Рефераты

Предпринимательство в аграрном секторе экономики

положительная тенденция в развитии частного сектора экономики продолжаются. На 1.04.2001 года в республике зарегистрировано 186 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. число фермерских хозяйств по сравнению с началом года увеличилось на 7,8 %. За счет сектора малых и средних предприятий создано более 39,5 тыс. новых рабочих мест. Общая сумма выданных субъектам малого и среднего бизнеса, дехканским и фермерским хозяйствам кредитов по сравнению с началом года увеличилась на 13,7 %.

Значительные сдвиги в укреплении частноправовых форм собственности произошли и в аграрном секторе Узбекистана. Если в 1992 г. насчитывалось 5,9 тыс. фермерский хозяйств, в 1993-7,2 тыс., а в 1995-17,1 тыс., то у концу 2000 г. - свыше 43,8 тыс. Из них 38334 специализированно на земледелии и 5425-на животноводстве. За фермерскими хозяйствами закреплено 889,7 тыс. га земельных участков, в 2000 г. ими было произведено 18,3 % хлопка-сырца, 14,5 % зерна от общего объема сельскохозяйственной продукции. Земельная площадь личных подсобных и дехканских хозяйств составляет 579,3 тыс. га, или 15,3 % посевной площади страны, в 2000 г. ими было произведено 66 % валовой продукции сельского хозяйства Узбекистана.

Если дехканские и фермерские хозяйства будут развиваться такими же темпами, то скоро они займут одно из ведущих мест в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции, особенно овощей, картофеля, фруктов, винограда, зерна, мяса, молока, яиц. По прогнозам, к 2005 г. число фермерских хозяйств в Узбекистане достигнет 39 тыс., а площадь обрабатываемой ими пашни- 1 млн. га, или 25 % от всего посевного клина республики.

Перспективы развития предпринимательства в Узбекистане. В выступлении Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета министров, посвященном итогам 1 полугодия 2001 г., были поставлены новые задачи по поддержке малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства. Намечен комплекс мер государственной политики по ускоренному развитию частного бизнеса, прежде всего малого. Особо отмечена необходимость обеспечения всех условий для этого в сельской местности, что позволит создавать новые рабочие места. Большой потенциал в данном отношении имеет сфера переработки сельскохозяйственной продукции.

Одна из ключевых задач в плане поддержки малого и среднего бизнеса- совершенствование законодательства. Положения законов должны быть ясными и трактоваться однозначно, чтобы свести на нет практику ведомств и местных органов власти по изданию подзаконных актов и принятию решений, противоречащих правам и интересам предпринимателей. Министерству юстиции, Госкомимуществу и др ведомствам, в компетенцию которых входит поддержка предпринимательства, поручено провести инвентаризацию законодательных и подзаконных нормативных актов с целью устранения препятствий для развития бизнеса.

Кроме того, следует значительно повысить роль судебной системы и общественных организаций в защите прав и интересов предпринимателей, прежде всего в их отношениях с контролирующими органами. А в то же время самим контролирующим, проверяющим и правоохранительным органам надо переходить от мер по выявлению и борьбе с право нарушениями к работе по их предупреждению.

В механизме отношений между субъектами предпринимательства и контролирующими органами должна возрасти роль аудиторской деятельности. настало время для создания крупных независимых общенациональных аудиторских компаний с сетью филиалов в городах и районах страны.

Кардинального решения требует проблема расширения доступа малых и средних предприятий к материально-сырьевым ресурсам и обеспечения их технологическим оборудованием. Приобретать последние малым предприятиям не по средствам, а система лизинга пока не получила необходимого развития. В этой связи Госкомимуществу совместно с хозяйственными и предприятиями, Советом министров Республики Каракалпакистан, хокимиятами областей и г. Ташкента поручено сформировать базу данных по нежилым помещениям, не установленному и неиспользуемому оборудованию для последующей их передачи в аренду или реализации на условиях лизинга субъектам малого и среднего предпринимательства.

Актуальной остается проблема доступа предприятий малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам. Президент поставил вопрос об упрощении процедуры кредитования. Банкам уже пора формировать надежную клиентуру среди субъектов частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, кредиты которым выдаются на основе их надежной кредитной репутации и устойчивых финансовых показателей. Также очень важно создавать фонды стартового капитала для лиц, желающих открыть свое дело, но не имеющих достаточных средств.

Для решения данной задачи предполагается пересмотреть функции Бизнес -фонда и Фонда дехканских и фермерских хозяйств. Эти структуры н льготной или беспроцентной основе должны через коммерческие банки предоставлять начинающим предпринимателям стартовые финансовые ресурсы для открытия собственного дела с условием их возврата через 2-3 г.

Немало проблем, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса, возникают в результате низкой квалификации самих предпринимателей. Это положение можно исправить путем широкой специальной подготовки организаторов предпринимательства, будущих руководителей микрофирм, малых и средних предприятий, фермерских хозяйств. В связи с этим Министерству макроэкономики и статистики, Министерству высшего и среднего специального образования, Госкомимуществу поручено внести предложения по созданию сети профессиональных колледжей по подготовке организаторов малого и среднего бизнеса, экономистов, бухгалтеров и др специалистов для малых предприятий, по разработке соответствующих учебных программ.

Приоритетные направления поддержки предпринимателей на перспективу. Президент Узбекистана Ислам Каримов в выступлении на заседании Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям, состоявшемся 11.01.2001 г., отметил необходимость "обеспечить формирование единой системы государственной поддержки и стимулирования ускоренного развития малого и среднего бизнеса, резкого увеличения его доли в структуре валового внутреннего продукта. Рассматривать это, как одну из главных стратегических задач, стоящих перед нами на современном этапе".

В качестве приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в 2001 г. определены: завершение формирования основ целостной, взаимоувязанной инфраструктуры, создание специализированного банка развития для кредитования малого и среднего бизнеса, развитие альтернативных небанковских источников финансирования, создание фондов стартового капитала начинающих предпринимателей, стимулирование экспорта продукции субъектов малого и среднего бизнеса, активной участие производств и другие.

Принята и реализуется комплексная программа правовой защиты предпринимателей. Поставлена также задача создания эффективной системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса с привлечением иностранных грантов и технической помощи.

В 2001 г. по прогнозу, разработанному Центральным банком при участии коммерческих банков, финансирование сектора малых и средних предприятий оставит более 101 млрд. сумов. В составе выделяемых средств будет преобладать доля кредитов на инвестиционные цели. Десятую часть всех кредитных ресурсов предполагается направить на развитие частных строительных фирм и компаний.

Утверждена программа привлечения новых кредитов зарубежных финансовых институтов до 2005 г. на сумму 1 млрд. В 2001 г. из 11 банков и др. финансовых институтов намечается привлечь 139 млн.

Выход узбекского хлопка к морям: варианты и альтернативы. О значении хлопководства для Узбекистана дают представленные ниже цифры. На долю Узбекистана приходиться 6 % мирового объема производства и 16 % мирового торгового оборота хлопка. Доля хлопкового волокна в общем объеме экспортно-импортных перевозок Узбекистана в 1999 году составила около 80 %.

Наиболее высокие темпы роста перевозок на южном маршруте - через Туркменистан и Ирак. Он начал действовать с 05.1996 года поле открытия участка железной дороги Теджен-Серасх-Мешхед. По этому маршруту хлопковое волокно экспортируется в основном в Юго-Восточную Азию через иранский порт Бендер-Аббас. Правительство Ирана готово увеличить мощности транзитных перевозок за счет создания второго порта- Чачбахар на побережье Османского залива. Начавшееся строительство железнодорожной линии Бафк-Мешхед на маршруте Мешхед-Бендер-аббас позволит сократить путь для узбекского хлопка на 1000 км. В настоящее время на туркменской станции Серасх ежегодно обрабатывается около 1 млн. тонн грузов. С введением дополнительной инфраструктуры ее пропускная способность может быть увеличена в 5 раз.

Традиционные северные маршруты, за исключением дальневосточного направления, продолжают использоваться в сокращенном режиме. Так, перевозка грузов по России в 1999 году составило всего 16 % в общем транзите узбекского хлопка, что, правда, в 3,5 раза больше, чем в 1998 году, а объем транзит на узбекских грузов через латвийские порты снизился за тот же период с 30 до 25 %. Несмотря на усилия России, Казахстана, стран Балтии по снижению стоимости транзитных тарифов и сборов на своих территориях и в портах, использование традиционных маршрутов для транспортировки хлопка скорее всего сократиться. Это обусловлено тем, что Юго-Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня являются основными потребителями узбекского хлопка. Усиленно развивая текстильную индустрию, они во все большей степени будут нуждаться в поставках хлопкового волокна.

Западный Транскавказкий коридор обеспечивает сейчас доступ узбекского хлопка к грузинским портам на Черном море (Поти и Батуми) и далее в Европу. Использование грузинских портов представляет интерес для экспорта хлопкового волокна в страны Западной Европы, потребляющие узбекский хлопок - Италию, Францию, Испанию, Португалию, а также в Центральную и Восточную Европу за счет следующих паромных переправ между портами Грузии, Болгарии, Румынии, а затем внутренним водным путем по Дунайско-Рейнской речной системе. Стоимость перевозок высокая, паромная перевозка через Черное море 40- футового контейнера хлопкового волокна стоит порядка 800, а морской фрахт того же контейнера из Поти до Антверпена обойдется с среднем в 950. Последним практическим шагом в дальнейшем развитии Транскавказского коридора стала поставка транспортного погрузочно-разгрузочного оборудования в терминалы Бухары, Алматы, порт Туркменбаши. Использование этого оборудования повышает пропускную. Способность маршрута ТРАСЕКА за счет обработки и перевозки грузов в большегрузных контейнерах и содействуют снижению стоимости фрахта. В стадии проектирования находится восточный альтернативный вариант транспортировки хлопка: Узбекистан-Кыргыстан-китай. Здесь должны быть построена новая железнодорожная ветка между городами Анедижан (Узбекистан), Ош (Кыргыстан) и Кагар (Китай0. Этот проект должен быть завершен к 2010, после чего пропускная способность восточного коридора достигнет 12-14 млн. тонн грузов, без учета внутренних перевозок. Подписано также трех сторонее соглашение о строительстве автомобильной дороги между этими городами и реконструкции автодороги Андижан-Кашгар (940 км). Китай планирует построить ветку Ланджоу-Урумчи и тем самым обеспечить доступ к порту Ляньюньгань, расположенному на побережье Желтого моря. Работы по формированию восточного транспортного коридора продолжаются уже пятый год. этот маршрут позволит транспортировать хлопковое волокно из Узбекистана в Юго-Восточную Азию, Китай, Японию, Южную Корею.

4. Проблемы и достижения сельского хозяйства в Узбекистане.

И

зпокон веков Туркестан на весь мир славился своими пряностями, сухофруктами, хлопком. Вот уже 10 лет Узбекистан принят объявил о своей независимости. Каковы же сегодняшние успехи сельского хозяйства. Значение и особенности аграрного сектора. Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Узбекистана. На него приходится около трети ВВП, 70 % внутреннего товарооборота, 40 % занятости населения и более половины валютной выручки страны. Сельскохозяйственное производство осуществляется на 25,8 млн. га земли, из которых 15,7 % используется под пашню. Аграрный сектор не только снабжает население продуктами питания, но и обеспечивает сырьем промышленность страны.

В настоящее время более 60 % населения Узбекистана проживает в сельской местности, в работает в сельском хозяйстве более 3,1 млн. человек. И численность сельского населения, в том числе трудоспособного, возрастает более высокими темпами, чем в среднем по стране (источник: департамент статистики Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан):

2000 год в % к 1990 году

всего

сельское

все население

120,7

127,1

в т.ч. в трудоспособном возрасте

129,3

138,9

занятое население

113,1

100,9

Отсюда следует, что обеспечение занятости, рост доходов, а следовательно и повышение благосостояния народа в республике в ближайшей перспективе во многом будет зависеть от развития сельского хозяйства и предпринимательства на селе.

Главная характерная особенность сельскохозяйственного производства - это преобладание здесь мелких и средних фирм. Дело в том, что крупные хозяйства в аграрном секторе не могут в полной мере воспользоваться своим главным преимуществом - внутрипроизводственным разделением труда. Во-первых, специализации препятствует сезонный характер работ: узкий специалист большую часть года будет не у дел. Во-вторых, в аграрном секторе (в отличие от промышленности) очень трудно, а порой просто невозможно определить долю каждого специализированного работника в конечном результате. Чья заслуга (или вина) в хорошем (или плохом) урожае: пахаря, сеятеля, жнеца, агронома или погоды? Выяснение этого связано с раздельностью во времени между затратами труда и получением результата, а также с большой ролью природных условий, не зависящих от воли человека. А раз нельзя определить вклад каждого в полученный результат, но невозможно создать эффективную систему стимулирования труда.

Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию как по цене, так и по доходу - низкая. Это означает, что при стабильном спросе на данную продукцию небольшие изменения в ее предложении влекут за собой значительные "скачки" в ценах, т.е. конъюнктура сельскохозяйственных товаров крайне неустойчива. Подсчитано, что средний коэффициент эластичности сельскохозяйственной продукции в индустриальных странах составляет 0,2-0,25, т.е. для того, чтобы увеличить объем продаж на 10 %, фермеры должны снизить цены на 40-50 %.

Занятость в аграрном секторе не реагирует на экономическую конъюнктуру с такой же скоростью, как в других отраслях, поскольку аграрный труд не отличается мобильностью. Сельские жители, а значит и сельские работники, наиболее привязаны к устоям жизни и труда, что обусловливает особый консерватизм этой части населения.

структура издержек и схема амортизации оборудования в сельском хозяйстве также имеют особенности, связанные с большой территориальной рассредоточенностью и сезонным характером производства и использования техники. Дело в том, что аграрные предприятия должны быть укомплектованы полным набором сельскохозяйственной техники, хотя некоторые ее виды используются лишь несколько дней в году. так, сев и уборочные работы, которые должны проводиться в лучшие агротехнические сроки, на практике занимают в хорошем хозяйстве не более 72 часов - все остальное время необходимая для этих операций техника простаивает. Отсюда достаточно высокие капитальные затраты в расчете на единицу продукции и завышенные отчисления в амортизационный фонд. По этой причине сельское хозяйство требует относительно больших инвестиционных вложений при низкой отдаче от них.

Сезонный характер производства и длительность процесса воспроизводства обусловливают особую потребность сельскохозяйственного сектора в кредитах. Однако сильная зависть от природно-климатических условий и состояния конъюнктуры рынка делает данный сектор сферой рискованных вложений, в связи с чем банки неохотно работают с ним. Эта непростая ситуация еще больше усугубляется в условиях трансформации экономической системы.

Предпосылки и специфика проведения аграрных реформ в переходной экономике. С 1994 г. начался процесс трансформирования системы государственного заказа в сельском хозяйстве, который заключался в упразднении:

требований государства к хозяйствам засевать определенные площади под конкретные культуры;

принципа обязательной продажи определенного процента урожая государственным закупочным организациям по цене, определяемой государством.

К 1995 г. государственные закупки в республики были отменены на все виды продукции, имеющей отношение к сельскому хозяйству, кроме зерновых и хлопка, на которые они последовательно снижаются. Доля сельхозпродукции, продаваемой в Узбекистане через государственные закупки (%):

Виды продукции

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Хлопок

95

85

80

75

60

40

30

30

30

30

Зерновые

100

100

80

75

50

50

50

50

50

50

Овощи

100

50

50

Бахчевые

100

100

50

Картофель

100

100

50

Плоды и ягоды

100

100

50

Виноград

100

100

50

Табак

100

100

80

Мясо

100

100

80

50

Молоко

100

100

80

50

Шерсть

100

100

80

Яйца

100

100

80

Коконы

100

100

70

Птица

100

100

70

50

Каракуль

100

100

80

С 1995 г. основными поставщиками хлопка и зерноколосовых по государственным закупкам являются коллективные предприятия. Цена на продукцию, продаваемую в счет государственных закупок, составляет 80 % от мировой цены. Хлопок и пшеница, произведенные сверх государственных закупок, могут быть реализованы по свободным (договорным) ценам при условии выполнения прогноза выполнения прогноза производства. Выполнение государственных закупок обеспечено определенным стимулом: подрядчик на поставку хлопка и зерноколосовых получает доступ к банковским ссудам.

Государственные закупки зерноколосовых обусловлены значительной ролью хлебопродуктов в питании населения. государство через свои закупки гарантированно обеспечивает население хлебопродуктами, снижает зависимость изменения их цены от нестабильной мировой конъюнктуры и тем самым способствует сохранению социальной стабильности в обществе. Нельзя забывать и о значительных расходах государственного бюджета на ирригацию и научные исследования для сельского хозяйства.

Целью аграрных реформ в странах с переходной экономикой является создание рыночно ориентированного сектора, его приспособление к новой экономической ситуации. Сельскохозяйственные производители в процессе таких реформ должны научиться улучшать результаты своей деятельности на основе личной заинтересованности и приобретать материально-техническое ресурсы на свободном рынке. Подобные преобразования позволят добиться значительного повышения производительности труда в сельском хозяйстве.

В экономической теории сложилось мнение, что основным пунктом аграрной реформы должна быть трансформация земельных отношений, введение частной собственности на землю, формирование семейных фермерских хозяйств. Однако при выработке экономических решений в этой сфере для конкретной страны механическое копирование чужого, даже позитивного, опыта неприемлемо - его надо адаптировать к специфическим особенностям национальной экономики.

При проведении аграрной реформы в нашей республике были учтены следующие обстоятельства:

в условиях ограниченности земельных (пригодных к аграрному производству) и водных ресурсов, неравномерного их распределения и относительно высоких темпов роста населения введение частной собственности на землю может стать источником социальной нестабильности в обществе;

в сельскохозяйственных предприятиях был наполнен производственный потенциал, который чисто технически не поддаться разделу на мелкие хозяйства (к примеру, технологический комплекс по возделыванию хлопка включает такие машины, использование которых на мелких семейных фермах неэффективно. Ожидать быстрой переориентации сельскохозяйственного машиностроения на выпуск техники для обслуживания мелких хозяйств не приходилось). В этих условиях быстрое формирование мелких семейных хозяйств в большинстве случаев обрекало бы их на использование архаичной технологии;

ввиду отсутствия конкурентного предложения земли и воды фермерские хозяйства могли бы попасть в жесткую зависимость от арендодателей, получающих доход от сдачи в аренду земли и ирригационных систем.

В результате реформы в сельском хозяйстве страны направлены на формирование частных хозяев без передачи земли в частную собственность. Как показывает мировой опыт, не введение частной собственности на землю, а предоставление возможности свободно распоряжаться результатами своего труда становиться действенными стимулом повышения эффективности сельскохозяйственного производства. наглядный пример - аграрные реформы в Китае, начатые в 1979 г. Только переход от системы производственных бригад к системе семейной ответственности обеспечил 48 % прироста сельскохозяйственного производства Китая. Предоставление сельскохозяйственным производителям институциональных свобод в достаточном объеме дает им стимулы и возможность для более эффективного использования ресурсов. При этом прирост производства достигается без вложения дополнительных производственных ресурсов.

Институциональные реформы в сельском хозяйстве. Рыночные преобразования в сельском хозяйстве требуют формирования структур, экономически заинтересованных в повышении эффективности использования ресурсов, в более полном удовлетворении платежеспособности спроса. Поэтому основным направлением преобразований в сельском хозяйстве является поиск новых организационных форм и методов управления, способных обеспечить эффективное использование земельных, водных, материальных ресурсов. В индустриальном реформировании сельского хозяйства в Узбекистане можно выделить 2 этапа. Задачи первого сводились к формированию эффективных форм мелкотоварного производства без изменения принципиальных основ производства крупного. Этот процесс начался еще в 1989 г., когда были приняты законодательные основы развития личных подсобных хозяйств. В 1993 г. государственные сельскохозяйственные предприятия были преобразованы в различные формы негосударственных хозяйств. С точки зрения организации производства они действовали как коллективные хозяйства, которые на том этапе не могли быть разукрупнены. К ним относились хозяйства с разветвленными мелиоративными системами, которые необходимо было реорганизовать, но отдельные участки земли не могли быть выделены для независимого использования. Были апробированы различные инновации по реорганизации коллективных хозяйств, направленные на достижение большей автономии на бригадном уровне. Расширение хозяйственной самостоятельности бывших совхозов и колхозов сделало их более чувствительными к рыночным сигналам. Значительная часть крупных хозяйств была разделена на более мелкие, лучше управляемые производственные единицы. Именно тогда в республике начинала формироваться такая организационная структура, как фермерские хозяйства. С 1996 г. некоторые колхозы стали преобразовываться в акционерные общества.

Второй этап начинается с принятия "Программы углубления экономических реформ в сельском хозяйстве Узбекистана на период 1998-2000 гг.". на этом этапе формируются основы механизма внутрихозяйственных отношений, соответствующего новым условиям.

Значительные изменения произошли и в деятельности заготовительных организаций. Большинство из них были приватизированы и демонополизированы. В соответствии с договорами контрактации сельскохозяйственные производители при реализации своей продукции через заготовительные организации еще до начала производственного цикла получают аванс в размере 20-50 % от стоимости продукции, что необходимо для приобретения материально-технических ресурсов. Следовательно, при такой системе сельскохозяйственные предприятия гарантированы как средства для осуществления производства, так и сбыт производственной продукции.

При переходе к рынку наблюдается значительное увеличение продажи сельскохозяйственной продукции на дехканских рынках. В структуре реализации продукции растениеводства основная доля приходится на продажу по рыночным каналам. Так, более 72 % произведенного картофеля, 75 % мяса, свыше 60 % плодов и овощей, более 80 % молока в 1998 г. было реализовано через рынок.

В области переработки сельскохозяйственных продуктов постепенно развиваются параллельные структуры: наряду с крупными приватизированными предприятиями агропромышленного комплекса там появляются малые независимые фирмы. Сельскохозяйственные производители начали осваивать так называемую малую переработку - создавать мелкие маслобойки, колбасные цеха, мельницы, пекарни и т.п.

В помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям создаются обслуживающие их организации. В частности, на 1.04.2000 г. в республике действовало 169 фирм, оказывающих сельскохозяйственным производителям различные сервисные услуги, 143 машинно-тракторные партии (МТП), в т.ч. 182 государственных акционерных МТП. Следует отметить, что доля последних в объеме оказываемых технических услуг из года в год возрастает. В целях укрепления материальной базы МТП сельскохозяйственные предприятия передали им свою технику в обмен на акции МТП на сумму 5,3 млрд. сумов.

В силу производственной специфики сельское хозяйство функционирует в условиях многообразия организационно правовых форм хозяйствования. Сегодня уже выявились 2 основных направления реальной трансформации сельскохозяйственных отношений. Первое ведет к разделению крупного коллективного предприятия на более мелкие самостоятельные производственные подразделения - дехканские и фермерские хозяйства. Второе направление, типичное для производства зерновых и хлопка - дальнейшая коммерциализация крупных коллективных предприятий, осуществляемая одновременно с углублением процессов разделения собственности и управления.

Новой экономической реальностью стало также развитие вертикальной интеграции в системе АПК. В условиях конкуренции на рынке сырья предприятия перерабатывающей промышленности, особенно мясомолочной и консервно-овощной отраслей, стремятся к установлению более прочных и долгосрочных связей с сельскохозяйственными производителями. Такая интеграция развивается преимущественно в виде производственной контрактации, но уже возникают элементы и корпоративного интегрирования: вкладываются средства в развитие хозяйств-поставщиков, им предоставляются кредиты.

В настоящее время около 99 % валовой продукции сельского хозяйства производиться негосударственным сектором, представленным сельскохозяйственными ширкатами, фермерскими и дехканскими хозяйствами.

Сельскохозяйственный кооператив (ширкат) - самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, основанный на паевых началах и преимущественно семейном (коллективном) подряде, добровольном объединении граждан для производства товарной сельскохозяйственной продукции.

Деятельность сельскохозяйственных кооперативов (ширкат) основывается на следующих принципах:

добровольность членства в кооперативе (ширкате) и беспрепятственный выход из него;

обязательное трудовое участие членов в деятельности кооператива (ширката);

внутрихозяйственная организация производства продукции и труда преимущественно на основе договора семейного (коллективного) подряда;

оплата труда членов кооператива (ширката) исходя из объема и качества производственной продукции (выполненных работ);

распределение конечного дохода (прибыли) между членами кооператива (ширката) в соответствии с их имущественными паями;

демократический характер управления, равные права в принятии решений (один член кооператива (ширката)- один голос);

контроль членов кооператива (ширката) за его работой в подряде, предусмотренном уставом кооператива (ширката);

использование земельных участков строго по целевому назначению, обеспечение охраны земель и повышения их плодородия.

Ширкаты образованы на базе колхозов через распределение их членам паев с возможностью получения дивидендов по итогам работы хозяйства за год. формирование ширкатных хозяйств сопровождается, как правило, внедрением среди их членов различным форм арендного подряда (семейного, коллективного) и закреплением за ними участков на период от 3 до 5 лет на основе временного договора на пользование землей. Договор семейного (коллективного) подряда заключается ежегодно между сельскохозяйственным кооперативом (ширкатом) в лице его правления и главой семьи (уполномоченным представителем коллектива). По такому договору семья (группа работников) обязуется в качестве подрядчика произвести определенную сельскохозяйственную продукцию и сдать ее заказчику - сельскохозяйственному кооперативу (ширкату) в согласованные сроки, а заказчик обязуется ее принять и оплатить.

Физические и юридические лица, внесшие в ширкатное хозяйство паевой взнос, но не принимающие участие в производственной деятельности, получают статус ассоциированного члена. Они получают свою долю в прибыли, но не имея права голоса на общем собрании.

На 1.06.2000 г. в сельском хозяйстве функционировало 1424 ширкатных хозяйства. В 64,9 % хозяйств активно внедряется чековая форма учета и контроля затрат, а в 81,4 % хозяйств созданы финансово-расчетные центры. Если в 1998 г. только 47 % посевов хлопчатника, 46 % посевов зерновых и 63 % посевов овощеводческих культур были переданы подрядными коллективами на 1 год, то в 1999 г. подрядными договорами было охвачено в хлопководстве - 87 %, зерноводстве - 95 % посевов на срок не менее 3 лет.

Несмотря на значительное расширение хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных кооперативов, в настоящее время еще нередки случаи, когда во внутренние дела многих хозяйств вмешиваются местные чиновники и руководители предприятий агропромышленного комплекса. Это выражается в назначении руководителей ширкатных хозяйств, директивном установлении производственных целей и заданий, цен и издержек, в требовании увеличить объемы производства и контроле за банковскими счетами аграрных хозяйств.

Главная цель всех преобразований на селе - воспитать собственника, заинтересованного в своем труде и распоряжающегося его результатами. По этой причине в перспективе в ширкатных хозяйствах необходимо усилить роль общего собрания, обязательными должны стать независимые аудиторские проверки. Действия администрации должны реально контролироваться членами правления и наблюдательного совета. Чтобы обеспечить стимулы к высоко производственному труду, основой распределения дохода должна стать денежная оплата по труду. Не менее важным направлением повышения эффективности функционирования как ширкатных хозяйств так и аграрного сектора в целом является постепенное создание свободных рынков хлопка, пшеницы и средств производства для сельского хозяйства. Это позволит устранить существующие искажения относительных цен и будет способствовать более эффективному распределению и использованию ресурсов.

Фермерское хозяйство (ФХ) - самостоятельный хозяйственный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, основанный на совместной деятельности членов фермерского хозяйства, ведущих товарное сельскохозяйственное производство с использованием земельных участков, предоставляемых ему в долгосрочную аренду.

Членами ФХ являются глава хозяйства, его супруга (супруг), в том числе усыновленные (удочеренные), приемные дети, родители, иные родственники, а также другие лица, достигшие трудоспособного возраста, совместно ведущие ФХ, для которых работа в нем является основным местом трудовой деятельности. Лица, работающие в ФХ по трудовому договору, не являются его членами.

ФХ создается на конкурсной основе, преимущественно на тех землях и территориях, где не ощущается избытка трудовых ресурсов.

ФХ, специализирующееся на производстве продукции животноводства, создается при наличии скота численностью не менее 30 условных голов. Минимальный размер земельных участков, предоставляемых ФХ в аренду,- не менее 0,3 гектара на одну условную голову скота на орошаемых землях Андижанской, Наманганской, Самаркандской, Ферганской и Хорезмской областей, не менее 0,45 гектара орошаемых земель в Республике Каракалпакстан и других областях, а на неорошаемых (богарных) землях - не менее 2 гектаров на одну условную голову скота.

В настоящее время земли вод ФХ выделяются на основе долгосрочной аренды сроком от 10 до 50 лет. если в 1995 г. на долю ФХ приходилось 3,8 % всей посевной площади и 2,6 % валовой продукции сельского хозяйства, то в 2000м эти показатели достигли уже соответственно 16,7 % и 5,1 %. На 1.01.2001 г. в Узбекистане за 43 тысячами имевшихся ФХ было закреплено 889,6 тыс. га земли (в среднем на 1 занятого в них - 3 га).

Как создать фермерское хозяйство ? (Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. "О фермерских хозяйствах", статьи 6,7)

ФХ образуется на добровольных началах на основе письменного обращения главы хозяйства к правлению сельскохозяйственного кооператива (ширката) и хокиму района. В заявлении указываются местоположение испрашиваемого земельного участка, его площадь, состав ФХ и представляется бизнес-план организации товарного сельскохозяйственного производства.

Правление сельскохозяйственного кооператива (ширката) вопрос об образовании ФХ выносит на рассмотрение общего собрания, которое принимает соответствующее решение. На основании решения общего собрания сельскохозяйственного кооператива (ширката) хоким района принимает решение об образовании ФХ с учетом заключения районной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков.

Решение хокима района об образовании ФХ является обязательным документом для реальных финансовых, банковских, налоговых и иных структур. ФХ считается созданным с момента государственной регистрации ФХ и договора аренды земельного участка в установленном порядке.

Дехканское хозяйство (ДХ) - семейное мелкотоварное хозяйство, осуществляющее производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе приусадебном земельном участке, предоставленном наследуемое владение. Деятельность в дехканском хозяйстве может вестись (по желанию его членов) как с образованием, так и без образования юридического лица.

Членами ДХ являются глава семьи, его супруга (супруг), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), приемные дети, родители, иные родственники, а также другие лица, достигшие трудоспособного возраста, совместно проживающие и ведущие совместно ДХ.

Согласно существующему законодательству ДХ не может использовать в своей деятельности наемный труд на постоянной основе.

Для создания ДХ семьям членов сельскохозяйственного кооператива (ширката), работников иных сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений, организаций, а также семьям учителей, врачей и др специалистов, проживающих в сельской местности, в установленном законодательном порядке предоставляется в пожизненное наследование приусадебных земельный участок. Его размер, включая площадь, занятую строениями и дворами, не должен превышать ,35 гектара на орошаемых и 0,5 гектара на неорошаемых (богарных) землях, а в степной и пустынной зоне - 1 гектара (на неорошаемых землях). Для введения ДХ право пожизненного наследуемого владения на приусадебные земельные участки в пределах 0,06 гектара может реализоваться на аукционной основе.

Как создать дехканское хозяйство ? (Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. "О дехканском хозяйстве", статья 5)

ДХ образуется на добровольных началах на основе письменного обращения главы хозяйства к правлению сельскохозяйственного кооператива (ширката) либо работодателю (администрации) других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций и хокиму района. В заявлении указывается местоположение целевого использования земельного участка для организации сельскохозяйственного производства.

правление сельскохозяйственного кооператива (ширката) выносит вопрос об образовании ДХ на рассмотрение общего собрания, которое принимает соответствующее решение. В др сельскохозяйственных предприятиях, учреждениях и организациях решения о создании ДХ принимается высшим органом управления, работодателем (администрацией) этих предприятий, учреждений и организаций.

На основании решения общего собрания сельскохозяйственного кооператива (ширката) или высшим органом управления, работодателем (администрацией) др сельскохозяйственного предприятий, учреждения и организации хоким района принимает решение об организации ДХ с учетом заключения районной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков.

Решение хокима района об образовании ДХ является обязательным документом для районных финансовых, банковских, налоговых и иных структур. ДХ считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке.

В настоящее время в сельском хозяйстве функционирует 3,3 млн. личных подсобных хозяйств, из которых 54,1 % перерегистрированы в ДХ. На их долю в 2000 г. приходилось 10,6 % всей посевной площади и 66 % валовой продукции сельского хозяйства (против 9,1 и 49,3 % соответственно в 1995 г.)

В результате происходящих изменений доли фермерских и дехканских хозяйств в структуре посевных площадей и в объеме производимой сельскохозяйственной продукции заметно увеличиваются. При этом размеры посевной площади более высокими темпами растут в ФХ, а объем сельскохозяйственной продукции - в ДХ. Распределение посевной площади и производство валовой продукции по категориям хозяйств (в % к итогу):

Распределение посевной площади

Производство валовой продукции

1995 г.

2000 г.

1995 г.

2000 г.

Всего

100

100

100

100

Коллективные предприятия

87

72,6

48,1

28,9

Фермерские хозяйства

3,8

16,7

2,6

5,1

Дехканские хозяйства

9,1

10,6

49,3

66,0

Дехканские и фермерские хозяйства служат катализатором реальных преобразований в аграрном секторе. К сожалению, процесс их создания и развития идет медленно из-за указанной выше специфики сельскохозяйственного производства и неразвитости рынка ресурсов. Хотя государство всячески их поддерживает (путем выделения дополнительных земель, создания законодательных основ их деятельности) , эти хозяйства оказываются неконкурентоспособными по сравнению с ширкатами, в основном из-за плохого доступа к рыночной инфраструктуре. Перерабатывающая промышленность, заготовительные организации и финансовые структуры предпочитают иметь дело с крупными производителями. Иными словами, инфраструктура сельского хозяйства пока не приспособлена к работе с мелкими производителями. В странах с развитой рыночной экономикой эволюционно сформировался разветвленный и многоярусный слой посредников, которые обеспечивают услугами как мелкие хозяйства, так и крупный бизнес. В наших условиях одни из путей решения проблемы - развитие кооперативных связей между фермерскими и дехканскими хозяйствами.

Де-юре ФХ в Узбекистане не должны получать производственных заданий, однако исследования, проведенные Центром экономических исследований на местах, показывают, что де-факто они продолжают их получать. Это является следствием того, что ФХ зависят от крупных сельскохозяйственных предприятий и др организаций в снабжении финансовыми и материально-техническими ресурсами. Возможно, этим обстоятельством частично можно объяснить тот факт, что доля ФХ в общей посевной площади растет более высокими темпами, чем их доля в валовой продукции сельского хозяйства. Между тем ДХ, имеющие возможность самостоятельно определять направления своей деятельности, структуру и объемы производства, а также свободно распоряжаться результатами своего труда, в 2000 г., обрабатывая всего 10,6 % посевной площади, произвели около 66 % валовой продукции сельского хозяйства.

Следовательно, повышение эффективности ФХ зависит главным образом от расширения их самостоятельности, развития производственной и рыночной инфраструктуры села. Решение этих проблем требует дальнейшего развития оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, материально-технических ресурсов, средств малой сельскохозяйственной техники, организации обслуживания фермеров и обеспечения им свободного доступа к кредитным и другим ресурсам.

Неправительственные организации в поддержке частного предпринимательства. В последние годы, особенно после принятия курса на либерализацию, в поддержке, представлении интересов и защите прав частного бизнеса все большую роль играют неправительственные организации, объединяющие предпринимателей. Центральное место среди них занимает Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана. Важное значение также играют Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств, Ассоциация ремесленников "Хунарманд", Ассоциация деловых женщин Узбекистана и др.

Палата товаропроизводителей и предпринимателей была создана в апреле 1996 г. в числе основных ее функций -представление интересов и защита прав предпринимателей как перед государством, так и перед др органами власти и организациями, в том числе зарубежными. В 04.1998 г. постановлением Кабинета Министров "О совершенствовании деятельности Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана" установлено, что все проверки проводимые производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса - членов Палаты - осуществляются с обязательным участием юридических служб Палаты и ее территориальных структур.

При палатах всех уровней функционируют 183 центра информационно-консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства. Палата является учредителем таких организаций, оказывающих услуги субъектам предпринимательства, как Центр тестирования и сертификации "Тест-Сервис", Технологический бизнес-инкубатор. При Палате созданы Центр автоматической идентификации товаров и услуг "EAN Uzbekistan" по присвоению и регистрации штриховых кодов, внешнеэкономическая фирма "Мовароунахр", а также многофункциональный информационный центр "Marokand", который через электронные сети объединяет и делает широко доступными для предпринимателей информационные ресурсы всех организаций входящих в систему Палаты. Этим центром ведется и распространяется на лазерных дисках электронный реестр всех членов Палаты товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана, а также сформирована база данных по потребностям и предложениям товаров и услуг членов Палаты.

Кроме того, при Палате формируется система непрерывной профессиональной подготовки кадров для предпринимательской деятельности, куда входят Республиканская школа бизнеса с 14 филиалами в областях, которые являются по сути профессиональными колледжами, где обучается около 4,5 тыс. учащихся, а также Центр развития рыночных навыков и Центр содействия бизнесу, созданные при содействии программы ТАСИС, в которых проходят ежегодно подготовку свыше 3 тыс. человек.

Самой главной на сегодняшний день является проблема водоснабжения, как промышленных и сельскохозяйственных объектов, так и населения в целом. Значимость водных ресурсов с жизни станы трудно переоценить. Аграрный сектор является самой крупной отраслью экономики Узбекистана и производя около 30 % ВВП, ежегодно использует более 90 % потребляемой в стране воды (свыше 90 % урожая у нас приходиться на орошаемое земледелие). В силу различных объективных и субъективных обстоятельств в системе водопользования страны накопилось немало нерешенных проблем. Это и дефицит свободного качественного стока поверхностных вод, и его абсолютный дефицит в маловодные годы (2000 год). Это и не совсем удовлетворительное техническое состояние ирригационно-мелиоративных систем, в частности из-за сократившихся инвестиций в данную сферу. Это и усиление процессов минерализации воды и засоления почв, в том числе из-за неадекватности коллекторно-дренажных систем и объемов промывных работ. Это и не достаточно высокий уровень использования оросительной воды (КПД, КИВ), а также его продуктивности- выход продукции на 1000 кубометров оросительной воды. Это и медленное освоение водосберегающих технологий. Наконец, это углубляющиеся различия в подходах сопредельных государств к режиму использования водных объектов бассейна Амударьи и Сырдарьи. И тут возникает вопрос Нужен ли Узбекистану водный кодекс?

Президент И.А.Каримов, беспокоясь о состоянии ирригационного и мелиоративного состояния земель, в своем выступлении на заседании Каб.Минов в 02.2001 года подчеркнул: "Сама жизнь сегодня настоятельно требует кардинального пересмотра нашего отношения к этому важнейшему участку работы, от масштабов и эффективности которой, можно сказать без преувеличения, зависит судьба сельского хозяйства, а значит, решение исключительно важных социальных, экономических проблем и в конечном итоге- продовольственная безопасность страны". и совсем не случайно принято решение о разработке программы мер по улучшению мелиоративного состояния земель на 2001-2005 года и на перспективу до 2010 года.

Представляется, что в данную программу целесообразно включить пункт о совершенствовании законодательства о воде, его адаптации к новым условиям. Необходимость такой меры либо разработки Водного кодекса страны, что еще предпочтительнее, обусловлена следующими причинами.

Во-первых, действующий в республике Закон "О воде и водопользовании", безусловно сыгравший положительную роль, в какой-то мере отражает затратный, централизованный подход к водопользованию, доставшийся нам в наследство от тоталитарной системы. а это мешает исправлять создавшееся в системе водного и сельского хозяйства положение, о котором говорилось выше. Новое законодательство должно быть от начала до конца пронизано идеей применения технологий водосберегающих, сохраняющих и поддерживающих естественный экологический баланс, идеей ответственности каждого гражданина, каждого хозяйствующего агента за реализацию прав нынешнего и будущего поколений на использование в достаточном объеме доброкачественного водно-ресурсного потенциала, без чего не возможно повышение уровня жизни.

Во-вторых, переломный, переходный период, который переживает наша страна, требует изменения устаревших положений законодательных актов, обновления подходов к хозяйствованию с точки зрения их соответствия развивающимся рыночным институтам и принципам внедрения рыночных механизмов на микроэкономическом уровне в системе водного хозяйства.

Конкретизирую свое предложение:

в республике сформировалась многоукладная экономика. Негосударственный сектор, представленный широким спектром различных форм собственности, стал доминирующим. Зарегистрированы и успешно функционируют сотни, тысячи субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в различных сферах общественного производства и оказания услуг населению. Все они так или иначе являются водопользователями. Очевидно, что их права и ответственность в данном качестве должно быть четко обозначены в Водном кодексе.

произошли большие инстуциональные изменения, ликвидированы многие отраслевые министерства, созданы новые органы управления, изменились их функции. Поэтому за новыми институтами законодательно должны быть закреплены их права, обязанности и ответственность за обеспечение водопередачи различными отраслями экономики и осуществление мониторинга за соблюдением положений Водного кодекса. В этом аспекте уместно привести пример того, как практика опередила законодательную базу, не соответствующую реальности. Речь идет о не предусмотренной нынешним законом организации на уровне первичных сельскохозяйственных производителей ассоциаций водопользователей (АВП). Эти негосударственные ассоциации берут на себя функции доставки, планирования и распределения оросительной воды между членами АВП, эксплуатации внутрихозяйственных ирригационно-мелиоративных систем, осуществления финансовых операций.

в соответствии с действующим законодательством межхозяйственные каналы и сооружения водного фонда, водозабора подземных вод являются государственной ответственностью, не подлежат приватизации и эксплуатации как единая водохозяйственная система. сможет быть, с учетом ограниченности государственных финансовых средств назрела необходимость либерализации этого положения законодательства? Речь идет о возможности предоставления предпринимателем отдельных районных и межрайонных водохозяйственных коммуникационных сетей в долгосрочную аренду или концессию.

В-третьих, в специфических арендных условиях пахотные земельные и водные ресурсы сельскохозяйственного назначения взаимодополняют друг друга. И коли мы сказали "А", приняв то Земельный кодекс, должны сказать и "Б", разработав Водный кодекс. Тем более, что в принятых в 1998 году законах о ширкатном, ФХ и ДХ (соответственно в ст. 16,14,11) записано, что порядок учета расхода воды, подаваемой хозяйствам, и уплаты налога за пользования водными ресурсами, а также льготы по данному налогу определяются законодательством. О правах же и обязанностях субъектов в области водопользования в указанных законах ничего не сказано, а в Законе "О воде и водопользовании" тоже нет специальных положений, касающихся новых водопотребляющих агентов хозяйствования.

В-четвертых, в пользу разработки Водного кодекса говорит то обстоятельство, что третья и четвертая статьи действующего закона не совсем отвечают общепринятым международным нормам. Так. В ст. 3 записано: "Воды являются государственной собственностью -общенациональном богатством Республики Узбекистан, подлежат рациональному использованию и охраняются государством". Это определение носит расплывчатый характер, поскольку непонятно, о каких водных ресурсах идет речь. По идее, речь должна идти лишь о тех, которые формируются на территории страны и сток которых не выходит за ее пределы. Кроме того, особо должны быть оговорены правовые отношения к водным ресурсам, выделяемым по межгосударственным соглашениям их межгосударственных объектов.

В ст. 4 дается перечень объектов, составляющих единый государственный водный фонд Узбекистана, - реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и и водные источники, воды каналов и прудов, подземные воды и ледники. Здесь не хватает слов: "расположенные на территории страны".

Справедливости ради следует отметить, что в законе о воде других среднеазиатских государств и Казахстана допущены такие же оплошности. Нашей стране, зарекомендовавшей себя мудростью и взвешенностью политики, следует и в этой области создать прецедент, не только четко сформулировав право собственности на внутренние и международные водные ресурсы, но и однозначно и конкретно оговорив свои обязательства и ответственность за право пользования межгосударственными источниками н взаимовыгодных началах, не нанося ущерба другим странам.

5. Удачливые предприниматели Узбекистана.

П

редпринимательство на селе Узбекистана стало развиваться с 1991 года и о наиболее удачливо организовавших свое дело вы ознакомитесь в данном вопросе.

Расул Туракулов - председатель акционерного общества открытого типа "Агросаноат" Каршинского района - доволен. В 2001 году на площади в 120 гектаров, принадлежащей обществу, выращивающие хороший урожай зерна. Вместо плановых 400 тонн фактически собрали 555, каждый гектар в среднем дал около 46,3 центнера. Государству продано 405 тонн, общая прибыль составила 8 млн. сумой. Она разделена в соответствии с затратами труда каждого работника, пошла на оказание материальной помощи многодетным и малообеспеченным семьям.

Создано акционерное общество на базе существовавшего раньше плодово-овощного консервного завода. Здесь уже целый комплекс, где выращивают пшеницу, хлопок, яблоки, гранаты, виноград. Плоды перерабатывают, консервируют, обеспечивая жителей города и области ценными витаминами, питательными продуктами. Общая полезная площадь поливной пашни - 650 гектаров, из них 37 гектаров занимают сады, 17 - виноградники. Овощи для заготовки томатов, соков закупают в хозяйствах, расположенных в близи районов, - Нишанского, Касанского, Усман-Юсуповского. За сезон вырабатывают 8 тыс. тонн томатного, а виноградногои яблочного соков - 5 тыс. тонн. В 2001 году из-за засухи, малого количества дождей, овощей и фруктов поступает меньше, чем раньше. Поэтому мощность установок используется на 90 %, однако темпы заготовок стараются не снижать.

Расул Туракулов о дальнейших планах развития предприятия рассказывает эмоционально, оптимистично, с уверенностью:

- Только с обретением независимости каждому гражданину дана возможность осуществить свою мечту, использовать свои способности, найти соответствующее место в обществе. Нашему предприятию Азиатским банком выделен кредит в размере 1 млн. 400 тыс. в настоящее время ведет подбор технического оборудования, использование которого даст возможность снизить себестоимость продукции, улучшить ее качество, внешний вид. Ленточный пресс, полученный из Германии, экономичен, за счет него будет снижена цена товара. Сейчас продукция поступает в магазины Кашкадарьинской области, а также в Ташкент, через товарно-сырьевую биржу ее приобретают и поставляют на Украину и в Россию. Вскоре она будет поступать и в другие страны.

Из города Карши перенесемся в кишлак Хакан Андижанского района и познакомимся с предпринимателем Фахриддином Курбоновым.

Фермерское овощеводческое хозяйство "Мададкор", возглавляемое им, считается одним из передовых не только в районе, но и в области в целом.

Несмотря на то, что хозяйство специализируется на овощеводстве, в 2001 году мададкоровцы с 15 гектаров посевных площадей, отведенных под зерновые колосовые, получили отменный урожай: намолотили с каждого гектара по 78 центнеров отборного зерна.

В настоящее время коллектив хозяйства составляют 46 человек. В текущем году овощеводы на 17 гектарах выращивают помидоры, на 1 - лук, 1,5 гектара отвели под капусту, 0,5 гектара - под болгарский перец.

2000 год для фермерского хозяйства завершился успешно: всего было получено 2 млн. 962 тыс сумов чистой прибыли. В нынешнем году мададкоровцы поставили перед собой цель - вдвое увеличить экономические показатели.

У руководителя хозяйства Фахриддина Курбонова много предпринимательских идей. В будущем он намерен постоить небольшой цех по переработке овощей, выращенных на полях хозяйства, и изготовлению из них различных консервов.

Кроме того, по инициативе Фахриддина-ака детскому саду махалли "Курама" кишлака Хакан, школе, а также малообеспеченым семьям, проживающим здесь, оказывается материальная помощь. В 2000 год 720 тыс. сумов было выделено на благотворительные цели.

Словом, коллектив, возглавляемый Фахриддином Курбоновым, всегда в поиске, трудится во благо свей Родины!

С сельского хозяйства перейдем к агропромышленному комплексу, т.е. ознакомимся с достижениями текстильной, вино-водочной и перерабатывающей промышленности.

АООТ "Шухруд" в Бухарской области. Замечательные вина "Кагор", "Кизил Жильвон", конъяк "Бухоро", бальзам "Шифобахш" и другая продукция бухарский виноделов отправляется на экспорт. Сувенирные наборы, производит специально оборудованная новая линия мощностью 3 тыс. условных бутылок в час.

За по года 2001 здесь произведено товарной продукции на 565.560 тыс сумов. Надо отметить, что на протяжении 4 лет продукция АООТ "Шухруд" удастаивается высоких наград и призов на международных выставках. К примеру, на международной ярмарке крепких вин, которая состоялась в Ялте, бальзаму "Шифобахш" ведущие дегустаторы присудили золотую медаль.

Текстильный комплекс работающий на национальном хлопко сырце 2 года назад в Булакбашинском районе Андижанской области был пущен в эксплуатацию текстильный комплекс "Антекс". Тогда, в Год Женщин, в просторных производственных цехах заработали самые современные итальянские и немецкие швейные станки с числовым программным управлением таких известных фирм, как "Дюркоп" и "Римольди-некки". С их помощью сегодня специалисты предприятия выпускают качественные мужские и женские костюмы, детскую и специальную одежду.

-Прядильное, ткацкое, красильное подразделения нашего комплекса расположены в селе Сегезагум, - говорит швея Джамиля Батырова. - Там ежегодно выпускают более 3 млн. погонных метров тканей, соответствующих мировым стандартам качества. В принципе все цехи можно было разместить в этом месте. Но областной хокимият принял решение построить швейную фабрику в райцентре, чтобы обеспечить рабочими местами и жительниц Булакбаши. Помниться как в день открытия нашей фабрики в семьях 230 работниц было очень радостно.

Особых проблем с пополнением портфеля заказов не бывет. К слову сказать, в нынешнем году "Антекс" стал победителем республиканского тендера по выпуску детской верхней одежды. Выкупив высококачественную шерстяную ткать у СП "Касансай-Текмен", специалисты булакбашинской фабрики разработали оригинальный дизайн детского пальто. По условиям тендера продукция должна отличаться не только оригинальным дизайном, но быть и доступной по цене.

- Наши изделия украсили выставку республиканского фестиваля "Это наша дорогая Родина!", - говорит главный технолог Юлдузхон Косимова. - Огромное впечатление на посетителей выставки произвела наша продукция, изготовленная из чистого хлопка.

В Касансайском районе Наманганской области уделяют самое серьезное внимание развитию малого и среднего бизнеса в сельской местности. За годы независимости здесь созданы десятки предприятий, в числе которых 9 совместных предприятий (СП). Совсем недавно начало действовать в десятое - "NAM-KON", которое приступило к выпуску натуральных соков из овощей и фруктов, выращиваемых на полях нашей республики.

Инициатором создания этого предприятия стал предприниматель Кодирхон Муталов. В течении нескольких лет он вынашивал идею выработки овощных и фруктовых соков. И вот сбылась мечта Кадырхон-ака.

Накануне празднования 10-летнего юбилея независимости нашего государства, когда по всей республике по всей республике идет бурная подготовка к этой знаменательной дате, на заводе оп выработке натуральных соков "NAM-KON" получена пробная партия натуральных соков.

Проектная документация "NAM-KON"а выполнена при содействии Касансайского филиала Национального банка Узбекистана, а кредит, полученный в Национальном банке республики, позволил закупить у израильского предприятия "ПАСК ЛИНЕ" ЛТД новейшую технику.

В пробной партии продукции представлены натуральные соки из яблок, груш и моркови. Позже к ним прибавятся еще 11 видов соков из различных овощей и фруктов.

Соки, расфасованные в аккуратные и удобные пол-литровые пакеты, уже пришлись по вкусу местному населению.

Общая площадь, занимаемая заводом "NAM-KON", невелика - всего 30 соток, да и под заводское оборудование отделено совсем мало места, однако производственная мощность предприятия довольно велика - 10 тонн соков в день.

Как только "NAM-KON" наберет обороты, работа будет вестись в 2 смены.

Диву даешься, когда видишь чистоту, порядок и даже цветы на заводстком дворе, да на всей прилегающей к предприятию территории. Заводчани помнят о том, что продукция, изготовленная их руками, - это экологически чистый продукт и производить его надо в надлежащих санитарных условиях.

70 % сырья "NAM-KON" получает из садов и полей Касансайского района, а остальная его часть доставляется из близлежащеих районов - Чустского, Янгикурганского, Наманганского.

Особо следует сказать об упаковочных пакетах, закупленных в Израиле. Они прочны, красочны, в состоянии выдержать внешнее давление более 70 кг. Им не страшны удары и тряска. Сок, разлитый в такие пакеты, можно доставлять на любые расстояния.

И хотя первая партия продукции Касансайского "NAM-KON"а была изготовлена совсем недавно, предприятием уже заключены договоры на сумму в 500 тыс. на поставку натуральных соков в Италию, Белоруссию, Сант-Петербург.

Будущее "NAM-KON"а- многообещающе!

Заключение.

Сравнив достижения АПК в Узбекистане и других странах, увидев реальные проблемы понемаешь, что Лучшее еще впереди.

Мои предложения: проводить выставки-ярмарки сельскохозяйственной продукции, техники и технологии. Для того, чтобы дехканин обладал информацией для введения эффективного производства своей продукции.

В июне, августе и сентябре 2001 года проводились выставки продукции производителей областей и городов Узбекистана посвященный десятилетию независимости государства.

С 20.07 по 5.09 проводилась выставка экспортной продукции в выставочном зале "УзЭкспоЦентра", где были показаны достижения ирригации, добывающей, тяжелой, легкой, пищевой промышленности Узбекистана. Здесь можно было только увидеть готовую продукцию, но невозможно было реально ознакомиться с процессом изготовления и пользования интересуемой продукцией.

В выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялась выставка продукции товаропроизводителей Джизакской области. Здесь в основном представлена продукция малого и среднего бизнеса реализуемая в основном на внутреннем рынке. Данные выставки приносят хорошие результаты для фирм производителей, например, воно-водочный завод "Бахмал Шароб", после выставки в 2000 году проведенной в Москве, заключил контракты на поставку своей продукции в Россию и Казахстан. Еще один пример успешного сотрудничества с иностранными компаниями является дочернее предприятие "Балтимор - Галляарал", представляющее в выставочном зале город Галляарал Джизакской области. После оснащения своих цехов новым оборудованием предприятие стало экспортировать свою продукцию (томатный кетчуп, йогурт и др.) в Россию, Украину, Германию.

Однако, таких удачливых фирм не много. Объясняется данный факт ограниченностью информации о внутреннем и внешнем рынке производителей.

Главные источники:

1. учебное пособие "Основы экономических знаний" В.Г.Матвеев. 1998г:

Из истории предпринимательства в Узбекистане.

2. журнал "Экономическое Обозрение" №7.8-9.2001г.:

"Приватизация как важнейшее условие формирования многоукладной экономики"

Виктор Абатуров, Центр экономических исследований. "Назад- в будущее."

3. журнал "Экономическое Обозрение" №5-6. 2001г.:

Нишанбай Сиражиддинов, Саодат Касымова, Центр экономических исследований. "Развитие предпринимательства на селе."

Санджар Джалалов, доктор экономических наук, Университет Васеда, Токио. "Опыт реформирования аграрного сектора Японии".

Учкун Нигмаджанов, декан факультета "Агроэкономики и менеджмента" ТИИИМСХ. "Нужен ли Узбекистану водный кодекс?"

4. газета "Народное слово" 18 июля 2001. "Утверждение духа предпринимательства в обществе- залог прогресса."

5. газета "Народное слово" 21 июля 2001. "Заседание правительственной комиссии"; "Предпринимательство".

8. газета "Народное слово" 24 июля 2001. "Пульс Бухарской области".

7. газета Бизнес-вестник востока. 26 июля 2001. "Made in Jizzax".

8. газета "Народное слово" 30 августа 2001 год. "Будущее "NAM-KON"a - многообещающе!"; "В акционерны обществах".

9. газета "Народное слово" 28 июля 2001. "Антекс: день сегодняшний."

10. журнал GEO октябрь 1999 г.: Камиль Мансур, Ауд Синьоль, Центр права при университете в Бир-Зейте. "Палестина - страна, которой нет.".

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты