Рефераты

Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества: региональный аспект

Коммуникативно-рекреативная деятельность продуцирует, прежде всего, номинацию «мы друзья, компания», а также несколько нижестоящих в иерархии номинаций «фанаты», «члены какого-либо клуба», «спортсмены» и др.

На стыке двух указанных видов деятельности наших респондентов (учебной и коммуникативно-рекреативной) образовались такие номинации, как «мы одногруппники, студенческая группа» (20,7%).

Однако небольшая доля респондентов, осознающих свою профессиональную идентичность: лишь один из пяти респондентов указал на общность со своими одногруппниками, один из шести - с выбранной профессией, специальностью, а со студентами своего вуза, специальности - всего 3% опрошенных студентов - подтверждают вывод о достаточно высоком уровне абстрактной идентификации современных студентов.

Низкие показатели непосредственно профессиональной идентификации студентов, проявляющиеся как в Мы-, так и в Я-концепциях, на первый взгляд вступают в противоречие с соответствующими данными по спектру выявленных в ходе исследования прямых мотивов поступления и обучения в вузе. Действительно, почти 67 % респондентов назвали профессиональную ориентацию как основной мотив поступления в вуз и около 80 % - как мотив обучения в вузе. Однако анализ содержания и структуры косвенных мотивов свидетельствует, что профессиональная ориентация воспринимается студентами-респондентами как ориентация не на конкретную профессию, а на получение некоторых знаний в области возможной профессии.

Вторую пару идентификаций в иерархии рангов Мы-концепции составляют номинации: «идентификация с людьми, землянами» - «идентификация с семьей». Почти 50 % респондентов идентифицировали себя с данными макросоциальными общностями. Следует признать, что эти номинации дополняются такими же достаточно абстрактными категориями, как общество (24,1 %), родина (14,9 %), страна (14,5 %). Это отражает характерный для студенчества как возрастной группы вид идентификации - общечеловеческую идентификацию.

В то же время опрошенные студенты достаточно ясно осознают свою принадлежность к семье (47,9 %) как общности, в которой они выступают, прежде всего, в качестве сыновей или дочерей (39,9 %) и в меньшей степени - как брат или сестра (16,6 %). Осознание себя частью своей семьи подтверждается влиянием родителей на выбор вуза, в который поступил респондент. Среди мотивов поступления в вуз мнение родителей занимает в иерархии мотивов третье место после профессиональной ориентации и доступности поступления.

Третью группу парных категорий составили номинации «общество» (24,1 %) и «молодежь» (29,6 %). Общечеловеческая идентификация дополняется в иерархии Я-номинаций идентификацией двумя абстрактными категориями «человек» (60,1%) и «личность» (56,8%), которые еще в большей степени символизируют обобщенность и умозрительность идентификации, что свойственно данной возрастной группе.

Около трети молодых людей выделили в качестве референтной группы свою поколенческую общность (номинации «молодежь» и т.п.), которая дополняется половой идентификацией («девушка», «парень»). Эту номинацию из третьей группы рангов назвали более 40% респондентов в иерархии рангов Я-концепция. Данные идентификации подтверждают, что студенчество - это пора не только учебы и получения определенных профессиональных знаний, но и период любви, нахождения будущих супругов. Именно этим обстоятельством объясняется высокий уровень у студентов соотнесения себя с конкретным полом.

Последней значимой парой в иерархии рангов Мы-идентификация являются номинации «россияне» (15,8%) и «представители определенного этноса, нации» (14,9 %). Категория «россияне» сопрягается с другими номинациями данного порядка, а именно: «страна» (14,5 %), граждане РФ (13,9 %). В иерархии Я-концепция осознают себя «гражданином РФ» почти каждый пятый респондент, что коррелирует с Мы-номинацией. Наблюдается соотношение и во второй категории данной пары. В Я-концепциях идентифицируют себя с определенной нацией, этносом 17,9 %.

Итак, студенты чаше ощущают общность «Мы» со следующими социальными объектами:

а) с первичными, микросоциальными группами, с которыми наиболее часто общаются - «друзья, компания», «группа студентов», «коллеги, коллектив» (в основном в учебной среде), а также семья;

б) с макросоциальными общностями - «люди, земляне», «общество», «страна», «россияне»;

в) с мезосоциальными общностями, в которых выделяются поколенческая общность - «молодежь», специфические социально-слоевые группы, являющиеся референтами для определенной части студентов, «будущие специалисты», «интеллигенция», «образованные люди», «элита», а также различные корпоративные общности досугового профиля - «фанаты, члены клуба», «спортсмены».

Иерархия видов и типов Я-идентичностей отличается от соответствующей иерархии Мы-идентичностей незначительно. Респонденты в номинации «Я сам» чаше ощущают свою общность с социальными объектами, во-первых, макроуровня («человек», «личность»), во-вторых, микроуровня («друг», «подруга», «дочь», «сын») и, в-третьих, с общностями мезауровня («девушка», «парень», «будущий специалист») (см. Табл.2; Рис. 8).

Таблица 2.

Иерархия Я-номинаций студентов

Ранг

Номинация

Относ. частота

1

Студент

61,9

2

Человек

60,1

3

Личность

56,8

4

Парень, девушка

44,1

5

Друг, подруга

43,9

6

Дочь, сын

39,9

7

Гражданин РФ

19,0

8

Представитель этноса, нации

17,9

9

Сестра, брат

16,6

10

Индивид

13,1

11

Лидер

10,2

12

Индивидуальность

8,9

13

Член общества

8,3

14

Любящий, любимый

7,6

15

Умный

6,3

16

Студент своего вуза

5,4

17

Мировоззренческие черты

4,8

18

Спортсмен

4,4

19

Член клуба

4,3

20

Собеседник

4,2

21

Муж, жена

4,0

22

Неординарная личность

4,0

23

Фанат

3,8

Таким образом, судя по самоописаниям студентов, наиболее предпочитаемые данной социальной категорией частные идентичности получили достаточно сбалансированное развитие в обеих «внутриличностных концепциях» респондентов (как в Я-, так и в Мы-концепциях). При сопоставлении иерархий двадцати трех наиболее «популярных» Я- и Мы-номинаций обнаружился целый ряд парных категорий, обозначающих соответствующие частные идентичности личности, (см.: Табл.1, 2 и Рис. 1,2) Приоритетные места в обеих иерархиях занимают такие пары: «студент - студенты», «человек - люди», «друг (подруга, товарищ) - друзья (компания)», «дочь (сын), сестра (брат) - семья», «представитель профессии (будущий специалист) - представители профессии (будущие специалисты)», «гражданин РФ - сограждане, граждане РФ», «член общества - общество (страна)» - и др. Заметим, что преобладающее большинство из доминирующих парных номинаций обозначают различные виды социальных идентичностей. Следовательно, среди доминирующих социальных идентичностей наиболее значимы следующие виды: социопрофессиональная идентичность дружеская, семейная, корпоративная, гражданская, коллективистская.

В то же время, учитывая осознаваемые персональные номинации и в Мы-концепциях, и в Я-концепциях, можно представить следующую картину личностной идентичности «среднего» студента. Прежде всего, отмечаются аскриптивные характеристики: постулируется тот факт, что он является «человеком», осознающим свою половую и этническую принадлежность. Он ощущает себя «личностью», «индивидуальностью» и выделяет те или иные свои персональные межличностные роли, социально-психологические характеристики и мировоззренческие черты. В данный период жизни основной вид его социальной деятельности - это учеба, что выражается в осознании своей ролевой идентичности «студент», а также в самовосприятии себя в качестве «представителя выбранной профессии» и «будущего специалиста». Наряду с этим выделяются наиболее важные ролевые идентичности. В микросоциальной среде - это, прежде всего, «друг, подруга», затем «сын, дочь». На макросоциальном уровне - он осознает себя «гражданином» своей страны или просто «членом общества».

При сопоставлении полученных нами результатов с данными других исследований личностной идентификации молодых людей и населения России в целом мы выделили такие различия.

Во-первых, многие исследователи современного российского общества сетуют на отсутствие или слабую сформированность у наших соотечественников корпоративных социогрупповых идентичностей См.: Климова С.Г. Определения групп «мы» и «они» // Социологические исследования. - 2002. - № 6. - С. 83-93.. Социальные идентичности этого вида играют важную роль в создании основы для формирования гражданского общества. Благодаря подобным мезосоциальным идентичностям «социальная ткань как бы прошивается изнутри...» См.: Там же. - С. 88.. В нашем опросе значительная доля студентов демонстрирует свою включенность в различные контактные мезосоциальные общности, соответствующие их интересам, ценностям, стилю жизни. В основном это объединения досугового профиля: спортивные организации, объединения фанатов (в различных сферах), студенческие клубы и т.п. Эта тенденция более значимо проявляется в Мы-концепциях студентов. Следовательно, можно предположить, что данные группы играют роль референтов для индивидов и могут объединять их на основе чувства общности и солидарности действий, что способствует формированию так называемых «корпоративных» идентичностей. Такого рода социальные идентичности, вероятно, могут служить «материалом» для построения гражданского общества.

Во-вторых, общероссийские опросы последних лет свидетельствуют о снижении уровня макросоциальной идентификации среди наших соотечественников См.: Аврамова Е.М. Формирование новой российской макроидентичности // Общественные науки и современность. - 1998. - № 4. - С. 19-29.. Данные нашего исследования обнаруживают позитивный факт - около половины опрошенных студентов ощущают Мы-общность с макросоциальнымм объектами. Из них 49,5% молодых людей причисляют себя «землямам», 24,1% - к абстрактному понятию «общество» и примерно по 15-13 % называют себя «россиянами» и «гражданами, согражданами РФ». В то же время отметим следующее - 20 % респондентов осознают свою принадлежность к макросоциальным общностям на уровне Я-концепции. Соответственно, лишь такое количество опрошенных студентов, предположительно, обладает сформированной макросоциальной идентичностью.

Анализ общей картины идентификационных стратегий-респондентов позволяет сделать следующие выводы. Социальная идентичность относительно сформирована и в Я-, и в Мы-концепциях студентов. При этом по сравнению с другими социальными группами и российским населением в целом представители студенчества демонстрируют сравнительно высокую социальную включенность не только на микросоциальном, но и на мезо- и макросоциальном уровнях. Следовательно, вышеуказанные тенденции свидетельствуют в пользу благоприятных предпосылок для позитивной социальной идентификации и активной адаптации молодых россиян в условиях современных социальных трансформаций.

2.2. Самоидентификационный портрет студента Ставропольского края

Для формирования целостного представления о социокультурном портрете современного студента Ставропольского края был использован метод анкетного опроса. В этих целях респондентам была предложена анкета, вопросы которой мы подбирали с учетом общей концепции социокультурной самоидентификации, предполагающей интеграцию индивидов на основе общих взглядов, ценностных установок, норм поведения, интересов и других особенностей; и которые, по нашему мнению, могли бы позволить составить целостный самоидентификационный портрет студента. Кроме того, при составлении вопросов анкеты мы старались методологически ориентироваться на общую структуру культуры, рассматривая культуру межличностного общения, аксиологическую составляющую, спектр нравственно-этических вопросов и другие компонеты. Учитывая все вышеперечисленные идентификационные составляющие, мы запланировали опрос, позволяющий выявить единые ценностные ориентации, психологические особенности, нравственные характеристики, профессиональную ориентацию и другие показатели.

На основе существующих определений студенчества как социальной, социокультурной, социально-профессиональной, социально-демографической группы мы, разделяя мнение И.В. Милициной См.: Милицина И.В. Культурная самоидентификация студенчества: Дисс. канд. социол. наук. - Челябинск, 2000. - С. 84-96.

, определяем студенчество как особую идентификационную группу, объединенную возрастом, спецификой труда, особыми условиями жизни, поведением и психологией, определяемой общим видением мира, общими ценностями и идеями в едином культурном поле.

Придерживаясь данной позиции, на основе анализа основных специфических черт идентификационной группы «студенчество» (возраст; переходность социального статуса; подчиненность, несамостоятельность и другие), а также учитывая основные факторы и направления социокультурной самоидентификации в регионе и результаты проведенного социологического исследования, мы попытались составить социокультурный портрет современного студента и провести между теорией и эмпирикой.

Наиболее целесообразным представляется начать составлять социокультурный процесс студенчества, начиная с первых курсов.

Анализируя первую объективную характеристику студенчества - возраст, нами выделены следующие возрастные группы среди студентов первого курса:

· абитуриенты, успешно выдержавшие вступительные экзамены и ставшие студентами-бюджетниками в 17 лет, именно эта группа в последствии станет интеллектуальным ядром студенческого коллектива (27% опрошенных);

· абитуриенты, не отличающиеся в школе глубокими знаниями и способностями и поступившие в вуз на бюджетное место с помощью материальной поддержки родителей (оплаты подготовительных курсов, репетиторства и т.д.) (33 % опрошенных);

· абитуриенты с невысоким интеллектуальным уровнем, поступившие в вуз на договорной основе (20% опрошенных);

· абитуриенты 18-20 лет, не поступившие в вуз сразу после школы, проработавшие год-два по предполагаемой специальности; как правило, именно эти студенты являются организационным ядром коллектива, его формальными лидерами (9 % опрошенных);

· 19-20 летние студенты-первокурсники, окончившие средние учебные заведения, либо прошедшие службу в армии; это зрелые, сложившиеся личности, оценивающие поступление как решительный и осознанный шаг (11 % опрошенных). (Рис.1)

Психологические характеристики студентов, прежде всего, детерминируются возрастом. Здесь следует отметить стремление студенческой молодежи к максимальной самореализации, обусловленное повышенной активностью. В молодом возрасте происходит лучшее усвоение и запоминание больших объемов разноплановой информации. Именно поэтому студенческие годы - это время интенсивного обучения, когда осуществляется процесс получения как общегуманитарных и естественнонаучных знаний (первый- второй курсы), так и узкоспециализированных (третий-четвертый курсы).

Особенной чертой студенчества, особенно первокурсников, является такое качество, как корпоративность, обостренное чувство гордости, высокая оценка собственного интеллекта. По итогам проведенного опроса ставропольских студентов номинация «Я - студент» и «Мы - студенты» поставлены на первое место и выбраны 61,9 и 63,6 % опрошенных соответственно.

Обретение нового социального статуса формально воплощается и в особой, новой организации труда и жизни, требующей самостоятельности решений, умения рационально использовать время, решать экономические и бытовые проблемы, а также способствует формированию полноценной, гармоничной личности. Кроме того, только молодой возраст способствует открытому принятию всего нового. Это психологи объясняют тем, что студенты пока еще лишены груза жизненного опыта, привычек, традиций, поэтому легко усваивают такие инновации, как компьютерные технологии, нетрадиционные направления в культуре и искусстве и многие другие.

Следующей специфической чертой студенчества является особый вид деятельности - учеба: овладение знаниями и приобретение навыков профессионального труда. Особенность организации учебного процесса в вузе заключается в цикличности: учебный год делится на два семестра, каждый из которых заканчивается сессией - периодом сдачи зачетов и экзаменов по пройденным дисциплинам. Важным фактором успешного обучения на первом курсе является мобильность студента, то есть его способность оценить отличие школьного учебного процесса от вузовского и включиться в него. Поскольку обучение в школе предполагает регулярную подготовку домашнего задания, жесткий контроль со стороны учителей, то в первом семестре первого курса студенты чествуют себя достаточно свободными. Читается всего 5-7 предметов, вводятся новые формы получения знаний - лекции, объединяющие студентов нескольких групп одной специальности, не требующие специальной подготовки, но требующие умения слушать и способности усваивать предложенный преподавателем материал; семинары - как особые формы занятий в одной группе по какому-либо предмету, не являющиеся жесткой формой контроля знаний См.: Милицина И.В. Культурная самоидентификация студенчества: Дисс. канд. социол. наук. - Челябинск, 2000. - С. 84-96.

.

В результате интервью нами было установлено, что следствием такой организации учебного процесса, значительно отличающейся от школьной, у студентов-первокурсников возникает мнение о легкости обучения в вузе и возможности освоения материала, запланированного в течение семестра, за короткий период перед сессией. Но уже ко второму-третьему семестрам, то есть ко второму курсу, складываются определенные идентификационные типы:

· студенты, регулярно посещающие лекции и семинары, своевременно выполняющие текущие задания и удачно сдающие экзамены в период сессии (35 % опрошенных);

· студенты, умеющие сосредоточиться за короткий отрезок времени перед сессией, ухитриться сдать вовремя зачеты, хотя лекции посещали нерегулярно и на семинарах не отвечали (43 % опрошенных);

· студенты, крайне редко посещающие аудиторные занятия, систематически имеющие задолженности (22 % опрошенных). (Рис.2)

Отталкиваясь от данных проведенного социологического опроса, можно провести оценку материального положения студентов. Анализируя особенности условий труда и быта, можно разделить студенческую молодежь на две большие группы:

· студенты, обучающиеся в родном городе, проживающие, как правило, в семьях родителей, в большинстве своем распоряжающиеся своей стипендией по воле родителей. Они не планируют бюджет, что определяет их экономическую защищенность и материальную зависимость, но этим ребятам не удается прочувствовать настоящую студенческую жизнь (42 % опрошенных);

· иногородние студенты, проживающие в общежитиях и на съемных квартирах; несмотря на материальную поддержку родителей, самостоятельно планируют свой бюджет; часть из них расходуют всю денежную сумму за несколько дней, а потом «перебиваются», испытывая массу затруднений; другая часть - планомерно тратит выделенные родителями деньги, не испытывая сильных затруднений (58% опрошенных). (Рис.3)

Согласно полученным данным у 94 % опрошенных студентов основным источником доходов является материальная поддержка родителей и близких, а у 6 % - такой поддержки нет. Вторым по значимости источником получения доходов является стипендия, но следует отметить, что стипендию в государственных вузах получает только 1/3 студентов, а в коммерческих вузах ее вообще не платят. Только 12 % опрошенных имеют возможность где-то подрабатывать в свободное время и, таким образом, иметь, дополнительный заработок.

Еще одним важным идентификационным параметром, позволяющим раскрыть социокультурный портрет современного студента, является ценностный компонент. В существующей литературе по представленной проблематике, приводятся различные градации ценностей студенческой молодежи, на основе чего можно сделать вывод о том, что студенты гармонично сочетают в себе прагматизм и значимость нематериальных ценностей. В исследовании, проведенном Ю.Р. Вишневским и Л.Я. Рубинной, посвященному исследованию социального облика студенчества 90-х гг., среди наиболее значимых ценностей выделены следующие:

1) дело по душе, интересная работа (58 %);

2) хорошие верные друзья (57, 2 %);

3) высокий заработок, материальное благополучие (57 %);

4) доброжелательные отношения в семье (56 %);

5) удовлетворенность в любви (53 %) См.: Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. - 2000. - № 2. - С. 56-64; Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. - СПб., 1995; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 1998. .

Второстепенные позиции заняли такие ценности, как слава, власть, хорошие связи и другие.

Анализируя ценностные ориентации ставропольского студенчества (Рис. 4), следует подчеркнуть, что приоритетной ценностью современных студентов является желание иметь хороших, верных друзей. Этот выбор можно объяснить, прежде всего тем, что каждый человек стремится жить по законам группы, поскольку он нуждается в группе и зависит от нее. Как писал Т. Гоббс «…без языка люди жили бы одиноко, каждый из них замыкался в себе и не общался бы с другими» Гоббс Т. Левиафан. - М., 1990..

Здоровье было выбрано 75 % опрошенных и занимает второе место, понимая, что здоровье дает возможность получить высококачественное образование и найти достойную работу. На третье место был поставлен интеллект - 74 % опрошенных.

Такие традиционные ценности, как любовь, родственные отношения занимают по-прежнему достаточно высокие позиции - 70, 56 % соответственно.

Немаловажную роль в структуре ценностей занимают деньги. Возрастание денег как ценности коррелируется с развитием рыночных отношений в России. Для современного российского общества характерно формирование нового члена социума - собственника. Деньги становятся для молодежи одновременно и целью, и средством.

Весьма интересным, на наш взгляд, оказались низкие показатели религиозной веры (20%) и национальных традиций (18 %). Это объясняется рядом факторов, в том числе и тем, что современная молодежь оказалась под натиском большого количества религиозной информации секуляризационного и атеистического характера, что усугубляется реальным дефицитом религиозной литературы.

Современная молодежь, живущая в век информации, характеризуется отсутствием каких-либо мировоззренческих ориентиров. Процесс деидеологизации, затронувший российский социум в начале 90-х гг. ХХ века, привел к разрушению фундамента, на котором происходит формирование определяющих ценностей. Поэтому неслучайно такая ценность, как национальные традиции приоритетна лишь для 18 % респондентов. Таким образом, сама собой определяется значимость и необходимость введения в учебные планы национально-регионального компонента, способствующего пробуждению национального самосознания. Это весьма актуально в настоящее время, когда наблюдается массовое проникновение контркультуры и значительная часть граждан игнорирует веками устоявшиеся традиции. Тем не менее, тот факт, что респонденты дополняли анкету такими ценностями, как патриотизм, верность, порядочность, дает надежду на хорошее будущее См.: Тимерманис И.Е. Профессионально-ценностные ориентации будущих специалистов // Политехник. - 2006. - 29 сентября. .

Анализируя данные анкеты можно увидеть, что молодежь желает учиться и получить хорошее образование, поскольку за углубление специализации высказался 51 % опрошенных, за усиление общенаучной специализации - 32 %.

Несмотря на растущую дифференциацию молодежи среди студентов превалируют общие социально-психологические установки и ориентации. Современное поколение отличается плюралистичностью в идейных позициях и оптимистичностью взглядов на будущее.

Таким образом, полученное распределение студентов по типам ценностных предпочтений, отражает противоречивость современных социальных процессов. Студенты пытаются найти себя, выразить свою индивидуальность, что является непременным условием для полноценной самореализации.

По нашему мнению, не совсем оправданно утверждать о единой системе ценности всей студенческой молодежи в целом, поскольку ценностные приоритеты студентов-гуманитариев несколько отличны от ценностей студентов-естественников, или сдентов-технарей.

По результатам проведенного нами опроса студентов вузов г. Ставрополя нами были выделены следующие типы ценностных ориентаций студенчества:

· гуманитарно-художественный тип - включает духовные ценности студентов-гуманитариев, идентифицирующих себя с «эстетами», при этом ориентации «эстетов» могут быть различными, поскольку мир искусства очень разнообразен (22 % опрошенных);

· компьютерно-технический тип - включает ценностные ориентации студентов технических вузов, которые считают, что современный человек - это человек, находящий общий язык с компьютером и автомобилем (18 % опрошенных);

· гедонистический тип - студенты, которые хотят наслаждаться жизнью без особых усилий (18 % опрошенных);

· гармоничный натуралистический тип - студенты, осознающие реальность экологической катастрофы, любящие природу и слышащие ее голоса (17 % опрошенных);

· мобильный тип - включает ценностные стратегии студентов, считающих, что ведущее место в жизни должны занимать следующие качества: предприимчивость, мобильность в условиях рыночной экономики, деловитость (15 % опрошенных). (Рис. 5).

Анализируя профессионально-ценностные ориентации современного студенчества следует остановиться на следующих определяющих моментах.

По данным последних социологических опросов, упомянутых выше См.: Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. - 2000. - № 2. - С. 56-64; Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. - СПб., 1995; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 1998., в конце 90-х годов планировали работать в государственном секторе 25 % опрошенных, 42 % респондентов предполагали связать с коммерческими структурами, примерно 16 % хотели заняться дальнейшей научно-исследовательской деятельностью, учиться и работать за рубежом желало 16% опрошенных, посвятить себя дому и семье - 14 % респондентов.

В нашей анкете студентам было предложено назвать три наиболее популярные профессии. На первом месте была названа профессия юриста (41,3 %), экономиста (32,5 %) - на втором месте и профессию психолога выбрали 7,7 % опрошенных.

Данные нашего опроса подтвердили исследование, проведенное социологами Санкт-Петербургского госуниверситет в 1998 году. В результате исследования было опрошено 2710 молодых россиян из 20 городов, и установлено, что список престижных профессий возглавляют экономические и юридический профессии; третье место занимает профессия предпринимателя, а четвертое - менеджера См.: Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. - № 3. - С. 125. .

По данным исследования, проведенного под руководством В.Т. Лисовского, профессию юриста выбрали 51,8 % респондентов, врача - 33,2 %, экономиста - 30, 2 %, предпринимателя - 28,0 %. В этой связи сделан вывод о том, что иерархия престижных профессий значительно расходится со структурой спроса на труд См.: Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 41..

Согласно результатам нашего исследования, на первом месте оказалось желание получить престижную работу (48 %), нежели социальная установка на учебу как средство получения интересной работы.

В тоже время около 56 % студентов только приблизительно представляют профессию, по которой им реально предстоит работать после окончания вуза. Именно это, по нашему мнению, является одной из важнейших проблем не только вузов, но и страны в целом. Примерно 50 % студентов высказали опасение по поводу трудоустройства после окончания вуза, а 28 % - сомневаются в самореализации себя как специалистов.

Большую заинтересованность студенчества вызывает вид будущей деятельности. Так, управленческий вид деятельности выбрали 38 % опрошенных, инженерную предпочли - 33 %, коммерческую - 31 %, научной работой хотели бы заниматься 28 %, педагогической - всего 6 %. (Рис. 6)

В настоящее время в условиях социальных перемен система образования также переживает кризис, проявляющийся в том, что изменились как сами потребности общества, так и преобразовались финансово-экономические условия существования вузов. В этой связи необходимо сделать вывод о том, что среди студентов наблюдается падение престижа науки и авторитет педагогической деятельности. Следовательно, возникает проблема кадров, которые будут готовить будущих специалистов в нашей стране. Для решения данной проблемы необходима серьезная государственная политика в области образования, обеспечивающая социальный престиж образования и науки. На наш взгляд, именно университеты должны стать главными инновационными центрами, выступающими в качестве главных проводников идей социального развития, а также «выпускников» подлинной интеллигенции XXI века.

Для выявления мотивации студенчества к обучению в высшем учебном заведении в анкету было включено несколько вопросов, позволяющих составить представление об этом. Результаты исследования представлены на рисунке 7.

По мнению опрошенных студентов, поступление в высшее учебное заведение - это значимый и важный этап в жизни, позволяющий перейти на одну ступень выше в вертикальной социальной стратификации общества.

Общей целью поступления в вуз для всех респондентов было получение диплома о высшем образовании (42 %). Как отмечают социологи, в представлениях большинства респондентов цель получить диплом представляет собой формальную примету высшего образования в целом.

Вторую по значимости мотивацию составляет желание респондентов получить выбранную специальность, то есть овладеть конкретными знаниями, умениями и навыками для того, что бы в будущем работать по профессии (33,7 %). Следует обратить внимание на то, что среди опрошенных мужчин цель получить специальность несколько ниже, чем у женщин, поскольку там есть другая позиция - это желание избежать службы в рядах вооруженных сил. Следовательно, у студентов технических специальностей данные показатели выше, нежели у гуманитариев, так как технические специальности предпочитают в большей степени мужчины.

Желание сделать карьеру преследуют 18,6 % опрошенных. В основном это студенты достаточно хорошо материально обеспеченные; менее обеспеченные стремятся получить диплом и овладеть специальностью. Как показали результаты исследования, мотивационные позиции пятикурсников и первокурсников отличаются. Первый курс воспринимает получение диплома как недосягаемую перспективу, а пятикурсники, находящихся на завершающей стадии обучения, интересует, прежде всего, получение специальности и будущая карьера.

Для того чтобы сопоставить полученные в ходе исследования результаты и выявить самооценку самих студентов в нашем интервью мы предложили им ответь на вопрос «Кто такой современный студент?». Результаты были получены самые разные. В таблице 1 и на рисунке 7 представлены наиболее популярные ответы.

Таблица 1.

Наиболее популярные ответы ставропольских студентов на вопрос «Кто такой современный студент?»

п/п

Варианты ответов

Доля, %

1.

Это те, кто стремится получить достаточно хороший уровень знаний, чтобы обеспечить достойную карьеру в будущем

23

2.

Это веселые, жизнерадостные люди

20

3.

Это те, кто обучается в высшем учебном заведении

14,9

4.

Это оригинальные, интересные люди

12,1

5.

Это будущая интеллигенция

9,6

6.

Это умные, всесторонне развитые люди

8,4

7.

Это те, кто любят весело провести время

7,5

8.

Это бедные и вечно голодная молодежь

6,7

9.

Это молодые люди, которые сами строят свое будущее

5,3

10.

Это молодые, хорошие люди

3,5

Опираясь на полученные ответы можно составить самоидентификационный портрет студенчества ставропольского края. Современные студенты - это умные, интересующиеся люди, нацеленные на получение хорошего образования. Преследуя данную цель, они стремятся реализоваться в будущем как интеллигенция. Студенческая молодежь отличается жизнерадостностью и беззаботностью, любит весело провести время, но не в ущерб основному виду деятельности - учебе.

Характеризуя самоидентификационный образ современного студента необходимо обратить внимание на то, о чем говорилось немного выше, а именно о том, что ценностные приоритеты студентов, обучающихся на технических специальностях, несколько иные, чем ценности студентов-гуманитариев. При проведении нашего исследования мы пытались проследить данный момент и, анализируя полученные данные, попытались провести аналогию. Таким образом, оказалось, что более прагматичными, четко настроенными на получение знаний оказались студенты, обучающиеся по техническим специальностям в отличие от гуманитариев.

В тоже время гуманитарии более чувственны, эмоциональны, оригинальны и интересны. Именно среди студентов гуманитарных специальностей большинство охарактеризовало себя как умных и всесторонне образованных людей.

Как показало исследование, на технических специальностях вузов обучается большинство молодых людей, поэтому их ответы на вопрос: «Кто такой современный студент?» ответили, что это веселые, беззаботные и жизнерадостные люди, любящие хорошо провести время. Среди гуманитариев учится больше девушек, которых в большей степени затрагивают социальные проблемы, именно это, на наш взгляд, дало основание на образ современного студента как бедного и голодного молодого человека.

Возрастная специфика студенческой молодежи подчеркнута в ответах и гуманитариев, и технарей. Поскольку и те, и другие обозначили такую позицию, как «студенты - это молодые, хорошие люди. Кроме того, обе категории студентов самоидентифицировали в равной степени себя с частью молодежи, которая сама строит свое будущее.

Несмотря на представленные различия в существующих представлениях о самих себе все студенты единодушно подчеркнули корпоративность, гордость за принадлежность к студенчеству (83 % опрошенных) и верят в настоящую студенческую дружбу (87,5 % респондентов).

Для формирования целостного представления о самоидентификационном портрете студенчества целесообразно обратиться к психологическим и нравственным характеристикам студенческой молодежи. Наглядно результаты представлены на рисунке 8.

Таким образом, анализируя полученные данные, можно констатировать, что весьма интересной является позиция «расчетливость», выбранная 31,5 % респондентов. На наш взгляд, данная позиция обусловлена, прежде всего, спецификой учебной деятельности, а именно сдачей экзаменов, зачетов, контрольных и курсовых работы. В условиях нехватки времени студенты стараются воспользоваться помощью сокурсников и каким-то образом приспособится к ситуации. Так считает большая часть студентов первых - третьих курсов. Хотя с родными и друзьями студенты весьма искренни и открыты. Это подтвердили 21,5 % опрошенных. Студенты-пятикурсники имеют несколько иное представление о самих себе и идентифицируют себя с серьезными и рассудительными людьми (27 %). В то время как 17 % опрошенных отметили безответственность и легкомыслие в качестве отличительных признаков студенчества, подчеркнув тем самым возрастную специфику данной идентификационной группы.

Такие позитивные личностные качества, как бескорыстие и доброта занимают самую низкую позицию и выбраны в качестве приоритетных всего 7,5 % опрошенных. На основе принципов морали, являющихся тем идентификационным кодом, который определяет духовные качества личности, детерминирует поведение личности в обществе.

Для анализа внеучебных интересов и увлечений студенчества в анкете были запланированы такие вопросы: «Как, по Вашему мнению, обычно проводят свободное время студенты?» и «Каковы, на Ваш взгляд, основные увлечения студентов?». Здесь мы также постарались учесть отдельно мнение студентов, обучающихся по техническим специальностям и по гуманитарным. Для большей наглядности результаты были преобразованы в столбчатую диаграмму. (Рис. 9)

Анализируя полученные данные, можно проследить, что обе группы студентов (гуманитарии и технари) на первое место поставили общение с друзьями в свободное время (65 % и 61 % соответственно). Из диаграммы видно, что по всем указанным позициям различия несущественные, кроме таких позиций, как «игра в компьютерные игры» и «чтение художественной литературы».

В полнее естественно, что студенты технических специальностей в большей степени предпочли проводить свободное время, играя в компьютерные игры (51,5 %), в то время как только 15,7 % гуманитариев предпочитают этот вид отдыха. Зато, что касается чтения художественной литературы, здесь наблюдается обратная ситуация, выражающаяся в следующем соотношении: 41 % гуманитариев и 4 % технарей. Оказалось, что профессиональные интересы студентов переносятся и на свободное время и обусловливаются особенностями факультетов, на которых они обучаются.

Вместе с тем, одинаковыми для всех студентов стали предпочтения посещения дискотек, дружеских компаний и просмотра телевизионных передач, например, занятиям спортом, походам в театр, музей, на выставки и др.

В целом круг увлечений студентов очень широк: это и прослушивание музыки, и игра на музыкальных инструментах, и просмотр телевизора, и видео, выезды за город, и Интернет и многое другое.

В дополнение самоидентификационного портрета студента необходимо некоторое внимание уделить вопросу социализации, оказывающей непосредственное влияние на формирование социокультурной самоидентификации. Социализация включает в себя два основных аспекта: первый - это усвоение социального опыта, то есть отражение того, как окружающая социоприродная среда воздействует на человека; второй аспект - это характеристика момента воздействия человека на окружающую социоприродную среду посредством отношений, деятельности и общения. Как отмечают социологии, именно в процессе социализации происходит формирование идентификационных предпочтений молодого человека. Непосредственное влияние на данный процесс оказывают родные, то есть семья, близки друзья. В этой связи важное значение имеет анализ ответов на вопрос «На кого Вы бы хотели быть похожим?». (Рис.10)

Опираясь на полученные результаты, можно констатировать, что просматривается определенная тенденция - ориентация на собственную индивидуальность (25 %). Ориентация на авторитет родителей тоже занимает достаточно высокое место и составляет 23,5 %. Третью позицию занимает образ популярного человека (13,5 %), что, по нашему мнению, обусловлено влиянием, прежде всего средств массовой информации. Остальные позиции в той или иной степени занимают примерно равные позиции.

Таким образом, складывающаяся картина наглядно демонстрирует то, что все-таки семья, являясь основным институтом первичной социализации, оказывает значительное влияние на формирование идентификационных предпочтений. Вместе с тем, в конкуренцию с семьей социализации вступают средства массовой информации как вторичный фактор социализации, детерминирующий социокультурную самоидентификацию личности.

В контексте вышеизложенного можно заключить, что студенчество - это часть крупного демографического образования - молодежи, обладающая такими идентификационными характеристиками, как возраст, переходность социального статуса, подчиненность, несамостоятельность. Важными сущностными характеристиками студенчества как индентификационной группы являются: пополнение интеллектуального потенциала страны, особенный характер труда, специфически организованная учебная деятельность; достаточно высокий культурный и интеллектуальный уровень; стремление к максимальной самореализации, открытость к инновациям и другие. Таким образом, определяя студенчество как идентификационную группу, следует подчеркнуть, что это, прежде всего, совокупность индивидов, объединенная возрастом, спецификой труда, особыми условиями жизни, поведением и психологией, общими ценностями и идеями в едином культурно-образовательном пространстве.

Сущностными свойствами студенчества, позволяющими судить о его целостности как социальной общности, являются: возраст, переходность социального статуса, подчиненность, несамостоятельность, подготовка к выполнению социальной роли интеллигенции, специфика трудовой деятельности - учеба, достаточно высокий культурный и интеллектуальный уровень, обусловленные возрастом психологические характеристики: открытость и восприимчивость к инновациям, стремление к максимальной самореализации и т.д.

Таким образом, мы смогли составить самоидентификационный портрет студенческой молодежи в социокультурном пространстве региона на примере Ставропольского края. Опрошенным респондентам из-за того, что вопросы были сформулированы в открытой форме, не удалось определить рамок ответов. Системный подход в определении студенчества именно как специфической социальной группы отсутствует; представление о месте в социальной структуре современного общества весьма расплывчато. Наблюдается подмена общих социокультурных характеристик частными: психологическими, нравственными и личностными. На основе данного вывода следует констатировать недостаточность социологических знаний у студентов и подчеркнуть необходимость более углубленной социологической подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социокультурная самоидентификация личности в условиях трансформирующегося российского общества, являясь сложным и многогранным процессом, представляет собой объект междисциплинарного характера. Детальное концептуальное оформление понятия социокультурной идентификации личности должно осуществляться посредством синтеза макросоциологических, микросоциологических и социопсихологических познаний о личности, включенной в социокультурный контекст. Именно на пересечении указанных плоскостей анализа личностная идентификация предстает как динамичный процесс, а социокультурная идентичность, как социологическая категория, приобретает методологическую основательность.

Социологические подходы раскрывают внешние детерминанты процесса социальной идентификации личности: факторы социальной среды - на макро- и мезоуровнях , а также специфику социального окружения личности - на микроуровне. В рамках социопсихологических подходов глубоко исследуются внутренние аспекты предмета: акцентируются различные элементы в структуре идентичностей, анализируются механизмы и динамика процесса формирования идентичности субъекта.

Применительно к исследованию внутриличностных пластов социальной идентификации, определяемых ее механизмами, причем, в нестандартных условиях социальных трансформаций, адекватны следующие определения понятий «социокультурная идентичность» и «социокультурная идентификация личности». Социокультурная идентификация личности представляет собой двусторонний процесс становления, функционирования и развития социальной идентичности индивида, сочетающий акты внешней идентификации и самоидентификации личности. В соответствии с этим социокультурная идентичность - это личностная характеристика, обозначающая состояние личной самотождественности индивида, являющееся результатом присвоения им интериоризованных Я- и Мы- образов определенной социальной позиции, которые отражают комплекс соответствующих социально значимых признаков, легитимированных социумом (чувство принадлежности, ценностно-нормативный комплекс, специфичные практики, жизненные формы и стиль).

Идентификационные процессы в постсоветском российском обществе находятся под влиянием ряда специфических социокультурных факторов. Среди них выделяются следующие: нестабильность активно трансформирующегося российского общества; последствия длительного господства командно-административной системы - сохранение «двойной идентичности», распространенность пассивно-конформистских стратегий, дискурса «простоты и ординарности» и т.п.

Отмечается особая значимость ряда проявлений постсоветской трансформации, обусловивших изменения в структуре идентификационной иерархии и механизмах социальной идентификации личности. Эти проявления связаны с разрушением доминировавшей системы социальной регуляции и соответствующих матриц социального поведения, с увеличением роли средств массовой коммуникации, развитием многообразия социальных различий, маргинализацией значительной части населения, гетерогенностью социальных групп, неконсистентностью формальных социальных статусов.

Постсоветский период характеризуется изменениями в структуре идентификационных предпочтений, формах и способах самоидентификации россиян. Одним из значимых последствий социокультурной трансформации постсоветской России явилось переструктурирование исходного идентификационного пространства, сопровождавшееся разрушением прежних четких идентификационных рамок, что породило феномен массового «поиска идентичности».

Ситуация социальной нестабильности обусловила распространение в российском обществе идентичности несформированного типа в таких формах, как кризисная и диффузная идентичности личности. Социокультурная идентификация в данных условиях выполняет, главным образом, адаптивнозащитные функции, что неизбежно отражается в ее механизмах.

Фиксируемая эмпирическими исследованиями самоидентификация индивидов выступает одним из индикаторов степени и способа их адаптации к актуальным социокультурным условиям. Применительно к российской ситуации, можно констатировать наличие переходного (зачастую маргинального) типа социокультурной идентичности, совмещающего черты формирующегося современного типа личности и традиционалистские ценности и установки.

В условиях социальной нестабильности в процессе формирования социальной идентичности личности проявляется тенденция усиления роли субъективных личностных факторов. Для современного российского общества характерно возникновение в рамках одной официально легитимированной социальной идентичности многообразных ее индивидуальных вариантов и соответствующих им жизненных стратегий индивидов. В данной ситуации представляется адекватным использование понятия «идентификационные формы личности», обозначающего различные персонифицированные варианты определенной частной социальной идентичности, которые основаны на разном восприятии индивидами своих социальных позиций.

Систематизацию выявляемых эмпирически идентификационных форм личности целесообразно осуществить в виде типологии не основе содержательных критериев (степень сформированности данной частной социальной идентичности в Я - концепции и в Мы - концепции личности).

Применение предложенной концептуальной схемы идентификационных форм личности в исследовании социокультурной идентичности студенческой молодежи г. Ставрополя продемонстрировало ее прикладные возможности. Полученные данные позволяют констатировать, что в целом у опрошенных представителей студенчества достаточно полно сформирована социокультурная идентичность различных типов и видов: социальная, моральная, межличностная, профессиональная, поведенческая и коммуникативная. На наш взгляд, это может свидетельствовать об их разноплановой социальной включенности и определенной степени социальной зрелости.

Для успешного развития трансформационных процессов в постсоветском российском обществе необходимо оптимальное сочетание вновь образующихся макросоциальных солидарностей и разнообразных социогрупповых идентичностей как привычных традиционных, так и внесенных «на волне» модернизации. Можно прогнозировать, что целенаправленное реформирование социальных условий межгруппового взаимодействия будет способствовать росту общенациональной консолидации россиян посредством следующих механизмов: ослабление негативной самоидентификации, распространение и легитимация в обыденном сознании новых общенациональных, государственно-гражданских макроидентичностей («россияне», «граждане РФ» и т.п.), поддержание баланса между общенациональной и региональной идентичностями, формирование корпоративных (мезосоциальных) солидарностей, соответствующих разнообразным институтам гражданского общества.

В диссертационной работе невозможно охватить и проанализировать весь круг проблем, которые возникают в процессе формирования и реконструирования россиянами своих социальных идентичностей в целях адаптации к трансформирующимся социальным условиям. На наш взгляд, существует спектр вопросов, требующих дополнительного изучения и проработки. Среди них можно выделить следующие: раскрыть взаимосвязи идентификационной формы личности с характерным для нее ценностно-нормативным комплексом, а также влияние идентификационных форм на жизненные стратегии субъектов. Было бы интересно провести сравнительный анализ структуры идентификационных предпочтений и доминирующих механизмов социальной идентификации, характерных для представителей различных групп российской молодежи - школьников, студентов, молодых рабочих, специалистов и других малых социальных групп.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абуевская Е.П. Принадлежность к группе как фактор восприятия личности: Автореф. дис. …канд. пед. наук. - М., 1988.

2. Авраамова Е.М. Формирование новой российской идентичности // Общественные науки и современность. - 1998. - № 4. - С. 19-29.

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

4. Андреева Г.М. К вопросу о проблеме группы в социальной психологии
// Вестник МГУ. - Серия 14. Психология. -1998. - №1. -С. 41 - 47.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994.

6. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - 131-143.

7. Артемьев А.И. Социология личности. - М.: ООО «Арбат - XXI», 2001. - 256 с.

8. Ачкасов В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - №1. - С. 131-143.

9. Баранова Т.С. Эмоциональное «Я - Мы» (опыт психосемантического исследования социальной идентичности) // Социология. - 2002. - № 4. - С. 70-101.

10. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Пргресс-Традиция, 2000. - 384 с.

11. Белинская А.Б. Философская идентификация конфликта в социальном познании: Дис. … д-ра филос. наук. - М., 2004. - 335 с.

12. Белинская Е.П., Тихомачдрицкая О.А. Социальная психологи личности. - М., 2001. - 301 с.

13. Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. - М., 2001. - 186 с.

14. Берг П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Медиум, 1995. - 334 с.

15. Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян. - Ростов-на-Дону, 1998.

16. Бурдье П. Начала. - М.: Socio - Logos: Фирма «Адапт», 1994. - 287 с.

17. Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio - Logos, 1993. - 333 c.

18. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. - 2000. - № 6. - С. 39-43.

19. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. - 2000. - № 2. - С. 56-64.

20. Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии // Собр. Соч. В 6-ти т. - Т. 4. - М., 1984.

21. Гаврилшк В.В., Трикоз Н.А.. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - С. 96-105.

22. Гидденс Э. Современность и самоидентичность // Реферативный журнал. - Сер. 11. - 1994. - № 2. - С. 14-20.

23. Глобальные сообщества: новая система координат (подходы и проблемы). - СПб.: Алтейя, 2000. - 320 с.

24. Голенкова 3.Т. Социальная стратификация российского общества. - СПб.: Издательство «Летний сад», 2003.

25. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В., Саровский Э.Г. Социальная стратификация городского населения // Социологические исследования. - 1995. - № 5. - С. 91-102.

26. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. - 1989. - №6. - С. 86 - 88.

27. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ), 1992-2002. - М.: РОССПЭН, 2003. -511 с.

28. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социологические исследования. - 2004. - № 3. - С. 16-22.

29. Григорьев СИ. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентации // Социологические исследования. - 1998. - № 8. - С. 36 - 46.

30. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. - М.: Наука, 2003. - 763с.

31. Данилова Е. Н. Проблема социальной идентификации в постсоветской России // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. - М., 1997. - № 3. - С. 12-19.

32. Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологические исследования. - 1995. - № 6.

33. Данилова Е.Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологические исследования. - 2000. - № 3/4. - С. 76-86

34. Даудрих Н.И. Социальная идентичность: методологический аспект // Социология. - М.: Изд-во Ин-та фонда общественное мнение, 2002. - 285 с.

35. Динамика ценностей населения реформируемой России / Под ред. Н.И. Лапина. - М., 1996. - 224 с.

36. Добрынина В.И. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи // Вестник МГУ. - Сер.18. Социология и политология. - 2003. - № 4. - С.166-177.

37. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. - М., 2002. - С. 213-244.

38. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема в философии. - М.- Л., 1996.

39. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Семейная самоидентификация в кризисном обществе // Социальная идентификация личности: Годичный отчет за 1993 г. / Отв. ред. В.А. Ядов. - М., 1993.

40. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. - 1995. - № 6. - С. 110-119.

41. Дюркгейм Э. О Разделении общественного труда; Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - 572 с.

42. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. - 2004. - № 5. - С. 5-15.

43. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - М.: Дело, 2002. - 567 с.

44. Заславская Т.И. Социокультурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 3-11.

45. 3убок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. - 2003. - № 2. - С. 42-51.

46. Иконникова С.Н. Сочетание структурно-функционального и генетического анализа при изучении личности студентов // Студент в учебном процессе. - Канаус, 1972.

47. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. - СПб., 1995.

48. Иконникова С.Н., Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. - Л., 1976.

49. Ильиных О.П. Социально-политический кризис российского общества и мировоззрение молодежи: Автореф. дис. канд. …филос. паук. - Пермь, 1997. - 30 с.

50. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. - 1995. - № 4. - С. 3-14.

51. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. - 278 с.

52. Исламшина Т. Г. Дифференциация ценностных ориентации студентов // Социологические исследования. - 1999. - № 5. - С. 132-136.

53. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.- 205 с.

54. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. - № 3.

55. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. - 1998. - № 12. - С.89-94.

56. Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социологические исследования. - 2002. - № 6. - С. 83-94.

57. Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодежи. - М., 1999.

58. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. - СПб., 1999.

59. Козлова Т. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» // Социологические исследования. - 1995. - № 5. - С. 102-110.

60. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

61. Козырева П.М. Особенности социальной самоидентификации и субъективной мобильности // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2003 - М.: Изд-во ИС РАН, 2003.

62. Косенко Ю.Л. Правовая социализация студенчества технических вузов: интеграционный аспект: Дисс. …канд. социол. наук. - Новочеркасск, 2005.

63. Костюк В.Н. Неравновесие, ценность, эволюция (системный подход) // Устойчивость и неустойчивость целостных структур как предмет системного исследования. - Вып. 1. - М.: Изд-во ИСА РАН, 1994.

64. Кочетов Е.В. Социализация и самоидентификация российской молодежи: Дис. … канд. социол. наук. - Новочеркасск, 2005. - 179 с.

65. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь.- М.: РУССО, 2002. - 523 с.

66. Крамаренко Р.А. Воспроизведение ценностей Воспроизведение ценностей современного общества российским студенчеством 9социально-философский анализ): Дис. …канд. филос. наук. - Новосибирск, 2003. - 170 с.

67. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. - М.: Изд-во ИФ РАН, 1994. - 245 с.

68. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 224 с.

69. Лармин О.В. Эстетическое воспитание и развитие молодежи. - М., 1978.

70. Лебарон Ф. Генетический структурализм // Журнал социологии и социальной антропологии. Специальный выпуск «Современная французская социология». - 1999. - № 2. - С. 55.

71. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском
пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал.- 1999. - № 3. - С.48-58.

72. Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993-2000. - М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 576с.

73. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000.

74. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Современный социоанализ. - М., 1996.

75. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. - Серия. Психология. - 1996. - № 4. - С. 35-45.

76. Лин Л. Условия и факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в изменяющемся обществе 9на примере Российской Федерации и Китайской Народной Республике: Дис. …канд. социол. наук. - СПб., 2003. - 185 с.

77. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. - 1998. - № 5.

78. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 1998.

79. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 41.

80. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. - М., 1990.

81. Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде // Credo New. - 2002. - №1. - // http://credo-new.narod.ru.

82. Лисовский В.Т. Социология молодежи: история и современность // Социология и общество: тезисы докладов Первого Социологического Конгресса. - СПб., 2000.

83. Лисовский В.Т., Дмитриев В.А. Личность студента. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 184 с.

84. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек. - 1996. - № 3. - С. 100-108.

85. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии.-1998. - № 2. - С.43-53.

86. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 3.

87. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1975. - 295 с.

88. Мид М. Иней на цветущей ежевике. - М., 1988.

89. Милицина И.В. Культурная самоидентификация студенчества: Дис. … канд. социол. наук. - Челябинск, 2000. - 233 с.

90. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.- 478с.

91. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - № 2. - С.З-14.

92. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса: Дис. … канд. социол. наук. - Уфа, 2005.

93. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия в переходном обществе // Социологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 5-22.

94. Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С.135-141.

95. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. - 1998. - № 1. - С. 75-88.

96. Пантин В.И. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и
перспективы // Общественные науки и современность. - 2004. - № 1.- С.52-63.

97. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-Пресс, 1997. -270 с.

98. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 345 с.

99. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности. - СПб., 2000.

100. Помазан А.Н., Седунова А.В., Ядова Е.Н. Социальный ресурс личности и идентификационные ориентации россиян // Социологические исследования. - 2001. - № 12. - С. 122-129.

101. Прахова Ю.М. Проблемы формирования и функционирования
социальной идентичности - конструктивистский анализ // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №5. - С.215-228.

102. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. К. А. Абульханова-Славская. - М., 1990.

103. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. - М., 2001.

104. Рабочая книга социолога / Общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 480 с.

105. Рассолова И.В. Социальная идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества: Дис. … канд. социол. наук. - М., 2006. - 220 с.

106. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В.Осипова. - М.: Издат. Группа «НОРМА - ИНФРА-М», 1999. - 665с.

107. Российский статистический ежегодник. 2004: Статистический сборник. - М., 2004.

108. Россия: трансформирующееся общество / Отв. ред. Ядов В.А. -
М.:ИСРАН,2001. - 640с.

109. Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. - Ростов-на-Дону, 1968.

110. Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. - М.: Мысль, 1981.

111. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1973. - Т.1.

112. Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: Дис. … канд. социол. наук. - М., 2004. - 184 с.

113. Руткевич М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь. - М.: Политиздат, 1988. - 222 с.

114. Руткевич М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования. - 1992. - № 9.

115. Руткевич М.Н. Социальная структура. - М.: Альфа-М, 2004. - 270с.

116. Ручхин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. - 1998. - № 5. - С. 90-97.

117. Сагитова Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики татарстан) // Центр и региональные идентичности / Под ред. В. Гельмана, Т. Хопфа. - СПб.: Летний сад, 2004.

118. Светлицкая Е. Б. Новая российская идентичность // Общественные науки и современность. - 1997. - № 1. - С.72-81.

119. Семашко А.Н. Развитие эстетической культуры молодежи. - М.: Знание, 1980. - 64 с.

120. Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений //
Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. - М.:
Канон-пресс-Ц, 2001. - С.256-271.

121. Сибирев В.А., Головин П.А., Ручкин Б.А, Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - С. 91-95.

122. Сибирев В.А., Головин Н.А. Штрихи к портрету молодого поколения 90-х годов // Социологические исследования. - 1998. - №3. - С. 106-117.

123. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под ред. Ю. Левады. - М.: Мировой океан, 1993.

124. Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - С. 322.

125. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1984. -255 с.

126. Современное российское общество: переходный период / Отв.
ред. В.А. Мансуров. - М.: Изд-во ИС РАН, 1999. - 50 с.

127. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. - М.: Политиздат, 1986. - 240 с.

128. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - С. 302-373.

129. Социальная идентификация личности: В 2 кн. - М.: Изд-во ИС РАН, 1994.

130. Социальная идентификация личности: годовой отчет за 1992 год по разделу подпрограммы «Человек в кризисном обществе» общеинститутской программы «Альтернативы социальных преобразований в российском обществе» / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1993.

131. Социальное расслоение и социальная мобильность / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Наука, 1999. - 189 с.

132. Социальный портрет молодежи / Под ред. Л. Я. Рубиной и др. - М.: Изд-во ВКШ, 1990. - 42 с.

133. Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Отв. ред. Л. Я. Рубина. - Свердловск: Изд-во СГПИ, 1991. - 120 с.

134. Социологический словарь / Пер. с англ. И. Г. Ясавеева / Под ред. С. А. Ерофеева. - М.: Экономика, 2004.

135. Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. - СПб., 1996.

136. Социология России / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Изд-во ИС РАН, 1996. - 700 с.

137. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1999. - 320 с.

138. Тимерманис И.Е. Профессионально-ценностные ориентации будущих специалистов // Политехник. - 2006. - 29 сентября.

139. Тихонова Н.Е. Самоидентификация россиян и ее динамика // Общественные науки и современность. - 1999. - №4. - С.5-18.

140. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Изд-во ИС РАН, 1996. - 469 с.

141. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы:
Сборник научных трудов АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии. - М.: АПН СССР, 1989. - 72 с.

142. Фрейд З. Я и Оно // Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.

143. Фролов С.С. Социология. - М.: Аспет, 1994.

144. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

145. Фромм Э. Иметь или быть? / Общ. ред. В. И. Добренькова. - М.: Прогресс, 1990. - 238 с.

146. Халитова А.Х. Самоидентификация студенческой молодежи по
тесту «Кто Я?» // Становление гражданского общества
и демократической политической системы в Российской Федерации. -
Казань, 2004. - С.238-240.

147. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. - 1998. - № 3. - С.93-106.

148. Шматко Н.А. Территориальная идентичность как предмет
социологического исследования // Социологические исследования. - 1998. - № 4. - С.94-98.

149. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект
Пресс, 1996. - 416 с.

150. Экспертные оценки в социологических исследованиях. - Киев, 1990. - 318 с.

151. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.:
Прогресс, 1996. - 342 с.

152. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме
многолетней дискуссии социологов // Общество и
экономика. - 1999. - № 10-11. - С.65-73.

153. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - М., 1979.

154. Ядов В.А. Солидарности россиян в повседневной жизни и п
общегосударственном масштабе / В.А. Ядов // Общество и
экономика. - 2002. - № 12. - С.90-94.

155. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 35-52.

156. Ядов В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социологические исследования. - 1989. - № 6. - С. 60-63.

157. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Социальная идентификация личности: годовой отчет за 1992 год по разделу подпрограммы «Человек в кризисном обществе» общеинститутской программы «Альтернативы социальных преобразований в российском обществе» / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1993.

158. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы
формирования социальной идентичности личности // Мир
России. - 1995. - №3-4. - С. 158- 179.

159. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Изд-во СГУ, 1995. - 343 с.

160. Erikson E. Insight and Responsibility. - N.Y., 1964.

161. Erikson E. H. Psychosocial Identity // A Way of Lookingat Things Selected Papers. - N.Y., 1995.

162. Identity in adolescence: Processes and contents. - San Francisco, 1985.

163. Marsia J.E. Identy in Adolescence // Handbook of adolensent psychology. - N.-Y., 1980. - P. 213-231.

164. Mead G.H. Mind, Self and Society. - Chicago, 1967.

165. Sherif M. Intergroup conflict and cooperation. - Oklahoma, 1961.

166. Taifel H. Social identity and intergroup relations. - Cambridge, 1982.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты