Бергель Е. Социальная стратификация // Социология. Хрестоматия / Под ред.А.И. Кравченко. - М.: Академия, 1997. - С. 209-221.
Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль. Тексты. - М.: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления. - 1996. - С.7-29.
Вебер М. Основные понятия стратификации // Социол. иссл. - 1994. - №5. - С.147-157.
Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. - Т.2: Социальная структура и стратификация. - М.: ИНФРА-М, 2000.
Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации // Социология. Хрестоматия / Под ред.А.И. Кравченко. - М.: Академия, 1997. - С.235 - 244.
Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2. - С.5-24.
Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социол. иссл. - 1992. - № 7. - С.62-73.
Кравченко А.И. Социология. - М.: Академический Проект, 2000. - С.233-276.
Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. - М.: Анкил, 1998. - С.289-349.
Маркович Д. Общая социология. - М.: Владос, 1998. - С. 198 - 224.
Мертон Р. Основные направления стратификации // Социол. иссл. - 1992. - № 2-4.
Радаев В. Социальная стратификация, или как подходить к проблемам социального расслоения // Российский экономический журнал. - 1994. - №11. - С.85-92.
Радаев В.В. Основные направления стратификационной теории // Российский экономический журнал. - 1995. - № 1. - С.60-69.
Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 318 с.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 1996. - С.106-116.
Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - С.70-94.
Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - С.295-425.
Социология. Наука об обществе. - Харьков: Изд-во ин-та востоковедения и междунар. отношений, 1996. - С.314-326.
Социология: Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - С. 197-220.
Фролов С.С. Основы социологии. - М.: Юристъ, 1997. - С.212-227 291-306.
Харчева В. Основы социологии. - М.: Логос: Высш. шк., 1999. - С.234-242.
Лекция 3. Методология и методы социологического исследования
Методологией называют систему основных принципов любого научного исследования. Это собирательный термин, имеющий различные аспекты. В широком смысле слова научная методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Социологическая методология определяет принципиальные основы разработки частных социологических теорий.
В узком смысле слова в социологии термином "методология" обозначается совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки социологической информации.
При этом следует учитывать, что любая теоретическая система знаний ценится, прежде всего, потому, что она не только описывает и объясняет объективную реальность, но и одновременно является инструментом поиска нового научного знания.
Ни в отечественной, ни в зарубежной социологии нет единого определения частных приемов социологических исследований. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой, четвертые - методикой, а некоторые и методологией. Поэтому стоит договориться об использовании определенных терминов, рекомендованных авторитетным социологом В.А. Ядовым.
? Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.
? Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
? Методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
? Процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации конкретного исследования, сбора и обработки социологический информации.
При этом следует помнить, что социолог в своей работе использует многие приемы, заимствованные из других социальных наук и особенно экономики, истории, психологии, этнографии и др. QH должен владеть приемами статистического анализа, информационными технологиями, иметь представление о соответствующих разделах математики.
Любое более или менее основательное социологическое исследование имеет четыре основных этапа:
? первый - подготовка исследования;
? второй - сбор первичной информации;
? третий - обработка информации;
? четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.
Конечно, можно самостоятельно сочинить анкету и провести небольшой опрос, чем часто пользуются работники средств массовой информации. Но, как правило, такая информация будет поверхностной, не представляющей научного интереса.
3.1 Типология социологических исследований
Можно выделить три основных типа социологических исследований:
? разведывательное, или пилотажное;
? описательное;
? аналитическое.
Разведывательное охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование иногда бывает пилотажным, когда в нем уточняются исследовательские гипотезы, отрабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться социологи.
Разновидностью разведывательного исследования являются экспресс-опросы. С их помощью определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам. Это зондаж общественного мнения. Нередко к нему прибегают для оценки хода и результатов различных социально-экономических и политических мероприятий (реформа, избирательная кампания).
Описательное исследование позволяет получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по достаточно глубоко разработанной программе и на базе методически отработанного инструментария. Объектом исследования может быть коллектив крупного предприятия, население города, района, региона. Применяются самые разнообразные методы исследования.
Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, всесторонний анализ его структуры и характеристик. Чаще всего заканчивается монографическими работами. Например, миграция из села. В описательном исследовании достаточно назвать основные причины миграции. В аналитическом требуется их ранжировать, показать все причинно-следственные связи, проанализировать по отдельным социально-демографическим группам.
Аналитическое исследование по своему характеру носит комплексный характер, в нем применяются самые различные формы сбора и анализа информации. Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент.
Исследование может повторяться неоднократно, чтобы представить поведение изучаемого объекта в динамике. В этом случае исследование называется панельным. Повторные когортные исследования - особая разновидность панельных исследований, отличающихся тем, что выборочный объект - возрастная группа, изучаемая на протяжении достаточно длительного времени. Термин "когорта" заимствован из демографии, им обозначаются люди одного поколения, более строго - одного года рождения. Например, международные и межрегиональные исследования, цель которых - выявление общего и специфического в социальных процессах различных стран или регионов.
Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.
Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации.
Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение конкретных, обозначившихся социальных проблем. Такие исследования нередко называют социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, здесь реализуются в конкретном приложении к данной области социальной жизни. Их непосредственным результатом может быть разработка практических рекомендаций, социального проекта. Вот почему социологию иногда называют социальной инженерией.
3.2 Основные требования к разработке программы
В любом серьезном и самостоятельном исследовании все начинается с программы. Это стратегический план проведения исследования. Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования.
В идеальном варианте программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы:
методологическая часть, в которой формулируются проблемы, дается указание объекта или предмета исследования, определение цели и задач, интерпретация основных понятий, формулировка гипотез исследования;
организационно-методическая (процедурная) часть предусматривает разработку инструментария, приемов и методов сбора информации, выбор изучаемой совокупности, способы и схемы обработки информации, сроки ее анализа.
Исходным пунктом любого основательного социологического исследования является сложившаяся в обществе, регионе, производственном коллективе, городе или другой сфере общественной жизни проблемная ситуация. Она может проявляться в социальной дезорганизации, противоречии, конфликте интересов социальных групп, общностей, институтов. Причем, часто конкретными людьми социальная проблема может и не осознаваться, так как провоцирующие ее противоречия еще не достигли соответствующего уровня. Будучи и осознаваемой, она не обязательно становится предметом социологического исследования. Для этого необходимы заинтересованность, стремление к практическим преобразованиям и финансовые ресурсы. Только в этом случае социологи получают социальный заказ на исследование, разработку социального проекта, практических рекомендаций.
Социальные проблемы отличаются по своей масштабам. Одни не выходят за рамки коллектива, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, наций, этнических групп. Наконец, на высшем уровне социальная проблема может охватывать интересы всего общества в целом и даже носить глобальный характер. Например, проблема устойчивого развития, демографической революции, больших экологических сдвигов.
На первом этапе формулируются проблемные ситуации, узлы противоречий, которые надо разрешить. Разумеется, сначала идет изучение всех причинно-следственных связей. Следует различать практическую и научную проблему. Отличие заключается в том, что практическая проблема не требует новых знаний, а пути ее разрешения известны. Ставя перед собой проблему, надо соизмерять свои возможности. Кроме того, необходимо избегать в программе мнимых проблем. Например, текучесть кадров. Она достаточно хорошо изучена и описана в литературе. Другое дело, что в каждом коллективе есть своя специфика. Уловить ее можно с помощью небольшого разведывательного исследования.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им могут быть социальный процесс или область социальной жизни, социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Иными словами - все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию социального характера. Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс социологического анализа.
Помимо объекта выделяется также предмет исследования или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые предстоит исследовать.
Вспомним пирамиду В.Н. Шубкина, который изучал проблемы выбора профессии выпускниками школ. Проблемная ситуация заключается в противоречии между равными правами всех школьников в выборе профессии и сохраняющимся неравенством молодых людей из разных социальных групп и регионов в реализации этих прав. Объект исследования - школьники и их родители; предмет исследования - профессиональные планы школьников и конкретная реализация их на практике.
В программе обозначаются цель, задачи исследования. Они вытекают из сформулированной проблемной ситуации. Чаще всего цели и задачи исследования формулируются заказчиком. Конечно, цели могут быть основными и частными. Частные задачи вытекают из основных и являются средствами решения главных задач исследования.
Очень важно различать программные, основные, задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания. По сути, каждая стадия развертывания программы и анализа полученных данных предваряется постановкой конкретных задач.
Предусмотреть всю их последовательность невозможно, и в этом нет необходимости.
Основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные ставятся для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез и т.п.
Вся процедура социологического исследования подчиняется, прежде всего, поиску ответа на центральный вопрос, основную задачу исследования. Все остальное при нехватке средств, дефиците времени безжалостно отсекается. Худший вариант программы: основные и дополнительные задачи перемешаны. Так обычно происходит в коллективных исследованиях, которые проводят несколько социологов, да еще из разных научных коллективов. У каждого участника свой круг научных интересов, свое понимание проблемной ситуации. В итоге не реализуются полноценно ни главная, ни дополнительные задачи. Многое зависит от внешних обстоятельств: социальной и политический конъюнктуры, финансовых ресурсов, взаимоотношений между участниками исследования. Тем не менее серьезное научное исследование предполагает, что его участники на всех этапах последовательно руководствуются программными целями и задачами. Именно они образуют путеводную нить, уклонение от которой делает работу хаотической и часто неэффективной в том смысле, что полученные результаты могут быть полезными и интересными для отдельных участников, но в целом поставленная задача не решается. Получается своего рода социологический бредень, невод, которым процеживается масса социальной информации в надежде поймать золотую рыбку, выполнить социальный заказ.
Социологические исследования - это дело профессионалов. Социологический инструментарий в руках неподготовленного человека - все равно что топор в руках хирурга. При этом стоит помнить, что любое обстоятельное исследование требует коллективных усилий и у каждого человека - своя специализация.
? Один умеет ставить задачи, готовить программы;
? второй - собирать эмпирический материал;
? третий - обрабатывать собранный материал;
? четвертый - писать отчеты;
? пятый - сдавать работу заказчику.
При разработке программы социологического исследования важно выделить ключевые понятия, выражающие узловые моменты, точки изучаемой проблемы. К примеру, изучение текучести кадров обязательно потребует использования такого понятия, как адаптация людей к новому месту работы, жительства. В свою очередь адаптация может быть социальной, производственной, психологической и т.п.
Работа начинается с анализа соответствующей литературы по теме исследования, выявления сущности понятий. Затем предполагается проверить измеряемость тех признаков, которые мы выделяем. Например, какими показателями можно измерить процесс адаптации, отношение к учебе, труду, качество жизни и т.п.
Следующая важнейшая часть работы над программой - выдвижение рабочих гипотез исследования. Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотезы - это достаточно обоснованные предположения о структуре изучаемых объектов, характере их социальных связей, возможных подходах к решению социальных проблем.
Как создаются гипотезы? Первоначально социолог на основе анализа литературы, бесед с экспертами, знакомства с другими исследованиями, своего знания жизни или пилотажного исследования выдвигает мысленно возможные причинно-следственные связи. Гипотезы - это научные предположения, истинность которых и надо проверить в ходе исследования. Гипотеза должна быть научной, непротиворечивой и проверяемой в ходе исследования. Отрицательный результат в науке - тоже результат.
Выделяют гипотезы основные и не основные. Главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу, задаче исследования.
Гипотезы делят на первичные и вторичные. Вторичные гипотезы выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными, полученными в ходе исследования. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез, и проверка позволяет получить более высокие основания для принятия тех предположений, которые остаются после отбрасывания альтернатив.
Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные - это предположение о свойствах изучаемого объекта, о характере связей между его отдельными элементами. Объяснительные гипотезы содержат предположения о степени тесноты, плотности связей и зависимостей в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.
Есть некоторые общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза:
1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.
2. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. К примеру, есть достаточно оснований выдвинуть такую гипотезу: "Чем разнообразней труд, тем больше удовлетворенность работника". Однако при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет.
3. Гипотеза должна быть простой и не обрастать лесом возможных допущений и ограничений.
4. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.
Перечисленные выше требования делают гипотезу хорошей при условии, что ее содержание не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла.
Вся организация социологического исследования состоит из непрерывной постановки и проверки разнообразных предположений: центральной гипотезы всего исследования, следствий из нее, вторичных гипотез, выдвигаемых в случае обнаружения ошибочных суждений, постановки частных задач методического характера.
Описательные гипотезы - относительно простые, дают картину объекта исследования, например: студенты сельскохозяйственной академии в основном выходцы из села, но сколько их? Объяснительные гипотезы, например: девушки более прилежно относятся к учебе, хотя меньше озабочены профессиональной карьерой, их отношение к учебе зависит от курса.
Прогнозные гипотезы дают представление о возможных тенденциях, например: переход к рынку и судьба высшей школы, некоторых специальностей, отношение к учебе.
3.3 Требования к программе исследования
Первое и главное - она должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез не ясно, как обрабатывать социологическую информацию. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал собран не полностью, выборка не удовлетворяет задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. Наконец, приходят к выводу, что все надо было делать по-другому.
Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Кроме того, программа является единым для всего научного коллектива документом, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку. При отсутствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов.
Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.
Четвертое требование - гибкость программы. Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа.
Сама программа является серьезной частью научной работы и может быть опубликована как самостоятельная научная работа. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания.
Рабочий план исследования - органическая часть программы. В нем поэтапно намечаются сроки проведения работы, если нужно фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования. При организации прикладного исследования важно четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки зрения социологов может быть реализовано точно, что предположительно или вовсе не удастся. Если цель, задачи и возможные результаты не будут согласованы с заказчиком, то могут быть проблемы при подведении итогов.
На программу опытные социологи тратят до половины времени. Поэтому когда у меня просят дать образец анкеты по новому исследованию, то я отвечаю: "Может, сразу дать ключ от сейфа?"
Примерное распределение времени на организацию социологического исследования:
Разработка программы - 30-40 процентов.
Сбор информации - 10-15 процентов.
Подготовка данных к машинной обработке - 10-15 процентов.
Обработка данных - 5-10 процентов.
Анализ материалов, написание отчета - 30-40 процентов.
Конечно, такая структура не является обязательной. Все зависит от глубины и масштабов исследования.
3.4 Основные приёмы социологического исследования
3.4.1 Формирование социологической выборки. Типы выборок
Организация социологического исследования - сложный и многоплановый процесс. Рассмотрим основные его составляющие.
Весь изучаемый социальный массив социологи называют генеральной совокупностью, конечно, для исследования берется какая-то часть, точно так же, как при анализе крови берется одна капля.
Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию.
Социолог выделяет некую часть генеральной совокупности в надежде, что сумеет выявить и доказать свойства всего объекта исследования в целом. Тип и способ выборки зависят от целей исследования и его гипотез: чем конкретней цель и яснее сформулированы гипотезы, тем правильней будет решен вопрос о выборке. Первое выборочное исследование в России было проведено в 1884 г. - обследование крестьянских хозяйств Воронежской губернии. После 1917 г. они стали ежегодными.
Генеральная и выборочная совокупности должны сопоставляться по некоторым важным признакам, которые легко проверяются статистическими методами. Если они совпадают, то выборка называется представительной, или репрезентативной. Понятно и то, что, чем больше размер выборки, тем больше и достоверность. Прежде всего, надо уяснить, какие из имеющихся сведений о характеристике генеральной совокупности, объекте исследования существенны для целей исследования. Во многих случаях это половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых, их пространственная локализация. Пол и возраст замыкают на себе многие показатели семейного состояния: возраст, к примеру, указывает на жизненный опыт, профессиональный стаж. Пространственная локализация (по территории, по месту работы) важна с точки зрения адресности выводов и рекомендаций, которые должны быть привязаны к административным или производственным показателям. При сочетании этих трех параметров: половозрастной структуры, социального состава и пространственной локализации - можно быть уверенным, что выборка будет представительной для изучения многих социальных проблем. Понятно, что это правило имеет исключения в зависимости от конкретных условий и особых целей исследования. Например, при изучении политических ориентации населения уже не обойтись без учета имущественного положения, а студенческих проблем - без знания вуза и курса обучения студентов.
Иногда требуется повышенная надежность, например, в экономических и демографических исследованиях, при переписях населения. Здесь даже несущественные отклонения в конечном счете могут давать большие ошибки. Отклонение выборки от известных показателей генеральной совокупности считается в процентах. Повышенная надежность (репрезентативность) выборки допускает ошибку до 3 процентов, обыкновенная - от 3 до 10 процентов, приближенная - от 10 до 20 процентов, ориентировочная - от 20 до 40 процентов и прикидочная - более 40 процентов.
При этом следует иметь в виду, что при изучении определенной группы населения, например, ветеранов, репрезентативная выборка заменяется целевой. Она, будучи представительной в отношении цели исследования, может и не быть репрезентативной ко всей генеральной совокупности, например, население города.
Существуют специальные формулы для определения размера выборки. В их основе: заданная точность исследования, разброс признака и допустимая ошибка репрезентативности. Но это для специального исследования. Начинающие социологи делают проще: берут вопрос, возможные варианты ответа, умножают на десять, прибавляют на ремонт выборки и получают минимальное число возможной выборки: больше - можно, меньше - нельзя. Простой обсчет, двухмерное распределение, трехмерное распределение. По каждому интересующему нас варианту ответа, группе людей должно быть не меньше 10 ответов. Если меньше, то говорить о точности не приходится.
Объем выборки определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность - целевой установкой программы исследования. Именно программа задает образ необходимой генеральной совокупности для формирования выборки: будет ли это все население страны, региона, города или его отдельные группы.
Очень важно при формировании выборки обеспечить равномерный отбор из всей генеральной совокупности. При небольших по численности генеральных совокупностях применяют случайные выборки. Их можно использовать, когда известны основные параметры генеральной совокупности.
Случайная систематическая выборка - отбор идет через определенные интервалы, например, по спискам студентов, клиентов банка, избирателей и т.п. Имея список работников предприятия и определив объем необходимой выборки, можно установить шаг выборки, например, каждый десятый или сотый из списка.
Серийная или гнездовая выборка реализуется в том случае, если есть внутренняя структура объекта. На предприятии выбираются не все подразделения, а наиболее типичные, например, в области - отдельные города и районы, но опять же типичные; в городе это могут быть отдельные микрорайоны.
Целевой называется выборка, в которой идет выделение на основе каких-либо признаков, например, по полу, национальности, имущественному положению, принадлежности к политическим партиям и т.п.
Целенаправленная квотная выборка предполагает пропорциональный отбор на основании статистики распределения среди генеральной совокупности заданных сочетаний паспортных данных респондентов - квот. В социологии также используется выборка как метод основного массива - опрос всех присутствующих (или 60-70% всей численности). Посредством этого метода, например, осуществляется "зондаж" общественного мнения.
Выборки бывают одноступенчатыми и многоступенчатыми, комбинированными. На каждой ступени отбора следует обеспечить требование представительности. Например, при опросе населения города на первом этапе отбираются типичные микрорайоны, а затем опрашиваются жители каждой двадцатой или пятидесятой квартиры, дома. При опросе населения области на первой ступени выбираются типичные районы и города. Примером стихийной выборки могут быть опросы по почте, интервью встречных, прохожих, пассажиров. Здесь может применяться квотный принцип, когда в конкретном здании необходимо опросить определенное количество человек по некоторым признакам, к примеру, по полу, возрасту.
3.4.2 Принципы социологических измерений
Социолог имеет дело с массовыми процессами, он по необходимости оперирует различными числовыми показателями, выражающими частоты, протяженность и напряженность связей между различными социальными характеристиками. Поэтому в основе работы социолога при изучении социальных процессов - первичное измерение качественных признаков, или их квантификация. Любое социологическое измерение начинается с поиска простейших качественных признаков, отношения между которыми можно выразить в числовом масштабе.
Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Получается числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Социальные измерения иногда называют квалиметрическими, то есть условно количественными аналогами качественных социальных отношений. Такую тонкую материю, как отношение, например, к выполняемой работе, социолог выражает с помощью цифровых показателей. В принципе, можно измерить практически любые свойства социальных объектов, качественные и количественные. Количественные: возраст - число исполнившихся лет, заработок - денежные единицы, образование - число лет обучения и т.п. Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнение людей, отношение к работе, оценка качества жизни и т.п.) не имеют установленных эталонов измерения. Социологу приходится их конструировать. Такие измерительные процедуры - своего рода изобретения.
В первом приближении способы измерения в социологии делятся на две группы:
1. Приемы, с помощью которых измеряются количественные признаки объектов с точки зрения их физического пребывания в пространстве и во времени (удаленность проживания от столицы, культурного центра, от места работы). Частота событий, частота публикаций, величина временных интервалов в использовании свободного и рабочего времени также характеризуют социальные процессы с количественной стороны.
2. Измерения, относящиеся к социальным объектам, для которых не существует общепринятых шкал. Но даже самые сложные социальные явления могут быть квантифицированы со стороны их протяженности, интенсивности, повторяемости. Многое зависит от умения социолога найти или изобрести надежную и убедительную измерительную процедуру.
Нахождение эталона измерения, как правило, осуществляется в три этапа, стадии:
1. Качественная классификация объекта исследования. Например, изучая ценностные ориентации личности, мы, прежде всего, должны классифицировать типы ориентации личности исходя из теоретической концепции и задач исследования. Можно положить в основу классификации иерархию потребностей или интересов, сфер деятельности, социальные функции, социальные ситуации, которые бы различались по степени свободы выбора целей и средств деятельности. Рассмотрим с этой точки зрения ценностную ориентацию на материальный достаток или культурные ценности.
Их можно классифицировать как:
? сильная - средняя - слабая;
? устойчивая - малоустойчивая - неустойчивая;
? господствующая - рядоположенная - подавленная;
? центральная или периферийная. Можно поискать и другие варианты.
2. Поиск эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. Индикатор - внешне хорошо различимый показатель изменяемости признака. Например, высота ртутного столбика термометрa - индикатор температуры.
В социологии простейшим индикатором является расположение измеряемых показателей в предложенном списке (ранговое место). Допустим, измерению подлежат интересы к различным видам занятий в свободное время. Предлагаются три одинаковых списка возможных занятий, в каждом по 18 наименований (чтение художественной литературы, театр, прием гостей, встреча с друзьями, спорт, игра в карты и т.д.). В первой ситуации (широкий диапазон выбора) изучаемый имеет право без ограничения указать любые виды занятий, которые ему нравятся. Во второй ситуации (средний диапазон выбора) ему предложено оставить или выбрать шесть наиболее важных для него занятий, в третьем случае (узкий диапазон) не более трех.
Индикатор сильной ориентации человека - выбор какого-то занятия имел место во всех трех ситуациях; средней ориентации - выбор в первой и второй ситуации, слабый - выбор имел место только при широком диапазоне принятия решения.
Одно и то же социальное свойство, качество, признак могут фиксироваться с помощью нескольких индикаторов, которые затем сводятся в общий показатель-индекс.
3. Проверка работы индикатора применительно ко всей изучаемой выборке, совокупности. К примеру, если социологи изучают отношение людей к труду, то измерить его только через выполнение норм выработки или соблюдения трудовой дисциплины не представляется возможным. Труд людей творческой профессии вряд ли можно измерить такими показателями.
В результате всех указанных процедур устанавливается эталон или шкала измерения.
Следующая очень важная работа - проверка процедуры первичного измерения на надежность. Такие операции используются на стадии отработки инструмента измерения в пилотажных исследованиях. Для этого существуют довольно сложные специальные процедуры.
Точность и правильность измерения зависят от:
? степени устойчивости измеряемого объекта или свойства;
? чувствительности эталона измерения (дробности шкалы);
? отсутствия систематических ошибок измерения;
? устойчивости измеряемого признака.
Дробность шкалы, ее чувствительность прямо связаны с "Точностью измерения. Шкала в 10 делений точнее, чем шкала в три или пять делений. Известно, что в вузе используется четырехбальная система оценки знаний. Все понимают, что преподаватель часто колеблется между пятеркой и четверкой, между двойкой и тройкой, есть даже такое выражение "туберкулезная троечка". Конечно, лучше бы пользоваться десятибалльной системой оценки знаний. Но дробность пунктов шкалы нельзя увеличивать бесконечно. Надо установить оптиум, удовлетворяющий двум требованиям: минимум градаций шкалы при высокой устойчивости результатов измерения. Постепенно повышая дробность эталона измерения, можно найти границу, за которой точность измерения уже не меняется.
В общенациональном тестировании школьников применяется двадцатибальная шкала. Из 1800 человек, которые проходили тестирование в Тюменском университете,20 баллов набрал только один школьник.
При проверке шкалы может обнаружиться, что какие-то ее пункты не работают, например, ответы концентрируются или в позитивном, или негативном полюсе шкалы. Конечно, это может быть и результатом единодушия ответов, но может быть и результатом неверно сформулированного вопроса. Допустим, задан вопрос о частоте употребления алкоголя, и крайний вариант ответа гласит: "Я пью систематически и обычно до бесчувственного состояния". Сомнительно, чтобы даже заведомый алкоголик отметил такой пункт. Крайне отрицательный вариант шкалы здесь просто не работает.
В современной социологии отработано достаточно большое количество шкал, которые могут быть упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям более многообразных операций с числами.
Номинальная шкала - основа всех шкальных процедур. Она устанавливает отношения равенства между явлениями, которые включены в один класс.
Пример номинальной шкалы:
1. Рабочие ручного труда, не требующего специальной подготовки.
2. Рабочие ручного труда высокой квалификации.
3. Рабочие механизированного труда средней квалификации
4. Рабочие механизированного труда высокой квалификации.
5. Рабочие автоматизированного труда.
6. Рабочие заняты наладкой автоматизированного оборудования.
В этой шкале каждому из пунктов дается детальная эмпирическая интерпретация. Рабочие перечислены по мере роста их квалификации.
Операции с числами для номинальной шкалы следующие:
Нахождение частот распределения по пунктам шкалы в единицах или процентах от общего количества.
Поиск средней тенденции по модальной частоте. Модальной называют группу с наибольшей численностью в данном измерении. Упорядоченная номинальная шкала чаще всего используется при опросах общественного мнения. Пример такой шкалы:
? "вполне согласен",
? "пожалуй, согласен",
? "затрудняюсь ответить",
? "пожалуй, не согласен",
? "не согласен",
? "совершенно не согласен".
Весьма часто употребляемые разновидности шкал этого типа - ранговые. Они предполагают полное упорядочение каких-либо объектов или свойств от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому. Можно ранжировать относительную важность тех или иных методов решения крупных экономических, политических или социальных проблем, предпочтительное использование свободного времени. Задание на ранжирование формулируется примерно так: "Из перечисленных ниже суждений выберите самое для вас предпочтительное, затем - наименее предпочтительное, а остальные расположите от первого до последнего". То есть респондент указывает ранги предложенных вариантов. Полезно не забывать, что численность объектов для ранжирования не должна быть большой - до десяти. В противном случае результаты ранжирования будут неустойчивыми.
Применение количественных методов и использование статистики социальных явлений возводит социологию в ранг строгой науки. Создается впечатление математической точности выводов. Между тем квантификация сложных социальных реалий накладывает немало ограничений на собственно математические операции с их измерениями. Математик работает с простыми однозначными абстракциями, в основе которых суждение "есть нет". Социолог обязан помнить, что в действительности скрывается за величинами, которыми он оперирует. Главное состоит в том, что количественный анализ не самоцель, а лишь средство качественного анализа.
3.4.3 Приемы сбора эмпирической информации
Имеется три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их применения столь многообразна, что некоторые модификации приобретают статус самостоятельных методов, например, интервью или анкетный опрос.
3.4.4 Наблюдение как метод сбора социологической информации
Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов.
От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной процедуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
По степени формализованности выделяют неконтролируемое или нестандартное и контролируемое наблюдения. В первом варианте исследователь пользуется общим принципиальным планом, во втором события регистрируются по детально разработанной процедуре. В этом случае есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино-фотодокументы. Например, наблюдение за участниками в ходе деловой игры, совещания, лекции, митинга и т.п.
Нужна серия наблюдений и разными наблюдателями. Тогда результаты получаются достаточно достоверными.
Наблюдение бывает включенным и не включенным. При этом важно, чтобы наблюдатель своим присутствием не вносил флуктуации в деятельность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса, больше слушал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду.
Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие непосредственные наблюдения, помогают лучше понять поступки людей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строгий научный отчет.
Имеется и нравственная проблема включенного наблюдения: насколько вообще этична маскировка под рядового участника?
Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными, систематическими.
Прежде чем начать наблюдение, необходимо определить объект, сформулировать проблемы, поставить исследовательские задачи, подготовить инструментарий, способы описания результатов. Наблюдение - незаменимый источник социологической информации на стадии общей разведки.
Как самостоятельный способ наблюдение - основа для исследования митингов, демонстраций. Более распространено его применение в качестве дополнения к другим источникам получения информации. Так, включенное наблюдение в сочетании с последующими массовыми обследованиями позволяет дополнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведениями, своего рода "картинками".
3.4.5 Документальные источники
Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного: обычно документом называются лишь официальные материалы.
Из истории социологии известны примеры, когда документальные источники были главным способом получения нужной для исследования информации. Ф. Энгельс написал свою книгу о положении рабочего класса в Англии, используя официальные документы парламентских комиссий, наблюдение условий жизни и быта рабочих. В. Ленин в своей работе "Развитие капитализма в России" использовал данные статистики.
В истории социологии широко известен факт, когда основой исследования послужили личные документы. В начале XX в. американский социолог У. Томас и польский - Ф. Званецкий предприняли кропотливое изучение с тем, чтобы описать положение польских эмигрантов в Европе и Америке. В числе использованных документов были переписка крестьян-эмигрантов с родными, оставшимися в Польше, архивы эмигрантских газет, материалы церковноприходских общин, землячеств, благотворительных обществ, судебные материалы и, наконец, уникальная автобиография одного из крестьян объемом в 300 страниц, написанная по просьбе исследователей.
Документы бывают целевыми, подготовленными специально для данного исследования.
По степени персонификации документы делятся на личные и безличные.
К личным относятся карточки индивидуального учета, (например, библиотечные формуляры, анкеты, бланки, личные дела, заявления в загсе, дневники, мемуары, материалы поименного голосования в представительных органах власти).
Безличные документы - это статистические или событийные архивы, пресса, протоколы и т.п.
В зависимости от статуса документального источника выделяются документы официальные и неофициальные. К первым относятся правительственные материалы, постановления, заявления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, деловая корреспонденция, финансовая отчетность и т.п.
Особую группу документов образуют материалы средств массовой информации.
Наконец, по источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные. Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса. Вторичные представляют собой уже некоторое обобщение, обработку или описание, сделанное на основе первичных документов.
Здесь возникает проблема достоверности информации. Первое золотое правило в работе с документами - четко различать описание самого события и его оценку, а также личные интересы автора документа.
Основная трудность при работе с документом - умение читать его данные на языке гипотез исследования, т.к документ был составлен вовсе не для того, чтобы проверить гипотезы социолога. Поэтому приходится в документах выделять индикаторы (признаки) ключевых понятий исследования. Качественный анализ - необходимое условие для всех последующих количественных операций. Квантификация текстового материала получила весьма широкое распространение в 40-е гг., для нее была разработана специальная процедура контент-анализа.
Контент-анализ - это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей ее статистической обработкой. Автором широко использован метод контент-анализа в книге "Новый город". Частота цитирования того или иного ученого - показатель его научного авторитета. Частота упоминания общественного деятеля или общественно-политического движения свидетельствует об их авторитете.
Можно использовать конкурсы сочинений, биографий, объявляемые через СМИ. Итоги анализа таких документов публикуются в виде полусоциологических очерков и часто ставят серьезные общественные проблемы.
3.4.6 Анкетные опросы и интервью
Опросы - незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Существуют два приема опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.
Имеется множество разновидностей интервью. По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.
? Свободные интервью - это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.
? Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
? Фокусированное (клиническое) интервью - выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. С помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу. Причем информацию предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа. В фокусированном интервью стремятся определить, какие смысловые единицы текста, сообщения оказались в центре внимания опрошенных, какие - на периферии и что совсем не осталось в памяти.
Следует выделить ненаправленные интервью, в которых инициатива может принадлежать респонденту - интервью как бы помогает ему излить душу.
При проведении интервью многое зависит от подготовки, опыта самого интервьюера. Мужчины предпочитают опрашивать мужчин. Отрицательно сказывается большая разница в возрасте между респондентом и интервьюером. Как заметили новосибирские социологи, интервьюирование на дому имеет свой минус: воспринимая социолога как гостя, хозяева из вежливости стараются говорить только приятное.
По способу организации можно отметить индивидуальные и групповые интервью. Это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе, к примеру, методика телевизионных встреч В. Познера.
Сравнительно недавно и главным образом в избирательных технологиях начали использовать технику фокус-группы. По сути, интервьюер здесь выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме (личные качества потенциальных кандидатов, программы политических партий и т.п.) Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. При этом круг опрашиваемых может использоваться многократно.
Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии интервьюера (прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.
Различают:
? открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме;
? закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов заранее предусмотрены;
? полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
Листы всенародных референдумов - это закрытый вариант анкеты.
Анкетные опросы по почте отличаются от анкетирования на месте: в первом варианте ожидается возвращение анкеты по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором социолог сам "собирает заполненные анкеты. Почтовый опрос в 10-20 раз дешевле. Правда, возврат анкет небольшой, поэтому иногда предпринимают уведомление по почте или по телефону.
Особая разновидность оперативных опросов - радиотелевизионные с прямой телефонной линией, допускающей и немедленную компьютерную обработку данных. Очень хорошо можно использовать при выяснении рейтинга кандидатов в депутаты.
Групповое анкетирование отличается от индивидуального. Анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует и оставляет для заполнения анкеты. Организация раздаточного анкетирования, включая опросы по месту жительства, более трудоемка, чем, например, опросы по почте или через газету. Но газетные опросы вряд ли могут считаться репрезентативными, они возможны на стадии пилотажного исследования, нащупывания социальных проблем.
При проведении опросов не надо забывать, что анкета выявляет субъективные оценки, которые подвержены колебаниям, например, предвыборные симпатии избирателей. Поэтому при любой разновидности социологического исследования нельзя растягивать опрос во времени, так как к концу опроса оценки опрашиваемых могут сильно измениться под влиянием внешних факторов, обстоятельств.
Таким образом, опрос можно проводить в устной форме - интервью и в письменной форме - анкетирование. Но смысл одинаков: получить ответы респондентов на определенные, заранее сформулированные: вопросы. Причем каждый вопрос анкеты надо рассматривать как специфический измерительный инструмент для фиксации определенной информации.
Существуют: вопросы о фактах; вопросы о знаниях; вопросы о мнениях; установках, мотивах; вопросы контактные: "Пожалуйста, расскажите нам о себе"; вопросы-фильтры, например, при опросе на семейно-бытовые темы можно ввести в виде фильтров вопрос о семейном положении, о количестве детей в семье и т.п.; вопросы-ловушки, например, среди вариантов ответа могут быть предложены для оценки несуществующая книга, писатель, фильм, общественный деятель или движение. Либо: "Удовлетворены ли вы выбранной профессией?", и через какой-то промежуток: "Хотели бы вы, чтобы ваши дети выбрали вашу профессию?". В студенческом варианте: "Довольны ли вы избранной профессией?" и "Желаете ли вы перейти на другой факультет?".
Выделяют также вопросы-шкалы, вопросы-меню, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации, вопросы-тесты, вопросы-индексы, когда на основе ответов делают следующий вывод: например, об уровне информированности.
Особое место в социологической анкете занимает паспортичка. Ее составить тоже довольно трудно, поэтому лучше всего пользоваться уже отработанными вариантами паспортичек.
Основные требования к составлению анкет: вопросы должны быть понятны для опрашиваемых, учитывать их уровень; просты и ясны. Затем: не нести значительных эмоциональных нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок исследователя. Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию.
В закрытых вопросах все возможные варианты ответа должны быть перечислены. Можно разбить варианты ответа на смысловые блоки. Не следует утомлять опрашиваемых, затраты времени на заполнение анкеты должны составлять не более 30 минут.
? Введение, в котором указано, какая организация проводит опрос и для чего. Как правило, подчеркивается анонимность ответов. Не стоит начинать анкету с паспортички, так как это настораживает людей. Всю демографическую информацию лучше относить в конец анкеты.
? Вступительные вопросы, которые должны заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. В начале анкеты не должны ставиться трудные или беспокоящие респондента вопросы.
? Для оживления текста можно использовать шутливые рисунки, стрелки, циферблат, знак "стоп", фотографии узнаваемых лиц и т.п.
Формы проведения опроса - групповая, индивидуальная. Раздаточные анкеты, почтовые, прессовые, анонимные и не анонимные. Не все допустимо и в анонимных опросах. Хороший пример бестактности социолога приведен в книге финского писателя Марти Ларни "Четвертый позвонок".
Комичный случай имел место во Франции, когда в ответе на вопрос: "Какова смертность в вашей деревне?", - один юморист ответил: "В нашей деревне рано или поздно умирает каждый".
3.5 Методы обработки социологической информации
Анализ собранной социологической информации - самый увлекательный этап исследования. Здесь проверяются выдвинутые гипотезы, выявляются новые проблемы, а иногда ждет и разочарование.
Для начала группировка и классификация - элементарные процедуры упорядочения собранной информации.
Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию или по высказанному суждению. Число членов выделенной группы называют долей или относительной частотой. Здесь сразу можно применить такие статистические приемы обработки информации, как вычисление медианы, среднеарифметических показателей, исчисление частот по процентам.
Перекрестная группировка - это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Например, возраст мужа и возраст жены в семейных парах или отношение к проводимым в стране экономическим реформам в зависимости от возраста, материального положения. Основная задача перекрестной группировки - поиск устойчивых связей изучаемых объектов, например, типичных соотношений возраста семейных пар. Выясняется, что мужья в большинстве случаев старше своих жен. Но в новых городах Севера, где довольно специфичен демографический состав населения, достаточно много семейных пар, где жена старше своего мужа.
Такая группировка в некоторых случаях уже является достаточной для основательного отчета по результатам исследования.
Далее возможны эмпирическая типологизация, поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов не по одному или двум, а в нескольких измерениях одновременно. К примеру, в семейных парах возраст супругов анализируется в зависимости от национальности, места жительства, характера труда и т.п. Задачи многомерной эмпирической типологизации решают с помощью математических процедур распознавания образов - таксономии. В эмпирическом материале для таксономического анализа выделяются группы - таксоны, например, по семейному положению, и затем анализируется их миграционное поведение, по характеру миг рационных потоков в зависимости от численности поселенческих образований (крупных, средних и малых городов, сел).
В многомерной эмпирической классификации используется прием кластерного анализа. Например, конфигурация депутатских групп в органах представительной власти, позволяющая прогнозировать их поведение.
В специальной литературе рассматриваются более сложные приемы анализа информации: критерий Юла, метод корреляционного графа, факторный анализ, всевозможные коэффициенты, например Пирсона.
Как правило, социологи используют стандартные компьютерные программы обработки социологической информации, пригодные для выдачи простых распределений, процентов, отклонений, ранговых и парных коэффициентов корреляции, энтропии, регрессионных показателей, различного рода индексов и т.п.
В зависимости от программных целей исследования анализ полученных данных может быть более или менее глубоким и основательным. В зависимости от целей исследования можно остановиться на определенном этапе анализа информации.
Разумеется, в нашей лекции даны лишь общие подходы, которые позволяют получить представление о методологии, методике и организации социологических исследований. Этих знаний может быть достаточно для проведения простых исследований. Всему остальному надо учиться, в том числе и используя рекомендованную в курсе специальную литературу.
Литература
Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. - М.: Московский рабочий, 1987.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: Аспект-Пресс, 1995.
Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. - М.: Высш. шк., 1989.
Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Политиздат, 1990.
Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса // Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред.В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. - Кн.1. - М.; Наука, 1990. - С.39-64.
Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. - М.: Прогресс, 1978.
Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и В.Н. Иванова. - М.: Наука, 1983.