Рефераты

Актуальные проблемы подростковой субкультуры

Еще одна актуальная проблема современной семьи связана с экономической стороной, когда самой дорогой статьей расходов становится не просто одевание ребенка - семья должна оплатить его место в обществе. Слабые в экономическом отношении семьи оказываются самым уязвимым звеном и их конфликт с подростками становится наиболее острым, поэтому подростки из семей рабочих государственных предприятий и интеллигенции, ситуационно, оказываются во враждебной позиции к своим родителям. Это очень серьезный механизм подрыва не только естественного единства этноса, но и остановки или прерывания традиций, в том числе и духовных, препятствие к интеллектуальной преемственности поколений, когда быть сыном или дочерью образованных, порядочных, работящих - невыгодно и не престижно Б.Г Ребзуев. Потребительское поведение подростков // Вопросы психологии. 2006. - № 2. с. - 15.. Антикультурные явления порождают личностные проблемы в развитии подростка. Все это разные показатели культуры. Актуальная проблема современной культуры в становлении потребительского общества, состоит в выдвижении материальных ценностей на авансцену.

Однако материальные трудности и связанные с ними тяжелейшие условия развития, в которые попадают многие подростки, - лишь одна сторона тех серьезнейших изменений, которые происходят в стране и непосредственно затрагивают развитие детей подросткового возраста. Решение материальных проблем не приводит к улучшению ситуации. Это, прежде всего проблема духовной культуры. А именно недостаточное влияния родителей на внутренний, духовный мир ребенка.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Идет речь об утрате национальных традиций семейного воспитания: ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми. Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени «замещает» родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Вследствие этого происходит отчуждение подростковой и взрослой субкультур.

Все это связано с происходящей в последнее время деформацией внутрисемейных отношений. Современная семья находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и другое, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев».

За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет и подростковая преступность.

Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Вследствие распада семей ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей. Таких семей в России около 25 % Л.В.Карцева. Семья в трансформирующемся обществе. М. - 2003. с. - 51.. Возможности для полноценного развития и образования детей в таких семьях ухудшаются.

Возрастает количество неблагополучных семей: дети воспитываются в неполных, малообеспеченных, безработных, криминальных, безразличных к воспитанию детей, семей алкоголиков и наркоманов. А чем ниже социальный статус семьи, тем скорее дети оказываются вне сферы ее воздействия, во всяком случае, воспитательного.

Вследствие этого функции семьи, как фундамента духовного и нравственного воспитания детей снижаются. Оторванность молодых людей от трудовых и нравственных традиций семьи отрицательно влияет на духовную близость между родителями и детьми. Многие юноши и девушки, вступающие в брак, не умеют строить взаимоотношения в семье в силу отсутствия позитивного опыта семейной жизни родителей. Они не имеют представления о том, какими качествами должны обладать современные родители, не готовы воспитывать своих детей из-за культурной некомпетентности.

Таким образом, решающую роль в формировании культуры личности подростка играет семья.

Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители подготавливают своих детей к взрослой жизни, на основе своих идеалов, образов мысли. При вхождении ребенка в подростковую субкультуру меняется отношения между детьми и родителями. Идеалы родителей не являются единственным влияющим фактором на формирование личности подростка, также играют роль идеалы, приоритеты сверстников и окружающего общества. В связи с этим были выявлены модели взаимоотношений родителей и подростков:

- модель «близких, дружеских» отношений, где родители прислушиваются к детям, а дети к мнению родителей;

- модель «дружелюбных» отношений, где дети проявляют уважение к старшим, мнение которых остается решающим приоритетным для подростка;

- модель «поверхностных» отношений, где в отношениях родителей к детям приоритетной является материальная сторона, а не духовное развитие личности ребенка. В результате это рождает потребительское отношение подростка к родителям, а в дальнейшем к жизни; отчуждение подростковой и взрослой субкультур, утрату ощущения семьи.

Несомненно, семья не единственный институт, вовлеченный в процесс социализации личности. Вторым, но не менее главным, институтом является школа.

2.2 Школа в становлении подростка

Школа является специфическим институтом социализации, который не может быть замещен ни семьей, ни группой сверстников. В этот период подросток большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками.

Такой «выход» за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками, роли самовоспитания, средств массовой информации и воздействия на личность. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи, и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.

Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. Школа оказывает влияние на многие аспекты развития. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение,-- это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные.

Школа выполняет особую роль в жизни подростка. Она формирует все аспекты культуры личности ребенка Харитонова М.Р. Новое поколение и культура человеческих отношений // Формирование личности молодого человека в школе и вузе / Под общ.ред. А.С. Запесоцкого. - СПб, 2001. С.63..

Первая и основная группа качеств -- это те, которые связаны с бытовой, а также профессиональной культурой личности. Молодые люди, оставляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, включая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый человек.

Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе.

Третья группа личностных качеств относится к нравственной культуре личности Бахухина Н.П. Проблемы эстетического воспитания в школе // Формирование личности молодого человека в коле и вузе. / Под общ.ред. А.С.Запесоцкого. - СПб.2001.С.55. . По своему нравственному значению этот аспект является главным в характеристике личности. К окончанию школы у молодых людей должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регуляции поведения действовать определенные социальные нормы.

Немаловажную роль в становлении личности играет интеллектуальная культура. Педагоги должны донести до ученика целый комплекс знаний, и тем самым сформировать у ребенка желание учиться и совершенствоваться. Существуют два показателя интеллектуальной культуры личности, как объем и качество знаний, которыми обладает личность. Важнейшими факторами, определяющими степень совершенства мыслительной деятельность являются: способность к анализу, синтез, ассоциация, а также образное мышление. Способность к анализу является тем необходимым качеством и свойством личности, без которого очень тяжело прожить в наше время. Способность продумать, смоделировать в голове какое-то событие или явление определяет глубину и совершенство интеллектуальной культуры личности.

Школа также оказывает огромное влияние на физическую культуру личности подростка. Содержание физкультурной деятельности является определяющим для приобщения ребенка к ценностям физической культуры. Только тогда, когда эта деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения к культуре физической. Это действительно так, ибо важнейшей особенностью культуры является воспроизводство человека во всей целостности и всесторонности своего существования.

В физической культуре объективно представлены все основные виды потребностей (материальные - связанные с развитием физических качеств, двигательных умений, навыков, и духовные - удовлетворяемые в познавательной, ценностно-ориентационной, проектировочной, коммуникативной, эстетической и деятельности), реализуемые посредством физкультурной деятельности человека. Основная задача состоит в том, чтобы и в педагогическом процессе, и в процессе его самодеятельности создавать соответствующие условия для их реализации, что и будет способствовать всестороннему развитию человека.

Сейчас особо актуальной проблемой в школе является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Об этом свидетельствуют не только наблюдения, но и научно-методические публикации. Занимаясь экологическим образованием и воспитанием подростков, наблюдается достаточно низкий уровень экологической культуры общества.

Учитель, являясь заложником формальных требований, обязан реализовать образовательный минимум, который, в лучшем случае, станет основой знаний об экосистемной организации природы Земли. При этом невозможно не отметить, что существует противоречие между содержанием школьных программ по биологии и экологии и реальными экологическими проблемами, стоящими перед обществом. Огромный объем предлагаемых ученику специальных теоретических знаний не всегда является залогом элементарной экологической грамотности. Такой компонент экологической культуры как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, невозможно сформировать только средствами классического урока.

Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний и старший школьный возраст. Обучение в средних и старших классах охватывает довольно значительный период в жизни человека, около 6--7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это время, он кажется не таким уж большим.

Группа сверстников - это объединение не только одногодков, в нее могут входить люди, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные ценностно-психологической совместимостью. Значение группы сверстников в процессе социализации личности растет от раннего детства к юности.

Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важноt чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение своих друзей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Андре Моруа в «Письме к незнакомке» писал: «Школьные товарищи - лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны» Кон И.С. Психология ранней юности. - М. - 1989., с.23..

Современная культура обусловила ряд проблем и определила специфику социокультурной адаптации подростка в школе Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999..

Во-первых, существует социальное расслоение, особенно в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей (отдельные подростки обладают особо ценными, престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются между собой.

Во-вторых, складывается внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».

В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятой в самой ученической среде. В старших классах становится более резкой разница в положении «звезд» и «отвергнутых», или «изолированных».

Чем бы не определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Несформированность культуры в классном коллективе и в школе в целом - одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем такие подростки часто попадают под дурное влияние вне школы.

Школа выполняет особую роль в жизни подростка. Она формирует культуру личности ребенка. Связанные со школой проблемы должны касаться не только родителей и их детей, а всего общества - государства. Так как здоровая крепкая нация формируется из здоровых детей.

В 2005 году Общественный информационный совет Кировской области выступил с инициативой создания первого рейтинга общеобразовательных школ г. Кирова. Инициативу поддержали Кировская городская дума и Управление образования города. Основная цель составления рейтинга - это разработка системы мониторинга через создание надежного и адекватного инструмента получения информации о состоянии и тенденциях изменения школьного образования в г. Кирове, положении самих школьных учреждений для корректировки политики региональных властей в сфере образования и социальной политики в целом. Школы оценивались по разным критериям. Общеизвестно, что психологическая комфортность, доброжелательный психолого-моральный климат в школе являются важнейшим фактором успешной социализации и формирования личности ребенка, а также влияют на успеваемость учащегося, его становление и развитие.

В блоке «Морально-психологический климат школы» изучались: психологическая комфортность пребывания ученика в школе; эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школы; отношения между школой и родителями; эмоционально-психологическая обстановка в классе; насыщенность школьной жизни; насыщенность вне школьной жизни; роль школы в жизни выпускника.

Проанализировав данные мониторинга, можно сказать, что большинство школ г. Кирова не ориентированы на личностное развитие учащихся, их мотивирование на успешность в школьной и внешкольной жизни; недостаточное внимание в учебных заведениях уделяется морально-психологическому климату, соответственно, в большинстве учебных заведений наблюдаются проблемы во взаимоотношениях администраций и педагогических коллективов школ с родителями учеников, проблемным являются и эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школ, а также, по мнению родителей, может более насыщенной внешкольная жизнь учащихся, что ставит вопрос о развитии в городе системы внешкольного и дополнительного образования.

Внешкольные учреждения, а также сеть кружков и секций в школах выполняют несколько важных задач. Прежде всего, это содействие разнообразным способностям и интересам ребят в тех или иных видах деятельности (художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др.).

Подростковое творчество ярче всего проявляется вне класса, в научных кружках, творческих объединениях (театральные кружки, художественные студии др.) или в сфере досуга. Однако творческое начало, присущее внешкольной работе, привлекало подростков возможностью реализовать свою познавательную и социальную активность, потребность в свободном общении со сверстниками и людьми другого возраста, других профессий и увлечений.

Школа дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов.

Она призвана формировать культуру личности подростка, которая включает в себя такие аспекты: духовно-нравственная культура, профессиональная, интеллектуальная, экологическая, физическая, культура общения.

К сожалению, на современном этапе школа не представляет собой комплексного образования, она может сформировать один из перечисленных аспектов в культуре личности подростка, либо пытается формировать целый комплекс без системного подхода (несвязанность аспектов между собой) Все это определяет актуальные проблемы становления личности подростка в школе.

На фоне данных актуальных проблем особенно остро просматривается проблема духовной культуры личности подростка, а именно падение книжной культуры. Книжная культура помогает сформировать духовно-нравственную культуру, культуру общения и интеллектуальную культуру.

Глава 3. Ценностные ориентации современного подростка

3.1 Книжная культура и развитие личности подростка в современной России

Картина подросткового чтения в сегодняшней России отражает реальные процессы и тенденции развития личности подростка. Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чтения, функциональной грамотности (и неграмотности) подростков, изучение различных аспектов читательской деятельности. Однако фундаментальных исследований чтения, особенно подросткового, пока практически не проводится. В последнее десятилетие получилось так, что читающий ребенок «выпал» из сферы академической науки и стал объектом прикладных исследований. И если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными, то чтение детей остается практически вне поля зрения социологов. Реально же исследователями детского чтения являются детские библиотекари. Эта картина сформировалась за счет результатов исследований проведенных детской библиотекой (РГДБ) Чудинова В. Что читают современные подростки // Воспитание школьников. - 2004. - N 4. - С. 39 - главным научно-методическим и исследовательским центром по библиотечной работе с детьми в России.

По данным результатам последнего международного исследования PISA Там же, с.40., проведенного в 2000 г., когда Россия впервые приняла в нем участие, было выявлено, что среди учащихся 32 индустриально развитых стран Россия заняла 28-е место.

В настоящее время в сознании многих людей остается образ классической модели чтения, который включает в себя:

- «любовь к чтению», то есть, высокий уровень чтения, престиж в обществе человека читающего, обязательность регулярного чтения;

- Преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

- Наличие домашней библиотеки;

- Позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки);

- Разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

- Сравнительно небольшая доля «чтива» (литература низких художественных достоинств).

В начале XXI века подростки, безусловно, читают, но иначе, а также далеко не те произведения, которые были популярны у их родителей. Меняются практически все характеристики чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также источники получения печатной продукции (Интернет), информации в целом. Происходит развитие ряда тенденций в подростковом чтении, а также происходит процесс изменения классической модели освоения подростками книжной культуры на новую.

Модель чтения современной России с одной стороны сравнительно благополучна, с другой происходят негативные процессы отторжения подростков от печатной культуры. Отличительной чертой новой модели чтения современного подростка является его отношение к чтению. Это важная характеристика свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется. Однако учебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы, вкупе с другими факторами приводят старшеклассников к отторжению. И чем старше школьник, тем больше чтение книг по школьной программе теснит у него досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг. А ведь именно возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от чтения по собственному выбору очень важно в период становления личности.

Если же проанализировать круг чтения подростков, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше (21 %) Чемоданова Е.А. Серература // Бибилиотечное дело. - 2004. - № 11 (23). - с. 12.. Таким образом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлечений. В то же время читатели 10--15 лет остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках, специально написанной так называемой «социально-критической» литературе, которая помогает юным познавать окружающий мир, учит адаптироваться к проблемам современной жизни. Эти книги практически не издаются сегодня, а та малая часть, которая выходит в свет, почти не попадает в провинцию. И это обстоятельство обусловливает повышенный интерес подростков к тем книгам западных писателей, где фигурируют подростки. Очень популярными у детей и подростков стали книги серии Д.Ролинг о Гарри Поттере.

В старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста ему на смену идет стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны, и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя.

На переломе веков в чтении подростков стали особенно популярными журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто школьники покупают периодику самостоятельно. В 10--13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем ребенок старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечения читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические издания. Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки. В последние годы многих подростков привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию. Многие подростки читают такие журналы как «СООL», «Молоток», «Штучка», а также в связи с различными шоу и телепроектами установилась тенденция чтения таких журналов как «Фабрика звезд», «Дом 2». Телевидение оказывает значительное влияние на чтение подростков.

Специфика подростковой читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Происходит падение интереса подростков и юношества к свободному чтению Кожевникова Е.С. Читатель и Интернет // Библиотековедение. - 2005. - № 2. - с. 24..

На чтение подростков воздействует электронная культура. Это влияние проявляется в следующем Бутенко А.М. Подросткок - чтение и использование компьютера // Соц.Исследование. - 2001. - № 12. - с.15.:

*меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно -- повестях и романах);

меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате: детективам, триллерам, фэнтези, «ужасам», кинороманам);

предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения подростков).

В связи с тем, что и современное книгоиздание, и телевидение ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса то не удивительно, что в чтении подростков, доминируют остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов (кинороманы).

В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы. На первом месте в типичном репертуаре их чтения в начале 90-х годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма, А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, А. Кристи и др.

С современными подростковыми книгами дело обстоит иначе. Классическая литература особенно зарубежная, в чтении современного подростка почти не присутствует. Зато в репертуаре чтения подростков широко присутствуют детективы для детей и взрослых, например, романы Д.Донцовой, Н.Куликовой.

За редким исключением подростки совсем не знают произведений современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических книг). Одна из причин - крайне мало издается талантливых произведений, вводящих ребенка в современный мир (так называемой «социально-критической» детской литературы); отечественных детских писателей мало печатают.

Среди негативных процессов, происходящих в современном подростковом чтении, - интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной западной массовой культуры низких художественных достоинств - «кича (китча)», «чтива», «паралитературы». Речь идет о триллерах, детективах, фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес ко всему необычайному, загадочному по большей части удовлетворяется не только научно-познавательной, а иной литературой (по астрологии, магии, религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем часто сомнительного содержания (большая часть покупается и берется из домашней библиотеки.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Современный подросток относится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. В этот период особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих права юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все больше видно при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающих библиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читают больше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками.

В будущем обществе чтение и «человек читающий» Чудинова В. Что читают современные подростки// Воспитание школьников. - 2004. - N 4. - С. 40., возможно, будут рассматриваться как национальная ценность. Но читающие нации создаются из читающих детей. И сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что в настоящее время детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и государством. В Рекомендациях парламентских слушаний 2003 год был объявлен Годом Чтения в России. Позже, в декабре 2004 года супруга президента РФ Людмила Путина приняла участие в работе «круглого стола» на тему «Библиотека российского подростка: проблемы и перспективы», организованного региональным общественным фондом «Центр развития русского языка».

Среди возможных путей выхода из сложившейся кризисной ситуации назывались как очевидные, но слишком неконкретные - «необходимость заинтересовать школьников», так и возможные практические шаги - организация книжных кафе, библиотек в соседстве с привлекающими молодежь местами досуга. Но это только первые шаги по пути преодоления актуальной проблемы чтения подростков и детей.

Проблемами подросткового чтения озабочены и преподаватели в школах. Из данных интервью, проведенного в декабре 2006 года, в 14 школе г.Киров, с преподавателем русского языка и литературы Слободиной Ириной Валентиновной, выяснили, что проблема детского чтения в данной школе есть, но не носит тотальный характер. Преодоление падение книжной культуры Ирина Валентиновна видит в приобщении школьников к посещению библиотек, а также к участию в различных творческих заданиях, литературных вечерах, приуроченных к различным событиям, для того чтобы подростки читали не только великих классиков, но и современных авторов.

К последствиям падения книжной культуры в подростковой субкультуре относятся: во-первых, обеднение эмоциональной и интеллектуальной сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи личности с окружающим миром. Во-вторых, при падении объемов свободного чтения и сокращении времени, уделяемого ему, исключаются темы, занимающие последние места в списке предпочтений, а превалируют фантастика, мистика и «ужасы», детектив и так называемый «сентиментальный роман». Большинство этих произведений не способно положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и развитию словарного запаса. В-третьих, отмечается прямая связь развитого навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру подростка.

Итак, изученные процессы развития, видоизменения книжной культуры в подростковой субкультуре приводят к выделению этой проблемы в один ряд с главными проблемами государственного значения.

3.2 Досуг и его влияние на ценностные ориентиры подростков

Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, межличностные отношения, состояние ума.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования и развитие личности Акимова Л.А. Социология досуга: учеб.пособие / Л.А. Акимова. -М., 2003. С.93..

Досуг - это свободное внеучебное время подростков, отождествляемое с внешкольной и внеклассной работой.

Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения.

Первое место в досуговой деятельности занимает общение со сверстниками, которое приобретает характер канала информации о вещах, которые не сообщают взрослые (взаимоотношение полов, различные сведения из области подростковой субкультуры и т.д.) Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени / Ю.А.Стрельцов. - М.: Просвещение, 1991. С.86.

В процессе общения формируется определенный круг сверстников, приобретающий характер стабильной компании, досугового объединения со всеми присущими ему признаками: стабильность состава, периодичностью встреч, постоянным местом их проведения (двор, спортивная площадка, игровой/компьютерный клуб и др.), традициями и ценностными ориентациями. Последнее проявляется чаще всего внешне - в манере одеваться, разговаривать, в предпочтениях по отношению к популярным исполнителям и т.д.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности.

Одна из важных задач детского досуга помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство подростков находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга Борытков Н.М. Досуг как сфера воспитания / Культура. Искусство. Образование. - Смоленск, 1998. С.101-103. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность.

Интересы подростков являются основой для создания различного рода неформальных объединений: это музыкальные (рокеры, панки, скинхеды, реперы), это и различные экстремально-спотривные (роллеры, скейтеры, сноубордисты).

По своему составу досуговые объединения подростков не идентичны составу их одноклассников. Во-первых, они объединяют ребят различного возраста. Во-вторых, начинает сказываться различие в уровне культуры подростков, социальном положении и материальном уровне их родителей.

В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Однако современный досуг подростков не всегда отвечает данным критериям, так как современные дети не ассоциируют свободное время с досугом. В представлениях современных детей время, остающееся после выполнения более или менее обязательных действий, есть свободное, а не досуговое время. К свободному дети относят время, которое остается после занятий в школе, выполнения домашних заданий и обязанностей по дому. Употребляя термин «свободное время», дети подчеркивают право выбора в это время занятий в соответствии со своими личными интересами и целями. При этом они осознают, что в нынешней ситуации значительно больше, чем прежде, возможностей это право защитить. Школьники все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах, и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения.

По результатам опроса учащихся 9-го и 11-го классов средних общеобразовательных школ г. Кирова, проведенного в ноябре 2006 г., день подростков достаточно «загружен». Свободного времени у них мало, поэтому подростки отдают предпочтение в свободное время таким видам деятельности, как: «общение с друзьями», «слушание музыки», «просмотр телепередач», «компьютерные игры» См.приложение 1..

Формы проведения досуга у большинства подростков не отличаются заметным разнообразием. Большинство из опрошенных школьников предпочитают в свободное время «потусоваться на улице с друзьями», другие предпочитают «сидеть дома». Ни та, ни другая формы занятия детей не могут считаться приемлемыми с точки зрения интересов, как самих детей, так и общества. С одной стороны, именно улица является тем местом, где подросток может быть вовлечен в противозаконную деятельность, где ребенок может быть приучен к употреблению спиртных напитков, курению. Поэтому чем большее число подростков проводит свое время «на улице», тем больше негативных последствий может получить общество.

С другой стороны, из телевизионного репертуара подростки предпочитают смотреть музыкальные и развлекательные каналы, боевики, ужасы, триллеры, что, безусловно, также негативно влияет на подростка.

Бессмысленное времяпрепровождение, пустые, а порой, и антигуманные забавы молодого поколения стали обычным явлением современного общества. Причин много: социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров; недостаточность руководства (и контроля) досуговой деятельности со стороны взрослых; снижение роли родителей в воспитании и социализации детей; платные, а потому недоступные для многих, клубы, секции; отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок; неразвитость интересов, увлечений и т.д.

Незаметно ушли в прошлое пионерская и комсомольская организации, а вместе с ними и «школа организаторов», и шефская помощь, и трудовые десанты, и традиции, и народные игры как средство социализации подростка и вид досуга, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную, духовно богатую жизнь.

Неправомерно возлагать всю ответственность за организацию досуга детей и подростков на школу. Образовательное учреждение, конечно, должно приобщать школьников к полезной целесообразной деятельности, но занятость вне уроков необходимо обеспечивать в тесном контакте с семьей.

Таким образом, досуг призван выполнять следующие функции: самореализационную, коммуникативную, просветительскую, профессиональную ориентацию. Зачастую не выполняются и досуговая деятельность подростков приводит не к развитию, а к деградации личности.

Заключение

Подростковая субкультура - это возрастная группа людей, объединенных интересами, системой ценностей, норм и правил поведения, в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Подростковая субкультура является важным этапом в развитии личности. В современной ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами воспитания и образования, семьей и школой, в нем все большую роль играют «электронные воспитатели», к которым относятся средства массовой информации и электронные медиа. СМИ выполняет ряд функций: информационную, релаксационную, рекреативную. Благодаря СМИ происходит широкое ознакомление подростка с окружающим предметным миром. Из-за всеохватывающего и неизбежного влияния СМИ происходит трансформация подростковой субкультуры. СМИ ориентирует ценностные представления современного подростка на «американизацию» подростковой субкультуры. Пропаганда насилия и жестокости на телеэкране формирует в подростке антисоциальное поведение. СМИ становятся самым распространенным досугом подростков, что, безусловно, отнимает огромное количество времени от основных занятий (чтение книг, посещение секций, общение со сверстниками). Существует также и угроза избыточного, всеядного потребления массовой культуры, отрицательно сказывающейся на развитии творческой и социальной активности подростка.

Важнейшую роль в социализации подростка выполняет семья. Это первая социальная группа, определяющая направленность процесса развития личности. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений и культуры родителей, их личностных особенностей, поведения и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее актуальных. В современной России происходит деформация семейных отношений. Происходит утрата национальных традиций семейного воспитания: ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми. Снижение культуры семьи, породило антикультурные явления в подростковой субкультуре, а именно в становлении потребительского отношения подростков, состоит в выдвижении материальных ценностей на авансцену - это актуальная проблема современной культуры общества.

Наряду с семьей школа является основополагающей инстанцией социализации подростка. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии всех аспектов культуры личности подростка: интеллектуальной, духовно-нравственной, профессиональной, экологической, физической, культуры общения. К сожалению, современная школа мало ориентирована на развитие в подростке всех этих аспектов, отдавая предпочтение становлению лишь некоторым из них.

В чтении подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Большинство современных подростков относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации, что приводит, во-первых, к обеднению эмоциональной и интеллектуальной сферы развития школьника. Во-вторых, при падении объемов свободного чтения исключаются темы, занимающие последние места в списке предпочтений, а превалируют фантастика, мистика и «ужасы», детектив и так называемый «сентиментальный роман». Большинство этих произведений не способно положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и развитию словарного запаса.

Падение книжной культуры проблема не только самих подростков, но и всего общества в целом. Решение этой проблемы должно осуществляться на государственном уровне. В современной России в большинстве случаев преодолением проблемы подросткового чтения занимаются библиотекари, преподаватели, предлагая свои индивидуальные пути решения.

Структура досуга школьника, за последние десять лет претерпела весьма существенные изменения. Современный подросток отождествляет досуг со своим личным свободным временем, возможностью заниматься «тем, чем он хочет», а не тем что способствовало бы его развитию и образованию. Досуг современного подростка ориентирован на компьютеризацию, когда чтение книг и общение со сверстниками вытесняются «общением» с компьютером.

По результатам проведенного мною опроса школьников, были выявлены наиболее предпочитаемые виды деятельности подростков в свободное время: «общение с друзьями», «просмотр телепередач», «компьютерные игры».

Досуг призван выполнять следующие функции: самореализационную, коммуникативную, просветительскую, профессионально-ориентационную. Но они в свою очередь зачастую не выполняются, и досуговая деятельность подростков приводит не к развитию, а к деградации личности.

Таким образом, в результате комплексного исследования проблем подростковой субкультуры позволяет нам сделать вывод, что формирование культуры личности подростка происходит в сложной социокультурной ситуации в России, которая обусловлена общей направленностью на американизацию, безучастным отношением к проблемам общества, семьи, образования, досуговой деятельности. Что приводит к появлению проблем у подрастающего поколения: несформированность подростка как культурной личности (культура общения, духовно-нравственные ценности, падение культуры чтения и т.д.), потребительское отношение к жизни, дизориентация подростка в досуговой сфере, первостепенная роль СМИ в процессе социализации подростка. В решении этих проблем должны быть заинтересованы родители, школа, государство.

Приложение 1

Результаты социологического опроса.

Опрос проводился с 15 по 30 апреля 2009 года среди учеников 9-го и 11-го классов средней общеобразовательной школы города Кирова №22. Возраст опрошенных - от 14 до 16 лет. Общее количество участников составило 56 человек.

Основная цель проведения анкетирования среди подростков - это подкрепление основных концептуальных положений курсовой работы, касающихся проблем досуговых предпочтений подростка. Ответы, которые были получены, отражены в следующей таблице.

Вопросы

Ответы учащихся

Дают ли вам родители деньги на карманные расходы?

На что вы чаще всего их тратите?

Да - 100 %

Нет -0 %

На развлечения:

кино - 54%

периодические издания - 37%

сладости - 61%

Чем предпочитаете заниматься в свободное время?

а) читать книги;

б) смотреть телевизор;

в) встречаться с друзьями;

г) посещать секции;

20 % (в основном произведения школьной программы)

61 %

63 %

10 %

В каких целях вы пользуетесь компьютером?:

а) Интернет-поиск информации (в учебных целях: рефераты).

б) Интернет - способ общения со сверстниками (чат, различные форумы).

в) компьютерные игры.

75 %

27 %

53 %

В целом по данной таблице можно сделать следующие выводы:

· Таким образом, родители обеспечивают своих детей дополнительными материальными ресурсами, которые подростки тратят на личные расходы. Получая каждодневную сумму на личные расходы, подросток тратит их на удовлетворение собственных потребностей, зачастую эти потребности не выходят из рамок развлекательно-досуговой сферы. Тем самым родители предоставляют подростку особую свободу в выборе досуга, зачастую очень затратного и не всегда полезного. Получается, что родители таким способом «откупаются» от своих детей, не принимая активного участия в культурном воспитании личности подростка.

· В свободное время большинство подростков предпочитают проводить в компании сверстников и перед телевизором. Телевизор стал наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства подростков. Телевизор занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий. Меньшинство составляют подростки, в выборе свободного времени которых предпочтительными являются чтение книг и посещение различных внешкольных учреждений (секций, творческих кружков и т.д.).

· Компьютер есть фактически в каждой семье, поэтому подросток имеет полный доступ к его возможностям. Вопрос в том, в каких целях ребенок будет его использовать. Так по результатам анкетирования, подросток использует компьютер для выхода в Интернет, с помощью которого производит поиск информации, как в образовательных целях, так и в коммуникативных. Большинство школьников используют компьютер для игр.

Подводя итог всему выше сказанному, стоит отметить, что свободное время подросток расходует не рационально, затрачивая огромное количество времени на просмотр телевизора, игр на компьютере, что не редко мешают подростку развивать физическую, интеллектуальную и профессиональную культуру. Вследствие использования Интернета как основного источника информации, происходит падение роли библиотек в развитии книжных интересов подростка. Читаемые подростками книги в основном из школьной программы. Все это говорит о недостаточности руководства и контроля досуговой деятельности подростка со стороны взрослых.

Список использованной литературы

1) Акимова Л.А. Социология досуга: учеб.пособие/ Л.А. Акимова. - М., 2003.

2) Андреева Т.В. Семья в современной России: структурные и функциональные особенности// Вестн. С.-Петерб. Ун-та., сер. 6., - 2006. - № 2.

3) Бахухина Н.П. Проблемы эстетического воспитания в школе// Формирование личности молодого человека в школе и вузе./Под общ.ред.А.С. Запесоцкого. - СПб. - 2001.

4) Борытков Н.М. Досуг как сфера воспитания/ Культура. Искусство. Образование. - Смоленск, 1998.

5) Бутенко А.М. Подросток - чтение и использование компьютера// Социологическое Исследование. - 2001. - № 12.

6) Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян//Социологич.исслед. - 2006, - № 11.

7) Выготский Л.С. Проблема возраста //собр. соч. - М. 1984, т.4.

8) Вайнтштейн Г. Интернет как фактор общественных трансформаций// МЭиМО. - 2002. - №7.

9) Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка// Педагогика. - 2000, № 7.

10) Гуровой Р.Г. Современная молодежь: социальные и нравственные ориентации// Соц.исслед. - 2004. - № 4

11) Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения подростков// Соц.-гум. знания.- 2005.- № 5.

12) Земска М. Семья и личность// Перевод Покровского Н.С .- Прага, 1989.

13) Кле М. Психология подростка// Фролов Ю.И. Психология подростка. - М., 1997.

14) Кожевникова Е.С. Читатель и Интернет// Библиотековедение. - 2005.-№2.

15) Кон И. Психология ранней юности. - М.,1989.

16) Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе. - М., 2003.

17) Крылова Н.Б.Культурная деятельность подростка// Школьные технологии. - 2000, №5.

18) Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999. - 300с.

19) Мацковский М.С. Социология семьи.- М. - 1989.

20) Мид М. Культура и мир детства// М. - 1988.

21) Никольская Г. Семья в условиях постиндустриального общества// МЭМО. - 2006. - № 8.

22) Прохоров А. Интернет в цифрах и фактах// Компьютер пресс. - 2006. - №2.

23) Ребзуев Б.Г. Потребительское поведение подростков// Вопросы психологии.- 2006. - № 2.

24) Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени/ Ю.А. Стрельцов - М.: Просвещение, 1991.

25) Собкин В. Виртуальная атака// Первое сентября. - 2002. - № 8.

26) Социология / Кравченко А.И.// социологический словарь. - М. - 1997.

27) Ушакин С. Семейные узы. - М., 1992.

28) Фонвизин Д.И. Недоросль. - М., 1987.

29) Харитонова М.Р. Новое поколение и культура человеческих отношений// Формирование личности молодого человека в школе и вузе / Под общ.ред. А.С.Запесоцкого. - СПб, 2001.

30) Чудинова В. Что читают современные подростки/ В. Чудинова, Е. Голубев а Н.// Воспитание школьников. - 2004. - N 4..

31) Э.Эриксон. «Идентичность: юность и кризис». М., 1996

32) Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия// Педагогика. - 2001. - № 4.

33) Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. - 2003. - № 6.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты