1. Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Прежде всего в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.
Вопрос о субъектах управления в данной сфере тесно связан с вопросом о видах управления. Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РБ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.
Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, - тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления. Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:
§ создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
§ подзаконное нормотворчество;
§ координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
§ распоряжение (управление) природными ресурсами;
§ планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
§ экологическое нормирование;
§ экологическая экспертиза;
§ экологическое лицензирование;
§ экологическая сертификация;
§ экологический аудит;
§ наблюдение за состоянием окружающей среды;
§ учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействии;
§ контроль за использованием и охраной объектов природы;
§ разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.
2. Задача № 1.
Член общества охотников Богданович, находясь на территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением, неожиданно столкнулся с волком. Выстрелом в упор охотник застрелил зверя, но был задержан охраной заповедника. При задержании Богданович заявил, что он стрелял в порядке самозащиты, кроме того, согласно правилам охоты, истребление волков - одна из обязанностей охотников, которая не ограничивается никакими правилами и условиями.
Дайте определение понятию и укажите состав особо охраняемых природных территорий. Охарактеризуйте виды ответственности за нарушение законодательства об особо охраняемых территориях. К каким видам ответственности следует привлечь Богдановича?
Особо охраняемые природные территории - участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.
Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
§ заповедник;
§ национальный парк;
§ заказник;
§ памятник природы.
Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения.
Заказники памятники природы могут быть особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.
Ответственность за нарушение законодательства об особоохраняемых природных территориях и объектах.
Лица, виновные в нецелевом использовании особо охраняемых
природных территорий и объектов, в том числе:
§ самовольном изменении границ, отводе земель особо охраняемых территорий и объектов;
§ осуществлении в пределах особо охраняемых природных территорий
и объектов, их защитных зон запрещенной хозяйственной деятельности;
§ нарушении порядка пользования животным и растительным миром и
нарушении правил их охраны;
§ нарушении требований разрешений на использование этих
территорий и объектов;
§ порче, повреждении и уничтожении природных комплексов,
зарезервированных для включения в состав особо охраняемых природных территорий и объектов, - несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Заповедники и национальные парки должны предъявлять юридическим
и физическим лицам иски о возмещении ущерба, причиненного нарушением
установленного режима.
По условию задания, охотник находился на территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением. Согласно установленному режиму заповедников, запрещено находиться на территории заповедников с ружьем, или другим оружием. С оружием на территории заповедников могут находиться только работники заповедников. За нахождение на территории заповедника с оружием Богдановича следует привлечь к административной ответственности в виде штрафа, а также лишение прав на охоту, и лишение права на оружие.
3. Задача № 2.
Гражданин Лебедев на земельном участке, переданном ему в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, выкопал пруд. В процессе ведения сельскохозяйственных работ Лебедев не выполнял правила хранения минеральных удобрений, в результате чего водоем подвергся загрязнению. Гражданин Лебедев был привлечен к административной ответственности за загрязнение вод, однако свою вину отрицал, мотивируя свои действия тем, что водоем находится в его собственности.
Имеют ли право частные собственники земель строить пруды на своих участках? Правомерно ли привлечение к ответственности Лебедева?
В соответствии со статьей 64, пункта 6 Кодекса Республики Беларусь о земле, землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков имеют право в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы.
За несоблюдение правил хранения минеральных удобрений на граждан налагается административное взыскание, предусмотренное Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Также за загрязнение водного объекта путем поступления в него загрязняющих веществ (бытовых, производственных отходов, сточных вод), нарушающих состав и свойства воды, в том числе вследствие эксплуатации неисправных очистных сооружений, нарушений правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов. Привлечение к ответственности гражданина Лебедева правомерно, потому что, несмотря на то, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле он имеет право строить на своем земельном участке пруды, он допустил правонарушения в области охраны окружающей природной среды. Ответственность за земельные правонарушения вместе с лицами, не состоящими в земельных правоотношениях, но допустившими нарушения правил пользования и охраны земель, несут субъекты, обладающие правами на землю (землевладельцы, землепользователи и собственники земли).
В качестве административных взысканий предусмотрено предупреждение и штраф.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Балашенко С. А., Демичев Д. М. Экологическое право: учебное пособие. Мн.: Ураджай, 1999.
2. Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20 октября 1994 года в редакции от 23 мая 2000 года.
3. Земельное право: учеб.-метод. комплекс для студентов заоч. и дистанц. форм обучения специальности «Правоведение»/ Авт.-сост. Н. А. Шингель. - Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. - 118 с.
4. Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 года.
5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.