Рефераты

Общество и социальные процессы

Общество и социальные процессы

Общество и социальные процессы

Содержание

  • Лекция 1. Природа, культура и общество 2
    • Основные понятия 2
      • Словарь 2
      • 1.1.1. Природные предпосылки возникновения общества 2
      • 1.1.2. Культура: сущность, основные черты, функции 3
      • 1.1.3. Структура и формы культуры 7
    • Лекция 2. Теории общества 10
      • Основные понятия 10
      • Словарь 10
      • 1.2.1. Основные подходы к изучению сущности общества 11
      • 1.2.2. Теории развития общества 13
    • Лекция 3. Социальные процессы 22
      • Основные понятия 22
      • Словарь 22
      • 1.3.1. Социальные изменения 22
      • 1.3.2. Социальные движения 30
      • 1.3.3. Социальная мобильность 34
      • 1.3.4. Социальные конфликты 36
      • Основная литература 46
      • Дополнительная литература 46

Лекция 1. Природа, культура и общество

Основные понятия

Природа, культура, универсалии, этноцентризм, релятивизм, ксенофобия, понятия, отношения, ценности, нормы, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

Словарь

1. Культура -- 1.Среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений. Её часто понимают как совокупность идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми. 2. Система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни.

2. Универсалии -- общие черты, присущие культурам всех народов мира.

3. Этноцентризм -- оценка достижений чужих культур с позиций своей собственной; вера в биологическое и культурное превосходство членов собственной группы над другими группами.

4. Ксенофобия -- неприязнь к иным народам и их культуре.

5. Культурный релятивизм -- убеждение, что культуру можно понять лишь на основе ее собственных ценностей в ее собственном контексте.

6. Субкультура -- система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества.

7. Контркультура -- субкультура, чьи ценности, идеалы, нормы противоречат главным составляющим господствующей культуры.

1.1.1. Природные предпосылки возникновения общества

Человеческое общество -- достаточно древнее образование, появление которого, по некоторым данным, совпадает со становлением homo sapiens'a современного вида.

Как связано природное с социальным в человеческом обществе? Социологи и антропологи выделяют внутренний и внешний аспект изучения проблемы. Первый фиксирует внимание исследователя на особых природных качествах человека. Второй -- на географических условиях возникновения общества.

В первую очередь, внимание обращается на такие анатомические особенности человека как прямая походка, освобождающая передние конечности, руки с противопоставленным большим пальцем, которые могут выполнять сложнейшие операции и функции. Можно отметить также специфическое стереоскопическое зрение, позволяющее видеть в трех направлениях и довольно сложный механизм голосовых связок, гортани, губ, языка, способствующий развитию речи.

На формирование общества положительное влияние оказал сексуальный фактор. Если животные удовлетворяют инстинкт продолжения рода в брачный сезон (один-два раза в год), то человек отличается не только устойчивым сексуальным влечением, но и почти неограниченной способностью удовлетворять его, что является одной из причин формирования семьи.

Особое значение для общества имеет беспомощность человеческого младенца. По сравнению с человекообразными обезьяньими детенышами младенец имеет больший вес и достаточно развитые органы чувств. Но он абсолютно беспомощен. Животное рождается с уже сложившимися функционально ограниченными способностями, инстинктами, а человек появляется на свет не вполне развитым, что ведет к нескольким важнейшим последствиям. Во-первых, на данной основе у человека формируются высочайшие адаптационные способности, психические структуры, обеспечивающие избыточные возможности при встрече с новой ситуацией. Во-вторых, недоразвитость ребенка становится одной из биологических основ восприимчивости новых поколений людей к опыту предшественников. В-третьих, она вызывает длительную зависимость от родителей, медленный темп роста и полового созревания, что способствует созданию и укреплению семьи, половозрастных социальных ролей, института образования, т. е. социальной организации и культурной преемственности.

Универсальность биологической основы человека, отсутствие специализации органов, гибкость, способность приспособиться к любой обстановке -- все это, принципиально отличая биологию человека, дает возможность социального развития.

Климат, почвы, рельеф влияют на характер занятий, на то, что производит, чем питается человек, какие усилия ему необходимы, чтобы обеспечить себя необходимым. Так, жаркий климат снижает время активности. Холодный климат требует от человека очень больших усилий для поддержания жизни.

Далее -- почва. Плодородные почвы в сочетании с хорошим климатом способствуют росту экономики, зажиточности, формируют особый менталитет народа.

Рельеф влияет на ритм жизни, темперамент народа. Пример -- бурные пляски горцев, медленные хороводы славян. Рельеф может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Самые первые демократии Западной Европы развились в Исландии и Швейцарии. В странах, открытых для набегов воинственных соседей, возникла сильная абсолютистская власть.

Однако географическая среда не должна быть слишком благоприятной для человека, иначе население изнежится. Народы, живущие в неблагоприятных условиях, вынуждены выработать в себе такую культуру производства, систему социальных связей, которые позволяют им выжить и процветать. Скажем, в XIII в. в Центральной Европе обнаружилось отсутствие свободных земель, и этот фактор способствовал развитию бережливости, аккуратности, трудолюбия у немцев.

Географическая среда оказывала решающее влияние на культуру народов на раннем этапе из развития.

Духовные отпечатки географической среды переплетались с генетическими. Последние объясняются, в частности, тем, что у различных народов, рас, подрас по-разному распределяется, например, темперамент. К нему вырабатываются нормы культуры, образцы поведения. Скажем, народы Южной Европы, горцы обладают вспыльчивостью, отсюда самый сильный контроль за нею -- сохранение кровной мести.

По мере развития общества влияние географического фактора ослабляется и сохраняется опосредованно, через культуру, которая существенно усиливает автономию общества от географической среды. Так, родственные этнические народы, например, евреи и арабы, живущие в аналогичных условиях, могут принципиально отличаться в социальном устройстве и в области культуры. Однако автономия социума от географической среды ограничена. Социум это ниша, которая должна органично вписываться в географическую среду, не нарушая ее основных экосвязей.

1.1.2. Культура: сущность, основные черты, функции

Слово культура происходит от латинского слова colere -- культивировать или обрабатывать землю. В средние века этим термином стали обозначать селекцию зерновых культур, отсюда и agriculture -- искусство земледелия. Но в XVIII и XIX столетиях этот термин стал также применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств, так что если человек отличался утонченностью и начитанностью, его или ее считали "культурным". В этот период термин относился главным образом к аристократам, чтобы выделить их из "некультурной" массы незнатных людей. Немецкое слово Kultur также означало достижение высокого уровня цивилизованности. Фактически слово культура до сих пор ассоциируется с оперным театром, изящной словесностью и хорошим воспитанием (Вагнер, 1977).

Дефиниции культуры, выработанные социальными науками, устранили аристократический оттенок термина. Американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон выделяют шесть основных типов определений культуры.

Описательные определения. В них делается упор на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Пример: Э.Тайлор - « культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Исторические определения. В них делается упор на процессы социального наследования, традицию. Примером здесь может послужить определение, данное лингвистом Э.Сепиром: культура - это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток таких определений - упускается из виду активность человека в развитии и изменении культуры.

Нормативные определения. Их делят на две группы. Первая из них - определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (К.Уислер: «…образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»). Вторая группа - определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Так, социолог У.Томас считает, что «культура - это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».

Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:

1) либо на процессе адаптации к среде («Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…» -У.Самнер и А.Келлер);

2) либо на процессе научения («Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» - Р.Бенедикт).

3) либо на формировании привычек («Культура - это формы привычного поведения, общего для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» - К.Янг).

Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Пример: Р.Линтон - «а) … культуры - это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».

Генетические определения представляют культуру с позиций ее происхождения. Эти определения, в свою очередь, разделяются на четыре группы:

1) в которых культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (П.Сорокин);

2) в которых упор делается на идеях: «Культура - это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления»(Г.Беккер).

3) в которых подчеркивается роль символов: «Культура - это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией» (Л.Уайт);

4) в которых культура определяется как «то, что отличает человека от животных» (В.Оствальд).

Один из вариантов определения культуры может быть таким:

культура -- это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. Убеждения, ценности и символы какой-то части людей в группе часто называются субкультурой.

Универсальные элементы культуры

Даже поверхностный контакт с другой культурой позволяет осознать, что её отличиям от нашей собственной нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам дороги, говорим на разных языках, различаемся представлениями о том, какого типа поведение считать умопомешательством, а какое нет, и не согласны друг с другом в определении добродетельной (нравственной) жизни. В то же время значительно труднее найти общие черты, свойственные всем культурам -- культурные универсалии.

Джордж Мёрдок выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, нательные украшения, кооперированный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмесительных браков, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки управлять погодой. Конкретные формы, которые принимает спорт, украшение тела и т. п., могут, однако, различаться в той или иной культуре. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти вариации. Например, обычаи жителей тропиков могут отражать меньшие сезонные колебания климата, в отличие от обычаев, существующих в странах с более умеренным климатом. Вдобавок каждая культурная особенность -- это продукт исторического развития определенной культурной среды; она может сформироваться в результате уникальной цепи событий. Дело не в том, какая форма спорта, запрета на кровнородственные браки и какой язык характерны для той или иной культуры, а в том, что эти универсалии в той или иной форме наличествуют в каждой из них.

Этноцентризм и относительность культуры

Люди с кольцами в носах, мужья, имеющие десять жен, блюда из человечины, насекомых и львиных сердец -- все это примеры того, что мы считаем причудливыми и бесчеловечными обычаями "дикарей". С нашей точки зрения наш образ жизни представляется "правильным", а чужой -- странным или варварским.

Эта тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной называется этноцентризмом. Этноцентрические взгляды явно выражены в миссионерской деятельности, основу которой составляют попытки обратить "язычников" в свою веру. Сопутствующее этноцентризму понятие ксенофобия -- боязнь и неприятие всего иностранного, а шире -- всего чуждого.

Этноцентризм является характерной особенностью деятельности первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей собственной, которую считали самой передовой. Американский социолог Вильям Самнер исследовал это в книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. Он считал, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Эта позиция известна сейчас как культурный релятивизм. Самнер шокировал читателей заявлением, что людоедство и детоубийство имели смысл в контексте тех обществ, которые практиковали эти обычаи.

Принцип культурного релятивизма полезен также для понимания тонких различий между похожими культурами. В Германии, например, двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы обеспечить изоляцию людей. В противном случае, как говорят немцы, служащие отвлекались бы от работы. В Соединенных Штатах, наоборот, двери кабинетов обычно оставляют открытыми. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери создают атмосферу холодности, формирующую чувство отчужденности. Закрытая дверь для американцев означает нечто совершенно иное, чем для немцев (Холл, 1966).

Культуру условно можно разделить на две части. Первая -- культурное наследие (материальные артефакты, традиции, обычаи, великие достижения науки, искусства, литературы, религии прошлого). Вторая -- образ жизни. Та часть культуры, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Мы говорим об образе жизни охотников и земледельцев, рабочих и дворян, горожан и селян как о чем-то разном, специфическом.

Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько материальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Именно поэтому культуру нельзя сводить к изящным искусствам или живописи.

Образ жизни в марксистской социологии -- самостоятельная и очень важная категория, а культура -- нечто вспомогательное, одна из сторон образа жизни наряду с трудом, бытом, общественной деятельностью. В зарубежной социологии сложилась иная традиция. Образ жизни -- одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием.

Функции культуры

1. Мировоззренческая -- ее формируют наука и религия.

2. Компенсаторная -- преодоление природных недостатков человека.

3. Функция социализации. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение вынуждено воспроизводить ее и передавать следующему поколению. Этот процесс составляет главную часть социализации. Ценности, убеждения, нормы, правила и идеалы превращаются в часть личности ребенка и помогают формировать его или ее поведение. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

4. Функция контроля. Поскольку культура формирует личности членов сообщества, она во многом контролирует их поведение. Клиффорд Гиртц называл культуру «набором контрольных механизмов -- планов, рецептов, правил, инструкции … для регулирования поведения». Без культуры, считает он, люди были бы полностью дезориентированы: «не регулируемое образцами культуры (организованными системами значимых символов) поведение человека было бы практически неуправляемым, настоящим хаосом бессмысленных поступков и несдерживаемых эмоций, не приводящих к формированию опыта.

Если культура контролирует поведение людей, можем ли мы назвать ее репрессивной? Зигмунд Фрейд именно так и поступил. Он описал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Действительно, культура часто именно подавляет наши побуждения, особенно сексуальные и агрессивные. Однако не исключает их полностью. Точнее, она определяет рамки, в которых возможно удовлетворение этих побуждений. Другими словами, она диктует подходящее время, место и средства для удовлетворения человеческих потребностей. Культура, например, не стремится уничтожить секс. Напротив, культурные нормы в виде определенных правил предписывают людям, кого они могут выбрать в качестве партнера, где и когда можно заниматься сексом и какое поведение допустимо в рамках сексуальных отношений.

Подчеркивая роль культуры в осуществлении социального контроля, не будем забывать, что она не всесильна. Способность культуры управлять человеческим поведением лимитирована рядом факторов. Первым из таких факторов назовем ограниченные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, независимо от того, как высоко ценятся в их культурной среде такие подвиги. Точно также существует предельное количество знаний, которые можно вложить в человеческий мозг.

Физическая среда обитания также ставит пределы влиянию культуры. Например, засухи или извержения вулканов могут нарушать сложившийся тип сельского хозяйства. Факторы окружающей среды могут также сделать формирование некоторых культурных образцов маловероятным. Люди, живущие во влажных тропических лесах, вряд ли станут развивать культуру оседлого земледелия, поскольку почвы в этих местах не позволяют получать большие урожаи в течение длительного времени.

Влияние культуры лимитировано также и необходимостью стабильного общественного порядка. В целях выживания общества культура не должна одобрять такие действия, как спонтанное убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства пищи, обеспечения жилья и осуществления других основных видов деятельности стало бы невозможным.

5. Функция селекции. Другой ключевой характеристикой культуры является то, что она отбирает для тиражирования только определенные аспекты поведения и опыта людей. Рут Бенедикт приводила аналогию с языком: «Количество звуков, которые можно воспроизвести с помощью наших голосовых связок н носоглотки, практически беспредельно... Но каждый язык должен осуществить свою собственную селекцию звуков и твердо придерживаться избранного, иначе ему грозит опасность стать совершенно недоступным для понимания».

То же самое можно сказать и о социальных институтах. Так, все человеческие сообщества сделали свой выбор культурных форм. Каждое сообщество, с точки зрения другого, игнорирует фундаментальные проблемы и обращает внимание на несущественные частности. Одна культура с трудом понимает ценность денег, другая же построила из них фундамент всех сфер человеческого поведения. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в тех областях, развитие которых необходимо для выживания людей, а в другом -- практически таком же обществе -- технологические достижения высоки и соответствуют требованиям ситуации. Но любое общество выстраивает собственную гигантскую культурную суперструктуру, сопровождающую вас от юности до смерти и даже после ухода из жизни .

6. Функция интеграции. Культура -- это цемент, скрепляющий здание общественной жизни. Не только потому, что передается от одного человека другому с помощью социализации и контактов с другими культурами, но и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к группе. Члены одной культурной группы, похоже, в большей мере понимают, доверяют и симпатизируют друг другу, чем посторонним. Эти общие для членов группы чувства отражаются в сленге и жаргоне, любимых блюдах, моде и в других культурных особенностях.

Культура вызывает не только солидарность, но и конфликты внутри групп и между ними. Язык, главный выразитель культуры, иллюстрирует это положение. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы: общий язык объединяет людей. С другой стороны, общий язык выключает из группы тех, кто не знает языка, и даже тех, кто говорит на нем в несколько иной манере. В Великобритании члены различных общественных классов используют слегка отличающиеся друг от друга формы английского языка. Хотя каждый говорит по-английски, некоторые группы говорят на «более хорошем» английском языке, чем другие. В Америке также имеется что-то вроде «тысячи и одной» версии английского языка, так же как и вариаций в жестикуляции, стилях одежды и наборах ценностных ориентации. Все это служит для обособления социальных групп и может стать основой групповых конфликтов.

1.1.3. Структура и формы культуры

Уорд Гуденау, антрополог, включил в культуру четыре вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Немцы проводят различие между принятием пищи человеком (essеn) и животными (fressen), в то время как в английском языке для этого существует лишь одно слово -- "eat".

2. Отношения. Если понятия описывают мир (то из чего он состоит), то отношения -- это определенные представления о том, как эти части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению.

3. Ценности -- разделяемые всеми убеждениями относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать -- разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других -- моральная безупречность, для третьих -- политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации -- индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат основой знания. Знание -- достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания служат результатом познания -- специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф -- фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое коммунистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование -- убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Верование -- утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

4. Правила и нормы, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. Нормы -- это:

Привычки. Образ жизни создается нашими привычками. Спать лежа, есть первое ложкой, а второе -- вилкой, закрывать за собой дверь, осторожно ставить бьющиеся предметы -- все это и многое другое пропитывает нашу повседневную жизнь. Это коллективные, или групповые, привычки, усвоенные нами в процессе социализации. Их огромное множество, они соблюдаются нами автоматически, без сознания.

Кроме них существует масса индивидуальных привычек: рано вставать, заниматься гимнастикой, одеваться потеплее, пить кофе по утрам, не курить натощак и т.д. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Привычки -- это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры -- внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках.

Этикет. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе -- особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет -- принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Нравы -- обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие обозначало "самые уважаемые и освященные обычаи". Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами. А в других обществах, например, в Спарте, сбрасывать физически слабого ребенка в пропасть считалось вполне нравственным поведением. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнрав-ственное, с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.

Особой формой нравов является табу. Табу -- абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особенно оно было распространено в традиционном обществе. Табу охраняло от опасностей, связанных с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. В современном обществе табу накладывается, например, на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Законы. Разновидностью нравов являются законы. Это нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право -- в доиндустриальном обществе совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические законы, закрепленные конституцией -- главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь (в тех странах, где она не отменена, т. е. предусмотрена законодательством). Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

Обычаи. В отличие от манер обычаи присущи широким массам людей. Обычай -- традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи -- одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции -- неодобрение, изоляция, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения другому, они превращаются в традицию. Традиция -- все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало предание.

Обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд -- совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (посвящение в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (отпевание, погребение, поминки).

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы -- элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей -- высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры -- "искусство для искусства".

В отличие от элитарной культуры народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народная культура - любительская (но не по уровню, а по происхождению) и коллективная. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления -- середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны всему населению. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк -- вот ее примеры.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.

Совокупность ценностей, верований, традиции и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп -- национальных, демографических, социальных, профессиональных, -- постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура -- часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Лекция 2. Теории общества

Основные понятия

Общество, инструментальная концепция, семантическая концепция, гендерная концепция, сексуальная концепция, кратическая теория, доиндустриальное общество, вождество, индустриализация, урбанизация, индустриальное и постиндустриальное общество, социальный прогресс, регресс, реформа, революция, модернизация.

Словарь

1. Общество -- 1. Вся сумма человеческих отношений. 2. Самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культурой и институтами, либо давно и хорошо известное национальное государство. 3.Взаимодействие индивидов (Г. Зиммель).

2. Доиндустриальное общество -- тип общества, для которого характерно доминирование аграрного сектора, сельскохозяйственного труда, закрытость, минимальная мобильность, доминирование военного сословия и духовенства и т. п.

3. Вождество -- иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует аппарат управления, характерный для зрелого государства.

4. Индустриализация -- создание крупного машинного производства.

5. Урбанизация -- рост городов и распространение городских ценностей жизни на все население.

6. Индустриальное общество -- тип общества, для которого характерно доминирование промышленного сектора экономики, промышленного труда, открытость, социальная мобильность, представительная демократия, доминирование собственников на средства производства и т. п.

7. Постиндустриальное общество -- тип, для которого характерно доминирование сферы услуг, научного знания, образования и профессионализма, открытость, доминирование профессиональных управленцев -- менеджеров и т. д.

8. Социальный прогресс -- 1. Продвижение к желаемой цели; благоприятное развитие или движение вперед. 2. Результат социального развития, предполагающий повышение научного и технологического знания, экономической производительности и сложности социальной организации.

9. Реформа -- частичное преобразование, не затрагивающее основ социального порядка.

10.Революция -- коренное изменение общества в ключевых аспектах, ведущее к изменению характера этого общества.

11. Модернизация -- переход от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному современному обществам.

1.2.1. Основные подходы к изучению сущности общества

Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества.

1) Существует, например, "атомистическая теория", по которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. Так, Дж. Девис считает, что все общество можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Крайний случай этой концепции -- теория Г. Зиммеля, который представлял общество как взаимодействие индивидов. В современной социологии традиции Зиммеля продолжает «сетевая» теория, которая главный упор делает на действующих индивидов, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга.

2) "Теории социальных групп" объясняет общество как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. Рассматривая таким образом общество, авторы этих концепций по сути отождествляют понятие "общество" с понятием "человечество" (Знанецкий Ф.)

3) "Институциональные теории" рассматривают общество как большую совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Согласно представлениям Т.Боттомора и С.Липсета именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру разных форм коллективной жизни, гарантируют организованный процесс коллективной жизни, развитие культуры, разрешение конфликтов и т.п.

4) Функционалисты трактуют общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия.

5) Феноменологическая социология видит общество весьма подвижным образованием. Так, у П. Бергера и Т. Лукмана общество формирует индивидуумов, непрерывно создающих его путем диалектики. Для Р.Бхаскара «общество является как постоянно присутствующим условием, так и непрерывно воспроизводимым результатом человеческой воли» и т.д.

В Большом толковом социологическом словаре «общество» определяется, во-первых, как вся сумма человеческих отношений, во-вторых, как самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культурой и институтами, либо давно и хорошо известное национальное государство.

Понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению людей, если оно отвечает следующим признакам (по Э. Шилзу):

-- не является частью более крупного общества;

-- браки заключаются между представителями данного объединения;

-- оно пополняется главным образом за счет детей тех людей, которые являются его представителями;

-- имеет собственную территорию;

-- имеет собственное название и собственную историю;

-- обладает собственной системой управления;

-- существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

-- имеет специфическую культуру, в том числе и язык.

Теории происхождения общества

Обратимся к проблеме первоисточников зарождения человеческой ассоциации.

В социологии сложился ряд научных теорий, которые, взяв за основу одну из особых характеристик 6иологии человека, рассматривают вытекающие из нее этапы социального конструирования общественных объединений.

На этот счет существует ряд интересных догадок, каждая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд: инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерная, кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.

Инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Примитивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты