Рефераты

Молодежь как особая социальная группа

Молодежь как особая социальная группа

Содержание.

Введение

Глава 1. Молодежь как особая социальная группа.

1.1. Понятие «Молодежи» в России.

1.2. Социальные аспекты образа жизни молодежи России.

1.3. Социальное здоровье российской молодежи.

Глава 2. Современный социально-демографический портрет молодежи в городах разного функционального типа. (На примере г.Кисловодска и г.Ставрополя)

2.1. Методика проведения исследования.

2.2. Общие сведенья об анкетируемых.

2.3.Отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи

г. Ставрополя и г. Кисловодска.

2.4. Духовный мир молодежи Ставрополя и Кисловодска.

2.5. Образование и трудовая деятельность молодежи.

2.6. Молодежь и власть: отношение к политике и деятельности аппарата

Местного самоуправления.

2.7. Ценностные ориентации молодежи.

Заключение

Литература

Введение

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества. Именно поэтому в своей работе мы бы хотели осветить наиболее острую проблему современного общества, проблему социального развития молодежи нашего региона.

« Эх, не то нынче поколение… »- эта фраза кочует из эпохи в эпоху. Люди , которые только вчера безрассудствовали, не обращая внимания на принятые нормы, остепенившись, с укоризной смотрят на подрастающую молодежь. «Мы были другие», - слышится из их уст. И вот с этим не поспоришь. Главным отличием нового поколения от старого является как раз то, что оно другое. Так было во все времена, но сегодня это особенно актуально. На смену старой формации пришла новая, а вместе с ней и новое поколение со своим особым взглядом на мир. Так какое оно, это поколение, помимо того, что просто другое? - озадачились мы вопросом.

Несомненно, на образ и менталитет всего населения, и молодежи, как особой социальной группы оказывает территория. Ареал проживания, особенности ЭГП региона по отношению как ко всей стране, так и к административному центру районов, откладывает отпечатки на жизненные ценности и стереотипы молодого поколения. Функциональная направленность городов, как оказывается, так же меняет палитру социального образа молодежи. Поэтому в своем исследовании мы рассмотрели молодое поколение городов разных функциональных типов: Кисловодска и Ставрополя.

Объектом исследования является: жизненная среда и социальные проблемы молодежи.

Предмет исследования : современный социальный портрет молодежи в городах разных функциональных типов на примере городов Ставрополя и Кисловодска.

Цель исследования: выявить различия в социальном портрете молодежи в городах разного функционального типа.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1.Изучить молодёжь как особую социальную группу.

2.Провести социологический опрос путем анкетирования среди представителей молодежи разных возрастных категорий.

3.Составить социальный портрет молодёжи г. Ставрополя и г. Кисловодска.

4.Проанализировать полученные данные в соотношении с региональным особенностями.

В проведенном исследовании использовались сравнительно-географические, эмпирические, а так же социологические методы исследования(анкетирование, социологический опрос, интервьюирование).

Глава1. Молодёжь как особая социальная группа.

1.1. Понятие «молодежи» в России

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи. [5]

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно- исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно- мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.

В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.[2]

Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование- это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов неодновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.[7]

Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта.[16]

Молодежь -- это особая социально-демографи-ческая группа, переживающая период становления социальной зре-лости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности ( создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от со-циально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

1.2.Социальные проблемы российской молодёжи

Как показывает проведенное в России исследование, у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение главных жизненных целей молодежи.%

жизненные цели

ответивших

иметь хорошую семью

11,3

получить хорошее образование

13,9

устроиться на хорошую работу

12,0

иметь свою квартиру

6,3

заработать много денег

3,4

обеспечить будущее детям

6,9

открыть свой бизнес

2,0

жить в достатке

9,6

приобрести дорогие вещи

21,3

Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. К чему стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %

Сферы достижения успехов

Уже добились

Пока не добились, но считают, что им это еще по силам

Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого

В их жизненных планах этого не было

Получить хорошее образование

33,4

48,2

11,4

7,0

Получить престижную работу

15,5

59,5

19,4

5,6

Создать прочную, счастливую

семью

27,8

59,9

6,9

5,4

Создать собственный бизнес

5,9

28,3

26,3

39,5

Стать богатым человеком

2,0

40,4

37,8

19,8

Заниматься

любимым делом

27,7

55,6

13,2

3,5

Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

1,6

13,3

11,4

73,7

Побывать в разных странах мира

7,6

49,4

34,5

8,5

Таблица 3.

К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в жизни старшее поколение, %

Сферы достижения успехов

Уже добились

Пока не добились, но считают, что им это еще по силам

Хотели бы, но вряд ли уже смогут добиться этого

В их жизненных планах этого не было

Получить хорошее образование

54,0

5,9

27,1

13,0

Получить престижную работу

28,2

15,8

38,2

17,8

Создать прочную, счастливую семью

63,6

12,9

19,9

3,6

Создать собственный бизнес

9,3

9,0

12,9

68,8

Стать богатым человеком

3,1

17,1

47,0

32,8

Заниматься любимым делом

42,1

19,4

34,9

3,6

Стать знаменитым, чтобы привлечь
внимание людей

1,6

3,6

7,5

87,3

Побывать в разных странах мира

11,9

19,1

48,1

20,9

Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их родителям, добиться желаемых результатов?

Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди “благополучных” считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают, что добьются этого. В то же время среди “неблагополучных” число тех, кто насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%) считают, что богатство им не нужно.

А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как вытекает из данных, представленных в таблице №4, больше всего молодежь боится сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти, которая может привести к ограничению свободы её действий.

В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное, что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении (см. табл. 3).

Таблица 4.

Опасения российской молодежи

Опасения

% ответивших

невозможность получить образование

9,6

остаться без средств существования

52,1

преступность

38,2

проблемы с устройством на работу

18,7

потерять работу

19,8

остаться без друзей

28,0

не встретить любимого человека

9,9

не суметь создать семью

13,6

диктатура власти

19,4

Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя, разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий.[20]

Однако убеждение молодых россиян в том, что бедность -- справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка -- сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания -- человек, “сам себя делающий”, а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.

Определенные различия здесь выявляются и в среде самой молодежи. Если у “благополучных” молодых россиян 84,3% были убеждены в том, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, то среди “неблагополучных” -- только 49,6%. Соответственно, две трети “благополучных” молодых россиян были убеждены, что материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно -- и это справедливо.

1.3. Социальное здоровье молодежи в России

Понятие социального здоровья рассматривается сейчас как состояние индивида, группы, общества, которые соответствуют норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического). Лишь устойчивость отдельных статусных характеристик дает интегрирующую, социализирующую функцию группы или отдельной личности, в результате действия которой можно говорить о ее социальной норме, социальном здоровье и благополучии. При этом важнейшие социальные ценности передаются от поколения к поколению посредством социальной памяти. Некоторые ценности могут навязываться извне, претендуя на роль внутренних идеалов. Существуют, к примеру, гендерные идеалы в общественной жизни, которые представляются на всеобщее обозрение средствами массовой информации. Тот образ, который является нам - это мужчина, которого с младенчества воспитывает женщина. Впоследствии эти представления переносятся и на жену, которой присуждена роль выступать в качестве "жены-матери". Если раньше существовало строгое разделение сфер и задач ответственности, то теперь мужчины и женщины окружены различными идеалами "сильных мужчин". Это наглядно репрезентируется в рекламе. В результате происходящих в обществе социокультурных процесов мужчины потеряли привычный образ "кормильца и главы семьи", возникла стратегия пассивности с их стороны. Как пишут Ч.Бенард и Э.Шлаффер, необычайная пассивность мужчин не обязательно бросается в глаза. Иногда мужская пассивность выражается в недвусмысленной агрессивности. Молодые люди оказались перед необходимостью выбора между предлагаемыми с экранов телевизоров установками и собственными идеалами, идеями, ценностями, представлениями о том, кто же такой мужчина.

Существует попытка навязать образ мужчины, имеющего достижения в общественной сфере, но совершенно беспомощного в межличностных отношениях, который является совершенно "импотентным" в отношениях между полами. Тогда женщине не оставляется возможность самореализации в сфере эмоциональности, межличностных отношений. Таким образом, многие сферы личности женщин остаются невостребованными, ущемленными, что отражается на их психическом здоровье, приводя к отрицательным последствия.[24]

Российские исследователи поинтересовались, ощущают ли молодые люди поддержку со стороны властей в решении своих проблем. Результаты опроса показали, что половина молодых людей ощущает поддержку. российских властей в решении проблем образования. В решении же таких проблем, как обеспечение жильем, поддержание здоровья, содействие семье, трудоустройство, отдых молодежи поддержка лишь «присутствует». Аналогичным образом оценивается и деятельность местных властей, хотя в целом эти значения не «дотягивают» до трети: респонденты отмечают некоторую «активность» с их стороны в решении вопросов организации отдыха и занятости молодежи, внимание к проблемам профессиональной подготовки и созданию условий для творческой самореализации.

В то же время младшая возрастная группа (15-17 лет) высоко оценивает роль и российских, и местных властей в решении проблем молодежи. Это может быть результатом не столько осведомленности о работе соответствующих структур власти, сколько следствием отсутствия социального опыта, прежде всего в восприятии таких сфер, как занятость, жилищная, здравоохранение или предпринимательство. Эта группа (15-17 лет) дает более высокие оценки деятельности власти в решении проблем отдыха, образования, творческой самореализации, что может быть итогом ее прежнего и настоящего опыта - как правило, это школьники. Вопросы отдыха, здоровья, творческой самореализации на этом уровне власть как-то еще пытается держать на контроле. В отсутствии стратегических программ (и осведомленности о существовании подобных) молодые люди акцентируют внимание в основном на решении сиюминутных вопросов. «Виноват» в этом не только возраст, который определяет ориентиры и кредо большинства, но и желание власти быть услышанной.

Многие сегодня осознают, что обеспечить безопасность и будущее России, призвана перспективная стратегия, в рамках которой выделяются первоочередные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия. Медленный переход к этой стратегии приводит к тому, что кризисная ситуация будет сохраняться, а наличие реальных и потенциальных социальных угроз (расслоение общества на богатых и бедных, возрастание уровня безработицы среди молодежи, снижение уровня образования и грамотности, снижение уровня здоровья, возрастание потребления наркотических веществ, алкоголя, возможность возникновения эпидемий) не позволяет надеяться на быстрое преодоление проблем переходного периода.

Социологи не без основания предупреждают, что те, кто сегодня работает с молодежью, должен проявлять реализм в понимании своих возможностей, так как специфика переходного периода такова, что многие из разрабатываемых сегодня молодежных программ не могут быть успешно реализованы на практике. Прежде всего, это связано с установкой, нацеливающей на решение сиюминутных проблем, которая позволяет в случае благополучного «исхода» говорить об эффективности работы, если же «успех» обходит стороной, происходит рокировка в сторону «объективных»причин и трудностей.

Одним из показателей благополучия, устойчивости положения человека выступает социальное настроение. С ним связаны определенные ожидания, возможные притязания и оценки происходящего, которые могут стать решающим фактором того или иного поведения человека.[23]

Каково же социальное настроение молодежи, с каким настроением она смотрит в будущее? Как показывает анализ ответов - 53,7% респондентов смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом, третья часть воспринимает будущее спокойно, хотя и без особых надежд и иллюзий, а 13,2%, думая о будущем, испытывают тревогу и неуверенность. У 1% - будущее вызывает страх и отчаяние. При всех издержках «шоковой терапии» молодежь пока не исчерпала ресурс оптимизма, свойственный возрасту. За романтиками идут прагматики-реалисты, те, кто больше полагается на себя и не строит иллюзий относительно «всесильности» государства. Достаточно много «пессимистов» - тех, кто испытывает разочарование и страх. Оснований для дискомфортного социального самочувствия у них более чем достаточно: это, прежде всего, вопросы материального благополучия, устройства на работу, оказания квалифицированной юридической и медицинской помощи.

Стратегия обеспечения безопасности устойчивого развития России в XXI веке с неизбежностью ставит нас перед необходимостью изменить отношение к молодежной политике, по-новому взглянув на соотношение «молодежная политика и безопасность общества».

Специалисты, и прежде всего социологи, определяют молодежную политику как «систему мер по «завоёвыванию», удержанию и поддержанию определенного социального (экономического, правового, политического, этнического, культурного и т.д.)статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказалась или может оказаться в перспективе в трудном (ущемленном) положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение». Эта система мер, способствуя социальному развитию молодежи, реализуется через деятельность государства, политических партий, общественных объединений, непосредственно определяет характер будущего состояния российского общества.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Для того чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам, для того чтобы эффективно построить работу. [30]

Молодежь - это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

По данным переписи населения 1989г. молодежи от 15 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.

Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства - вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди молодёжи. По свидетельству специалистов причины роста в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения. По причине ограниченности материальных ресурсов, распада довольно мощной сферы соцкульбыта, прекращения деятельности пионерской и комсомольской организаций, деятельность которых, несмотря на справедливую критику, имела и позитивные стороны, организация свободного времени и отдыха детей и подростков, а также их военно-патриотическое и интернациональное воспитание оставляет желать лучшего.[2]

Глава 2. Современный социально-демографический портрет молодежи в городах разного функционального типа.

(На примере г.Кисловодска и г.Ставрополя)

2.1. Методика проведения исследования.

Изучив молодежь, как особую социальную группу, и выявив общероссийские тенденции существования, генезиза и развития этой категории населения, следует перейти непосредственно к результатам нашего исследования.

Исследование проводилось путем анкетирования; так же во внимание принимались несколько интервью с представителями более зрелого возраста, которые попытались со стороны оценить и обозначить некоторые плюсы и минусы нынешней молодежи.

В анкетировании участвовало 160 человек, причем 80 человек были опрошены в городе Кисловодске и 80 - в Ставрополе. Опрос был абсолютно анонимный и проводился среди лиц от 15 до 30 лет. Довольно широкие возрастные рамки были поделены на 4 возрастные категории: от 15 до 17 лет, от 18 до 20 лет, от 21 до 25 лет, и наконец, от 26 до 30 лет.

В опросе принимало участие равное количество мужчин и женщин.
Исследование было проведено среди школьников вышеуказанных городов, студентов ВУЗов, а так же молодого экономически активного населения, занятого в основном в непроизводственной сфере.

Анкета представляла собой список из 30 вопросов, в основном закрытого типа и включала в себя несколько блоков, подробно характеризующих современный социальный портрет молодого поколения. Данные блоки освещали такие вопросы, как:

1.Общие сведения об анкетируемом.

2. Отношение и привлеченность к вредным привычкам.

3. Духовный блок, характеризующий приоритеты молодежи в плане проведения досуга; отношение к религии и т.д.

4. Блок вопросов, посвященный образованию и последующей трудовой деятельности.

5. Молодежь и власть: отношение к политике и деятельности аппарата местного самоуправления.

6. Блок, отражающий жизненные ценности молодежи.

2.2. Общие сведения об анкетируемых.

Итак, перейдем к анализу полученных данных.

В первом блоке вопросов, освещающем общие сведения об опрашиваемых наибольший интерес представляет вопрос о национальной принадлежности анкетируемых. Как показывает таблица 5 В Ставрополе из всех опрошенных 98,75% молодого населения - русские и 1,25% армяне, в Кисловодске же национальный состав представляет собой более пеструю картину. Среди анкетируемых больший процент принадлежит опять-таки русскому населению, но так же представлены и другие этносы, такие как украинцы, армяне, карачаевцы, туркмены, греки, кабардинцы и т.д.

Таблица 5.

Национальный состав опрошенных.(%)

национальность

Кисловодск

Ставрополь

Русские

72,5

98,75

Армяне

13,75

1,25

Украинцы

2,5

-

Карачаевцы

2,5

-

Туркмены

2,5

-

Абазинцы

1,25

-

Кумыки

1,25

-

Греки

1,25

-

Грузины

1,25

-

кабардинцы

1,25

-

Это еще раз подчеркивает полиэтничность района КМВ, и Кисловодска в частности. Вопрос о национальной принадлежности несомненно играет немалую роль в ответе на многие вопросы о жизненных приоритетах

населения, и молодежи в частности. Представители народов Кавказа более трепетно серьезно подходят к вопросу об употреблении алкогольных и наркотических веществ. Их во многом более волнуют вопросы религии и создания семьи, чем их сверстников. Все это несомненно исходит из сохраненной субкультуры многих народов, которые несмотря на огромное количество инноваций и смешивания обычаев, все еще сохранили традиционные формы поведения, чтущие законы семьи и религии.

Ставрополь же как краевой административный центр является ядром сосредоточения большей части русского населения края, что тоже в какой-то мере является показателем многих духовных характеристик и во многом выражает общероссийские тенденции социального портрета молодежи наших дней.

Переходя к вопросу об оценке материального положения, следует отметить, что здесь особых различий выявлено не было. Большинство населения

оценивают свое положение как среднее (Таблица 6 ). В Кисловодске около 20% считают свой материальный уровень выше среднего, в Ставрополе же чуть менее 20% (13,75%), а вот о низком достатке говорят лишь 10% анкетируемых в обоих городах.

Таблица 6.

Как Вы оцениваете свое материальное положение?(%)

Кисловодск

Ставрополь

Низкое

8

92,5

Среднее

44

77,5

Выше среднего

12

13,75

Оценка своего материального положения среди молодежи складывается, по моему мнению, из жизненных приоритетов, и ориентируется в основном на достаток родителей молодого поколения. Россияне более зрелого возраста зачастую в большей степени оценивают свой материальный уровень как недостаточно высокий и даже низкий. Молодежь же в большинстве своем в этих оценках часто надеется на светлое будущее, планируя в будущем зарабатывать больше своих родителей, имея в этом отношении здоровые амбиции. Находясь в стадии переломного возраста между юностью и зрелостью, данная категория граждан, как показало исследование, предпочитает довольствоваться теми благами, которые им предоставляет общество, откладывая свои идеи достойного заработка на завтрашний день. Позиция государства в этом вопросе зачастую не дает полностью раскрыть потенциал молодого населения, хотя с каждым годом ситуация в этой области меняется в лучшую сторону. Для молодежи открываются все новые и новые варианты для реализации собственных возможностей. Рассматривая данный вопрос в региональном аспекте следует отметить, что Ставропольский край хотя и не занимает лидирующие позиции в экономике страны, все же относится к регионам со среднем уровнем жизни населения, нежели, например, некоторые депрессивные районы Средней России и Дальнего Востока. Эти экономические характеристики, разумеется , находят свое отражение и среди молодежи, как в крае, так и в рассматриваемых нами городах.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты