муниципальные центры социальной поддержки населения 41
центры социально-трудовой реабилитации дезадаптированных граждан 3
детские социальные учреждения всего: 32
в том числе:
социально-реабилитационные центры 15
социальные приюты 12
центры помощи семье и детям 5
центры для детей с ограниченными возможностями 2
отделения социальной помощи на дому 295
отделение срочной социальной помощи населению 61
палаты сестринского ухода 50
социальных магазинов 22
социальных столовых (в т. ч. на договорной основе) 4
Отмечены определенные положительные результаты по ряду направлений:
· активизировалась работа по становлению и развитию системы социального партнерства;
· продолжала развиваться система социального обслуживания граждан и сеть учреждений социальной защиты населения области, оказывалась действенная поддержка и помощь гражданам, имеющим работу.
Вместе с тем, некоторые негативные тенденции в социально-экономическом развитии отрасли не были преодолены. Сокращение объемов производства повлекло за собой уменьшение ресурсной базы для осуществления мероприятий по социальной поддержке работников бюджетной сферы, пенсионеров и безработных.
Из-за резкого ухудшения финансового состояния предприятий и существенного снижения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней обострились проблемы своевременной выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, не ликвидирована задолженность по выплате пособий безработным, детских пособий. Увеличилось число нарушений трудовых прав граждан, приняли массовый характер направления работников в вынужденные отпуска, повсеместно произошло ухудшение условий и охраны труда.
В целях устранения негативных социальных процессов необходимо направить усилия органов исполнительной власти по труду, занятости и социальной защите населения на разработку и реализацию комплекса мер, предусмотренных Программой социальных реформ в Российской Федерации и предвыборной программой Губернатора области.
Стратегическими целями социальной политики на ближайшие годы являются:
· гарантия конституционных прав граждан в области труда и социальной защиты населения;
· обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
· достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
· переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;
· развитие социальной инфраструктуры.
2.2 Трудовые отношения и занятость населения
В соответствии с Программой в течение 1998 года основные действия областной службы занятости были направлены на повышение эффективности работы органов службы занятости, качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, укрепление делового сотрудничества с работодателями и другими социальными партнерами в решении проблем занятости.
В отчетном периоде при посредничестве службы трудоустроено (в т. ч. после завершения профучебы и с учетом временной занятости) 89,8 тыс. человек, что на 14,8 тыс. человек больше, чем предусматривалось Программой, и на 4,9 тыс. человек больше, чем в 1997 году. Показатель трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости, возрос по сравнению с 1997 годом с 66,3% до 72,7%.
Для обеспечения занятости населения использовались возможности временного трудоустройства. В течение 1998 года служба занятости совместно с органами местного самоуправления и работодателями обеспечила временную занятость для 3,7 тыс. безработных граждан, что составляет 123,3% к заданию Программы. Кроме того, на условиях временной занятости находилось 15,7 тыс. подростков в возрасте 14-17 лет, или 82,6% к показателю Программы. Невыполнение данного показателя связано с одной стороны -- меньшим обращением в службу занятости данной категории населения, а с другой -- дефицитом средств фонда занятости.
В целях поддержания доходов безработных и усиления их мотивации к труду в отчетном году обеспечено участие в общественных работах 29,6 тыс. человек, что составило 155,8% к заданию и на 1,6 тыс. человек больше против уровня 1997 года. В общественных работах принял участие каждый четвертый безработный, зарегистрированный в службе занятости.
В отчетном периоде, как и в прежние годы, большое внимание уделялось обеспечению занятости слабо защищенных на рынке труда категорий населения. По инициативе департамента ФГСЗН по Нижегородской области приняты постановления администрации области: «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в организациях и учреждениях на 1998 год» и «О квотировании рабочих мест для молодежи и других лиц, нуждающихся в социальной защите, на предприятиях, в организациях и учреждениях области на 1998 год».
Реализация указанных постановлений позволила в течение года заквотировать 12,9 тыс. рабочих мест, что на 1,4 тыс. мест больше задания Программы. Всего на заквотированные рабочие места трудоустроено 14,1 тыс. человек, что на 5,9%выше аналогичного показателя 1997 года.
В числе трудоустроенных по квоте основную долю составляют женщины - 44,4%, а также молодежь в возрасте 16-29 лет - 55,5%.
В отчетном году в службу занятости обратилось в поиске работы 2227 инвалидов, что в 1,2раза больше, чем в 1997 году. Из числа обратившихся инвалидов трудоустроено 1123 человек, что в 1,6 раза выше задания Программы.
По сравнению с 1997 годом более эффективно проводилась работа по трудоустройству граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В течение 1998 года в службу обратилось 3 тыс. граждан указанной категории, что практически равно аналогичному показателю 1997 года, из них трудоустроено 1,8 тыс. человек, что более чем в два раза выше задания Программы.
Из числа граждан, прибывших из мест лишения свободы, в службу занятости обратилось в поиске работы 1,8 тыс. человек, что в 1,2 раза меньше, чем в 1997 году. Из указанной категории граждан 913 человек трудоустроено, что выше соответствующего показателя Программы в 1,4 раза. Показатель трудоустройства этой категории граждан по сравнению с 1997 годом возрос с 46,1% до 50,3%.
Согласно Программе в 1998 году планировалось направить на профессиональное обучение 10,0 тыс. человек из числа безработных и незанятого населения, фактически служба занятости обеспечила профобучение для 11,3 тыс. человек, что на 13,3 % выше задания Программы. При этом показатель трудоустройства граждан после завершения учебы составил 99,2% против 96,7% в 1997 году.
В отчетном периоде служба занятости продолжила работу по организации профобучения безработных основам предпринимательской деятельности. В течение года 634 человека направлены на специальные курсы организатора малого бизнеса. Всего же мероприятиями по поддержке развития предпринимательства и самостоятельной занятости было охвачено 3628 человек, что составило 106,7% к показателю Программы.
При содействии службы занятости 699 безработных открыли собственное дело, что почти в 2 раза выше задания Программы.
В течение 1998 года областная служба занятости населения осуществляла меры, направленные на повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда путем их профессионального информирования, консультирования и оказания психологической поддержки. В отчетном году были оказаны профориентационные услуги 143,8 тыс. человек, что на 10,6% превышает задание Программы.
В 42 районных и городских службах занятости населения (против 36 в 1997 году) организованы и активно работают «Клубы ищущих работу», «Новый старт», «Старт в профессию» и другие программы работы с безработными, направленные на повышение эффективности поиска работы. В занятиях клубов принимали участие 3336 человек (задание Программы 3300 чел.) против 1428 человек в 1997 году. После окончания занятий был трудоустроен каждый второй принявший в них участие.
В рамках оказания дополнительных услуг проведены индивидуальные и групповые консультации для 28,4 тыс. школьников, 12,5 тыс. работников предприятий, подлежащих сокращению.
В работе по межтерриториальному перераспределению рабочей силы местные органы службы занятости организовывали переселение 63 семей против 90 семей по Программе, что объясняется, в основном, отсутствием свободного жилья в местах возможного размещения переселенцев.
Программой предусматривалось направить на «Молодежную практику»700 выпускников учебных заведений. Однако из-за дефицита средств фонда занятости удалось организовать эту практику только для 358 человек, что составляет 51,1% от задания Программы, но в то же время на 31% выше аналогичного показателя 1997 года.
Также из-за недостатка средств и большой задолженности перед Пенсионным фондом, на досрочную пенсию было оформлено всего 727 безработных, что составляет 20,8% от задания Программы, практически не осуществлялись компенсационные выплаты работающим под риском увольнения, частичная компенсация расходов работодателей по оплате труда инвалидов, а также субсидирование занятости длительно безработных граждан.
Следует отметить, что, несмотря на принимаемые меры по взысканию задолженности по страховым взносам с предприятий-должников в фонд занятости, в1998 году не удалось снизить эту задолженность, которая увеличилась по сравнению с 1997 годом на 43,3 млн. рублей и составила на 1 января 1999 года 127,8 млн. рублей.
В результате в области по ряду районов образовалась 15-месячная задолженность по выплате пособий по безработице, а сумма задолженности составила 43,9 млн. рублей.
В целом, мероприятия, осуществленные в рамках реализации Программы, позволили в 1998 году снять сучета в службе занятости 130 тыс. человек, в том числе 80 тыс. зарегистрированных безработных. По сравнению с началом года число безработных сократилось с 46,9 тыс. человек до 41,4 тыс. человек, а уровень безработицы уменьшился с 2,5% до 2,2%. При этом в 43 районах области уменьшился уровень регистрированной безработицы, а в 37 районах сократилась длительность безработицы.
Основными задачами, которые предстоит решать областной службе занятости в 1999 году, являются:
* развитие гибкости рынка труда и повышение уровня занятости населения;
* содействие в трудоустройстве граждан, в первую очередь, женщин, молодежи, инвалидов и других, слабо конкурентных на рынке труда категорий населения;
* предупреждение массовой безработицы и смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы;
* повышения эффективности и качества профобучення и профессиональной ориентации безработных и незанятого населения;
* повышения стимулов к активному поиску работы безработными;
* материальная поддержка безработных и членов из семей.
2.3 Совершенствование пенсионного обеспечения
В сфере пенсионного обеспечения и автоматизированной обработки информации стоят следующие задачи:
организация контроля за правильным назначением и целевым расходованием средств на выплату государственных пенсий совместно с региональным отделением Пенсионного фонда РФ, Управлением федеральной почтовой связи, Нижегородским банком Сбербанка России, Государственной экспертизой условий труда;
участие в реформировании пенсионного обеспечения, готовности областной пенсионной базы данных для перехода к страховой пенсионной системе;
улучшение организации управления пенсионным обеспечением;
обеспечение развития единой системы автоматизированной обработки информации для органов социальной защиты населения районного, городского, областного уровня, включающей в себя комплексы «Пенсии», «Пособия», «Соцпомощь».
В условиях обострившегося дефицита средств на выплату пенсий и постоянных перерасчетов пенсий принятые меры (децентрализации начисления и выплаты пенсий и пособий, разработка и внедрение собственного программно-аппаратного комплекса «АРМ-пенсионного инспектора», создание альтернативных почтовому ведомству служб доставки пенсий) подтвердили своевременность и необходимость перестройки пенсионной службы области.
В соответствии с действующим законодательством представление пенсионных прав гражданам Нижегородской области осуществляется на основании Федеральных законов.
На 1 января 2002 года на территории области проживает 1062183 получателей государственных пенсий (заисключением пенсионеров по линии силовых структур) , 637370 получателей государственных ежемесячных пособий на детей, 3547 получателей опекунских пособий на опекаемых детей - круглых сирот.
Пенсии
Ежемесячные пособия
Опекунские пособия
106183
637370
3547
За 1998 год назначено вновь:
54722 - трудовых и социальных пенсий,
из них:
6361- в связи с особыми условиями труда,
466 - за работу на Крайнем Севере,
2369- за выслугу лет.
Пересчитано пенсий:
в связи с введением Закона об исчислении пенсий с учетом индивидуального коэффициента - 597736,
по вновь представленным документам - 423229.
Число получателей пенсий и их средние размеры
Категория пенсионеров
Общая численность
% от общей численности
Средний размер пенсии с учетом компенсации, руб.
Всего получателей пенсий
1062183
100
395,02
В минимальном размере
86987
8,2
227,03
в т.ч. получатели пенсий
- по старости
800230
75,3
420,46
- по инвалидности
163988
15,4
356,24
- за выслугу лет
12276
1,2
352,15
- по случаю потери кормильца
55665
5,1
231,89
- социальные пенсии
28438
2,7
242,19
- военнослужащие и их семьи
3283
0,3
295,24
2.4 Данные о численности пенсионеров за 1998 год
№№ п/п
Наименование районов и городов
Всего пенсионеров
В т.ч. работающих
Кол-во
пенс-ров, вышедших на пенсию в 1998 г
Кол-во пенс-ров, умерших в 1998 г.
1
Арзамасский
17616
837
811
916
2
Ардатовский
9563
661
493
428
3
Б-Болдинский
4666
310
217
210
4
Б-Мурашк-ий
4262
503
184
201
5
Бутурлинский
5761
421
379
241
6
Вадский
4489
326
298
212
7
Варнавинский
4837
308
308
215
8
Вачский
10812
530
532
537
9
Ветлужский
7236
363
336
394
10
Вознесенский
6979
470
315
340
11
Воротынский
9364
390
388
500
12
Воскресен-ий
10651
418
304
532
13
Володарский
13559
2271
883
670
14
Гагинский
6011
344
254
259
15
Д-Констан-ий
8428
657
475
423
16
Дивеевский
5874
486
381
240
17
Княгининский
3724
318
239
172
18
Ковернинский
7287
457
308
325
19
Кр.Баковский
8089
566
506
407
20
Кр.Октябр-ий
6030
469
165
232
21
Лукояновский
13394
933
540
617
22
Лысковский
15626
975
595
751
23
Навашинский
10302
792
403
465
24
Первомайс-ий
8776
554
462
421
25
Перевозский
5233
391
223
231
26
Пильнинский
10727
473
397
552
27
Починковский
13620
829
515
694
28
Семеновский
17985
1448
905
950
29
Сергачский
13198
990
458
628
30
Сеченовский
7209
576
259
321
31
Сосновский
8738
720
366
384
32
Спасский
5890
381
302
246
33
Тонкийский
3839
275
225
175
34
Тоншаевский
5953
413
368
289
35
Уренский
10293
895
615
548
36
Чкаловский
9576
823
408
400
37
Шаранговский
4585
214
249
224
38
Шатковский
10589
873
611
505
39
Шахунский
15289
1071
714
735
40
Сокольское
6169
404
248
287
41
г. Арзамас
23880
3937
1619
915
42
г. Балахна
27135
3594
1563
1258
43
г. Богородск
22160
2108
1037
1064
44
г. Бор
41429
4982
1265
1918
45
г. Выкса
27924
4755
1248
1213
46
г. Городец
31143
5889
1453
1313
47
г. Дзержинск
86043
25197
4851
3293
48
г. Кстово
32395
5957
1675
1740
49
г. Кулебаки
17585
1083
652
777
50
г. Павлово
36755
4097
1990
1561
51
Автозавод-ий
83427
21096
5132
3595
52
Канавинский
42003
9176
2862
1835
53
Ленинский
46201
10288
1767
2063
54
Московский
39512
9103
2114
1654
55
Нижегород-ий
33218
8363
1772
1312
56
Приокский
26075
6012
1594
1001
57
Советский
43672
10028
2660
1639
58
Сормовский
49400
10738
2729
2216
Всего по обл.
1062183
1724441
54722
47277
По сравнению с 1997 г. количество пенсионеров, вышедших на государственную пенсию в 1998 году сократилось на 7948 человек (13%).
В результате наличия многочисленных льгот по возрасту 18% от общего количества пенсионеров пенсия назначена на 5-10 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста.
Меняется демографическая ситуация среди населения области пенсионного возраста.
В 1998 году в 27 районах области количество умерших пенсионеров превышает количество граждан, вновь уходящих на пенсию (в 1997 - в 24 районах). Эта проблема особо резко обострилась в Воскресенском, Лысковском, Пильненском, Починковском, Сергачском, Борском, Кулебакском районах, Ленинском районе г. Н. Новгорода.
Так, в Воскресенском районе в 1998 году, количество умерших пенсионеров в 1,75 раз превысило количество граждан, вышедших на пенсию, в Борском - в 1,5 раза.
Выплата пенсий засчет собственных собранных средств произведена вгородах:Саров, Арзамас,Кстово, Городец, в районах Нижнего Новгорода: Автозаводском, Канавинском, Нижегородском, Советском.
2.5 Выплата пенсий
В связи с нестабильным экономическим положением, начиная с апреля 1998 года, в области возобновилась задержка выплаты пенсий.
Наибольшее отставание в сроках выплаты пенсий наблюдалось при выплате пенсий за август (задолженность 8 недель).
В целях сокращения сроков выплаты пенсий и в соответствии с постановлением Губернатора области от 24.05.98 г. № 133 «О финансировании и выплате пенсий и пособий» принимались меры по погашению задолженности страховых взносов в Пенсионный фонд, проводилась реализация программы «Пенсионная нефть»,получены дотации из пенсионного фонда России в общей сумме1363,3 млн. руб. Финансирование на выплату пенсий районов и городов области производилось с учетом выполнения плана по сбору страховых взносов в Пенсионный фонд.
На 1 января 1999 года пенсия за ноябрь выплачена на 73%, долг пенсионерам области за неполный ноябрь и декабрь составил 546 млн. руб.
За 1998 г. израсходовано средств Пенсионного фонда РФ:
-на выплату пенсий - 4,5 млрд. руб.
в том числе:
- на оказание услуг по доставке пенсий - 76,1 млн. руб.
- на выплату пособий на погребение - 39,1 млн. руб.
- перечислено в стационарные учреждения социального обслуживания -15,3 млн. руб.
В целях соблюдения финансовой дисциплины и в соответствии с письмом Центробанка России от 15.12.96 г. № 376, счета государственных фондов (в том числе Пенсионного Фонда России) должны быть открыты в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) и в случае их отсутствия - в Сбербанке.
Расчетные счета пенсионных служб области, на которые поступают денежные средства, направляемые комитетом пенсий и пособий на выплату пенсий, открыты в РКЦ или в Нижегородском банке Сбербанка России, за исключением Пильненского района (расчетные счета открыты в СБС -Агро) и г. Бора (расчетные счета открыты в БКБ (Барский коммерческий банк).
2.6 Выплата пенсий через Сбербанк и альтернативные службы
Пенсии путем зачисления на личные счета пенсионеров в отделения Нижегородского банка Сбербанка России выплачиваются без дополнительного вознаграждения.
Альтернативными службами по доставке пенсий осуществляется выплата 336136 пенсионерам, из них муниципальными предприятиями по доставке выплачиваются пенсии 56885 пенсионерам в Ленинском и Приокском районах Н. Новгорода.
Наименование района
Кол-во пенс-ов на 01.01.99(чел)
Сумма выплачен. пенсий за 1998 год
Сумма с-тв, перечислен. доставке за 1998 г. (тыс. руб.), т.ч. НДС
Сумма, перечисл-ая в ФЗС районах за 1998 г. (тыс.руб.)
Сумма, перечислен. в ФЗС рай-х за 1997 г. (тыс. руб.)
Автозавод-ий
62641
285332,5
4389,9
110,0
20,2
Канавинский
34212
148356,9
2618,0 (434,9)
251,2
-
Ленинский
35550
156826,3
2757,8 (459,1)
183,0
240
Московский
30073
131961,4
2294,6
77,2 + доп. услуги
37,6
Нижегород-ий
22610
100365,5
1690,0 (281,7)
165,2
228,1
Приокский
21335
94298,6
1456,0 (242,7)
38,7
78,8
Советский
43672
193782,4
2312,2
60,0
49,7
Дзержинск
86043
375351,3
5309,9
276,1
403,1
Всего:
336136
1486274,9
22828,4
1661,4
1057,5
По сравнению с 1997 годом количество получателей через альтернативные службы доставки пенсий увеличилось на 18222 чел. (5,7%).
Сумма выплаченных пенсий увеличилась на 111597,8 тыс. руб. (8,1%) однако, сумма средств, перечисленных доставке за услуги, уменьшилась на 743,1 тыс. руб. (3,2%)
2.7 Выплата пенсий натуральными продуктами
В Нижегородской области в 1998 г. выплата пенсий по желанию пенсионеров производилась продовольственными и промышленными товарами в 22 районах. Цены на реализуемые пенсионерам товары утверждены и согласованы с администрациями районов (городов) или отделениями ПФР в 16-ти районах, а в 6-ти районах не согласовывались. Это такие районы: Балахнинский, Варнавинский, Вачский, Лысковский, Сосновский, Тонкинский.
Товары, предлагаемые пенсионерам, произведены на территории Нижегородской области, а также завезены из других регионов, стран СНГ (уголь, мука, газовое оборудование).
В 1998 году в связи с введением Закона РФ 21.07.97 г. 3 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с 1.02.98 г. увеличилось количество обращений в пенсионные службы области. Практически каждый второй пенсионер донес документы либо о трудовом стаже, либо о заработной плате за иной период, чем тот который был в пенсионном деле.
Рост числа обращений дали и задержки по выплате пенсий.
В связи со снижением жизненного уровня пенсионеров возросло число обращающихся за материальной помощью, а с введением ссуд в счет пенсий - за получением данных ссуд.
Во многих районах возобновилась работа консультационных пунктов и поездов милосердия. Хорошая работа в данном направлении наблюдается в Ардатовском, Ветлужском, Вознесенском, Воскресенском, Перевозском, Семеновском, Сеченовском, Спасском, Шатковском, Арзамасском (горсо), Кстовском, Павловском, Ленинском, Сормовском отделах пенсий.
2.8 Социальное обслуживание населения
В 1998 году комитетом по делам ветеранов и инвалидов проделана работа по одному из основных направлений деятельности - совершенствованию нормативной базы:
- введены в полном объеме на территории области Законы РФ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов РФ»;
- принято постановление губернатора области от 19.10.98 № 267 «О реабилитации инвалидов в Нижегородской области», утверждены перечень базовых реабилитационных учреждений различной ведомственной принадлежности и положение о реабилитации инвалидов;
- утверждено новое Положение о муниципальном центре социальной помощи населению, в котором учтены все изменения в законодательстве и пятилетний опыт работы центров в области;
- принято постановление губернатора области от 30.12.98 г. № 339 «Об оплате социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;
- в связи с подготовкой к Международному году пожилых людей разработана и утверждена губернатором области областная комплексная целевая программа «Старшее поколение».
Сохранены и получали дальнейшее развитие областные социальные программы помощи населению. При этом в области сложилась система адресного подхода к назначению социальных выплат на основе среднедушевого дохода в семье. С 1 января 1998 года 750 участникам ликвидации аварии на производственном объединении Завод «Красное Сормово» предоставлено право на льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, по проезду на всех видах городского и пригородного транспорта общего пользования и т. д.
В июне прошлого года была организована дополнительная выплата компенсаций фонда взаимопонимания и примирения 850 малолетним узникам фашизма.
В связи с резким ростом цен на товары первой необходимости после августа 1998 года, комитет по делам ветеранов и инвалидов принимал участие в разработке областных антикризисных мер, одной их которых явилось обеспечение малоимущих граждан продуктовыми наборами по фиксированным ценам. За октябрь-декабрь этими наборами обеспечено 22 тыс. человек.
В связи с задержкой пенсий особое одобрение пенсионеров получила выдача беспроцентных ссуд в счет будущей пенсии.
Комитетом проведена большая работа по защите прав вкладчиков, пострадавших от деятельности финансовых компаний. В органах соцзащиты по месту жительства прошли регистрацию 2014 инвалидов войны и участников ВОВ с группой инвалидности, 1600 человек уже получили компенсации, по остальным ожидаемые сроки выплат - апрель - май текущего года. В Федеральный Фонд направлены списки на вкладчиков из числа инвалидов 1-й группы от общего заболевания.
В прошедшем году сохранена тенденция активного развития инфраструктуры. Введено:
- 3 муниципальных центра;
- 1 спецжилдом для ветеранов;
- 2 отделения дневного пребывания
- 2 отделения срочной помощи;
- 11 отделений медико-социального обслуживания населения.
Сформирована государственная служба медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов: 59 бюро МСЭ. Созданы вновь педиатрическая и реабилитационная служба медико-социальной экспертизы, что позволило в 1998 году в бюро МСЭ освидетельствовать 77,2 тыс. человек.
В 1998 г. были подведены итоги работы за 5 лет муниципальных центров:
- 47 центрами обслужено более 775 тысяч человек;
- 580 тысяч человек обращались в службу срочной помощи;
- в 29 отделениях дневного пребывания получили различные услуги и отдохнули 17,5 тысяч граждан;
- 26 тысячам пожилых людей и инвалидов оказаны социально-бытовые и медико-социальные услуги на дому 8 тысячами социальных работников.
С целью приближения социальной помощи к месту проживания продолжалась работа по созданию социальных служб при КОСах в сельских администрациях. При 43% из них организована работа специалистов по социальной защите.
Самые тяжелобольные граждане и инвалиды находятся в палатах сестринского ухода. Продолжалась работа по переходу от бесплатных социально-бытовых услуг к частично оплачиваемым и платным услугам. Поступления от платных услуг увеличились в 2 раза и составили около 4 млн. рублей.
2.9 Миграционная политика в Нижегородской области
Анализ процессов миграции на территории области позволяет выделить пять основных миграционных потоков:
- вынужденная миграция из стран СНГ и Балтии,
- межрегиональная миграция,
- трудовая миграция из стран СНГ,
- внешняя трудовая миграция,
- внутриобластная миграция.
Миграционные процессы продолжают активно влиять на демографическую ситуацию. За 2002 года в нашу область прибыло 30011 человек, а выбыло за ее пределы 15272 человека Положительное сальдо миграции составило 14739 человек, в том числе за счет обмена населения с другими регионами России -7849 человек и со странами СНГ и Балтии - 7212 человек.
В потоке межгосударственной миграции (страны дальнего зарубежья) областьимеетнебольшую, но устойчивую миграционную убыль. За год она составила 322 человека. Выбывают нижегородцы главнымобразом вГерманию, Израиль, США.
Миграционный прирост на 19,3% компенсировал потери от естественной убыли населения. Абсолютные потери численности населения области за год составили 15157 человек.
На 01.01.99 года в области зарегистрировано 9027/21154 сем/чел. беженцев и вынужденных переселенцев.
Район
Кол-во мигрантов на 01.01.99
Район
Кол-во мигрантов на 01.01.99
Район
Кол-во мигрантов на 01.01.99
Ардатовский
136
Городецкий
261
Семеновский
310
Арзамасский
423
Д. Констан-ий
285
Сергачский
380
Балахнинский
904
Дивеевский
100
Сеченовский
149
Богородский
347
К-Октябрь-ий
8
Сосновский
64
Б.Болдин-ий
147
Княгининс-ий
41
Сокольский
21
Б.Мурашкин-й
77
Ковернинс-ий
20
Спасский
46
Бутурлинский
187
К. Бакавский
168
Тонкинский
59
Вадский
279
Кстовский
325
Тоншаевский
26
Варнавин-ий
19
Кулебакский
267
Уренский
170
Вачский
63
Лукоянов-ий
272
Чкаловский
84
Ветлужский
144
Лысковский
376
Шатковский
341
Володарский
139
Навашин-ий
173
Шарангский
56
Воротынский
148
Павловский
400
Шахунский
182
Воскресенский
13
Перевозский
152
Арзамас
553
Вознесенский
86
Первомай-ий
347
Дзержинск
2322
Выксунский
1408
Пильнен-ий
151
Саров
434
Гагинский
143
Починков-ий
222
Н.Новгород
7731
Число обратившихся в Миграционную службу Нижегородской области за 12 месяцев составляет 1688/4022 сем./чел., что примерно на 570 человек больше, чем за 1997 год. Получили статус вынужденного переселенца в 1998 году 2755 человек.
Основные направления деятельности МС Нижегородской области были продиктованы Федеральной миграционной программой, одобренной Указом Президента Российской Федерации в августе 1994 года. Совместно с администрацией Нижегородской области Миграционная служба в 1998 году продолжала реализацию, начатых раньше, совместных программ по оказанию помощи мигрантам в их обустройстве.
Основным источником финансирования мероприятий является Федеральный бюджет. Опираясь на технико-экономическое обоснование Программы, была составлена заявка на ассигнования из федерального бюджета на 1998 год. Общая сумма заявки составила 99933,52 тысячи рублей. Плановые назначения ФМС России в Нижегородскую область утверждены 18070,18 тыс. руб., в итоге, на реализацию мероприятий Программы из Федерального бюджета поступило 14547,6 тысяч или 80,5%от плана.
Одним из важнейших направлений работы Миграционной службы в 1998 году оставалась государственная поддержка вынужденных мигрантов. В центре внимания службы была Программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» - часть президентской Программы «Дети России». Она как бы дополняет Федеральную миграционную программу. В рамках этой программы проводится большая работа по решению «детских» проблем переселенцев.
Совместно с Департаментом образования и науки и Департаментом здравоохранения области организованна социальная поддержка семей вынужденных переселенцев и беженцев с несовершеннолетними детьми. Особо нуждающиеся были обеспечены бесплатным питанием в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях (92,25 тыс. рублей), материальной помощью на приобретение одежды и школьных принадлежностей (149, тыс. руб.).
В центре медико-психологической реабилитации «Ватутинки» прошли курс оздоровления и реабилитации 45 человек. В дни зимних и летних каникул в этом центре было принято 56 детей вынужденных переселенцев.
В 1998 году МС Нижегородской области зарегистрировано 2755 мигрантов. Единовременное денежное пособие и иную материальную помощь получили 3572 человека - вынужденные мигранты и лица, подавшие ходатайство о предоставлении статуса вынужденного переселенца. Кроме того, оказана государственная поддержка тем вынужденным переселенцам и беженцам, которые получили статус в предыдущие годы и своевременно не были обустроены.
Миграционной службой Нижегородской области на средства в размере 4500000 руб., полученных из Федерального бюджета за 1998 год было приобретено 1985,88 м2 жилья (44 квартиры).
В 1998 году были предоставлены ссуды 158 семьям на сумму 704300 руб. Компенсация вынужденным переселенцам, покинувшим Чеченскую республику с 12 декабря 1994 года по 23 ноября 1996, выплачена в размере 2508000 рублей (41 семье).
На 1999 год основными направлениями Миграционной программы являются: совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы миграции, развитие системы иммиграционного контроля, организация пункта временного размещения, организация приема и обустройства вынужденных мигрантов в рамках выделенных средств, а так же социальная защита и медицинская помощь, обучение и переобучение рабочими местами мигрантов.
В целом в 1999 году предусмотрено на Миграционную программу 132169,85тыс. руб., наФедеральную программу «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» - 1363,5тыс. руб. Из нихосновными являются:
- создание государственного жилого фонда для социально-незащищенной категории вынужденных переселенцев -- 38500 тыс. руб.,
- выплата единовременного пособия -- 468 тыс. руб.,
- предоставление ссуд -- 51500 тыс. руб.,
- выплата компенсаций -- 15750 тыс. руб.,
создание компактных поселений -- 12250 тыс. руб.
3 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ДЗЕРЖИНСКА
Контингент органов социальной защиты включает в себя 86,5
тыс.человек пенсионеров и 28,1 тыс. человек получателей пособий. За 2000 год выплачено пенсий на сумму 728,6 млн.руб., пособий из местного бюджета -21,1 млн. руб., пособий из областного бюджета - 7,3 млн. руб., пособий из федерального бюджета - 1007,2 тыс.руб.
В центр социальной поддержки в 2000 году обратилось 312 человек (с учетом повторных обращений). Организовано надомное обслуживание одиноких, престарелых и инвалидов в количестве 1852 человек, из них на платном обслуживании около 800 человек.
Социальная сеть включает в себя социальный приют на 30 мест, муниципальный центр по реабилитации детей: и подростков с ограниченными возможностями. Центр реабилитации социально незащищенных детей
«Лесная сказка», Пансионат ветеранов войны и труда (финансируется из ОБ).
Функционируют два состава БМСЭ (бюро медико-социальной экспертизы) и бюро медико-социальной экспертизы педиатрического профиля.
В целом, социальная сфера г. Дзержинска не в полной мере удовлетворяет нормативным требованиям и функционирует в условиях недостаточного финансирования.
3.1Уровень и качество жизни населения
За 2000г. бюджетная обеспеченность (собственные доходы на 1 жителя) составила 2027руб., что выше среднеобластного уровня на 12,4%. В сравнении с 1997г. бюджетная обеспеченность на 1 жителя города в 2000г. увеличилась в 2,1 раза.
- Доходы на душу населения в 2000г. по г.Дзержинску составили ( по оценке) 1269 руб. в месяц. Реальные денежные доходы по итогам 2000г. к уровню 1997г. составили 60,5% со снижением на одну треть, к 1999 году отмечается рост реальных доходов на 10%.
- Средняя заработная плата в отраслях экономики составила за 2000г. 1865 руб. и возросла к уровню 1997г. в 2,7раза. Реальная заработная плата к уровню 1997г. составила 65,1%, к уровню 1999 года имеет место рост на 12%.
- Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения увеличился в 2,6 раза и составил в декабре 2000г. 822 руб.
- Покупательная способность населения (отношение доходов населения к бюджету прожиточного минимума) - 1,54.
- Уровень безработицы сократился с 1% по итогам 1997г. до 0,6% в 2000г.
- Задолженность по заработной плате в целом по городу сократилась с 76,3 млн. руб. в 1998г. до 46,5 млн.руб. в 2000г. или на 39%.
3.2 Здравоохранение
В городе по состоянию на начало 2001 года функционировало 34 муниципальных медицинских учреждения различного профиля с мощностью стационаров на 2620 коек и поликлиник на 4825 посещений в смену. По сравнению с 1999 годом число коек сократилось на 170 в результате проведенной реструктуризации сети, мощность поликлиник сократилась на 100 посещений за счет передачи МСЧ ОАО «Дзержинскхиммаш» на баланс предприятия.
Уровень обеспеченности врачами на 1000 населения составляет 35,4 человека при нормативе 43; обеспеченность средним медицинским персоналом соответственно 74,6 чел и 99,3 чел. На 1489 врачебных должностях работает 1012 врачей. На 2918 штатных должностях средних медицинских работников работает 2138 физических лиц.
По сравнению с 1999 годом показатели, характеризующие уровень доступности медицинской помощи, имеют следующую динамику:
§ уровень госпитализации на 1 тыс. жителей возрос за год на 18,6 человек и составил 208,5 человек;
§ обеспеченность койками на 10 тыс. жителей возросла на 0,4 ед. и составила 91,7 койки (при областном нормативе- 88,9%);
§ доступность первичной медицинской помощи (посещений на 1 жителя) увеличилась на 0,9 и составила 10,1 посещений;
§ функция койки составила 333 дня против 318в 1999 году.
3.3 Образование
Сфера образования включает в себя на 01.01.2001г. 46 дневных общеобра-зовательных школ с числом учащихся 32346 чел., 1 вечернюю школу с числом учащихся - 496 чел., 10 учреждений дополнительного образования с числом обучающихся 9975 человек, 4 детских дома с числом воспитанников 243 человека, 5 средних профессионально-технических заведений с числом учащихся - 3720 чел. Отмечается снижение числа учащихся в учреждениях образования. По сравнению с 1999 число учащихся в общеобразовательных школах сократилось на 350 человек, в учреждениях дополнительного образования на 1393 человека.
Образовательные школы работают в режиме хронического дефицита педагогических кадров, имеет место наличие 64 вакантных мест педагогов по различным предметам.
В систему детских дошкольных учреждений входят 84 муниципальных учреждения и 4 ведомственных на 9886 мест. Наполняемость к проектной мощности составляет 81,3%. Число детских дошкольных учреждений к уровню 1999г. сократилось на 5 учреждений. Охват детей детскими дошкольными учреждениями составляет 75,9% против 71% по итогам 1999 года. Функционируют 1 интернат с числом воспитанников 262 чел. и 2 Дома ребенка на 130 мест.
Обеспеченность кадрами составляет 98,2%, отмечается большая текучесть кадров, так за 2000 год число уволившихся составило 51% от общего числа работников.
На развитие системы дошкольного образования негативно влияет отрицательная динамика демографических показателей, за период с 1992 года число детей в возрасте от 0 до 7 лет сократилось в городе на 8630 человек (36,7%), сеть учреждений ДОУ сократилась на 43 единицы.
3.4 Физкультура испорт
В городе действует 2 театра, 3 кинотеатра, 1 муз. училище и 3 музыкальных школы, 1 художественная школа и 3 школы искусств.
Функционирует 37 клубных учреждений, домов и дворцов культуры, из них: 31 клуб по месту жительства, 1 муниципальный и 3 ведомственных дворца культуры, 2 муниципальных дома культуры. Работает краеведческий музей, 24 массовые библиотеки с библиотечным фондом - 1850 тыс. томов, что соответствует нормативу.
В сфере физкультуры и спорта функционирует 210 спортивных сооружений, в том числе 7 стадионов, 1 легкоатлетический манеж, 62 спортплощадки, 74 спортивных зала, 7 плавательных бассейнов, 9 лыжных баз, 18 стрелковых тиров, 32 тренажерных и малых зала. Единовременная пропускная способность этих сооружений 4495 человек в день. Обеспеченность спортивными залами населения города в 2 раза ниже областного норматива и в 4,5 раза меньше рекомендованного федерацией. Обеспеченность тренерами-преподавателями в 2 раза ниже нормативных требований.
На 01.01.2001 в городе занимается в секциях и группах по видам спорта и группах оздоровительной направленности 20718 человек, из них 6900 в 14 спортивных школах.
Отмечается низкая физическая подготовленность учащихся и студентов. За 2000 год число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе увеличилось более, чем в 2 раза.
3.5 Строительство
За период 1997-2000гт. в городе введено жилья - 89,32 тыс. кв.м. Проложено более 34 км газопроводов на сумму 5,85 млн. руб., газифицировано 1002 домов в поселках. Построено и отремонтировано -744,9 тыс.кв.м. дорог с финансированием на сумму 141,5 млн. руб. Введена в эксплуатацию онкологическая больница, переоборудован профилакторий под детский дом, в стадии строительства детская стоматологическая поликлиника, ведутся работы по реконструкции РОС-350. Объем инвестиций в основной капитал в 2000 году составил 682,5 млн. руб. и по сравнению с 1997г. увеличился на 364,4 млн. руб. или в 2,1 раза, при сокращении инвестиций на жилищное строительство на 16,5 млн.руб. или 60,8 %.
Основная доля инвестиций направляется на приобретение машин и оборудования, т.е. в активную часть основных фондов, наименьшая доля инвестиций направляется на развитие социальной сферы. Из общей суммы инвестиций 64,2% формируется за счет собственных средств предприятий.
3.6 Финансы и бюджет
Сумма доходов городского бюджета за 2000г. составила 606,1 млн. руб. с ростом к уровню 1997г. на 86,4%, в том числе налоговых - 545,7 млн. руб. (с ростом в 2,1 раза), неналоговых - 42,8 млн. руб. (с ростом в 1,9 раза).
Сумма расходов составила за 2000г. -- 635,3 млн. руб. с ростом к уровню 1997г. на 54,4%, в том числе по основным отраслям:
§ образование - 187,98 млн. руб. (с ростом к уровню 1997г. в 2,0 раза);
§ здравоохранение 155,1 млн. руб. (с ростом к уровню 1997г.в 1,5 раза);
§ жилищно-коммунальное хозяйство-126,8 млн. руб. (с ростом к уровню 1997г. на 40,3%);
§ социальная политика - 30,8млн.руб. (с ростом к уровню 1997г. на 25%);
§ транспорт, дорожное хозяйство, связь - 26,66 млн. руб.
3.7 Потребительский рынок
Объем розничного товарооборота за период 1998-2000гг. составил 5,234 млрд.руб., его объем за 2000г был равен 2,3 млр. руб. и по сравнению с уровнем 1997г. увеличился в фактических ценах на 75,6%, а к уровню 1999 года на 45,7%. С учетом инфляции (в сопоставимых * ценах) объем розничного товарооборота за 2000 год составил 50% объема 1997 года.
Объем услуг, оказанных населению, по учитываемому статистикой кругу предприятий увеличился по сравнению с 1997 годом в 2,7 раза, в сопоставимых ценах объем увеличивается на 27,1 %. Цены на услуги возросли за 3 года в 1,8 раза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблем социальной защиты Нижегородской области и города Дзержинска позволяет сделать следующие выводы:
1. Необходим пересмотр действующих пропорций в распределении налогов между федеральным и региональным уровнями в пользу регионов. Подавляющая масса налоговых сборов изымается в федеральный бюджет.
2. В большинстве районов созданы социальные структуры, позволяющие эффективно осуществлять социальную политику защиты населения в кризисный период, но недостаточный уровень финансирования региональных программ не позволяет в полной мере реализовать принятые программы.
3. Заключенные трехсторонние договора между областной администрацией, администрациями и предприятиями области позволяет не только повысить объемы производства, но и создать дополнительные рабочие места, а значит обеспечить работников стабильными заработками и снизить социальную напряженность. Предстоит решить еще немало социальных проблем, где важное место занимает социальная защита подрастающего поколения - будущего России. В зависимости от того, как мы сможем воспитать, подготовить к жизни сегодняшних детей, будет обеспечена наша старость.
Использование разнообразных форм работы с различными категориями населения, привлечение дополнительных источников финансирования позволяет управлению социальной защиты населения города Дзержинска оказывать социальную помощь широкому кругу лиц, осуществлять адресную помощь гражданам, что положительно скалывается на социальном климате города Дзержинска.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ, Центризберком Москва 2002 г.
2. Закон Российской Федерации от 12.01.95 г. «О ветеранах».
3. Закон Российской Федерации № 122 от 02.08.95 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
4. Закон Российской Федерации № 181 от 24.11.95 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
5. Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации».
6. Национальный доклад к всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития. Копенгаген, 1995 г.
7 «Концепция социальной защиты населения Нижегородской области" (Приложение к постановлению губернатора Нижегородской области № 31 от 07.02.95 г.).
8. Комплексная программа действий по социальной защите населения Нижегородской области на 1998-2000 г.
9. Журналы «Социальная защита» 1998г.
10. Информационные бюллетени департамента по труду и социальной защите населения за 1998 год.
11. Джефферсон Т. «О демократии» Москва 1992 г.
12. Белянкин В. Г. «Льготное пенсионное обеспечение и пенсии за выслугу лет» Москва 1992 год.
13. Советское право социального обеспечения. Санкт-Петербург, 1992 год.
14. Новое в законодательстве о труде и социальном обеспечении. Москва 1992 г.
15. Справочник наших льгот. Москва «Финансы и статистика», 2002 год.