Рефераты

Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях

3. После этого начинается наиболее интересный этап экспе-риментально спровоцированной беседы. В зависимости от того, где поставил черточку больной, его спрашивают, каких людей он считал бы несчастливыми (или счастливыми). Можно также поставить вопрос о том, чего не хватает больному для полноты счастья, что он понимает под счастьем, от чего оно зависит.

Затем экспериментатор таким же образом беседует с боль-ным относительно трех первых показателей. Так, если больной отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними -- спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым. Несколько осторожнее по форме ведется обсуждение самооцен-ки больного по уму -- спрашивают, какими качествами своего ума больной недоволен, каких людей считает самыми умными, каких -- самыми глупыми. Опрос об отметке по характеру ве-дется так, чтобы выяснить, какие черты характера больной счи-тает самыми плохими, а какие хорошими и в чем он видит недостатки собственного характера.

Форма протокола

Здоровье Ум Характер Счастье

4. Анализ экспериментальных данных проводится не столько по расположению отметок на линии, сколько по обсуждению этих отметок. Выявилось, что у психически здоровых взрослых и подростков независимо от их самооценки и объективной жиз-ненной ситуации обнаруживается чисто позиционная тенденция к точке «чуть выше середины». Интересные содержательные дан-ные, характеризующие отношение здоровых к своим качествам и своей судьбе, выявлял лишь последующий опрос.

3.2.Анализ результатов исследования

Работа по данной программе проводилась в период с ___ по___ Занятия, продолжительностью 2 часа, проводились два раза в неделю на базе __________. Всего проведено 12 занятий (с каждой группой) (24 ч.).

В работе по программе участвовало 2 группы учащихся по 15 человек в каждой в возрасте 13-14 лет.

Учителями данные подростки характеризовались как неблагополучные. Так 10 ребят проявляли агрессивность в поведении, считались «забияками» среди сверстников. Поведение 8 подростков расценивалось как социально дезадаптированное, ребята часто хулиганили, устраивали драки, срывали уроки, проявляли жестокость по отношению ко взрослым, грубили и др.

Учитывая тенденции современного ведения тренинговой работы, группы комплектовались не только неблагополучными подростками. Для участия в тренинге приглашались ребята, чье поведение расценивалось как нормальное как взрослыми, так и сверстниками. Это способствовало тому, что неблагополучные подростки имели возможность в процессе тренинга наблюдать за приемлемым поведением других участников и соотвественно перенимать опыт.

Цель всей работы заключалась в создании условий для развития у подростков положительных личностных качеств, развитии и совершенствовании личностных ресурсов.

Отслеживание эффективности работы по программе проводилось по разработанным критериям эффективности, включающих такие как:

1. Сформированность позитивной Я- концепции; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

2. Сформированность навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение уверенности в себе;

3. Сформированность умения у подростков воспринимать и оказывать психологическую поддержку;

4. Сформированность навыков эмпатии;

5. Сформированность навыков саморегуляции;

В соответствии с критериями, был подобран блок диагностических методов и методик, позволяющих отследить результативность работы по программе.

Среди методов мы использовали такие как: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Среди диагностических методик:

- Методика «Коммуникативные и организационные способности» (КОС); (блок 1)

- Тест Томаса;

- Шкала самооценки Дембо- Рубинштейн;

- Анкета «Социальные навыки»

- Анкета «Способности к саморегуляции»

Данные методики являются простыми в использовании и обработке и позволяют достаточно полно оценить уровень сформированности различных знаний, умений и навыков у участников.

Предварительный сбор информации о семьях позволил составить общую характеристику контингента испытуемых.

Семьи учащихся, участвующих в обследовании, характеризуются следующим образом. Из 30 изучаемых семей: 8 материально обеспеченные, но характеризуются классными руководителями как конфликтные, 3 - многодетные, 3- неполные, 4- злоупотребляющие алкоголем, с низким уровнем общей культуры. В основном, в изучаемых семьях родители имеют среднее и средне специальное образование, и только 4 - высшее. В одной семье оба родителя - военнослужащие.

Каждый участник заполнял «Анкету участника» (см. приложение), которая отражала его интересы и ожидания от участия в программе.

Ответы на вопросы «Анкеты участника» показали заинтересованность ребят в работе по программе. Свои ожидания они связывали с возможностью решения различных проблем, в частности проблем во взаимоотношениях со сверстниками, родителями. Многие участники отметили, что хотели бы научиться владеть собой в различных ситуациях.

На первом занятии ребятам был предложен подробный план и темы занятий, а также правила работы группы.

Первый блок программы был посвящен обучению участников навыкам эффективного общения.

При проведении диагностической работы нами были сумированы результаты обеих групп.

По результатам первичной диагностики можно выделить следующее:

У большинства участников отмечался средний уровень сформированности коммуникативных навыков и низкий уровень сформированности организационных способностей.

Более подробно мы рассмотрели данные диагностики по методике «КОС» в таблице № 1

Таблица 1 Уровень сформированности коммуникативных и организационных способностей участников программы (чел./%)

Способности

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший

коммуникативные

2 (6,7%)

9 (30 %)

11 ( 36,7%)

6 (20%)

2 (6,7%)

организационные

4 (13,3%)

10 (3,3 %)

11 (36,7%)

4 (13,3%)

1 (0,3%)

Как видно из таблицы средний уровень сформированности коммуникативных способностей прослеживается у 11 чел., высокий у 6 чел. И только два участника получили высший балл по результатам тестирования.

Организационные способности сформированы на высоком уровне только у 3 чел. Большинство (14 чел.) по данной шкале получили низкий балл.

Интересным в исследовании был тот факт, что при обработке результатов теста ответы подростков нами ранжировались в соотвествии с «благополучием» и «неблагополучием». Примечательным оказалось то, что половина подростков с «благополучным поведением» не проявили высоких результатов в данном исследовании. И в дальнейшем данная тенденция прослеживалась и при других тестированиях.

Далее нам было интересно, каким образом участники разрешают конфликтные ситуации. Для решения данной задачи ребятам предлагался Тест Томаса, результаты которого мы представили в таблице № 2.

Таблица № 2

Позиции, занимаемые участниками в процессе разрешения конфликтных ситуаций

Количество участников

Соперничество

14 чел (46%)

Сотрудничество

0

Избегание

5 чел. (14%)

Приспособление

4 чел. (20%)

Компромисс

7 чел. (20%)

Результаты тестирования свидетельствуют о том, что многие участники предпочитают занимать позицию соперничества (14 чел); 5 чел. предпочитают избегать разрешения конфликта; 7 чел. стараются найти компромиссное решение в спорных ситуациях и 4 чел. предпочитают отдать возможность отстоять свои цели в конфликте оппоненту.

В процессе наблюдения за участниками на первых занятиях было также отмечено следующее.

Многие ребята (особенно мальчики) при общении друг с другом бывают агрессивно настроенными.

Несколько участников проявляли застенчивость, молчаливость. Предпочитали тихо просидеть занятие. Не проявляли активность и инициативность.

Двое ребят, наоборот, все время старались обратить на себя внимание. Вели себя крайне вызывающе, смеялись над чужими ошибками, все время дурачились, делали замечания другим.

В ходе работы на первом этапе первоначальной задачей являлось создание положительной атмосферы в группе. Для этого были использованы различные игры разминочного характера. Поскольку первый блок программы был посвящен обучению навыкам эффективного общения, то ребята на занятиях учились таким умениям как умение слушать и понимать партнера по общению, отрабатывали навыки вербального и невербального общения, учились понимать друг друга.

Многие упражнения («Сломанный телефон», «Без слов» и др. были показательны не только в плане обучения различным навыкам, но и как диагностический материал. Так в ходе выполнения данных упражнений можно было заметить, что многие ребята совершенно не владеют правилами эффективного общения. Они не знали, что если информация непонятна, то можно уточнить детали переспросив партнера. Очень часто перебивали друг друга, не давая возможность высказаться другому до конца.

Естественно, что после выполнения каждого упражнения подводились итоги, участники разбирали, что получилось, что нет. А нами предлагался к обсуждению небольшой информационный материал, позволяющий участникам узнать ответы на такие вопросы как: что такое общение, какие виды общения существуют, правила эффективного общения и др.

Необходимо отметить, что большее количество времени было уделено таким моментам программы как разрешение конфликтных ситуаций, развитие навыков эмпатии.

Данные темы вызвали у подростков особый интерес, поскольку проблема разрешения конфликтов остро стоит в подростковом возрасте.

В завершении работы по первому блоку с участниками была проведена контрольная диагностика и мы получили следующие результаты:

Таблица № 3

Уровень сформированности коммуникативных и организационных способностей участников после завершения работы по первому блоку

Способности

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший

коммуникативные

0

6 (20%)

9 ( 30%)

9 (30%)

6(20%)

организационные

2

5 (16,7%%)

10( 36,7%)

7( 23,3%)

6 (20%)

Результаты, приведенные в таблице № 3 свидетельствуют о том, что у значительного количества участников повысился уровень коммуникативных и организаторских способностей. Так, если первоначально у 11 чел. отмечался средний уровень коммуникативных способностей, то после занятий данный уровень сохранился только у 9 чел., высокий балл набрали 9 чел.; высший -6 (20%.)

Уровень сформированности организаторских способностей также повысился. Так первоначально у 14 участников отмечался низший и низкий балл по данной шкале. К концу занятий по первому блоку только у 7 чел.сохранился низкий уровень. 6 учащихся набрали высший балл (0- первоначально).

В ходе проведенной заключительной беседы с участниками были также выявлены следующие моменты. Ребята отмечали, что стали более уверенно себя чувствовать. Многие учащиеся отметили, что занятия позволили им раскрыться, стать активнее. Девочки отметили, что если раньше при общении с незнакомыми людьми они испытывали стеснительность, скованность, то по прошествии занятий им стало легче общаться и находить общий язык с другими людьми.

Так, Александр Р. поделился тем, что если раньше он часто конфликтовал с родителями, то после обучения приемам эффективного разрешения конфликтов, стал более спокойно относится к различным ситуациям, провоцирующим конфликты и как следствие нашел некоторое взаимопонимание с родными.

Несомненно, данный раздел был направлен не только на выработку определенных умений и навыков, но и на формирование знаний в области общения, эффективного взаимодействия.

Некоторые упражнения «Тренинга личностного роста» были направлены на познание участниками своих сильных и слабых сторон, более глубокое изучение своих способностей, возможностей.

Первичная диагностика на данном этапе позволила составить следующую картину.

Более половины участников при заполнении «Анкеты социальных навыков» (см. приложение) поставили себе низкие оценки (2 или 3 балла) по таким шкалам как: убеждение других; выражение своих чувств; самоконтроль; преодоление смущения; умение избежать драки; умение отстоять свои права.

Исследование самооценки (Шкала Дембо- Рубинштейн) показало, что у 8 ребят самооценка несколько заниженная. Они часто бывают неуверенными в себе, сомневаются в собственных возможностях и способностях. Кроме того, в процессе выполнения таких упражнений как «Десять качеств», «Интервью» у данных участников отмечалась тенденция говорить о себе только в негативном свете, им легче было отметить свои недостатки чем достоинства. У 6 участников наоборот отмечалось преувеличенное мнение о себе, снижение критичности к себе. Таким образом, у 9 чел. прослеживалась неадекватная самооценка. Опять же сравнивая результаты благополучных и наблагополучных подростков отметим, что заниженная самооценка проявилась у большинства ребят, чье поведен расценивалось как отклоняющееся, неблагополучное. У подростков с нормальным поведением отмечалась тенденция к завышению самооценки.

Тренинг личностного роста помог участникам программы разобраться в себе. Такие упражнение как «Белое и Черное кресло», «Мои достоинства и недостатки» помогли ребятам взглянуть на себя с другой стороны, оценить реальные свои возможности, склонности, интересы и способности. Особую роль выполнение данных заданий играло для ребят с заниженной самооценкой, поскольку обсуждение положительных качеств и достоинств человека является ключевым моментом в решении такой задачи как повышение уверенности в себе.

В целом работа по развитию и коррекции самооценки была направлена на раскрытие личностных возможностей подростков, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях.

Кроме того, на занятиях учащиеся обучались выражать свои чувства и эмоции, учились оказывать эмоциональную поддержку другим людям. Многие упражнения были направлены на формирование ответственности за свое поведение.

Контрольная диагностика после завершения работы по данному направлению выявила следующее.

Таблица № 4 Сравнение результатов, полученных в ходе исследования самооценки до и после занятий в тренинге личностного роста

Самооценка

Кол- во чел. Первичная диагностика

Кол- во чел. контрольная диагностика

заниженная

8 ( 26,7%)

5 (3,3%)

завышенная

6 (20%)

4 (6,7 %)

адекватная

14 (46,7%)

21 ( 70 %)

Данные, полученные в процессе контрольной диагностики свидетельствуют, что у 7 чел. самооценка стабилизировалась. В ходе заключительной беседы с участниками было выявлено, что ребята стали более увереннее в своих силах. Так, Юра М. наконец то согласился стать старостой учебной группы, хотя до этого момента он долго сомневался в своих силах и думал, что не справится, несмотря на то, что ему очень хотелось стать старостой.

Кроме того, ребята отмечали, что им стало легче выражать свои чувства, и благодаря этому им стало проще находить взаимопонимание с другими людьми.

При анализе повторного заполнения «Анкеты социальных навыков» участниками тренинга было отмечено, что у многих ребят (8 чел) значительно повысились оценки своих умений и навыков.

Заключительный блок программы предполагал проведение занятий на тему психической саморегуляции.

Первичное заполнение анкеты «Способность к саморегуляции» участниками тренинга показало, что практически все (11 чел) поставили себе высокие оценки по таким шкалам как: возникновение чувства раздражения и злости без причины; неумение сдерживать себя в ответ на замечания, оскорбления; частая смена настроения; долгие переживания по поводу критики.

Кроме того, при проведении предварительной беседы с участниками было отмечено, что не многие из ребят твердо знают, чего хотят добиться в жизни, не имеют ясного плана на будущее.

И поскольку именно сформированность данных умений и навыков свидетельствует о способности человека к саморегуляции, то здесь можно сказать, что учащиеся не владеют в полной мере данной способностью.

В связи с этим занятия по обучению психической саморегуляции были построены так, чтобы участники могли, в первую очередь, научиться управляться с повседневными событиями- ставить цели, планировать день и т.д.

Конечно же, неотъемлемым моментом в процессе работы являлось обучение ребят способам преодоления негативных эмоций, способах преодоления стрессовых ситуаций.

Для обсуждения и отработки на занятиях участникам также предлагался небольшой спектр техник психической саморегуляции (техника релаксации).

Конечно, необходимо отметить, что занятия по данному направлению явились самыми приятными для участников. Так Дима И. отметил, что после проведения сеансов релаксации у него улучшился ночной сон, он стал более спокойным и расслабленным.

Анализ повторного заполнения анкеты «Способность к саморегуляции» свидетельствует о повышении оценок по шкалам, отражающим общий процесс способности к саморегуляции.

На заключительном занятии подводились итоги всей работы по программе. Участники заполняли заключительную анкету участника и мы получили следующую информацию.

Ребята эмоционально сблизились, стали дружнее. Вот что они отвечали на вопросы анкеты:

«Удивился игровым тестам. Сначала думал, что на занятиях будет больше занудства, но потом, со временем, увидел, что здесь интересно» (Юра)

«Мне кажется, что все вокруг стали добрее. Группа мне помогла стать самим собой и это так здорово!» (Дима И.)

«Мне занятиях понравилось все. Сначала думала, что участие в дискуссиях - нудное и неинтересное занятие, но когда мы обсуждали тему употребления наркотиков, я поняла, что именно дискутирование помогает решать сложные задачи и находить истину». (Маша)

«В ходе занятий у меня изменилось все. У меня наладились отношения с родителями. Мне кажется, что я стал лучше их понимать. А еще я стал спокойнее и увереннее». (Александр)

Таким образом, подводя итоги всей работы мы отметили, что данная программа несомненно эффективна и в дальнейшем работа может быть продолжена.

В ходе работы нами также были составлены некоторые замечания и рекомендации по дальнейшей реализации данной программы.

3.3.Описание программы социально- психологического тренинга

Программа тренинга личностного роста для подростков

Пояснительная записка

Россия переживает сейчас сложный период: раскол общества, затянувшиеся социально- экономические и политические преобразования, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, потеря идеалов и ценностей. Все это является причиной неуверенности людей в завтрашнем дне. Это привело к тому, что родители и наставники не готовы оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями и навыками современных социально- адаптивных стратегий поведения. Молодые люди оказываются психологически беспомощными, незащищенными, уязвимыми в трудных жизненных ситуациях. Они не имеют определенных жизненных навыков, позволяющих им выбирать эффективные способы снятия стресса и напряжения, дающих возможность самостоятельно справиться с воздействием стрессовых ситуаций и сформировать здоровый жизненный стиль. Происходит увеличение форм дезадаптивного и девиантного поведения у детей и подростков.

Решением данной проблемы является разработка и проведение профилактических программ, направленных на усвоение адаптивных форм поведения детьми и подростками.

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.

Обобщая особенности личности подростков, следует отметить, что они инвариативны и противоречивы, например, афилиативная потребность не исключает тяготения и даже любви к одиночеству, доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытостью в общении с родителями, расширение сферы с развитием самосознания, тенденция к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетаются в тоже время с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками. Эти противоречия в подростковом периоде усугубляются диалектическими противоречиями, таящимися в самой личности, что связано с акцентуированными проявлениями характера, определяющими те или иные характеристики девиантного поведения.

Опираясь на теорию Лазаруса и учитывая особенности нашего общества Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский экспериментально установили, что развитие личностных ресурсов и навыков разрешения проблем помогает подросткам избегать девиантных форм поведения.

Основываясь на методические разработки Л.И. Божовича, В.Т. Лисовского, А.А. Реана, А.С. Свядоща, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского была разработана программа «Моя вселенная», основная идея которой состоит в том, что человек, имеющий развитые личностные ресурсы (представление о себе- Я- концепцию, самоуважение, самоодобрения; ответственность за собственную жизнь, умение понимать себя и окружающих и сопереживать им, коммуникативную компетентность, навыки восприятия и оказания помощи и т.п.) оказывается более защищенным перед жизненными трудностями, и как правило, менее уязвим для различных девиаций.

Программа рассчитана на подростков 12-14 лет.

Цель программы: Развитие и совершенствование у подростков личностных ресурсов .

Задачи

1. Формирование позитивной Я- концепции и самоэффективности;

2. Развитие умения у подростков воспринимать и оказывать психологическую поддержку;

3. Развитие у подростков навыков эффективного общения и взаимодействия с окружающими;

4. Развитие навыков эмпатии;

5. Формирование навыков принятия решений и ответственности.

Методическое обеспечение: С.Г. Дехаль, С.н. Мустафина («Пути развития системы детского отдыха», 2003), Н.А. Сирота («Программа формирования здорового жизненного стиля», 2000), Л.Ф. Анн («Психологический тренинг с подростками», 2005), Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога (2005), Социальная педагогика / журнал для социальных работников и педагогов (2004-2006 гг).

Материально - техническое обеспечение: для проведения занятий необходимо просторное помещение, с наличием сидячих место по количеству участников, аудио аппаратура; ватман, писчая бумага, карандаши, фломастеры, мелки для рисования, гуашь, кисточки для рисования, маркеры, мяч.

Ожидаемые результаты

6. Сформированность позитивной Я- концепции; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

7. Сформированность навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение уверенности в себе;

8. Сформированность умения у подростков воспринимать и оказывать психологическую поддержку;

9. Сформированность навыков эмпатии

10. Сформированность навыков саморегуляции;

Критерии эффективности:

Критерии

Показатели

Диагностические методы

Сформированость позитивной Я- концепции, личностных ресурсов и положительных личностных качеств

-Повышение самооценки

-Повышение уверенности в себе;

- самоконтроль

- ответственность

- самостоятельность

- активность

- инициативность

- принятие решений

Шкала самооценки Дембо- Рубинштейна

Анкета «Социальные навыки» Ю.В. Валентник

Сформированность навыков эффективного общения и взаимодействия с окружающими

- уважение чужого мнения

- тактичность

- умение слушать

- умение понять чужую точку зрения

- эмпатия

- умение эффективно разрешать конфликты;

Методика «КОС»

Тест Томаса

Саморегуляция

поведения

- самодисциплина

- самообладание

- отказ от неразумных желаний

- преодоление стрессовых ситуаций

- умение контролировать ситуацию

Анкета «Способности к саморегуляции» Г.А. Потемкина

Сформированность навыков эмпатии и умения оказывать психологическую поддержку

- умение распознавать эмоции другого человека;

- умение распознавать эмоциональные состояния;

- умение ободрить и побудить другого к активному поиску выхода из стрессовых ситуаций.

Тест эмпатийного потенциала И.М. Юсупова.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы занятий.

Цели, задачи

Продолж.

занятия

кол-во час

1.«Мир во мне. Как я вижу себя?».

Создание условий для лучшего знакомства;

Определение особенностей личности каждого участника; создание климата психологической безопасности

2

2.» Мир вокруг меня. Как я вижу других?» Умение слушать, понимать , адекватно воспринимать другого. Невербальные средства общения.

Формирование умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей;

Формирование чувствительности к невербальным и вербальным средствам общения

4

3. « Я глазами мира. Как другие видят меня?» Обратная связь. Вербальные средства общения.

Формирование умения слушать и давать обратную связь;

4

4. « Встреча двух миров.» Бесконфликтное общение.

Развитие способностей «вставать на позицию других;

Формирование эффективных способов разрешения конфликтов;

Тренировка навыков самоконтроля.

4

5. « Взаимодействие двух миров» Проектирование общения. Эмпатия

Знакомство участников программы с поведенческими стратегиями поиска и оказания поддержки;

Развитие навыков эмпатии

2

6. «Взаимодействие двух миров». Оказание поддержки.

Обучение использованию навыков разрешения проблем; поиска и оказания социальной поддержки в стрессовых ситуациях;

2

7.» Кто есть кто?» Отработка индивидуальных техник общения. Создание психологических портретов.

Опора на позитив.

Отработка умения анализировать свои личностные особенности и особенности других;

Развитие умения опираться на свои положительные качества

4

8 « Заглянем в будущее» Прогнозирование будущего.

Закрепление у участников умений контролировать свое поведение;

Отработка навыков самоконтроля, самоодобрения;

Подведение итогов

2

Краткое описание игр и упражнение см. в приложении.

3.4. Выводы и рекомендации

Практические рекомендации по проведению программы

1. Частота проведения встреч. Оптимальной оказалась частота встреч 2 раза в неделю. За это время ребята успевали обдумать предыдущую встречу и в то же время она не стиралась у них из памяти.

2. Форма проведения встреч. Программа включает в себя занятия, основанные как на групповой дискуссии, так и на применении техник и упражнений с их последующим разбором и обсуждением.

3. Поддержание интереса участников в ходе встреч. Эта проблема вставала достаточно остро. Особенностью данной программы являлось наличие достаточно жесткой программы с темами и формами занятий. Это не было свободным обсуждением проблем, которые ставили участники, хотя сама программа и не исключала постановку и решение определенной их части. И для поддержания интереса мы предлагаем включать игры разминочного и активизирующего характера.

5. При узком возрастном диапазоне работать легче, поскольку информация может выдаваться строго на определенный возраст, предполагающий наличие или сформированность определенных умений и навыков.

6. Встречи должны проводится в неформальной обстановке, вне стен учебного заведения.

7. Помещение для проведения занятий должно быть просторным, не иметь лишней мебели.

8. Желательно наличие видеокамеры, чтобы можно было снимать происходящее в группе и устраивать дальнейший видеоразбор.

9. Для выполнения ряда техник необходимы бумага, ватманы и цветные карандаши.

10. Желательно, чтобы в группе было равное количество лиц обоего пола.

11. В процессе проведения занятий в клубе стало очевидным необходимость введения дополнительных досуговых мероприятий, таких как экскурсии, чаепития, походы, спортивные мероприятия.

Заключение

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей - все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально- опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют, - имеет статус неблагополучной семьи.

На сегодняшний день в России отмечается рост числа неблагополучных семей. Такие семьи - острая социально-педагогическая проблема, так как они не выполняют основную общественную функцию - воспитательную. По результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С. Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие ребенка.

Неблагоприятное влияние неблагополучия родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный неблагополучие формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоционально- поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.

По мнению ряда исследователей ( М.А. Галагузовой, М.В.Быкова Е.О.Смирнова, А.Г. Шмелёва и др.) основной задачей социально- психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у детей и подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

На наш взгляд эффективным методом развития личности подростка является социально- психологический тренинг.

Тренинг - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи: овладение социально- педагогическими знаниями; развитие способности познания себя и других людей; повышение представлений о собственной значимости; развитие различных способностей, навыков и умений.

Анализируя проведенное исследование и реализацию программы тренинга личностного роста для подростков отмечается эффективность данного вида работы. При анализе результатов работы участниками тренинга было отмечено, что у многих значительно повысились оценки своих умений и навыков, подростки проявляли более уверенное и спокойное поведение, эффективно использовали приобретенные навыки саморегуляции и эффективного общения с другими людьми.

Таким образом, можно отметить эффективность социально - психологического тренинга и в целом практическую значимость проведенного исследования.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию- М, 1994.

2. Антонов А. Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. - 1998. - № 3 - 4. - С. 52 - 68.

3. Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М.,1998. - 360с.

4. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 1. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. - 40 с.

5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005.

6. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990

7. Бабайцева В.К. Личностно- ориентированный тренинг.- М., 1997

8. Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993

9. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С 234 с.

10. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: «Ось-89», 1999.

11. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39

12. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. № 2

13. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005.

14. Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. - М., 2000.

15. Ермакова Л.А. Группы развития личности. -М., 1994.- 118 с.

16. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. - 1995. - № 7. - С. 93 - 99.

17. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994

18. Клее М. Психология подростка.- М., 1994

19. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеренбург, 1997

20. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. - М., 1991.- 159 с.

21. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 238 с.

22. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений: Спб.: Питер, 2001

23. Лозовская Е.Г., Фалалеева Ю.В. Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально- опасном положении.- Волгоград, 2005.- 47 с.

24. Макшанов С.И. Психология тренинга М., 2002

25. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально- психологическом тренинге.- Киров, 1995

26. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособ..- М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003, - 408 с.

27. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом.- М .: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.- 299 с.

28. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга.- М, 1999

29. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб.: Питер, 2007.- 304 с.

30. Психология подростка. Практику /Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2003

31. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина.- М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1999.

32. Псысоева Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования.- М., 2004.- 243 с.

33. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга: СПб, 2005

34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000

35. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми.- М., 1996.- 324 с.

36. Семейная психотерапия./ Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В.-СПб.: «Питер» 2000. - 656 с.

37. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации.- М., 2003.- 240 с.

38. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М.: «Генезис», 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты