Рефераты

Становление класса собственников в современной России

Становление класса собственников в современной России

2

Министерство образования Российской Федерации

Курганский государственный университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по социологии

студентки 3 курса заочного отделения

экономического факультета

Шапошниковой Елены Владимировны

Курган

Задание 1

Вариант 8

Реферат

«Новые русские»: социальные проблемы становления класса собственников

План

Введение………………………………………………………………………С.4

1.0. Становление класса собственников в России………………………………………………………С.5

1.1. Определение предпринимательства………………………………С.5

1.2. Состав класса собственников……………………...С.6

2.0. Социальные проблемы становления класса собственников………………………………………………С.9

2.1. Условия развития предпринимательства в России …………………………………………………………С.9

2.2. Причины преобладания торгово-посреднических предприятий ……………………………………….С.10

2.3. Условия развития класса собственников………..С.12

Заключение…………………………………………………………………С.14

Литература…………………………………………………………………С.15

ВВЕДЕНИЕ

Глубочайшие изменения социальной структуры, которые происходят в российском обществе в последнее десятилетие, стали предметом пристального изучения ведущих отечественных социологов. Тема эта уже обрела достаточно обширную литературу, в которой обращается внимание на происходящие изменения социальной картины, появление новых социальных страт и исчезновение старых, изменение социальной роли тех или иных слоев российского общества. В частности, рассматривается вопрос о формировании и становлении в России среднего класса, класса собственников, предпринимателей, или, как принято говорить в обиходе, «новых русских».

Состояние среднего класса -- один из индикаторов уровня развития, экономики и характера политической системы. Значительная доля этого слоя в обществе свидетельствует об относительном благополучии страны. Не случайно формирование массового среднего класса на всех этапах реформ в России декларируется как одна из целей преобразований. Но достичь ее, по признанию самих реформаторов, в частности А. Чубайса, так и не удалось Чубайс не читатель, Чубайс - писатель // Коммерсантъ-daily. 1997. 28 октября.. Еще недавно исполнительная власть с уверенностью говорила о достижении данной цели в краткосрочной перспективе. Правда, уже иными путями. Если в начале реформ провозглашалось, что массовый средний класс возникнет как широкий слой частных собственников в результате непосредственной передачи бывшей государственной собственности раскрепощенным для частной инициативы российским гражданам, то теперь вывод о скором формировании массового среднего класса обосновывается, во-первых, неизбежностью возникновения у крупных собственников острой нужды в услугах специалистов и управленцев и мультипликативным эффектом от этого для других рынков Замечен из-за прилавка // Эсперт. 1997. № 23.;
во-вторых, макроэкономической стабилизацией, создающей условия для внешних и внутренних инвестиций. Надо развести власть с капиталом - считает начинающий вице-премьер // Общая газета. 1997. 11-17 сентября.

1. Становление класса собственников в России

1.1. Определение предпринимательства

При Иване Силаеве одну из дверей российского Совмина украшала роскошная табличка " Михаил Ходорковский ". 27-летний президент мощнейшей уже тогда финансовой группы "Менатеп" не был, пожалуй, первым, кто начал лоббировать в правительстве интересы предпринимателей.

Деформация бывших классов, маргинализация населения как результат распада общественных отношений, порождают новые социальные силы. К ним относится достаточно устойчивый, автономный слой предпринимателей. Впервые понятие "предприниматель" ввел в экономическую теорию Р. Котильон. По его мнению, предприниматель - это человек с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д. Ж. Б. Сэй уже определял предпринимателя как "лицо", которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт. Й. Шумпетер называл предпринимателями хозяйственных субъектов, которые способны на новые комбинации с основными факторами производства. Автор учебника "Основы маркетинга" Котлер Ф. Основы маркетинга. -М, 1990. определяет "предпринимателя" как личность, которая "осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Предпринимательство, по его мнению, это частный случай бизнеса, т.е. деятельности, направленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.

1.2. Состав класса собственников

Предпринимательство, однако, не просто некоторый частный случай бизнеса. Оно исторически и логически является начальной исходной точкой любого бизнеса и в целом рыночного хозяйства. Предпринимательство, поставленное историей в центр капиталистического производства, заметно влияет на динамику общественного развития. Кто же у нас войдет в этот слой? Достанет ли у него трудолюбия, чувства социальной ответственности?

Статистические данные о численности нынешних предпринимателей отсутствуют, представление об этом можно составить лишь по косвенным данным. Так, в конце 1992 г. в России было зарегистрировано около 950 тыс. новых хозяйственных формирований. В этих структурах было занято около 16 млн. человек. В промышленности на условиях аренды работало 3,5 тыс. предприятий. В частной собственности находилось около 6% промышленных предприятий.

Кто же у нас вышел в класс собственников?

Во-первых, теневики всех мастей. Перестроечный курс позволил легализоваться тем, кто делал "бизнес в подполье" и обеспечил условия выхода из тени на свет "протобизнесменов" брежневской эпохи. В одних случаях это была простая регистрация собственности с уплатой налогов, в других - "отмывание" денег, полученных криминальными путями.

Во-вторых, те, кто использовал служебное положение для дополнительных заработков, проявляя завидную энергию в недрах социалистической экономики.

В-третьих, директора и руководители госпредприятий и учреждений. Постоянные неувязки в народном хозяйстве заставляли их поддерживать производство подчас с истинно предпринимательскими усилиями и бешенной энергией. Хозяйственная элита заняла ныне очень выгодные позиции. На их стороне ряд преимуществ: практический опыт управление производством, разветвленные социальные связи и фактическая близость к приватизируемому имуществу. Конечно, директорский корпус неоднороден и предпринимателем не может стать каждый, но в основном это люди не исчерпали себя и набирают темпы деловой активности.

В-четвертых, предприниматели новой волны. Типичные представители ее - грамотные специалисты, которым смертельно надоела косная государственная система научно-исследовательских институтов, государственных предприятий и министерств. Эти люди хотели и умели думать своей головой и делать дело своими руками. Особенно много их оказалось среди физиков, математиков, инженеров высокой квалификации: средний возраст 30-40 лет, многие имеют ученые степени. На этот источник предпринимательства уже обратили свое внимание исследователи.

Настоящей кузницей кадров нового Российского предпринимательства стали военно-промышленный комплекс, обладавший колоссальным человеческим потенциалом, и Академия наук. Умение логически мыслить, отсутствие идеологических шор, хорошее образование, общая эрудиция и готовность к разумному риску позволили им быстро добиться успеха. От составления компьютерных программ через торговлю компьютерами к созданию банков, бирж, холдингов - таков типичный путь многих предпринимателей этого потока.

В-пятых, партийно-государственная номенклатура. Старт в предпринимательство этим потоком был взят в 1989-1990 гг. Переход власти из одних рук в другие, никем не контролируемый, новые формы собственности и доступ к ресурсам обусловили их появление. Начался активный переход номенклатуры в бизнес с прихваченными партийными, комсомольскими и государственными ресурсами. Целый ряд банков, холдингов, концернов, ассоциаций, занимающих ключевые позиции, создан именно номенклатурой. Это стало возможным потому, что на начальном этапе партийно-комсомольские органы и министерства имели наибольшую свободу в создании новых коммерческих организаций: они принимали решения о новых формах собственности. Часть представителей этого потока позднее была отнесена, но многие хорошо укоренились.

В-шестых, люди, пришедшие из специфического советского предпринимательства - сезонных, строительных бригад, старательских артелей, комсомольских центров технического творчества молодежи, студенческих стройотрядов и др. Все эти объединения быстро переросли в посреднические коммерческие структуры.

При всей разнородности социальных источников, стартовых позиций и используемых ресурсов представители перечисленных потоков имеют немало общего. Прежде всего, это разрыв со старой системой. Общими были и высокий потенциал активности, и склонности к действию, и наличие возможностей для действия. Далее. Все они в той или иной степени и форме действовали и прежде, находя для себя ниши в социалистическом хозяйстве, что требовало от них известной изворотливости. Сейчас же появился законный канал для реализации накопленного потенциала в открытые предпринимательские действия. Их объединяет отличительная особенность российского предпринимательства. В сложившемся рыночном обществе предприниматель, как бы ни были его действия новыми, воспроизводит доминирующие социальные отношения. В России собственно-производственная функция предпринимателя сопровождается социальными действиями, которые направлены на изменение социальных отношений, на создание новых (приватизация, формирование независимых субъектов гражданского общества и др.).

Итак, появилась новая социальная сила. Предпринимательский слой только начинается формироваться и его влияние на политику пока невелико.

2.0. Социальные проблемы становления класса собственников

2.1. Условия развития предпринимательства в России

Какие же условия необходимы для развития предпринимательства в нашей стране?

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый и средний бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль.

Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.

Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился, а сейчас снова возобновился. Тем не менее, сейчас у нас в малом и среднем частном бизнесе около 1,5 млн.чел.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого и среднего бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые и средние предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

2.2. Причины преобладания торгово-посреднических предприятий

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

2.3. Условия успеха развития класса собственников

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого и среднего бизнеса является положение о том, что малые и средние предприятия, а также малое и среднее предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое и среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых и средних предприятий.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого и среднего бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Развитие предпринимательства ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого и среднего предпринимательства в нашей стране, на поддержку становления класса собственников.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно средний класс, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, может стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев С. Структура власти и задачи общества. // Нева, 1989, № 1.

2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал, 1993, № 12.

3. Блинова А. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. // Российский экономический журнал. 1994, № 1.

4. Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: Источники формирования и стратегия социального действия. // МэиМО, 1993, № 6.

5. Лапина Н. Предпринимательство в политическом пространстве. // МэиМО, 1993, № 6.

6. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал, 1993, № 12.

7. Носов В. Предприятие и государство: механизм взаимодействия. // Проблемы теории и практики управления 1993, № 6;

8. Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. - М.: Профиздат, 1991.

9. Певзнер А.Г. Новое о малых предприятиях. - М.: АО "Факт", выпуск 2, 1990.

10. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США // Проблемы теории и практики управления, 1990.

11. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. - М.: Экономика, 1990.

12. Симонян Р. Предпринимательство и власть. // Диалог, 1993, № 5-6.

13. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания // Вопросы экономики, 1993.

14. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит, 1992, N1.

Задание 2

Тест на знание понятийно-категориального аппарата.

Выпишите номера тех из приведенных понятий, которые относятся к социологии.

1. Обычаи

62. Банк социологических данных

117. Неравенство

7. Толпа

64. Аффект

118. Касты

9. Фрустрация

65. Коллектив

119. Флегматик

13. Средние слои

66. Социализация

120. Стресс

16. Меланхолик

73. Поколение

121. Сублимация

18. Капитал

74. Сословие

123. Община

20. Банкрот

75. Бюрократия

124. Миграция

22. Мафия

76. Приватизация

127. Товар

23. Роль социальная

78. Потребность

128. Традиции

29. Суггестия

79. Память

129. Бедность

30. Бонус

81. Производство

132. Спрос платежеспособный

31. Производительность труда

82. Субкультура

136. Нация

32. Позиция социальная

85. Психика

139. Воля

39. Общество

87. Анкета

142. Девиация

42. Депрессия

89. Культура

143. Самоуправление

44. Ценности

90. Респондент

144. Аномия

46. Урбанизация

96. Валюта

148. Поставки

47.Класс

97. Статус

149. Опрос

48. Образ жизни

99. Чувство

151. Репрезентативность

51. Биржа

100. Рынок

154. Санкция

54. Престиж

101. Стереотип

155.Интервью

56. Внушаемость

106. Эмоции

156. Наблюдение

57. Рейтинг

108. Интересы

159. Когорта

59. Индексация

110. Мобильность

160. Маркетинг

60. Экстравертный

111. Власть

61. Клан

116. Характер и содержание труда

Задание 3

Вариант 7

1. Социализация - совокупность традиций и норм, передаваемых от поколения к поколению.- Да

2. Статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. - Да

3. Первый закон Макиавелли гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. - Да.

4. Вся мировая социология формировалась как противостояние марксизму. - Да.

5. Чем выше факторы случайности в отборе респондентов, тем выше точность и надежность результатов опроса. - Да.

6. Латентные функции социальных институтов вредны. - Нет.

7. Отличительная черта общества - суверенность. - Нет

8. Скачкообразный вид социального прогресса называют реформой. - Нет, не совсем так. (Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений) при сохранении существующего социального строя).

9. Близость - первичные отношения. - Нет.

10. Любое взаимодействие есть обмен. - Нет

11. Социализация - коммулятивный процесс накопления социальных навыков. - Да

12. Агенты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации. - Нет

13. Делинквентное поведение - преступное поведение. - Да (лат. Delictum - проступок, правонарушение).

14. К социальным группам правильнее относить только территориальные группы. - Нет

15. Малую группу называют вторичной группой. - Нет.

16. В Индии существуют шесть основных и тысячи неосновных каст. - Да.

17. Сущность социального неравенства в том, что меньшинство владеет большей частью национального богатства. - Да

18. Заработная плата характеризует все слои населения. - Да.

19. Перемена религии - пример нисходящей мобильности. - Нет.

20. Социальные революции - причина групповой мобильности. - Да.


© 2010 Рефераты