Рефераты

Прогнозирование научно-технического прогресса

При расчете экономического эффекта разновременные затраты и результаты обязательно приводятся к единому для всех вариантов мероприятия НТП моменту времени - расчетному году tp. В качестве такого обычно принимается наиболее ранний из всех рассматриваемых вариантов календарный год, предшествующий началу выпуска продукции или использования в производстве новой технологии, новых методов организации труда или управления.

Разновременные затраты и результаты всех лет периода реализации мероприятий приводятся к расчетному году умножением их величины за каждый год на коэффициент приведения at.

Стоимостная оценка результатов за расчетный период осуществляется по формуле:

(1.2)

где

Pt

-

стоимостная оценка результатов на i-том году расчетного периода;

tн и tк

-

начальный и конечный годы расчетного периода;

Начальный год расчетного периода - это год финансирования работ по осуществлению мероприятия, включая проведение научных исследований. Конечный год расчетного периода определяется моментом завершения всего жизненного цикла мероприятия НТП, включающее разработку, освоение, серийное производство, а также использование результатов осуществления мероприятий в народном хозяйстве. Конечный год расчетного периода может определяться плановым (нормативными) сроками обновления продукции по условиям ее производства и использования или сроками службы средств труда (с учетом морального старения). При отсутствии таких нормативов конец расчетного периода устанавливается с учетом специфики отрасти.

Стоимостная оценка результатов определяется как сумма основных Pot и Pct результатов.

Стоимостная оценка основных результатов мероприятий определяется:

а) для новых предметов труда

(1.3)

где

Аt

-

объем применения новых предметов труда в году t;

Уt

-

расход предметов труда на единицу продукции, производимой с их использованием в году t;

Цt

-

цена единицы продукции (с учетом эффективности ее применения), выпускаемой с использованием нового предмета труда в год t;

б) для средств труда длительного пользования

Pot = ЦtАtВt (1.4)

где

Цt

-

цена единицы продукции (с учетом эффективности ее применения), производимой с помощью новых средств в году t;

Аt

-

объем применения новых средств труда в году t;

Вt

-

производительность средств труда в году t.

Стоимостная оценка сопутствующих результатов включает дополнительные экономические результаты в разных сферах народного хозяйства, а также экономические оценки социальных и экологических последствий реализации мероприятий НТП.

Социальные и экологические результаты осуществления мероприятий НТП определяются при его оценке по степени отклонения социальных и экономических показателей от целевых нормативов, установленных в централизованном порядке, и масштабов воздействия на окружающую среду и социальную сферу. Нарушение целевых нормативов при этом не допускается. Стоимостная оценка указанных результатов может проводиться по формуле:

(1.5)

где

Pct

-

стоимостная оценка социальных и экологических результатов осуществления мероприятия в году t;

Rjt

-

величина отдельного результата (в натуральном измерении) с учетом масштаба его внедрения в году t;

ajt

-

стоимостная оценка единицы отдельного результата в году t;

n

-

количество показателей, учитываемых при определении воздействия мероприятия на окружающую среду и социальную сферу.

Затраты на реализацию мероприятий НТП за расчетный период включают затраты при производстве и при использовании продукции:

ЗТ = ЗПТ+ЗИТ

(1.6)

где

ЗПТ

-

затраты на производство продукции за расчетный период;

ЗИТ

-

затраты на использование продукции (без учета затрат на приобретение самой продукции) за расчетный период.

Порядок определения текущих и единовременных затрат в расчетах экономического эффекта, исключающий повторный счет одних и тех же затрат и учитывающий особенности, связанные с привлечением производственных фондов на время реализации мероприятий НТП, состоит в следующем. В состав единовременных затрат на осуществление мероприятий НТП включаются как капитальные вложения, так и другие затраты единовременного характера, необходимые для создания и использования продукции по мероприятию НТП вне зависимости от источников финансирования.

Предпроизводственные затраты учитываются полностью в составе единовременных затрат лишь в тех случаях, когда результаты предпроизводственной работы используются для разработки и внедрения только данного мероприятия НТП. Если же результаты разработок применяются при реализации других мероприятий НТП, то на данное мероприятие следует относить только часть предпроизводственных затрат, устанавливаемую экспертным путем.

Для мероприятий НТП, предусматривающих расширение действующего производства для увеличения выпуска ранее изготавливаемой продукции, размер требуемых затрат на эти цели можно определить либо прямым счетом исходя из проектно-сметных норм и расценок на строительно-монтажные работы, стоимости дополнительного оборудования, транспортных и других средств и т.д., либо путем их расчета исходя из показателей удельной фондоемкости или капиталоемкости действующего производства с учетом их корректировки в зависимости от роста объемов и возможностей внедрения более совершенных технологий.

В состав нормируемых оборотных средств включаются запасы сырья, материалов, топлива и полуфабрикатов, а также незавершенное производство. Размер нормируемых оборотных средств определяется в соответствии с действующими отраслевыми инструкциями.

В состав текущих издержек включают затраты, учитываемые в соответствии с принятым в отраслях порядком калькулирования себестоимости продукции (без учета амортизационных отчислений на реновацию). При их определении должны вноситься корректировки и уточнения, связанные с учетом эффективности трудовых ресурсов, оценок рентного характера, а также привлекаемых основных фондов.

Трудовые ресурсы оцениваются исходя из сложившегося уровня средней заработной платы в соответствующих отраслях и производствах, с учетом социального страхования и доначислений к заработной плате.

На ранних стадиях разработки и проектирования новой техники, когда отсутствует конкретная (отчетная и нормативная) информация, для расчета текущих затрат в производстве и использовании новой продукции могут применяться укрупненные методы калькулирования, в частности, метод удельных показателей, регрессионный анализ, метод структурной и подетально-узловой аналогии, агрегатный и балансовый методы и др. при этом в расчетах следует учитывать структуру затрат и используемые нормативы при производстве аналогичной продукции на действующих предприятиях с передовой технологией и оснащенных прогрессивным оборудованием.

При оценке затрат за расчетный период следует учитывать динамику изменения текущих издержек в производстве и использовании продукции в течение расчетного периода.

В тех случаях, когда мероприятия НТП связаны с производством разнообразной продукции, показатели результатов и затрат можно рассчитывать на изделие-представитель, преобладающее в выпуске продукции, к которому приводятся остальные изделия. Методы такого приведения устанавливаются в отраслевых инструкциях.

Для мероприятий НТП, характеризующихся стабильностью технико-экономических показателей (объемов производства, показателей качества, затрат и результатов) по годам расчетного периода, расчет экономического эффекта производится по формуле:

(1.7)

где

Рr

-

неизменная по годам расчетного периода стоимостная оценка результатов мероприятия НТП, включающая основные и сопутствующие результаты;

Зr

-

неизменные по годам расчетного периода затраты на реализацию мероприятия НТП:

Зr = И + (Rp + Eн)K , (1.8)

где

И

-

годовые текущие издержки при использовании продукции (без учета амортизации на реновацию);

Rp

-

норма реновации основных фондов при использовании продукции, определяемая с учетом фактора времени;

Ен

-

норматив приведения разновременных затрат и результатов, численно равный нормативу эффективности капитальных вложений (Eн=0,1)

К

-

Единовременные затраты при использовании продукции (в случае их распределения по времени они приводятся по фактору времени к расчетному году).

Расчет по формуле (1.7) может проводиться и в том случае, когда на стадии ТЭО неизвестна динамика результатов и затрат по мероприятию. Расчеты по формуле (1.8) могут быть использованы для сравнения вариантов при условии совпадения у них времени начала производства, в противном случае необходимо применить формулу (1.1).

Глава 2. Научно-технический прогресс и научно-информационное обеспечение АПК.

Мировая политика показывает, что в последние десятилетия почти 2/3 прироста производства сельскохозяйственной продукции связано с реализацией научно-технического прогресса. Особенности современной интенсификации сельскохозяйственного производства заключается в качественном изменении ресурсов, позволяющем существенно повысить эффективность их использования.

В сложившихся условиях возрастает востребованность науки как генератора научно-технического прогресса, а необходимость общего развития отрасли и отраслевой науки понимается как ее научно-техническое развитие.

К основным направлениям ускорения и повышения эффективности научно-технического прогресса АПК на современном этапе можно отнести:

- концентрацию усилий аграрной науки на наиболее приоритетных направлениях, способных ускорить решение поставленных перед отраслью технических, научно-технологических и социально-экономических задач;

- более широкое использование объектов интеллектуальной собственности в аграрном производстве с учетом реализации прав на объекты интеллектуальной собственности при вступлении страны в ВТО;

- совершенствование экономического механизма функционирования аграрных научных организаций с целью обеспечения рационального включения научно-технического блока в процесс рыночного реформирования аграрного сектора.

- формирование информационно-консультационной службы АПК для содействия повышению эффективности развития аграрного производства и улучшению социально-экономических условий жизни на селе посредством распространения новых знаний и освоения достижений науки и техники в производстве;

- развитие предпринимательства в научно-технической сфере АПК и формирования на этой основе новых организационных структур для осуществления научно-технологической и инновационной деятельности;

- совершенствование управления научно-технической деятельностью с учетом перехода от административных к демократическим процедурам управления и расширения самостоятельности научных организаций;

- углубление международного научно-технического сотрудничества путем активного участия в работе межправительственных и межведомственных соглашениях.

В современных условиях аграрная наука должна сосредоточить внимание на более важных направлениях своей деятельности, способных ускорить решение поставленных перед АПК задач, а именно - приоритетных.

Наибольшую актуальность в сложном современном мире приобретают вопросы биобезопасности (генная инженерия, биотерроризм), информации и инновационной сферы.

Необходимо выработать единую, целеустремленную политику государства в инновационной сфере. Крайне важно принятие федерального закона об инновационной деятельности, в котором были бы четко определены формы развития инновационных структур. Цепочка: «научная задача - её решение - получение конкретного результата» должна заработать. В аграрной науке имеется огромное количество невостребованных, современных технологий и разработок для различных отраслей АПК. Заложенный в них потенциал, можно реализовать только через создание региональных инновационно-технологических центров (ИТЦ), путем формирования региональных инновационных программ, активно привлекая к финансированию венчурные фонды.

Решающими факторами вывода АПК из кризисного состояния и устойчивого роста сельскохозяйственного производства являются успешное развитие и освоение научно-технических достижений и инновационных предложений. Это резерв, который не требует больших материальных затрат, но от которого зависят в конечном итоге эффективность сельскохозяйственного производства, использование инновационных достижений на практике.

К сожалению, сегодня инновационный потенциал АПК в стране используется в пределах 4-5%, в то время как в США этот показатель составляет 50%.

Доля наукоемкой продукции в АПК России не превышает 0,3% от общего объема, а в развитых странах составляет более 20%.

Управление процессами разработки и освоения научно-технических достижений и передового производственного опыта в сельском хозяйстве России в XXI веке должно приобрети определяющее значение.

Создание эффективной информационной среды в сельском хозяйстве, в частности в инженерно-технической системе, является актуальной задачей, как для сферы управления, так и для производства и науки.

Без информационной составляющей трудно говорить в целом об освоении научно-технических достижений, и наоборот, при распространении информации без освоения в производстве нельзя говорить об эффективной информационной сфере. Поэтому проблема внедрения (освоения) научно-технических достижений всегда играла исключительную роль в сельском хозяйстве.

Разные периоды развития сельскохозяйственного производства характеризовали крайности: решение этой проблемы когда-то возлагалось на ученых и не принесло ожидаемого результата, потом требования были повышены к производственникам о востребованости научных идей в производстве, но здесь также не достигнуто прогресса.

Поэтому важное значение сегодня приобретает отработка механизма практического взаимодействия науки, сельскохозяйственного производства и органов государственного управления АПК. Один из компонентов такого взаимодействия - информацинно-консультационная и информационная обеспеченность АПК.

Основное задачей консультационной службы АПК России, как инструмента реанимации агропроизводственной политики АПК, является содействие повышению эффективности агропромышленного производства путем создания и развития системы передачи сельхозтоваропроизводителям важнейших достижений науки и передового производственного опыта, то есть специальной системы внедрения (освоения) достижений НТП. Информационно-консультационная служба - это новые понятия и проблемы. Понятия ИКС стало звучать в нашей стране с 1994 года, хотя ещё в 1918 году, А.К.Чаянов выпустил монографию «Формы и методы общественной организации», в которой он описал опыт ИКС в России.

Затем он распространился за рубежом, а сейчас снова вернулся к нам. Существенного влияния на реформирование АПК ИКС пока не оказывает, но опыт ее деятельности показал востребованность служб внедрения со стороны сельхозтоваропроизводителей и большие возможности этой службы в части освоения инновационных технологий.

ИКС - это новая научно-практическая задача, т.к. ИКС является основным проводящим каналом знаний до сельхозтоваропроизводителей.

ИКС - это новое надежное направление исследований, хотя мы находимся в этом смысле в начале пути.

ИКС - это и новый инструмент реформирования АПК, но только с помощью знаний и инноваций, сейчас ИКС в субъектах РФ развивается неоднозначно и на разной материально-технической основе.

Минсельхоз России приступил к формулированию информационно-консультационной службы только в 1993 году. В 1994 году было уже создано 22 региональных центра, в 1997 году - 26, а 1998 году - 33. В настоящее время ИКС зарегистрированы в 63 регионах.

В ИКС службах всех уровней работает около 1000 консультантов, оказывающих активную помощь сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок. Региональные и районные ИКС осуществили в 2001 году свыше 120 тысяч консультаций по различным проблемам агробизнеса. В специализированных семинарах, организованных ИК службами, приняло участие более 5000 специалистов сельскохозяйственного производства.

Особое внимание в работе ИК служб уделяется таким вопросам, как подготовка антикризисных управляющих, восстановление экономики неплатежеспособных хозяйств, реформирование сельхозпредприятий, маркетинг, менеджмент, бизнес-планирование, т.е. вопросам, тесно связанных с процессом рыночных преобразований.

В целом, как показала практика, информационно-консультационная служба обеспечивает эффективное функционирование сельхозтоваропроизводителей в рыночных условиях и является действенным механизмом реформирования АПК.

Глава 3. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве.

3.1.Техническая и научно-техническая революция: их взаимосвязь и развитие.

В экономической литературе существует три взаимосвязанных понятия: технический прогресс, научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Технический прогресс представляет собой качественные изменения в развитии технических средств, базирующихся на использовании новых видов материалов и источниках энергии. Он имеет две формы развития: эволюционную и революционную. Эволюционная форма предполагает постепенное качественное изменение техники и ее применение при соответствующем уровне производительных сил и в определенных исторических условиях. При революционной форме развития происходят качественно новые изменения во всех основных элементах производственных сил, что создает предпосылки к движению технического прогресса на новый уровень.

Достижения естественных и технических наук являются важнейшим источником развития техники и производительных сил на базе крупного машинного производства. Это означает, что революционная форма технического прогресса представляет собой научно-технический прогресс.

Аналогично техническому прогрессу у научно-технического прогресса имеется также две формы развития: эволюционная и революционная. В течение многих лет развитие машинного производства и науки носило эволюционных характер. Медленное накопление научных идей, недостаточная их проработка в практических условиях не способствовала качественным изменениям в средствах производства.

При эволюционной форме развития научно-технического прогресса производственный процесс совершенствуется в рамках одного и того же технологического принципа, а при революционной - происходит замена технологического принципа качественно новым. Ускоренное развитие науки и ее применение в материальном производстве в конце 60-х гг. явилось основным условием внедрения промышленных технологий в сельском хозяйстве и главным фактором повышения производительности общественного труда. Все это происходило в рамках революционной формы научно-технического прогресса.

В современных условиях развития научно-технической революции неизмеримо возрастает роль науки. Революционные изменения в науке являются важным фактором общественного производства и находят конкретное воплощение в новых средствах и предметах труда, в новых технологических принципах.

Прогресс науки и техники на данном этапе развития научно-технической революции вносит качественные изменения в функции научно-технического прогресса и в механизм его влияния на экономические результаты производства. Они сводятся главным образом к тому, что внедрение научно-технического достижений способствует не только экономии живого, но и овеществленного (прошлого) труда.

3.2. Основные направления научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.

Приоритетные направления НТП в сельском хозяйстве.

Научно-технический прогресс оказывает непосредственное воздействие на сельское хозяйство через важнейшие направления его развития, которые выступают в качестве материально-вещественных, экономических и организационных факторов воспроизводства. Применительно к растениеводству его элементами являются создание и широкое применение более эффективных машин и механизмов, средств химизации, мелиорации, использование новых высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, интенсивных технологий их возделывания и уборки. Прямое отношение к развитию научно-технического прогресса имеет внедрение рациональных форм управления, организации и оплаты труда, подготовки высококвалифицированных кадров.

В практике утвердилось и широко используются основные направления, по которым развиваются и внедряются достижения научно-технического прогресса в растениеводстве. Среди них такие, как агротехнические, организационно-экономические (схема 43).

К агротехническим относятся: применение интенсивных севооборотов, создание и использование высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, расширение орошаемых земель и совершенствование способов полива, эффективное применение минеральных и органических удобрений, химических и биологических средств защиты растений от вредителей, болезней, сорняков.

Технологические включают: создание и применение новых высокопроизводительных машин и орудий, внедрение индустриальных технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур, использование тары, транспортных средств, расширение емкостей для кратковременного хранения продукции.

Наибольшую значимость приобретает изучение организационно-экономических направлений, в которых концентрируются достижения научно-технического прогресса в агротехнике и технологии возделывания культур. К ним относятся: углубление специализации и повышение концентрации отрасли, совершенствование форм и методов заготовок продукции, организации труда и материальное стимулирование, подготовка высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства. Данные направления актуальны на всех этапах развития сельского хозяйства. В настоящее время на передний план выступают подходы комплексного обоснования направлений научно-технического прогресса. При этом наиболее четко и ясно проявляется его влияние на производственные и экономические результаты.

Научно-технический прогресс является важным фактором повышения экономической эффективности производства, если достижения науки и техники используются комплексно, и они способствуют переводу отрасли на индустриальную основу. Если он внедряется только по отдельным элементам производственного процесса или при возделывании отдельных видов сельскохозяйственных культур, то материально-денежные расходы на производство единицы продукции или несколько увеличиваются или понижаются крайне медленно. На основании этого иногда делается неправильный вывод о том, что внедрение достижений науки техники в сельском хозяйстве является неэффективным.

Приоритетным направлением научно-технического прогресса становится разработка и создание принципиально нового комплекса машин и оборудования для возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.

Разработка и применение новых машин, оборудования и технологий в сельском хозяйстве открывает широкий путь для эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Важным условием рационального использования машин в сельскохозяйственном производстве является повышение надежности техники и соответствие ее достижениям научно-технического прогресса.

Надежность техники характеризуется комплексным параметром, включающим такие показатели, как безотказность, долговечность работы машин и оборудования, ремонтопригодность и сохраняемость их первоначальных свойств. Надежность зависит от условий и интенсивности применения, качества производимых профилактических работ и ремонтов, использования диагностических средств.

Перспективным направлением научно-технического прогресса является биотехнология. Эта сравнительно новая быстроразвивающаяся отрасль науки и производства, основанная на промышленном применении естественных и целенаправленно созданных живых систем. В сельском хозяйстве широко используется созданные промышленным путем биопрепараты для защиты растений, бактериальные удобрения, дрожжи, грибной мицелий и т.д.

Задачи по ускорению НТП.

Важнейшими задачами по ускорению научно-технического прогресса в сельском хозяйстве являются:

- качественно новый подход к селекционной работе, широкое использование биотехнологий в сельскохозяйственном производстве;

- разработка прогрессивной системы ведения хозяйства, способствующая сохранению и повышению плодородия почвы;

- разработка и внедрение системы управления урожайностью сельскохозяйственных культур;

- создание новых орошаемых земель, реконструкция и модернизация существующих мелиоративных сооружений;

- конструирование и изготовление опытных образцов машин и других средств производства для возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.

Особенно велика роль внедрения научно-технического прогресса в селекции сельскохозяйственных культур. Она должна быть направлена на создание сортов с высокой и устойчивой урожайностью, с разными сроками созревания и приспособленными к индустриальным технологиям возделывания и уборки.

Ускорение научно-технического прогресса в определенной мере зависит от научно-технического потенциала общества. Он характеризуется комплексной оценкой уровня развития науки и техники, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем. Основными показателями функционирования научно-технического потенциала являются наличие научно-технических кадров, материально-техническое обеспечение научно-технических и опытно-конструкторских работ, развитие системы научно-технической информации, планирование и управление в науке и технике, финансирование научно-технических исследований.


3.3. Государственная инновационная политика.

Практика регулирования научно-технического прогресса в странах с развитой рыночной экономикой позволяет выделить два типа организации взаимодействия государства и инновационного сектора. При одном подходе государство регулирует только макроэкономические процессы в области НТП и предоставляет полную свободу действий негосударственным структурам. В другом случае, напротив, государство осуществляет подавляющую часть функций регулирования, формирует научно-техническую и инновационную политику, определяет приоритеты в области развития науки и техники, обеспечивает концентрацию ресурсов, осуществляет и контролирует их распределение и использование.

Ввиду специфики развития научно-технической сферы России, значительной зависимости ее от государства, неразвитости неправительственных структур и ослабления интеграции науки с производством представляется наиболее целесообразным использование и развитие в переходный период к рыночной экономике именно второго подхода.

Государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики, целью которой является содействие созданию конкурентоспособной экономики, базирующейся на эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала, укрепление позиций России на мировых рынках высоких технологий.

Основными задачами инновационной политики РФ, являются:

· развитие научного и производственно-технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;

· выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, определение конкретных организационных и экономических механизмов развития этих приоритетных направлений;

· обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и добросовестной конкуренции;

· создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

· внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.

Систему методов государственного регулирования НТП можно условно разделить на две группы:

· прямые (определение приоритетов развития науки и техники, формирование государственных органов управления, прогнозирование, планирование, разработка федеральных целевых программ, финансирование);

· косвенные (стимулирование, кредитование, налогообложение, амортизационная политика и др.).

Государство определяет стратегические цели научно-технической политики, формирует систему органов, необходимых для их реализации. В настоящее время функции государственного регулирования НТП в РФ возложены на Министерство промышленности, науки и технологий, Правительственную комиссию по научно-инновационной политике, Министерство образования и другие органы. В конце 2001 г. в целях повышения эффективности государственной инновационной политики при Президенте РФ создан Совет по науке и высоким технологиям инновационной сфере РФ.

Особое место в стране занимают Российская академия наук (РАН), включающая в свой состав около 500 институтов и имеющая в своем составе три отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительства, художеств).

Важнейшими методами государственного регулирования НТП являются прогнозирование и планирование. В мире осуществляется переход к долгосрочному стратегическому планированию, во многих странах разрабатываются планы научно-технического развития как минимум на 15 лет. В настоящее время в России осуществляется лишь краткосрочное прогнозирование НТП в рамках общей системы прогнозирования экономики. Усилилось значение программно-целевого метода управления, и важнейшие научно-технические проблемы решаются с помощью ФЦП.

Наиболее действенным методом прямого регулирования НТП является финансирование. Мировая практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства вузов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.

В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования НТП имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и государственных предприятий.

Формы и методы бюджетного финансирования НТП зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а в рамках прикладных наук - от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба. Государственные источники финансирования инноваций в РФ по объемам затрат, несмотря на все изменения, остаются основными, хотя доля их уменьшается. Одним из новых направлений финансирования науки является грантовое финансирование. Гранты представляют собой денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам международными и отечественными негосударственными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

В развитых странах правительства в основном инвестируют развитие образования и фундаментальные исследования, а до 70% затрат на НТП осуществляется частным сектором. Так, в США некоторые корпорации вкладывают в исследования суммы, сопоставимые с государственными расходами: General Motors тратит 10 млрд долл., Ford - 7 млрд долл., IBM - 4 млрд долл. ежегодно. Собственные средства российских предприятий и организаций, предназначенных для научно-технического развития, то в настоящее время они сводятся к двум источникам: отчислениям от прибыли и амортизации основных фондов. В условиях экономической нестабильности большинство предприятий или имеет малую прибыль, или вообще ее не имеет, а амортизации не хватает даже для простого воспроизводства.

На протяжении нескольких лет различные исследователи предлагают создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы, контрольный пакет которого принадлежал бы государству. Пока в стране нет ни одного инвестиционного банка, а Российский банк развития был сориентирован на восстановление банковской сферы, а также на кредитование реального сектора.

Во многих странах действуют инновационные фонды (венчурные фирмы), которые не предоставляют ссуды, а приобретают у владельцев изобретений исключительное право на их использование. Фонды ищут заинтересованные в новшествах организации и заключают с ними предпринимательские договоры на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения рисков и взаимной выгоды. Подобный фонд также проводит доработку нововведений, осуществляет расчеты, эксперименты и т.п. При отрицательном результате затраты венчурной фирмы не возмещаются, при успехе она получает обговоренную в договоре часть прибыли. По всей видимости, в случае создания полнокровной экономической системы такие фонды, банки будут играть более заметную роль в финансировании НТП, что вызовет отмирание административных форм воздействия на финансирование инновационного рынка.

3.4. Особенности НТП в сельском хозяйстве.

Осуществление научно-технического прогресса в сельском хозяйстве базируется на присущих ему экономических и биологических законах. Вследствие этого научно-технический прогресс а аграрном производстве имеет свои особенности, которые вытекают из специфики возделывания, уборки, хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции.

Выращивание сельскохозяйственных культур ведется на плодородных почвах, а получение высоких и устойчивых урожаев достигается как за счет рациональной обработки земельных участков, так и путем применения органических и минеральных удобрений, оптимальных доз средств защиты растений. Эффективное использование земли, средств производства и материальных ресурсов зависит от внедрения научно обоснованных севооборотов, новых технологий и высокопроизводительной техники.

Сельскохозяйственные культуры отличаются биологическим составом, сроками вегетации и степенью использования продукции в пищу без переработки и после доработки. В этой связи развитие научно-технического прогресса должно осуществляться в направлении более полного и лучшего использования биологических особенностей конкретного вида сельскохозяйственных культур. Особое внимание должно быть обращено на развитие отраслей и производств по хранению, переработке и реализации продукции.

Многие виды сельскохозяйственных культур для возделывания являются весьма трудоемкими. Это в первую очередь относится к пропашным и техническим культурам. На их возделывание затрачивается значительно больше живого труда, чем при выращивании зерновых культур. Так, при возделывании овощных культур затраты труда на 1 га посевов в 40-60 раз выше, чем при производстве зерновых культур.

Ускорение научно-технического прогресса должно способствовать разработке новых машин и оборудования в первую очередь для выращивания трудоемких культур при комплексной механизации производственных процессов.

Сельскохозяйственная продукция является многотоннажной, скоропортящейся и малотранспортабельной, что связано с биохимическим строением плодов, корнеплодов и других видов культур и наличием в их составе большого количества воды. В процессе уборки, заготовки и транспортировки наблюдается значительные потери массы продукции, ухудшение ее товарного вида и потребительских свойств. Учитывая это, научные исследования должны быть направлены на разработку перспективных способов хранения, затаривания, транспортировки и последующей доработки продукции.

Разработка и внедрение новых машин и технологий в сельском хозяйстве открывает широкий путь для эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Все это будет способствовать дальнейшему наращиванию объемов производства сельскохозяйственной продукции и более полному удовлетворению растущих потребностей населения при ограниченном использовании ресурсов общества.

Замедление темпов научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе в начале девяностых годов обусловлено существенными недостатками в организации инновационного цикла в хозяйственном механизме. Невосприимчивость производства к нововведениям препятствует достижению мировых стандартов в технике и технологии.

3.5. Агропромышленный комплекс России: состояние и направление развития.

В журнале "Экономист" в номере 6 за 2003 г. опубликована статья директора ВНИИ экономики сельского хозяйства академика И. Ушачева "Основные направления социально-экономического развития АПК", содержащая ряд интересных данных о современном состоянии российского села и путях его преобразования в соответствии с современными требованиями.

Современное положение деревни характеризуется следующими показателями:

За 7 лет (1991-1998 гг.) снижение объемов валовой с/х продукции составило 44%, а за период 1991-2003 гг. прирост по сравнению с уровнем 1998 г. составил лишь 23%. Площади под зерновые и зернобобовые культуры увеличились на 2,5 млн. га.

По сравнению с 1998 г. количество нерентабельных хозяйств сократилось на 36 процентных пунктов, однако до сих пор составляет более половины - 52%. Однако как считает автор, это не только не привело к созданию в отрасли благоприятных условий для развития, но и отмечается ряд неблагоприятных тенденций, касающихся оплаты труда и рентабельности.

По сравнению даже с постсоветским 1995 г. в 2001 г. доля с/х производства в общем выпуске продукции снизилась с 7,5% до 6,7% (1991 г. - 11,7%), а в валовой добавленной стоимости - с 6,6% до 6,1% (1991 г. - 13,6).

Если по стране в структуре расходов населения затраты на продовольствие составляют в среднем 50%, то доля преимущественно товарного сектора составляет 3-3,5%, в то время как остальные примерно 97% - личные подсобные хозяйства, обслуживающие в основном лишь собственные нужды своих владельцев.

Такое положение в значительной мере связано с низким платежеспособным спросом населения. По приведенным в статье данным до 80% населения испытывает недостаток средств для питания, а 38,7 млн. человек или 27% живут ниже черты бедности, имея доходы в интервале от 585 руб. до, примерно, 1094 руб.

Уровень оплаты труда селян составил лишь 41% от среднего по стране, что в 7 раз меньше, чем у работников банковской сферы, и в 10 раз меньше, чем у работников в газовой промышленности.

Инвестиции в основной капитал, составлявшие в 1990 г. 15,9% от общего объема по стране в 2002 г., составляли лишь 2,7%.

По состоянию на 2000 г., если инвестиции в основной капитал в процентах к стоимости основных фондов составляли в промышленности 11,9%, то в сельском хозяйстве лишь 2,6%, так что, если считать, что средний срок освоения инвестиционных проектов в сельском хозяйстве лишь 1 год (хотя на практике это часто бывает более долгие сроки), то срок обновления основных фондов в сельском хозяйстве составляет порядка 40 лет (100 : 2,6% ~ 38,5 г.), что находится в вопиющем противоречии с современными требованиями научно-технического прогресса.

Автор отмечает также, что бедственное положение современной российской деревни обуславливает низкий спрос на сельскохозяйственную технику, что в свою очередь подрывает основы тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Так, в 2002 г. сельхозмашиностроение уменьшило выпуск продукции почти на 20% в сравнении с предыдущим годом.

В значительной мере тяжелое положение в сельскохозяйственном производстве связано с диспаритетом цен на промышленную и с/х продукцию. Так, в 2002 г. к уровню 2001 г. произошло снижение цен на с/х продукцию на 2% и повышение цен на промышленную продукцию на 10%. Совершенно очевидно, что такое положение негативно влияет не только на с/х, но и, как было показано выше, на промышленность, чья продукция не находит сбыта на селе.

Из внутриотраслевых проблем сельского хозяйства отмечаются две.

Первая - сложившаяся в постсоветский период малокультурность отрасли, которая 60-70% прибыли получат от реализации зерна, соответственно 30-40% от овощей и фруктов, а животноводство остается в целом по стране убыточным.

Вторая - создание на селе вертикально-интегрированных структур. В результате создания объединений, охватывающие все звенья производства с/х производства, включая сопряженные отрасли промышленности и строительства, продуктивность отрасли повышается. Наиболее наглядно это видно на примере Белгородской области, где 78% существующих в отрасли с/х предприятий, находившихся на грани банкротства вошли в 18 объединений холдингового типа. Это привело к увеличению уровня зарплаты, регулярности ее выплаты и ряд других позитивных сдвигов.

Однако это имеет негативные последствия. Во-первых, неразвитость рыночных отношений снижает прозрачность результатов финансовой деятельности отдельных участников объединения, а во-вторых, юридическая неурегулированность отношений участников может приводить к тому, что кто-либо из них, сочтя для себя дальнейшее участие в данной структуре невыгодным, может выйти из объединения, поставив все объединения в тяжелое положение, или даже привести всю структуру к банкротству.

Чрезвычайно негативным обстоятельством является высокий уровень зависимости России от импорта продовольствия, который составляет свыше 30% от объема потребляемых в стране продуктов питания.

Если сравнивать с развитыми странами, то окажется, что:

США и Франция - абсолютно в этом отношении самодостаточны, Германия зависит от импорта на 7%, Италия - на 22%, и только для Японии этот показатель выше российского и составляет 50%.

При этом в указанных странах, в особенности США и Японии этот показатель считается важнейшим признаком национальной безопасности.

Автор считает, что вступление России в ВТО является неизбежным. Однако, принимая во внимание такие специфические для страны факторы как более низкая естественная продуктивность земли (в 2,7 раза ниже, чем в США и в 2,2 раза по сравнению с Западной Европой), 4-х кратно по сравнению с США энергоемкость и 5-ти кратную металлоемкость с/х производства, следует некоторые отрасли сельского хозяйства объявить стратегически важными и вывести их из сферы действия правил Всемирной Торговой Организации.

По мнению автора, взятый курс на децентрализацию может быть осуществим лишь в определенных пределах, которые нельзя переходить. По его мнению, именно государство должно взять на себя функции как регулирования общественного рынка (совершенствование механизма ценообразования с точки зрения устранения неравноправия участников товарообмена и контроля за внешнеэкономической деятельностью на рынке с/х продукции), так и обеспечения в организационном и финансовом отношениях инвестиционной политики, обеспечивающей реализацию наиболее масштабных и затратных проектов, связанных с внедрением достижений научно-технического прогресса.

Также, задачей государства автор считает разработку и реализацию проектов создания альтернативных рабочих мест для сельской рабочей силы, высвобождаемой в результате внедрения достижений НТИ.

Наконец, к задачам фундаментальной науки, естественно финансируемой государством должны, по мнению автора, относиться такие вопросы, как разработка теории финансирования рынков, прогнозирование вариантов развития АПК при различных вариантах развития экономики страны, анализ последствий интеграции российской экономики в целом и ее аграрного сектора, в частности, в мировое экономическое пространство.

Общим выводом из рассуждений автора этой очень интересной и полезной статьи может быть то, что даже в условиях капитализма для решения стоящих перед страной задач отечественной продовольственной безопасности чисто рыночные механизмы как регуляторы экономики демонстрируют низкую эффективность.

Заключение.

ь Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда.

ь На определенном этапе вследствие коренных, принципиальных преобразований производительных сил возникает революционная ситуация. Такая форма научно-технического развития называется научно-технической революцией.

ь Научно-технический прогресс (в любой его форме, как эволюционной, так и революционной) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства.

ь Основными направлениями научно-технического прогресса является комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

ь Экономический эффект НТП - результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей среды.

ь Экономический эффект определяется как отношение эффекта к затратам. При этом в качестве эффекта выступает, как правило, рост прибыли в результате снижения себестоимости продукции, а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту.

ь Социальные и экологические результаты осуществления мероприятий НТП определяются по степени отклонений социальных и экологических показателей от установленных нормативов, а также по масштабам воздействия на окружающую среду и социальную сферу.

ь Информационно-консультационная служба обеспечивает эффективное функционирование сельхозтоваропроизводителей в рыночных условиях и является действенным механизмом реформирования АПК.

ь Научно-технический прогресс оказывает непосредственное воздействие на сельское хозяйство через важнейшие направления его развития, которые выступают в качестве материально-вещественных, экономических и организационных факторов воспроизводства.

ь Осуществление научно-технического прогресса в сельском хозяйстве базируется на присущих ему экономических и биологических законах.

Список используемой литературы:

1. Н.Я. Коваленко. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. - М.: Ассоциация издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 2002.

2. Ф. Глисин., Взаимодействие промышленных предприятий Росси с зарубежными партнерами в области инновационной деятельности.// Вопросы статистики №6 2002.

3. С. Макконелл., Экономикс. Пер. с англ. - М: Туран 1996.

4. В. Логинов. Инновационная политика: меры по активизации. 2001

5. Л. Бжилянская., Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования.// Экономист №3 2002

6. Перспективные направления НТП в растениеводстве.// Сборник научных докладов международной научно-практической конференции «Земледельческая механика в растениеводстве». Том 1. - М.: ВИМ, 2001, д.э.н. В.М. Баутин.

7. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

8. Д. Львов - НТП и экономика переходного периода.// Вопросы экономики №11 2001.

9. Эскин. Экономист №6 2003

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты