Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка
Разработана и утверждена государственная программа "Дети
России" , которой придан статус президентской. В нее входят ряд подпрограмм - "Индустрия детского питания", "Планирование семьи", "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Чернобыля" и "Дети Севера".
На основе Закона РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии" создана и действует федеральная программ "Вакцинопрофилактика. В соответствии с Указом Президента РФ разработана и утверждена Правительством РФ целевая государственная программа "Безопасное материнство".
Ведется работа над целевыми федеральными программами по защит и развитию санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, поддержанию грудного вскармливания младенцев, развитию онкогематологической, кардиохирургической помощи детскому населению и др. Разрабатывается информационно - аналитическая система формирования программ по снижению младенческой смертности.
В целях сохранения здоровья беременных и кормящих женщин, детей, их медицинской и психологической реабилитации по программе "Дети Чернобыля" осуществлялось медико-техническое оснащение лечебно - профилактических учреждений для обеспечения лабораторной и диагностической служб в системе акушерско-педиатрической помощи с учетом фактора радиационного загрязнения территорий.
Родовспомогательные и детские лечебно - профилактические учреждения оснащены современным медицинским оборудованием (дыхательная аппаратура для новорожденных, кувезы, детские стоматологические установки и т.д.). Часть средств была направлена на проведение витаминизации беременных и детей, усиление питания в оздоровительных учреждениях, а также повышение квалификации медицинских работников. При этом до 50% средств было направлено в наиболее пострадавшие от Чернобыльской катастрофы территории (Брянская, Тульская, Калужская, Орловская области).
Создан республиканский детский научно - практический центр противорадиационной защиты, в котором ежегодно проходят обследование и лечение 3-4 тысячи детей. Он осуществляет координацию научно - исследовательских работ по чернобыльской проблеме в педиатрии.
Медицинские аспекты программы "Дети - инвалиды" включают профилактические мероприятия по предупреждению детской инвалидности, развитию реабилитационной помощи детям с тяжелыми нарушениями в состоянии здоровья, в т.ч. инвалидам.
За счет средств программы обеспечен неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, закуплены реактивы, расходные материалы и оборудование для шести федеральных и десяти межрегиональных медико-генетических центров и консультаций. Осуществляется внедрение аудиологического скрининга новорожденных на основе отечественной методики, для чего оплачено производство 6600 звукореактотестов. Произведена закупка 40 кувезов для транспортировки новорожденных, нуждающихся в оказании медицинской помощи в учреждениях более высокого уровня.
Разработаны и переданы в серийное производство изделия и приспособления для реабилитации детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Прошли клиническую апробацию продукты лечебного питания, применяемые при ферментативной недостаточности и гастроэнтерологических заболеваниях.
Федеральная программа "Планирование семьи", государственным заказчиком которой является Минздравмедпром России, направлена на комплексное решение проблемы ответственного родительства, сохранения репродуктивного здоровья населения.
В Российской Федерации функционирует 84 центра планирования семьи и репродукции, создан федеральный центр планирования семьи и репродукции на базе НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии. За счет средств программы для них закуплено 85 ультразвуковых аппаратов, 65 тыс. экземпляров информационных материалов, включающих учебно-методические пособия, 400 тыс. экземпляров брошюр, комплектов плакатов, буклетов, 150 штук видеокассет с фильмами. Выделены средства на приобретение оргтехники, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров.
На обеспечение контрацептивами наиболее уязвимых групп населения (подростков, женщин групп риска, малообеспеченных граждан) выделено 34,4% всех средств. Предусмотрены средства на закупку операционных лапароскопов для внедрения диагностических программ, реконструктивно-пластических и органосохраняющих операций, хирургической стерилизации как метода контрацепции.
На основе реализации задач программы "Вакцинопрофилактика" значительно сокращен перечень медицинских противопоказаний к проведению прививок против дифтерии, коклюша и столбняка, пересмотрена схема проведения прививок против дифтерии. Издано большое число памяток для родителей, плакатов, липких аппликаций; на школьных тетрадях, почтовых конвертах, спичечных коробках нанесены тематические тексты. Активизировалась и стала более разнообразной работа со средствами массовой информации. На средства федеральной программы издано руководство "Вакцинопрофилактика". В 2000-2003 годах направлено на централизованную оплату вакцин для проведения вакцинации детей 27,6 млрд. рублей.
В соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" разработаны документы по реализации гарантий государства по охране здоровья женщин и детей. Установлен порядок предоставления женщинам отпуска в связи с беременностью и родами и при усыновлении новорожденного ребенка. Разработаны и утверждены приказами Минздравмедпрома РФ инструкции об искусственном прерывании беременности по медицинским показаниям, о медицинской стерилизации, искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона.
В целях реализации прав беременных женщин на безопасные условия работы совместно с Госсанэпиднадзором РФ утверждены гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беременных.
Важнейшим условием получения заметных результатов от реализации федеральных программ является дополнение их аналогичными территориальными программами с учетом местных условий. Во многих территориях такие программы разработаны и действуют.
По оперативным данным в 2003 году для реализации региональных программ на охрану детства и материнства привлечено дополнительно 998,9 млрд. рублей.
Из-за ограниченного финансирования не получают развития такие виды специализированной помощи, как кардиохирургия новорожденных и грудных детей, детская трансплантология, методы экстракорпорального очищения крови, внутриутробная диагностика состояний плода, современные перинатальные технологии, которые до настоящего времени обеспечиваются в основном дорогостоящим импортным оборудованием. Аналоги отечественной медицинской техники зачастую не соответствуют международным критериям качества (респираторы и инкубаторы для недоношенных новорожденных, мониторные системы, транспортный кувез и др.). Требует финансирования на федеральном и территориальном уровнях программа онкогематологических центров и отделений.
Нет заметных результатов в снижении материнской смертности. Ее высокий уровень связан не только с ростом патологии среди беременных женщин и рожениц, но и дефектами в работе женских консультаций и акушерских стационаров, что обусловливает необходимость создания подкрепленных финансами региональных программ "Безопасное материнство".
Руководители органов и учреждений здравоохранения не уделяют должного внимания детской патологоанатомической службе.
Недостоверность структуры причин младенческой смертности, формируемая на основании патологоанатомических заключений, затрудняет суждение об истинных причинах смерти новорожденных и младенцев, а следовательно, целенаправленное планирование мероприятий по ее снижению.
Требуется дополнительное финансирование НИР и НИОКР по продолжению работ, связанных с созданием детских лекарственных форм, усовершенствованием вакцин и сывороток, иммунобиологических препаратов, тест - систем, контрацептивов. Необходимо изыскать финансовые ресурсы для поддержания предприятий, создающих и выпускающих медицинскую технику для акушерства, гинекологии и педиатрии.
Ввиду особой значимости и сложности деятельности медицинских служб, в которых решаются задачи охраны жизни и здоровья новорожденных и грудных детей, предупреждения детской инвалидности, в целях сохранения кадрового потенциала службы, в т.ч. руководителей и организаторов, требуется разработка изменений в системе оплаты их труда. Проводимые в стране экономические реформы, отразившиеся на финансировании здравоохранения, требуют совершенствования принципов планирования расходов на медицинские технологии в детстве и родовспоможении на основе экономической целесообразности и рентабельности.
Пристального внимания требует решение кадровых вопросов: продолжается снижение числа акушерок, низкой остается обеспеченность врачами акушерами-гинекологами и акушерками на селе и др.
В целом, для решения проблем материнства и детства, необходимо обеспечить приоритетное развитие и поддержку службы на всех уровнях, сохранение государственного характера медицинской помощи женщинам и детям, доступности дорогостоящих видов медицинской помощи, осуществление всего комплекса мер по реализации государственной политики в области охраны материнства и детства, направленных на повышение качества медицинской помощи, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, инвалидности с детства.
3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО
Проблемы охраны здоровья женщин и детей имеют большое медикосоциальное значение, так как уровни материнской и младенческой смертности являются одними из ведущих показателей, характеризующих здоровье населения.
Эти показатели в ЕАО выше общероссийских. Это связано с тем, что предпринимаемые меры государственной поддержки охраны материнства и детства, реализуемые в рамках федеральных программ, при ограниченных финансовых возможностях не адекватны состоянию репродуктивного здоровья населения в области. В современных условиях наблюдается сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей.
Ухудшение показателя воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества здоровья женщин репродуктивного возраста. Растет число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности и родов. Прогрессивно растут анемии беременных, продолжается снижение числа нормальных родов. Ухудшающееся здоровье беременных женщин негативно сказывается на состоянии здоровья новорожденных детей. Показатель заболеваемости новорожденных детей имеет постоянную тенденцию к росту.
Проблемы аборта для области, как в целом для России, особенно в условиях низкой рождаемости, имеют национальный характер. Несмотря на снижение абортов, сохраняется их высокий уровень и высокий уровень осложнений после абортов: более 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями женской половой сферы, высок уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В структуре причин материнской смертности 30% составляют причины, обусловленные абортами.
Одной из основных причин высокого уровня абортов и смертности от абортов является недостаточное использование современных средств контрацепции.
Одной из острейших проблем в современных условиях стали проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены социальнонегативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. Высокими остаются у подростков показатели абортов, их осложнений и заболеваний репродуктивной системы.
В целом высокая заболеваемость детей, низкий уровень здоровья беременных женщин и женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов обуславливают высокую материнскую и младенческую смертность, затрагивают национальные интересы страны и области, являются основанием для создания областной целевой программы.
Целью региональной целевой программы "Охрана здоровья матери и ребенка в ЕАО" на 2002-2004 годы является защита, сохранение, укрепление здоровья женщин и детей; снижение уровня младенческой, детской, материнской смертности и инвалидности в области.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- совершенствование организации и качества оказания акушерскогинекологической помощи за счет внедрения современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции женщин, перинатальных технологий, укрепления материально-технической базы родовспомогательных учреждений области;
- укрепление материальной базы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям в области;
- информационное обеспечение по вопросам безопасного материнства, здорового образа жизни, планирования семьи, сексуального и репродуктивного здоровья населения.
Программа предусматривает следующие мероприятия:
- совершенствование профилактической направленности охраны здоровья женщин и детей;
- укрепление материально-технической базы службы охраны здоровья женщин и детей в области;
- укрепление материально-технической базы областной детской больницы;
- повышение квалификации медицинских кадров в области охраны здоровья матерей и детей в области;
- обеспечение информированности населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья женщин, материнства в области.
Управление программой обеспечивается управлением здравоохранения правительства ЕАО, которое осуществляет контроль за ее выполнением и целевым использованием бюджетных средств.
Реализация программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями мероприятий программы, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
Вопрос о выполнении программы ежегодно заслушивается на коллегии управления здравоохранения правительства ЕАО.
Как уже отмечалось без поддержки на региональном уровне целевые федеральные программы работают не в полной мере. В ЕАО помимо работы по федеральным целевым программам разработана региональная целевая программа по охране здоровья матери и ребенка.
Деятельность службы охраны здоровья матери и ребенка управления здравоохранения правительства ЕАОстроилась на основе федеральной целевой программы «Дети России». В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2005 годы» в области была принята программа «Охрана здоровья матери и ребенка в Еврейской автономной области на 2001-2005 годы», в ходе реализации которой удалось:
- приобрести современное лечебно - диагностическое оборудование для ЛПУ области;
- организовать пульмонологический кабинет на базе детской областной больницы;
- создать областную межведомственную комиссию по проблемам материнства и детства при управлении здравоохранения правительства области и экспертные комиссии по оказанию помощи матери и ребенку при областной и детской областной больницах;
- решить вопрос краткосрочного стационарного обследования беременных женщин из сел области на базе центральных районных, районных и областной больниц;
- обеспечить детей первых 2-х лет, беременных и кормящих женщин (из малообеспеченных семей) специализированным молочным питанием, а больных беременных женщин и кормящих матерей из социально не защищенных слоев населения препаратами железа и витаминными препаратами;
- организовать работу по внедрению автоматизированной системы мониторинга беременных женщин;
- с целью совершенствования качества медицинской помощи и подготовки квалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями в области безопасного материнства и детства, провести выездные циклы для врачей неонатологов, педиатров, врачей подростковых кабинетов, медицинских работников первичного звена здравоохранения;
- продолжить работу по дальнейшему развитию и поддержке деятельности Центра планирования семьи и репродуктивного здоровья, организовать постоянно действующие «Школу молодого родителя», тренинг «Партнерские роды»;
- на базе женской консультации областной больницы внедрить практику постабортной реабилитации женщин;
- продолжить работу по организации обследования и лечения детей и женщин в федеральных лечебно-профилактических учреждениях. При направлении на лечение компенсировались транспортные расходы беременным женщинам, детям и сопровождающим лицам (за счет управления здравоохранения и комитета социальной защиты населения);
- использовалась возможность направления детей на санаторно-курортное лечение по путевкам МЗ;
- осуществлять круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей; круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;
- продолжить работу по пропаганде здорового образа жизни и распространению санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних и их родителей.
В ходе реализации данной целевой программы в 2003 году проведены ряд мероприятий организационного характера.
Проводилась работа по формированию ответственного отношения к беременности:
1. Врачами женской консультации проведена передача на областном радио «Особенности образа жизни будущей матери», посвященная Всемирному дню матери; состоялся прямой эфир на областном радио с участием специалистов ОГУЗ «Центр планирования семьи и репродукции», посвященный международному дню защиты детей «Родительская ответственность -необходимое условие для формирования ребенка как личности, сохранения и укрепления его здоровья». В сентябре 2003 года состоялась радиобеседа главного врача ОГУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» по теме: «Психология взаимоотношений между родителями и детьми».
2. В ОГУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» продолжила работу «Школа молодого родительства». В январе-феврале 2004 проведено анкетирование беременных в акушерском отделении областной больницы, которое показало, что занятия нужны, необходимо улучшить информирование беременных о существовании «Школы молодого родительства», привлекать к посещению занятий будущих отцов, супружеские пары.
3. Главным внештатным акушером-гинекологом управления здравоохранения правительства области проводится контроль за диспансеризацией беременных, выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи путем проведения еженедельных обходов в акушерском отделении областной больницы, участия в КЭК женской консультации областной больницы, аннотирования медицинской документации на случаи младенческой и материнской смертности, выездов в районы области.
Показатель ранней явки беременных на «Д» учет по области увеличился на 0,4%. По-прежнему высокими остаются показатели заболеваемости беременных: анемией страдали - 46,1% (РФ - 42,8%), болезнями мочеполовой системы - 26,7% (РФ -19,4%).
Преемственность в работе акушеров-гинекологов, терапевтов, педиатров в вопросах лечения и оздоровления детей, профилактики младенческой смертности реально возможна в условиях работы АТП - комплекса. В течение многих лет в женской консультации еженедельно проводятся КЭК в составе акушеров-гинекологов и терапевтов, на которых проводится коррекция планов ведения беременных, взятых на «Д» учет, а также родильниц с экстрагенитальной патологией. Участковые педиатры осуществляют дородовый патронаж беременных. В 2003 году через КЭК прошли 952 беременные. Однако в районах области нет четкого взаимодействия специалистов в работе с беременными, нуждается в совершенствовании работа АТП-комплекса в г. Биробиджане.
В течение всего периода главными специалистами управления здравоохранения правительства области осуществлялся контроль за выполнением стандартов по наблюдению за детьми первого года жизни из группы риска. Следует отметить, что в районах области в течение года были замечания по наблюдению за детьми первого года жизни: по вакцинации, вскармливанию, патронажу.
Осуществлялась беспрепятственная госпитализация детей первого года жизни в сельской местности при наличии острой патологии в лечебно-профилактические учреждения области.
В 2003 году продолжена работа по обеспечению беременных, кормящих матерей и детей до 2-х лет жизни из групп социального риска специализированными молочными смесями. Однако средств, выделяемых для приобретения смесей было недостаточно. В 2004 году финансирование на данный раздел значительно сокращено во всех муниципальных образованиях, а в Ленинском, Смидовичском районах вообще отсутствует.
В 2003 году проводились профилактические мероприятия по снижению заболеваемости детей:
1. В дошкольных учреждениях проводится «С»- витаминизация пищи. В план работы образовательных учреждений включен раздел «Деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья учащихся», предусматривающий организацию игр, спартакиад для детей школьного и дошкольного возрастов, походы, работу спортивных секций, создание спецмедгрупп, введение динамических часов. В учебные планы общеобразовательных школ области со второго класса введен 3-ий час физкультуры. Увеличено количество часов двигательной активности в дошкольных учреждениях. Проведен областной семинар-совещание «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении».
2. Сотрудниками Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины оказывалась методическая помощь учителям физкультуры и медицинским работникам образовательных учреждений области. В 2003 и в 1кв. 2004года сделано 50 посещений в школы, 35 - в ДДУ, 9 - в средние учебные заведения; выполнено 62 врачебно-педагогических наблюдений. Разработаны методические рекомендации: «Врачебно-педагогические наблюдения в школах на уроках физкультуры», «Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе».
3. Проводилось обучение детей в ДДУ гигиене полости рта с использованием паст для профилактики кариеса. В мае-июне 2003 года, согласно графика, врачами детского отделения проведено 16 мероприятий, охвачено 2346 детей. Разработана памятка о применении противокариозного геля «Стенгард». Проведено 11 775 лечебно-профилактических мероприятий, ими охвачено 5340 детей.
В целях обеспечения здоровье сберегающей среды в образовательных учреждениях области усилен контроль ЦГСЭН, муниципальных отделов образования за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм, регламентирующих требования к освещению, оборудованию, режиму учебно-воспитательного процесса, учебной нагрузке. Вопросы соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил рассматриваются управлением образования при лицензировании образовательных учреждений.
Однако, в ряде школ области сохраняются проблемы в области охраны и укрепления здоровья, связанные с недостаточной материально-технической оснащенностью образовательных учреждений: отсутствием медицинских кабинетов и спортивных залов, нехваткой мебели, спортивного оборудования и инвентаря.
К сожалению, не удалось возобновить работу оздоровительных групп в ДДУ.
Продолжена работа по выполнению областной целевой программы по профилактике йоддефицитных состояний у детей. В г. Биробиджане на обеспечение детей дошкольного и младшего школьного (1-6 кл.) возраста антиструмином в 2003 году выделено финансирование в сумме 65 тыс. руб., 2004 - 40 тыс. руб.; в Октябрьском районе - 2003 - 21 тыс. руб., 2004 - 21 тыс. руб. В Облученском районе в 2003 году на профилактику йоддефицитных состояний выделено 70 тыс. руб., Смидовичском -20500 руб., Ленинском - 15 тыс. руб., проводится обеспечение антиструмином школьников Биробиджанского района. В школах области в питании школьников используется йодированная соль.
Организовано обязательное обследование беременных на ИППП во исполнение приказа МЗ РФ № 50 от 10.02.2003 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» в рамках программы ОМС.
Учитывая высокий показатель анемий у беременных, с целью профилактики патологии плода акушерами-гинекологами рекомендовалось обязательное лечение данной патологии. В 2003 году оказывалась материальная помощь беременным женщинам из малообеспеченных семей на приобретение медикаментов в Октябрьском районе на сумму 10,7 тыс. руб., г. Биробиджане - 20 тыс. руб., Ленинском - 9,8 тыс. К сожалению, в других муниципальных образованиях не выделялись средства на приобретение препаратов железа, витаминных комплексов для лечения беременных.
За отчетный период проведен комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий для детей:
1. Организованы выездные бригады по заявкам районов врачей в составе невропатолога, ортопеда в Смидовичский, Ленинский районы. Кроме того, проведены осмотры детей, доставляемых в организованном порядке, из Облученского, Биробиджанского, Ленинского районов.
2. Рассмотрен вопрос об открытии пансионата на базе детской областной больницы для проведения восстановительного лечения детей из районов.
3. Организован льготный отпуск медикаментов детям первого года жизни в полном объеме, согласно, областного формулярного перечня для амбулаторного лечения, утвержденного управлением здравоохранения.
4. Рассматривается возможность проведения восстановительного лечения детей с патологией органов дыхания из районов на базе МУЗ «Детский пульмонологический санаторий».
5. Организован и проведен осмотр детей области специалистами ДВГМУ по выявлению костно-мышечной патологии с последующими методическими рекомендациями по лечению.
6. Организована работа оздоровительных лагерей на период летних каникул. В детских оздоровительных лагерях различных типов в 2003 году отдохнули 20568 учащихся. Особое внимание было уделено оздоровлению детей из семей, нуждающихся в особой заботе государства. Из многодетных и малообеспеченных семей отдохнули 15834 школьника, что на 1227 больше, чем летом 2002 года. 3001 ребенок отдохнул в санаториях, домах отдыха, побывал в туристических походах, самодеятельных лагерях. 185 подростков группы социального риска оздоровлены в военно-спортивном лагере «Витязь».
Регулярно проводился контроль за работой подростковых кабинетов по оздоровлению девочек-подростков и оздоровлению юношей и подготовке их к службе в армии. Данные вопросы рассматривались на совещаниях и коллегиях управления здравоохранения правительства области.
В рамках программ «Здоровый ребенок в Еврейской автономной области на 2003 год» и «Безопасное материнство» на 2003-2004 г.г. получено медицинское оборудование для лечебно-профилактических учреждений области на сумму 500 тыс. руб. и 9 млн.300 тыс. руб. соответственно. Введено в строй новое акушерское отделение областной больницы, завершена реконструкция акушерско-гинекологического и педиатрического отделений Ленинской ЦРБ.
Планируется проведение выездного семинара по вопросам грудного вскармливания, прививкам, диспансеризации детей первого года жизни на май-июнь 2004 года.
В соответствие с «Территориальной программой государственных гарантий обеспечения населения Еврейской автономной области бесплатной медицинской помощью в 2003 году» населению ЕАО бесплатно предоставляются:
-скорая медицинская помощь (в том числе при осложнениях беременности и при родах);
-амбулаторно-поликлиническая помощь беременным женщинам и детям.
-стационарная помощь детям и женщинам при патологии беременности, родах и абортах.
Производится оплата проезда и сопровождения больных, направляемых на лечение в федеральные медицинские учреждения управлением здравоохранения правительства области на дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Финансируется содержание детей до 2-х месячного возраста в областных государственных учреждениях здравоохранения по социальным показаниям. Стационарное обследование и содержание по эпидемиологическим показаниям на срок до одного месяца детей до 4-х летнего возраста перед направлением их в Биробиджанский специализированный дом ребенка для содержания по социальным показаниям.
Совершенствование методов работы с несовершеннолетними из групп риска по потреблению психоактивных и наркотических веществ проводится в рамках областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории ЕАО на 2002-2004 годы». По предложению управления здравоохранения правительства области, высказанному на заседании областной комиссии по делам несовершеннолетних, в целях экспериментальной апробации в девяти школах области в 1 -7 классах, в этом году, ведется преподавание курса ОБЖ (раздел «Предупреждение употребления табака, алкоголя и наркотиков школьниками»).
Большое внимание в рамках целевой программы «Здоровый ребенок в Еврейской автономной области на 2003 год» уделяется социальным проблемам детей:
- осуществляется круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей;
-осуществляется круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;
-осуществляется подготовка в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
-проводится выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества;
-проводится работа по пропаганде здорового образа жизни и распространению санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних и их родителей.
За отчетный период проведена большая работа всеми заинтересованными ведомствами и службами по лечению и оздоровлению детей в области. Вместе с тем, сохраняются проблемы в области охраны и укрепления здоровья детей, связанные с недостаточным финансированном принятых программ по охране здоровья матери и ребенка в муниципальных образованиях. По-прежнему в области сохраняется дефицит кадров педиатров и акушеров-гинекологов, что влияет на качество и своевременность оказания медицинской помощи беременным и детям. Нуждается в дальнейшем совершенствовании материально-техническая оснащенность лечебно-профилактических и образовательных учреждений области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы.
Известно, что женщины и дети - одни из самых социально незащищенных слоев общества.
Одной из проблем современного общества становится ухудшение здоровья женщин и детей в России.
В ухудшении здоровья решающее значение имеют социальные факторы: отсутствие работы или угроза ее утратить, низкий доход на душу населения, плохое жилье и питание, скверная вода и загрязненный воздух, вредные привычки и т.д. Многие инфекционные болезни у женщин протекают тяжелее, чем у мужчин, в том числе и те, что передаются половым путем (протекают дольше и тяжелее в 6 раз). В последние годы возросло число заболевших сифилисом и другими венерическими болезнями, на пороге - вспышка СПИДа. По потреблению алкоголя и табака наши женщины стали догонять мужчин.
Падает рождаемость. В конце 90-х годов суммарный коэффициент рождаемости опустился намного ниже двух рождений в среднем на женщину (для простого замещения поколения необходимы 2,15 - 2,17 рождений на одну женщину). Из каждых 26 женщин детородного возраста рожает только одна, и, как правило, это работающие женщины. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает их трудиться в любых условиях, в том числе вредных и опасных, в ущерб собственному здоровью и здоровью своих детей.
Не обошла эта проблема и ЕАО. Показатели материнской и младенческой смертности в области выше общероссийских. Это связано с тем, что предпринимаемые меры государственной поддержки охраны материнства и детства, реализуемые в рамках федеральных программ, при ограниченных финансовых возможностях не адекватны состоянию репродуктивного здоровья населения в области. В современных условиях наблюдается сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей.
Ухудшение показателя воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества здоровья женщин репродуктивного возраста. Растет число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности и родов. Прогрессивно растут анемии беременных, продолжается снижение числа нормальных родов. Ухудшающееся здоровье беременных женщин негативно сказывается на состоянии здоровья новорожденных детей. Показатель заболеваемости новорожденных детей имеет постоянную тенденцию к росту.
Проблемы аборта для области, как в целом для России, особенно в условиях низкой рождаемости, имеют национальный характер. Несмотря на снижение абортов, сохраняется их высокий уровень и высокий уровень осложнений после абортов: более 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями женской половой сферы, высок уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В структуре причин материнской смертности 30% составляют причины, обусловленные абортами.
Одной из основных причин высокого уровня абортов и смертности от абортов является недостаточное использование современных средств контрацепции.
Одной из острейших проблем в современных условиях стали проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены социальнонегативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. Высокими остаются у подростков показатели абортов, их осложнений и заболеваний репродуктивной системы.
В целом высокая заболеваемость детей, низкий уровень здоровья беременных женщин и женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов обуславливают высокую материнскую и младенческую смертность, затрагивают национальные интересы страны и области, являются основанием для создания областной целевой программы.
Деятельность службы охраны здоровья матери и ребенка управления здравоохранения правительства ЕАОстроилась на основе федеральной целевой программы «Дети России». В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2005 годы» в области была принята программа «Охрана здоровья матери и ребенка в Еврейской автономной области на 2001-2005 годы».
Список использованной литературы
1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1
2. Закон ЕАО от 6 июля 2001 года №14-1355 «Об областной программе «Охрана здоровья матери и ребенка в ЕАО»
3. Бабаева Л.В. Женщины в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. -- М.: Московский общественный научный фонд, 1997.
4. Бреева Е.Б. Дети в современном мире. - М.: прогресс, 1999
5. Воронина О. Женский вопрос/СССР: демографический диагноз. -- М.: Прогресс, 1990.
6. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Нечаева А.М. Россия и ее дети - М.: Прогресс, 2000
8. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. -- М.: Прогресс 2002.
9. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку/Отв. ред. П.Д. Павленок. -- М.: ГАСБУ, 1994.
10. Рыбинский Е.М. Детство в России: Реальности и проблемы. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
11. Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России//Вопросы экономики. -- 2003. -- № 3.
12. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие. -- М.: Союз, 1994.
13. Тендерные аспекты социальной трансформации/Отв. ред. М. Малышева. - М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 1996.
14. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. -- М.: Союз, 2002.
15. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. -- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993--1994.
Приложение 1
Показатели рождаемости, смертности и младенческой смертности в ЕАО за период с 1990 по 2002 гг
Годы
Рождаемость на 1000
Смертность на 1000
Естественный прирост
Младенческая смертность
1990
18
9,5
8,5
25
1991
15,8
9,6
6,2
24,7
1992
13,7
11,3
2,4
27,4
1993
12,2
12,9
-0,7
35,5
1994
12,1
14,2
-2,1
29,1
1995
10,9
13,6
-2,7
26,4
1996
10,3
13,3
-3
36,4
1997
10
12,5
-2,5
23,6
1998
10
11,7
-1,7
28,1
1999
9,3
13,6
-4,3
26,6
2000
9,5
14,2
-4,7
20,2
2001
10,7
14,6
-3,9
19,7
2002
11,1
15,5
-4,4
19,5
Приложение 2
Показатели младенческой смертности в ЕАО за период с 1993 по 2002 г.г.
Годы
Умерло до 1 года (человек)
Коэффициент младенческой смерти (на 1000 родившихся)
Все население
Городское население
Сельское население
Все
население
Городское население
Сельское население
1993
95
45
50
35,5
30,7
41,9
1994
76
49
27
29,1
30,5
27,2
1995
62
37
25
26,4
25,6
24,1
1996
79
51
28
36,4
37,2
29,5
1997
49
25
24
23,6
20,7
27,9
1998
57
34
23
28,1
27
29,7
1999
50
36
14
26,6
30,5
20
2000
38
29
9
20,2
22,5
14,6
2001
41
26
15
19,7
18,8
21,4
2002
42
29
13
19,5
20,3
17,9
Приложение 3
Показатели перинатальной смертности в ЕАО за период с 1994 по 2002 г.г.
Годы
Мертворожденные + умершие на первой неделе (Абс.)
Коэффициент перинатальной смертности
(на 1000 родившихся)
Все
население
Городское население
Сельское население
Все
население
Городское население
Сельское население
1994
63
41
22
24,3
27,9
19,6
1995
41
20
21
17,7
14,6
22,3
1996
50
35
15
2,3
28,0
16,8
1997
47
25
22
23,1
19,8
28,3
1998
51
36
15
24,8
28,2
19,2
1999
37
28
9
19,6
23,7
12,7
2000
37
25
12
19,5
20,8
17,2
2001
38
26
12
18,1
18,6
17,0
2002
26
21
5
12
14,6
6,9
76
Приложение 4
Показатели мертворождаемости в ЕАО за период с 1994 по 2002 г.г.
Годы
Число мертворожденных
Коэффициент мертворождаемости (на 1 000 родившихся)
Все население
Городское население
Сельское население
Все население
Городское население
Сельское население
1994
23
17
6
8,9
11,6
5,3
1995
12
6
6
5,2
4,4
6,4
1996
14
11
3
6,6
8,8
3,4
1997
23
13
10
11,3
10,3
12,9
1998
22
17
5
10,7
13,3
6,4
1999
15
11
4
7,9
9,3
5,6
2000
16
7
9
9,5
5,8
12,9
2001
17
11
6
8,1
7,9
8,5
2002
10
10
4,6
7,0
Показатели ранней смертности в ЕАО за период с 1994 по 2002 г.г.