Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Кафедра социологии и социальной психологии
Реферат
Методы и результаты прогнозирования
Проверил:
Профессор
Попов А.П.
Выполнил:
Студент гр. СЦ-31
Стоян Д.В.
Владивосток 2005
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………......3
2. Методы прогнозирования…………………………………………..4
3. Результаты прогнозов и требования к ним………………………...7
4. Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие…………………………………………….…..11
5. Заключение…………………………………………………………14
6. Список использованной литературы……………………………..15
Введение
Отличительной чертой современного мира, несмотря на предпринимаемые меры и усилия, является его разбалансированность, нарастание экономических, политических, религиозных, социальных катаклизмов. Международная общественность, государства мира пришли к выводу, что существующая парадигма развития цивилизации является ущербной, губительной для будущего, человечество нуждается в смене концептуального подхода. Но для того чтобы решить, какую, наиболее гуманную, модель развития выбрать, необходимо увидеть некую общую картину технологических трансформаций, движущих сил, культурных последствий. По-прежнему больше вопросов, чем ответов и на самую актуальную проблему: что представляет собой информационное общество, которому якобы нет альтернатив? И которое, казалось, призвано разрешить самые острые социальные вопросы.
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов.
В отечественном опыте идет процесс и накопления теоретических разработок, и создания специальных структур, исследующих тенденции в социальных процессах в условиях формирования общества.
При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их «упорядочивать», структурировать по: а) степени формализации, б) принципу действия, в) способу получения информации.
Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, экспоненциальное сглаживание, вероятное моделирование, анкетирование, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, метод интервью, написания сценария и т.д.
Наиболее распространены методы экстраполяции и экспертизы. В них в качестве основы, главным образом, выступают временные и параметрические ряды ретроспективного развития объекта прогнозирования. Выполнение прогноза осуществляют сами члены группы разработки. Часто используются и другие методы: многоуровневая морфология, многоуровневая экспертиза, матричные методы. Они базируются на использовании вычислительной техники, разработке специальных алгоритмов и программ, Требующих значительных затрат ресурсов и более высокой квалификации разработчиков прогнозов.
В чем сущность и особенности методов «экстраполяция» и «экспертная оценка»?
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ - означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. В социальной сфере анализ состояния образования в одном регионе, выявленные тенденции могут «накладываться» на другой регион. В математике и статистике динамический ряд данных продолжается по определенным формулам. Экстраполяция широко применяется при анализе, прогнозе, по существу, всех социальных процессов. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за отдельными её представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям в прошлом. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного научно-технического и социального прогнозирования.
Экстраполяционный метод основан на исследовании объекта прогнозирования (социальная инфраструктура, демографические процессы, состояние образования в историческом плане), на ретроспективном анализе количественных временных рядов или тенденций. Отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов.
При экспертной оценке(т.е. оценке высококвалифицированными специалистами) состояния либо отдельной сферы общества (духовной, социальной, политической), либо её составляющего элемента (образования, медицины, культуры), либо её компонентов (студенческая экономика, социальная защита пенсионеров, инвалидов) учитывается ряд обязательных положений, методических требований.
· Направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации.
· Особенности, специфика развития наиболее важных составных «частей» (отрасли, структуры, службы).
· Наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.
Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций, служб, которые осуществляют эту деятельность. Применительно к проблемам социальной работы это могут быть в зависимости от участка социальной работы:
Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.
Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. В настоящее время их деятельность актуализируется, поскольку нестабильность в обществе, а также и в социальной сфере порождает необходимость в научном анализе для определения выхода из кризисной ситуации. Экспертные организации создаются при государственных учреждениях и службах, а также на общественных началах, в коммерческих структурах, в учебных центрах.
В зависимости от уровня профессионализма и возможности охватить экспертным анализом различные по объему работы организаций и различается и содержание деятельности, и характер итоговых результатов экспертизы.
Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:
· Выявляются проблемы
· Намечается план и время действий
· Разрабатываются критерии для экспертных оценок
· Обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы, (это может быть аналитическая записка, материалы для изучения, «круглый стол», конференция, выступления экспертов, публикации).
Главные проблемы любого экспертного метода также можно выразить в виде ряда требований.
1. Интерпретация результатов
А). Уровень компетентности экспертов по социально-профессиональным проблемам:
· По экономическим (эффективность).
· По социальным
· По политическим
· По этническим
· По духовно-нравственным
· По экологическим
Б) рейтинг экспертов
· По взаимной оценке
· По утвердившемуся общественному времени
· По должностному принципу
В) коэффициент компетентности экспертов при определении основного мнения, оценки.
2. Создание обстановки свободного обсуждения
3. Заключительная дискуссия.
4. Выработка рекомендаций по исследуемой проблеме, выводы о целесообразности тех или иных предложений, а также об их внедрении.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГНОЗОВ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ
При проведении прогнозирования важно определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе. Для этого необходимо: обеспечить согласованность результатов решения различных прогнозируемых проблем с реальными возможностями; определить главные направления деятельности отрасли, региона, организации в зависимости от вида прогнозирования (долгосрочного, краткосрочного и т.д.); выбрать стратегию действия, проанализировать и сопоставить результаты других прогнозов по различным направлениям социально-экономической деятельности и выявить возможности согласования этих результатов с целью нахождения оптимального подхода; учесть реальные экономические возможности и на этой основе найти варианты использования результатов прогнозирования.
Эти принципиально важные положения не исключают более детальных требований к результатам прогнозирования, они лишь определяют ряд важных аспектов, учет которых является обязательным.
В число требований к результатам прогноза также входят:
· Определение сферы использования прогнозируемого события или комплекса событий (создание, например, учебных заведений нового типа, ориентированных на инновационное образование), количественных и качественных внешних связей прогнозируемого события с другими процессами и системами их взаимовлияния и взаимодействия.
· Выявление вероятности наступления самых ранних и самых поздних сроков прогнозируемых событий, а также тех факторов и мер, которые могут «ускорять» или «затормаживать» эти сроки
· Определение основных тенденций развития данной сферы и возможных событий, способных повлиять на решение прогнозируемой проблемы, изменить заданный интервал времени.
Результаты прогнозов могут быть выражены следующим образом:
· Сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области.
· Показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения.
· Ожидаемые показатели.
· Варианты распределения ресурсов, их видов, адресность.
· Оценка социальных последствий мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями и т.д.
· Оценка эффективности вкладываемых средств и других финансовых мер.
· Оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики.
· Возможные финансовые ресурсы на решение локальных социальных проблем.
Одно из важных требований - постановка цели. Если заранее на первом подготовительном этапе исследования перед разработчиками прогнозов не будут четко поставлены цели и задачи, то не будет и необходимых результатов. Четко поставленная цель предопределяет направленность исследования и его эффективность. Важно также соблюдать еще ряд принципов, влияющих на надежность социальных прогнозов: системный подход, вариативность, верифицируемость, эффективность и др.
Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования.Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.
К числу важнейших из них относятся:
· Выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере.
· Выявление на основе анализа основных тенденций («траекторий») развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и тд.).
· Экстраполяция этих тенденций на будущее.
· Синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных процессах.
· Интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности.
· Составление комплексного многоуровневого прогноза, как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям.
· Непрерывная корректировка прогнозов.
К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:
А) глубину и объективность анализа
Б) знание конкретных условий
В) оперативность, компетентность и быстроту проведения и обработке материалов.
Особое значение в прогнозировании имеет информация, банк данных статистического материала.
В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:
· Восприятие социальных процессов как объективной реальности.
· Использование целостного, системного подхода к исследованию.
· Исторический детерминизм, т.е. признание следственно-причинных обусловленностей данных процессов.
Техника исследования результатов прогнозов. Одной из практически значимых проблем является реализация наиболее ценных результатов прогнозирования. Основные направления этой деятельности:
· Вооружение соответствующих учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов, разработок концепций.
· Составление комплексных прогнозов через координационные центры.
· Предоставление прогнозов правительству, комитетам соответствующих министерств, учреждений, организаций.
· Проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами.
Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие. Анализируя уровень прогностической деятельности, следует учитывать множество факторов, влияющих на эффективность прогнозов, их качественные характеристики.
Есть факторы принципиального, методологического характера, высокой степени сложности. Это, прежде всего умение, учитывать специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеалогического аспектов при разработке моделей, прогнозов и их результат.
Некоторые недостатки организационного характера следует относить к двум группам лиц: к тем, кто разрабатывает модели и прогнозы, и к тем, кто пытается реализовать результаты исследований.
Недостаточно высокий профессиональный уровень прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные модели и прогнозы, приводят к целому ряду нежелательных моментов, на основании которых можно сделать ряд выводов.
Первый вывод - это несоответствие в прогностических отчетах объемов описательно-информационных (до 90%) материалов процессуальному содержанию. В результате наименьший объем по сравнению с ретроспекцией занимает крайне важная информация о мерах прогнозирования, процедуре обработки информации, используемых источниках.
Второй вывод - состоит в том, что нередко преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньше - анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использования прогностических систем высшего порядка.
Третий вывод заключается в нечетком определении целей разработки прогнозов, что приводит к вовлечению в описание объекта как в периоде ретроспекции, так и в заключительной части прогноза зачастую большого количества факторов и условий, не имеющих научно-информативной ценности.
Четвертый вывод - это появление волюнтаристских устремлений со стороны представителей власти, пытающихся игнорировать научные рекомендации, подменяя их собственным видением или внедрением существующих зарубежных моделей без должного анализа возможной адаптации их к российским условиям. Примером такого рода могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии в Россию. Они приобретают уродливую форму, поскольку в процессе их реализации не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера нашей страны.
Если эти будут делаться и в дальнейшем, то возможны три сценария социальных процессов в нашем обществе:
1. Продолжение деструкции, неуправляемость общества как реакция на распад.
2. Стремление властей сохранить государство хотя бы в форме диктатуры.
3. Внедрение конструктивного начала, усиление роли государства с целью совершенствования социальной политики.
Если сгруппировать основные ошибки при прогнозировании социальных процессов, то они сведутся к следующим:
· Соотношение между прогнозами и ретроспективной направленностью не в пользу прогноза.
· Недостаточное освещение прогнозного фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние.
· Неразработанность методических и процедурных аспектов.
· Ограниченный объем информации.
· Отсутствие должной организационно-правовой основы процессов прогнозирования.
Недостатки информационного обеспечения прогнозов варьируются в первую очередь в использовании узковедомственных данных, без должного учета, сравнения, сопоставления совокупной информации по смежным отраслям.
Неразработанность организационно-правовой основы процессов прогнозирования не позволяет в должной мере привлекать к разработке прогнозов специалистов различных областей научной деятельности, разработчиков смежных проблем, хотя всё большее развитие получают ВТК (временные творческие коллективы), включающие в себя специалистов из разных сфер деятельности - но находящихся в профессиональном взаимодействии.
Заключение
Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований и моделирования в социальной сфере.
Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование и моделирование занимают здесь особо важное место как высокотехнологичные методы научного анализа и предвидения.
Сущность данного научного и учебного направления состоит в систематическом анализе социальных процессов через призму теоретико-методологических принципов для выявления проблем и тенденций общественного развития, определения путей решения социальных задач.
В современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее, а следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.
Список использованной литературы
1. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: М.:2002
2. Луков В.А. Социальное проектирование: М.:1997
3. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию: М.:1998
4. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. - Минск, 1989.