Рефераты

Понятие брака, условия и порядок заключения брака

Понятие брака, условия и порядок заключения брака

Министерство просвещения молодежи и спорта Республики Молдова

Славянский Университет

Юридический факультет

Кафедра частного права

Регистрация

Курсовая работа

Понятие брака, условия и порядок заключения брака.

Выполнила Кот Татьяна А.

Дневного отделения

Специальность: «Право»

Специализация: Экономическое право

Научный руководитель

КИШИНЭУ

2006

Введение

Раздел 1 Понятие брака

1.1 Юридическая природа брака......................

1.2 Гражданско-правовой характер брака.....

1.3 Признаки брака........................................

1.4 Фактический брак....................................

1.5 Церковный брак.......................................

Раздел 2 Условия заключения брака......................

Раздел 3 Порядок заключения брака......................

Заключение

Список сносок

Библиография

Введение.

Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Семейное право занимает одно из ведущих место среди остальных отраслей права, так как семья необходима каждому человеку. Она оказывает влияние на развитие общества, его нравственное здоровье и является одним из факторов повышения социальной активности людей.

Именно в семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Вот почему демократическое общество заинтересовано в прочной, духовной и нравственно здоровой семье. Крепкая семья - это значит крепкое общество.

Под браком понимается семейный союз мужчины и женщины порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством.

· Приняты многие законодательные акты, являющиеся свидетельством заботы государства о семье.

Понятие брака.

В юридиче-ской литературе сложились различные определения брака. Приведем одно из них, предложенное Г. К. Матвеевым: “Брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных зако-ном, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности”[1, c.45].

В данном определении, как и в большинстве других, брак понима-ется как особый институт семейного права. Обосновывая отраслевую самостоятельность семейного права, большинство авторов считали, что в понятии брака ключевым словом выступает “союз”, подчеркивающий несовместимость и несводимость брака к гражданско-правовым сдел-кам. Понимание брака как союза не относится к достижениям совет-ской юридической мысли. Русская дореволюционная цивилистика, раскрывая понятие брака, также определяла его как “союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме, не отрицая при этом граж-данско-правовую природу брачных отношений.

1.1.Юридическая природа брака.

Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой граждан-ской сделки. Данный подход был прежде всего связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только опреде-ленная сфера брачных как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на стра-же этого установления, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в “Мета-физике нравов”. Кант считает, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения, что концепция договора не применима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человечес-кую жизнь и прекращается недостижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении. Не-достатком этой теории является перенесение этических пред-ставлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связа-ны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духов-ные взаимоотношения супругов может привести к посягатель-ству на человеческую личность и ее важнейшие права.

В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же пробивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. “Со-гласно с воззрениями, сложившимися во Франции, -- пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, -- брак по своей духовной стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем осно-ванное, брак есть гражданский институт”. Данное определение, на наш взгляд, соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, -- это гражданско-правовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистичес-кий союз, как союз, предполагающий наиболее полное обще-ние, или даже как средство достижения определенных выгод -- все это лежит за границами права.

Этическая оценка своего брака -- сугубо личное дело каж-дой супружеской пары, она зависит исключительно от их рели-гиозных, философских и этических представлений. Навязыва-ние таких представлений извне есть не что иное, как посяга-тельство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак. Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государ-ство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небез-различно для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.

Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. И.А. Загоровскнй, например, указывает, что хотя брак “в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содер-жании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произво-ла супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода” [2, с.5].

Примечание - В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духов-ную сторону. Классическим каноническим понятием брака ста-новится представление о нем, как о “самом полном (физичес-ком, нравственном, экономическом, юридическом, религиоз-ном) общении между мужем и женой” [2, с.5]. Таким образом, в орби-ту права попадают не только правовые, но и этические, религи-озные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались ре-лигиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он из-живает себя. Светское право, в отличие от религии, не регули-рует и не может регулировать отношения, принадлежащие ду-ховной, этической сфере.

В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физи-ческие элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое разделение отноше-ний, составляющих брачный союз, получило признание не сразу. Историческое развитие представлений о браке происхо-дило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представле-ния. Понятие брака в этой концепции выводится не из освяще-ния его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассмат-ривается при этом уже не как таинство

Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не являет-ся гражданским обязательством. Отличия брака от обязатель-ства он видит в том же, что и И. Кант: “Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последстви-ем его будет обязательственное отношение. Брачное же сожи-тельство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономи-ческое содержание” [3, с.160]. Таким образом, Г.Ф. Шершеневич при-знает юридический факт, порождающий брачное правоотноше-ние, договором, отношение же, возникающее на его основе, он тоже относит к институтам особого рода.

Практически все современные ученые в нашей стране отка-зываются признавать соглашение о заключении брака граждан-ским договором. Основные их доводы можно свести к следую-щему: во-первых, они указывают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т. д. Вторым доводом является указание на то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержа-ние брачного правоотношения, их права и обязанности опреде-лены императивными нормами закона, что нетипично для дого-ворных правоотношений.

Например, О. С. Иоффе отмечал, что брак возникает на ос-новании юридического акта, совершенного с намерением поро-дить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее социальное содержа-ние и правовые особенности брака в социалистическом общест-ве, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет своей юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой право-вой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, “основа которого -- взаимная любовь и уважение -- не входит в его юридическое содержание”. Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подо-рвана, что невозможно в гражданских сделках [4, с.187].

Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и неправовых. Прежде всего они стремятся приобрести общест-венный и правовой статус законных супругов. Статус состоя-ния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязаннос-тей супругов.

Возникают ли они в силу закона независимо от воли супругов? По-видимому, нет. Прежде всего если супруги категорически против их возникновения, они могут не реги-стрировать брак. Заключая брак, они дают согласие на вступле-ние в отношения, большая часть которых ранее была импера-тивно определена законом. Можно ли на этом основании за-ключить, что брак отличается от договора тем, что договором стороны сами устанавливают для себя содержание правоотно-шения, а все права и обязанности, вытекающие из брака, уже закреплены в норме закона? Во-первых, с усилением диспозитивного регулирования и появлением брачных договоров и алиментных соглашений эти возможности значительно расши-ряются [2, с.5].

Само заключение брака как юридический факт не предназначено для конкретизации прав и обязанностей супру-гов. Из этого факта вытекает только то, что два лица становятся мужем и женой, приобретая новый правовой статус. С помощью брачного договора и алиментного соглашения супруги могут почти полностью изменить свои имущественные отноше-ния. Даже если брачный договор не был заключен данной суп-ружеской парой, супруги не теряют возможности заключить его в будущем.

Когда мы говорим, что брак -- это наиболее полное общение супругов: материальное, физическое и духовное, то мы предпо-лагаем, что между супругами возникает бесчисленное множест-во личных отношений, содержание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой сфере.

Поэтому невозможно сказать, что отно-шения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в своей неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супру-жеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов: брачных договоров и других соглашений между супругами.

По нашему мнению, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по своей пра-вовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором.

Признание этого факта ничуть не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части оно рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед богом или как мо-ральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.

1.2.Гражданско-правовой характер брака.

Одним из первых современных авторов, заявивших о гражданско-правовой договорной природе брака, является М. В. Антокольская которая убедительно доказывает, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора и в той части, в какой оно регулируется правом и порождает правые последствия, является именно договором [5, с.114]. Как видно, речь идет исключительно о соглашении о заключении брака. Вне определения брака остаются отношения, возникающие между лицами, вступившими в брак, то есть состояние в браке. Статус состояния в браке означает приобретение прав и обязанностей супругов. Можно ли считать, что данные отношения являются внеправовыми или безразличны праву? Разумеется, нет, однако необходимо помнить о возможных пределах правового регулирования семейных отношений. Вне правового опосредования остаются такие ценности, как взаимная любовь и уважение, этические и моральные основы супружеских отношений, физические отношения. Хотя эти отношения и не являются юридически безразличными, но непосредственному правовому регулированию они все же не подвергаются. Они подлежат учету при принятии тех или иных решений, воспринимаясь при этом как определенная данность, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута, ни сведена к какому-либо одному знаменателю. Например, при признании брака недействительным как совершенным без намерения создать семью, суд оценивает прежде всего морально-этические факторы, поскольку ни в одном законодательном акте нет и не может быть какого-либо критерия, позволяющего достоверно установить, имели ли стороны брачного отношения намерение создать семью или нет.

Определяя правовую природу соглашения о заключении брака, необходимо также иметь в виду, что договор не является исключительно гражданско-правовым институтом, а издавна применяется и в сфере публичных отношений между государствами, и в трудовых отношениях и многих других. Собственно гражданско-правовой договор есть раз-новидность двусторонней сделки. Соглашение о заключении брака также можно определить как гражданско-правовую сделку.

Трактовка же соглашения о заключении брака как сделки позволяет определить роль и значение данного обстоятельства как юридического факта, порожда-ющего отношения между супругами.

В то же время необходимо различать соглашение о заключении брака и возникающие из него отношения, которые имеют иную правовую природу, нежели породившая их сделка. Указанные отно-шения -- отношения супружества представляют собой институт особо-го рода Поскольку они существуют исключительно между двумя конкретными субъектами -- супругами, они в отличие от абсо-лютных правоотношений являются относительными.

Законодатель регулирует главным образом имущественные аспекты возникающих между супругами отношений, определяя правовой режим имущества супругов, а также предусматривая рад иных последствий гражданско-правового характера, возникающих из факта состояния в браке. Например, возможность наследования одним из супругов иму-щества, принадлежащего другому супругу, после его смерти. Нельзя, однако, утверждать, что содержание супружеского отношения полно-стью исчерпывается имущественными отношениями. Так, отношения материнства, отцовства, воспитания и образования детей, другие вопросы жизни семьи, которые в соответствии с СКРМ решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов, также включаются в содержание супружеского отношения. Можно ли утвер-ждать, что и эти неимущественные отношения полностью охватываются гражданско-правовым регулированием? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Гражданское законодательство устанавливает способы защиты неимущественных отношений в случае их нарушения, обеспечивает возможность восстановления нарушенных прав неимуществен-ного характера. Вместе с тем непосредственное правовое регулирование неимущественных отношений гражданское законодательство не осуще-ствляет. Неимущественные отношения, возникающие между супруга-ми, не укладываются в рамки обычных представлений о гражданско-правовом регулировании неимущественных отношений.

Отношения супружества могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений. Так, отношения представительства, собствен-ности, отдельные разновидности обязательственных связей присутст-вуют в той или иной мере и в супружеских отношениях. Однако отношения супружества ни к одному из известных видов гражданских отношений не сводимы. Отношения супружества представляют собой такую разновидность гражданских отношений, которые в своей сово-купности порождают особый правовой статус их участников -- статус состояния в браке. Это отношения длящиеся, сложные, обладающие емким, зачастую трудноуловимым содержанием. Последнее объясня-ется тем, что супружеские отношения не сводятся к осуществлению прав и исполнению обязанностей в строгом юридическом смысле слова. { Все сказанное позволяет утверждать, что в целом отношения супруже-ства являются гражданско-правовым институтом особого рода.

1.3.Признаки брака.

Обычно выделяют признаки, относящиеся прежде всего к отношениям супружества [6, с.44]. Однако некоторые признаки явля-ются общими и для соглашения о вступлении в брак и для отношений супружества.

Законодательство признает только моногамный брак, то есть единобрачный союз мужчины и женщины. Законодательство России не признает супружескими отношениями союзы, основанные, на полигамной связи. В то же время браки, заключаемые по правилам мусульманской религии, признаются во многих странах Востока. Как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений. Правовые системы современности обычно признают одну модель брака: моногамную -- страны континентальной и англо-американской системы, полигамную -- страны мусульманского права и африканские страны. Однако взаимопроникновение правовых норм и традиций приводит к тому, что многие мусульманские страны допускают признание обеих моделей брачного союза. В связи с ростом активности различных сексуальных меньшинств в странах Европы и Америки стали высказываться предложения о допущении регистрации брака и между лицами одного пола [7, с.91], что противоречит самой природе брака.

Семейное законодательство устанавливает принцип свободы брака. Это означает, что вступление в брак, равно как его расторжение, основаны на свободном и добровольном волеизъявлении сторон. Брак, совершенный под физическим или психическим при-нуждением либо основанный на пережитках местных обычаев, не признается государством и может быть признан недействительным.

Равенство сторон как один из предметных признаков гражданских отношений проявляется и в браке. Брак -- равноправный союз мужчины и женщины. В отличие от раннефеодального законодательства России, когда принципом брака являлась власть мужа над женой, уже к концу XIX в. в российском законодательстве закрепляется принцип равенства мужа и жены в брачных отношениях. Хотя власть мужа и признается в большинстве мусульманских стран, однако права жены или жен в них также законодательно закреплены и защищаемы, что фактически и в этих странах уравнивает жену и мужа в брачном отношении.

Запрещаются любые формы ограни-чения прав граждан при вступлении в брак и в по семейных отношениях признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здо-ровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Отношения супружества не могут устанавливаться на определенный срок, они, как правило, пожизненны. Брачное отношение устанав-ливается без определения срока, в нем не преследуется цель реализовать лишь какую-либо одну или несколько возможностей. В том случае, когда установление супружеских отношений преследует конкретную цель, например рождение ребенка, брак может быть признан недейст-вительным. Поскольку цель брака -- создание семьи, рождение и вос-питание детей, она не может быть реализована к конкретному сроку либо ограничена конкретным сроком, а реализуется до того момента, пока стороны имеют возможность и желание ее осуществлять. Как правило, эта цель конституирует брак до тех пор, пока он продолжается: в течение всей жизни супругов либо до момента, когда супруги решили расторгнуть брак.

Рождение и воспитание детей также может рассматриваться в каче-стве одного из признаков брака. Хотя нередки и бездетные браки, однако одной из основных целей брака является продолжение рода. При этом возможно рождение детей и вне брака. В этом случае закон предусматривает такие формы правового регулирования, которые максимально позволяют восполнить отсутствие супружеских отно-шений между родителями, по крайней мере, в целях защиты инте-ресов ребенка.

Одним из основных признаков брака в любой правовой системе является его совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом. Этот признак можно считать единственным, имеющим конститутивное значение для отнесения складывающихся отношений к супружеским.

Браки могут совершаться по религиозным обрядам либо по свет-ским правилам. Выбор той или иной формы регистрации брака осно-вывается на традициях и степени влияния религии. Законодательство Р.М. признает исключительно брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 2СК). Многие лица, вступающие в брак, наряду с государственной регистрацией брака в органах загса оформляют свои отношения и по религиозному обряду. Большинство конфессий, действующих на территории Республики Молдова, допу-скают возможность совершения религиозного обряда только после регистрации брака в органах загса. Тем самым религиозная процедура в принципе не оказывает влияния на судьбу брака. Исключение со-ставляют случаи, когда законодательство России признает регистрацию брака, совершенную по религиозным обрядам на временно оккупиро-ванных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния (п. 7 ст. 169 СК). СК не содержит указаний на признание юридической силы за религиозными браками, заключенными до принятия первого советского декрета О граждан-ском браке” от 18 декабря 1917 г. и образования органов загса, однако юридическая сила за такими браками сохраняется, поскольку прямое указание об этом содержалось в ранее действовавшем законодательст-ве. Признание допустимости регистрации брака по религиозному обряду относится и к бракам, совершенным между гражданином Р.М.и иностранным гражданином за пределами Р.М. с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены. Так, если брак совершен вне пределов Р.М. в государстве, признающем регистрацию брака по религиозному обряду, например в США, то такой брак признается действительным и в Р.М. при отсутствии обстоятельств, препятству-ющих заключению брака (ст. 15 СК).

1.4.Фактический брак.

Фактическим браком именуются отношения между состоящими в них лицами, удовлетворяющие всем требованиям и условиям вступления в брак, но не зарегистрированные в установленном законом порядке. Фактический брак не может породить тех. правовых последствий, которые возникают из зарегистрированного брака. Никакой законодательный запрет не может исключить из обыч-ной жизни внебрачные связи длительного характера, которые сами стороны, желая того или нет, признают фактическим браком. Законо-дательства многих европейских стран и США не проводят жестких различий между зарегистрированным и фактическим браком в части порождаемых ими последствий. Например, в Шотландии признаются равнозначными и гражданская и религиозная церемония бракосочета-ния, признается также действительным брак, возникший вследствие фактического совместного проживания [8, с.37]. В Р.М. молодые пары не всегда спешат узаконить свои отношения, предпочитая лучше узнать друг друга, присмотреться к поведению своего избранника в повсед-невной жизни и лишь впоследствии либо зарегистрировать брак, либо отказаться от него .

Отношения фактических браков также претерпели определенные изменения, все более и более смягчая ту нетерпимость в отношении фактических браков, которая господствовала в 70--80-е годы. Тем не менее законо-дательство жестко стоит на позиции признания юридической силы только за браком, зарегистрированном в органах загса.

1.5.Церковный брак.

Церковный брак -брак ,заключенный в церкви по религиозным обрядам. Но юридическое значение имеет только брак, заключенный в органах записи гражданского состояния. Религиозный обряд правового значения не имеет.

2.Условия заключения брака.

Согласно ст.11 СК РМ условиями заключения брака является бескорыстное взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак ,а также достижение ими брачного возраста.

Запрещаются браки между усыновленными и усыновителями. Это приобрело характер этической нормы. Брак между родителями и детьми стал невозможным и по соображениям морали. Поэтому в законодательстве и сохранено правило о запрете подобных браков.

Невозможно вступление в брак лица, призванного судом недееспособным вследствие психического расстройства так как данное лицо не способно дать осознанное согласие на вступление в брак.

3.Порядок заключения брака.

Регистрация брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак по истечении не менее чем одного месяца со дня подачи ими соответствующего заявления .При наличии уважительных причин по просьбе лиц, вступающих в брак, срок может быть сокращен заведующим отделом записи актов гражданского состояния. При особых обстоятельствах (угроза жизни, беременность, рождение ребенка и др.)брак может быть заключен в день подачи заявления. Максимальный срок, устанавливаемый для регистрации брака, не должен превышать двух месяцев со дня подачи заявления о вступлении в брак.

Заключение.

Из данной курсовой работе можно сделать выводы:

1. Брак - это союз, не сделка, не договор, а именно союз женщины и мужчины, основанный на моногамной связи. Это единобрачный союз в отличии от полигамных браков, которые еще сохраняются в некоторых странах, где господствует мусульманская религия, допускающая многоженство.

2. Брак - это свободный союз. Вступление в брак свободно и добровольно. Свободно и расторжение брака.

3. Брак - это равноправный союз женщины и мужчины. Они равноправны между собой, как в отношении личных прав (фамилия, местожительство, выбор профессии, воспитание детей), так и в отношении имущества нажитого совместным трудом во время брака.

4. Брак это в принципе пожизненный союз. Пожизненность брака обусловлена его целями - создание семьи, рождение и воспитание детей. Взаимной моральной и материальной поддержки. Эти цели расчитаны на всю жизнь.

5. Брак это такой союз, который заключен с соблюдением определенных правил, установленных государством. Наши государственные органы, регистрируя брачный союз, предъявляют к нему целый ряд условий (достижение определенного возраста; несостояние в другом браке или близком родстве; отсутствие у лиц, вступающих в брак, определенных болезней).

6. Цель брака - создание семьи, имея в виду рождение и воспитание детей. Понятие семьи шире понятия брака. Брак - основная предпосылка семьи, ее предварительное условие. Нормальная полноценная семья возникает и развивается лишь на основе брака, но не вне брака и не ранее его.

Также из приведенной курсовой работы можно сделать вывод, что исходными предпосылками брака являются - согласие на брак и регистрация брака, но наличие этих предпосылок еще не достаточно для признания законности брачного союза. Необходимо:

1. Достижение лицами брачного возраста.

2. Несостояние в другом браке.

3. Отсутствие близкого родства вступающих в брак. Запрещены браки по прямой восходящей и нисходящей линиях, полнородными и неполнородными (общий отец или мать) братьями и сестрами, а также усыновителями и усыновляемыми.

4. Отсутствие душевной болезни и слабоумия.

Порядок заключения брака устанавливает, что заключение брака происходит по истечении месячного срока после подачи желающими вступить в брак заявления в загс. при согласии лиц, вступающих в брак, заключение брака производится торжественно. Всякий брак, если к нему подходить с правовой стороны является в каждом случае совершенно конкретным правоотношением, т.е. отношением порождающим определенные права и обязанности. Регистрация брака это юридический акт. В совокупности с соглашением на вступление в брак он создает брачный союз, как целостное и сложное правоотношение между супругами.

Нарушение же законных условий брака или хотя бы одного из них служит основанием для признания брака недействительным. Брак, заключенный с нарушением законных условий признается судом недействительным и все те правовые последствия, связанные со вступлением в брак.

Список сносок

Сноски к разделу 1

1. Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985. С23. 45.

2. Загоровский И.А. Указ. соч. -- С. 5.

3. Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. -- С. 160

4. Иоффе О.С. Советское гражданское право. -- Л., 1965. -- Т.З. -- С. 187-188.

5. Антокольская М. В. Указ. соч. С. 114.

6. Матвеев Г. К. Советское семейное право. М.: Юр. Лит., 1971, С. 44.

7. Нечаева А. М. Семейное право. М., 1998. С. 91

8. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.1993. С. 37.

9.

Библиография.

1.Конституция Р.М.от 1994

2.Семейный Кодекс Р.М.от 26.04.2001

3.Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985.

4.Загоровский И.А. Курс семейного права. -- Одесса, 1902.

5.Иоффе О.С. Советское гражданское право. -- Л., 1965. -- Т.З. -- С. 187-188.

6.Нечаева А. М. Семейное право. М., 1998.

7.Белякова А. М. Вопросы советского семейного права в судебной практике. --М., 1989

8.Юридический энциклопедический словарь -- М., 1987

9.Советское семейное право /Под ред. Рясенцева -- М., 1982.


© 2010 Рефераты