Наиболее конфликтогенной «зоной» Российской Федерации, где споры как между отдельными этническими группами, так и между этнической группой и государством в целом, носят наиболее жесткий, радикальный характер, является Северный Кавказ, что обусловлено целым рядом факторов.
Как правило, современные кавказоведческие исследования фокусируются на Чечне, либо на вооруженных конфликтах из-за Абхазии, Нагорного Карабаха, Южной Осетии т.д. Внимание экспертов в гораздо меньшей степени сосредоточено на латентных противостояниях в национальных республиках российского Северного Кавказа и государственных образованиях Закавказья (карачаево-черкесский, кабардино-балкарский конфликты, "лезгинский" вопрос, армяно-грузинские отношения в Самцхе-Джавахети). В данном реферате мы рассмотрим причины возникновения и особенности протекания кабардино-балкарского конфликта.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Относительно других республик Северного Кавказа Кабардино-Балкария производит впечатление республики с довольно низким уровнем конфликтности. Однако в рамках данного территориального образования имели место серьезные попытки дестабилизации обстановки.
Если для большинства русских, в том числе, кстати, и многих представителей власти, «покорение Кавказа» в прошлом веке это не более чем даже не исторический, а скорее социо-культурный артефакт, изрядно романтизированный классической литературой (вспомним, хотя бы «Хаджи-Мурата» Толстого или «Бэлу» Лермонтова), то для многих представителей северо-кавказских народов -- это реальная политика «замирения» горцев, проводимая русским генералом Ермоловым и его последователями в течение всей кавказской войны 1817-1864 гг. Политика, которая привела к массовой, во многом вынужденной эмиграции адыгов, черкесов, других этнических групп Северного Кавказа, к изменению этнодемографической структуры региона в пользу казаков и русских в целом.
События, связанные с переживаниями «национального унижения», сохраняются в коллективной исторической памяти едва ли не лучше, чем светлые страницы прошлого, и на стадии этнической мобилизации естественным образом актуализируются, подкрепляя обиды и претензии, непримиримость в конфликте со своим историческим «завоевателем» и «обидчиком».
Тот же эффект, только еще более сильный, потому что приближенный по времени, оказывает и память о насильственных «высылках» с исконных земель в казахстанские степи, в ходе которых погибли тысячи безвинных людей. Совершенно ясно, что закон о реабилитации репрессированных народов мог лишь частично смягчить трагедию, постигшую чеченцев, ингушей, балкарцев, тем более что часть их территории уже оказалась занятой не пострадавшими от репрессий соседями (в частности, осетинами и кабардинцами), которые не собирались ее возвращать прежним «хозяевам».
Непосредственные корни этнотерриториальных конфликтов между отдельными этническими группами Северного Кавказа были заложены не только самим фактом депортаций, но и в правовом отношении необеспеченной реабилитацией пострадавших.
Конфликты на Северном Кавказе имеют различную степень насыщенности. Так для кабардино-балкарского конфликта характерна напряженность в отношениях между соседствующими общностями, выдвижение требований элитами, не сопровождающихся однако массовой этнической мобилизацией.
Кабарда вошла в Россию в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией. В 1921 году в составе РСФСР была образована Кабардинская АО, с 1922 года объединенная Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 году преобразованная в автономную республику. С 1944 по 1957 гг. существовала Кабардинская АССР, а в 1957 году была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР. С 1992 года -- Кабардино-Балкарская республика в составе Российской Федерации. По данным переписи 1989 года численность кабардинцев в республике 364 тыс. чел., балкарцев -- 71 тыс. чел. По результатами последней переписи (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года), результаты которой опубликованы на сайте Президента Кабардино-Балкарии ситуация выглядит так: «Кабардино - Балкарская Республика - 901494 чел., Городское население -510346 ч., Сельское население - 391148 ч. Этнический состав: Кабардино-Балкария - многонациональная республика, где проживают представители более ста национальностей. Из них кабардинцы составляют около 55 процента, балкарцы - 11,6 %, русские - 25,1 %, украинцы, осетины, таты, грузины и представители других национальностей - 8,3 процентов.»
Субъекты конфликта: этнические группы (два титульных народа) субъекта Российской Федерации.
Тип конфликта: статусный с перспективой перерастания в этно-территориальный.
Стадия конфликта: статусные притязания по изменению этнической иерархии.
Уровень этнического риска: средний.
8 марта 1944 года балкарцы были изгнаны из своих жилищ и насильно вывезены в различные районы степного Казахстана, память об этой трагедии жива до сих пор, хотя непосредственных очевидцев события остается все меньше и меньше. После отмены Хрущевым репрессивных актов по отношению к балкарцам, у всех взрослых представителей этого народа была взята подписка о том, что по возвращении на Кавказ они не будут претендовать на свои прежние дома и имущества.
После выселения балкарцев передел «освободившийся» территории был осуществлен не столько в пользу ближайших соседей-кабардинцев, сколько по инициативе Л. П. Берия -- в пользу Грузинской ССР. Сами балкарцы именно в этом видят истинную подоплеку депортации, официально вызванной «пособничеством с гитлеровскими оккупантами». Вплоть до начала перестройки стихийные требования со стороны пострадавших балкарцев пересмотреть сложившиеся после их высылки границы рассматривались исключительно как антисоветские выступления и подавлялись еще на стадии формулировки. Потенциально конфликтную ситуацию смягчало еще и то, что в партийно-советской структуре власти этой автономии они были в определенной мере представлены, хотя и составляли менее 10% населения республики.
За тридцать лет после возвращения балкарцев на свою историческую родину в их расселении, в уровне образования и в хозяйственном укладе произошли существенные изменения: часть горцев, чьим традиционным занятием было овцеводство и ткачество, спустилась в долины, получила образование, пополнила слой местной элиты. Кроме того места их традиционного проживания, в частности Баксанское ущелье (Призльбрусье), в последние десятилетия стали центром альпинизма и туризма, что открыло новые возможности для профессиональной реализации балкарцев.
Таким образом, создались определенные условия для этнической мобилизации. В 1990 году состоялся съезд балкарского народа, избравший собственные органы этнонационального представительства, которые, что было достаточно предсказуемо, вступили в конфликт с Конгрессом кабардинского народа, созданным в 1991 году, -- общественно-политической организацией национального движения кабардинцев. Политическое противостояние между официальными органами власти республики, с одной стороны, и национальными движениями, -- с другой, не имеет широкой поддержки со стороны рядовых граждан автономии, как кабардинцев, так и балкарцев. Тем не менее, уже в 1996 году балкарское национальное движение выдвинуло требование по отделению «балкарских территорий» от существующей автономии и образованию отдельного субъекта РФ Балкарской республики.
Латентная конфликтогенность в этом регионе обусловлена различным этническим происхождением обеих основных этнических групп «бинацнональной» республики (кабардинцы вместе с адыгейцами и черкесами принадлежат к этнической общности «адыгэ», балкарцы же -- алано-тюркского происхождения и родственны осетинам), и, кроме того, социально-психологическим комплексом «меньшинства» у части балкарского населения.
Предыдущий Президент Кабардино-Балкарской республики В. Коков, придерживался позиции создания «кабардино-балкарской общности». Но, несмотря на это, в отношениях между титульными народами республики существуют серьезные проблемы. В 1996 году на съезде балкарского народа было провозглашено создание суверенной республики Балкария в рамках Российской Федерации. Президент В. Коков охарактеризовал это как «провокационный фарс», который «не будет иметь каких-либо правовых и, тем более, практических последствий».
Эта ситуация так и не переросла в ярко выраженный конфликт, однако очевидно, что события такого рода не возникают без веских оснований, а силовые методы решения лишь временно «заглушают» очаг конфликта.
Нынешнее межэтническое противостояние в КБР, с точки зрения аналитиков отдела проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа (Москва, Россия), порождено исключительно современными политическими реалиями: преобладанием в политических и экономических структурах республики представителей кабардинского населения в противовес сравнительно малому числу представителей балкарского населения.
На данный момент президентом республики является Арсен Баширович Каноков по национальности кабардинец. Можно смело заявить, что его приход к власти обусловлен не столько даже мотивами политическими, и тем более этническими, сколько прежде чисто практическими - нынешний президент представляет бизнес - элиту, причем не местную , а Московскую. В 2003 г. Арсен Каноков был избран депутатом Государственной Думы РФ четвертого созыва по общефедеральному списку избирательного объединения ЛДПР. Через год перешел в "Единую Россию". Являлся заместителем координатора Южного координационного совета партии "Единая Россия", заместителем председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, членом Комиссии Государственной Думы по проблемам Северного Кавказа.
В Кабардино-Балкарии Арсен Каноков стал известен, как меценат и спонсор различных культурных программ. На его средства в г.Нальчике построена соборная мечеть, возведен памятник жертвам Кавказской войны, реконструированы другие важные муниципальные и региональные объекты. Также Арсен Каноков спонсировал местную футбольную команду "Спартак". 27 сентября 2005 Президент Российской Федерации Владимир Путин внес на рассмотрение Парламента Кабардино-Балкарии кандидатуру Арсена Канокова для наделения его полномочиями Президента республики.
28 сентября 2005 на внеочередном заседании законодательного органа Кабардино-Балкарии за утверждение Арсена Канокова в должности Президента КБР проголосовали все 105 депутатов.
Администрация президента состоит преимущественно из людей, которые были ему хорошо знакомы еще со времен работы в Москве в банковской сфере, что само по себе не исключает факта присутсвия в этой группе лиц его этнической принадлежности. Следует также учесть факт буферизации связей этнического типа.
При Президенте действует Общественно-консультативный совет Кабардино-Балкарской Республики. Этот своеобразный «совет старейшин» включает людей самого разного социального статуса и этнической принадлежности: директор государственного образовательного учреждения "Кабардино-Балкарский лицей автомобильного транспорта", председатель правления коммерческого банка ООО"Бум-Банк", председатель Союза коммерческих организаций Кабардино-Балкарской Республики (Бизнес-клуб "Нальчик"), главный редактор государственного учреждения "Редакция газеты "Замай", пенсионер, заслуженный юрист Кабардино-Балкарской Республики, председатель Кабардино-Балкарского республиканского комитета профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания, заместитель начальника отдела общего обеспечения Федеральной налоговой службы по Урванскому району, член общественной организации "Союз абхазских добровольцев Кабардино-Балкарской Республики", ответственный секретарь Комиссии при Президенте Кабардино-Балкарской Республики по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, ветеран труда, главный редактор общества с ограниченной ответственностью "Газета Юга", благочинный православных церквей Кабардино-Балкарской Республики, заведующий кафедрой всеобщей истории Социально-гуманитарного института государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова", генеральный директор закрытого акционерного общества "Кабельный завод "Кавкаэкабель", депутат Парламента Кабардино-Балкарской Республики, председатель Кабардино-Балкарского отделения Российского фонда культуры, генеральный директор ОАО"Общественная радиотелевизионная компания "Нальчик", заместитель председателя общественной организации балкарского народа "Алан" , студент Современной гуманитарной академии, президент общественной организации "Институт проблем молодежи", пенсионер, член Совета старейшин при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе,директор спортивно-оздоровительного комплекса "Геолог", депутат Парламента Кабардино-Балкарской Республики, директор Института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра РАН, ветеран труда, Герой Социалистического Труда, ветеран труда, президент Адвокатской палаты Кабардино-Балкарской Республики, председатель Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики, председатель Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, председатель общества русской истории и культуры "Вече", генеральный директор открытого акционерного общества "Каббалкнефтетоппром", депутат Парламента Кабардино-Балкарской Республики, председатель республиканской общественной организации "Правовед", ветеран труда, председатель Союза театральных деятелей Кабардино-Балкарской Республики, заведующий кафедрой философии и политологии федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия" Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, атаман Терско-Малкинского казачьего округа, писатель, председатель Комитета Парламента Кабардино-Балкарской Республики по аграрной политике и природопользованию, председатель регионального отделения Республиканской партии России, председатель корейского национально-культурного центра "Самчели", председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарской Республики, председатель национально-культурного центра "Сябры", председатель правления Союза писателей Кабардино-Балкарской Республики генеральный директор открытого акционерного общества "Эльбрустурист", депутат Парламента Кабардино-Балкарской Республики, заместитель председателя Комитета Парламента Кабардино-Балкарской Республики по экономической политике, студентка федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия" Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, председатель Объединения организаций профессиональных союзов Кабардино-Балкарской Республики, депутат Парламента Кабардино-Балкарской Республики, председатель правления Союза композиторов Кабардино-Балкарской Республики, советник Президента Кабардино-Балкарской Республики (секретарь Совета), директор Кабардино-Балкарского республиканского центра ветеранов Афганистана, профессор кафедры философии Социально-гуманитарного института государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова", студент государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова", атаман Октябрьского хуторского общества Пришибского отдела Терского казачьего войска, главный редактор государственного учреждения "Редакция журнала "Ошхамахо", председатель общественной организации "Союз "Чернобыль" Кабардино-Балкарской Республики", ректор Кабардино-Балкарского института бизнеса, главный редактор государственного учреждения "Редакция газеты "Адыгэ псалъэ", тхамада Кабардино-Балкарской республиканской общественной организации "Адыгэ Хасэ" , председатель Кабардино-Балкарского отделения общероссийской, общественной организации "Союз пенсионеров" врач педиатр-эндокринолог муниципального учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника № 1" г, Нальчика, директор Исламского института при Духовном управлении мусульман Кабардино-Балкарской Республики, раввин горско-еврейской религиозной общины г. Нальчика, президент Региональной ассоциации социальной защиты ветеранов и сотрудников спецподразделений правоохранительных органов и спецслужб "Русь" на Северном Кавказе, заведующий кафедрой технологии социальной работы ГОУ ВПО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова", председатель Союза женщин Кабардино-Балкарской Республики, учитель муниципального образовательного учреждения "Гимназия № 13" г. Нальчика, проректор федерального ГОУ ВПО "Северо-Кавказский институт искусств", депутат Парламента Кабардино-Балкарской Республики, председатель Кабардино-Балкарского республиканского комитета профессионального союза работников здравоохранения.
Однопалатный парламент Кабардино-Балкарской Республики избран 7 декабря 2003 года сроком на пять лет. Это - третий созыв парламента КБР. В его составе 110 депутатов, половина из них избраны по одномандатным округам, остальные 55 - по партийным спискам. На постоянной основе в 9 комитетах и 1 комиссии парламента работают 26 депутатов. Председателем парламента КБР избран Ильяс Бечелов. Он - балкарец, родился в Казахстане, куда были депортированы его родители. Среди комитетов Парламента Кабардино-Балкарской Республики особое место занимает
Комитет Парламента КБР по межнациональным отношениям.
На последних выборах Правительства КБР Президент еще раз отметил, что: «Необходимо отойти от традиции формирования руководящих органов по национальному и клановому признаку, а ориентироваться на деловые качества и патриотический настрой человека».
По мнению исследователей, поводом к обострению ситуации служит также незавершенность территориального разграничения населенных кабардинцами и балкарцами районов республики и наличие «спорных» территорий.
Следует, однако же отметить, что ученые-этнологи утверждают, что собственно этнические конфликты здесь случаются редко. Межличностные и групповые конфликты в данном случае чаще случались по поводу принадлежности имущества и земельных угодий. Сегодня в КБР 9 районов, 8 городов, 4 Поселка городского типа, 115 Сельских администрации, 168 Сельских населенных пунктов. В этой связи вызывает особую озабоченность задуманная властями земельная реформа, уже получившая самые противоречие оценки со стороны местных жителей и специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всё сказанное позволяет сделать вывод, что противоречия между основными этническими группами в рамках Кабардино-Балкарской республики имеют на сегодняшний день не столько межнациональный, сколько политический характер. Одним из путей их разрешения, по мнению специалистов, может послужить расширение автономных прав относительно малочисленных народов и предоставление реальных возможностей местного самоуправления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сергей Маркедонов. Этнополитические процессы в ростовской области, краснодарском и ставропольском краях: проблемы, противоречия, перспективы. Central Asia And The Caucasus Journal of Social and Political Studies - http://www.ca-c.org/journal/2005-02-rus/17.marprimru.shtml
С.С. Дудова Анализ природы конфликтов в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках. Мир на СК. Сим.№ 2. Национальная политика, этнополитика и этноконфликтология на СК. 2004 г. Дата публикации 15-Июл-2004
Народы России. Энциклопедия. М., 1994.- с.339
Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Ученное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.- 203 с.
Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 448 с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994.- с.237-246