Молодежная субкультура индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев о обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты - нечто среднее между клубом американских индейцев и религионо-мистическим движением19 Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11. стр. 99.. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, - перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70 - начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг. К настоящему он пройден, и в Казани индеанисты представлены немногим более чем десятком человек. Они не замкнуты, но контакты с представителями других молодежных субкультур индеанистов интересуют мало.
Хакеры (компьютерные фанаты) - молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность характеров пока незначительна - в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность характеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя неаой общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.
Криминальная молодежная субкультура. Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться в большинстве случаев путем заказных убийств.
В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иною субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.
Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых» В.А. Луков «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г. № 6. стр.82..
Субкультура сатанистов. Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов; последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.
Субкультура рэйва (от англ. Rave - бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи - ключевые фигуры рейв-субкультуры - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11. стр. 99..
Среди относительно недавно появившихся в России субкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэпперов и скейтбордистов.
Роллерами называют любителей роликов коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами. В основном роллеры - школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов - от 50 до 150 долларов и выше Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11. стр. 100.
Субкультура скейтбордистов, любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.
Субкультура рэппа. Рэпп - это музыка черных американцев. Российские реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.
3. Молодежная контркультура
Контркультура - форма выражения ограниченными социальными группами, прослойками своей культурной специфики и образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе.
Контркультура - определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения молодежи.
Существует три направления молодежной контркультуры:
- переоценка кожных и слуховых чувствований с помощью музыки, наркотиков;
- отрицание дисциплины и науки;
- утверждение неограниченной свободы и любовно-дружеских отношений;
- общение с природой;
- выступление против насилия, за неограниченные творческие порывы, за революцию с помощью сознания Социология культуры. Теоретический курс. М. 1993 г..
Заключение
Какой же смысл надо вкладывать в понятие «молодежная культура»? Это прежде всего возрастная ассимиляция, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.
Вместе с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.
Список использованной литературы
1. А.Л. Маршак. «Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи»1998 г. № 12
8. О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12.
9. Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11
10. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 .
11. Социология культуры. Теоретический курс. М. 1993 г.
12. Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996.
13. Суртаев В.Я. Молодежная культура. 1999.
14. Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина «Социальный облик студенчества 90-х годов». Социологические исследования. 1997 г.
Вторичный анализ
Смысложизненные и этические предпочтения студентов
Таблица 1
Варианты ответов
1993 г.
1995 г.
1997 г.
1999 г.
1. Иметь хорошую профессию
2. Иметь хорошую семью, детей
3. Иметь много друзей
4. Встрерить большую любовь
5. Иметь много денег
6. Открыть свое дело, предприятие
7. Иметь квартиру, много вещей, квартиру
8. Стать сильным и независимым
48
57
39
37
21
14
18
10
67
63
41
35
25
19
24
18
84
77
63
52
40
30
40
24
84
78
64
54
38
36
35
19
Первые четыре позиции, представленные в Таблице 1, можно отнести к классическим ценностям нормального здорового общества. Однако прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся и студенческой молодежи, о чем свидетельствует распределение ответов по следующим четырем позициям. С одной стороны мы убеждаемся, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи, а с другой, эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план ценности нашего общества.
Приведем и другую шкалу ценностей, ориентированную на выбор предпочитаемых человеческих качеств (см. табл. 2). Здесь также очевидна традиционная иерархия ценностей, что отражает доминирование первых трех позиций.
Следует отметить рост предпочтения добра и терпения, умения дружить и жертвовать ради Друга; устойчивое понижение рейтинга индекса «физическая сила», упавшего вдвое за 6 лет, и повышение рейтинга позиции
«интеллект, образование». Значимыми выглядят индексы «духовная сила, сила характера», «самостоятельность, независимость», «честь, достоинство». Отметим, что значимость параметров «красота» и «физическая сила» несколько снижается с возрастом, школьники отдают им предпочтение в два раза чаще чем студенты. При этом с возрастом вдвое возрастают значение параметров «интеллект» и в четыре раза - «напористость и энергичность.
Вторую группу предпочтений составили позиции 13-16 таблицы 2. Нужно заметить, что рейтинг позиции «свобода и раскрепощенность» резко упал при введении позиции «самостоятельность и независимость». Быстро возвращает свои позиции, постоянно возрастая, «утонченность, чувство прекрасного», снижается рейтинг оказавшегося модным принципа «умение жить красиво», еще в 1993г. занимавшего 7-е место.
Варианты ответов
1993 г.
1995 г.
1997 г.
1999 г.
1. Красота
2. Доброта, терпение
3. Умение дружить, жертвовать ради Друга
4. Духовная сила, сила характера
5.Любовь к детям
6. Интеллект, образование
7. Самостоятельность, независимость
8. Скромность
9. Вежливость и интеллигентность
10. Честь, достоинство
11. Физическая сила
12. Аккуратность и точность
13. Утонченность, понимание прекрасного
14. Умение жить красиво (роскошно)
15. Напористость, энергичность
16. свобода и раскрепощенность
62
50
47
_
35
23
_
29
21
_
45
25
9
26
9
15
53
57
55
_
37
26
_
26
33
_
31
30
12
23
12
18
46
58
55
37
37
33
32
21
34
_
26
28
15
17
9
3
54,9
54,1
53
40
30
30
28
27
23
24
23
21
16
13
8
_
Таблица 2
Отношение студентов к негативным, девиантным формам поведения
Таблица 3
Формы поведения
Индекс (пятичленная шкала от (+2) до (-2))
Ранг
Доля тех, кто осуждает (в %)
Воровство
«Дедовщина»
Шантаж, вымогательство
Наркомания, токсикомания
Мошенничество, обман
Религиозный фанатизм
Решение конфликтов с помощью силы
Национализм
Мат, сквернословие
Злоупотребление алкоголем
Азартные игры на деньги (в т.ч. карты)
Мистицизм
Проституция
Курение
Свободная сексуальная жизнь
+1,81
+1,80
+1,80
+1,70
+1,63
+1,36
+1,35
+1,33
+1,18
+0,96
+0,85
+0,84
+0,83
+,079
+0,04
I-III
I-III
I-III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
96
96
96
92
91
80
86
83
77
67
60
56
64
56
27
Обратим внимание на отношение студентов к различным формам поведения, оцениваемым в обществе как негативные, девиантные, не одобряемые (см. табл. 3). Мы видим, что студенты города толерантны к тем формам поведения, которые распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.
Максимальное неприятие вызывают те форму девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.
Профессиональное самоопределение студентов
Таблица 4
Мотивы выбора
Весь массив
Направления обучения
технич.
естеств.
экон.
гуман.
1. Желание получить диплом
2. Престиж, авторитет вуза
3. Интерес к профессии
4. Наилучшие способности именно в этой области
5. Учеба в специализированном классе, техникуме
6. Семейная традиция, желание родителей
7. Совет учителей, специалистов по профориентации
8. Перспектива найти хорошую работу после вуза
9. Стремление продлить беззаботный период жизни
10. Нежелание идти в армию
11. Другие мотивы
9
32
45
33
15
22
5
30
15
17
14
32
31
23
23
20
6
25
19
33
5
7
22
56
47
20
26
6
18
13
12
3
8
50
38
24
11
18
2
41
14
8
4
6
24
60
43
5
26
6
36
14
8
2
Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза (см. табл. 4). В пятерке приоритетных мотивов - интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей.
Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.
В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.
Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза (см. табл. 5).
В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.
Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.
Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин - 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать - 16 % студентов.
Таблица 5
Виды занятий
Направление обучения
технич.
естеств.
экон.
гуман.
Весь массив
1. Работать по специальности в госструктурах
2. Работать по специальности в коммерческих структурах
3. Работать не по специальности в госструктурах
4. Работать не по специальности в коммерческих структурах
5. Продолжить образование
6. Заняться научно-исследовательской работой
7. Работать преподавателем в школе, вузе
8. Основать свое дело
9. Посвятить себя дому, семье
10. Поехать за границу работать или учиться
11. Другие планы
12. Еще нет планов на будущее.
18
41
5
14
5
3
2
23
11
17
7
17
32
35
3
6
18
13
13
15
19
15
4
9
18
55
4
12
14
2
2
28
16
17
5
6
31
37
0
3
10
3
3
23
12
14
4
10
24
42
3
9
11
5
23
14
16
5
11
Политические ориентации студентов
Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.
Основная форма интереса молодежи к политике сегодня - информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя - и это нужно предвидеть - дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.
Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы.
Досуг студенческой молодежи
Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться.
Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
Для молодёжной культуры характерны преимущественно развлекательно-реактивная направленность в проведении досуга, приоритет потребительских ориентаций. Исследования, проведенные в 1997г. в Беларуси, показали, что 26% опрошенных молодых людей предпочитают «ничегонеделание», а 32% - рассматривают стремление «оттянуться» как лучший вариант проведения свободного времени. Если мы к тому же примем во внимание, что 57% молодых людей Беларуси предпочитают основную часть свободного времени отводить просмотрам телепередач, то станет ясно, что одним из каналов распространения стандартов культуры студенчества является вестернизация, главным образом американизация, суженных культурных потребностей и интересов под влиянием видеотриллеров и героинь так называемых «мыльных опер».
Постановка проблемы
Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых - противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть - «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.
Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Объект, предмет, цель и задачи исследования
Объект - студенческая молодежь, получающая высшее образование.
Предмет - культура студентов.
Цель - выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее формирование.
Задачи:
1. Выяснить существенные региональные и национальные различия студентов и их влияние на студенческую культуру.
2. Выяснить особенности поколения и их влияние культуру студентов.
3. Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.
4. Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.
5. Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.
6. Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.
2. Теоретическое уточнение
и интерпретация основных понятий
Студенческая молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей ( от 16 до 28 лет ), получающая среднее или высшее профессиональное образование.
Культура студентов - совокупность искусственных порядков, убеждений, созданных студентами для дополнения к общественным, обретенных знаний, образов самопознания, способов организации жизни, досуга, учебной и профессиональной деятельности студентов, а также создаваемых ими ценностей.
Ценности - 1) Этические идеалы и убеждения. 2) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.
Ценностные ориентации - сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.
Досуг - время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.
Мотив - внутреннее побуждение к определенной деятельности.
3. Эмпирические показатели понятия
«КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ»
Субъективные показатели- Ценности и нормы:
Ш Моральные нормы
Ш Семейные ценности
Ш Религиозные ориентации
Ш Политические ориентации
Ш Смысложизненные ориентации
Ш Профессиональное самоопределение
Ш Этические, нравственные предпочтения
Ш Отношение к девиантным формам поведения
Объективные показатели - Уровень культуры:
Ш Проведение досуга
Ш Встречи с друзьями
Ш Интерес к живописи
Ш Предпочтения в музыке
Ш Занятия физкультурой и спортом
Ш Занятия творческой деятельностью
Ш Частота посещения театров, кино, музеев...
Ш Частота чтения художественной литературы
Ш Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте
Ш Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач
4. Предварительный системный анализ предмета исследования
Структурный анализ
Типология культур:
Элитарная культура - культура, ориентированная на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотят расцениваться как лучшая часть общества, его элита. Включает искусство, классическую музыку и литературу.
Народная культура - создаваемая анонимными творцами, как и элитарная культура предназначена для определенной публики, но принадлежала бедным. Включает сказки, фольклор, песни, мифы, танцы, предания.
Массовая культура - культура связанная с появлением массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, магнитофонов), имеет самую широкую аудиторию. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Пример массовой культуры - современная эстрадная музыка.
Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
Функциональный анализ
Общие факторы:
1) Социально-экономическая и политическая обстановка в стране
2) Государственная политика в области культуры, досуга и спорта
Специфические факторы:
1) Объективные факторы
а) пол
б) возраст
в) уровень получаемого образования
г) специальность, факультет
д) социальное положение
е) семейное положение
ж) место жительства (территориальное положение)
з) курс
и) уровень культуры родителей
к) материальное положение
2) Субъективные факторы
а) ценностные ориентации
б) жизненные потребности и интересы
5. Гипотезы
1. Культурные ценности студентов отличаются от культурных ценностей взрослых.
2. Уровень культуры студентов крупных городов выше, чем уровень культуры студентов небольших городов, провинций.
3. Традиционные ценностные ориентации студентов полностью уступили место ценностям западного общества.
4. Профессиональное образование воспринимается студентами как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека.
5. Большинство студентов полагают, что высшее образование не является залогом жизненного успеха.
6. Чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше культурный уровень студента.
7. Студенты гуманитарного факультета более высокой культурной информированностью.
Процедурный раздел программы:
Исследование имеет пилотажный характер и проводится для проверки качества инструмента исследования. Требование репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдается, но в выборку должны войти представители всех основных групп, которые должны участвовать в массовом исследовании: представители студенческой молодежи, получающие высшее образование.
Методом сбора информации является анкетный опрос. Анкета, разработанная в соответствии с программой, включает в себя следующие смысловые блоки:
Ш Социально-демографический
Ш Проведение досуга
Ш Культурная информированность
Ш Отношение к художественной культуре
Ш Отношение к политике
Ш Отношение к учебе
Ш Ценностные ориентации
Результаты будут обрабатываться на компьютере.
При анализе результатов будут использоваться следующие методы:
1. Вычисление частот и частностей
2. Ранжирование
3. Вычисление величин средней тенденции
4. Укрупнение группировок
5. Анализ двухмерных зависимостей между высшим образованием и жизненным успехом, между возрастом и ценностями, между территориальным положением и уровнем культуры, между уровнем материальной обеспеченности и уровнем культуры, между направлением обучения (факультет) и уровнем культурной информированности.
АНКЕТА
Уважаемый респондент!
Вам представлена анкета на тему: «Культура студентов». Целью анкеты является выяснить уровень культуры студентов . Вам предлагается ответить на представленные вопросы. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам важно мнение каждого из вас.
Анкета анонимная, т.е. свое имя писать не нужно.
Правила заполнения анкеты:
Обведите кружком или подчеркните тот ответ, который вы считаете более совпадает с Вашем мнением. Обведите кружком, подчеркните или впишите ответ в отведенном месте.
Заранее благодарны за работу.
Раздел 1. Несколько слов о себе
1. На каком факультете вы учитесь?_________________________________________________________
2. На каком курсе вы учитесь?______________________________________________________________
3. Ваш возраст?
1) до 20 лет
2) до 25 лет
3) до 30 лет
4) до 35 лет
4. Ваш пол?
1) мужской
2) женский
5. Вы поступили в институт?
1) сразу после окончания школы, училища, техникума
8. Образование Ваших родителей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. В какой местности Вы проживаете?
1) в крупном городе
2) в небольшом городе
3) в пригороде
4) в сельской местности
10. Ваше семейное положение?
1) холост (незамужем)
2) женат ( замужем)
3) вдовец (вдова)
4) разведен (разведена)
11. Есть ли у Вас дети?
1) да
2) нет
Раздел 2. Как Вы проводите свой досуг
12. Каковы Ваши любимые занятия в свободное время? (можно отметить несколько ответов)
1) посещение театров (оперы, балета, драмы и т.п.)
2) посещение картинных галерей, выставок картин, скульптур, графики, художественной фотографии
3) посещение кино (просмотр кинофильмов по телевидению)
4) посещение спортивных зрелищ
5) посещение танцевальных клубов, дискотек
6) хождение в гости
7) посещение баров, ресторанов
8) азартные игры, посещение казино
9) занятия в спортивных секциях
10) чтение книг, журналов, газет
11) коллекционирование книг, картин, марок, значков и т.п.
13. Если Вы занимаетесь физкультурой и спортом, то в каких формах?
1) делаете зарядку
2) регулярно ходите на лыжах, катаетесь на коньках, совершаете пешие прогулки и т.п.
3) участвуете в соревнованиях
4) занимаетесь в спортивной секции
5) занимаетесь туризмом, альпинизмом
6) не занимаетесь ни физкультурой, ни спортом
14. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
1) редко (по праздникам, особым случаям)
2) примерно 1-2 раза в месяц
3) примерно 1 раз в неделю
4) 2-3 раза в неделю и чаще
5) ежедневно или почти каждый день
6) не употребляю совсем
15. С кем Вы обычно употребляете спиртные напитки?
1) с друзьями
2) с товарищами по учебе
3) с родными
4) с любимым человеком
5) в одиночку
16. Как часто вы встречаетесь со своими друзьями?
1) постоянно, каждый день в институте
2) постоянно, каждый день после занятий
3) постоянно, каждый день на занятиях и после них
4) довольно регулярно - несколько раз в неделю
5) довольно регулярно по выходным дням
6) редко, по праздникам, дням рождения и т.д.
7) редко, от случая к случаю
17. Где Вы чаще всего встречаетесь с друзьями?
1) у себя дома
2) дома у друзей
3) в кафе, баре, на дискотеке
4) в институте
5) на улице, во дворе
6) в театре, кино, на концертах
7) на спортивных мероприятиях
8) где-то в другом месте. Напишите, где _________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Раздел 3. Ваша культурная информированность
18. Сколько книг художественной литературы Вы прочитываете за месяц?
1) регулярно свыше 10 книг
2) регулярно более 5 книг
3) регулярно более 2 книг
4) регулярно 1-2 книги
5) нерегулярно 1-2 книги (иногда не каждый месяц)
6) не читаете совсем
19. Какого характера литературу (кроме учебников) вы читаете?
(можно отметить все подходящие варианты, а один - главный подчеркнуть)
1) научную литературу по специальности
2) научно-популярную
3) философскую, экономическую, политическую и т.п.
4) научно-фантастическую
5) художественную
6) литературу по искусству
7) документальную
8) приключенческую, детективную
9) спортивную
20. Как часто Вы бываете в кино?
1) совсем не бываю
2) очень редко
3) примерно один раз в месяц
4) 2-3 раза в месяц
5) еженедельно
6) несколько раз в неделю
21. Как часто Вы бываете в театрах?
1) не были в театрах 2-3 года
2) бываете примерно 1 раз в год
3) бываете 3-4 раза год
4) бываете обычно ежемесячно
5) бываете почти каждую неделю
22. Как часто вы посещаете симфонические и камерные концерты?
1) не хожу совсем
2) несколько раз в год
3) 1-2 раза в месяц
4) почти еженедельно
23. Как часто вы посещаете эстрадные концерты?
1) не хожу совсем
2) несколько раз в год
3) 1-2 раза в месяц
4) почти еженедельно
24. Вспомните, пожалуйста, сколько раз Вы посещали художественные галереи, выставки и музеи в прошлом году?
1) не посещали совсем
2) 1-2 раза
3) 4-6 раз
4) почти каждый месяц
5) несколько раз в месяц
25. Интересуетесь ли вы живописью?
1) да
2) нет
26. Умеете ли Вы играть на каком-либо музыкальном инструменте?
1) да
2) нет
27. Коллекционируете ли Вы что-либо?
1) да
2) нет
28. Если да, то что именно? Напишите _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
1) в художественных кружках сольным пением или танцами
2) в художественных кружках художественным чтением
3) в художественных кружках игрой на музыкальных инструментах
4) дома и в различных кружках по интересам прикладным творчеством (рисованием, лепкой, резьбой по дереву и т.п.)
5) дома и в различных кружках по интересам литературным творчеством (сочинением рассказов, стихов и т.п.)
6) дома и в различных кружках по интересам художественной фотографией и кино
7) научно-исследовательской работой (участвуете в конкурсах студенческих работ, имеете печатные работы, изобретения и внедрения)
Раздел 4 . Ваше отношение к художественной культуре
30. Каким видам искусства Вы отдаете предпочтение?
1) литература, поэзия
2) театр
3) кино
4) избирательное искусство
5) музыка
6) архитектура
7) телевидение
8) другое, что именно_________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
31. Кинофильмы какой тематики Вы предпочитаете смотреть?
1) исторические
2) историко-биографические
3) политические
4) военно-патриотические
5) производственные
6) нравственно-психологические
7) приключенческо-детективные
8) научно-фантастические
9) комедийные
10) фильмы ужасов
11) боевики
12) музыкальные
13) другое, что именно _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
32. Что влияет на ваше решение посетить учреждение художественной культуры?
1) советы однокурсников
2) советы преподавателей
3) советы родных и друзей
4) реклама
5) известность и популярность мастеров искусства
6) собственные эстетические наклонности
7) другое, что именно_________________________________________________________________
38. Какие общеобразовательные предметы в школе способствовали Вашему эстетическому и художественному развитию?
1) математика
2) физика
3) химия
4) биология
5) география
6) иностранный язык
7) физкультура
8) уроки труда
9) история
10) другие, какие именно _____________________________________________________________________________
11) никакие
39. Каковы причины поступления в вуз?
1) интерес к данной профессии
2) возможность научной работы по данной специальности
3) общественная значимость данной профессии
4) престижность данного вуза
5) престижность высшего образования
6) престижность данной профессии
7) семейные традиции, выбор родителей
8) нежелание идти в армию
9) наилучшие способности именно в этой области
10) перспектива найти хорошую работу
11) совет учителей, специалистов по профориентации
12) другие мотивы ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
39. По той ли специальности Вы учитесь, на которую собирались поступать?
1) да
2) нет
40. Изменилось ли ваше представление о специальности за время учебы в институте?
1) не изменилось
2) изменилось в лучшую сторону
3) изменилось в худшую сторону
4) затрудняюсь ответить
41. Если Вы разочаровались в своей профессии, ответьте, пожалуйста, почему?
1) Вы считаете, что выбранная специальность не соответствует вашим склонностям и способностям
2) Вы утратили интерес к специальности
3) Вас пугает производство
4) Вы считаете, что данная специальность не дает возможности для профессионального роста
5) данная специальность, по Вашему мнению, не пользуется уважением в обществе.
6) как оказалось, работа по данной специальности низко оплачивается.
42. Как в целом Вы относитесь к своей специальности?
1) очень нравится
2) в общем нравится
3) безразлична
4) не нравится, но терпима
5) совершенно не нравится
6) затрудняюсь ответить
Раздел 6. Ваши ценностные ориентации
43. При каких условиях Вы лет через 10 сможете сказать, что Ваша жизнь удалась?
1) интересная, содержательная работа
2) высокооплачиваемая работа
3) ощущение себя человеком, полезным обществу
4) хорошая семья, дети
5) хорошие жилищные условия
6) интересный, разнообразный досуг
7) успешная профессиональная карьера
8) материальный достаток
9) постоянное саморазвитие
10) хорошие друзья
11) уважение окружающих, авторитет
12) внутренняя свобода, самостоятельность
44. На вопрос отвечают только девушки.
Предположим, что у девушки есть возможность выйти замуж за любящего ее человека, хотя сама она подобных чувств к нему не испытывает. По этому поводу может быть ряд мнений, к какому из них Вы бы присоединились?
1) если упустить такую возможность, можно остаться одинокой на всю жизнь.
2) нельзя просто так оттолкнуть любящего человека, причинить ему боль
3) лучше остаться одной, чем жить не любя
4) нужно любить самой, чтобы сделать счастливым другого человека
5) мало ли кто кого любит, главное собственные чувства.
6) другое мнение, какое______________________________________________________________