Данная тема выбрана мной для того чтобы разобраться, что является причиной отклоняющегося поведения людей. Какие мотивы приводят их к этому. Для этого я рассматриваю различные точки зрения известных социологов, их взгляд на эту проблему. Как они оценивают происхождение и развитие аномии, можно ли её избежать. И возможно ли , вообще, общество без данного явления.
Английское слово «anomy», при-веденное в Оксфордском словаре устаревших понятий, в значении, которое дал ему Уильям Ламбард в 1951 г.: «создание беспорядков, сеяние смуты и неопределенности». В совре-менную социологию понятие «anomie» ввел Эмиль Дюркгейм, определивший его как временную утрату социальными нормами действенности в результате экономического или политического кризиса.
I.ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Э. ДЮРКГЕЙМУ.
Аномия--это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин пре-ступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность -- это вполне нормаль-ные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется пре-ступность, прекращается прогресс. Преступность--это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник дол-жен иметь шанс на преступление. Общество без преступности не-мыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зо-вется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачи-слить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбе-жна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения. Солидарность же в человече-ском обществе достигается только тогда, когда против этого раз-нообразия в поведении используют конформистский прессинг. Этот прессинг обеспечивают наказания. Преступность--это фак-тор общественного здоровья, в обществе без преступности давле-ние коллективного сознания было бы настолько сильным и жест-ким, что никто не смог бы ему противостоять. В этом случае пре-ступность была бы, конечно, уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность прогрессивного социального развития. И если оригинальность идеалиста, чьи мечты опережают свой век, самовыражается, то должна найти свое выражение и «оригиналь-ность» преступника, который изрядно отстает от своего века. Преступник -- это не какое-то неспособное к социализации суще-ство, не паразит, не чуждый элемент, не приспособившийся к об-ществу, а фактор, играющий в жизни общества определенную роль.
По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обще-стве, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия для разделения тру-да и большего разнообразия жизни, а интегрирующие, силы ос-лабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально от-клоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует следующим образом. Французское общество в по-следние 100 лет умышленно искореняло факторы самоуправления человеческими инстинктами и страстями. Религия почти полно-стью потеряла свое влияние на людей. Традиционные профессио-нальные объединения типа ремесленных гильдий (цехи и корпора-ции) были ликвидированы. Правительство твердо проводило по-литику свободы предпринимательства, невмешательства в эконо-мику. А результатом этой политики оказалось то, что мечты и стремления уже ничем не сдерживаются. Эта свобода устремле-ний стала движущей силой французской промышленной револю-ции; но она же породила хроническое состояние аномии с сопро-вождающим ее высоким уровнем самоубийств.
В деле поддержания общественной солидарности большую роль играет, по Дюркгейму, наказание преступников. Изначаль-ный и важнейший источник солидарности общества -- это пра-вильное понимание честности и порядочности. Наказание пре-ступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядово-го гражданина к данной социальной структуре. Без угрозы нака-зания средний гражданин может потерять свою глубокую привя-занность к данному обществу и свою готовность принести необ-ходимую жертву ради сохранения этой привязанности. Кроме то-го, наказание преступника служит видимым общественным под-тверждением его неполноценности и оправданности порицания любой преступной группы. Это порицание и умаление достоин-ства преступников усиливает среди основной массы населения чувство превосходства и собственной правоты, что в свою оче-редь укрепляет и солидарность всего общества. Оно группирует преступников по категориям, делая уголовные наказания сильней-шим из всех имеющихся средств оправдания и сохранения социа-льной солидарности.
II. ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Р. МЕРТОНУ
Развитие теории Дюркгейма продолжил Роберт Мертон (1938). Если для Дюркгейма аномия означает неспособность об-щества регулировать естественные импульсы и желания индиви-дов, то, по Мертону, многие желания индивидов необязательно оказываются «естественными», а чаще бывают обусловлены ци-вилизаторской деятельностью самого общества. Социальная структура ограничивает способность определенных обществен-ных групп удовлетворять свои желания. Она оказывает давление на определенные личности в обществе, заставляя их вести себя не конформистски, а противоправно. Высшей целью западной циви-лизации является достижение материального благополучия, бла-госостояния. Это накапливающееся благополучие в принципе приравнивается к личным ценностям и заслугам и связывается с высоким престижем и социальным статусом. Люди без денег де-градируют. Цивилизация в западном индустриальном обществе толкает всех индивидуумов к тому, чтобы стремиться к возможно большему благополучию. В то же время существует эгалитарная, уравнительная идеология, заставляющая людей думать, что каж-дый член общества имеет одинаковые шансы добиваться благополучия. Однако никто не ожидает, что все люди достигнут этой це-ли, хотя каждый надеется хотя бы приблизиться к ней, в против-ном случае его будут считать лентяем и лишенным честолюбия.
Западная цивилизация предоставляет человеку для достиже-ния этой цели институциональные средства, одобренные обще-ством, и проверенные опытом нормы поведения. Общество тре-бует соблюдения этих норм всеми его членами, желающими в со-ответствии с цивилизаторскими целями «выйти наверх». Институ-циональными средствами в западном обществе являются ценно-сти среднего слоя, основанные на протестантской этике труда. До-стижение цивилизаторской цели (материальное благополучие) должно обеспечиваться упорным трудом, честностью, хорошим воспитанием людей и предвосхищающим удовлетворением своих нужд. Насилие и обман как методы достижения благополучия за-прещаются. Личность, применяющая дозволенные методы, полу-чает меньшее признание в обществе, если она не добивается, по крайней мере уровня благополучия среднего слоя. Личность же, добивающаяся достаточно высокого уровня благополучия, обре-тает признание, престиж и высокий социальный статус даже в том случае, если она пользовалась не институциональными средства-ми, не социально структурированными путями. Этот циничный подход вызывает повышенный спрос на институциональные сред-ства, оказывает особое влияние на ценностные представления лю-дей, которые не могут добиться благополучия на путях, разре-шенных обществом. Это, прежде всего представители низших слоев. В этих случаях способность достичь благополучия ограни-чивается не только нехваткой таланта или нужных качеств инди-вида, но и самой социальной структурой. С помощью институ-циональных средств и методов лишь те лица из низших слоев об-щества могут добиться благополучия, которые очень талантливы и работают исключительно упорно. Для большинства же предста-вителей низших слоев такая возможность просто нереальна и по-тому особенно сильным оказывается влияние социально откло-няющегося поведения, делинквентности и преступности, к кото-рым их толкают условия. Таким образом, в основе того сильного давления, которому подвергаются ценностные ориентации низ-ших слоев населения, лежат два следующих момента:
-- Первый состоит в том, что западная цивилизация делает больший упор на достижение материального благополучия, де-кларируя при этом, что достичь эту цель может каждый.
-- Второй сводится к тому, что сама социальная структура су-щественно ограничивает низшим слоям возможности достижения этой цели общественно признанными путями.
Отсюда аномия, по Мертону,-- это крушение системы регули-рования индивидуальных желаний, в результате чего личность на-чинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Аномия--это полнейшее расхождение между декларируемыми цивилизаторскими целями и социально структурированными путями их достижения. Применительно к отдельной личности аномия есть искоренение ее моральных устоев. Личность при этом лишается всякого чувства преемствен-ности, традиционности, лишается всех обязательств. Ее связь с обществом разрушена. Аномия--это отсутствие психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в це-лом. Когда же ценностные и социальные структуры плохо инте-грированы, когда сама структура ценностей требует определенно-го поведения и взглядов, а социальная структура мешает этому, тогда из этого вытекает тенденция к аномии, к коллапсу всех норм, к отсутствию всех правовых норм. Мертон различает пять видов индивидуального приспособления:
Вид Цивилизаторские Институциональные приспособления цели средства
1. Конформизм + +
2. Инновация + _
3. Ритуализм _ +
4. Уход от мира _ _
5. Мятеж +/ - +/-
Под конформизмом он понимает гармоничное соединение провозглашенных цивилизаторских целей и структурных путей их достижения. Конформизм--символ социальной стабильности.
При всем цивилизаторском уповании на свой успех в достиже-нии цели те, кто выбрал в качестве основного вида приспособле-ния инновацию, понимают, что добиться этого социально при-знанными путями они могут не всегда. И тогда они обращаются к институционально не дозволенным, новым и зачастую весьма действенным средствам. Так, коммерсанты пытаются достичь же-лаемого путем разных хозяйственных правонарушений. Служа-щие совершают кражи у своих работодателей.
Ритуализм предполагает сильное принижение цивилизатор-ских целей или даже полный отказ от них до тех пор, пока не удов-летворены запросы каждого в отдельности. Ритуализм означает принудительное, судорожное цепляние за институциональные нормы.
Когда личность в течение долгого времени не может достичь цивилизаторской цели легитимными и даже нелегитимными средствами, она начинает реагировать на это отказом, апатией,ухо-дом от мира, что также является видом приспособления (адапта-ции). Эти «сошедшие с поезда» люди живут в данном обществе чисто номинально, не будучи включенными, в него. К ним отно-сятся душевнобольные, алкоголики, наркоманы, отвергнутые об-ществом, бродяги, бездомные. Они не чувствуют себя принадле-жащими к своей цивилизации. Они не видят реальной возможно-сти достижения успеха. И общество нередко криминализирует уход от мира, издает законы против бродяжничества, пьянства в общественных местах, злоупотребления наркотиками.
При мятеже старые цели и методы отвергаются. Они заменя-ются новыми целями и методами. Примерами мятежа как вида приспособления служат революции, альтернативные формы су-ществования. Мятеж вызывает к жизни такие преступные дей-ствия, как покушения на убийство, взрывы бомб или беспорядки с применением насилия.
Эти виды приспособления (адаптации) не являются характери-стиками личности. Они лишь дают наглядное представление о том, какой вид поведения выбирает индивидуум в качестве от-ветной реакции на усиливающуюся аномию. Была сделана попыт-ка объяснить формы приспособления на примере спорта (Void, Bernard 1979). Если выигрыш в спорте преувеличить, то те, кто не способен выиграть по правилам, получат значительную мотива-цию к обману (инновации). Однако они могут продолжать зани-маться спортом и без надежды на успех (ритуализм). Они могут также и прекратить занятия спортом (уход от мира). Они могут начать заниматься другим видом спорта (мятеж).
Новый аспект теории аномии был придан Ричардом Клоуардом, который показал, как структуры, возникшие случайно или в процессе приобретения криминального поведения, предлагают низшим слоям такие средства, как отклоняющееся поведение, делинквентность и преступность. У низших слоев не только ограни-ченный доступ к легальным путям, но и широкие возможности для нелегального достижения цели в своем ближайшем окружении.
Теория аномии, предложенная Мертоном и делающая особый упор на специфику поведения низших слоев, подвергалась критике в двух аспектах:
По теории Мертона, отклоняющееся поведение, противо-правность и преступность рассматриваются как резкое, внезапное и крутое изменение взглядов (приспособление) под влиянием аномии. Это неверный подход, так как он не отражает действитель-ность. Отклоняющееся поведение, правонарушение и преступле-ние возникают не в результате сознательного выбора, как механическая реакция на действие какого-то фактора или на сочетание факторов в определенной ситуации, а в процессе взаимодействия в ходе продолжительного приспособления субъекта и его реакции на действия других.
По данным современных исследований скрытой преступности, девиантность, противоправность и преступность не являются включительно или даже преимущественно проблемой низших слоев населения. Но даже если бы это и было так, мертоновская теория аномии не объясняет, почему основная масса представите-ли низших слоев ведет себя в обществе конформистски. Между тем, по Мертону, аномия распространяется на все низшие слои.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решающим фактом существования деклассированных элементов и хронических безработных является их незаинтересован-ность в обществе. Если серьезно задуматься, то и общество в них не нуждается. Многие из класса большинства хотят, чтобы они просто исчезли, а если такое вдруг случится, их от-сутствие едва ли будет заметно. Те, кто вхо-дит в эту группу, понимают это. Общество для них недосягаемо. Для них оно сводится к полиции, суду и, в меньшей степени, госуда-рственным учреждениям и служащим.
С другой стороны, отсутствие заинтересованности в обществе стало свойст-венно не только; безработным и беднякам. Например, молодые люди склонны заимство-вать ценности у социальных низов, даже если имеют работу и могли бы найти место среди большинства. Наблюдается любопытная схо-жесть культуры деклассированных и контр-культуры среднего класса: она заключается в том, чтобы быть как бы «вне общества». Общей является и привычка игнорировать официальные нормы и ценности. Эта привычка -- самая характерная черта стран ОЭСР в последние десятилетия XX ве-ка. Называется она «аномия». В обществе безгранично много способов выражения со-циальной напряженности и антагонизма. Уличные столкновения и забастовки, сопро-вождающиеся насилием, выборы и перегово-ры о размерах зарплаты, коллективная и ин-дивидуальная мобильность -- все вместе это явления одного происхождения. Сегодня появи-ласьеще одна форма воплощения конфликта. Он ныне -- аномия. Такое состояние в обществе лишает людей коллективной со-лидарности, чувства связи с обществом, всле-дствие чего для многих единственным вы-ходом из ситуации становится самоубийство. Роберт Мертон тра-ктует anomie как «конфликт норм в культуре», возникающий, когда люди в силу своего об-щественного положения не способны подчи-ниться ценностно-нормативной системе об-щества. Если молодежи внушают, что для достижения карьеры Необходимо терпение и упорный труд, а на деле выходит, что скорее можно разбогатеть, спекулируя на рынках срочных контрактов и опционов или в результате валютных махинаций, то воз-никает аномия.
Данное понятие получило характерное пре-ломление в современном обществе. Часто ут-верждают, что число насильственных престу-плений за последнее время возросло. Доказательства поверхност-ны и неубедительны. Сегодня явно участи-лись преступления против собственности и преступления, связанные с наркотиками. Число убийств (и самоубийств) всегда коле-балось, колеблется и сейчас; количество тяж-ких преступлений (куда относятся вооружен-ное нападение, грабеж с применением наси-лия и изнасилование) в некоторых странах возросло вдвое за период между пятидеся-тыми и восьмидесятыми; что касается
Сознание беспорядков, сеяние смуты и неопределенности -- это уже достаточно плохо. Но еще большая опасность заключена в другом. Состояние аномии не может длить-ся долго. Это приглашение узурпаторам, же-лающим навязать обществу ложное ощуще-ние порядка. Либералы ненавидят в защит-никах «закона и порядка» именно то, что сами провоцируют отсутствием четкого осоз-нания необходимости социальных институ-тов. Опасность аномии -- тирания, в каком бы обличье она ни явилась
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Дарендорф Р. Современные социальные конфликты -«Иностранная литература», 1993, №4
2. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. Основы социологических знаний. Учебное пособие.- М.: 2000.-320 с.
3. Общая социология: учеб.пособие./Под ред.проф.А.Г. Эфендиева.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 654 с.
4.Социология.: Общий курс: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.-332 с.
5. Шнайдер Г. Й. Уголовно-социологические теории. - В кн.: Криминология, М, 1994