Рефераты

Изучение свободного времени населения

Начавшееся снижение величины свободного времени свидетельствует об уменьшении его ценности. Если среди работающих жителей Пскова в 1986 г. за увеличение СВ высказались 11,8% опрошенных, то в 1995 г. -в два раза меньше - 5,0%, а за сокращение соответственно - 14,4 и 52,5%. В США же, несмотря на значительно большую величину свободного времени, многочисленнее в 1986 г. (данных за 1995 г. нет) оказались и сторонники увеличения его продолжительности - 15,2% (табл. 3).

Следует заметить, что работающие жители в России придают несколько большее значение по сравнению с занятиями в свободное время своим работам в домашнем хозяйстве. Около 65% работающих жителей и Пскова, и Джексона оценили занятия этими работами как "одинаково важные" со свободным временем. Однако, если мы примем оставшуюся треть ответов работающих за 100%, то из них 78,3% в Пскове оценили работы в домашнем хозяйстве как более важные, чем занятия в СВ, а американцы выше оценили занятия в СВ (53,6% против 46,4%, высказавшихся за домашние работы) (табл. 4).

Таблица 4

Что предпочтительнее для работающих жителей гг. Пскова и Джексона -работа в домашнем хозяйстве или занятия в свободное время? (% к итогу)

Все ответившие

Ответившие на два первых

вопроса

Псков

Джексон

Псков

Джексон

1. Работа в домашнем хозяйстве важнее

27,1

16,3

78,3

46,4

2. Занятия в свободное время важнее

7,5

18,8

21,7

53,6

3. То и другое одинаково важно

64,3

64,9

-

-

4. Затрудняюсь ответить

1,1

-

-

-

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

Таким образом, наши и американские работающие городские жители обладают в среднем достаточно большой величиной СВ. Избыток СВ в Пскове ощущают немногие -около 8%, в Джексоне - 18%, а недостаток времени соответственно - 60,0 и 58,9%. Поэтому и степень удовлетворенности величиной своего СВ относительно невысока. У работающих жителей Пскова ее индекс, рассчитанный по 5-балльной шкале, составлял у мужчин - 3,37, у женщин - 2,82 %, а в Джексоне, соответственно -3,26 и 3,00. Т.е. у мужчин в России этот индекс оказался несколько выше, чем у американцев, хотя у последних свободное время было в 1986 г. почти на 3 часа в неделю больше. У женщин же в России он оказался значительно ниже, чем в США. Однако у последних он невысок - 3,00, хотя СВ у них достигало почти 35 часов в неделю.

Свободное от оплачиваемого труда, семейно-бытовых работ и удовлетворения физиологических потребностей время необходимо людям для осуществления разно-образных культурных, образовательных, физических и социальных потребностей. На них у разных социальных групп населения влияют многочисленные факторы: воспитание, профессия, материальные условия и т.д. С ростом образовательного уровня населения должны расти и его культурные, физические и социальные потребности. Технический прогресс, обеспечивая постепенное сокращение продолжительности труда, ведет к увеличению временного пространства для удовлетворения растущих потребностей. Используем в дальнейшем для их наименования термин "досуго-вые потребности".

Эти потребности в целом у всего населения, как свидетельствуют исследования бюджетов времени, многообразны. Среди них можно выделить семь основных групп:

1. Информационные -просмотр телепередач, чтение газет, журналов и др.;

2. Развлекательные -посещение зрелищных учреждений и мероприятий, различные игры и т.д.;

3 . Общение -с членами семьи, друзьями, сослуживцами;

4. Физические -занятия физкультурой, спортом, туризмом;

5. Социальные (в узком смысле значения слова) -участие в деятельности общественных и религиозных организаций;

6. Образовательные -учеба, повышение квалификации, т.е. приобретение новых знаний и умений;

7. Простой отдых -ничегонеделание.

Эти потребности реализуются в разных видах деятельности. Однако, например, чтение может быть одновременно и развлечением и средством получения новых знаний, информации и просто отдыхом. То же можно сказать о "голубом ящике" и других занятиях. Как показывают материалы исследований, перечень видов деятельности, через которые реализуются досуговые потребности, у работающего населения России и США одинаковый. Несколько различается лишь время, уделяемое некоторым из них.

Современный образ проведения СВ не требует от городских жителей больших умений. Это подтвердили в ходе исследований данные ответов на вопрос о досуговых умениях. Пожалуй, большим их спектром обладали американцы. Так, среди работающих мужчин Пскова чаще всего хорошо и отлично умеют играть в шашки, домино, лото (36%), в карты (29%), в шахматы (17%), ухаживать за комнатными животными (17%). Среди мужчин в Джексоне умеют играть в карты - 49%, ухаживать за комнатными животными 47%, заниматься комнатным цветоводством - 36%, играть в шашки, домино - 33%, играть в бильярд - 32%, заниматься техническим творчеством - 24% и т.д. Наибольшая разница в удельном весе умеющих хорошо и отлично заниматься тем или иным делом в СВ существует в занятиях комнатным цветоводством, коллекционированием, в настольных играх. В целом следует оценить уровень досуговых умений жителей Пскова как весьма невысокий. Очень многие не умеют танцевать, петь, фотографировать, играть в шахматы и т.д. К сожалению, нет данных об умениях в динамике. По-видимому, их уровень не растет, а снижается. Ведь современный человек все более превращается в свободное время из "актера" в зрителя, или созерцателя (не играющего в футбол, а наблюдающего за игрой по телевизору и т.д.).

2.2Тенденции изменений в проведении свободного времени

Изменения, происходящие в обществе, в системе ценностей и досуговых ориентациях приводят к определенным сдвигам в проведении свободного времени, его структуре. Представляет интерес сравнение этих изменений в России и США в период с 1986 по 1997/99 гг. (табл. 7, 8). За рассматриваемый период у работающих мужчин в Пскове (при небольшом уменьшении недельного фонда свободного времени) на 25% увеличились затраты времени на образование.

Однако общая тенденция динамики этого показателя противоположная: в 1965 г. эти затраты составляли в среднем 5 часов на человека в день, в 1986 г. - 0,7 часа, в 1997/98 - 1,0 часа. Эту тенденцию подтверждают и данные о степени участия в осуществлении видов деятельности, связанных с повышением образования и квалификации: у мужчин в 1965 г. - 26%, в 1986 г. - 5,1% и 1997/98 гг. - 2,3%.

Таблица 7

Использование свободного времени работающими горожанами России и США в 1986 и 1997/98 гг. и США в 1986 и 1998/99 гг. (на человека в часах за неделю)

Виды деятельности

Россия

США

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

1986

1997/98

1986

1997/98

1986

1998/99

1986

1998/99

Образование

0,8

1,0

0,9

0,2

0,9

3,0

1,6

2,3

Общественная деятельность

1,2

0,7

0,8

1,2

1,7

2,1

2,3

1,2

Посещение зрелищных учреждений

0,9

0,4

0,6

0,5

0,3

1,0

0,6

1,1

Общение (вкл. беседы)

2,6

3,2

2,5

5,1

8,3

7,2

8,6

8,2

Спорт и активный досуг

3,5

2,2

2,6

4,1

3,7

3,4

2,8

2,9

Телевидение

14,5

14,8

10,6

11,1

16,1

13,5

13,6

13,0

Слушание радио

0,2

0,3

0,1

0

0,6

0,4

0,3

0,1

Чтение

5,8

4,8

3,5

4,0

2,9

2,0

3,1

2,3

Пассивный отдых

2,5

2,0

1,7

1,3

21

2,5

1,6

1,4

Передвижения

2,0

1,7

1,4

1,5

н.в.

2,4

н.в.

1,7

Итого

34,0

31,1

25,7

29,0

36,8

38,5

34,6

35,1

Таблица 8

Степень участия работающих жителей г. Пскова в различных занятиях в свободное время в 1986 и 1997/98 (в % в среднем за один день недели)

Виды деятельности

Мужчины

Женщины

В среднем

1986

1997/98

1986

1997/98

1986

1997/98

Образование

5,1

2,3

4,7

2,8

4,9

2,6

Общественная деятельность

10,6

8,9

7,8

12,8

9,1

11,2

Посещение учреждений культуры и отдыха

6,7

4,4

4,7

3,3

5,6

2,8

Общение

42,1

43,2

34,6

55,6

38,1

50,9

Физкультура и спорт

27,6

14,6

24,2

12,3

25,8

13,2

Прогулки

11,6

6,1

12,3

18,1

12,0

13,5

Любительские занятия

7,7

6,8

22,4

31,2

15,6

21,9

Радио

6,3

6,2

1,9

1,2

3,9

2,1

Телевидение

88,5

86,3

80,4

77,7

84,2

81,0

Чтение:

книг

37,2

23,7

33,3

26,9

35,1

25,6

журналов

9,8

22,0

8,7

20,3

9,2

20,9

газет

42,3

27,0

21,5

20,7

31,2

23,1

Пассивный отдых

46,1

43,8

24,5

29,5

37,2

35,0

Такая же тенденция характерна и для работающих женщин: степень их участия составляла в 1965 г. 12,6%, в 1986 г. - 4,7%, в 1997/98 гг. - 2,8%. Одновременно у женщин возросли и затраты времени на участие в общественной деятельности, частота участия в ней. Увеличившееся свободное время позволило женщинам уделять значительно больше времени занятиям спортом и активными видами досуга (почти на 60%) и в 2 раза -общению.

Иначе обстояло дело у работающих жителей Джексона. С 1986 г. у них значительно возросли средние затраты времени на образование -у мужчин в 3 раза, а у женщин -почти на половину. Кроме того, мужчины стали в 3 с лишним раза больше времени уделять на посещение зрелищ и участие в общественной деятельности. У женщин же помимо образования увеличилось время на посещение зрелищ (на 83%), хотя средняя его величина составляет всего 1,1 часа в неделю.

Пожалуй, гораздо чаще для досуговых занятий был характерен не рост, а уменьшение затрат времени. Так, у мужчин в Пскове к 1998 г. уменьшилась продолжительность посещения учреждений культуры и отдыха (в основном кинотеатров) на 64%, участия в общественной деятельности -на 42%, занятий спортом и активного досуга -на 38%, чтения на - 18%. То же самое характерно и для женщин (хотя у них свободное время стало больше в отличие от мужчин). Они стали расходовать меньше времени на повышение образования (в 4,5 раза), посещение учреждений культуры и отдыха.

Приведенные данные свидетельствуют, на наш взгляд, об ухудшении использования свободного времени у работающего населения России. В США у работающих тоже произошло уменьшение средних затрат времени на ряд досуговых занятий: у мужчин -на чтение, слушание радио, телевидение, общение; у женщин -на спорт и активный досуг, общение, телевидение, пассивный отдых.

Глава III Статистический анализ свободного времени населения

3.1. Расчет показателей вариации

Рассчитаем коэффициент вариации, среднеквадратического отклонения и проверим ряд на аномальные наблюдения. Для этого заполним следующую таблицу.

Таблица 1

t

Месяц

y

(y-yср)

(y-yср)2

1

янв

365

28,13

791,02

2

фев

320

-16,88

284,77

3

мар

295

-41,88

1753,52

4

апр

310

-26,88

722,27

5

май

334

-2,88

8,27

6

июн

385

48,13

2316,02

7

июл

391

54,13

2929,52

8

авг

362

25,13

631,27

9

сен

310

-26,88

722,27

10

окт

290

-46,88

2197,27

11

ноя

320

-16,88

284,77

12

дек

330

-6,88

47,27

13

янв

370

33,13

1097,27

14

фев

340

3,13

9,77

15

мар

310

-26,88

722,27

16

апр

280

-56,88

3234,77

17

май

320

-16,88

284,77

18

июн

350

13,13

172,27

19

июл

380

43,13

1859,77

20

авг

402

65,13

4241,27

21

сен

365

28,13

791,02

22

окт

296

-40,88

1670,77

23

ноя

320

-16,88

284,77

24

дек

340

3,13

9,77

Сумма

 

8085

0,00

27066,63

Среднее

 

336,88

0,00

1127,78

Среднеквадратическое отклонение находится по формуле:

=33,58

Коэффициент вариации находится по формуле: *100%=9,9

Коэффициент вариации равен 9.9%,что меньше 15%.

Это значит совокупность в целом можно признать однородной.

Таблица 2.

Элементы свободного времени

Количество свободного времени в день в мин.

Абсолютный прирост

Относительный прирост

Темп роста

Темп прироста

2006

2007

2008

Посещение театров, кино, спортивных мероприятий.

27

25

23,1

-3,9

0,85

85,5

-14,5

Посещение ночных клубов, дискотек.

5

11

14,5

9,5

2,91

291

190,6

Просмотр телепередач, прослушивание радио

253

160

119

-134

0,47

47

-53

Чтение газет, журналов, художественной литературы.

12

25

51,9

40

4,33

433

332,6

Прогулки и занятие спортом.

27,6

49

69,4

42

2,52

252

151,6

Встречи. визиты, игры и тд.

35,4

45

66,8

31

1,89

189

88,64

Прочие виды отдыха

18

41

52,4

34

2,91

291

191,2

Социально политическая деятельность, митинги, собрания.

0,1

1

2,96

2,9

29,6

2960

2860

Религиозные занятия.

1

0,8

0,65

-0,4

0,65

65

-35

итого

448

358

398

-51

0,89

88,7

-11,3

Для расчета воспользуемся формулами:

Абсолютный прирост (базисный): Дyб = yi - y0 , где

yi - уровень сравниваемого периода, y0 - уровень базисного периода.

Абсолютный прирост (цепной): Дyц = yi - yi-1 , где

yi - уровень предшествующего периода.

Коэффициент роста: базисный - Kр = yi/y0, цепной - Кр = yi/yi-1

Темп роста: Тр = Kр х 100%

Коэффициент прироста: базисный - Кп = yi - y0/y0, цепной - Кп = yi - yi-1/yi-1. Темп прироста: Тп = Кп х 100%, Тр -100%

Абсолютное значение одного процента прироста: А% = Дyц/Тп ;

А% = 0,01yi-1 y = y1 + y2 + …. + yn / n = y/n

На смотря на то ,что с 2006 года по 2008 год общее количество свободного времени уменьшалось на 51 минуту, структура его использования увеличилась в основном в пользу чтение газет, журналов, художественной литературы на 40 мин, Прогулки и занятие спортом на42 мин, Встречи. визиты, игры на 31 мин. И уменьшилась за счет времени проведенного перед телевизором на 134мин.

Проведя сравнительный анализ свободного времени молодежи Москвы о Улан-Удэ, следует отметить, что особых различий в общем количестве свободного времени нет. Однако студенты, живущие в Москве более рационально используют свой свободное время. Уделяя больше внимания спорту, хобби и театрам.

Таблица 3

Структура распределение свободного времени.

Элементы свободного времени

Количество свободного времени в день в мин.

Структура использования свободного времени.

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Посещение театров, кино, спортивных мероприятий.

27

25

23,1

6,0

7,0

5,8

Посещение ночных клубов, дискотек.

5

11

14,5

1,1

3,1

3,6

Просмотр телепередач, прослушивание радио

253

160

119

56,5

44,7

29,9

Чтение газет, журналов, художественной литературы.

12

25

51,9

2,7

7,0

13,0

Прогулки и занятие спортом.

27,6

49

69,4

6,2

13,7

17,4

Встречи. визиты, игры и тд.

35,4

45

66,8

7,9

12,6

16,8

Прочие виды отдыха

18

41

52,4

4,0

11,5

13,2

Социально политическая деятельность, митинги, собрания.

0,1

1

2,96

0,0

0,3

0,7

Религиозные занятия.

1

0,8

0,65

0,2

0,2

0,2

итого

448

358

398

 

 

 

Структура использования свободного времени за 2006 год.

Структура использования свободного времени за 2007г

Структура использования свободного времени за 2008г.

С 2006 по 2008 год время, подводимое перед телевизором сократилось с 56,5% до 29,9%. Чтение газет, журналов, художественной литературы увеличилось на10,3%,прогулки и занятие спортом увеличилось 11,2%,встречи, визиты, игры и тд.-8,9%.

3.2. Выявление основной тенденции ряда. Аналитическое выравнивание

Аналитическое выравнивание ряда динамики имеет задачу найти плавную линию развития данного явления, характеризующую основную тенденцию ее динамики.

Проведем аналитическое выравнивание по уравнению прямой у=a+bt.

Для этого необходимо решить систему уравнений

t

Yt

t*t

y*t

1

365

1

365

2

320

4

640

3

295

9

885

4

310

16

1240

5

334

25

1670

6

385

36

2310

7

391

49

2737

8

362

64

2896

9

310

81

2790

10

290

100

2900

11

320

121

3520

12

330

144

3960

13

370

169

4810

14

340

196

4760

15

310

225

4650

16

280

256

4480

17

320

289

5440

18

350

324

6300

19

380

361

7220

20

402

400

8040

21

365

441

7665

22

296

484

6512

23

320

529

7360

24

340

576

8160

сумма

8085

4900

101310

Подставим данные в уравнение

a=328.12 b=0.69

Уравнение регрессии:=328,12+0,69t

Проведем оценку параметров на типичность по формулам:

=28,36

=5,59

Это значит уравнение регресии значимо в целом.

=7,12

=13,24

=23,24

=0,654

=0,214

=4,83

=2,36

Отвергается гипотеза о случайной природе оцениваемых характеристик и подтверждается их статистическая значимость и надежность.

Расчитаем среднюю и предельную ошибки.

Построим график и тренд аналитического выравнивания

3.3.Метод скользящих средних

Отобразим графически наш ряд, чтобы определить аддитивную или мультипликативную модель использовать.

Проанализировав график можно сделать вывод о том ,что нам подходит аддитивная модель, т.к. количество свободного времени не увеличивается от цикла к циклу. Для того, чтобы определить период колебаний построим автокорреляционную функцию. Для этого определим коэффициент автокорреляции для каждого уровня, который рассчитывается по формуле:

По полученным данным построим таблицу

Таблица 4

r1

r2

r3

r4

r5

r6

r7

r8

r9

0,099

-0,061

0,311

0,827

-0,056

0,860

0,205

0,734

-0,270

r10

r11

r12

r13

r14

r15

r16

r17

r18

-0,441

-0,061

0,079

-0,048

0,249

0,662

-0,045

0,688

0,420

Т.к. r6 оказался самым высоким, то ряд содержит циклические колебания с периодичностью в 6 месяцев.

t

y

итого за 6 месяцев.

скользящая сред. За 6 м.

Центриров. скользящая средняя

Оценка сезонной компоненты

1

365

 -

2

320

2009

334,8333

 -

 -

3

295

2035

339,1667

337

-42

4

310

2077

346,1667

342,6667

-32,6667

5

334

2092

348,6667

347,4167

-13,4167

6

385

2072

345,3333

347

38

7

391

2058

343

344,1667

46,83333

8

362

2003

333,8333

338,4167

23,58333

9

310

1982

330,3333

332,0833

-22,0833

10

290

1960

326,6667

328,5

-38,5

11

320

1960

326,6667

326,6667

-6,66667

12

330

1950

325

325,8333

4,166667

13

370

1950

325

325

45

14

340

1970

328,3333

326,6667

13,33333

15

310

1980

330

329,1667

-19,1667

16

280

2042

340,3333

335,1667

-55,1667

17

320

2097

349,5

344,9167

-24,9167

18

350

2113

352,1667

350,8333

-0,83333

19

380

2113

352,1667

352,1667

27,83333

20

402

2103

350,5

351,3333

50,66667

21

365

 -

 -

 -

22

296

 -

 -

 -

 -

23

320

 -

 -

 -

 -

24

340

 -

 -

Чтобы определить скользящие средние использовались следующие формулы:

Чтобы определить центрированные средние использовались следующие формулы:

и т.д.

Оценки сезонных компонент =

Транспонируем данные оценок сезонных компонент и представим их в следующей таблице.

-

-

-42

-32,6667

-13,4167

38

46,83333

23,58333

-22,0833

-38,5

-6,66667

4,166667

45

13,33333

-19,1667

-55,1667

-24,9167

-0,83333

27,83333

50,66667

-

-

-

-

Si

39,88889

29,19444

-27,75

-42,1111

-15

13,77778

Sk

40,22222

29,52778

-27,4167

-41,7778

-14,6667

14,11111

Si= сумме значений по столбцам. Суммарное значение Si должно равняться 0. В нашем случае сумма Si=-2.

Найдем коэффициент корректировки К=

К=-0,3333

Sскор=Si-К.

скор=0

Находим уравнение регрессии, решив систему уравнений, относительно a и b.

Уравнение регрессии:=328,12+0,69t

Проведем оценку параметров на типичность по формулам:

=28,36

=5,59

Это значит уравнение регресии значимо в целом.

=7,12

=13,24

=23,24

=0,654

=0,214

=4,83

=2,36

Отвергается гипотеза о случайной природе оцениваемых характеристик и подтверждается их статистическая значимость и надежность. Е=У-Уt

t

Yt

S

Y-S

T

T+S

E

1

365

40,22222

324,7778

328,8478

369,07

36,1522

2

320

29,52778

290,4722

329,5456

359,0734

-9,5456

3

295

-27,4167

322,4167

330,2434

302,8267

-35,2434

4

310

-41,7778

351,7778

330,9412

289,1634

-20,9412

5

334

-14,6667

348,6667

331,639

316,9723

2,361

6

385

14,11111

370,8889

332,3368

346,4479

52,6632

7

391

40,22222

350,7778

333,0346

373,2568

57,9654

8

362

29,52778

332,4722

333,7324

363,2602

28,2676

9

310

-27,4167

337,4167

334,4302

307,0135

-24,4302

10

290

-41,7778

331,7778

335,128

293,3502

-45,128

11

320

-14,6667

334,6667

335,8258

321,1591

-15,8258

12

330

14,11111

315,8889

336,5236

350,6347

-6,5236

13

370

40,22222

329,7778

337,2214

377,4436

32,7786

14

340

29,52778

310,4722

337,9192

367,447

2,0808

15

310

-27,4167

337,4167

338,617

311,2003

-28,617

16

280

-41,7778

321,7778

339,3148

297,537

-59,3148

17

320

-14,6667

334,6667

340,0126

325,3459

-20,0126

18

350

14,11111

335,8889

340,7104

354,8215

9,2896

19

380

40,22222

339,7778

341,4082

381,6304

38,5918

20

402

29,52778

372,4722

342,106

371,6338

59,894

21

365

-27,4167

392,4167

342,8038

315,3871

22,1962

22

296

-41,7778

337,7778

343,5016

301,7238

-47,5016

23

320

-14,6667

334,6667

344,1994

329,5327

-24,1994

24

340

14,11111

325,8889

344,8972

359,0083

-4,8972

Количество свободного времени в мин. за 2006-2007 гг..

Произведем прогнозирование на 6 месяцев.

t

Т

S

Т+S

25

345,595

40,22222

385,8172

26

346,2928

29,52778

375,8206

27

346,9906

-27,4167

319,5739

28

347,6884

-41,7778

305,9106

29

348,3862

-14,6667

333,7195

30

349,084

14,11111

363,1951

3.4. Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ инвестиций

Для корреляционно-регрессионного анализа необходимо из нескольких факторов произвести предварительный отбор для регрессионной модели. Сделаем это по итогам коэффициента корреляции, Те отберем те факторы ,связь которых с результативным признаком будет выражена в большей степени. Проанализируем следующие факторы

1.Количество детей в семье младше 18 лет. Х1

2.Возраст респондента. Х2

3.Средний доход в семье на одного человека. Х3

Рассчитаем коэффициент корреляции для линейной связи факторов-Х1, Х2, Х3. Расчеты будут производиться по данным Таблицы 1 из Приложения 1.

Для фактора Х1 после подстановки данных в формулу, получаем коэффициент корреляции равный =-0,6

Для фактора Х2 после подстановки данных в формулу, получаем коэффициент корреляции равный =-0,14

Для фактора Х3 после подстановки данных в формулу, получаем коэффициент корреляции равный =0,64.

Мы видим, что связь между Х1 и У обратная и сильная. Данный фактор будем использовать в дальнейших расчетах.

Связь между Х2 и У отсутствует, так как коэффициент корреляции меньше 0,15. Исключаем данный фактор из модели.

Связь между Х3 и У прямая и сильная. Данный фактор будем использовать в дальнейших расчетах.

Для факторов Х1 и Х3 составим уравнение множественной регрессии.

На основе наших данных будем подвергать анализу во множественной регрессии следующие факторы:

Количество детей в семье младше 18 лет- Х1

Средний доход в семье на одного человек- Х3

Данные факторы проверим на мутьтиколлинеарность, для чего рассчитаем коэффициент корреляции межу факторами Х1 и Х2.

=-0,22

Полученный коэффициент говорит о слабой связи ,но тем ни менее влияние одного фактора во множественной регрессии осуществляется через другой. Так как связь слабая продолжим анализ.

Дальше проведем оценку существенности данных с помощью коэффициента множественной корреляции. Он показывает совокупное влияние факторов, включенных в модель и находится по следующей формуле:

R=

R=0.83

Так как величина коэффициента множественной корреляции R>0,8, то связь признаем сильной.

Уравнение прямой имеет следующий вид:

Для определения параметров уравнения необходимо решить следующею систему уравнений:

Получаем уравнение прямой:

Для данного уровнения найдем ошибку апрксииации

E=3.25%

Это меньше 5% значит эту модель можно использовать на практике.

Проведем оценку параметров на типичность по формулам:

=6,36

=12,24

=14,35

=22,712

=0,769

=0,156

=2,36

Отвергается гипотеза о случайной природе оцениваемых характеристик и подтверждается их статистическая значимость и надежность.

=33,36

=5,59

Это значит уравнение регресии значимо в целом.

Для того,чтобы узнать количество свободного времени на следующие периоды,нужно подстовить в уравнение известные данные о среднедешевом доходе и о количестве детей в семье.

В 2008 году среднедушевой доход равен 7800 рублей и количество детей в семье с среднем 1 ребенок.

Количество свободного времени =256+0,02*7800-95,6*1=316,4

Количество свободного времени в 2008 году с среднем равно 316,4 минуты в день.

Заключение

Свободное время населения представляет собой часть его внерабочего времени. Роль его с развитием общества будет возрастать. Оно органично связано с рабочим временем. Будучи определенным результатом общественного развития и действия объективного закона экономии рабочего времени, оно в то же время выступает и фактором этого развития. Однако механизм приведенного закона обеспечивает лишь сбережение рабочего времени, а это еще не гарантирует его превращение в свободное. Оно может перейти в прибавочное рабочее время, не выйдя за пределы экономической деятельности. От самого общества уже зависит, как будет реально использовано сбереженное рабочее время. Для решения этой задачи, возможно, необходимо использовать нормативный подход в сфере свободного времени и ввести показатель - норму свободного времени.

Свободное время - социальная категория, имеющая непосредственное отношение к развитию личности и понимаемая как время для возвышенной деятельности человека. В этом смысле оно является богатством общества. Важно лишь, чтобы это богатство использовалось качественно, по своему прямому назначению и способствовало самовоспитанию. В его структуре должны преобладать общественно полезные временные затраты. Оно включает элементы умственной, социальной, физической деятельности, отдых и развлечений.

В нашей курсовой работе были изучены такие категории как бюджет времени населения и свободное время населения. Была изучена динамика изменения использования свободного времени жителей республике Бурятия. Хотелось бы отметить ,что больше всего свободного времени приходится на январь и июль. Проведя сравнительный анализ свободного времени жителей США и России, можно сделать вывод о том, что в количеств свободного времени особых различий нет. Есть некоторые расхождения в структуре использования свободного времени. Что связано с различным менталитетом граждан ,развитием культуры и экономики.

Анализируя данные о свободном времени студентов ВСГТУ, полученные в ходе опросов проводимых в марте в течении трех лет, можно сделать следующие выводы:

Имеется взаимосвязь между средним доходом в семье приходящимся на одного человека ,количеством детей в семье младше 18 лет и количеством свободного времени студентов.

За последние три года студенты более рационально стали использовать свое свободное время. Время, проводимое перед телевизором, сократилось на 40 %,в пользу прогулки на воздухе, занятии спортом, чтения журналов и художественной литературы.

Также произвели прогнозирование в изменениях использования свободного времени, различными методами.

Одним из важнейших обобщающих характеристик условий для развития человека и удовлетворения его потребностей выступает бюджет времени населения. Актуальная задача социальной статистики и социологии - выявление рациональной его структуры, соотношения рабочего и внерабочего времени, взаимосвязи бюджета времени населения и бюджета его доходов и расходов. С этой целью нуждаются в согласованной программы обследования бюджета времени населения, текущего учета и отчетности, переписей населения и единовременных обследований (например, обследований рабочего времени), проводимых в стране статистическими и социологическими ведомствами, а также программы разработок материалов этих обследований.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты