Социальная работа среди безработных и технология поиска работы
В Колпашевском районе инвалиды принимают участие в работе клуба для безработных "Активный поиск работы".Кроме групповых занятий с ними ведется индивидуальная работа.. Из 13 инвалидов -- участников клуба 9 человек нашли работу.
В г. Северск впервые в рамках Клуба поиска работы проводились групповые занятия для безработных инвалидов, длительно состоявших на учете в центре занятости. На занятиях рассматривались вопросы психологической поддержки, юридической защиты прав безработных граждан. Группа участников программы клуба была проинформирована об условиях участия в программе активной политики занятости "Организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите". В работе клуба приняли участие 9 инвалидов.
В других районах и городах области работа по социальной адаптации инвалидов осуществляется через работу "Клуба ищущих работу", клубов "Выбор", "Бизнес-старт", слушателями которых в 2002 году были 26 инвалидов.
Система профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан является одним из эффективных и мало затратных направлений активной политики занятости инвалидов. В течение 2002 года услуги по профессиональной ориентации получили 51,9 тыс. человек, из них 623 инвалида (в 1, 4 раза больше, чем в 2001 году).Квалификационный уровень инвалидов, обратившихся в службу занятости, остается низким, охватывает узкий перечень профессий и специальностей. В то же время, инвалиды, прошедшие профессиональное обучение, переподготовку или повышение квалификации имеют больше шансов на трудоустройство. Так, из 34 инвалидов, завершивших обучение по направлению службы занятости в 2002 году, 33 человека нашли работу.
В 2003 году на конкурс по размещению заказов на профподготовку безработных граждан была представлена заявка ПУ-12 на обучение инвалидов профессии портной, но этого явно не достаточно.
С целью расширения возможностей трудоустройства в 2002 году проводились специализированные ярмарки вакансий для инвалидов. Всего в ярмарках вакансий, в том числе и специализированных, приняли участие 252 инвалида, из них трудоустроились 67 человек.
Наиболее активно в этом направлении проводилась работа в г. Томске. В ярмарках приняли участие 130 инвалидов. От промышленных предприятий, учреждений жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, строительства, транспорта были заявлены 39 вакансий для трудоустройства инвалидов. Все вакансии были инвалидами востребованы.
Помимо реализации активных мероприятий содействия занятости инвалидам служба занятости оказывает социальную поддержку безработным в виде выплаты пособия по безработице, оказания материальной помощи, выплат стипендий инвалидам, обучающимся по направлению службы занятости. В 2002 году 1597 инвалидов получали пособие по безработице (97,7% от числа безработных инвалидов). Затраты из средств федерального бюджета на выплату пособий по безработице составили 4,5 млн рублей. Стипендии получали 34 инвалида. Затраты из средств федерального бюджета на выплату стипендий составили около 51 тыс. рублей.
В 2002 году была продолжена работа по обеспечению дополнительных гарантий лицам предпенсионного возраста. Гражданам, уволенным по сокращению численности и имеющим соответствующий стаж работы, была предоставлена возможность досрочного выхода на пенсию. В 2002 году досрочную пенсию получали 1666 человек, них 16 инвалидов. Возмещение расходов Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно, составило 16,7 млн рублей, из них 160 тыс. рублей -- на выплату досрочных пенсий инвалидам (в среднем 10 тыс. рублей на одного инвалида).
Положение в сфере занятости молодежи и подростковой занятости.
Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий. Молодежь является достаточно специфической группой; именно эта специфичность -- источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и с точки зрения его оплаты.
Возникает противоречие между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства. Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются устроиться на работу, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы. Значительные объемы молодежной безработицы (независимо от того, какие группы молодежи она охватывает) приводят к значительным материальным и социальным потерям общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.
В марте текущего года молодежь составляла 38,8% от общей численности безработных и 35,2% от численности официально зарегистрированных безработных.
Уровень экономической активности молодежи систематически снижается, и это связано пока с расширением занятости на учебе. В результате за последние три года как бы потеряны для официальной экономики почти 2,3 млн человек в возрасте от 16 до 29 лет. Они перешли либо в число не обучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике.
Различные выплаты и пособия по безработице -- это не единственно возможная помощь молодежи в этой ситуации. Важна и ориентация их на самостоятельное решение своих проблем.
В число первоочередных задач для ближайшей перспективы следует поставить создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, сокращение периода поиска работы для безработной молодежи.
В рамках Федеральной программы занятости намечен комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с трудоустройством. Среди них -- создание условий для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда за счет внедрения современных обучающих программ, которые позволят им легче адаптироваться к рыночным отношениям.
Основные направления мер, которые могут быть предусмотрены на ближайшие годы, должны отвечать одному общему требованию -- максимально содействовать включению молодежи в трудовую деятельность в сфере официальной экономики. Применительно к молодежи уже сейчас должна претворяться в жизнь в полной мере активная политика содействия занятости. Она, как известно, включает широкий спектр мер, применяемых во всем мире.
Учитывая достаточно высокий уровень незанятости среди подростков, территориальные органы службы занятости разрабатывают меры по обеспечению их трудоустройства, к числу которых относятся:
- квотирование и создание (с участием службы занятости) рабочих мест;
- организация при областных центрах занятости и действующих учебных заведениях всех уровней различного рода курсов для обучения молодежи профессиям, способствующих развитию самозанятости;
- организация подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда;
- увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой с целью коррекции трудового потенциала выпускников в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
- организация для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, общественных работ в сельском хозяйстве, торговле, а также в различных фондах и общественных организациях.
В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» выдвинуто требование обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодежи и содействовать их предпринимательской деятельности. Для этого необходимы меры, которые обеспечат их экономическую самостоятельность, право на труд и занятость при структурном развитии экономики: организация службы занятости, создание системы переподготовки кадров, использование налоговых льгот для предприятий и учреждений, повышающих их заинтересованность в использовании труда молодежи, и т.д.
Незанятость молодежи характеризуется не только ростом количественных показателей, но и качественным несоответствием образования, полученного человеком, сфере дальнейшей деятельности. Чрезвычайно отрицательно на мировосприятии молодого специалиста сказывается необходимость заняться торговлей или другой деятельностью, мало связанной с работой по специальности. Таким образом, нерационально используются не только интеллектуальный потенциал специалистов, на подготовку которых затрачены государственные средства, но и эти средства, которые могли бы быть потрачены на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.
Незанятость молодежи приводит не только к потере трудовых ресурсов для общества, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием морально-нравственных норм, правовых устоев, расширением криминальной и нелегальной деятельности. Особые опасения вызывает незанятость подростков.
Дело в том, что в образовательных учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях, колледжах) исчезли из программ предметы трудового и профессионального обучения. Для определенной части подростков учеба потеряла всякий интерес, ибо они зарабатывают больше, чем их образованные родители.
Государство из года в год закладывает в бюджет все меньшие суммы на финансирование системы образования, что отнюдь не способствует превращению получения образования в приоритетное направление государственной политики. В силу этого подростки выталкиваются на нелегальный рынок труда. Согласно Закона РФ «Об образовании» учащиеся, достигшие 14 лет, при определенных условиях могут уйти из учебного заведения, однако устроиться на работу им будет практически невозможно. Имеющиеся противоречия в законодательстве, нечеткое регулирование трудовых отношений подростков негативно сказываются на решении вопроса трудоустройства несовершеннолетних. КЗоТ разрешает в исключительных случаях принимать на работу подростков до 15 лет, а Закон о занятости может признать гражданина безработным только по достижении им 16-летнего возраста.
Не имея возможности обратиться в службу занятости, подростки ради заработка берутся за любую работу, никем не организуемую и никем не контролируемую. Становясь для подростка доминирующим занятием, такая работа наносит ущерб его воспитанию, образованию и развитию. По данным Министерства образования, в России появилась многочисленная категория подростков (приблизительно 2 млн), которые формально нигде не работают и не учатся. Эти никем не контролируемые подростки пополняют ряды правонарушителей. Престижность труда эти группы подростков связывают с уровнем заработной платы и считают вымогательство и рэкет вполне приемлемыми видами предпринимательской деятельности.
Такая ситуация с профессиональной ориентацией подростков отчасти порождается тяжелым положением, в котором находится система, профессионального начального образования. Недофинансирование привело учебно-материальные базы в негодность. Государству необходимо разработать программы по реабилитации системы профессионального начального образования, поскольку стоимость содержания безработного превышает содержание учащихся.
В катастрофическом положении находится профессиональное обучение подростков в детских домах и других сиротских учреждениях, колониях для несовершеннолетних. Это касается как неблагополучного материального положения, так и содержания обучения и характера профессий.
Трудоустройство выпускников детских социальных учреждений является также весьма сложной проблемой, ведь у них нет не только специальности, но и крыши над головой, они не умеют планировать свое будущее и рассчитывать личный бюджет. Сложности с трудоустройством возникают у специалистов службы занятости также с подростками, освобождающимися из мест заключения, убежавшими от родителей и т. д. Большинство из них трудоустраивается не по собственному выбору, а по направлению руководства учреждений, и потому им приходится заниматься чаще всего неквалифицированным трудом. Тяжелый мало оплачиваемый труд вынуждает эту категорию подростков искать более легкие пути получения доходов.
Основная сфера применения детского труда: торговля, перепродажа, занятые здесь подростки рискуют быть втянуты в криминогенную среду. Коммерциализация молодежи и подростков, связанная с участием в торгово-посреднической деятельности, вызывает серьезную тревогу. Дело в том, что профессиональные навыки, формирующиеся в процессе перепродажи товаров, в условиях нормально функционирующей экономики востребованы не будут. На почве не востребованности существует возможность возникновения опасного для общества синдрома по подобию «афганского»: появления «потерянного поколения» периода перехода к рынку. Это может привести к дальнейшему увеличению суицидов, показатели которых и в настоящее время среди молодежи высоки.
Опасность последствий незанятости молодежи и подростков обусловливает необходимость активизации политики содействия занятости этой категории слабо защищенных безработных граждан. Лучшая форма социальной защиты молодежи -- профессиональный труд. Нельзя допускать формирования иждивенческой ориентации на существование за счет пособий и материальной помощи. Овладение трудовыми и профессиональными навыками повышает конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Очное образование, связанное с получением профессиональных навыков, снижая спрос на рабочие места, ослабляет напряженность на рынке труда. Однако создание возможностей получения профессионального образования вовсе не означает, что при этом не нужно учитывать фактор востребованности специалистов, выпускаемых профессиональной школой. Следует заботиться и об их последующем трудоустройстве. Для этого необходимо восстановить связи между профессиональной и трудовой сферами.
Закон о занятости предусматривает санкции в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников профессиональной школы, так как на них затрачены средства в виде целевых финансовых отчислений в фонд занятости в размере среднего заработка данной категории за год. Естественно, что предприятия предпочитают не направлять заявки на молодых специалистов в профессиональные образовательные учреждения.
Действующая в современных условиях система экономически необоснованной подготовки специалистов и их свободного распределения должна быть заменена плановой подготовкой специалистов, которые будут востребованы в общественном производстве в соответствии со своей квалификацией и профессией.
Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что сегодня молодежь остро нуждается в социальной поддержке в области трудоустройства.
В современных условиях очень важно помочь вступающему в жизнь молодому поколению реализовать свои потенциальные возможности через систему профессионального обучения, максимального содействия включения молодежи в трудовую деятельность, организации для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, временной занятости, создания специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, расширения возможностей занятости молодежи в сфере малого бизнеса, распространения механизма квотирования рабочих мест для выпускников образовательных учреждений.
Для сокращения безработицы среди выпускников профессиональной школы необходимо разработать программы для восстановления связей между профессиональной и трудовой сферами, по согласованию планов приема по тем или иным специальностям.
В настоящее время основные действия в целях поддержки самозанятости и предпринимательской инициативы молодежи должны быть направлены:
- на ее консультирование и профессиональную ориентацию с целью определения возможностей эффективной деятельности молодых людей в качестве предпринимателей;
- обучение безработной молодежи основам предпринимательства;
- организацию консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов и ведению финансовой документации;
- финансовую поддержку на стадии становления собственного дела.
Содействие предпринимательской деятельности молодежи предполагает следующие меры: установление правового статуса молодежного, студенческого предприятия; предоставление льгот по кредитованию и налогообложению, обеспечение средствами производства, помещениями; страхование их коммерческого риска; выдачу поручительств и гарантий; финансирование; обучение основам предпринимательства и содействие в разработке финансовых и учредительных документов; предоставление однократных субсидий на поддержание проектов, направляемых на расширение возможностей самообеспечения; освобождение молодых граждан от уплаты части налоговых сборов.
В целях осуществления практических мер по решению проблем занятости и создания эффективной системы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах (приказом ФСЗН России от 22.11.94 г. № 150) с 1 января 1995 г. на территории Российской Федерации была введена в действие программа организации временной занятости безработной молодежи -- «Молодежная практика».
Целью программы является трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных более 3 месяцев, в возрасте от 16 до 26 лет на временные рабочие места, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки для получения постоянного рабочего места.
В 1998 г. программа «Молодежная практика» утвердилась как эффективная форма работы с безработной молодежью, позволяющая повысить ее конкурентоспособность на рынке труда и создать благоприятные условия для трудоустройства выпускников учебных заведений. Однако сдерживающим фактором расширения программы является отсутствие необходимых финансовых средств.
Важным направлением работы становится создание совместно с органами образования специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, не достигших 16-летнего возраста, оставивших образовательные учреждения.
Углубившийся финансовый, социально-экономический и политический кризис в России оставляет как бы в стороне решение проблем связанных с несовершеннолетними и подростками.
Между тем, актуальность некоторых вопросов назрела настолько, что их не решение сегодня уже завтра грозит социальной деморализацией подрастающего поколения. Обеспечение наиболее эффективного содействия благополучию, моральному и физическому здоровью несовершеннолетних и подростков делает наиболее актуальными следующие задачи, связанные с технологией социальной работы с подростками:
Во-первых, это обеспечение занятости подростков. Положение в сфере подростковой занятости усугубляется тем, что оно не нашло отражение в законодательных и нормативных актах. В то же время практическая отмена “принудительного” среднего образования явилась причиной для роста спроса на рабочие места со стороны молодых людей, находящихся в до трудоспособном возрасте. Однако сложные условия вживания в трудовую жизнь порождает массу проблем, с которыми подросток не в состоянии справиться в одиночку, что приводит иной раз к непредсказуемым последствиям. Особое место в рассматриваемой проблеме занимает готовность подростков к инициативным формам занятости, требующим от них иного отношения к труду, проявления большей самостоятельности в решении вопросов, связанных с трудом. Во-вторых, создание системы ювенальной юстиции, которая должна обеспечивать: справедливость любого правового решения в отношении детей и лиц молодежного возраста; защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их воспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями; обеспечение социализации личности детей в максимально благоприятных условиях жизни. Система ювенальной юстиции должна включать в себя кроме специализированных органов профилактики, социального контроля и защиты, специализированных следственных органов, специализированных судов, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних и молодежи, службы трудоустройства, организации, отдыха и т.д.
В-третьих, необходимость создания социальной патронажной службы, задачей которой бы являлась защита и охрана прав семьи и детей. Сегодня в России, несмотря на огромное количество общественных и государственных организаций, курирующих вопросы, связанные с проблемами семьи и детей, нет такой, которая бы непосредственно работала с неблагополучными семьями и детьми, социально-неблагополучными родителями, помогала в решении проблем, связанных с психологическим воспитанием ребенка, давала консультации родителям и т.д.
Одной из характерных особенностей России является то, что сегодня социальных сирот больше, чем после войны и сокращение их числа должно явиться главной целью социальной патронажной службы на федеральном и местном уровнях.
В четвертых, решение проблем бездомных детей и беспризорников. Необходимо начинать профилактику борьбы с беспризорностью, прежде всего в социально-неблагополучных семьях. Часто именно из таких семей дети уходят на улицу и, как показывают социологические исследования, всего лишь 20% таких детей адаптируются к нормальной жизни.
Уклонение от решения проблем “подростковых” ведет к созданию благоприятных условий для новых, “взрослых”, гораздо более сложных проблем.
Проблема молодежной занятости и пути ее решения с помощью программы «Трамплин» (на примере Кемеровского городского центра занятости населения).
Проблема трудоустройства молодежи Кузбасса, составляющей треть населения трудоспособного возраста, остается острой, несмотря на продолжающийся процесс старения населения и увеличение среди работающих лиц старше 50 лет, особенно в индустриальном производстве.
Вместе с тем, возрастные особенности молодежной группы предполагают высокую активность, мобильность, открытость и готовность к восприятию нового, адаптивности к новым социально-экономическим и политическим условиям, в том числе и к условиям рыка труда. В современных быстроменяющихся условиях именно молодежь становится наиболее мощным фактором формирования общества, значимой силой перемен.
Однако, несмотря на эти достоинства, в сфере занятости молодежь считается одной из самых уязвимых и незащищенных групп населения. Причин этому несколько:
- необоснованность выбора профессии: без учета интересов, способностей человека, потребностей рынка труда; отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков;
- неумение предъявить работодателю свои деловые и личностные характеристики, профессиональные знания; отсутствие социальных навыков поведения в ситуации поиска работы и неготовность к адекватному восприятию себя в этой ситуации.
Эти и некоторые другие факторы снижают конкурентоспособность и привлекательность для нанимателя молодых соискателей, и приводят к увеличению продолжительности периода поиска работы, переквалификации, трудоустройству не по специальности, психологической и социальной дезадаптации. Число молодежи 16-29 лет, включая выпускников профессиональных учебных заведений, обратившихся в Кемеровский городской центр занятости населения, имеет тенденцию к росту: 1999г. -- 2564 чел, 2000г. -- 2945 чел., 2001г. -- 3950 чел. Возможности службы занятости в оказании различных мер содействия трудоустройству этой возрастной категории имеет обратную тенденцию.
Современный рынок труда молодежи в г. Кемерово, как и в Кемеровской области, в целом, характеризуется основными признаками:
1. увеличением числа невостребованной молодежи, обращающейся в службу занятости за содействием в трудоустройстве;
2. "производством" профессиональными учебными заведениями специалистов без учета потребностей рынка труда;
3. трудовой нестабильностью молодежи (призыв в армию, декретные отпуска, отпуска по уходу за ребенком, продолжение учебы и т.д.);
4. снижением статуса общего и профессионально-технического образования;
5. ростом числа молодежи, имеющей низкий образовательный уровень и не имеющей перспектив получения профессионального образования.
Тем не менее, отношение к молодежи не должно носить компенсационный характер (помощь, поддержка и т.д.). Молодым людям не нужны "социальные костыли", им необходимы такие условия, которые способствовали бы их успешному развитию и социализации в обществе. В связи с этим возрастает значимость специально разработанных программ, способствующих повышению активности, самостоятельности, ответственности самих молодых людей за свое профессиональное становление. Новой формой реализации активной политики занятости на рынке труда Кузбасса стала программа "Трамплин", целью которой является повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, с одной стороны, и формирование готовности к самореализации в малом предпринимательстве, -- с другой.
Реализация программы осуществляется при поддержке Департамента международного развития правительства Великобритании, Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Кемеровской области и Департамента молодежной политики администрации Кемеровской области. Все материалы этой высоко инновационной аккредитованной программы обучения разработаны для "Трамплина" командой британских консультантов. Одной из ее особенностей является программируемый мультипликационный эффект. Он достигается тем, что специально обученные и прошедшие конкурсный отбор российские преподаватели -- мультипликаторы проводят курсы "обучения обучающих", которые ориентированы на социальных работников, преподавателей, психологов, профконсультантов, работающих с молодежью.
Показательно, что для реализации пилотного проекта выбраны такие города Кузбасса, как Кемерово и Ленинск-Кузнецкий. Кемерово -- город с полииндустриальной структурой хозяйства: химическая, угольная промышленность, машиностроение, тепло- и электроэнергетика, развитая социальная инфраструктура. Хозяйство г. Ленинск-Кузнецкий скорее можно охарактеризовать как моно индустриальное: в основном угольная промышленность, слабо развита строительная база, социальная инфраструктура, что характеризует проблему занятости молодежи как общую для поли- и моно индустриальных городов.
Реализация программы состоит из нескольких этапов: рекламно-ознакомительный; обучение преподавателей, социальных работников, профконсультантов, психологов методике преподавания курса "Основные навыки повеления на рынке труда"; реализация программы в пилотных группах в г. Кемерово, Ленинск-Кузнецкий российскими преподавателями -- мультипликаторами; распространение программы в других городах и районах Кемеровской области.В Кемеровской городской службе занятости на протяжении ряда лет используются программы, обучающие клиентов основам эффективного поведения на рынке труда: "Клуб ищущих работу", "Новый старт", "Как найти работу". В зависимости от категории слушателей и продолжительности периода безработицы программы модифицируются, дополняются новыми тематическими блоками. Результативность обучения достаточно высока: в течение 6-ти месяцев по окончании программы трудоустраивается свыше 60% участников.
В отличие от существующих программ "Трамплин" выстроен методологически иначе: с учетом особенностей той возрастной категории, на которую эта программа ориентирована. Необходимо отметить несколько значимых моментов.
Во-первых -- системный подход. Он связывает воедино все этапы и уровни программы: изучение потребностей участников в обучении, определение целей и задач, выбор материала и методов работы, критериев оценки эффективности обучения.
Во-вторых -- гибкость, благодаря которой можно использовать различные комбинации относительно самостоятельных модулей и блоков программы для повышения ее адаптивных возможностей. В-третьих -- методическое обеспечение, как для преподавателей, так и для слушателей. Пакет дополнительных материалов позволяет рационально распределять учебное время, оставляя для самостоятельной домашней работы теоретическую часть и самоанализ. В-четвертых -- использование интерактивных методов обучения (мозговой штурм, ролевая игра, презентация, индивидуальные и групповые задания, рабочие дискуссии, практические примеры и т.д.). Их преимущество состоит в том, что они поддерживают высокий уровень интереса, хороший темп обучения и дают возможность: каждому активно участвовать в учебном процессе, применить изученный материал на практике, оценить себя и получить обратную связь, ставить перед собой задачи и принимать решение, получить быстрые результаты, использовать свой опыт и опыт других участников.В-пятых -- практическая направленность программы. Выбор тем и методов обучения дают уверенность в том, что освоенные навыки окажут участникам действенную помощь в решении проблем, с которыми они сталкиваются в реальной жизни, и повысят их шансы на успех. Опыт работы с незанятой молодежью убеждает в том, что самыми актуальными остаются вопросы:
Где и как искать работу.
Как улучшить свой имидж и сделать общение с работодателем эффективным.
Как сохранить полученную работу: научиться во время определять проблемы, возникающие на новом рабочем месте, и находить способы их решения.
Как стать уверенным, научиться управлять стрессом, вести себя в ситуации критики.
Как пользоваться современными информационными технологиями.
Как начать свое дело, разработать бизнес-идею, привлечь источники финансирования.
За 54 учебных часа программа "Трамплин" предоставляет возможность участникам ответить или, по крайней мере, наметить пути поиска ответов на эти вопросы; понять, что только собственными силами, настойчивостью, стремлением развиваться профессионально и личностно можно достичь поставленных целей и стать успешным.
С 2002 г. программа "Трамплин" прочно вошла в технологию работы Кемеровского ГЦЗН. С начала года в ней участвовало 57 человек, из них 12% открыли собственное дело, 63% устроились работать по найму. Это объективные показатели эффективности программы. Субъективный фактор оценки участниками курса гораздо выше: 97% отмечают готовность уверенно выйти на рынок труда.
Месяц 2002 г.
февраль
март
июль
август
сентябрь
всего
Участвовало, чел.
9
11
12
13
12
57
Из них трудоустроено
6
9
8
9
4
36
открыли собственное дело
3
2
1
0
1
7
% занятых
100
100
75
69
42
75
В начале 2002 г. на базе Кемеровского городского центра занятости населения создан Совет преподавателей программы "Трамплин". Совет осуществляет координацию деятельности преподавателей программы, содействует ее распространению в г. Кемерово и Кемеровской области, создает творческие коллективы и участвует в разработке дополнительных методических и сопроводительных материалов.
Хорошим продолжение программы "Трамплин" в Кемеровском ГЦЗН стал курс "Бизнес-старт" для тех, кто решил открыть свое дело. В течение пяти дней участники курса знакомятся с основами маркетинга и бизнес планирования, налогообложением и организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, а в дальнейшем получают дополнительные консультации в процессе разработки своих бизнес-планов.
Программы обучения молодежи эффективным навыкам поведения на рынке труда и основам предпринимательской деятельности осуществляются бесплатно и открыты новым участникам.
Проблемы занятости женщин.
В Российской Федерации -- более 78 млн женщин, что составляет 53% населения. В экономике занято около 31 млн женщин, или 47% общей численности занятых. Численность женщин трудоспособного возраста (16-54 года) относительно стабильна -- около 40 млн человек. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30-49 лет -- 86% численности женщин этого возраста.
Работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами. Среди занятых с высшим образованием женщины составляют 52,3%, со средним специальным -- 7,5%. Не имеют полного среднего образования среди занятых женщин 14%, тогда как среди занятых мужчин этот показатель составляет 20%.
Среди всех женщин, работающих по найму, 46% -- рабочие и 54% -- служащие, в т.ч. 27%- руководители. С момента возникновения в России безработицы характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. Следует отметить, что темпы снижения численности зарегистрированных безработных женщин, проживающих в городе, составили 19%, на селе -- 18%. Наиболее высока доля безработных женщин села, в общей численности безработных, проживающих в сельской местности, отмечается в ряде республик Российской Федерации (Бурятия -- 78%, Татарстан, Адыгея -- 76%, Башкортостан -- 74%, Карачаево-Черкессия -- 70%, Калмыкия -- 67%, Тыва -- 65%), а также в ряде краев и областей (Липецкая область -74%, Ставропольский, Алтайский края -- 73%, Приморский край, Новосибирская, Омская области -- 71% , Кемеровская область -- 70%), т.е. в основном в тех регионах, где и раньше существовали проблемы занятости женщин.
В связи с этим для безработных женщин сельской местности особенно остро стоят вопросы обеспечения их материальной поддержкой в период поиска работы.
Отмечаются существенные различия в составе безработных женщин, проживающих в городской и сельской местности, по уровню образования. В сельской местности среди официально зарегистрированных безработных значительно выше доля лиц, имеющих среднее общее образование и не имеющих полного среднего образования. Эти показатели составляют соответственно 38,0% и 21,2% при 32,2% и 9,6% по городской местности. В то же время среди безработных женщин в сельской местности значительно ниже доля лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, чем среди горожанок. Среди безработных женщин из числа городских жительниц профессиональное высшее образование имеют 13,2%, среднее профессиональное 28,9%, в то время как среди женщин, проживающих в сельской местности, только соответственно 4,1% и 21,6% .
Безработные женщины, проживающие в сельской местности, имеют молодую возрастную структуру. Доля женщин в возрасте 16- 29 лет составляет здесь 36,0%, тогда как в городской местности -- 33,1%. Среди рассматриваемой категории сельских безработных и ниже доля женщин предпенсионного возраста, составляющая 4,3%, против 5,8% -- в городской местности. В то же время среди безработных женщин, проживающих в сельской местности, несколько ниже доля лиц в возрасте 30-53 года -- 59,7% при 61,1% по городской местности.
Отличительной чертой женской безработицы на селе является ее более длительный период. Решение проблем занятости женщин осложняется ростом предложения рабочей силы из числа женщин предпенсионного пятилетия, которым сложнее адаптироваться на рынке труда. Кроме того, экономический рост пока не затрагивает отрасли с преимущественной занятостью женщин. Продолжается вытеснение женщин из таких традиционных сфер их занятости, как торгово-посредническая, финансовая, банковская в связи с притоком в эти организации мужчин.
Трудоустройство женщин сдерживается сезонным характером предлагаемых вакансий и их недостаточным количеством; ограниченным количеством вакансий, требующих высококвалифицированных специалистов, в том числе таких, как учителя, врачи, главные бухгалтеры, ветеринары, зоотехники; несвоевременной выплатой зарплаты на многих из предлагаемых вакансий; отдаленностью места проживания от предлагаемых мест работы; отсутствием во многих сельских населенных пунктах детских дошкольных учреждений, что не позволяет трудоустроиться женщинам, имеющим малолетних детей.
В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются слабо защищенные категории женщин -- имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, жены военнослужащих, проживающие в военных городках.
Большие трудности создает скрытая безработица, несвоевременная выплата зарплаты и пособий.
В этих условияхпрактически все территории Российской Федерации разработали программы занятости населения своих регионов, в которых предусматривается проведение мероприятий по преодолению негативных последствий женской безработицы.
Улучшению адаптации женщин к рыночным условиям способствует проведение центрами занятости “круглых столов”, конференций, информационных и информационно-консультативных встреч, во время которых осуществляется диагностика склонностей и способностей к предпринимательской деятельности, консультирование по вопросам разработки и оформления бизнес-планов, экспертиза реальных возможностей претендентов для открытия собственного дела; семинары, готовятся материалы в раздел "Деловая женщина" областных и районных газет.
Мероприятия, реализуемые государственной службой занятости по содействию женской занятости, включают профилактику безработицы и материальную поддержку безработных женщин.
Профилактика безработицы включает следующие направления работы:
- корректировка профессионально-квалификационной структуры подготавливаемых в профессиональных учебных заведениях специалистов в соответствии с потребностями рынка;
- развитие системы трудовой реабилитации женщин после выхода их из отпуска по уходу за малолетними детьми;
- профессиональное обучение по направлению служб занятости.
Одним из наиболее эффективных путей развития женской занятости является содействие развитию женской инициативы и ориентация женщин на самозанятость. При этом основными видами самозанятости остаются торгово-закупочная деятельность, швейно-вязальное производство, народные промыслы, бытовые услуги.
Материальная поддержка безработных женщин осуществляется в виде выплат пособий по безработице, оказания материальной помощи.
В соответствии с законодательством о занятости населения членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, органами службы занятости оказывается материальная помощь.
Глава 1.2. Технология поиска работы
Специалисту по социальной работе по роду своей профессиональной деятельности зачастую приходится объяснять клиентам, оставшимся без работы, что и им самим необходимо делать определенные шаги в поисках рабочего места. Ниже приводятся подходы к самостоятельному поиску работы, рекомендации по составлению резюме и собственного образа. Информация излагается в форме советов, которую могут использовать как сами специалисты, так и их клиенты.
1.2.1. Подходы к самостоятельному поиску работы
Сначала четко сформулируйте требования к своей будущей работе. После этого обратитесь к своим друзьям, родственникам и знакомым, к знакомым своих знакомых и друзей. Используйте любые встречи, вечеринки и прочее для поиска вакантного рабочего места. Ищите самостоятельно. Обращайтесь непосредственно в отделы кадров предприятий и организаций.
Посещайте ярмарки вакансий, которые устраивает ежемесячно Комитет труда и занятости. О месте и времени их проведения можно узнать из объявлений в газетах.
Обратитесь в выбранное вами отделение службы занятости или в агентство по трудоустройству.
Ищите информацию о вакансиях в специализированных газетах.
Составьте рекламную информацию о себе и разместите в разделах «Ищу работу» в газетах в зависимости от ваших возможностей.
Пройдите переобучение на профессиональных курсах, которые одновременно с обучением содействуют трудоустройству.
Разошлите резюме по факсу, предварительно составив список номеров факсов, по которым необходимо послать свое резюме. Для составления этого списка используйте газеты, различные справочники и тому подобные издания. Если у вас нет факса, обратитесь в районное отделение связи или на Главпочтамт.
В настоящее время появилась возможность дать информацию о себе в глобальной компьютерной сети Интернет. Такой путь позволяет узнать о вас широкому кругу работодателей. Рекламу такого рода услуг печатают специализированные издания.
Во время поиска работы проявляйте творчество, не стойте на месте, а главное, не теряйте оптимизма. Помните, ваш внешний вид, манера держаться, уверенность в себе помогут добиться положительных результатов. Не стесняйтесь слов: «Умею! Знаю! Могу!»
1.2.2. Практические рекомендации по составлению резюме. Собеседование
Резюме -- это краткое описание вашей трудовой жизни. Именно краткое и информативное. Работодателя не будет интересовать ваша личная биография. Его интересует, какую пользу вы можете принести фирме. Учитывая это, вы и должны строить свое резюме.
Оно должно быть не более двух страниц отпечатанного текста и отвечать основным требованиям:
7. внешний вид (хорошая белая бумага, соблюдение правил оформления документов, красивое оформление).
Если резюме занимает больше одной страницы, в конце страниц указывается, что продолжение находится на следующем листе, а на всех листах, кроме первого, сверху печатается номер листа и указывается фамилия.
Если по объему у вас получилась одна неполная страница, расположите информацию так, чтобы все страницы были полностью заняты текстом.
Избегайте пассивных форм построения фраз (пишите: выполнил эффективно... освоил новые... сэкономил... и т.п.); не забудьте про ваши достижения (получил повышение в должности... и т.п.).
По необходимости можно перевести ваше резюме на английский язык.
Для тех, кто не имеет опыта работы, рекомендуется указывать изучавшиеся предметы (особенно те, в которых были достигнуты наибольшие успехи), хорошие и отличные оценки, награды на олимпиадах и конкурсах и т.п.
Сообщая уровень владения компьютером, уточните, в каких операционных системах и программах вы работали.
Не давайте подробный почтовый адрес предприятий, на которых вы работали, укажите их название и город, в котором они находятся.
В заключение не забудьте поставить дату составления резюме и подпись.
Необходимо помнить, что резюме нужно для того, чтобы привлечь к себе внимание.
Резюме должно включать: личные данные -- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, телефон, семейное положение, наличие детей, гражданство, почтовый адрес, знак зодиака (некоторых работодателей этот вопрос интересует).
Кратко сформулируйте цель в поиске работы -- пишите, какую работу можете и хотите делать.
Укажите, что, когда и где вы окончили (вуз, профессиональные курсы и т.п.). Можно указать оценки и награды по тем направлениям, которые соответствуют вакансии, которую вы ищите.
Место работы, занимаемые должности, должностные обязанности пишутся в обратном хронологическом порядке (от последнего места работы и до первого. Рекомендуется ограничиваться 7-10 последними годами).
Не забудьте указать, по какой причине вы меняли место работы: пример -- «причина увольнения -- собственное желание» и т. п.
Пример.
май 1998 г. -- по настоящее время -- закрытое акционерное общество «Виктория», менеджер -- отдел продаж, составление и заключение договоров, работа с крупными заказчиками, руководство сотрудниками внутри отдела. За это время заключил 18 крупных контрактов в регионах страны и т.д.
1992 -- 1998 гг. -- ТОО «Акциз», заместитель коммерческого директора, коммерческие операции с недвижимым имуществом. Осуществил ... количество сделок.
Дополнительные умения и знания: владение иностранным языком, навыки работы с компьютером с указанием программных средств, наличие водительских прав, владение офисной оргтехникой (какой), машинописью, знание делопроизводства и т.п. В этот пункт включается все, что повышает вашу ценность в глазах работодателя.
Круг ваших интересов: спорт, различные увлечения и т.п. Возможно, указать здесь ваши достижения в том или ином увлечении, если они имеются.
Дополнительные сведения о себе: энергичны, работоспособны, коммуникабельны, ориентированы на карьеру и т.д. В этом случае только не переборщите.
Рекомендации, данные вам с предыдущих мест работы (если имеются): фамилия, имя, отчество того, кто дал рекомендацию, его должность и как с ним связаться, предварительно необходимо сообщить этому человеку, что его могут побеспокоить по данному вопросу. Дата составления резюме и подпись.
Резюме также может включать:
сведения об общественной деятельности и членстве в профессиональных объединениях;
сообщения о воинской службе;
указание готовности к разъездам и смене места жительства;
указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем.
В рекомендации сообщаются только факты: что именно выполнял, основные достижения, как вы проявили себя. Рекомендации подписываются человеком, возглавляющим организацию. Выпускник вуза может взять рекомендацию от декана факультета или от научного руководителя.
Если вы считаете необходимым воспользоваться услугами по составлению резюме, которые оказывают кадровые агентства, их адреса вы найдете в объявлениях в специализированных газетах. Агентства также помогут перевести резюме на английский язык, разослать его в интересующие вас фирмы, опубликовать в специальных разделах газет и журналов, предложить по вашим данным вакантное место.
Некоторые издания публикуют бланки резюме. Заполняйте его и отправляйте по указанному адресу. Это дополнительный шанс к поиску места работы.
Собеседования можно разделить на несколько типов.
Отсеивающее собеседование нужно рассматривать как предварительный разговор, после которого лишь некоторые, претендующие на определенную вакансию, будут приглашены на следующее собеседование.
Отборочное собеседование -- это решающая беседа, в которой работодатель оценивает вашу квалификацию по диплому и по опыту работы, вашу решимость и цели, движущие вами мотивы, ваши возможности и тому подобное. Этот вид собеседования самый подробный и наиболее глубокий из всех.
Групповое -- тот случай, когда собеседование с вами ведут несколько представителей фирмы. Бояться этого не стоит, лучше мобилизуйте свое внимание.
Серийное -- речь идет о серии разнотипных собеседований с разными людьми -- от рядового сотрудника отдела кадров до руководителя фирмы.
Разведочное собеседование -- соискатель сам обращается в заинтересовавшую его фирму и хлопочет о том, чтобы его пригласили на собеседование для выяснения, насколько заинтересовавшая его фирма подойдет ему в качестве возможного места работы. В этом случае необходимо оставить о себе хорошее впечатление, и, когда появится вакансия, вас вспомнят.
К собеседованию по телефону нужно отнестись серьезно, поскольку вас будут оценивать на основании тех сведений и впечатлений, которые удастся извлечь из беседы.
Гражданину, идущему на собеседование, необходимо помнить:
- Наведите предварительно справки о должности, организации или сфере деятельности.
- Прорепетируйте с помощью друзей, как вести себя во время собеседования, чтобы научиться снимать нервное напряжение и скрывать нежелательные привычки.
- Расспросите о том, как проехать к организации.
- Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным временем для собеседования.
- Постарайтесь договориться о проведении собеседования таким образом, чтобы вас не волновало, сколько времени вы на него истратите.
- Заблаговременно подтвердите договоренность о встрече.
- Идите на собеседование самостоятельно, без друзей и членов семьи.
- Придите на собеседование заблаговременно.
- Имейте наготове адреса рекомендующих вас лиц.
- Известите рекомендующих вас лиц о возможности обращения к ним с вопросами относительно вас. Используйте связи для получения нужных сведений.
- Научитесь определять различные типы собеседования, чтобы знать, чего следует ожидать.
- Перед встречей продумайте вопрос о заработной плате.
- Отнеситесь к секретарю или администратору с уважением.
- Запомните, как кого зовут, и кто какую должность занимает.
- Говорите правду и преувеличивайте только в том случае, если можете доказать свои утверждения.
- Избегайте ответов-штампов.
- Старайтесь казаться разборчивым, даже если вы очень боитесь упустить предлагаемое место.
- Будьте готовым к разговору о вашем прежнем работодателе, даже если вам с ним не повезло.
В психологии под интервью понимают метод сбора информации, когда анализируются речевые высказывания и другие доступные наблюдению реакции интервьюируемого в ходе специально организованной с ним беседы. В повседневной жизни человека, способного с ходу понять, «чем дышит» собеседник, мы называем проницательным, тонким психологом. Развитое «чутье на людей» как характеристика природного ума, как врожденное качество -- это явление, которое действительно встречается. Однако таких самородков среди проводящих интервью с кандидатами не так много, как хотелось бы. Поэтому, даже если руководители приглашают для такой работы специально обученный персонал, результат бесед бывает разный: или хороший специалист не получит работу, или возьмут на работу человека, не соответствующего должностным требованиям.
Каковы же реальные перспективы интервью как метода получения достоверной информации, не переоцениваем ли мы его возможности?
Но сначала несколько более подробно о самом методе.
В самом общем виде можно говорить о двух базовых формах интервью -- жестком (структурированном) и свободном. Жесткое интервью проводится по заранее подготовленному плану, т. е. имеется фиксированный перечень вопросов и их последовательность. Вопросы сгруппированы по блокам, например «образование», «профессиональная деятельность», «мотивация и ценностные ориентации», «личностные качества и внутренний мир» и т.п. Такой вид собеседования скорее можно использовать для получения информации о личностных или профессиональных качествах кандидата. Свободное интервью больше напоминает беседу, где роль рассказчика принадлежит кандидату, а работодателю остается лишь слушать и задавать уточняющие вопросы. Наибольшие возможности, на наш взгляд, открываются при использовании комбинированного интервью, так как это позволяет получить как проективную информацию о кандидате в ходе свободного рассказа о себе, так и конкретную, однозначную информацию с помощью лобовых и каверзных вопросов.
В структурном отношении в любом интервью можно условно выделить три части:
а) налаживание контакта, установление доверительности в отношении;
б) получение основной информации об интервьюируемом;
в) выход из интервью.
Как правило, беседа начинается с вопросов о биографии кандидата или вопросов, не связанных напрямую с его будущей работой, чтобы снять напряжение, возникающее в первые минуты общения с незнакомым человеком. Существенно, также, что доверительная беседа способствует получению достоверной информации. Когда кандидат почувствует себя увереннее, работодатель переходит к более сложным вопросам. Однако помните, что рассказ о себе -- это та часть интервью, которая предназначена для получения существенной информации, на основании которой формируются уточняющие вопросы. Именно на них и держится жесткая часть, представляющая собой ядро собеседования. На основании полученной в свободной беседе информации проводится более подробное исследование личностных и профессиональных качеств кандидата. И, наконец, когда вся необходимая информация получена, следуют расслабляющие вопросы, обеспечивающие мягкий плановый выход кандидата из интервью, например об увлечениях, отдыхе и т.п.
Ответ на вопрос о возможности интервью как метода получения достоверной информации находится в тесной зависимости от того, как решается задача интерпретации полученных в ходе интервью данных. Здесь имеют место две проблемы. Первая связана с достоверностью полученной информации, с тем, в какой мере можно доверять полученным ответам. Для того чтобы сделать выводы об этом, нужно, как минимум, чтобы эти ответы были зафиксированы каким-либо способом: письменно, на аудио- или видеомагнитофонной ленте. Типичная ошибка работодателей -- отсутствие каких-либо записей вообще и ориентация при принятии решения о найме на личное впечатление. Записи позволяют вернуться к ответам кандидата, взвесить их правдивость, принять решение о степени надежности, полученной в ходе интервью информации. Вторая проблема связана с квалификацией лица, которое будет проводить интерпретацию результатов, принимать решения о том, что означает тот или иной ответ кандидата.
И все же, что делать, если работодатель, например, принимает на работу финансового менеджера, а сам имеет об этой деятельности лишь общее представление? На наш взгляд, следует дать просмотреть ваши записи экспертам, а еще лучше, если бы они же помогли вам составить основной список вопросов. Полнота и правильность ответов, оцененная экспертами, -- залог адекватного решения при определении квалификации специалиста. Ну а если работодатель принимает на работу специалиста, квалификацию которого вполне в состоянии определить сам. Как быть здесь? Для начала нужно определить критерий, включающий в себя наиболее существенные с его точки зрения параметры деятельности этого специалиста, т. е. ответить на вопрос, что специалист должен знать и уметь. Затем составить вопросы, ответы на которые могут свидетельствовать об этих знаниях и умениях. Следующим шагом может быть разработка формального критерия. Здесь делается попытка как бы ответить на вопросы, какой человек наилучшим образом справится с этой работой: молодой или обладающий житейским опытом, энергичный или осторожный, какое он должен иметь образование, опыт работы? Затем составляются вопросы, с помощью которых, как вы думаете, это можно узнать, или можно прибегнуть к другим методам, например психологическому тестированию. Стоит ли проводить исследование личности кандидата с помощью психологических тестов -- это отдельный разговор. Однако если кандидат получил образование в престижном вузе и проработал долгое время в известных, крупных компаниях на соответствующих должностях, проводить подобные эксперименты нецелесообразно, так как лучшим тестом является его профессиональная деятельность. Технология подготовки работодателя к интервью ясна.
Но не следует забывать, что конечная цель интервью -- не получение информации о кандидате, а заполнение вакансий необходимым компании персоналом. Здесь возникает тонкий момент: все сделано правильно, результаты интервью проинтерпретированы, а вот с решением о найме никто не торопится. Отчасти это проблема делегирования прав и обязанностей, и того, как она решается в той или иной компании. Кандидаты часто сталкиваются с этой проблемой: беседует с ними один человек, а принимает решение о найме другой -- критерии отбора совпадают. На наш взгляд, это связано и с некачественным предоставлением результатов интервью. Особенно если вместо них предъявляют «впечатление». С решением не будет проблем, если его будет принимать тот, кто может объективно оценить результаты интервью, а для этого надо пользоваться им как научным методом. К сожалению, сейчас интервью чаще напоминают смотрины, где личное отношение к кандидату ставится выше его профессиональных качеств. Правда, в этом случае интервью ничем не отличается от разговора.
Основная часть интервью представляет собой специально подобранные вопросы, которые сконструированы так, что позволяют получить существенную информацию о кандидате. Часть этих вопросов -- провокационные. Отвечая на них, кандидат как бы привносит в содержание ответа только ему присущее видение той или иной ситуации, отношение к той или иной проблеме. В этом и проявляется его подлинная индивидуальность, его внутренний мир, который так интересует работодателя. Другие вопросы, откровенно лобовые, ставят кандидата в положение, когда круг возможных ответов жестко предопределен. Именно такие вопросы вызывают наибольшее затруднение. Кандидат оказывается в ситуации морального выбора: ответишь прямолинейно -- навредишь себе, ответишь неискренне -- можешь попасть в ловушку. Но давайте перейдем к рассмотрению конкретных примеров.
Предположим, что вам задали вопрос: «За что вас критиковали в последние четыре года?» Ясно, что развитие ответа на этот вопрос приведет к тому, что работу вы, скорее всего, не получите. Ну и как же ответить на него? Менеджерам рекомендуем следующий ответ: «За чрезмерную требовательность к подчиненным». Тем же, у кого подчиненных нет, можем посоветовать следующее: «За то, что не успевал выполнять свои служебные обязанности в рабочее время и был вынужден задерживаться после работы». Почему следует отвечать так. Предполагается, что работодатель вряд ли надеется получить на этот вопрос достоверный ответ. Предложенный ответ свидетельствует о том, что, следуя правилам игры, вы избрали тактику, которая не может повредить вам, вы даете работодателю понять, какой вопрос, такой и ответ. Пусть простит нас работодатель за подобные рекомендации, но, право, насколько откровенны были бы вы, когда решается ваша судьба?
Еще один вопрос: «Какие из своих должностных обязанностей вы выполняете с наибольшим удовольствием?» Вопрос явно провокационный. Основная его идея состоит в том, что, увлекшись описанием должностных обязанностей, вы раскроете личностно значимые для вас ценностные ориентации. Предлагаем к ответу подойти формально. Менеджерам советуем ответить так: «Больше всего мне нравиться поощрять подчиненных за хорошо выполненную работу». Думаю, большинство управленцев согласятся с вами, что это одна из самых приятных обязанностей. Поэтому ответ выглядит как вполне правдоподобный.
Тем же, у кого подчиненных нет, можно порекомендовать следующий ответ: «Мне нравится решать новые задачи, где может быть задействован мой личностной потенциал, и, есть возможность проявить себя». Оба ответа сильно нагружены по фактору социальной желательности, но выглядят как весьма вероятные, поэтому будут приняты.
Более сложный вопрос: «Назовите три ситуации, в которых вам не удалось добиться успеха». Чем сложен этот вопрос? Ясно, что откровения по этому поводу изначально будут характеризовать вас негативно и поставят под сомнение, как ваш профессионализм, так и возможность найма. Не стоит приводить примеры, имеющие отношение к вашей карьере. Лучше расскажите пару историй, которые произошли с вами либо на отдыхе, либо в другой нейтральной ситуации.
Или вот другой вопрос: «Мы все временами привираем. Можете ли вы сказать что-нибудь, что не совсем соответствует истине? Приведите три примера, когда вы это делали?» На наш взгляд, это более легкий вопрос, чем предыдущий, так как он оставляет больше свободы для достоверного ответа. Наверное, стоит вспомнить о юморе: «Да, конечно, такое случается. Когда моя дочь спросила, откуда берутся дети, мне пришлось сказать ей, что детей находят в капусте». Я думаю, что работодатель будет удовлетворен вашим ответом, так как, во-первых, вы сказали правду, а во-вторых, у вас есть чувство юмора -- свидетельство интеллекта. Ну а если он спросит вас: «А еще два примера?», -- то это уже определенным образом характеризует работодателя.
К интервью (собеседованию) следует готовиться заранее.
Во время собеседования:
- уместно уточнить и дополнить ранее полученные сведения о будущей работе;
- поинтересуйтесь, кому вы будете подчиняться, и кто будет подчиняться вам;
- выясните, какими ресурсами вы будете располагать на новой работе. Иногда работодатель ставит перед приглашаемым работником очень серьезные задачи, не обеспеченные реальными ресурсами для их решения;
- спросите, будет ли вам дано право самому принимать решения, и в каких пределах;
- узнайте возможности повышения квалификации и перспективы роста;
- попросите показать ваше рабочее место; уточните свои будущие рабочие часы, рабочие и выходные дни, продолжительность отпуска, время обеденного перерыва и то, как организовано питание в перерыв;
- очень осторожно, не торопясь, выясните о дополнительных выплатах и льготах.
После окончания собеседования следует поблагодарить того, кто с вами беседовал. Выразите заинтересованность в получении данного места и желание работать в этой организации.
Самое тяжелое испытание -- это ожидание результатов собеседования. Надейтесь на благополучный исход, но не забывайте, что вы не одни претендуете на вакантное место. Думайте о следующем шаге в поиске работы, чтобы неудача не застала вас врасплох.
Правила создания собственного образа.
Мы живем в мире, где реалиями стали сокращение производства одних отраслей, расширение других, не востребованность профессий, еще не так давно имевших большой спрос. Безработным в такой ситуации может стать каждый независимо от пола, возраста, образования, опыта работы и т. п.
Основной психологической проблемой, затрудняющей трудоустройство этих лиц, является «синдром безработного», который выражается в утрате внутреннего психологического комфорта и ярком проявлении внешних признаков психологического неблагополучия.
На людях «синдром безработного» проявляется в ожесточении поведения и общения, агрессивной мимике и пантомимике, повышении невротических реакций на внешние раздражители и, как следствие, усилении беспричинной конфликтности. Внешний облик отражает не только внешние данные, не только характер, темперамент и другие психологические особенности, но он еще довольно определенно очерчивает и социальную роль человека.
1.2.3. Правила создания собственного образа
Поэтому одним из важных моментов, повышающих конкурентоспособность человека на рынке труда, является работа над собственным имиджем. Если вы желаете получить работу, закрепиться на новом месте, а тем более достичь успехов в профессиональной деятельности, имидж является одним из важнейших условий успешной профессиональной деятельности и показателем возможностей личности.
Тяжело работая, человек может и не получать продвижения по службе, поскольку хорошее выполнение работы и есть то, за что работнику платят. За карьеру сегодня отвечает сам человек, а не организация. Знание того, где и как можно себя подать, столь же важно, как и преобразование себя в нужный кому-то продукт.
Есть множество путей к вершинам карьеры. Некоторые из них строятся на имидже. То, как человек представляет себя внешне, может подтвердить или опровергнуть то, что ожидается от высококвалифицированного специалиста.
Есть несколько причин, по которым имидж является важной составляющей в поиске работы и росте карьеры:
1. личный стиль влияет на тех, кто принимает решения в вопросах приема на работу и профессионального роста;
2. мы верим тому, что нам демонстрируется;
3. мы все занятые люди и основываемся на первом впечатлении;
4. от нас ждут, что мы будем действовать как представители своей профессии или организации;
5. нет другого пути выделить лучшего среди равных.
Первое впечатление имеет особый смысл, поэтому гражданам, ищущим работу, нужно придавать значение любой детали.
У соискателя на вакансию не будет возможности получить второй раз право на первое впечатление. Нужно подать себя правильно сразу, поскольку очень тяжело исправить неудачное первое впечатление.
У 90% людей, встретившихся впервые, мнение о собеседнике формируется в течение первых минут (секунд). И основывается оно на внешности, физических характеристиках, вашем облике, языке тела, одежде, прическе, что может привести к ошибке при оценке ваших деловых и личных качеств. Вот данные респондентов, оценивших значимость восприятия при первом впечатлении:
Внешность 55 %
Голос 38 %
Содержание 7%
Исследования показывают, что новая информация получается нами в процессе синтеза чувств приблизительно в такой пропорции:
Зрение 75 %
Слух 13%
Прикосновение 6 %
Запах 3 %
Вкус 3%
Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия.
Компоненты имиджа
Визуальные элементы: мимика и пантомимика (эмоциональные реакции); состояние (ухоженность: волосы, кожа, руки и т.д.); физические данные и поддержание формы тела; индивидуальный стиль (умение одеваться); изысканные манеры (воспитанность); этикетная нормативность (умение вести себя в обществе); осанка; искусство контакта взглядом.
Осязательный элемент: индивидуальное психологическое пространство (проксимика); рукопожатие; физический контакт.
Обонятельный элемент: запах (использование духов, дезодорантов и т.д.); наши естественные запахи.
Для того чтобы быть конкурентоспособным на современном рынке труда, необходимо овладевать новыми технологиями само имиджирования.
Существует огромный перечень профессий, где на успех дела во многом влияет соблюдение привлекательного имиджа. При этом имидж имеет двойное действие. Во-первых, он производит впечатление на окружающих, «впечатывая» в них определенное сообщение о персоне. Во-вторых, он воздействует и на самого человека, формируя стойкое представление о собственной личности.
Специалисты по кадрам отмечают следующие ключевые факторы, создающие благоприятное впечатление во время собеседования.
Для мужчин: хороший костюм; аккуратность; подтянутый и здоровый вид; модный дипломат или портфель.
Для женщин: элегантная одежда; хорошая форма и здоровый вид; привлекательная прическа; тонкий макияж.
Многим актерам, для того чтобы как следует вжиться в сценическую роль, до конца прочувствовать ее, необходимы соответствующий костюм, грим, реквизит. Осознаем мы или нет, но в жизни происходит точно так же. Правильно сформированный профессиональный имидж по сути дела становится символом профессии и реально помогает добиться успеха, вызывая у окружающих (руководителя, коллег, клиентов) позитивные чувства. Такое неосознанное одобрение возникает потому, что человек соответствует представлениям людей об идеальном образе специалиста в той или иной профессии.
Считается, что, для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем («да, она настоящий бухгалтер», «это действительно отличный секретарь-референт», «она прирожденный работник сервиса» и т.п.).
Формируя свой имидж, человеку недостаточно знать, что ему следует изменить в облике, когда и что ему одевать. Важным моментом в технологии само имиджирования являются целостность восприятия собственного образа, формирование адекватной самооценки, знание особенностей своего характера с опорой на его сильные стороны.
Поскольку движения, жесты и слова в основном определяют, как вас воспринимают другие, давайте рассмотрим правила, от выполнения которых зависят первые впечатления, производимые нами на других.
1. Ваши первые десять слов должны быть очень важными. Наиболее эффективным средством быстрого взаимопонимания будет выражение благодарности.
- «Спасибо, что вы нашли время для встречи со мной этим утром, господин Иванов».
- «Я очень рад встретиться лично с вами, госпожа Смирнова».
- Это прекрасные образцы выражения благодарности во время первой встречи. Вы также можете успешно пользоваться этим правилом и при встречах с людьми, которых уже знаете.
- По возможности в -- первых 10 -- 12 словах беседы обратитесь к тому, с кем вы разговариваете, по имени.
- Не секрет, что большинство из нас настраивается на беседу, услышав собственное имя. Нам всем приятно, когда нас узнают лично, пусть это даже небольшое внимание. Итак, начинайте разговор с благодарности, называя человека, с которым вы разговариваете, по имени.
2. Обратите внимание на других. Смотрите в глаза. Улыбайтесь. Вы можете выражать как энергию и решительность, так уныние и депрессию. Подумайте, что вам больше понравится: встреча с женщиной, которая выглядит не спавшей всю ночь, или же с улыбающейся женщиной с блестящими глазами. Ваше энергичное поведение демонстрирует вашу уверенность в себе. Улыбайтесь. Будьте подвижны. Будьте уверены. И людям это понравится. Попробуйте. Это действует.
3. Обратите внимание на походку. Входите ли вы в здание, где находится офис, где вы хотели бы работать или идете на встречу с работодателем, добавьте упругости в ваш шаг. Входите энергично, живо. Большинству из нас нравится общество энергичных людей.
4. Обратите внимание на свой внешний вид. Вы должны быть аккуратно причесаны, прическа должна соответствовать чертам лица. Украшения должны соответствовать событию и ситуации. Качество украшений и аксессуаров часто воспринимается как отражение вашей сущности. Обувь всегда должна выглядеть, как новая. Женщины должны помнить о том, что колготки со спущенными петлями портят впечатление. Всегда держите в сумочке запасную пару на всякий случай. А что касается мужчин, пожалуйста, учтите, что большинству женщин понравится часть голой ноги, но не тогда, когда на вас брюки. Надевайте носки, закрывающие ваши икры.
5. Следите за правильностью вашей речи. Неправильная речь выдает недостатки вашего воспитания, характеризует ваше окружение. Для контроля своей речи советуем приобрести справочник или орфографический словарь. Употребляйте слова соответственно ситуации.
6. В то время как смех может быть лучшим лекарством от многих болезней, хихиканье может быть явно раздражающим фактором. Некоторые люди хихикают, стараясь заполнить паузы или сгладить неловкие моменты. Вместо этого лучше выдержать паузу. Хихиканье -- это непривлекательная привычка.
7. Единственно оправданная форма прикосновения друг к другу во время общения -- рукопожатие. Пока вы не установили доверительные отношения, похлопывание, подталкивание локтем или легкое прикосновение могут быть восприняты как навязчивые действия. Не распускайте руки.
8. Не прячьте руки. Исследования в области этикета показали, что руки, лежащие на столе, более привлекательны, чем засунутые в карманы. Когда ваши руки спрятаны, это наводит на мысль, что вы говорите не все. Если вы относитесь к тем, кто не может разговаривать без использования рук, то вам повезло. Другим можно пожелать выработать такую привычку. Если только не перебрать, то дополнительные жесты помогут вам казаться энергичным, полным энтузиазма человеком. Но если вы все же не склонны к жестикуляции, то хотя бы держите руки на виду.
9. Устанавливайте зрительный контакт. Невозможно переоценить важность этого правила. Смотря прямо глаза, вы достигнете трех целей: произведете впечатление уверенного в себе человека, человека со здоровым самомнением; вас воспримут как хорошего слушателя; вам, вероятно, окажут такое же вежливое внимание, когда вы будете говорить.
10. Улыбка посылает другим сигнал о том, что их поняли. Улыбка в действительности стоит тысячи слов, может быть, даже больше. Улыбающийся человек уверен в себе, и эта уверенность необходима ему для того, чтобы тонко и адекватно воспринимать других, а это -- реальный путь к самоутверждению, особенно в деловой сфере.
11. Если вы встречаете кого-либо в первый раз, то принято представляться, называя свои имя и фамилию. Если вы встречали человека раньше, но предполагаете, что он или она могут не помнить вашего имени, постарайтесь избежать возможного замешательства и вновь представьтесь. Например: «Я -- Иванова Марина. Мы встречались на семинаре по толерантности и разрешению конфликтов. Так приятно видеть вас снова». Даже если человек не помнит вашего имени, вы дали ему великолепную возможность схитрить и произнести в ответ: «Конечно, я помню вас, Марина. Я рад увидеть вас снова».
Литература
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002.
3. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1999.
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник. В 2 т. Т.1. - Таллинн, 1993.
5. Российский рынок труда /Под. ред. И.С.Масловой - М.: Наука, 1995.
6. Роговина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры занятости при переходе к рынку // Общество и экономика. - 2001. -- №10. - С.120-135.
7. Рыкова Е. А. и др. Технология поиска работы - М.: Профобр Издат, 2001.
8. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
9. Социальная работа /Под общей редакцией В. И. Курбатова: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.
10. Швецов А. Н. Рынок труда и управление занятостью: Учебное пособие. - СПб: Санкт-Петербургский технический университет. Учебный центр подготовки руководителей, 1998.
11. Починок А. О трудовом потенциале России, перспективах его сохранения, развития и улучшения использования // Общество и экономика. - 2001. -- №11-12. -- С. 5-23.
12. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика: Учебник. - М.: Русская Деловая Литература, 1999.
13. Бреева Е. Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.