Разработка операционной технологии по внесению твердых органических удобрений
Разработка операционной технологии по внесению твердых органических удобрений
2
Саратовский государственный аграрный университет
им. Н.И. Вавилова
Сельскохозяйственный институт
Кафедра технического обеспечения аграрных технологий
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему:
разработка операционной технологии по
внесению твердых органических удобрений
Саратов 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. Разработка операционной технологии с
обоснованием оптимального состава
машинно-тракторного агрегата 4
1.1. Назначение операции 4
1.2. Агротехнические требования 6
1.3. Энергетика 8
1.4. Расчет состава машинно-тракторного агрегата 12
1.5. Подготовка агрегата к работе 14
1.6. Определение производительности
машинно-тракторного агрегата 16
1.7. Подготовка поля 18
1.8. Контроль и оценка качества работы 20
1.9. Эксплуатационные затраты при работе агрегата 21
1.10. Мероприятия по охране труда и технике
безопасности 24
Выводы и предложения 25
Литература 26
Введение
Механизация является одним из главных направлений технического прогресса в сельском хозяйстве. Внедрение ма-шин должно повысить производство продуктов и снизить удельные затраты на их производство. Однако экономичес-кий эффект от приобретения одной и той же машины для различных сельскохозяйственных зон неодинаков. Пополне-ние хозяйств новой техникой должно быть плановым, научно обоснованным. Разграничивают планирование на текущий период и перспективу.
При планировании на текущий период следует принимать во внимание наличие техники в расчетном хозяйстве, заплани-рованную структуру посевных площадей, технико-экономичес-кие показатели машин, находящихся в серийном производстве, аналитическую зависимость влияния продолжительности работ на урожайность культур, закупочные цены на продукты, а также возможности сельскохозяйственного машиностроения.
Интенсификация сельскохозяйственного производства - одно из основных направлений значительного роста урожайно-сти культур.
Разработка и внедрение интенсивных технологий основы-ваются на использовании высокоурожайных, устойчивых к по-леганию сортов, обеспечении нормальной кислотности почв и сбалансированного наличия в ней питательных веществ, дроб-ного внесения в период вегетации оптимальных доз азотных удобрений; применении регуляторов роста, интегрированной системы защиты растений.
Большое значение придается своевременному и качествен-ному выполнению всех производственных процессов.
Для качественного выполнения подкормки растений, вне-сения пестицидов в определенные фазы развития растений с минимальным отрицательным влиянием ходовых систем на поч-ву рекомендуется использовать постоянную технологическую колею. Необходимо обеспечить рациональное использование материально-технических агрегатов для выполнения производственных процессов в лучшие агротехнические сроки при минимально возможных затратах труда и средств.
Целью данной курсовой работы является разработка операционной технологии по внесению твердых органических удобрений
I. Разработка операционной технологии с обоснованием оптимального состава машинно-тракторного агрегата
1.1. Назначение операции
Главным резервом роста урожайности всех сельскохозяйст-венных культур является применение удобрений. Учеными ряда стран доказано, что более 50% прибавок урожая формируется за счет их применения. По затратам труда и стоимости операции, связанные с применением удобрений, относятся к числу наибо-лее емких в сельскохозяйственном производстве и представляют проблему рационального их использования.
На рис. 1 представлена концептуальная модель получения урожая.
Рис. 1. Концептуальная модель получения урожая
Видно, что технология применения удобрений оп-ределяется их видом и способом внесения, кроме того, она вклю-чает технологические схемы и технические средства.
Органические удобрения в зависимости от их влажности подразделяются на твердые (40-80%) и жидкие (88,5-89,5% - свиней, 90-91,5% - крупного рогатого скота).
Минеральные удобрения более концентрированные, они могут быть простыми и сложными, как в твердом виде (гранули-рованные и кристаллические), так и в жидком (эмульсии, сус-пензии, растворы). Как исключение безводный аммиак пред-ставляет собой парожидкостную смесь.
Известковые удобрения находятся в твердом виде (гранули-рованные, пылевидные).
Поверхностное и внутрипочвенное внесение может осуще-ствляться сплошным и локальным способами.
1.2. Агротехнические требования
Разнообразие видов удобрений их состояний, концентра-ция обуславливает применение пяти технологических схем вне-сения.
Прямоточная технологическая схемавнесения включает опе-рации: погрузку в транспортно-технологические средства, транс-портировку и распределение в поле поверхностным или внутри-почвенным способом, т. е. движение удобрения от места хранения до почвы идет без разрыва во времени, а это исключа-ет необходимость в создании промежуточных площадок для хра-нения и последующую погрузку в распределительные средства. Однако для достижения высокой эффективности использования всего комплекса погрузочных, вспомогательных, транспортно-технологических средств при больших расстояниях транспорти-рования требуется значительное количество последних.
Для перевалочной схемыхарактерны доставка удобрений на край поля или в кучи на само поле транспортом общего назна-чения, последующая погрузка в распределители, которые пере-мещаются в пределах поля и вносят удобрения внутрипочвенно или на ее поверхность. При такой схеме возможно применение высокопроизводительного большегрузного транспорта, сокраще-ние агротехнических сроков внесения удобрений, уменьшение потребности в специализированных распределителях. В этом случае наблюдается разрыв потока удобрений от места хранения до почвы во времени.
Перегрузочная технологическая схемаот перевалочной от-личается тем, что удобрения, доставленные на край поля или на само поле, из транспорта общего назначения перегружают-ся в технологическую емкость распределителя, после чего осу-ществляется их внесение. Здесь нет разрыва потока удобрений во времени, что исключает операцию погрузки удобрений в поле, но возникает негативное явление - взаимозависимость транспортных и распределительных средств, так называемая «жесткая» связь циклов одних и других технологических средств. Равенство циклов или их кратность в практике обес-печить трудно, кроме того, должно соблюдаться равенство грузоподъемностей. Это снижает эффективность применения пе-регрузочной схемы.
Перегрузка удобрений из транспортного средства в распре-делитель может осуществляться по ряду вариантов Эксплуатация машинно-тракторного парка: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.Ш. Хабатова. - М.: ИНФРА-М, 1999. , с. 116:
Ш применение полевой передвижной перегрузочной эстака-ды, на которую въезжает автосамосвал и перегружает в техноло-гическую емкость распределителя удобрений;
Ш использование автосамосвалов с предварительным подъе-мом кузова;
Ш осуществлять распределение удобрений разбрасывателями с низко опускающимся кузовом.
Негативные последствия - «жесткая» связь, соблюдение равенства грузоподъемностей транспортного и распределитель-ного средства могут быть устранены применением промежуточ-ных полевых емкостей - перегрузчиков - компенсаторов, куда удобрения перегружают из транспортных средств, а затем загру-жают в распределители (возможна и самозагрузка).
При двухфазной технологической схеме распределение удо-брений по полю осуществляется в два приема:
Ш раскладка куч удобрений на поле с предварительной ее раз-меткой, учитывающей дозу внесения, вес куч, ширину захвата машины, осуществляющую распределение удобрений на втором этапе;
Ш распределение удобрений по полю из куч.
Основными требованиями, обеспечивающими качество рас-пределения удобрений, являются: применение на доставке удобрений в поле транспортных средств одинаковой грузоподъем-ности, микрорельеф поля должен быть выровнен.
Комбинированная схема отличается от перевалочной тем, что жидкие удобрения (жидкие органические) транспортируют-ся в полевые хранилища-накопители по напорному трубопро-воду. Из накопителей на краю поля посредством насосных уста-новок или самозагрузкой жидкие удобрения загружаются в технологические емкости распределителей.
1.3. Энергетика
Машинно-тракторный агрегат - основная разновидность сельскохозяйственного машинного агрегата, энергетическим средством для которого служит трактор или самоходная машина. В тяговом агрегате трактор используют как тяговое энергетическое средство (например, вспашка, лущение, боронование). В тягово-приводном агрегате трактор используют для перемещения машин и вращения их рабочих органов (фрезирование, рассадопосадочные), осуществляется отвалом отбора мощности (ВОМ) и еще через гидропривод (при помощи гидравлики трактора). В приводном агрегате мощность двигателя трактора расходуется на привод механизмов рабочих машин. Исходя из конкретных условий внесения твердых органических удобрений выбраны марки следующие марки тракторов и сельскохозяйственных машин: трактор К-701 и машина ПРТ-16М, трактор Т70СМ и машина МТТ-Ф-8.
Приведем их описание и технические характеристики.
Трактор К-701.
Колесный, сельскохозяйственный, общего назначения, повышенной проходимости, тягового класса 5.
Предназначен для выполнения в агрегате с широко-захватными машинами различных сельскохозяйственных (вспашка и глубокое рыхление почвы, культивация, дискование, боронование, лущение стерни, посев, снего-задержание), транспортных, дорожно-строительных, ме-лиоративных, землеройных и других работ.
На тракторе установлен четырехтактный, двенадцатицилиндровый, V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-240Б (ЯМЗ-240БМ) с запуском от электростартера с предва-рительной прокачкой маслозакачивающим насосом. Для облегчения запуска в холодное время года служит пред-пусковой подогреватель.
Силовая передача состоит из полужесткой муфты с редуктором привода насосов гидросистем управления по-воротом и навесным оборудованием; механической, двенадцатискоростной, четырехрежимной коробки передач с зубчатыми колесами постоянного зацепления и фрикцион-ными элементами; открытой карданной передачи с иголь-чатыми подшипниками; ведущих мостов.
Коробка передач с механизмом переключения передач внутри каждого режима без разрыва потока мощности. В коробке передач может быть установлен ходоуменьшитель.
Ведущие мосты с автоматической блокировкой диффе-ренциала жестко соединены с рамой. Задний мост можно отключать, передний включен постоянно. Конечная пере-дача планетарная.
Управление трактором прямое и реверсивное при по-мощи рулевого колеса через червячную передачу и распре-делитель золотникового типа. Механизмом поворота служит рама, шарнирно сочлененная с двумя силовыми гидроцилиндрами двойного действия.
Ходовая часть состоит из четырех односкатных колес с шинами низкого давления с протектором повышенной проходимости. Все колеса оборудованы колодочными тор-мозами с пневматическим ножным приводом. Ручной сто-яночный тормоз дисковый, установлен на переднем мосту.
Кабина цельнометаллическая, двухместная, гермети-зированная, с отоплением и вентиляцией. Сиденье подрес-соренное, регулируемое по росту и массе водителя.
Привод прицепных и навесных машин от независимого ВОМ (односкоростной с задним расположением).
Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидравли-ческой системой, трехточечным механизмом навески, гид-рокрюком и прицепной скобой.
Система электрооборудования постоянного тока, однопроводная, с номинальным напряжением 12 В. Минус выведен на массу.
Рекомендуется для зон: 2 . . . 3, 5 . . . 14, 16... 20.
Техническая характеристика
Эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.) 198,6 (270)
Частота вращения, мин-1:
коленчатого вала двигателя 1900
ВОМ 1000
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности,
г/кВт*ч (г/л.с.*ч) 258 (190)
Число передач:
переднего хода 16
заднего 8
Диапазон скоростей движения, км/ч 2,9 ... 33,8
Вместимость топливных баков, л 640 (2*320)
Шины 28,1R26
Уровень шума на рабочем месте, дБА 85
Максимальная концентрация пыли, мг/м3 10
Давление в шинах, МПа (кгс/см3) 0,14 … 0,17 (1,4 … 1,7)
Минимальный дорожный просвет, мм 430
Продольная база, мм 3200
Колея, мм 2115
Наименьший радиус поворота, мм 7200
Габаритные размеры, мм 7400*2850*3685
Масса (конструкционная) с основным оборудованием, кг 1240
Трактор Т-70СМ.
Гусеничный, пропашной, тягового класса 2, является модернизацией трактора Т-70С. Предназначен для выпол-нения в агрегате с навесными, полунавесными и при-цепными гидрофицированными машинами всего комплекса работ по возделыванию сахарной свеклы, высеваемой с междурядьями 45 и 60 см, и других пропашных культур. Можно использовать на работах общего назначения.
На тракторе установлен бескомпрессорный четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-241Л с непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением. Запуск основного двигателя с места водителя при помощи пускового двигателя с электростартером Остов трактора состоит из полурамы, выполненной из двух лонжеронов, связанных между собой передним брусом, и корпусов: главной муфты сцепления, КП, заднего моста, конечных передач. Спереди и сзади он подрессорен четырьмя круглыми, поперечно расположенными торсионами (по два спереди и сзади)
Коробка передач механическая, восьмиступенчатая, с передвижными шестернями и блокировочным устройством, исключающим запуск дизеля при включенной пере-даче.
Для выполнения работ общего назначения трактор ком-плектуется гусеничной цепью шириной 30 см.
На тракторе установлен задний ВОМ, имеющий незави-симый и синхронный приводы. Независимый привод осу-ществляется от коленчатого вала дизеля через двухскоростной редуктор, расположенный в корпусе муфты сцепления и позволяющий получать две скорости враще-ния.
Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидросисте-мой, механизмом задней навески с автосцепкой для присоединения навесных и полунавесных сельскохозяй-ственных машин.
Машины присоединяют при помощи прицепного устрой-ства, устанавливаемого на задние концы продольных тяг механизма навески.
Трактор обслуживает один тракторист.
Рекомендуется для зон: 1 ... 9, 11 ... 13, 15 ... 17, 19
Техническая характеристика
Эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.) 51,5 (70)
Частота вращения, мин-1:
коленчатого вала двигателя 2100
BОM независимого (синхронного, об/1м пути) 540 и 1500 (5,3)
Диаметр цилиндра, мм 110
Ход поршня, мм 125
Удельный расход топлива ври эксплуатационной
мощности, г/кВт-ч (г/л.с.*ч) 242 (175)
Число передач:
переднего хода 8
заднего 2
Диапазон скоростей движения, км/ч 1,58 … 11,36
Вместимость топливного бака, л 160
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм 1350
Продольная база, мм 1895
Ширина звена гусениц, мм 200 и 300
Среднее удельное давление на почву соответственно при ширине
гусениц 200 и 300 мм, МПа (кгс/см2) 0,07 и 0,05
(0,7 и 0,5)
Максимальный уровень шума в кабине, дБА 84
Наименьший радиус поворота, мм 2500
Дорожный просвет (на твердом грунте), мм 460
Габаритные размеры, мм:
длина по концам нижних тяг заднего навесного 3300
ширина по наружным кромкам гусениц соответственно
при ширине гусеницы 20 и 30 см 1550 и 1650
высота 2970
Масса, кг 4040
Машина для внесения твердых органических удобрений ПРТ-16М.
Предназначена для транспортировки и сплошного поверхностного внесения органических удобрений, а также для перевозки различных сельскохозяйственных грузов с выгрузкой транспортером назад (при снятом разбрасывающем устройстве). Грузоподъемность 16 т.
Машина состоит из рамы, кузова, подающего транспортера, разбрасывающего устройства, механизма привода разбрасывающего устройства и привода транспортера, ходовой системы с тормозами, электрооборудования.
Работа ведется челночным способом. Агрегатируется с трактором типа К-701. Обслуживает тракторист. Рекомендуется для зон 1…10.
Техническая характеристика
Производительность в час основного времени, т 65
Ширина внесения удобрений, м 7…8
Погрузочная высота, мм:
по основным бортам 2240
по надставным бортам 2480
по полу платформы 1490
Рабочая скорость, м/с до 1,2
Дорожный просвет, мм 370
Габаритные размеры в рабочем положении, мм 8100*2500*2480
Масса, кг 5325
Машина для внесения твердых органических удобрений МТТ-Ф-8.
Предназначена для транспортировки и сплошного поверхностного внесения твердых органических удобрений, а также для перевозки различных сельскохозяйственных грузов с выгрузкой назад. Агрегатируется с колесными тракторами классов 1, 4 и 2. Обслуживает тракторист. Рекомендуется для зон 1…20.
Техническая характеристика
Производительность в час основного времени, т 97
Грузоподъемность, т 8
Вместимость кузова, м3:
базовой машины без учета насыпного конуса 5,6
с надставными бортами для перевозки измельченных кормов не менее 20
Погрузочная высота, мм:
по основным бортам 3200
с надставными бортами 3100
Ширина внесения удобрений, м 7…8
Доза внесения удобрений, т/га 10;20;30;40;50;60
1.4. Расчет состава машинно-тракторного агрегата
После выбора марки сельскохозяйственной машины (ПРТ-16М и МТТ-Ф-8) подсчитывается тяговое сопротивление рабочих органов:
Rм = КВм -
это неполное сопротивление машины (частичное сопротивление).
Определяем тяговое усилие, которое мог бы дополнительно развить трактор за счет мощности, расходуемой через ВОМ.:
RВОМ = (3,6NВОМkm)/(VрhВОМ) ,
где km - коэффициент полезного действия машины; ее трансмиссии (0,92 - 0,9)
Коэффициент используемого тягового усилия трактора:
зи = Rпр / Ркр.
Поскольку рабочая скорость машинно-транспортного агрегата с ПРТ-16 составляет до 12 км/ч, то трактор К-701 будет агрегироваться с этой машиной на 7 (7,78) и 8 (9,39) передачах.
Полученные результаты расчетов коэффициентов тягового усилия трактора К-701 свидетельствуют, что на 8 передаче используется (в зависимости от режима) 57% и 70%, для Т-70СМ на 6 передаче - 90%, что говорит о достаточно хорошей загруженности машинно-транспортных агрегатов.
1.5. Подготовка агрегата к работе
Кинематическая длина агрегата подсчитывается по формуле:
Lk = Lт + Lсц + Lм, м,
где Lт - кинематическая длина трактора, м;
Lсц - кинематическая длина сцепки, м
Lм - кинематическая длина сельскохозяйственной машины, м.
Определим кинематическую длину каждого из агрегатов.
I агрегат (К-701 + ПРТ16М):
Lk = Lт + Lсц + Lм = 3,35 + 8,1 = 11,45 (м).
I агрегат (Т70СМ + МТТ-Ф-8):
Lk = Lт + Lсц + Lм = 1,895 + 10,7 = 12,595 (м).
В полевых условиях рабочая ширина захвата агрегата по показателю равномерности распределения удобрений определя-ется в такой последовательности.
На площадке или на ровном участке поля расставляют два ряда учетных площадок (противней) на ширину, равную ориен-тировочному расстоянию между смежными приходами агрегата.
По ряду противней, сначала с левой его стороны, при об-ратном ходе - с правой, проходит агрегат, рассевает удобрения на учетные площадки; следующий проход агрегата по ряду протвиней начинают с его правой стороны.
После четырех проходов агрегата (по два в противополож-ных направлениях) удобрения из противней собирают и взве-шивают. Обрабатывая результаты взвешивания, определяют не-равномерность распределения удобрений на выбранной ширине захвата.
Равномерность распределения удобрений по ширине захва-та агрегата оценивается коэффициентом вариации количества. Расстояние, при котором неравномерность не превышает 25% (для пневморазбрасывателей химических мелиорантов 30%), принимают за рабочую ширину захвата агрегата.
Установить фактическую дозу внесения удобрений можно методом замера количества удобрений и пройденного пути аг-регата по формуле:
Дф = (10000*Q)/L*Bp,
где Q - вес удобрений, внесенный на контрольный участок поля, т;
L - длина контрольного участка, м;
Вр - рабочая ширина захвата агрегата, м.
1.6. Определение производительности
машинно-тракторного агрегата
Производительность машинно-тракторного агрегата зависит от конструктивных параметров трактора, машины и агрегата в целом, а также от природных условий, режима и организации производственного процесса.
Производительность машинно-тракторного агрегата - это количество, выполненное им в единицу времени (ч), работы, определенного вида и качества, измеренной в соответствующих единицах (Pa, т, м3).
Производительность машинно-тракторного агрегата при полевых работах зависит от ширины, скорости движения, времени полезного использования машины. Различают теоретическую, техническую и действительную производительность.
Действительную производительность подвижных машинно-тракторных агрегатов рассчитывают по формулам:
часовая Wч = 0,1ВрVрф, га/ч;
сменная Wсм = 0,1ВрVрTсмф, га/смену,
где Вр - рабочая ширина захвата агрегата, м;
VP - рабочая скорость движения агрегата, км/ч;
Тсм - время смены, (7 ч);
ф - коэффициент использования времени смены.
Коэффициент ф учитывает снижение сменной производительно-сти агрегата из-за наличия простоев и неэффективного использова-ния времени. При его выборе следует учитывать, что у агрегатов имеющих небольшую ширину захвата коэффициент больше, чем у широкозахватных агрегатов, а также, что с увеличени-ем длины гона коэффициент повышается.
Рабочую ширину захвата агрегата определяют по выражению
ВР = вВк, м,
где в - коэффициент использования ширины захвата.
Рабочую скорость движение агрегата определяют по выражению
VР = Vt(1-д), км/ч,
где Vt - теоретическая (расчетная) скорость движения агрегата, км/ч;
д - коэффициент буксования.
Рассчитаем действительную (часовую и сменную производительность) агрегата на базе трактора К-701.
Таким образом, ширина поворотной полосы составляет 14 м; чтобы ее обработать, агрегат должен сделать 1,96 проходов.
1.8. Контроль и оценка качества работы
Качество внесения удобрений характеризуется следующи-ми показателями: соответствие фактической дозы удобрений заданной; равномерность рассева удобрений по поверхности почвы.
Равномерность распределения удобрений по ширине захва-та агрегата оценивается коэффициентом вариации количества удобрений на площадках (противней) размером 0,5* 0,5* 0,05 м (высота бортов), установленных в ряды в поперечном направле-нии движения агрегата, выраженного в процентах.
Отсутствие маркеров и следоуказателей на машинах затруд-няет вождение агрегата с заданной шириной рабочего захвата, в результате на практике расстояние между смежными прохода-ми агрегата нередко отклоняется от заданной ширины захвата. Поэтому возникает необходимость контроля работы агрегатов в поле. На удобренном поле замеряют в 20-кратной повторности расстояние между смежными проходами агрегата и находят сред-нее значение рабочей ширины захвата машины при работе на данном поле.
На поле выбирают ровный участок, расставляют на нем два ряда учетных площадок (противней) на ширину, равную сред-ней ширине захвата машины.
После четырех проходов агрегата удобрения из противней взвешивают и результаты записывают в специальную форму. Обрабатывая результаты взвешивания, получают среднюю не-равномерность, с которой удобрения вносят на данном участке.
Качество внесения удобрений оценивают по шестибальной шкале.
Работа не бракуется, если на данном участке отклонение фактической дозы внесения от заданной не превышает 5% Эксплуатация машинно-тракторного парка: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.Ш. Хабатова. - М.: ИНФРА-М, 1999.
, с.134.
Качество работы признается отличным, если сумма первого и второго показателей или первого и третьего показателей равна 6 баллам, хорошим - 5 баллам, удовлетворительным - 4 баллам, не удовлетворительным - менее 4 баллов. Работу бракуют при ее суммарной неудовлетворенной оценке, а также при нулевой оценке даже одного из двух качественных показателей.
1.9. Эксплуатационные затраты при работе агрегата
При работе машинно-тракторного агрегата расход горючего на единицу выполненной работы находят по уравнению:
g = (QpТр + QxТх + QoТо) / Wсм, кг/га,
где Qp, Qx и Qo - часовой расход топлива двигателем трактора при ра-боте, соответственно, под нагрузкой, на холостом ходу и на остановках, кг/ч,
Тр, Тх и То - соответственно время чистой работы, холостого движения агрегата и продолжительность работы двигателя во время остановок на загоне, часы.
Время чистой работы агрегата под нагрузкой определяют сле-дующим образом:
Tp = Тсмф, ч.
Продолжительность работы двигателя на остановках складывает-ся из следующих показателей:
To = (tтех + tотд)Tp + ТТУ, ч,
где tтех и tотд - коэффициент простоев агрегата (из расчета на один час чистой работы) на технологическое обслуживание и отдых механизато-ров,
ТТУ - среднее время простоев агрегата на техническое обслужи-вание машин в течение смены, ч.
Время движения агрегата на холостом ходу рассчитывают по вы-ражению:
Тх = Тсм - (Тпз+Тр+Тo), ч,
где Тпз = 0,14 ... 0,30 - подготовительно-заключительное время на еже-сменный технический уход и приемку-сдачу агрегата, ч.
Затраты рабочего времени на единицу выполненной работы можно определить следующим образом:
Зт = (nмех + nbc) / Wч, чел.ч/га,
где nмех - число работников, непосредственно обслуживающих агрегат, чел.;
nbc - число вспомогательных рабочих, чел.
Затраты энергии на единицу выполненной работы находят по формуле:
Зэ = Ne / Wч, кВт.ч/га,
где Ne - эффективная мощность двигателя трактора, кВт.
Определим эксплуатационные затраты при работе агрегата на базе трактора К-701.
Результаты расчетов по составам машинно-тракторных агрегатов для внесения твердых органических удобрений и их технико-экономических показателях сведем в табл. 1.
Таблица 1
Расчетные данные по составам агрегатов для внесения твердых
органических удобрений
Состав агрегата
Режим работы
Технико-экон. показатели МТА
трактор
сцепка
с/х машины
передача
рабочая скорость, Vp, км/ч
рабочая ширина захвата, Bp, м
коэфф. использования тягового усилия, зи
расчетная эксплуатационная производительность, га
расход топлива, g, кг/га
затраты труда, Зт, чел.ч/га
затраты мех. энергии, Зэ, кВт.ч/га
в час,
Wч
в
смену,
Wсм
К-701
-
ПРТ-16М
7
7,36
7
0,57
4,12
28,84
8,9
0,73
48,2
-
ПРТ-16М
8
8,28
7
0,7
4,6
32,2
8,0
0,65
43,2
Т-70СМ
-
МТТ-Ф-8
6
10,56
7
0,9
5,9
41,3
1,94
0,51
8,7
-
МТТ-Ф-8
7
8,64
7
1,4
4,83
33,8
2,38
0,62
10,6
Анализируя расчетные данные, можно сделать вывод: внесение твердых органических удобрений следует вести агрегатом Т-70СМ + МТТ-Ф-8 на шестой передаче. В этом случае выше сменная производительность (41,3 га/смену), самые малые затраты труда (0,51 чел.ч/га), топлива (1,94 кг/га) и механической энергии (8,7 кВт.ч/га),
1.10. Мероприятия по охране труда и технике безопасности
Во избежание несчастных случаев и аварий при работе на машинно-транспортном агрегате необходимо соблюдать следующие правила: к управлению машиной допускаются лица, получившие право на управление этой машиной; запрещается работать на машине с неисправной системой управления и ходовой частью, при неработающих и неисправных тормозах, при неисправных приборах электроосвещения и сигнализации, с неисправными топливными баками и топливопроводами; категорически запрещается допускать к работе на машине лиц в нетрезвом состоянии; в кабине машины всегда должны находиться аптечка первой медицинской помощи, огнетушитель и инструмент, прилагаемый к машине.
Приступая к работе, водитель обязан убедиться в исправности всех механизмов и частей агрегата. Водитель должен провести наружный осмотр всех механизмов машины, проверить надёжность крепления агрегатов машины. После запуска двигателя водитель обязан опробовать в холостую все механизмы и проверить их исправность. Работать на машине, имеющей неисправности, запрещается.
Перед троганием машины с места необходимо убедиться, что путь свободен, подать звуковой сигнал и только после этого трогаться с места.
Во время работы машины запрещается выходить из неё, высовываться в окно, открывать двери кабины. Запрещается водителю переходить на ходу с трактора на прицеп и обратно. Категорически запрещается смазывать, исправлять неисправности и регулировать машину на ходу, также запрещается во время работы двигателя машины проводить какие либо работы под машиной. Категорически запрещается передавать управление машиной другим лицам. С наступлением темноты запрещается работать на машине без освещения фарами спереди и сзади машины. Запрещается переезжать железнодорожные пути в местах, для этого не предназначенных, переезжать железнодорожные пути разрешается лишь на первой скорости. Запрещается при работе двигателя заливать в бак горючее, нельзя курить во время заправки, уровень топлива мерят только мерной линейкой.
В случае аварии необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель.
По окончании работы водитель должен поставить машину на предназначенное для стоянки место, остановит двигатель, выключить «массу», забрать ключ зажигания и запереть кабину.
Водитель обязан предупреждать сменщика обо всех замеченных во время работы неисправностях машины.
Выводы и предложения
Рациональная организация применения удобрений возмож-на на основе проектирования и технических расчетов. Исполь-зуется два принципа построения технологических процессов: постоянный уровень производительности производственной линии, постоянный состав механизированных подразделений.
В первом случае к известному погрузочному средству под-биралось необходимое по условиям эксплуатации количество транспортных, транспортно-распределительных или распреде-лительных средств. Кажущийся максимальный эффект от ис-пользования комплексов машин, сформированных для каждых условий эксплуатации технических средств, - расстояние транс-портирования, состояние дороги, размер поля, доза внесения и т.д. - не может быть достигнут по ряду причин.
Для внесения каждого вида удобрений применяются техни-ческие средства для погрузки, транспортировки, перегрузки, распределения с различными технологическими и конструктивными параметрами, используются они по различным техноло-гическим схемам внесения, выполняют операции в изменяю-щихся условиях эксплуатации (различные расстояния транспор-тирования удобрений от хранилища до поля, дозы внесения, размеры поля, состояние дорог, рельеф местности и т. д.), встре-чающиеся с различной частотой.
Повысить эффективность использования комплексов ма-шин можно лишь путем разработки и применения различных методов воздействия. Основными методами являются:
1. Сочетание двух принципов построения производствен-ных процессов: постоянный состав комплекса машин по применению удобрений, используемых в изменяющихся условиях эксплуатации; постоянный уровень производительности производственной линии, когда для каждого условия эксплуатации определяется требуемое количество транспортно-технологических (транспорт-ных) и других средств.
2. Использование двух и более типов разбрасывателей при внесении удобрений по одной технологической схеме с обосно-ванием границ рационального применения каждого и оптими-зацией в механизированных отрядах.
3. Оптимизация границ перехода от одной технологической схемы к другой с оптимизацией состава механизированных под-разделений.
4. Введение в перевалочную технологическую схему без разрыва потока удобрений во времени перегрузчиков-компен-саторов с оптимальной вместимостью.
5. Составление экономико-математических моделей процес-сов внесения удобрений в виде математического ожидания функ-ции от случайных аргументов: расстояний транспортирования удобрений от хранилища до поля, размеров поля, дозы внесения и др., так как расчеты по средним величинам приводят к рас-хождению результатов до 34%.
6. Повышение производительности транспортных и транс-портно-технологических средств.
Литература
1. Антышев Н.М., Бычков Н.И. Справочник по эксплуатации тракторов М.: Россельхозиздат, 1985.
3. Орманджи К.С. и др. Правила производства механизированных работ в полеводстве. М.: Россельхозиздат, 1983.
4. Поляк А.Я. и др. Справочник по скоростной сельскохозяйственной технике. М.: Колос, 1983.
5. Эксплуатация машинно-тракторного парка. Методические указания к выполнению курсовой работы по механизации и электрификации сельскохозяйственного производства: Для студентов агрономических специальностей. / Составители А.А. Прохоров, Ю.А. Иванов, С.А. Преймак. - Саратов: СГАУ им. Н.И. Вавилова, 2002.
6. Эксплуатация машинно-тракторного парка: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.Ш. Хабатова. - М.: ИНФРА-М, 1999.