Рефераты

Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом

Что невозможно при отсутствии у специалиста по социальной работе определенных теоретических знаний.

Роль специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы облегчить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, так же преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста. Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств, специалист по социальной работе может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и так далее. Закатова, И. Готовим профессионалов для социальной сферы / И.Закатова // Социальная работа. - 2003. - №4 . - С. 41.

В этих обстоятельствах специалист по социальной работе, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. Роль специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к пожилым людям.

В результате анализа вариативных характеристик специалиста в различных областях социальной практики, определяющие сущность социально-педагогической компетентности, которая требуется в той или иной сфере профессиональной деятельности, определены такие параметры: профессиональная подготовленность; эрудированность в области политики, экономики, социального развития, культуры; коммуникабельность; профессиональный такт и деликатность; эмоциональная устойчивость и готовность к психологическим нагрузкам; толерантность, доброжелательность и внимание к людям; умение принимать решения и отвечать за их последствия; способность вызывать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности. Социально-педагогическая некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста, призванного оказывать помощь на дому одиноким старикам, инвалидам, вести социальную работу с детьми и их семьями. Клименко, Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы / Н.Ю. Клименко // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 23-24.

Поэтому наблюдается текучесть кадров в социальных службах из-за неудовлетворенности и клиентов, и специалистов социальной сферы результатами деятельности.

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что он не только владеет определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и реализует их в работе; обладает внутренней мотивацией к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и отношением к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки своего предмета, своей профессии, он имеет некий творческий потенциал саморазвития.

В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, саморазвития, самореализации. Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии (новый прием, метод, технологию). Он несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных ориентиров. Терехов, П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы / П.П. Терехов // Педагогика. - 2003. - №1.

Таким образом, профессиональная компетентность специалиста по социальной работе - это знания, способность профессионально решать практические задачи по развитию личности и формированию практических умений деятельностной самореализации.

Профессионализм - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания и умения, обеспечивающие высокое качество труда и результатов. Профессиональные знания составляют когнитивный компонент профессионально-педагоги-чес-кой культуры специалиста. Профессиональные умения помогают специалисту применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности. Общие профессионально-педагогические умения специалиста по социальной работе группируются следующим образом: гностическая группа заключается в поиске, восприятии и отборе информации; проектировочная - в постановке целей и задач, прогнозировании; конструктивная - в подборе и сочетании содержания методов и средств; организаторская - в создании условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых; коммуникативная - в контактности, общении, взаимоотношении; оценочная - в восприятии и критическом анализе действий субъектов педагогического процесса; рефлексивная - в самоанализе собственной личности, деятельности и общения. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001. Профессиональные умения специалиста социальной сферы отражают специфику его профессиональной деятельности.

Обладая коммуникативными знаниями и умениями специалист по социальной работе может с эффективностью вступать в контакты с детьми и взрослыми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к детям; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности в детском и взрослом коллективах; быть тактичным и уважительным в работе; побуждать детей и взрослых к действию, творчеству, проявлению эмпатии; влиять на общение, отношения между людьми в коллективе; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Теоретические организаторские умения, применяемые в практике, позволяют ему ставить конкретные задачи, направленные на развитие, обучение и воспитание ребенка, социализацию личности в общество; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности по достижению результатов; планировать индивидуальную работу с детьми; организовывать отдельные виды педагогической деятельности, выполнение программ и проектов; выявить и поддержать полезную инициативу, создать условия для ее реализации; объединять людей для реализации общих целей и задач общества.

Полученные в результате обучения аналитические умения помогают специалисту по социальной работе в его профессиональной деятельности изучать личность клиента, его семью; анализировать результаты процесса; проектировать конечный результат деятельности; сопоставлять полученные результаты с исходными данными, выдвигать новые задачи; анализировать недостатки своей профессиональной деятельности; анализировать опыт и практику работы других специалистов; творчески перерабатывать необходимую информацию.

С использованием в работе педагогических умений специалист может обучать подопечных умениям и навыкам; выявлять резервные возможности личности; стимулировать положительные проявления, гуманность в поступках людей, их поведении, отношении к другим людям; осуществлять выбор средств, методов, приемов педагогического руководства деятельностью.

Умения саморегуляции позволяют управлять и контролировать свои эмоции в любой ситуации; управлять своим настроением; предъявлять к себе повышенную требовательность; поступаться своими интересами ради интересов человека; снимать психологическое напряжение. Карпова, Ю.В. Профессиональная подготовка специалиста социальной сферы / Ю.В. Карпова // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №3. - С. 15.

Следовательно, имея в своем арсенале необходимые теоретические знания и умения, специалист по социальной работе имеет возможность с большей эффективностью проявить себя в различных направлениях социальной работы.

На основании вышесказанного можно заключить, что признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способа-ми практической деятельности. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, способны выходить за рамки своего предмета, своей профессии, они имеют некий творческий потенциал саморазвития, тогда как некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста. То есть, применяя имеющиеся теоретические знания в своей профессиональной деятельности, специалист по социальной работе обеспечивает высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.

Таким образом, готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности определяется в особенности его подготовки в ВУЗе, в, предъявляемых реальной практикой, требованиях, а также в умении применять специалистом, полученные во время обучения, теоретические знания в своей профессиональной деятельности.

Глава 2. Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом

2.1. Методика изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности

Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой, во-первых, определенную оптику - взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая поддается рациональному познанию. Предположение об абсурдности мира делает учение о методе ненужным. Во-вторых, методология - это техника получения знания. Кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, технический инструментарий включает способы аргументации и представления результатов работы. В последних двух случаях идет речь о риторике дисциплины. И, наконец, не менее важное значение имеет этика - нормы поведения в научном сообществе, в соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводство знания.

Многочисленны мнения о том, что дело социолога - тщательно фиксировать то, что происходит в действительности и обобщать полученные данные. Методология делает эту простую задачу практически неразрешимой. То, что происходит в действительности, нередко оказывается при внимательном рассмотрении весьма призрачным и зыбким. Нужна значительная методическая работа, чтобы быть уверенным: полученные факты есть то, что они есть.

Методика конкретного социологического исследования - сумма приемов, позволяющих применить какой-либо метод к изучаемому объекту. В современной социологии разработаны десятки методов и техник сбора и анализа данных. При проектировании социологического исследования готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности были решены следующие задачи: определены цель, задачи и объект исследования; сформулированы гипотезы; построено пространство признаков и разработан проект выборки; разработана форма представления исходных данных (анкета); составлены макеты таблиц и программа анализа данных.

Одной из важнейших процедур методической части данного социологического исследования явилось определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решался вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могли быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), нерационален. Поэтому социологическое исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности имело не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбиралось определенное количество людей, отражающих по таким признакам, как специальность, полученная в учебном заведении («специалист по социальной работе»), по времени, прошедшему после окончания учебного заведения (от момента окончания до трех лет), по стажу работы (до трех лет) структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название «выборка». От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации.

Технологический процесс подготовки и проведения исследования включает ряд разнородных этапов. На диаграмме (рис. 1) представлены его основные функции.

Рис. 1. Основные функции системы анкетирования

По сравнению с некоторыми другими методами получения информации (например, интервью), анкетирование обладает рядом преимуществ. Анкетер общается с анкетируемым опосредованно. Тем не менее, исключается влияние анкетера на характер ответов опрашиваемого. Респондент, от которого следует получить информацию, остается с анкетой наедине, что дает ему возможность непринужденно, самостоятельно и правдиво сформулировать ответы на вопросы. Это способствует объективности получаемой информации. Анкета имеет много преимуществ и в случае использования ее при массовом опросе. Ведь опросить быстро большое число людей не под силу ни одному интервьюеру. А привлечение большого числа интервьюеров обойдется слишком дорого, что неприемлемо для небольших редакционных коллективов. В связи с этим данное социологическое исследование было проведено с применение метода - анкетирование, несмотря на то, что достоинства анкетирования являются и его недостатками. А именно, человека, оставшегося наедине с анкетой, ничто не может заставить адресовать редакции не пустые слова, а действительно важную информацию. Никто не может заставить его отвечать искренне, если респондент этого не захочет. Никто не поможет разъяснить ему непонятный вопрос или дать совет, как лучше изложить свою мысль. Тертычный, А. Анкетирование -- метод ёмкий / Тертычный, А. // Журналист. - 2006. - №7. - с. 76.

«Эффект одиночества» наедине с анкетой иногда мешает правильным ответам на вопросы.

Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. Различают несколько видов анкетирования: по способу общения между исследователем и опрашиваемым, по месту проведения, по уровню стандартизации. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособие/Новикова С.С.-М.: СпортАкадемПресс, 2000.-102с.

По способу общения между исследователем и опрашиваемым - прессовый (вопросник печатают в газете, журнале); почтовый (рассылают анкеты по почте) и раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно. По месту проведения - анкетирование по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае он может быть групповым или аудиторным. По уровню стандартизации - полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми). Анализ вышеописанной классификации видов анкетирования, при изучении готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности позволил выбрать наиболее подходящие виды анкетирования: почтовый, то есть анкеты были разосланы по почте, и анкетирование по месту работы специалистов по социальной работе.

Анкетирование проводится для достижения не одной, а нескольких целей. Важности целей могут быть различными. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Во избежание этого были сформулированы все цели и увязаны в единую систему. В противном случае был риск недоучесть возможные ограничения, пропустить важные вопросы и, в конечном счете, получить не совсем то, что хотелось бы изначально. Анкетирование в целом может рассматриваться как решение некоторой задачи. Выбор средств достижения целей фактически является этапом постановки задачи исследования. Исходя из сформулированных целей и возможностей, разработана форма представления исходных данных (анкета) и выбраны методы, которые могли бы быть применены для решения этой задачи. Для повышения степени достоверности получаемых ответов и обеспечения последующей обработки при разработке анкеты был соблюден ряд простых, но очень важных правил. Анкета содержит небольшое число вопросов, чтобы время опроса не превышало пределов времени, в течение которого опрашиваемый в состоянии сосредоточиться на одной теме и заниматься одним видом деятельности. Формулировка вопросов предельно простая, конкретная и ясная. Варианты ответов покрывают все возможные трактовки и допускают ранжирование по степени наличия или отсутствия некоторого свойства, ассоциируемого с данным вопросом. Из числа первоначально подготовленного списка вопросов устранены те, на которые невозможно получить достоверных ответов. Из списка вопросов убраны такие, на которые все опрашиваемые будут давать один и тот же ответ, независимо от того, положительный он либо отрицательный. Такие вопросы неинформативны, по крайней мере, на выбранном множестве анкетируемых. Вопросы, ответы которые не удается ранжировать, обычно являются комплексными и их желательно разбить на отдельные подвопросы, предполагающие утвердительный или отрицательный ответ, либо допускающие ранжирование, что и было сделано. Абдрахимова, Н.Д., Яр-Мухамедов, И.Г.Компьютерные методы обработки результатов анкетирования / Н.Д. Абдрахимова, И.Г. Яр-Мухамедов // ИИМОП КНУ Анкета включает в себя вопросы, объемлющие разные интересующие стороны проблемы. Причем поставлены вопросы как о характеристиках самого явления (его сущности, количественных и качественных сторонах), так и об отношении к нему анкетируемых. Таким образом, создается большой объем информации, дающий возможность увидеть иногда самые тонкие грани проблемы и отношения к ней аудитории. Правильное построение вопросов анкеты позволяет надеяться на получение достаточно полных ответов, содержащих достоверную информацию.

При составлении анкеты исключительно важно помнить о том, что опрашиваемый даст ответы только в том случае, когда будет уверен, что у авторов ее достаточно серьезные намерения. Чтобы убедить в этом читателя, в анкету включен небольшой раздел -- вступление (обращение составителя к опрашиваемому), содержание которого определили вопросы анкеты как имеющие важное значение для решения вопроса данного социологического исследования. Во вступлении сообщается о намерении ее составителя, объясняются задачи, ради которых проводится анкетирование, указывается, кому адресована анкета, какие данные хотят получить с ее помощью.

Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных, организационных затрат, помогает избежать суеты, придает исследованию ритмичность на всех его этапах. Структурными компонентами плана социологического исследования выступили его этапы. Все они сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

Блок первый определяют порядок составления программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария (анкеты или бланка-интервью и другое). Второй блок фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических выводах исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария. Третий охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации к обработке. Под специальным контролем формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет. Последний блок включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций.

В ходе проектирования исследования помимо разработки программы и плана его осуществления подготовлены также вспомогательные документы, которые оформлены в виде инструкции анкетеру (интервьюеру), проводящему опрос. Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2000. - 64 с. Она содержит краткое описание цели, задач исследования и основных процедур, которые анкетер должен выполнить. В частности, указываются место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предстоит войти в контакт для сбора первичной информации, тип опроса, форма и характер вступительной беседы, а также требования к техническому оснащению процедур опроса.

Таким образом, проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, а то есть, продумана его общая логика, разработаны методические документы для сбора информации, сформирована исследовательская группа. Социологическое исследование готово для его проведения тогда, когда весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к нему научными требованиями.

2.2. Анализ результатов социологического изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности

Анализ результатов проводился исходя из общего количества опрошенных респондентов - 28 специалистов по социальной работе, а также, с целью сравнения, результаты были рассмотрены отдельно по группе опрошенных специалистов, имеющих специальное образование, состоящей из 12 человек, и отдельно по группе специалистов, имеющих иные специальности, количество которых составило 16 человек.

Причиной выбора профессиональной деятельности в качестве специалиста по социальной работе в основном послужило получение соответствующего образования (36% всех опрошенных), но данное обстоятельство касается главным образом специалистов, получивших специальное образование «социальная работа»; опрос данной категории специалистов показал, что 75% трудоустроилось именно по вышеназванной причине. Вариант ответа «так сложились личные обстоятельства» выбрали в основном специалисты по социальной работе, имеющие дипломы по иной специальности, их процент составил 38. Таким образом, можно сказать, что выпускники по специальности «социальная работа» чаще устраиваются на работу в социальные службы целенаправленно, тогда как специалисты, не имеющие специального образования, устраиваются на работу в качестве специалистов по социальной работе только в случае невозможности начать трудовую деятельность по образованию в дипломе.

Основные функции специалистов, на основе результатов опроса, следующие: социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальное консультирование, выполнять которые должен профессионально подготовленный специалист, владеющий определенными навыками и знаниями в данных областях. Полученные результаты исследования (таблица 2) показали, что основными они являются как для специалистов, имеющих специальное образование, так и для специалистов, не имеющих его, и также они выполняются специалистами независимо от имеющегося у них образования. На вопрос анкеты соответствия выполняемой работы должностной инструкции половина опрашиваемых выбрала вариант ответа «часто выходит за рамки должностной инструкции». Количество ответов среди специалистов со специальным образованием составило 58%, среди специалистов с иным образованием - 44%.

При возникновении затруднений в работе большинство (64%) опрошенных специалистов обращается за помощью к коллегам своего учреждения, хотя в группе специалистов со специальным образованием основная их часть (67%) ищет помощи у сотрудников органов социальной защиты. Группа же специалистов иных специальностей в основном обращающаяся за помощью именно к своим более опытным коллегам составляет 81%. Это означает, что специалисты по социальной работе, имеющие образование по специальности, имеют необходимый набор знаний и подготовлены к работе в своем учреждении, и обращаются за консультациями уже исключительно к работникам вышестоящих организаций.

Уверенность специалистов с социальным образованием в том, что они могут работать более эффективно, очевидна, так как уверено в этом 100% специалистов данной группы, в группе работников иных специальностей сомнение в своей возможности более эффективной работы вызвало только у одного специалиста, остальная же часть (94%) также отметила, что готова работать более эффективно.

Значительной помехой в работе для 36% опрошенных специалистов по социальной работе послужил недостаток профессиональных знаний, данная помеха также является основной в группе (56%) специалистов иных специальностей, тогда как для 42% специалистов с профильным образованием в основном в работе мешает чрезмерная загруженность. Откуда можно заключить, что профессиональных знаний у специалистов, получивших образование по специальности «социальная работа», для более эффективного выполнения возложенных на них должностных обязанностей, достаточно.

Источниками информации, необходимой при выполнении профессиональных обязанностей, для специалистов в основном выступают методические материалы Агентства Республики Коми по социальному развитию, территориальных органов социальной защиты, данные источники используют 71% опрошенных специалистов. Основным он является также в двух исследованных группах специалистов.

Непосредственная профессиональная деятельность группы специалистов, имеющих профильное образование, судя по ответам 42% опрошенных в равных степенях определяется непосредственным начальником и свободно меняет содержание по необходимости. В группе специалистов по социальной работе, не имеющих специального образования, профессиональная деятельность в основном жестко регламентирована нормативными документами, данный вариант ответа выбрало 44% респондентов этой группы. Сложившееся положение показывает, что специалисты по социальной работе со специальным образованием имеют возможность выполнять те обязанности, которые выходят за рамки их должностной инструкции, так как они владеют основами практически во всех областях, связанных с обществом, группами, индивидами.

Клиентами специалистов по социальной работе в основном являются семьи (43%), пожилые люди (36%), все категории населения, находящиеся в трудной жизненной ситуации (29%), 7% выбрали вариант ответа «непосредственно с клиентами не работаю». Большинство (86%) специалистов по социальной работе в основном работают по пятидневной рабочей неделе и по нормированному рабочему дню.

На вопрос: «Достаточно ли Вам для выполнения непосредственных обязанностей имеющихся у Вас профессиональных знаний?» - большинство (61%) респондентов выбрало вариант ответа «да, в какой-то мере», на втором месте - вариант «нет» (25%), и, в последнюю очередь, - вариант «да, полностью» (14%). В разрезе групп ситуация иная. В группе профессионалов - «достаточно, в какой-то мере» также составило большинство (67%), такая же ситуация и в группе специалистов без специального образования (56%), однако среди оставшихся двух ответов расхождение: «да, полностью» - на втором месте у профессионалов (25%), а специалисты иных специальностей выбрали во вторую очередь вариант ответа «нет» - 37%. То есть, специалисты по социальной работе с профильным образованием более подготовлены к профессиональному выполнению непосредственных обязанностей, так как имеют для этого достаточный арсенал знаний.

Большинство респондентов (82%) указывают на то, что в их работе возникают проблемы, с которыми они не справляются из-за недостаточной компетенции, о чем говорит выбор варианта ответа «да, невозможно все предусмотреть». В группе профессионалов данный вариант ответа также основной для 67% опрошенных, но и не малочисленно количество (25%) выбранного варианта ответа «нет, я хорошо выполняю свою работу», в группе специалистов иных специальностей вариант «да, но редко, невозможно все предусмотреть» выбрало 94% респондентов, на вариант «нет, никогда» пришлось всего 6% ответов.

Причинами возникновения проблем из-за недостаточной компетенции 32% специалистов называют в большей степени недостаточность жизненного и профессионального опыта, 21% отметили «недостаточность теоретической подготовки», «недостаточное владение технологиями работы», «усталость от перегрузок». Однако при анализе результатов в группах ситуация следующая: основной причиной возникновения проблем при выполнении своих профессиональных обязанностей из-за недостаточной компетенции среди специалистов со специальным образованием 42% респондентов отмечают «усталость от перегрузок», 17% - «недостаточное владение технологиями работы», 8% - «недостаточность жизненного и профессионального опыта»; из числа специалистов, не имеющих специального образования, половина опрошенных отмечает значительной причиной возникновения проблем «недостаточность жизненного и профессионального опыта», а также не менее значимыми причинами для 37% респондентов являются «недостаточность теоретической подготовки», для 25% - «недостаточное владение технологиями работы», незначительная часть (6%) респондентов данной группы указывает на вариант ответа «усталость от перегрузок». Что опять же доказывает лучшую подготовленность специалистов с профильным образованием к трудовой деятельности.

Мнение респондентов на вопрос: «Каким должно быть образование у специалиста по социальной работе с такими функциональными обязанностями, как у Вас?», следующее: как минимум среднее профессиональное образование важно для 54%, для 25% - обязательно высшее, 18% считают, что можно работать и без профессионального образования, 4% считают необходимым наличие лишь начального профессионального образования. В аналогичном порядке даны ответы обеими группами респондентов.

На вопрос об «идеальном» образовании для специалиста по социальной работе половина респондентов выбрала вариант ответа «нет, профессия требует практических навыков, приобретаемых в процессе работы»; 33% респондентов среди профессионалов; 62% опрошенных из группы специалистов без специального образования. Одинаковое количество ответов (по 25%) были даны обеими группами, это образование по специальности «социальная работа».

Нехватку психологических и юридических знаний ощущает наиболее остро почти треть из общего количества специалистов. Так же были даны ответы специалистами с профильным образованием. Половина же специалистов, имеющих иные специальности, склоняются к нехватке знаний в области теории социальной работы и 44% - технологий социальной работы.

Наиболее эффективными формами повышения квалификации специалистами по социальной работе были выбраны 68% респондентов обучение на курсах повышения квалификации по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой, (67,86%), к данному варианту склоняется большинство (58%) специалистов из группы профессионалов, а также 75% респондентов из группы специалистов, не имеющих специального образования. Во вторую очередь, для 29% опрошенных важны семинары, научно-практические конференции. Также считают и обе группы специалистов по социальной работе. Самообразование по мере необходимости отметили 25% респондентов, обучение в вузе по профильной специальности - 21,43%. Аналогичны ответы респондентов, разбитых на две группы. Незначительная часть (7%) респондентов считает, что наиболее эффективной формой повышения квалификации является только личный профессиональный опыт.

Таким образом, в результате исследования были решены поставленные задачи:

1. Определены причины выбора профессиональной деятельности в качестве специалиста по социальной работе, основной причиной для 36% опрошенных послужило получение соответствующего образования, но это в основном касается тех специалистов, которые имеют образование по специальности «социальная работа». Среди специалистов без профильного образования прослеживается для 38% опрошенных главная причина выбора профессии специалиста по социальной работе - это сложившиеся личные обстоятельства.

2. Опрошенные выделили основные функции молодого специалиста по социальной работе: 57% - социальная помощь, 46% - социальная поддержка, 43% - социальное обеспечение и социальное консультирование. Также выявлено, что данные выполняемые функции часто выходят за рамки должностной инструкции.

3. Причинами, приводящими к проблемному выполнению должностных функций молодого специалиста по социальной работе, по результатам исследования, является недостаток профессиональных знаний, причем данная причина очень значительна в группе специалистов иных специальностей, тогда как для специалистов с профильным образованием в основном в работе мешает чрезмерная загруженность. Основной причиной возникновения проблем при выполнении своих профессиональных обязанностей из-за недостаточной компетенции специалисты со специальным образованием отмечают усталость от перегрузок; группа специалистов, не имеющих специального образования, отмечает значительными причинами возникновения проблем - недостаточность жизненного и профессионального опыта, недостаточность теоретической подготовки, недостаточное владение технологиями социальной работы.

4. Получено мнение молодого специалиста по социальной работе о необходимом наборе знаний, умений и навыков, а также о виде образования, необходимых для успешного осуществления их функций: 54% респондентов отметило, что для выполнения должностных обязанностей специалист по социальной работе должен иметь как минимум среднее профессиональное образование, что не существует «идеального» образования для специалистов социальной сферы, профессия требует только практических навыков, приобретаемых в процессе работы, при этом специалистам не хватает психологических и юридических знаний. Специалистам же, имеющим иные специальности, наряду с вышеназванными знаниями, остро необходимы знания в области теории социальной работы и технологий социальной работы. Наиболее эффективной формой повышения квалификации специалистами по социальной работе было выбрано 68% респондентов обучение на курсах повышения квалификации по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой.

Как показывает проведенное изучение готовности молодого специалиста по социальной работе, при выполнении своих профессиональных функций и при работе со своими клиентами, специалистам, не имеющим специального образования, приходится сталкиваться с проблемами из-за имеющихся у них: недостаточной компетенции, недостатка профессиональных знаний и опыта, недостаточной теоретической подготовки, недостаточного владения технологиями социальной работы, которые необходимы для более качественного выполнения работы и оказания эффективной помощи клиентам. Что подтверждает выдвинутую в исследовании рабочую гипотезу.

В общем можно заключить, что молодые специалисты по социальной работе, получившие образование «социальная работа», более подготовлены к самостоятельной профессиональной деятельности, так как обладают определенными профессиональными знаниями, то есть теорией, и навыками, получившими во время прохождения учебной практики. Что нельзя сказать о специалистах по социальной работе, имеющих непрофильное образование.

2.3. Рекомендации молодому специалисту по социальной работе

в решении его профессиональных проблем

Анализ результатов проведенного социологического исследования позволяет выработать ряд рекомендаций молодому специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем.

Специалист по социальной работе может эффективно выполнять свои обязанности и реализовывать функции только в том случае, если он владеет большим кругом, соответствующих социальной работе, знаний и умений. Во-первых, специалисты с профильным образованием должны регулярно повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой, участвовать на семинарах, научно-практических конференциях, самообразовываться посредством изучения профессиональных журналов, учебно-методической литературы, методических материалов Агентства РК по социальному развитию, территориальных органов социальной защиты населения. Во-вторых, специалисты, не имеющие образование по специальности, первоначально должны пройти переподготовку в ВУЗе по профильной специальности, либо на курсах по программам, связанным с социальной работой.

Для выполнения предписанных специалистам по социальной работе функций необходимо не только соответствующее образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы, то есть необходимо знать Этический кодекс для социального работника и уметь использовать его при работе.

Заключение

На основании проведенного исследования готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом можно сделать следующие выводы.

1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе заключаются в том, что учебная программа строится исходя из характера практической деятельности специалиста по социальной работе, включающая в себя социогуманитарные, естественнонаучные и фундаментальные дисциплины, а также дисциплины специализации. Цель данной программы - скоординировать у студентов единство знаний и умений в области социальной работы на уровне индивида, группы и общества. Учебная дисциплина «социальная работа» носит интегративный и междисциплинарный характер. Её спецификой является то, что в ней социальная деятельность представляется направленной на планирование и выполнение социальных преобразований, оказание помощи нуждающимся. Практика в структуре учебного процесса подготовки специалистов по социальной работе - особая форма учебной деятельности. Цель практики: со стороны преподавателя - предоставить студентам возможность соединить их теоретические знания с практическим опытом; предоставить студентам возможность попрактиковаться в принятии решений по конкретной социальной проблеме; со стороны студентов - овладение навыками оформления соответствующих документов; участие в работе по составлению плана решения конкретной проблемы; включение в работу по решению проблемы; составление отчета о проделанной работе; овладение навыками общения с клиентом и другое.

2. Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно занятым на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи лицам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную подготовку в области социальной работы, идентифицировать себя в качестве специалиста по социальной работе. Главные требования к специалистам по социальной работе - проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. Профессиональная деятельность специалиста, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек - семья - общество».

3. Непременным признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способа-ми практической деятельности. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе владеют умениями и навыками применения в своей практической деятельности различных научных методов, а, следовательно, способны выходить за рамки своего предмета, своей профессии, они имеют некий творческий потенциал саморазвития, тогда как некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста. От специалистов по социальной работе требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, и умело, применяя их в своей профессиональной деятельности, обеспечивают высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.

4. С целью определения молодым специалистом по социальной работе своей готовности к профессиональной деятельности проведено социологическое исследование. При проектировании социологического исследования были определены цель, задачи и объект исследования; сформулирована гипотеза; разработана форма представления исходных данных (анкета); составлены макеты таблиц и программа анализа данных. Одной из важнейших процедур методической части явилось определение обследуемой совокупности - 28 специалистов по социальной работе, занимающих данную должность не более трех лет и окончившие ВУЗ в период от момента окончания до трех лет, место работы которых, Центр социального обслуживания - 20 специалистов; Центр социальной помощи семье и детям - шесть специалистов; по одному специалисту в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Вся выборочная совокупность состоит из женщин. 12 специалистов имеют специальное образование, 16 респондентов занимают должность специалиста по социальной работе, не имея специального образования. 13 специалистов проживают и работают в городе, 15 - в сельской местности. Рассмотрев различные методы получения информации, был выбран наиболее приемлемый - анкетирование. Анкетирование подготовлено в соответствии с рабочим планом исследования и проведено по почте и по месту работы.

5. В результате проведенного социологического исследования решены поставленные задачи: основной причиной для 36% опрошенных послужило получение соответствующего образования, но это в основном касается тех специалистов, которые имеют образование по специальности «социальная работа». Среди специалистов без профильного образования прослеживается для 38% опрошенных главная причина выбора профессии специалиста по социальной работе - это сложившиеся личные обстоятельства; основные функции молодого специалиста по социальной работе: 57% - социальная помощь, 46% - социальная поддержка, 43% - социальное обеспечение и социальное консультирование. Выполняемые функции часто выходят за рамки должностной инструкции; причинами, приводящими к проблемному выполнению должностных функций молодого специалиста по социальной работе, является недостаток профессиональных знаний, причем данная причина очень значительна в группе специалистов иных специальностей, тогда как для специалистов с профильным образованием в основном в работе мешает чрезмерная загруженность. Основной причиной возникновения проблем при выполнении своих профессиональных обязанностей из-за недостаточной компетенции специалисты со специальным образованием отмечают усталость от перегрузок; группа специалистов, не имеющих специального образования, отмечает значительными причинами возникновения проблем - недостаточность жизненного и профессионального опыта, недостаточность теоретической подготовки, недостаточное владение технологиями социальной работы; необходимый набор знаний, умений и навыков, а также вид образования, необходимых для успешного осуществления функций: 54% респондентов - минимум среднее профессиональное образование, что не существует «идеального» образования для специалистов социальной сферы, профессия требует только практических навыков, приобретаемых в процессе работы, при этом специалистам не хватает психологических и юридических знаний. Специалистам же, имеющим иные специальности, наряду с вышеназванными знаниями, остро необходимы знания в области теории социальной работы и технологий социальной работы. Наиболее эффективной формой повышения квалификации специалистами по социальной работе было выбрано 68% респондентов обучение на курсах повышения квалификации по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой.

6. По результатам социологического исследования, при выполнении своих профессиональных функций и при работе со своими клиентами, специалистам, не имеющим специального образования, приходится сталкиваться с проблемами из-за имеющихся у них: недостаточной компетенции, недостатка профессиональных знаний и опыта, недостаточной теоретической подготовки, недостаточного владения технологиями социальной работы, которые необходимы для более качественного выполнения работы и оказания эффективной помощи клиентам. Что подтверждает выдвинутую в исследовании рабочую гипотезу.

7. На основе результатов проведенного социологического исследования были выработаны следующие рекомендации молодому специалисту по социальной работе: специалисты с профильным образованием, для более эффективного выполнения своих обязанностей, должны регулярно повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой, участвовать на семинарах, научно-практических конференциях, самообразовываться посредством изучения профессиональных журналов, учебно-методической литературы, методических материалов Агентства РК по социальному развитию, территориальных органов социальной защиты населения; специалисты же, не имеющие образования по специальности, первоначально должны пройти переподготовку в ВУЗе по профильной специальности, либо на курсах по программам, связанным с социальной работой. А также молодым специалистам по социальной работе рекомендовано использовать в работе Этический кодекс для социального работника, так как для качественного выполнения функций необходимо не только соответствующее образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы

В результате проведенного теоретического и социологического исследования можно заключить, что молодые специалисты по социальной работе, получившие образование «социальная работа», более подготовлены к самостоятельной профессиональной деятельности, так как обладают определенными профессиональными знаниями, то есть теорией, и навыками, получившими во время прохождения учебной практики.

Литература

1. Абдрахимова, Н.Д., Яр-Мухамедов, И.Г. Компьютерные методы обработки результатов анкетирования / Н.Д. Абдрахимова, И.Г. Яр-Мухамедов // ИИМОП КНУ

2. Аверина, И. Из дневника социального работника / И. Аверина // Социальная работа. - 2005. - №1. - С. 56-57.

3. Албегова, И. Ф. Исследование мотивации социальных работников / И. Ф. Албегова // Социологические исследования. - 2005. - №1. - С. 78-81.

4. Александрова, А. Готовность молодых специалистов к профессиональной деятельности. / А. Александрова // Работа и зарплата. - 2007. - №3. - с. 12.

5. Андрусяк, Н. Ю. К вопросу о профессиональной подготовке студентов университета к социальной работе с детьми-инвалидами / Н. Ю. Андрусяк // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе - Екатеринбург, 2004. - С. 9-10.

6. Андрусяк, Н. Ю. Профессионально-значимые качества личности специалиста по социальной работе / Н. Ю. Андрусяк // Социальная педагогика и социальная работа XXI в.: проблемы и перспективы развития : матер. Всерос. заочной науч.-практ. конф. / под ред. С. Н. Испуловой [и др.]. - Магнитогорск : МаГУ, 2006. - С. 3-4.

7. Ануфриева, Л. Практика - важнейшая составляющая профессиональной подготовки / Л. Ануфриева // Социальная педагогика. - 2005. - №3. - С. 101-109.

8. Бондарева, Т.В. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми / Т.В.Бондарева // Высшее образование в России. - 2006. - №11.

9. Бондаренко, Н. Как не попасть на факультет ненужных людей? / Н. Бондаренко // Удмуртская правда. - 2007. - №138 (24225). - С. 18.

10. Борисова, Н. Поиск лучшего специалиста / Н. Борисова, Н. Борисов // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2005.- №1. - С. 57-63.

11. Волкова, Н. В. Адаптация молодых специалистов / Н. В. Волкова // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2005. - №5. - С. 151-161.

12. Волкова, Н.В. Карьерная ориентация молодых специалистов / Н.В. Волкова // Человек и труд. - 2004. - № 10.

13. Воробьева, И.В. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной работы: вопросы результативности //Социальная политика и социология. - № 4. - М.: Объединенная редакция РГСУ, 2006. - С. 64-73

14. Голенкова, З. Т. Профессионалы - портрет на фоне реформ / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социологические исследования. - 2005. - №2. - С. 28-36.

15. Горчакова, В. Золотая рыбка не может быть на посылках / В. Горчакова // Секретарское дело. - 2003. - №2(31). - С. 76-77.

16. Гурина, О.А. Критерии профессионального статуса специалиста по социальной работе / О.А. Гурина// Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России: сборник материалов конференции. - Смоленск: Универсум, 2006. - с. 56-57.

17. Гурина, О.А. Профессиональная группа специалистов по социальной работе / О.А. Гурина // Социология труда и профессий. - 2007. - №28. - С. 15

18. Гусарова, М. Практика как форма интеграции обучения с производством / М. Гусарова; Муромский институт Владимирского государственного университета // Социальная работа. - 2005. - №3. - С. 49-51.

19. Демиденко, Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире / Э. С. Демиденко // Социологические исследования. - 2005. - №2. - С. 80-87.

20. Деревягина, Т. Г. Обучение студентов благотворительной деятельности / Т. Г. Деревягина // Высшее образование сегодня. - 2004. - №11. - С. 46-50.

21. Деревягина, Т.Г. «Не милость, а движение души...»: Обучение будущих социальных работников технологиям социального партнерства / Т.Г. Деревягина // Социальная работа. - 2003. - №4. - С. 42-43.

22. Емекеев, А. А. Адаптация молодого специалиста на предприятии: проблема и решения / А. А. Емекеев // Регионология. - 2004. - №4. - С. 171-180.

23. Еремеева, В. Мягкая посадка в жесткие реалии / В. Еремеева, Н. Круть, И. Лукьянова // Карьера. - 2005. - №2. - С. 94 - 98.

24. Еремеева, Т.С. Непрерывная профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе / Т.С.Еремеева // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 7. - С.45-47.

25. Ефремов, В.Н. Подведение итогов работы Совета молодых специалистов / В. Н. Ефремов // Транспортное строительство. - 2005. - №5. - С. 29.

26. Живокоренцева, У. В. Методические подходы к оценке профессионализма кадров в области социальной работы / У. В. Живокоренцева // Известия ИГЭА. - 2007. - № 1.

27. Живокоренцева, У. В. Становление профессионализма работников социальных служб как проблема развития профессии «социальная работа» / У. В. Живокоренцева // Региональный вестник молодых ученых: ежемес. науч.-практ. ж-л. - 2005. - № 3/4.

28. Закатова, И. Готовим профессионалов для социальной сферы / И.Закатова // Социальная работа. - 2003. - №4 . - С. 41.

29. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

30. Золотарева, Т. Ф. Модели управления и профессионализм кадров как основной капитал социальной работы / Т. Ф. Золотарева // Социальная политика и социология. - 2004. - №2. - С. 12-21.

31. Иванова, И. Воспроизводство кадров / И. Иванова // Служба кадров и персонал. - 2005. - №1. - С. 8-13.

32. Иванова, Л. К. Система вузовской профессиональной подготовки специалистов социальной сферы к социальной работе с семьей / Л. К. Иванова // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №3. - С. 68-72.

33. Иванцова, А. Работа специалиста социальной работы с детьми из неблагополучных семей / А. Иванцова // Воспитание школьников. - 2000. - №7. - С. 22-25.

34. Иванюгина, М. Профессиональное образование - через всю жизнь / М. Иванюгина // Социальная работа. - 2007. - №2. - С. 56.

35. Испулова, С.Н. Формы организации процесса обучения студентов университета индивидуальной социальной работе / С.Н. Испулова // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 1.

36. Каманцева, Г. «Милосердие» - школа становления специалиста, госслужащего / Г. Каманцева // Социальное обеспечение. - 2003. - №3. - С. 19-21.

37. Капустина, И.В. Развитие системы профессиональной подготовки социальных работников в России //Дискурс: Социол. студия Вып. 1: Социальное развитие /Под общ. ред. Вал.А. Лукова; МГСА. Кафедра социологии. - М., Социум, 2001. - С. 91-97.

38. Кирьянова, Е. Профессиональный стресс / Е. Кирьянова // Консультант директора. - 2004. - №24. - С. 7-14.

39. Клеин, И.И., Бячкова, А.Н. Предотвращение конфликтов в работе с клиентами учреждений социального обслуживания и в трудовом коллективе социальной службы / И.И. Клеин, А.Н. Бячкова // Работник социальной службы. - 2006. - №1. - С. 51-58.

40. Клемантович, И. Культура профессионального мышления специалиста социальной работы / И. Клемантович // Воспитание школьников. - 2000. - №10. - С. 16-17.

41. Клименко, Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы / Н.Ю. Клименко // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 22-28.

42. Коваленко, И. Профессиональное «сгорание» / И. Коваленко // Социальное обеспечение. - 2005. - №8. - С. 16.

43. Кремнева, Т. Подготовка социальных работников за рубежом / Т. Кремнева // Социальная работа. - 2005. - №1. - С. 46-49.

44. Кручко, Г. Качество кадров - качество услуг / Г. Кручко; Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района // Социономия (Социальная защита). - 2004 - №8. - С. 15-16.

45. Кучмаева, О.В. Стандарты в социальном обслуживании населения: состояние и перспективы развития / О.В. Кучмаева // Семья в России. - 2006. - № 2. - С. 33-42.

46. Макарова, Л.В. Консультант и клиент: трудности профессионального взаимодействия и возможности построения новых отношений / Л.В. Макарова // Работник социальной службы. - 2005. - №3. - С. 24-30.

47. Матвеева, Г.Н. Программа повышения уровня психологической компетентности социальных работников / Г.Н. Матвеева // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 11-12.

48. Михайлова, Е.В. Психологические аспекты управления работой с постоянными клиентами. Общие правила и индивидуальный подход / Е.В. Михайлова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2003. -№6. - С.50-54.

49. Мокроносов, А. Развитие учреждений социальной защиты населения в регионе / А. Мокроносов // Социальное обеспечение. - 2000. - №3. - С. 22-30.

50. Непомнящая, Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека / Н. И. Непомнящая // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - С. 116-125.

51. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов / В.А.Никитин // М. : МПСИ, 2002 .-- 236с.

52. Никитина, Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы / Л. Никитина // Воспитание школьников. - 2000. - № 9. - С. 13-15.

53. Никитина, Л. Содержание работы специалиста социальной работы в образовательном учреждении / Л. Никитина // Воспитание школьников. - 2000. - №11. - С. 31-33.

54. Никитина, Л. Узловые моменты профессии / Л. Никитина // Воспитание школьников. - 2000. - №7. - С. 20-22.

55. Никитина, Л. Функции и роли специалиста социальной работы / Л. Никитина // Воспитание школьников. - 2000. - № 8. - С. 30-36.

56. Нор-Аревян, О.А. Прикладные аспекты изучения мотивов и стимулов труда работников социальной сферы / О.А. Нор-Аверян // Социальная педагогика. - 2002. - №5. - С. 51-53.

57. Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу: Пер. с англ. Б.Ю. Шапиро.-- М. : Аспект-Пресс, 1997.-- 223с. : в пер. -- (Программа «Высшее образование»). -- библиогр.: 198-217с.

58. Павлова, В. В. Профессиональные предпочтения и качества выпускника МГУ / В. В. Павлова // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2005. - №4. - С. 58-68.

59. Панов, А. М. Слово президента / А.М. Панов // Работник социальной службы. - 2003. - №1. - С. 7-12.

60. Платонова, Н. Профессионализм социального работника - основа успешной социальной политики / Н. Платонова // Социальная педагогика. - 2005. - №1. - С. 97-100.

61. Поздняков, А.П. Методологический анализ групп теорий социальной работы как основа для проектирования профессионального образования в области социальной работы // Мат-лы общерос. Интернет-конференции. Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина: Изд-во «Центр-пресс», 2007.

62. Поздняков, А.П. Профессиональная культура специалиста социальной работы: структура и этапы ее развития в ВУЗе / А.П. Поздняков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Выпуск 7 (51), 2007.

63. Полуэктова, Н. М., Яковлева, И. В. Проблемы диагностики профессионального соответствия социальной работе // Бюллетень Санкт-Петербургского государственного университета, 1998. Сер. 6. Вып. 3. С. 47-58.

64. Попова, И.П. Профессионализм - путь к успеху? / И.П. Попова // Консультант директора. - 2005. - №13. - С. 8-10.

65. Профессиональное образование и формирование личности специалиста // Научно-методический сборник - М., 2002.

66. Птицына, Н. О взаимодействии социального работника и клиента / Н. Птицына // Социальное обеспечение. - 2004. - №3. - С. 34-38.

67. Рахманова, С. Кому специалиста? / С. Рахманова // Студенческий меридиан. - 2005. - №3. - С. 76-77.

68. Ребристова, Л.Б. Персонал социальной службы: обязанности, умения и мотивация труда. / Л.Б. Ребристова // Работник социальной службы. - 2004. - №2. - С. 23-28.

69. Рокавин, Л.М. Социальный работник: содержание и организация труда. Выдержать чужое горе / Л.М. Рокавин // Работник социальной службы. - 2006. - №1. - С. 51-58.

70. Сарапова, Н. Е. К вопросу о роли фактора высшего образования в процессах социальной мобильности молодых специалистов / Н. Е. Сарапова // Рынок труда и качество профессионального образова-ния : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2006. - С. 115-118

71. Сарапова, Н. Е. Профессиональные качества и способности молодого специалиста как критерий его социальной мобильности / Н. Е. Сарапова // Традиционное, современное и переходное в российском обществе : Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2005. - С. 147-150.

72. Селиверстова, О. Растет профессиональный уровень специалистов / О. Селиверстова // Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 22-23.

73. Соломатина, Р.Н. Социальным работником нужно родиться / Р.Н. Соломатина // Работник социальной службы. - 2004. - №1. - С. 108.

74. Становова, О. Серьезные задачи - решать профессионалам / О. Становова; Управление социальной защиты // Социальная работа. - 2005. - №3. - С. 48-49 .

75. Сухов, А.Н. Правовые, организационные, теоретические, социальные и культурные предпосылки подготовки специалистов по социальной работе/ А.Н. Сухов // Работник социальной службы. - 1998. - №3. - С. 11-13.

76. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

77. Терехов, П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы / П.П. Терехов // Педагогика. - 2003. - №1.

78. Тертычный, А. Анкетирование - метод ёмкий / Тертычный, А. // Журналист. - 2006. - №7. - с. 76.

79. Технологии социальной работы с детьми и подростками / Под ред. В.Н. Келасьева.-- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 264с.

80. Толстова, Ю.Н. Обеспечение однородности исходных данных в процессе применения математических методов / Ю.Н. Толстова //Социологические исследования. - 1986. - №3.

81. Топчий, Л. В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе / Л.В. Топчий // Работник социальной службы. - 1997. - № 1 (1). - С. 37-38.

82. Топчий, Л.В. Правовое, организационное и научно-методическое закрепление профессии «социальная работа» в изменяющейся России / Л.В. Топчий // Социальные технологии, исследования. - 2006. - №3 - С. 35-38.

83. Топчий, Л.В. Этический кодекс для социального работника / Л.В. Топчий // Социальная защита; Социономия (Социальная работа). - 2003. - №6. - С. 22-26.

84. Туринский, В. Подготовка кадров в системе социальной защиты населения / В. Туринский // Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 20-21.

85. Фасхиев, Р. Потребность в кадрах для социальной работы - показатель развития общества / Р. Фасхиев // Социальная педагогика. - 2003. - №3. - С. 101-102.

86. Федюкин, И. Годный, необученный / И. Федюкин, А. Шмаров // Эксперт. - 2005. - №6. - С. 70-75.

87. Цоколева, Р. Шаг к взаимопониманию и сотрудничеству / Р. Цоколева // Социальная работа. - 2006. - №1. - С. 11.

88. Человек как объект социально-психологической работы: Матер. респ. науч.-практ. конфер. / Сыкт. гос. ун-т и др.; Отв. ред. В.В. Нагаев. - Сыктывкар: 1996. - 180с.

89. Чурилова, Л.Ж. Повышение квалификации специалистов / Л.Ж. Чурилова // Социальная работа. - 2007. - №4. - С. 35.

90. Шанин, Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики наших дней // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. М.: Аспект-Пресс, 1997. С. 21-23

91. Шеляг, Т. В. Новые технологии в системе повышения квалификации кадров социальной сферы / Т. В. Шеляг // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №1. - С. 75-76.

92. Шеляг, Т.В. Толерантность как принцип социальной работы / Т.В. Шеляг // Российский журнал социальной работы. - 2000. - № 2.

93. Шепетун, Ю.В. Подготовка кадров для социальной сферы и современные образовательные программы / Ю.В. Шепетун // Отечественный журнал социальной работы. - 2003. - №3. - С. 67.

94. Шмелева, Н.Б. Профессионализм личности социального работника - показатель его деятельности / Н.Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы. - 1998. - № 1. - С. 100-104.

95. Шмелева, Н.Б. Профессиональная подготовка студентов - будущих специалистов по социальной работе / Н.Б. Шмелева // Российский журнал социальной работы. - 1996. - № 1. - С. 109-113.

96. Шулус, А.А. Подготовка специалистов социальной сферы / А.А. Шулус // Управление персоналом. - 2001. - №9. - С. 11-13.

97. Эйрих, К. В. Организация волонтерской деятельности в учреждении социального обслуживания / К. В. Эйрих; МУ «Комплексный центр социального обслуживания» // Работник социальной службы. - 2004. - №3. - С. 50-55 .

98. Юдакова, С.В. Творческий аспект в профилактике синдрома эмоционального сгорания / С.В. Юдакова // Работник социальной службы. - 2005. - №1. - С. 13-19.

99. Яновская, Ю. Профессионализм и возраст / Ю. Яновская // Секретарское дело. - 2003. - №8(37). - С. 88-89.

100. Ярская-Смирнова, Е.Р. Профессионализация социальных работников в России / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социс. - 2001. - №5. - С. 86-95.

101. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная сфера: подготовка кадров / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социальная работа. - 2007. - №4. - С. 32

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты