с 23,3% на начало 2000 г. до 22% на начало 2001 г. В очередном Государственном докладе о положении детей в Российской Федерации, представленном в 2002 г., отмечается, что демографические процессы, происходящие в России, являются крайне неблагоприятными: имеют место высокая смертность, низкая рождаемость, рост числа разводов, увеличение числа рожденных вне брака детей. Продолжает расти число детей, оставшихся без попечения родителей. Так, если в 1999 г. было выявлено 113,9 тыс. таких детей, в 2000 г. - 123,2 тыс., то в 2001 г. - 128,1 тыс. Всего число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001г. достигло 685,1 тыс. человек.
В 2001 г. у родителей, лишенных родительских прав, было отобрано 56,4 тыс. детей, что на 6,2% больше, чем в 2000 г., и на 21,1% больше, чем в 1999г.
Правовое положение несовершеннолетних в России, а также органов, уполномоченных государством на их защиту, в последние годы стало еще более подробно регламентировано, однако ситуация с реализацией несовершеннолетними их прав не улучшилась. Основополагающим правом ребенка, закрепленным как на международном, так и на национальном уровне, является его право на защиту (ст. 45 Конституции РФ). Это право, как и другие права, закрепленные в Конституции РФ, является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ)[1]. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.
В развитие Конституционного положения право несовершеннолетнего на защиту закрепляется в ст. 56 СК РФ. Помимо общего положения о праве ребенка на защиту своих прав и интересов, статья закрепляет принципиальное положение о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих) и право самостоятельно обращаться за защитой. Более того, этой же статьей предусмотрена обязанность должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан при получении таких сведений принять необходимые меры по защите ребенка. При том, что в Семейном кодексе закреплено право ребенка на самостоятельное обращение в суд начиная с 14-летнего возраста, законодательство не предусматривает механизма обращения ребенка в административные и судебные органы. Между тем, отсутствие данного механизма препятствует реализации и защите прав несовершеннолетнего в случаях отсутствия у него законных представителей или при конфликте с ними. Определенные надежды в этом отношении возлагались на новый Гражданско-процессуальный кодекс, однако данная возможность в нем также не предусмотрена[25]. Судебный порядок защиты прав несовершеннолетних в России имеет ряд особенностей. В первую очередь это связано с тем, что по понятным причинам дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной - усиленной защите. Кроме того, на протяжении длительного времени дети воспринимались исключительно в качестве объекта, а не субъекта прав. Это наложило свой отпечаток как на нормативную базу, определяющую правовое положение детей, так и на правосознание рядовых граждан и должностных лиц. Так, несмотря на то, что, согласно ст. 57 СК РФ, учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, практика показывает, что органы опеки и попечительства, а также суд далеко не всегда учитывают мнение ребенка, ссылаясь на его легкую внушаемость[4]. Это связано с тем, что общество после долгих лет отношения к ребенку исключительно как к объекту прав и обязанностей родителей еще не готово воспринять ребенка как субъекта права. В рамках осуществляемой судебной реформы и ожидается внедрение ювенальной юстиции 15 февраля 2002 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении закон о введении на территории России ювенальных судов, т. е. судов для совершеннолетних. Ст. 121 СК РФ закрепляет участие органов опеки и попечительства в защите наиболее в этом нуждающейся категории - детей, оставшихся без попечения родителей[6]. Именно на органы опеки возложена обязанность выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирать формы устройства этих детей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. При этом в Семейном кодексе особо введен запрет на выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, другими юридическими и физическими лицами. Устанавливая эту норму, законодатель, вероятно, руководствовался необходимостью сохранить централизацию учета детей, оставшихся без родительского попечения, и их устройства. Однако представляется ошибочным распространять этот запрет и на деятельность по выявлению детей, лишившихся родительского попечения.

Помимо разноплановой деятельности органов опеки и попечительства, защищать детей должны: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, прокуратура, Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ. На сегодняшний день институт уполномоченного по правам ребенка введен в 11 субъектах РФ [8]. Функции уполномоченного по правам ребенка заключаются в том, чтобы обеспечивать государственную защиту прав, свобод и законных интересов ребенка. Предполагается, что главное внимание уполномоченный сосредоточит на защите интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также тех детей и подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации [9]. В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается вопрос о принятии закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации». Однако в связи с тем, что Госдума до сих пор не разработала и не утвердила минимальные государственные стандарты уровня жизни детей, коими должен руководствоваться в своей работе уполномоченный, а полномочия его ограничены действиями рекомендательного характера, создание этого института не сможет реально повлиять на гарантирование прав ребенка.

Нарушения прав детей. На протяжении нескольких лет основными проблемами в этой области были нарушения прав несовершеннолетних на образование, на семейное воспитание, на защиту от домашнего насилия. Все эти проблемы тесно связаны с правом ребенка на защиту, которое также постоянно нарушается[22].

При наличии системы органов защиты несовершеннолетних в последнее время все больше появляется информации о нарушении прав ребенка именно государственными органами. В ряде случаев - намеренно, в ряде - без злого умысла должностные лица не выполняют своих обязанностей.
Данные Российской академии образования свидетельствуют: 60% детей (в российском масштабе это более 10 млн. человек), которые заканчивают начальную школу, едва умеют читать. Проведенные в разных регионах России прокурорские проверки выявили, что в середине 90-х годов школы придумали множество изощренных и внешне законных способов избавляться от отстающих детей. У этих россиян после окончания нескольких классов школы почти нет шансов на продолжение образования.
В Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации за 2001 г.» отмечается, что нарушение права на образование начинается уже с дошкольного образования. В основном нарушения на этой стадии связаны с проведением психолого-педагогического тестирования воспитанников[20]. При приеме детей в первый класс школы требуют тех или иных незаурядных способностей, прием производят на основании результатов тестирования, используются правила конкурсного отбора, что является нарушением порядка приема в первые классы общеобразовательных школ. От так называемых трудных детей и подростков школы стараются избавиться путем «отсева». Опросы детей, выбывших из пятых-девятых классов средней школы, показывают, что примерно 40% опрошенных связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями, такое же количество считает, что их из школы выгнали. Нередки случаи необоснованного отказа выпускникам девятых классов в продолжении образования в 10-11-х классах. Не имея законных оснований, общеобразовательные школы комплектуют все десятые классы как профильные, лишая тем самым выпускников основной школы возможности продолжить образование в классе с традиционными программами обучения[19]. Одной из наиболее уязвимых категорий детей являются дети, лишенные родительского попечения и находящиеся под опекой государства. Эти дети лишены защиты, т. к. они не имеют фактической возможности обжаловать действия своих воспитателей, и доказать их вину. В настоящее время в средствах массовой информации открыто говорится о том, что детей необходимо защищать не только от криминальных, социально опасных элементов общества, но и от родителей и лиц, их заменяющих. Родители подвергают детей физическому и психологическому насилию, заставляют их работать.
Официальные данные по сексуальному насилию в России в отношении детей не отражают реального масштаба проблемы. По официальной информации, более тысячи детей за год подвергаются сексуальному насилию. В действительности подобных фактов в десятки раз больше[18]. Только в организацию «ОЗОН», которая обслуживает Центральный административный округ г. Москвы, ежегодно обращаются 100-150 детей с подобной проблемой[3]. Из года в год таких пациентов становится все больше.
В Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» за 2001 г. приводится следующая статистика зарегистрированных преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних[11]:

1999

2000

2001

Убийство матерью новорожденного ребенка

251

231

203

Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14 лет

194

160

146

Развратные действия

884

697

583

Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

40295

41512

44111

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

23974

20529

16570

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

583

482

418

Торговля несовершеннолетними

28

37

16

Разглашение тайны усыновления (удочерения)

38

28

26

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

2116

2557

2973

Вовлечение в занятие проституцией

38

26

46

Организация или содержание притонов для занятий проституцией

118

126

165

Незаконное распространение порнографических материалов или предметов

295

361

442


Проблема детской беспризорности (безнадзорности) в России является одной из острых. Более 13 тыс. детей бродяжничают только в г. Москве.
Отмечается, что точного количества беспризорных и безнадзорных детей в Российской Федерации не знает никто[3]. По крайней мере, государственные чиновники приводят самые различные цифры. По мнению чиновников, основные меры борьбы с причинами безнадзорности - учет и контроль. Так, специалисты Министерства образования предлагают восстановить систему учета детей, учащихся в школах и интернатах, а также «решать проблему беспризорных детей с участием МВД, Министерство здравоохранения и социального развития, миграционных служб».
Министр пообещал «принять действенные меры по борьбе с беспризорностью - для этого будет разработан проект федеральной целевой программы «Дети России» на 2006-2010 гг.»

Несмотря на обилие целевых программ, у российских ведомств, похоже, отсутствует координация в борьбе с причинами детской беспризорности. По-видимому, без кардинальных изменений в сфере контроля над беспризорностью ситуация в российских городах не исправится[16]. Более того, она продолжает катастрофически ухудшаться. После того как в начале 2002г. Президент РФ обратил свое внимание на проблему беспризорности и необходимости борьбы с ней, правительство РФ предприняло ряд мер в этом направлении. Глава правительства РФ А.Фрадков подписал в начале 2002 г. Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002г.»[3]. Постановление не столько обещает дополнительные ресурсы, сколько направлено на мобилизацию уже существующих. Бороться с беспризорностью, теперь вменено в обязанность не только Министерство здравоохранения социального развития, но и МВД, Мин.образования. Кроме того, при правительстве создан специальный Межведомственный оперативный штаб по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних во главе с министром внутренних дел.
Как показывают опросы беспризорников, только 13,5% из них - дети-сироты. (По сообщению другого источника, «социальными сиротами» являются 90% беспризорников.)[10] Основная причина ухода детей из дома - постоянные конфликты в семье, взаимная отчужденность, насилие со стороны родителей. Около трети детей рассказали, что родители ими вообще никогда не занимались. У 10% несовершеннолетних бездомных кто-то из родителей находится в тюрьме, у 32% родители лишены родительских прав. Около трети детей сообщили, что либо отец, либо мать пьют запоями, а еще треть детей указали на то, что родители пьют почти каждый день. Причем только 4% «детей улиц» вообще никогда не посещали школу[2].
Отметим, что с проблемой беспризорности (безнадзорности) тесно связана и отчасти вытекает из нее еще одна проблема - нарушение права детей на образование[13]. У министра образования РФ В. Филиппова есть сведения о том, что в России 1,5-2 млн. детей школьного возраста по разным причинам в школе не учатся. Однако В. Матвиенко заявила, что школу не посещают только 368 тыс. детей, приведя одновременно данные Мин.здравоохранения, по которым в России около одного миллиона безнадзорных детей. Трудно представить, как 600 тыс. безнадзорных детей все-таки исправно ходят в школу[3]. Разница в одновременно приводимых данных говорит о том, что истинного масштаба проблемы не представляют себе даже ответственные за это люди.
СМИ говорят о проблеме нарушения прав детей на образование исключительно в контексте с проблемой беспризорности[9]. Естественно, невозможно предположить, чтобы дети, живущие на вокзалах и добывающие себе пропитание воровством или попрошайничеством, продолжали бы посещать занятия в школе и делать уроки. Однако следует отметить, что и дети из вполне благополучных семей бегут из школ.
Таким образом, в настоящее время в России ситуация с соблюдением прав детей остается сложной. Государственные органы не только не способны эффективно защищать права детей, но нередко сами выступают в роли нарушителей прав. Постепенно создаваемая нормативная база защиты прав детей до настоящего времени не оказывает принципиального влияния на изменение ситуации.

Глава II.Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей

2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей

Социальная помощь семье и детям в настоящее время - это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального обслуживания детей - обеспечение реализации социальных прав и гарантий, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание детей из неблагополучных семей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями[7].

В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.

В заметной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения РФ», Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996г.[4]

Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг, хотя на сегодня недостаточного удовлетворены потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями.

В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:

- государственные социальные службы;

- смешанные службы;

- коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы - территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы детей, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни[6]. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям из неблагополучных семей:

1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:

· срочное социальное обслуживание и оказание срочной ма-териальной помощи;

· содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, де-тей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытыва-ющим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, при-обретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;

· принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);

· социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;

· организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;

· создание при учреждениях, вещевых фондов, фондов детс-кой одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;

· содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);

· содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обедов, лет-него отдыха, санаторно-курортного лечения детей;

· содействие в организации питания и быта остронуждающихся;

· содействие в выделении:

денежных средств; продуктов питания; средств санитарии и гигиены; средств ухода за детьми; одежды, обуви и других предметов первой необходимости; технических средств реабилитации детей-инвалидов; денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;

· содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;

· социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным ма-лообеспеченным семьям;

· содействие в организации надомного труда детей-инвали-дов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;

· организация для подростков, безработных Мастерских и це-хов при центре;

· содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения отдыха, в оформлений документов (в пределах региона).

2. Социально-правовые услуги:

· помощь в написаний и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;

· содействие в предоставлении социальных выплат;

· участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повыше-нии его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);

· участие в правовой защите личностных интересов детей.

3. Социально-реабилитационные услуги:

· организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);

· социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

· составление индивидуальных коррекционных программ.

4. Психологические услуги:

· психопрофилактика и психогигиена;

· психодиагностика и обследование личности клиента;

· психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);

· семейное психологическое консультирование (индивидуаль-ное, групповое);

· психологическое консультирование (индивидуальное, груп-повое); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

· психосоциальное консультирование;

· психологический патронаж;

· психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;

· развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования;

· организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;

· ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.

5. Педагогические услуги:

· педагогическая помощь детям в защите их интересов;

· консультативная помощь родителям и детям;

· групповая работа по развитию навыков общения и эмоцио-нальной сферы детей;

· коррекционная помощь детям с нарушениями речевого раз-вития, аутизмом, неврозами;

· содействие культурно-досуговой деятельности детей;

· практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;

· обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты