Рефераты

Государственная политика в области образования в Российской Федерации

Государственная политика в области образования в Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Белгородский Государственный Университет

Кафедра социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории социальной работы

«Государственная политика в области образования в Российской Федерации»

Белгород

2004

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

1. Принципы государственной политики в области образования

2. Федеральная программа развития образования. Государственные и социальные гарантии обучающимся

2. Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты этой работы

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

3

ВВЕДЕНИЕ

«…Так или иначе, с системой образования связан каждый житель России. Каждый день учебного года на учебу и на работу приходят 40 миллионов 361 тысяча человек. Плюс еще 8 млн. из числа этих детей занимаются в домах творчества, кружках, секциях. Так что, забота об образовании - забота о будущем всей России».

Филиппов В.М.

Актуальность темы. Образование служит плацдармом, на котором разворачивается битва за души и сердца людей. Именно оно выполняет самую важную общественную функцию - формирует самосознание человека. Сейчас для того, чтобы усовершенствовать наше образование, жизненно важно определить вектор этого совершенствования, то есть определить образовательную стратегию [16, 39].

Существует масса определений образования. Вот наиболее применимые к нашей работе:

Образование - результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; обучение и просвещение в связи с воспитанием (в каком-либо учебном заведении) [5, 531].

Образование - это становление человека путем вхождения в культуру; благодаря ее присвоению он и становится ее субъектом. Поэтому и целью образования может считаться только homo moralis - человек моральный, духовный, а не просто homo loguens - человек говорящий [16, 39].

Образование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства [7, 35].

Человек как субъект образовательного процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. (Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование [5, 536].) Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. В этом смысле основным принципом образования должен быть принцип толерантности. В Законе об образовании РФ он закреплен. Толерантность в переводе на русский язык значит «терпимость». ,Согласно «Декларации принципов толерантности», подписанной в 1995 году в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, под этим термином понимается, как право всех индивидов быть различными, так и гармония между различными конфессиями, политическими и этническими группами, уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Вместе с этим одновременно требуется высокое знание своей собственной культуры и истории, духовных и нравственных основ жизни собственного народа [16, 40].

Проблема взаимопонимания культур сегодня актуальна как никогда (процессы интеграции и дезинтеграции). Никто уже не оспаривает тот факт, что диалог культур в современной жизни человечества играет чрезвычайную роль. Что будет идти быстрее: нарастание разрушительной энергии (Югославия, Ирак, Ольстер, Чечня - далее везде) или диалог культур, основанный на взаимопонимании? Это зависит, прежде всего, от образования. Здесь не имеется в виду американизация страны и слепой подгон российской системы образования под мировую систему показателей качества образования. 30 декабря 1999 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин высказался по этому поводу следующим образом: «Опыт 90-х гг. убедительно показывает, что по-настоящему успешное возрождение нашей Родины не может быть достигнуто без чрезмерных издержек, простым переносом заимствованных из иностранных учебников абстрактных моделей на российскую почву». То есть, у политики в области образования в Российской Федерации должна быть своя стратегия. Именно она является объектом нашей исследовательской работы. Другими словами, объектом исследования является собственно государственная политика РФ в области образования. Нормативно-правовая база политики в области образования, её эволюция и реализация, а также мероприятия программы реформирования системы образования, а также вопросы финансирования - предмет данного исследования.

Цель и задачи работы:

Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.

Задачи:

выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;

определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;

рассмотреть мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты от них.

рассмотреть на примере гимназии № 22 г. Белгорода основные недостатки введения Единого Государственного Экзамена с точки зрения психологии способностей.

В конечном счете, нашей основой задачей будет являться разрешение следующего вопроса: необходимы ли отечественной системе образования коренные преобразования?

Нормативно-правовая база государственной политики РФ в области образования. При подготовке данной работы были использованы следующие нормативные правовые материалы:

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года, ст.43;

Закон «Об образовании» от 10.07.1992 года;

Федеральная программа развития образования от 18.04.2000 года;

Федеральный бюджет на 2004 год в части финансирования расходов на образование;

Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области от 27.02.2003 г. Направления: 2.4. - Образование и развитие; 2.4.1. - Повышение качества образовательных услуг.

Концепция модернизации образования РФ до 2010 года от 29 декабря 2001г.

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

Перемена ситуации в России внесла много корректив в деятельность образовательных систем. Учеными, практиками, публицистами выделено несколько кризисных черт образования. Резкое сокращение финансирования привело к искажению системы воспроизводства, прежде всего, научных, а также и преподавательских кадров, особенно в вузах. Молодое поколение в массовом порядке утратило интерес, мотивацию на получение образования, поскольку оно не обеспечивает сегодня потребностей человека в нормальном образе жизни. Свертывание научной работы привело к сильному понижению уровня образования.

Этому способствует и необходимость для преподавательских кадров посвящать свою деятельность наряду с основной работой другим сферам труда с целью получения дополнительного заработка. Многие вузы, другие учебные заведения идут по пути коммерциализации, заметно снижая уровень подготовки кадров.

Возникает также проблема «теневых расходов» вузов. Почти половина из тех средств, которые люди затрачивают сегодня на образование, так и не доходит до официальных бюджетных вузов. «Теневые расходы» - это и съем частного жилья во время поступления и учебы, и затраты на репетиторов, и взятки.

Средняя московская семья тратит на платное обучение студента 1120 долларов в год. Из них официальная стоимость обучения составляет 80% от этой суммы. Остальные 20% - это так называемые теневые деньги на сдачу и пересдачу зачетов, экзаменов, что само по себе противопоказано, но уже «прижилось»[11, 11].

Подсчитано, что родители тратят на обучение детей вдвое больше, чем выделяет на эти цели бюджет страны. «Теневые» затраты составляют 24,146 млрд. рублей, это 23,1% в общей сумме расходов семьи. Тем не менее, более 60% родителей в Москве и в регионах РФ готовы на серьезные материальные затраты ради получения их детьми высшего образования. Сегодня доля учащихся на условиях полного возмещения затрат на обучение составляет: в вузах - 50%; в учреждениях среднего профессионального образования - 37%; начального профессионального образования - 20%. Высшее образование недополучило в 2003 году 50 млрд. рублей, что почти равняется средствам, выделяемым на него из госбюджета (58 млрд. рублей). Считается, что половины этих денег хватило бы на 30%-ное повышение зарплаты преподавателям. Школы тоже себя скомпрометировали. Родителям приходится огромные средства вкладывать в обучение своих детей.

В последние десятилетия наметилась тенденция снижения рождаемости, а значит и численности школьников. По прогнозам Госкомстата РФ численность школьников в России постепенно снижается. Эта закономерность отражена в следующей диаграмме:

Диаграмма составлена на основании данных: Барометр нашей жизни // Российская Федерация сегодня. - 2003. - 17 сентября. - С. 7.

Численность школьников в РФ (тыс. чел.)

Еще Владимир Набоков с тревогой говорил, что Россию может постичь судьба Древнего мира, когда культура останется, а народ исчезнет. Судите сами. Начиная с 1992 года смертность в нашей стране намного превышает рождаемость. По прогнозам Госкомстата, к 2025 году в России может остаться около 100 миллионов человек.

За последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество наркоманов. По оценкам МВД, в России около 3,5 миллиона человек, которые находятся в реабилитационных наркологических центрах. Среднее потребление алкоголя - 14-18 литров чистого спирта в год на человека. При этом предельными для национальной безопасности являются 8 литров. С 1990 по 1998 гг. число больных СПИДом выросло в 20 раз, и если тенденция роста не будет преломлена, то через четверть века в стране средняя продолжительность жизни сократится до 56 лет. Таковы прогнозы РАМН.

Таким образом, нашей стране нужно не только экологическое и здоровьеесберегающее образование, но и государство, ориентированное на эти же ценности [12, 25].

Уменьшение численности детей школьного возраста влияет, в том числе, и на «естественный» отбор при финансировании учебных заведений с учетом количества и результативности их работы. За последние 10 лет в стране закрыто 2500 школ. И эта тенденция сохранится, так как по прогнозам Госкомстата РФ через пять лет школьников останется 15 миллионов. В России сейчас 5600 школ, в которых численность детей с первого по последний класс меньше 20 человек. В сотне школ в стране работают 3-4 учителя и учатся только их дети. То есть Россия столкнулась с последствиями кризиса рождаемости девяностых годов. За последние 12 лет закрыто 30 тыс. сельских школ [1, 25]. По словам В.М. Филиппова, вопрос закрытия школ нельзя рассматривать только с точки зрения экономии средств. Начальные школы с первого по четвертые-пятые-шестые классы должны оставаться везде, так как куда-то переправлять маленьких детей нельзя. Судьбу старших классов надо определять сходом жителей. Выбор простой: либо школу оставлять, и дети в ней будут заниматься абы как, но будущего у них не будет, так как ЭГЕ (единый государственный экзамен) они не сдадут, потому что качество образования будет низким; либо школу закрывать и возить детей на школьном автобусе в более крупное поселение. Об этом говорил Президент РФ В.В. Путин 1 сентября 2000 г. в деревне Кузькино Самарской области. Только такая система может обеспечить качество образования [20, 54].

При проведении подобной политики закрытие школ может привести к тому, что большое количество детей окажется вне школы. В 2003 г. в стране работало 65 тысяч школ. По различным причинам, включая болезни, семейные обстоятельства, вне школы находится 45 тысяч детей. (Менее чем один ребенок на школу; четверть из них занимаются на дому.) К Закону «Об образовании» была принята поправка о том, что теперь за то, что дети должны учиться в школе, отвечают и родители, и местные власти. Таким образом была восстановлена советская система всеобуча. За каждой школой закреплен определенный район - городской или сельский. Президентом дана установка, что этой проблемой должно заниматься всё общество. Бороться с беспризорностью должны милиция, соответствующие структуры. Должна осуществляться и профилактическая работа по борьбе с беспризорностью. В этих рамках делается упор на физическое воспитание детей. Сейчас во все школы направляются комплекты спортивного инвентаря. Три года подряд будет выделяться по 600 млн. руб. на его закупку. Когда школы его получат, спортивные классы будут заняты до вечера. Далее должны оказать помощь школам местные власти - найти деньги и заплатить учителю физкультуры, тренеру. Как отметил экс-министр: «Если они не найдут средства - то пусть ищут их на программы борьбы с безнадзорностью».

Таким образом, расходы на образование увеличиваются год от года. В 1998 г. из бюджета было выделено на эти цели 17,3 млрд. руб., в 1999 г. - 20,90 млрд., в 2000 г. - 32 млрд., а в 2001 г. благодаря реформе образова-ние получило почти 50 млрд. руб. В стране функционирует сеть дошкольных образовательных учреждений, которые посещают около 4,5 млн. детей. Число их в связи с демографическим кризисом и финансовыми трудностями оплаты пребывания ребенка сокращается в среднем на 4,5% в год. Их по-сещают лишь 50% всех детей дошкольного возраста (в 1990 г. - 71%).

Количество общеобразовательных школ, в том числе негосу-дарственных, за 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилось на 1,6% в связи с демографической ситуацией и составило 65,9 тыс. (было 66,7 тыс.), в них обучается 19,82 млн. человек (было 21,1 млн.). Обучение в школах продолжает вестись на 80 языках народов Рос-сии.

В 1999 г. в стране работало свыше 4 тыс. учреждений начального про-фессионального образования. В 2000 г. проводилась их структурная реор-ганизация в целях рационализации использования материально-технической базы и экономии бюджетных средств на содержание. В ре-зультате общее количество этих учреждений в 2000 г. сократилось на 3,4% и составило 3911, хотя общее число обучающихся осталось прежним (1,7 млн. человек).

Количество учреждений среднего профессионального образования к 2000 г. также не изменилось. В 2000 г. принято 119,4 тыс. учащихся, что на 4,2% больше, чем в 1999 г. На платной основе учится на 3,6% уча-щихся больше, чем в 1999 г.

Уникальной сферой, охватывающей 68,9% общеобразовательных уч-реждений Российской Федерации, являются образовательные учрежде-ния сельской местности. В детских домах и школах-интернатах для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников в 2000 г. составила около 95 тыс. человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии. В обеспече-нии социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В обра-зовательных учреждениях общего образования и начального профес-сионального образования занято свыше 2,4 млн. педагогических работников.

Реализации различных образовательных запросов способствует струк-турная перестройка сети образовательных учреждений. Число лицеев, профессиональных лицеев, гимназий достигло 2547, общее число обу-чающихся в них - 1,7 млн. человек. Учреждения дополнительного образо-вания продолжают способствовать обогащению культуры и традиций вос-питания детей. Для начального профессионального образования введе-ны новый, значительно сокращенный перечень профессий и новые госу-дарственные образовательные стандарты, разработан новый базисный учебный план.

Формируются система и основные процедуры лицензирования дея-тельности образовательных учреждений, их аттестации, государственной аккредитации.

В системе высшего профессионального образования четко обозначи-лась тенденция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но и значительно увеличен интеллектуальный потенциал: чис-ло докторов наук в высших учебных заведениях страны значительно возросло. Сформировав авторитетные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу в соответствии с научно-техническими и инновационными программами. В государственные учреждения высшего профессионального образования было зачислено 586,1 тыс. студентов, из которых 67% будут обучаться на бюджетной основе, остальные на ус-ловиях полного возмещения затрат на их обучение юридическими и физическими лицами. По сравнению с 1999 г. число студентов, принятых на бюджетную форму обучения, возросло на 4,1 %, на платную - на 49,8%.

В перестройку шли разговоры о том, что образование в стране плохое, как, впрочем, и всё советское. Но когда наши студенты стали чаще выезжать за рубеж, на практику и стажировку, там отмечали высочайшее качество их подготовки. Некоторые российские вузы «экспортируют» кадры для Запада на миллиарды рублей. Но если говорить о «вывозе наших мозгов за рубеж», то речь идет менее чем об одном проценте от общего числа студентов [3, 21]. Говорили и обратное: советское образование - лучшее в мире. Герман Вяткин - ректор Челябинского государственного университета сказал по этому поводу так: «Наше образование, конечно, лучшее в мире. Но плохо, что мир об этом не знает». Оно не могло быть лучшим из-за тех литературы и истории, которым учили детей в школе. Преподавание было идеологизированным - это не секрет. Но нельзя отрицать и того, что в России одно из лучших в мире естественнонаучное и математическое образование.

Сегодня образование стало разное. У нас сохранилось элитное высшее образование, особенно в области математики, физики, биологии. Но появилось, - как отмечал В.М. Филиппов, - и много халтуры. Мы допустили в госвузах платное образование, и вузы погнались за деньгами. Наплодили филиалов, не имея достаточного количества подготовленных преподавателей, и там остро стоит проблема качества образования. Да и частные негосударственные вузы не способны за пять-семь лет создать хорошую научную школу, на которой должно строиться высшее образование [20, 54].

Президент РФ В.В. Путин отметил, что Россия обладает 10% научных кадров мира, но при этом создает лишь 1% мирового интеллектуального продукта. Нужна инновационная модель организации науки, адекватная времени и действию рыночной экономики. Для этого следует вводить адресное финансирование, причем не организаций, а продуктивных направлений [3, 23].

Сейчас во всех вузах страны проводятся аттестации студентов, что вызвано присоединением России к Болонскому процессу. На конференции «Современный этап модернизации российского образования» обсуждались вопросы присоединения нашей страны к Болонскому процессу. Много споров вызвал вопрос об аттестации студентов. В западном университету студенту предоставляется больше свободы: ходил ты на лекции или нет, надо просто сдать экзамены и «заработать» определенное количество условно-зачетных единиц. У нас же учебный процесс в вузах построен несколько по-иному: лекции, семинары, затем экзамены и зачеты.

В будущем предлагается, что в России неделя практической работы будет приравнена к 1,5 единицы, экзамен в конце семестра - к одной единице, государственный экзамен и выпускная квалификационная работа - к двум единицам. В европейских университетах все дисциплины оцениваются разным количеством единиц (профильные - большим, непрофильные - меньшим). Наш бакалавр должен «заработать» не менее 40 условных единиц, специалист - 300, магистр - 360. Эксперимент с введением условно-зачетных единиц будет продолжаться два года [11, 11].

В 2000 г. в соответствии с государственными планами подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Фе-дерации осуществлялась переподготовка менеджеров, занимающих руко-водящие должности высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства, путем их обучения в российских образовательных учреждени-ях и прохождения стажировки на зарубежных предприятиях. Отбор менеджеров на обучение проводился на конкурсной основе. В 1999/2000 учебном году 4926 управленцев прошли обучение в российских образова-тельных учреждениях.

В организации программ зарубежной стажировки принимали участие Германия, Япония, США, Великобритания, Нидерланды, Италия, Канада, Швеция, Франция. Всего с 1998 по 2000 гг. прошли зарубежную стажировку 4251 человек.

Развитие образования в России идет с большими трудностями. Целый ряд факторов осложняет деятельность образовательных учреждений. Это социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефи-цит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота нормативной правовой базы и систематическое неисполне-ние норм законодательства в области образования и т.д.

Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в час-ти обучения русскому языку как государственному. Увеличиваются разно-чтения федеральных и национально-региональных стандартов гуманитар-ных дисциплин. Наблюдается нерегулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества. Вместе с тем в ря-де субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебни-ками, возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации.

Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных уч-реждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Се-вера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, прожи-вающих в сельской местности, на получение качественного образования является особенно большой проблемой. Уменьшается количество дошколь-ных образовательных учреждений и посещающих их детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достижение современного уровня содержания общего образования, его гуманизация, ориентация на развитие личности -- эти и другие принципы лежат в основе реформирования образования в России.

Резюмируя ситуацию, в которой находится сегодня высшая школа, можно выделить несколько наиболее серьезных проблем. Наиболее крупными, определяющими другие, выступают: сни-жение качества материальной базы, резкое сокращение иссле-довательских отделов вузов (вплоть до полного исчезновения), снижение оплаты труда преподавателей. Результатом или след-ствием этого являются: снижение уровня профессиональной и гуманитарной подготовки, снижение требований к образо-ванию, падение престижа знаний, снижение профессионализма преподавателей, их нравственного и культурного уровня и инте-реса к образованию у студентов, ориентация вузов на «средне-го» студента. В результате мы имеем явное снижение качества выпускаемых специалистов. Подобная ситуация характерна се-годня для большинства образовательных учреждений России. Ряд из них имеют проблемы, отличающиеся от проблем высшей школы, но в целом они очень близки. Естественно, что период коренной ломки социально-экономических отношений, который сейчас переживает наша страна, несет много тяжелых послед-ствий. Но образование и в этом историческом контексте не мо-жет быть поставлено в условия самостоятельного выживания.

Человек оказывается способным занять достойное место в жизни только овладев достаточным запасом профессиональных, специальных знаний, а также получив основательную общеобразо-вательную подготовку, обеспечивающую мобильность будущего работника, необходимую в условиях рынка труда.

Значительно снизился интерес к техническим профессиям и увеличился к профессиям гуманитарного направления.

Многие учащиеся судят о профессиях и делают свой профессиональный выбор поверхностно (по материалам в прессе, на телевидении и по уровню заработной платы) без учета своих индивидуальных особенностей и способностей.

Качество профессионального образования характеризует не только объем полученных знаний и состав навыков, а готовность к определенным видам деятельности и способность их хорошо выполнять. Известно, что сейчас в Белгородской области переизбыток людей с высшим образованием, в то время как специалистов с профессионально-техническим образованием недостаток. Отсюда будет исходить в ближайшее время администрация области при определении приоритетных областей для финансирования.

В целом по России ощущается острая нехватка «реальных училищ» и пропаганды их социальной значимости. Именно этот аспект мы рассмотрим в своей практической работе, стараясь выявить детей, склонных к профессионально-технической и сельскохозяйственной деятельности.

Итак, как мы выяснили, в России кризис образования развернулся на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием общего кризиса нашего государства, всей его социально-экономической и общественно-политической системы [5, 281].С учетом возникающих проблем разрабатываются проекты (ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельно взятой системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией). Подготовка и реализация проекта, в данном случае - любого преобразования системы народного образования страны, региона, отдельного образовательного учреждения и т. п., включает в себя, с точки зрения системного анализа, три фазы:

1. Фаза проектирования включает в себя следующие стадии:

а) концептуальную (выявление противоречий, формулирование проблематики, определение цели, выбор критериев);

б) моделирования системы (построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения);

в) конструирование системы (декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы);

г) технологической подготовки реализации системы;

2. Технологическая фаза реализации системы.

3. Рефлексивная фаза реализации системы.

Все эти фазы должны использоваться органами государственной власти при работе над любым законопроектом и его реализацией, как это было при подготовке Закона «Об Образовании», принятого в 1992 году. В случае пренебрежения этими фазами, «реформы» начинаются спонтанно, «вдруг», сваливаясь на работников образования «как снег на голову». Как, например, заявление бывшего министра образования В.Ф. Филиппова о необходимости срочного перехода с пятилетней системы оценки на стобалльную.

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Принципы государственной политики в области образования

Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целью государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:

1. право каждого жителя РФ на образование;

2. общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

3. право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или предприятии;

4. основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования;

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования [13, 13-14].

Осуществление декларированных Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления): 1)обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества; 2)обеспечение политической устойчивости власти; 3)определение законодательной и нормативной базы социальной политики; 4)разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз); 5)непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.

В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах сформулированных и Законе «об образовании»:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений [8, 1].

сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).

Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей - доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой - в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования [19, 49].

Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Наряду с государственными учебными заведе-ниями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатно-го образования существует платное во всех звеньях - от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финанси-рование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контро-лируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета ад-ресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образова-тельных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной осно-ве между образовательными учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, ин-вестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная правовая база в области образования: поста-новлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профес-сионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном вы-ражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

Таким образом, образование напрямую связано с политической сферой и его содержание и направления деятельности образовательных учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением.

2. Федеральная программа развития образования.

Государственные и социальные гарантии обучающимся

С апреля 2000 г. Федеральная программа развития образования является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования Программа, рассчитанная на 2000-2005 гг., опреде-ляет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функ-ционирования и устойчивого развития системы. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкрет-ного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законода-тельством Российской Федерации в области образования к ведению субъек-тов Российской Федерации.

Исключением не является Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области одним из направлений реализации, которой предусмотрено повышение качества образовательных услуг (приложение).

Реализация целей Федеральной программы развития образования обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, так и дополнительного це-левого финансирования мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики.

Главная цель Программы -- развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности во имя экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образова-ния.

Органы государственной власти, общество, система образования при реализации программы обеспечивают достижение следующих целей:

- предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и на-чального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;

- создание социально-экономических условий для реализации конститу-ционных прав граждан на образование;

- гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на осно-ве формирования мотивации необходимости образования и самообразова-ния в течение всей жизни;

- дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономиче-ских, организационных и содержательных основ реализации государствен-ной политики в сфере образования;

- обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функ-ционирования и сбалансированного устойчивого развития системы образо-вания в интересах личности, общества и государства;

- сохранение и развитие единого образовательного пространства в Рос-сийской Федерации с учетом особенностей многонационального госу-дарства;

- формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;

- совершенствование взаимодействия государственных органов вла-сти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;

- разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответ-ствии с законодательством об образовании, другими нормативными пра-вовыми актами и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

- достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

- поддержка и развитие механизмов интеграции систем образования госу-дарств - участников Содружества Независимых Государств и обеспечение го-сударством содействия в удовлетворении образовательных потребностей со-отечественников;

- развитие равноправного, взаимовыгодного, социально и экономически целесообразного сотрудничества системы образования Российской Федера-ции с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными позициями в области государственных и социальных гарантий обучающимся являются

- обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образо-вание и дополнительное образование детей;

- расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на кон-курсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионально-го образования с реализацией дополнительных гарантий права на обра-зование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- предоставление возможности выбора профессиональных образова-тельных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройст-во обучающихся;

- обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно,

- предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, го-сударственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;

- развитие самоуправления обучающихся в учебе и в быту;

- разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обу-чающихся;

- обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями из-за состояния здоровья;

- разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной дея-тельности;

- выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социаль-но-культурной инфраструктуры системы образования и социальную под-держку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании;

- разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой вы-полненной работы;

- совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогиче-ских работников, обучающихся и их родителей (законных представителей.

Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формиро-вание рабочих документов. Составляется перечень первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы, с разграничением дея-тельности исполнителей, источников и объема финансирования. Создается координационный план совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федера-ции.

В целях реформирования и модернизации образования осуществляется разработка нормативных правовых актов. В рамках реализации комплекс-ных программ готовятся специальные сборники, в которые включены нор-мативные, а также инструктивно-методические материалы. Контроль за реализацией программы осуществляется Правительством Российской Фе-дерации в соответствии с законодательством об образовании [5, 289].

.

В соответствии с Федеральным законом №194-ФЗ от 30.12.2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год» Минобразования России, как государственному заказчику, на реализацию Программы в 2002 г. было выделено 2895,9 млн. руб., в том числе:

- НИОКР - 50,0 млн. руб.;

- прочие расходы - 1826,0 млн. руб.;

- капитальные вложения - 1019,9 млн. руб.

Выполняя решения Правительства России №ИМ-897/11 от 18.07.2002 г. и приложения №31 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год», объем бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию Программы по статье «прочие нужды», был сокращен на 89,6 млн. руб. Всего на реализацию Программы в 2002 г. из федерального бюджета фактически поступило 2807,0 млн. руб., что составило 96,9% от первоначально предусмотренных федеральным бюджетом средств [4, 261].

Произошли изменения в схеме управления реализацией Программы. Для усиления контроля за результативностью реализации Программы коллегией Минобразования России в 2002 г. были одобрены и затем утверждены приказом Минобразования №3361 от 23.09.2002 г. «О совершенствовании механизма управления реализацией Федеральной программы развития образования» изменения в ее механизме управления. Был создан Научно-координационный совет Федеральной программы развития образования. Во главе с министром образования разработаны и утверждены положение о Научно-координационном совете, новая редакция положения о рабочих комиссиях по приоритетным направлениям Программы.

Для каждого из утвержденных на 2004 г. приоритетных направлений приказом Минобразования были созданы рабочие комиссии во главе с заместителями министра, в состав которых вошли представители профильных подразделений Минобразования и других заинтересованных министерств и ведомств, педагогической общественности.

При утверждении приоритетных направлений Программы на 2003 г. в значительной степени удалось перейти от схемы «уровневого подхода», ориентированного на решение отдельных, пусть очень важных задач по модернизации образования, к формированию направлений комплексного характера, включающих взаимосвязанные функциональные задачи нескольких уровней образования. Такой подход позволяет повысить эффективность координации работ, реализовать целостные и комплексные изменения, избежать межуровневых разрывов. При формировании перечня приоритетных направлений Программы на 2004 г. указанный подход должен быть усилен.

Вместе с тем, в организации работ по Программе еще остается ряд проблем, решение которых необходимо предусмотреть при формировании и реализации Программы на 2004 г.

Существенна проблема создания сис-темы мониторинга социальной и экономи-ческой эффективности реализации Про-граммы. Эта проблема нуждается в серьез-ной научной проработке в тесном взаимодействии со специалистами Минэкономразвития России, Минфина России, Счетной палаты Российской Федерации.

Еще одна проблема -- необходимость совершенствования системы взаимодейст-вия и координации работ, выполняемых в рамках Программы по всем трем статьям бюджетных расходов. Требуется более чет-кая координация работ, финансируемых в рамках Программы по статье «капиталь-ные вложения» с деятельностью образова-тельных учреждений, участвующих в рабо-тах по основным направлениям модерниза-ции образования.

Для усиления ко-ординации работ в отраслевых програм-мах научных исследований Минобразова-ния России в области образования, работ, выполняемых в рамках других федераль-ных целевых программ, связанных с мо-дернизацией и развитием образования, а также для обеспечения реализации основных приори-тетов государственной образовательной политики Коллегией по образованию и науке Государственной Думы было решено: 1) Принять к сведению информацию об итогах реализации Федеральной про-граммы развития образования в 2002 г. и одобрить деятельность подразделений Минобразования России, принимавших участие в ее выполнении; 2) Утвердить на 2004 г. приоритет-ные направления реализации программы, руководителей рабочих комиссий и струк-турные подразделения, ответственных за реализацию приоритетных направлений Программы, финансируемых по статье «прочие расходы (нужды)»; 3) Руководителям рабочих комиссий по приоритетным направлениям Програм-мы направить в Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений пере-чень объектов для решения вопроса о их финансировании в 2004 г. в рамках Про-граммы по статье «капитальные вложения»; 6) Управлению развития образова-ния было поручено разработать на основе ут-вержденных приоритетных направлений ре-ализации Программы и направить в органы государственной власти субъектов Федера-ции приоритетные направления реализации государственной образовательной политики для их использования при планировании и реализации программ развития образова-ния субъектов Федерации в 2004 г.;

- подготовить проект плана распределения средств между приоритетными направ-лениями Федеральной программы развития образования, запланированных по статье «прочие нужды» в 2004 г.;

- провести совещание-семинар для членов рабочих комиссий по вопросам планирования и организации работ по Программе;

- представить на рассмотрение Научно-координационного совета Программы пред-ложения по приоритетным направлениям научно-исследовательских и опытно-конст-рукторских работ, планируемым в рамках Программы на 2004 г., и организации кон-курсного отбора проектов;

- представить паспорта приоритетных направлений ФПРО на 2004 г. на утверж-дение Научно-координационного совета ФПРО;

- представить на рассмотрение Коорди-национного совета Минобразования России по обеспечению реализации Концеп-ции модернизации российского образова-ния предложения по разработке проекта федерального закона «О Федеральной про-грамме развития образования на период 2006-2010 гг.»; 7) Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомен-довано:

- планировать разработку и реализо-вать региональные программы развития образования с учетом приоритетных на-правлений и первоочередных работ, уста-навливаемых в рамках Федеральной про-граммы развития образования на 2004 г., а также другими федеральными целевыми программами, направленными на развитие образования;

- планировать выделение бюджетных и привлечение внебюджетных средств для финансирования проектов, выполняемых в рамках Программы;

- совместно с Минобразования России вести комплексный мониторинг реализации мероприятий Программы.

По международной статистике ЮНЕСКО и Всемирного банка, Россия вкладывает в систему образования немало средств. В сопоставительном докладе ЮНЕСКО за 2003 год - «Российское образование в контексте международных показателей» - эксперты сделали вывод, что доля бюджетных расходов, которые Россия выделяет на некоторые виды образования, соответствует уровню богатых стран. Расходы на образование в 2003 году выросли на 19,5% по сравнению с 2002 годом. Удельный вес федеральных расходов на образование в расходной части федерального бюджета вырос с 3,45% в 1998 г. до 4,43% в 2004 г. [11, 11].

В заключение данной главы приведем цитату экс-министра образования В.М. Филиппова: «У нас хороший Закон об образовании! Проблема в том, что на его реализацию нет денег. Записано, что на образование надо тратить 10% ВВП. Что 3% из них надо тратить на нужды высшего образования, а этих денег нет. Закреплено законодательно, что зарплата учителей должна быть равна средней по промышленности, это примерно 6 тыс. рублей, но учитель получает ровно в два раза меньше. Закон есть - денег нет» [20, 55].

Итак, Программа является одним из основных инструментов практической реализации большинства направлений современной государственной образовательной политики, сформулированных 29 декабря 2001 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Учитывая вышеизложенную законодательную базу и проблемы, возникающие в стране, и требующие разрешения, государством, по мере необходимости, проводятся реформы.

За последние десять лет практически все развитые страны проводили различные по глубине масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства стали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее.

3. Мероприятия программы реформирования системы

образования и ожидаемые результаты этой работы

Реформы образования в России проводятся постоянно. На нашей памяти реформы 1957-го, 1964-го, 1968-го, 1984-го, 1988-го и 1992 годов. После 1992 года слово «реформа» у работников народного образования стало вызывать нервный шок, поэтому сейчас используют новые термины, словосочетания: «новый этап развития реформы», «модернизация образования» и т.д. Тем не менее, суть остается той же - под реформой мы будем понимать любые предлагаемые более или менее крупные изменения в целях, содержании, формах и сроках образования в целом или отдельных его подсистем.

На начальном этапе государство поставило пред собой ряд задач соци-ально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы. В области образования предполагалось продолжить реструктуризацию сети образовательных учреждений, в том числе:

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты