Одна из важнейших при-чин, обусловивших довольно позднее отпочкование социоло-гии от других наук -- от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), кри-минологии (Великобритания) -- и становление ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопре-деленности предмета социологического знания.
Обычно, согласно сложившейся традиции, при определе-нии предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные от-ношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общнос-тей, социальные процессы, социальная жизнь.
В «Международной энциклопедии социальных наук» пред-мет социологии определяется как «изучение социальных агре-гатов и групп в их институциональной организации, институ-тов и их организаций, а также причин и последствий измене-ний институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, разви-тия, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп.
Некоторые авторы (Р. Ферис) считают, что отправным по-нятием современной социологии является понятие «соци-альная структура», а основным содержанием категории «соци-альное» -- «равенство--неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и струк-туры социологического знания.
Можно привести еще целый ряд аналогичных определений предмета социологии. Сравнительный анализ этих определений дает известное представление о том, что выступает в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о предмете социологии социологи еще не пришли.
При вычленении социальной сферы жизнедеятельности об-щества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать и об экономике, демографии и других обще-ственных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о специфических особенностях той или иной науки, из са-мых различных объектов окружающей действительности долж-ны вычленяться те связи и отношения, которые качественно отличны от других связей и отношений и которые тем самым становятся предметом именно данной науки и никакой другой.
Определяющим свойством предмета социологического зна-ния является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. За-дачей социологии является исследование этих связей и отно-шений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в. различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, спо-соба их организации являются исходными для понимания от-личительных особенностей предмета социологического зна-ния, а социальных закономерностей -- для понимания его сущности.
Специфика социологии как науки заключается в том, что она: а) разрабатывает общую социологическую теорию, кото-рая позволяет понять общество как единую объективно-субъек-тивную социальную систему; б) акцентирует внимание на со-циальных или асоциальных действиях личностей; в) анализиру-ет и оценивает последствия этих действий в человеческом измерении с позиций не среднестатистического, а конкретного человека и укрепления социальных связей; г) ставит вопрос о социальной ответственности людей, совершающих те или иные социальные действия или принимающих те или иные решения. Социология, в данном понимании, это наука об общих и спе-цифических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных сис-тем, о механизмах и формах проявления этих законов в деятель-ности личностей, социальных групп, классов, народов, соци-альной ответственности властных структур и личностей за соци-альные последствия совершаемых действий.
Понятие социального. Чтобы лучше понять содержание по-нятия «социальное» и его отличие от понятия «общественное», сделаем небольшой исторический экскурс. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отноше-ний используются два понятия -- «общественный» (gesellschaftlich) и «социальный» (soziale). Маркс и Энгельс использова-ли понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сто-рон -- экономической, политической, идеологической; когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизне-деятельности, к их собственному положению и роли в обще-стве и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» (soziale) и соответственно говорили о «социальных отношениях».
В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось с понятием «гражданское». С последним поняти-ем связывалось взаимодействие людей в пределах конкретных со-циальных общностей (семья, класс и т. д.) и общества в целом.
Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Эн-гельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон его жизнедеятельности -- общественным отношениям, неко-торые ученые-марксисты в советское время стали отождествлять понятия «общественное» и «социальное»; постепенно ушло из научного оборота и понятие «гражданское общество».
Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая со-циология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от поня-тия «общество» (society), традиционно использовалось в уз-ком (эмпирическом) значении, что вызвало известные труд-ности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal), используемое для характеристики общества в це-лом, всей системы общественных отношений (экономичес-ких, социально-политических и т. д.).
В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в из-вестной степени обусловлено и некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использова-лись понятия «общественное» и «гражданское». При этом поня-тие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «об-щественное», а понятие «гражданское» относилось к юриди-ческой науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.
Социальное -- это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами ин-дивидов в конкретных условиях места и времени. Любая систе-ма общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выра-женный социальный аспект.
Социальное есть результат совместной деятельности раз-личных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимо-действии.
Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детер-минируется различиями их места и роли в конкретных обще-ственных структурах, что проявляется, в свою очередь, в раз-личных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.
2. Объект и предмет социологии
Основные компоненты знания. В социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: зна-ние и средства его получения. Первый компонент -- социологическое зна-ние -- включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент -- это и от-дельные методы, и собственно социологические исследования.
Методологическое знание включает мировоззренческие и ме-тодологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о со-циологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.
Знание о предмете -- это специально построенные класси-фикации, или типологии, концептуальные или математичес-кие модели, гипотезы и теории, статистические данные.
В социологии применяются частнонаучные методы (напри- мер, наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии -- это средства получения и си-стематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (ис-следовательской) деятельности; регулятивные нормы или правила; совокупность приемов и способов действия; порядок (схему или план) действий.
Приемы и способы исследования выстраиваются в опреде-ленной последовательности на основе регулятивных принци-пов. Последовательность приемов и способов действий называ-ется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.
Методика -- это реализация метода в целом, а следователь-но, и его процедуры. Она означает привязку одного или ком-бинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или раз-работку методического инструментария (совокупности мето-дов), методической стратегии (последовательности примене-ния методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.
В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследова-нии, от связи с другими методами.
Методика включает в себя технику. Техника -- это реализа-ция метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (техника составления анкеты).
3. Структура и уровни социологического знания
В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпи-рические.
Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональ-ный и генетический. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Рас-смотрение вопроса в таком аспекте предполагает нахождение связующих звеньев между аппаратом теории и данными на-блюдения и эксперимента, выявление способов эмпирической проверки теоретических положений и т. д. Это возможно лишь при условии, что уже сформировался теоретический уровень научного знания и речь идет об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. При этом «обратная связь» теории с эмпирией становится важнейшим движущим фактором даль-нейшего совершенствования и развития самого теоретического аппарата науки. Теоретический уровень науки выступает здесь как элемент ее сложившейся, хотя и изменяющейся, развива-ющейся структуры. Второй -- генетический -- аспект пробле-мы соотношения теоретического и эмпирического знания в науке касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии на-уки к ее теоретической стадии.
Социологическое знание, независимо от его уровня, харак-теризуется двумя функциями: функцией объяснения социальной действительности и функцией ее преобразования.Деление социологии на «теоретическую» и «эмпирическую» связано с уров-нями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии; деление же социологии на «фундаментальную» и «приклад-ную» -- с ориентацией (функцией) социологии: на собствен-но научные или практические задачи. Так, эмпирическое иссле-дование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель -- построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социо-логии. Если его цель -- выработка практических рекоменда-ций, то оно относится к прикладной социологии. Исследова-ние, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи -- преобразование действительности. То же относится и к теоре-тическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.
Эмпирические социологические исследования по своей организационной структуре и характеру решаемых исследова-тельских задач отличаются от традиционной теоретической ис-следовательской деятельности. Включая в себя элементы теоре-тического знания, необходимые для предварительного анализа изучаемого социального объекта и обобщения полученных ре-зультатов, эмпирическое социологическое исследование требу-ет от ученого умения решать множество организационных про-блем; предполагает профессиональное владение специфичес-кими исследовательскими приемами и навыками получения первичной социологической информации (проведение опро-сов, интервью), математическими методами ее обработки и анализа. Поэтому грамотное проведение социологического ис-следования не только предполагает овладение социологом спе-цифической суммой знаний и навыков, но и требует большого профессионального опыта. В настоящее время внутри самой со-циологической исследовательской деятельности происходит определенная дифференциация исполнительских функций (методологи, методисты, математики и др.), что обусловлено сложностью и уникальностью различных этапов социологичес-кого исследования.
По характеру получаемого знания исследования делят на ме-тодологические (знание о знании) и неметодологические (знаниео предмете). Результатом методологического исследования явля-ются методологические знания, т. е. знания не о предмете соци-ологии, а о средствах исследования этого предмета (методы, процедуры). Заметим, кстати, что фактически методологические исследования являются метатеоретическими, следовательно, могут быть отнесены к сфере метасоциологии.
Методологические исследования относятся к любому уров-ню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии.
В социологии имеют место не только научные или приклад-ные исследования, но и смешанные, в которых решаются и научные, и практические задачи. Независимо от того, прово-дится исследование на одном или двух (теоретическом и эмпи-рическом) уровнях знания, является ли только научным или прикладным, оно, как правило, включает в себя решение ме-тодологических вопросов.
В общем случае социологическое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоя-тельное исследование. Первая стадия -- собственно методологи-ческая -- связана с разработкой программы исследования на ос-нове либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново, специально предназначенных для данного исследования. Здесь могут решаться вопросы, касающиеся применения обще-научных принципов или методов. Как теоретические, так и эмпи-рические знания выполняют на этой стадии методологическую функцию. Вторая стадия -- эмпирическая -- связана с получе-нием эмпирического знания. Это прежде всего полевое исследо-вание, работа на объекте, сбор социологической информации, ее обработка и анализ. В результате могут быть получены эмпи-рические знания (статистические данные, классификации), по-зволяющие на их основе не только строить теоретическое зна-ние, но и формулировать практические рекомендации. Третья стадия -- теоретическая -- связана с получением теоретическо-го знания, построением, например, типологии, формировани-ем и развитием социологических теорий. Возможно, что практи-ческие рекомендации могут быть даны лишь на этой стадии, а не на предыдущей. Возможно также, что для формулировки практических рекомендаций достаточно одного лишь теоретичес-кого исследования с использованием уже имеющихся эмпири-ческих знаний, без проведения специального эмпирического ис-следования.
Следует различать социологические и социальные исследо-вания. Социологические исследования посвящены изучению законов и закономерностей функционирования и развития различных социальных общностей, характера и способов взаи-модействия людей, их совместной деятельности. Социальные исследования, в отличие от социологических, наряду с фор-мами проявления и механизмами действия социальных зако-нов и закономерностей предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономи-ческих, политических, демографических и др., т. е. наряду со спе-цифическим предметом (экономикой, политикой, населением) изучают социальный аспект -- взаимодействие людей. Таким об-разом, социальные исследования являются комплексными, про-водятся на стыке наук, т. е. это социально-экономические, соци-ально-политические, социально-психологические исследования.
Подобно любой другой науке, социология выполняет в обществе две основные функции - познавательную и практическую. Она является одним из инструментов самопознания общества и важным средством практического решения социальных проблем. Познавательная роль социологии заключается в том, что она способна давать точную и объективную информацию о различных сторонах общественной жизни. Одна из задач социологического познания - просвещение различных слоев населения, предоставление им объективной информации о происходящих в обществе процессах. Социологическое знание играет уникальную роль в системе современной культуры, способствуя росту образованности населения, распространению научных знаний о чело-веке и обществе. Оно противостоит различным спекулятивным доктри-нам, социальной мифологии и мистике. Медленное развитие социологии в условиях господствующего несколько десятилетий в стране тотали-тарного режима может быть объяснено тем обстоятельством, что объективное социологическое знание подрывало господствующую в обществе социальную мифологию и коммунистическую утопию, а пото-му власть имущие с подозрением взирали на социологию. С момента своего возникновения социология вела решительную борьбу с религиоз-но-мистическим взглядом на социальный мир, утверждала возможность рационального понимания человека и общества, активно участвовала в прогрессивных общественных преобразованиях.
В современной социологии присущие ей познавательные функции могут реализовываться самыми различными способами в зависимости от той системы социологического знания, с которой взаимодействует чело-век.
Макросоциологическая теория общества дает нам информацию о закономерностях функционирования общества в целом. С позиций системной модели общества, в русле которой осуществляется боль-шинство макросоциологических исследований, общество рассматривает-ся как особый тип социокультурной системы, нормальное функционирование которого обеспечивается деятельностью различных социаль-ных структур и институтов.
Более подробную информацию о различных формах общественной жизни людей - социальных группах, общностях и организациях, дают отраслевые социологии. Социология семьи, например, объясняет нам причины трансформации семьи в современном индустриальном общест-ве, превращения ее в моногамную, раскрывает причины ее нестабиль-ности. Социология образования вскрывает причины "образовательной революции", обусловленной уникальной ролью научных знаний в совре-менном обществе. Социологическое изучение социальной стратифи-кации помогает понять позитивные и негативные последствия социаль-ного неравенства и т.д. Многие характерные черты и особенности современного индустриального общества впервые были глубоко осоз-наны и исследованы социологической наукой. Скажем, такие, как уникальная роль среднего класса в социальной структуре общества, специфика городского образа жизни, особенности досуговой культуры и поведения, феномен бюрократии, специфика молодежной субкультуры и др.
Не подлежит сомнению, что социология призвана сыграть выдаю-щуюся роль в самопознании нашего общества, просвещении различных слоев населения, осознании перспектив общественного развития. В последние годы обсуждение результатов социологического изучения общественного мнения стало привычным атрибутом нашей повседнев-ной жизни.
Широкое распространение социологических знаний в современном обществе приводит к тому, что они становятся составной частью социального бытия, активно воздействуют на общественное сознание в целом и различные его формы - искусство, литературу, политику, экономику. Это дает основание говорить об усиливающейся тенденции социологизации общественного сознания, которая осуществляется в процессе распространения в обществе социологической информации средствами массовой коммуникации.
Наше общество сегодня напоминает гигантскую социальную лабо-раторию, в стенах которой осуществляется уникальный исторической эксперимент: ломка старого тоталитарного режима и построение нового социального строя. Важнейшая задача социологии - дать объективную картину происходящих в стране перемен, показать, как они отра-жаются в сознании людей, вскрыть объективные причины, тормозящие прогрессивное развитие общества и др. В связи с этим закономерно встает вопрос о том, каковы конкретные пути реализации практической функции социологии.
Основная практическая функция социологии заключается в создании Асоциально-информационной базы для осуществления органами государ-ственного управления эффективной социальной политики в самых раз-' личных отраслях - экономике, культуре, образовании, здравоохра-нении, в сфере борьбы с различными социальными патологиями -преступностью, алкоголизмом и др. Любое рационально обоснованное управленческое решение предполагает обязательное наличие подобной информации. Потребность в ней ощущается остро именно теперь, когда общество переживает трудный процесс радикальных экономи-ческих преобразований.
Наличие подобной информации позволяет социологу осуществлять экспертную оценку ответственных государственных решений: прави-тельственных постановлений, законодательных актов и др. Практика обязательной, закрепленной законодательством социальной экспертизы существует в ряде зарубежных стран, и она себя оправдала. Примеры привлечения социологов в качестве экспертов существуют и в нашей стране, но они довольно редки. Можно предположить, что практи-ческая эффективность многих крупных, принятых на общего-сударственном уровне постановлений, в том числе касающихся темпов проведения экономической реформы в нашей стране, была бы гораздо выше, если бы она опиралась на социологическую информацию и к их научной разработке были бы привлечены социологи. Использование этой информации в управленческой практике может служить действен-ным заслоном на пути волюнтаризма и субъективизма, рецидивы которых все еще дают о себе знать в управленческой деятельности.
Социологическая информация необходима не только для создания информационной базы принимаемых управленческих решений, но и для регулярного контроля за их практической реализацией, поскольку она обеспечивает обратную связь между управляющим органом и субъек-тами управления. В нашей стране пока нет налаженной системы проведения подобного рода исследований. В простейшем случае функ-цию такого регулятора или посредника выполняют зондажи обществен-ного мнения, оперативно проводимые в крупных городах телефонные опросы, выясняющие отношение населения к различным аспектам проводимых реформ. Имеющийся опыт их проведения говорит о том, что даже этот простейший тип зондажного исследования способен приносить огромную пользу органам управления страной или регионом, помогает вносить коррективы в проводимую политику.
Особенно следует отметить диагностическую функцию социоло-гических исследований, проводимых с целью выяснения состояния объекта, недостатков и отклонений в деятельности социальных инсти-тутов, организаций и коллективов. Социологический анализ дает воз-можность определить "уровень заболеваемости" изучаемого явления, прогнозировать будущее состояние и наметить меры по его улуч-шению.
Переживаемый страной социально-экономический кризис вызвал к жизни немало отрицательных явлений в духовной атмосфере страны, обусловил кризис многих социальных институтов. В этих условиях возрастает ценность изучения общественного мнения, оно становится настоящим барометром общественного мнения, благодаря которому мы узнаем о колебаниях в настроении и оценках людьми многих зло-бодневных проблем. Большая работа была проведена отечественными социологами по диагностике социальной напряженности, аккумули-рующей в себе многие болевые точки современной общественной жизни.
Среди детерминант, определяющих уровень социальной напряжен-ности, которую авторы отождествляют с эмоциональным возбужде-нием и психическим беспокойством широких слоев населения, выделя-ются следующие факторы: кризис в экономике, дезорганизация власт-ных структур, криминогенная обстановка, нерешенность экономических вопросов, межнациональные конфликты. Проведенный диагноз сос-тояния социальной напряженности в стране, дополненный изучением динамики ее изменения, дают возможность авторам прогнозиро-вать на ближайшие годы сохранение социальной напряженности в стра-не. И хотя методология и методика изучения социальной напря-женности пока еще далеки от совершенства, тем не менее достаточно очевидно, что даже грубый анализ этого чрезвычайно важного фе-номена общественного сознания имеет огромное практическое зна-чение. И надо надеяться, что правительственные органы, прово-дящие реформы в стране, так же как и администрация на местах, используют подобную информацию в своей практической дея-тельности.
Другой важный вид прикладного исследования - оценочное исследо-вание. Суть его довольно проста: оно проводится в тех случаях, когда в ходе реализации той или иной социальной программы возникает потребность в оценке и контроле за ее осуществлением. Отсюда дру-гое название - программное оценивание. В США, например, где подобные исследования популярны, оценочные исследования прово-дятся в ходе реализации образовательных программ, некоторых финан-совых программ, подготовки и переподготовки рабочей силы, в области охраны окружающей среды и др. "Заказчиков" оценочного иссле-дования, в роли которого обычно выступают государственные органы, как правило, интересует, что происходит с конкретной программой в специфических условиях7.
Задача социолога в этом прикладном исследовании заключается в том, чтобы квалифицированно перевести интересующие заказчика проблемы в исследовательские вопросы, в частности, точно зафикси-ровать аспекты программы, интересующие заказчика и подобрать соот-ветствующие методические и технические приемы получения объек-тивной социальной информации.
Структура современной социологии довольно сложна и состоит из нескольких взаимосвязанных уровней. Первый образует "чистые" фун-даментальные или базисные исследования, нацеленные на приращение и увеличение нового знания, открытие различных закономерностей по-ведения человека и общественной организации. Второй -- формируется системой прикладных социальных исследований, призванных, опираясь на знания фундаментальные, изучать различные социальные явления и проблемы, вынося конкретные практические рекомендации, способные существенно изменить и модифицировать изучаемые объекты. Нако-нец, третьим компонентом выступает социальная инженерия, которой занимается особая категория социальных ученых совместно с адми-нистрацией и органами управления, внедряющие на практике рекомен-дации социологов. В нашей стране социальная инженерия осуществляется посредством многочисленных служб социального развития, создаваемых на предприятиях и в организациях. Между тремя ука-занными компонентами социологии нет жесткой границы: прикладные исследования могут, например, решать и познавательные задачи, а социальная инженерия иногда выступает составной частью прикладных исследований.
Указанная модель социологического познания призвана обеспечить эффективную связь науки с жизнью. Она давно сформировалась в об-ласти естествознания, но в сфере социально-гуманитарного знания усваивается с большим трудом. В пользу этой модели перспективного развития социальных наук свидетельствует отнюдь не только аналогия с естественными науками, но и в значительной мере опыт развития социальных наук на Западе, особенно в США, где эта модель получила признание еще в период до 2-й мировой войны, а в настоящее время каждый из названных компонентов социологического знания представ-ляет собой довольно разветвленную систему исследовательской дея-тельности. Нелишне здесь упомянуть и о том, что в США прикладные социальные исследования превратились в последние годы в весьма прибыльную отрасль индустрии, затраты на которую, по оценкам специалистов, составляют несколько миллиардов долларов ежегодно и продолжают увеличиваться.
К сфере фундаментальных исследований относятся не только теоре-тические разработки, но и эмпирические исследования. Специфика современной социологии как науки эмпирического типа такова, что подавляющую часть фундаментальных изысканий составляют как раз эмпирические, экспериментальные исследования, нацеленные на фак-туальное обоснование теории или ее модификацию. «Что же касается исследований прикладного характера, то они, как правило, являются сугубо эмпирическими. Круг изучаемых явлений в обоих типах иссле-дований может совпадать, но специфика исследовательских подходов существенно разнится. Исследования фундаментального характера имеют дело с "теоретическим" идеализированным объектом, что предполагает использование специфического языка описания и наблю-дения. К тому же фундаментальные разработки решают в основном познавательные задачи, связанные с поиском универсальных объясни-тельных принципов. «Иное дело исследования прикладного типа, прово-димые с целью решения конкретных проблем в различных областях общественной жизни - экономике, культуре, образовании, науке и т.д. Поскольку их главной задачей является формулирование такого рода обобщений и рекомендаций, которые должны способствовать решению определенной социально значимой проблемы, то язык описания и анализа изучаемых явлений должен быть максимально простым и понятным "заказчику" - различным фирмам и организациям, государ-ственным органам управления. Если специалист в области прикладной социологии начнет излагать результаты своего исследования на научно-теоретическом языке, то возможно возникновение конфликтной ситуации, в силу непонимания используемой терминологии "заказ-чиком".
В то же время в некоторых случаях затруднительно провести рез-кую грань между фундаментальными и прикладными исследованиями, ибо в достаточно квалифицированном прикладном исследовании полу-ченные результаты могут иметь и научно-познавательную ценность, способствовать приросту научных знаний в отдельных областях. Именно такое промежуточное положение занимают многие эмпиричес-кие исследования, проводимые в отраслевых социологиях - социологии семьи, религии, образования и др.
В США и других западных странах прикладные исследования финансируются чаще всего различными правительственными агент-ствами, привлекающими социологов наряду с представителями других общественных наук для получения социальной информации, исполь-зуемой для подготовки и осуществления различных национальных программ, например, в области борьбы с преступностью, решения проблем бедности, для проведения реформ в сфере образования, культуры и др. Проведением социологических исследований, главным образом изучением общественного мнения занимаются и многие неза-висимые исследовательские центры, как например институт Гэллапа, служба Харриса и др., осуществляющие эти опросы с 30-х годов.
У нас таких центров пока очень мало, изучением общественного мнения населения страны занимается открытый в 1989 г. Всесоюзный центр изучения общественного мнения. Наряду с ним существует и немало других, как правило, негосударственных исследовательских центров, в том числе и региональных, но они пока мало авторитетны по причине отсутствия квалифицированных кадров и слабой материально-финансовой базы. Прикладными исследованиями занимается также ряд научных центров Российской академии наук - Институт социологии и Институт социально-политических проблем.
По подсчетам специалистов в США ежегодно на различного рода прикладные социальные исследования расходуется около 5 миллиардов долларов, из них более половины - на изучение общественного мнения. В нашей стране масштабы проводимых прикладных исследований значительно скромнее. Тем не менее, в последние два десятилетия сложилась устойчивая, хотя и недостаточно эффективная практика использования результатов социологических исследований в разработке различных государственных программ - экономике, образовании, куль-туре и др. Проводятся исследования и по злободневным проблемам -преступности, алкоголизму, наркомании и др. В прошлые годы резуль-таты этих исследований зачастую оседали мертвым грузом в госу-дарственных органах и партийных комитетах, считались секретными и не доводились до общественности.
Сложнее обстоит дело с проведением фундаментальных иссле-дований. В годы тоталитарного режима они ошибочно отождествлялись с социально-философскими исследованиями в области теории истори-ческого материализма и научного коммунизма, которым отводилась роль общесоциологической теории. Идеологическое удушение социоло-гии привело к тому, что она развивалась у нас по преимуществу как прикладная наука. Фундаментальных теоретических и эмпирических социологических изысканий проводилось крайне мало. Поэтому обра-зовалось серьезнейшее отставание отечественной социологии от уровня мировой социологической мысли. Для развития фундаментальных исследований необходима соответствующая интеллектуальная среда, которую в западных странах образуют многочисленные социологи-ческие факультеты, отделения и кафедры университетов. Они, как правило, имеют независимый статус, обусловленный автономной ролью университетов как научных центров, что и позволяет им сосредо-точиться на проведении "чистых" фундаментальных исследований. Именно наличие этой особой университетской среды служит пита-тельной почвой для существования академической социологии, пред-ставители которой концентрируют свои усилия главным образом на решении познавательных проблем. К тому же определенная часть фундаментальных социологических исследований получает государст-венное финансирование, выделяемое по линии различных правитель-ственных организаций, таких, как например, Национальный научный фонд в США. Правда, следует отметить, что доля научных академи-ческих разработок в последние два десятилетия имеет тенденцию уменьшения. Большая часть исследований проводится на стыке фунда-ментальных и прикладных исследований, т.е. в отраслевых социоло-гиях. В то же время, прикладные исследования переживают период бурного расцвета, превратившись, по сути дела, в особую индустрию по производству знаний.
Расширение масштабов социологического образования в нашей стра-не, открытие социологических кафедр и факультетов, преодоление идеологических штампов и стереотипов, наконец, большой интерес к развитию социологии со стороны разных слоев общества, вполне могут создать ситуацию, благоприятную для организации фундаментальных исследований, что в свою очередь послужит важным стимулом для подъема отечественной социологии.
Список использованной литературы
Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/под ред. акад. Осипова Г. В. - М.: Норма, 2003.
Комаров М. С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994.
Радугин А. А. Социология. - М.: «Центр», 1996.
Общая социология: Учеб. пособие /Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА - М, 2004.