Рефераты

Социология: объект, предмет и культура социологической системы знания

Социология: объект, предмет и культура социологической системы знания

1

68

Лекция 1.СОЦИОЛОГИЯ: ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЯ

1. Природа социологии и этапы ее становления

Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Несомненно, социология имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты. А поскольку строгие научные методы познания в этот период времени были выработаны и применялись естествознанием, социология испытывает его влияние. В период своего становления социология развивается под общим знаменем позитивизма.

Чем же отличается социология от других наук об обществе?

В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм. Если так называемые частные науки, например, экономические, политические, юридические изучают внутренние закономерности развития отдельных сторон, сфер, подструктур, видов общественных отношений, то социология анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, экономических и политических, правовых отношений, экономики, религии, политики и духовных процессов, что и, позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Типичные существенные взаимосвязи основных сторон, сфер общества образуют законы целостного развития общества.

Подход с позиции анализа общества как целостности характерен также для философии и истории. Однако для философии это целостность мира, для истории - целостность единого исторического процесса. В социологии целостность общества раскрывается как конкретная реальность с помощью не только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не ограничивается рассмотрением общества как целостного образования. Она раскрывает механизмы его функционирования, развития.

Целостность раскрывается в социологии как система социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому предметом социологии является общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития.

Социология отличается от других наук методами изучения. В отличие от философии социология изучает общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей, их связи друг с другом, общество рассматривается социально целым, как система социального взаимодействия, как столкновение различных интересов, ориентации, видов активности.

Основными элементами социологии являются личность, социальная группа, социальная общность. Личность рассматривается не с точки зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей как представитель социальной группы, определенного общества.

Человек всегда включен в сложную систему социально-классовых, поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп, выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом.

Общности анализируются с позиций их места в системе социальных связей, как элементы взаимодействия. Социология рассматривает сложную систему социальных связей: 1) личности и общности; 2) общностей друг с другом; 3) личности, общности и социального целого; 4) общества и природы. При этом анализируются разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения.

Социальное взаимодействие - это процесс взаимного влияния и совместной деятельности. Взаимодействие приводит к становлению новых, более устойчивых и самостоятельных связей - социальных отношений. Как писал немецкий социолог М. Вебер, общество - это и есть социальное взаимодействие.

Сложное взаимодействие социально целого, особенного и единичного понимается как социальный механизм. Это взаимодействие факторов, вызывающих развитие. П. Сорокин считал, что системы социального взаимодействия передают через понятие социального пространства целостность социального мира.

Поскольку социология изучает социальное взаимодействие, можно определить социологию как науку о социальной активности и механизмах, ее обеспечивающих и регулирующих.

Иногда в толковании предмета социологии разграничиваются и даже противопоставляются две тенденции: макросоциологическая и микросоциологическая. Первая определяет социологию как науку, которая выражает целостность общества, раскрывает законы целостного развития. Вторая представляет социологию как науку о поведении. В действительности между этими толкованиями нет противоречия поскольку целостность общества раскрывается через анализ поведения. Э. Гидденс делает вывод, что «социология - наука, изучающая взаимосвязи микро- и макропроцессов через сферу повседневной жизни человека».

Таким образом, социологический подход к изучению общества, социологическое видение общества это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с социально целым.

Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явлений и общества в целом. Анализ процесса в динамике позволяет улавливать тенденции изменений и формулировать прогнозы относительно дальнейшего развития.

Основные элементы социологической системы знания.

Социология имеет сложную структуру. Ее элементами являются общая социологическая теория, специальные социологические теории или теории среднего уровня и конкретно-социологические исследования.

Общая социологическая теория дает представление об обществе как целостном организме, системе социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические подходы к социологическому анализу. В частности, формулируются требования системного анализа, стратификационно-классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явлений во взаимосвязи с другими.

Специальные социологические теории уточняют положения общей социологической теории применительно к отдельным видам, механизмам социального взаимодействия. Различают три вида специальных теорий: 1) Теории, изучающие законы развития и воспроизводства отдельных социальных общностей. К ним относятся

социология города, села, этносоциология и др. 2) Отраслевые социологические теории, раскрывающие закономерности и механизмы жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах. Это социология труда, экономическая социология, социология быта,

социология образования, досуга и др. 3) Теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма. Например, теория социального контроля, теория коммуникаций, теория социальной активности, социология организации и т.д.

Специальные социологические теории конкретизируют положения общей теории, осуществляя переход от общих концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевидения, то следует переходить от общих понятий «общественного сознания», «духовной жизни» к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, ее интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворенность; разрабатывать систему показателей, а потом и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воз- действия. Необходимо при этом иметь также представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дает специальное знание о социальной структуре. Необходимо знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д.

Если мы намереваемся исследовать социально-экономические процессы, то следует обратиться к социологии труда, проанализировать социальные формы труда, условия и его организацию, мотивацию и стимулирование трудовой деятельности.

3-й структурный элемент социологии - конкретно-социологический анализ (теория, методика и техника конкретно-социологических исследований). Это измерение конкретных социальных процессов на основе тех подходов, принципов, понятий, показателей, которые дают общая социологическая и специальные теории. Иногда 3-й элемент называют - эмпирическими исследованиями, но это неточно, ибо здесь тоже присутствует своя теория, в частности, теория измерения. Существует много видов конкретно-социологического анализа. Исследования различаются по масштабам (международные, общенациональные, региональные, местные), по времени действия (длительные и оперативные, проводимые в предельно сжатые сроки) и т.д.

По целям все социологические исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные преследуют цель развития науки. Прикладные ставят цели, задачи, связанные с использованием знания для совершенствования социальных процессов, решения практических задач жизнедеятельности общества.

Все структурные элементы социологии и виды социологических исследований тесно связаны между собой, дополняя, и обеспечивая друг друга, образуя единую систему социологического знания.

Функции социологии.

Социология выполняет многообразные познавательные и практические функции.

Назовем некоторые из них.

Познавательная функция позволяет социологии расширять и конкретизировать знания о сущности общества, его структуре, закономерностях развития. Поскольку социология дает исходные представления об обществе, как целостной системе, часть ее познавательных функций носит методологический характер. Положения социологии имеют методологическое значение для других наук об обществе.

Практическая функция социологии связана с выработкой предложений и рекомендаций направленных на совершенствование социальной жизни. Социолог определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы, процедуры управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.

Прогностическая функция означает, что на основе полученных в процессе конкретных социологических исследований данных можно создавать прогноз развития той или иной области общественной жизни.

Социологические исследования оказывают идеологическое, воздействие. Они привлекают внимание к реальным социальным противоречиям, активизируют деятельность, мобилизуют на качественные преобразования, содействуют формированию социального мышления. В современных условиях, различные политические деятели все чаще обращаются к социологии, ссылаются на социологическую информацию и возникает опасность превращения социологии в инструмент политики. В деятельности социолога большое значение приобретают вопросы профессиональной этики.

Таким образом, идеологическая функция социологии выражается в объективном отражении социальной действительности, нейтральном отношении к классам, слоям, группам;

Лекция 2. История становления и развития западной социологии.

Социология в качестве самостоятельной науки окончательно сформировалась к середине XIX века.

Основоположником социологии является О. Конт. Социология (или первоначально «социальная физика») по Конту, является теоретической дисциплиной, занимающейся позитивными (т.е. научными, по Конту) исследованиями фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам. Социология должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. «Социальная физика» состояла из 2-х взаимосвязанных частей; социальной статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика - процессы социальных изменений.

Позитивная теория общественного прогресса и развития общества, а так же взаимоотношения элементов, сохраняющиеся при всех исторических условиях составили социологическую науку.

Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Все общественные институты он рассматривает, прежде всего, с точки зрения их общественных функций и их роли в деле социальной интеграции социального «согласия», кооперации.

С конца ХIХ века получила развитие органическая школа в социологии. В отличие от предшественников, представители этой школы рассматривали общество как аналог природного организма и пытались объяснить социальную жизнь с точки зрения биологических закономерностей. Общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции..Г. Спенсер большое значение придавал разработке темы социального контроля и его институтов (государства и церкви). Он ввел в научный оборот термин «социальный институт». Всякий социальный институт, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, механизмах самоорганизации совместной жизни людей которые и изучает социология.

В западной социологии XIX - начала XX века существовало направление натурализма, пытавшееся объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках или пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора.

В конце XIX века усиливается психологическая тенденция в социологии, представляющая собой попытку объяснения социальных процессов исключительно психологическими качествами людей. Общественные процессы представители этого направления объясняли действием психологического механизма подражания (Г. Тард), влиянием инстинктов (Мак-Дугалл), иррациональным массовым сознанием толпы (Г.Лебон).

Ф. Тённис считал, что фундаментом организации социальной жизни служат два типа воли: воля сущности и ослабление социальной воли. Все формы социальной жизни Теннис делит на: социальные отношения; группы; корпорации или объединения.

Сознательное, целенаправленное социальное объединение индивидов в процессе их социальных отношении образует группу, корпорация возникает в том случае, если существует внутренняя организация индивидов

Крупнейшим социологом XIX века является Карл Маркс, который вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается, прежде всего, в ней самой. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества. Историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов.

На рубеже XIX и XX столетий социологии осознают ограниченность абстрактно-теоретических методов познания. Ставится вопрос о выделении социологии в качестве

самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.

Э. Дюркгейм считал, что социальная жизнь, возникала в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации. Э. Дюркгейм рассматривает общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Поэтому оно имеет физическое и моральное превосходства над индивидами. Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда. Оно создает общественную связь в современном обществе. Предмет социологии составляет рассмотрение социальных фактов, которые существуют объективно от индивида, но оказывают на него принудительное воздействие. Дюркгейм подчеркивал, что именно они являются «элементами социальной реальности и их совокупность есть общество»:

М. Вебер считал, что суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы их наделяем. Методом изучения этого субъективного смысла должно быть «понимание» - субъективная процедура раскрытия сущности социальной реальности.

Для Г. Зиммеля общество представлялось как процесс социального взаимодействия людей, устойчивыми формами взаимодействия между ними являются мода, соревнование, конфликт и т.д.

Продолжили европейские традиции в социологии американские школы: такие как структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона, символический интеракционизм Дж. Г. Мида, теории социального обмена и социального конфликта, феноменологии и этнометодологии.

Интенсивному развитию американской социологии способствовали принципы свободы научного исследования от ценностей, прагматизма и приоритета эмпирических исследований. Большое влияние на развитие науки оказала Чикагская школа социологии, которая соединила эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Выработка прикладных рекомендаций по воздействию на поведение и установки людей явилась предметом индустриальной социологии.

Согласно функциональному подходу общество - это единый организм, который состоит из частей, элементов, выполняющих определенные функции. Последние направлены на удовлетворение общественных потребностей и обеспечивают целостность и устойчивость общества. Общественные процессы и явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Общество сохраняет устойчивость, поскольку реализуются все необходимые для социального организма функции, в том числе функция социального контроля. По Т. Парсонсу, существует четыре основных функции социальной системы: адаптация, целедостижение, интеграция и воспроизводство структуры, которые обеспечиваются различными подсистемами общества. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, воспроизводства структуры - система верований, мораль, институты образования, воспитания и др. Целостность общества достигается путем интеграции общепринятых социальных ценностей и норм. Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

Р. Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции, и скрытых (латентных) функций. По Мертону, одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим. Дисфункции преодолеваются в процессе постепенных изменений.

Широкое распространение получил методологический подход к анализу общества с позиций теории конфликта. Основные идеи конфликтного подхода были сформулированы еще К. Марксом, который считал, что социальное неравенство, присущее обществу, неизбежно порождает конфликты и неустойчивость общества. В этом плане общими чертами общества являются не устойчивость и согласие, а господство, конфликт, подавление. Конфликт возникает, ибо люди в соответствии с их экономическим положением разделены на противоположные и антагонистические классы. Классовая борьба пронизывает всю историю, ее обострение приводит к революционному взрыву. Дальнейшее развитие конфликтологическая парадигма получила у М. Вебера, Р. Дарендорфа, Л. Козера. М. Вебер говорит о трех линиях социального неравенства: богатстве, престиже и власти. Р. Дарендорф главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими.

Существует ряд теорий, которые считают, что принцип функционирования общества можно объяснить только через совокупность индивидуальных действий, через интеракцию, взаимодействие индивидов. Это, прежде всего, теория социального обмена Дж. Хоманса, теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолтера и др., теория символического интеракционизма Дж. Мидаи Г. Блумера.

Дж. Хоманс считает, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения, и наказания. Сторонники теории справедливого обмена придают особое значение справедливому характеру вознаграждения. Согласно теории символического интеракционизма люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют на эти значения, символы, а не на стимулы. Г. Горфинкель разработал теорию этнометодологии, которая требует изучения принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей.

В 70-90-х годах в западную социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа, переход от описательности фактов к аналитическим обобщениям. Нормой становится синтезирование, а не полемическое теоретизирование. Примером такого синтезирования принято считать концепцию многомерности Дж. Александера, концепцию структурализации Э. Гидденса, теорию социальной коммуникации Ю. Хабермаса, теорию социального становления П. Штомпки.

Лекция 3. Становления развитие отечественной социологии.

В нашей стране социология имеет свои особенности, свои этапы развития. Российская социология возникла в конце 60-х годов XIX и достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований. Социология отражала требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Для неё был характерен синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой.

Методологией науки первоначально выступал позитивизм, который существовал в виде следующих подходов: органицизм (П. Лилиенфельд, А.Стронин и др.); географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и др.), психологизм Е. де Роберти, С. Южаков; субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, и др.; генетическая социология М. Ковалевского; историческая социология В. Ключевского. Особняком стояла органицистская концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского, которая получила широкое признание лишь в начале XX в. На смену позитивизму пришло неокантианство, стремящееся к «пониманию» субъективного, ценностного смысла социальных процессов. Его представители: Б. Кистяковский, П. Новгородцев, В. Хвостов, Л. Петражицкий и другие. В последующие годы сформировалось направление, опирающееся на эмпирические исследования и бихевиористскую методологию. К нему, в частности, принадлежал такой крупный социолог, как П. А. Сорокин, разработавший несколько принципиально важных социологические концепций: социальной стратификации и мобильности, культурной типологии истории социологии и т.д.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) является создателем первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса на основе идей органицизма и биологизма. Своей теорией культурно-исторических типов Данилевский в работе «Россия и Европа» (1869г.) возвестил о начале кризиса идей европоцентризма и эволюционизма. Фундаментальной особенностью предложенной им схемы развития общества является отрицание фактов взаимодействия и взаимного влияния народов в ходе истории и абсолютизация уникальности неповторимой внутренней ценности различных культур. По Данилевскому, история общества есть история борьбы обособленных друг от друга локальных систем с окружающей их средой и между собой.

Другим не менее оригинальным отечественным социологом раннего периода был Лев Ильич Мечников (1838 - 1888). Главное его произведение -«Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии, и в этом качестве стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В этой же работе он обосновывал и свою любимую мысль о «нарастании общечеловеческой солидарности» как критерия общественного прогресса.

Евгений Валентинович де Роберти (1843 - 1915) принадлежал к числу тех позитивистски ориентированных отечественных социологов, которые в качестве определяющего функционирования общества выдвигали психосоциальный фактор. Центральной категорией у него стало понятие «надорганическое». С одной стороны, это - высшая социальная форма проявления мировой энергии, а с другой, - продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: от простейших психофизических отношений людей до глобальных психологических взаимодействий в форме общественных процессов и явлений, которые подразделяются на четыре группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, или поведение, куда входят техника, экономика, право и политика. Эта классификация стала основой теории «четырех факторов цивилизации» де Роберти.

Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900) стоял у истоков субъективного направления. Личность и ее положение - ключ к пониманию его системы. Именно индивид является единственной реальной движущей силой общества. Социология занимается исследованием форм солидарности между сознательными органическими особями.

Николай Константинович Михайловский (1842 - 1904) стал продолжателем применения в социологии «субъективного метода». Социология имеет дело с явлениями, имеющими цель, в отличие от явлений природы. Следовательно, социолог не может относиться к этим явлениям беспристрастно, он всегда привносит свою субъективную оценку, связанную с этическими нормами, критериями и отношением к «идеалу», справедливости.

Личность всегда находится в состоянии войны с обществом, ее необходимо спасти от социального контроля.

Таким образом, задача социологии состоит не в изучении объективных свойств социальных процессов и явлений или закономерности объективного развития, а в исследовании целеполагающих и этических факторов человеческой деятельности, т.е. прежде всего индивида, личности и конструируемого ею социального идеала. Именно развитие личности является целью общественного прогресса, средством же такого развития является преодоление отчуждения личности от общества, возвышение ее над ролью простого придатка (средства ) общества. На этом же утверждении определяющей роли личности в истории основана и знаменитая концепция «героя и толпы», в которой Михайловский абсолютизирует роль выдающейся личности в истории.

Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала деятельность Максима Максимовича Ковалевского (1851 - 1916). Он называл социологию позитивистско-ориентированной генетической наукой. Ковалевский отрицал односторонний детерминизм в объяснении социальных явлений и утверждал, что причиной социальных изменений является постоянно идущий процесс социальных взаимодействий и взаимовлияний и, таким образом, не существует единого определяющего социального фактора. Так в объяснении причин прогресса биосоциальный фактор - рост населения, его объема и плотности приводит к социальной дифференциации и появлению новых социальных групп.

В социологии весьма высоко ценятся концепция и эмпирические исследования социальной мобильности и стратификации, разработанные Питиримом Александровичем Сорокиным. Социальная мобильность - есть естественное внеисторическое нормальное состояние общества и включает в себя регулярные перемещения не только индивидов, групп, но и социальных объектов (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано в процессе человеческой деятельности, из одной социальной позиции в другую. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне общественной стратификации. Вертикальная мобильность (профессиональная, политическая и экономическая) - перемещение индивида из одного пласта в другой, причем в зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух типах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей, т.е. социальном подъеме и социальном спуске. Существуют определенные механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам («сита»), которые регулируют и фильтруют мобильность. Субъектом мобильного движения может быть не только индивид, но и социальная группа.

Историческая судьба советской социологии после Октябрьской революции складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в сфере институционализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической мысли, работали такие известные представители этой мысли, как П.А. Сорокин, Н.К. Кареев и др.

Одновременно с этим всё сильнее становилось влияние новой, энергично развивающейся марксистской социологической парадигмы, которая была нацелена на утверждение только собственных теоретических представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли. Поскольку уже в 1922 г. из страны были высланы такие крупные отечественные мыслители - философы, социологи и экономисты, как П.А. Сорокин, П.Б. Струве, П.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.

В 20- 30-е годы в ходе проводившихся исследований социологов и социальных психологов была выявлена важная роль социального фактора в производственной деятельности человека, получена чрезвычайно важная статистика по проблемам классовой структуры, образования и культуры.

В связи с этим предпринимались разнообразные и часто небезуспешные попытки создать науку об управлении производством. Здесь следует отметить работы П. М. Керженцева, А. К. Гастева и др. Большое значение имели исследования вопросов прикладного характера в области научной организации труда и производства. Важную роль здесь сыграли работы Гастева, который возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ). Исходя из основных установок Ленина и необходимости научной организации труда и производства при социализме, он анализировал основные организационные факторы труда и поведения работника, процесса формирования культуры труда, опираясь на современную технику и технологические процессы.

После 1929 года, когда социология была объявлена лженаукой, она могла развиваться только в рамках иных отраслей знания (философии, истории, экономического, юридического знания и др.).

Лекция 4. Методология и методика прикладных социологических

исследований.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии: знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Прикладное, как и фундаментальное социоло-гическое исследование, предполагает разработку программы. Хотя, в отличие от первого, прикладное исследование - эта относительно «скромная» работа, но в ней без программы не обойтись. Причем, как и в фундаментальном исследовании, в прикладной работе приходится использовать практически весь известный арсенал методологического знания, инструментария, процедур. Элементами программы являются: определение проблемы и темы исследования; формулирование его цели и задач; теоретический анализ проблемы; выдвижение гипотез; выбор принципиального плана исследования; опреде-ление объекта, типа выборки; разработка методики сбора материала; создание техники сбора данных; поиск способа обработки материала; составление рабочего плана.

Программа позволяет представить, что надо делать, посредством чего выполнить задуманное, как осуществить намеченное.

Цель - один из основных элементов поведения и сознательной деятельности индивида. Характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности.

Задачи прикладного социологического исследования - это один из разделов методологической части программы. Представляют собой совокупность установок, в которых формулируются требования к анализу и решению проблемы. Задачи - это ступени, ведущие исследователя к достижению цели. Смысл задач - получение новой информации: знаний важных для исследователя фактов, воспроизведение их системы, получение общей картины изучаемого явления.

Интерпретация (от лат. interpretation - истолкование, объяснение) - разъяснение смысла любого проявления деятельности (слов, жестов, знаковых систем) с целью их понимания. В прикладной социологии истолкование основных понятий, используемых в исследовании, - непременное условие успеха.

Гипотеза в прикладном социологическом исследовании - это научное предположение о структуре объекта.

Для проведения исследования необходимо определить генеральную и выборочную совокупности. Генеральная совокупность - множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению в рамках программы исследования. Это множество имеет какую-либо общую характеристику, которая указывает на принадлежность элементов к данной системе. Например, все жители города, имеющие право голоса, являются генеральной совокупностью системы «городской электорат». Выборочная совокупность - подмножество элементов, которое избирается для эмпирического исследования. Смысл конструирования выборки состоит в том, чтобы обеспечить максимально возможное подобие выборки генеральной совокупности. С этой целью в социологическом исследовании используют понятие «репрезентативность». Репрезентативность (от фр. representatif'- представительный) - это свойство выборки представлять характеристики генеральной совокупности.

Для построения выборки используют методы целевого и случайного отбора

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относятся способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, и другие специализированные процедуры.

Видами конкретных социологических исследований являются: пилотажное социологическое исследование, т.е. разведывательное или пробное исследование, описательное социологическое исследование, аналитическое социологическое исследование. Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; процедурная часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов сбора первичной социологической информации: социологический опрос, анализ документов, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику социального процесса. Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. Анкетный опрос - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности, о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного, целенаправленного, заранее запрограммированного диалога интервьюера с респондентом.

Наблюдение - один из методов социологического исследования, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Тестирование (или тест) - метод изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению.

Измерение социальных установок - определение общей ориентации человека на определенный социальный объект и измерение установок с помощью шкалирования.

Методы социометрии - методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.

Анализ документов позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Метод анализа документов - документ это источник, содержащий информацию о социальных факторах и явлениях общественной жизни. Этот метод открывает возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

Контент - анализ - метод количественного изучения содержания социальной информации, исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста документа о состояниях и свойствах социальной реальности.

Метод “Фокус-групп”- используется для изучения “оценки” новых явлений на уровне “подсознательного”, чтобы информация, выражающая эмоциональное восприятие нововведений, была очищена от идеологических штампов, стандартов общественных норм.

Социологические методы позволяют изучать объективные отношения, через их отражение в сознании их носителей.

Лекция 5. Социальные институты в социальной структуре

общества. Институт семьи.

1. Понятие института и институционализация

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.

· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.

· принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Семья представляет собой сложный социальный феномен. Она является самой древней естественной исходной общностью людей, связанных кровным родством. Вместе с тем это малая контактная группа взаимодействующих друг с другом людей, особая форма взаимодействия. Наконец, это особый социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм, организационных форм.

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Американский социолог Н. Смелзер пишет: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей». Известный советский исследователь семьи А.Г. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества. Он рассматривал семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Как особый социальный институт, как элемент социальной структуры семья тесно связана с экономикой, особенности семьи, ее исторические типы определяются господствующими экономическими отношениями. Семья не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников, наличие общих элементов быта, семейного домашнего хозяйства, разделения труда. Проживание вместе связано в отдельных семьях с совместным производством, т.е. семья может выступать и как экономическая категория.

На семью оказывают влияние и другие социальные институты: политика, системы морали, права, культура. Для каждого вида культуры характерно преобладание тех или иных черт семьи. В связи с развитием потребностей общества институт семьи постоянно изменяется и развивается. Так при переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. Домашнее хозяйство перестает быть основной экономической единицей, происходит разделение дома и работы. Осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых, родительских. Происходит переход от стабильной многодетной семьи к малодетной и массовой однодетной семье. Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям.

Семейная власть может основываться на традиционных представлениях, на экономическом преобладании или моральном авторитете. Неравноправие женщины в обществе влечет за собой неравноправие в семье. Утверждение прав и свобод женщины ведет к утверждению и в семье равноправия.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты