|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При объячеиваиии рыбы нитка врезается в тело рыбы и сдавливает его. Чем тоньше нитка, тем сильнее она врезается и тем лучше удерживает пойманную рыбу. Поэтому для объячеивающих орудий лова применяют сетное полотно из наиболее тонкой нитки: фильдекосовой, льняной или капроновой. Тонкая нить меньше заметна в воде. Поэтому рыба меньше отпугивается сетью и, подойдя к ней, может запутаться в сетном полотне при прикосновении к нему. К недостаткам тонких сетей относится уменьшение их прочности, быстрый износ, гниение, а также порча рыбы от излишнего врезания нитки. Так при уменьшении диаметра льняной нитки с 0,44 до 0,31 мм прочность ее снижается с 3,5 до 1,9 кг. Прочность фильдекосовой нитки при уменьшении диаметра с 0,31 до 0,21 мм снижается с 1,4 до 0,58 кг. Для лова крупной рыбы необходима прочная толстая нитка, однако и ячея в этом случае будет крупной. Таким образом, между толщиной нитки и шагом ячей существует зависимость, которая выражается отношением d/a (d-диаметр нитки; a - размер ячеи). Чем меньше это отношение, тем больше уловистость сети. При слишком большом отношении d/a сеть оказывается неуловистой: рыба плохо объячеивается, а объячеившись, легко выпадает из сети при ее подъеме. При слишком малом значении - уловистость сети повышается, но уменьшается прочность нитки. Кроме того, слишком тонкая нитка сильно врезается в тело рыбы и затрудняет ее выпутывание из сетей.Поэтому излишне уменьшать или увеличивать отношение d/a не рекомендуется. Практически для основной массы сетей с ячеей от 30 до 50 мм отношение d/a должно быть близким к 0,01. Это отношение принято считать нормальным для объячеивающих орудий лова. Однако для увеличения прочности мелкоячейных сетей с ячеей 12-18 мм отношение увеличивают до 0,02 и даже 0,025. Наоборот, для увеличения уловистости крупноячейных сетей из толстых ниток отношение d/a уменьшают до 0,007 и даже до 0,005.Основными материалами, из которых строят большинство орудий лова, являются сетные материалы (сетематериалы). Их изготовляют из рыболовных ниток, образующих в сетном полотне ряды одинаковых клеток ромбической формы, называемых ячеями. Размер ячей и номер нитки, из которой изготовлено сетное полотно, определяют пригодность сетного полотна для постройки тех или иных орудий лова -или их частей. Размер ячей определяется их шагом а, т. е. расстоянием от узла до узла по стороне ячеи, выраженным в миллиметрах. Размер по вертикальной или горизонтальной диагонали ячеи зависит от формы, которую имеет ромб. Если ячею вытянуть до отказа по вертикали или горизонтали, то полный размер ячеи будет равен 2а. В таком вытянутом (сомкнутом) положении ячея называется слепой, а сетное полотно с вытянутыми ячеями - вытянутым в жгут, внатяг, или полотном в товарном виде. Шаг ячеи должен быть одинаковым по всему сетному полотну. Его измеряют следующим образом. Участок сетного полотна вытягивают в жгут так, чтобы ячеи образовали параллельные ряды ниток, после чего линейкой или штангенциркулем измеряют длину сразу нескольких шагов ячей. В мелкоячейных сетных полотнах, у которых шаг менее 30 мм, измеряют длину десяти шагов, т. е. расстояние от первого до одиннадцатого узла, считая первым тот, от которого проводится измерение. В крупноячейных полотнах, у которых шаг ячеи более 30 мм, измеряют длину пяти шагов. Делают 10 измерений в разных участках сетного полотна, складывают результаты, затем сумму измерений делят соответственно на 100 или 50 и получают искомый средний шаг ячеи.Глава 2.УХОД И ХРАНЕНИЕ СЕТЕЙ.Грязные орудия лова являются благоприятной средой для развития бактерий, которые вызывают гниение орудий лова из растительных материалов в результате повышения температуры при хранении их навалом. Вот почему все орудия лова необходимо тщательно чистить и промывать после работы. Чистые орудия лова из синтетических материалов при кратковременном хранении на палубе судна не сушат, но делают это обязательно перед укладкой на длительное время в трюм или перед сдачей на склад. На судах орудия лова просушивают, развешивая на мачтах, стрелах и т.д. Желательно сушить орудия лова в тени, чтобы уменьшить потерю прочности рыболовных материалов в результате инсоляций. Орудия лова срок службы которых превышает 1-2 года, часто требуют повторной обработки (окраски, латексирования, пропитки смолами).Орудия лова повторно обрабатывают по результатам их внешнего осмотра непосредственно в промысловых условиях или чаще всего на добывающих предприятиях. Перед повторной обработкой сетные орудия лова промывают, сушат, ремонтируют. Обрабатывают как правило теми же пропитывающими составами, что и в фабричных условиях, но по упрощенной технологии. Ремонт орудий лова сводится к замене изношенных веревочно-канатных элементов орудий лова, посадки на подборы, плава, груза, укрепление мест соединения элементов орудия лова, чинке сетного полотна. Разрешается кратковременное и длительное хранение орудий лова на судах. При кратковременном хранении орудия лова можно хранить на палубе хорошо промытыми и прикрытыми брезентами. На длительное хранение промытые и просушенные орудия лова убирают в трюмы и накрывают брезентом. Глава 3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.Служба на рыбопромысловых судах Российской Федерации является почетной и ответственной обязанностью, которую принимают на себя граждане Российской Федерации, пожелавшие посвятить этому свою деятельность. На каждом промысловом судне нашей страны поднимается Государственный флаг Российской Федерации, и где бы ни находилось судно, оно всегда является неотъемлемой частью территории великой Российской Федерации, а его экипаж - коллективом, беззаветно любящим свою Родину. Работа на море требует от каждого члена экипажа высокой сознательной дисциплины, отличного знания своей специальности, большого напряжения физических и моральных сил. Каждый член экипажа должен твердо усвоить, что от правильного исполнения им своих обязанностей зависит успех работы и безопасность находящихся на судне людей. Добросовестное отношение к труду на благо нашей Родины, высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных и государственных интересов, коллективизм и взаимопомощь должны быть основными чертами каждого, кто работает на рыбопромысловом флоте. Каждый член экипажа должен беречь судно, на котором он работает, поддерживать его в исправном состоянии, строго соблюдать все требования безопасности мореплавания и речного судоходства. условия сохранения жизни людей на море и внутренних водоемах. Для того чтобы рыбопромысловый флот выполнял поставленную перед ним задачу по обеспечению населения нашей страны рыбой и продуктами моря, а плавание судов проходило без аварий и происшествий, вся деятельность экипажей должна проводиться на основе единого, четко установленного порядка. Этот порядок определен Уставом службы на рыбопромысловом флоте Российской Федерации, знание, и строгое соблюдение которого является первой обязанностью каждого работающего на рыбопромысловом флоте. Все лица экипажа назначаются на судовые должности при условии: наличия у каждого соответствующего диплома либо квалификационного свидетельства; подтверждения своих профессиональных знаний путем сдачи установленного проверочного минимума; прохождения специальных курсов обучения и других утвержденных программ в сроки, обусловленные действующими конвенциями и нормативными актами; заключения медицинской комиссии о годности по здоровью. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии с действующим трудовым законодательством, КТМ и настоящим Уставом. Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение, промвооружение и имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания в надлежащем порядке расписываются в заведование определенным членам экипажа. Лица, обслуживающие судовые технические средства, системы и устройства, а также пользующиеся техническими средствами бытового назначения, независимо от того, в чьем заведовании они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию и сохранность. Должностные обязанности членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав, определяются должностными инструкциями судовладельца по согласованию с капитаном судна. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по судовым службам. Судовые службы обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание экипажа и других лиц, находящихся на судне. Они подразделяются на: общесудовую, радиотехническую, судомеханическую, добычи, обработки, медико-санитарную, учебно-судовую (на учебных судах) и научно-техническую (на судах, где она есть). Руководство службами возлагается на лиц командного состава. Основой организации службы на судах являются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров. На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне. Охрана человеческой жизни на море является основной целью комплекса мероприятий по организации обеспечения живучести судна. Организация обеспечения живучести судна предусматривает: постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность; Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь расписываются в заведование членам судового экипажа и должно храниться на штатных местах. На судах должны выполняться требования норм непотопляемости и остойчивости, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса. Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних цистерн в другие допускается только с разрешения капитана. Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана. Главный (старший) механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации борьбы за живучесть из членов экипажа создаютс постоянные аварийные партии (группы), которые возглавляютс начальниками. Капитан вправе привлечь к борьбе за живучесть всех лиц, находящихся на судне. Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам. Установлены следующие виды судовых тревог: общесудовая - объявляется вахтенным помощником в случаях: необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности; обнаружения поступления забортной воды внутрь судна или ее распространения по судну; взрыва, возникновения пожара либо обнаружения его признаков: дыма и запаха гари; других происшествий, создающих угрозу судну, грузу, экипажу; "Человек за бортом" - объявляется вахтенным помощником при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом; Установлены следующие сигналы судовых тревог: общесудовая - непрерывный звонок громкого боя в течение 25-30 секунд, повторяемый 3-4 раза; при пожаре (взрыве) сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол; "Человек за бортом" - три длинных сигнала звонком громкого боя общей продолжительностью не менее 15 секунд, повторяемый 3-4 раза; продолжительность одного сигнала не менее 5-6 секунд; по оставлению судна - семь и более коротких сигналов, вслед за ними один продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 34 раза. Расписания по тревогам определяют обязанности членов экипажа и утверждаются капитаном. В расписаниях указываются судовые номера, должности, фамилии членов экипажа, места их сбора, обязанности по каждому виду тревоги, а также взаимозаменяемость. По общесудовой тревоге определены обязанности членов экипажа в части: управления судном, осуществления радио- и зрительной связи, наблюдения за окружающей обстановкой, обеспечения водонепроницаемости корпуса судна, борьбы с водой и огнем, использования специальных средств борьбы за живучесть, оказания медицинской помощи и обеспечения порядка. По тревоге "Человек за бортом" определены обязанности членов экипажа по спасению человека (людей) и оказанию ему медицинской помощи. По этой тревоге смена вахт не производится. Тревога по оставлению судна определяет обязанности членов экипажа и лиц, находящихся на судне в части: подготовки к спуску и спуска спасательных средств, снабжения их дополнительным имуществом и продовольствием, посадки на спасательные средства, управления ими в море и организации их связи между собой и другими судами и объектами. По этой тревоге в первую очередь обеспечивается посадка на спасательные средства детей, женщин и пожилых. При оставлении судна должны быть приняты все меры к спасению судовых документов, журналов, морских карт с последней прокладкой пути судна, курсограмм, кассы и других ценностей. Расписания по тревогам вывешиваются в наиболее видных общедоступных местах судна. Над койкой каждого члена экипажа вывешивается табличка с его обязанностями по тревогам. У коечных мест пассажиров, других находящихся на судне лиц, вывешиваются карточки с указанием сигналов тревог, мест сбора по тревогам, мест нахождения и номеров спасательных средств, на которые они должны высаживаться, способов и приемов надевания индивидуальных средств с иллюстрациями. Для практической отработки действий экипажа по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог в сроки, предусмотренные действующими нормативными документами по обеспечению безопасности мореплавания. Курение на судне разрешается только в отведенных для этого местах. Членам экипажа не разрешается: перевозить без разрешения капитана посторонних лиц, их груз и багаж, а также груз, принадлежащий членам экипажа; выбрасывать за борт мусор, золу, пищевые отходы и откачивать нефтепродукты и загрязненную ими воду; купаться с борта судна без разрешения вахтенного помощника капитана. Членам судового экипажа запрещается распивать спиртные напитки и находиться на судне в нетрезвом состоянии. Спортивные мероприятия (плавание, хождение на шлюпках и т.п.) могут проводиться только по разрешению капитана или старшего помощ- ника капитана. Наблюдение за безопасностью проведения указанных мероприятий должно возлагаться на одного из помощников капитана. Глава 4. ОБЪЕКТЫ И РАЙОНЫ ПРОМЫСЛА.Рыбные запасы (рыб, беспозвоночных, водорослей, млекопитающих), формирующие сырьевую базу по своей изученности, вовлеченности в промысел, международно-правовым аспектом, подразделяются на две крупные группы - реальные и потенциальные.Рыбные запасы пресноводных водоемов, морских внутренних вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, а также совместные запасы и конвенционные, из которых России на постоянной основе выделяют национальные квоты, относятся к группе эксплуатируемых реальных.Рыбные запасы, раннее осваиваемые Россией в Мировом океане, но в 90-х годах не изучаемые и не осваиваемые, а также те, освоение которых прекратилось в связи с окончанием межправительственных соглашений (например, Марокко), относятся к категории потенциальных. К ним можно отнести и квоты, которые выделяются АНТКОМом для всех стран (олимпийская система), поскольку практически российские суда в последние годы почти (за исключением единичных судов) не участвуют в этом олимпийском промысле.В пресноводных водоемах возможный вылов должен составить 185 тыс. т, включая 64 тыс. т за счет товарного рыболовства.В ИЭЗ России и континентальном шельфе суммарное ОДУ 3.6 млн. т (против 4.3 млн. т в 2001 г).Основное снижение ОДУ произошло за счет уменьшения ОДУ рыб в 2002 г. до 2.9 млн. т, что на 775 тыс. т меньше, чем в 2001 г. Основная причина этого - существенное изменение ОДУ наиболее эксплуатируемых запасов. Так, ОДУ минтая с 1.68 млн. т в 2001 г. снизится до 0.93 млн. т в 2002 г., ОДУ трески ДВ со 138.4 тыс. т до 104.72 тыс. т, ОДУ сельди ДВ с 410.4 тыс. т до 361.7 тыс. т.Резкое снижение ОДУ минтая связано с падением величины запасов в Беринговом и Охотском морях. В Наваринском районе Берингова моря резкое снижение запаса минтая произошло из-за неконтролируемого иностранного промысла (перелов в ходе которого оценивается в 4-5 раз против их квот), перелов квот российскими судами, чрезмерных ОДУ в этом районе в 1997-2001 гг. Эти ОДУ в последние годы уже не осваивались из-за падения вылова на усилие и нерентабельности промысла (табл. 4). Дальнейшая практика высоких ОДУ в уповании на то, что мы облавливаем в этом районе только американский минтай, приведет к полному истреблению российского запаса. О состоянии этого запаса хорошо говорит общий вылов и декадный рост уловов в разные годы (табл. 4). Из таблицы видно, что с 1999 г. декадный вылов упал в 4-8 раз.В Охотском море неконтролируемый иностранный промысел, переловы квот вылова российскими судами, а также массовые выбросы молоди минтая в последние годы (в этом году от 50 до 70-80%) привели к снижению запаса минтая в 5-6 раз по сравнению с началом 90-х годов. Кроме того, в последние 2-3 года в основном добывали впервые созревающий минтай. Так, в путину 2001 г. до 60% икры представленной российскими судовладельцами на торги состояли из ястыков с навесками 10-30 грамм. Таким образом, наш промысел минтая в своей основе не рационален, мы не даем поколению стать половозрелым и уничтожаем его с минимальной экономической выгодой.Однако при оценке ОДУ рыб в 2.9 млн. т следует учитывать, что часть ОДУ дана по экспертным оценкам и ОДУ этих рыб никогда не осваивались. К таковым относятся (табл. 3) - 60 тыс. т тунца в ЮКР, акулы и скаты - 7 тыс. т, макрурус - 47 тыс. т, песчанка - 7 тыс. т, мойва - 86 тыс. т, сайра - 155 тыс. т (в последние годы освоение 3-5 тыс. т).Также не осваивались малоценные камбалы - звездчатая, колючая и др., около 30-50 тыс. т. Ежегодно учтенный вылов трески ДВ ниже ОДУ, но резкоеснижение запасов и преобладание в запасах маломерной трески указывает, что эти запасы, как и запасы минтая, в последние годы перелавливались. Ежегодно по учтенному вылову недоосваивается сельдь охотская и корфо-карагинская. Следовательно, из суммарного ОДУ рыб в ИЭЗ в 2002 г. необходимо отнять не менее 400 тыс. т, чтобы получить реальную величину вылова рыб в 2002 г.Таким образом, вылов должен составить в ИЭЗ России не более 2.5 млн. т. С учетом вылова рыб в морях Европейской части (292 тыс. т) (табл. 2) и пресноводных водоемах 185 тыс. т, а также в районах промысла СВА (728 тыс. т), суммарный вылов рыб должен составить 3.61 млн. т.К группе эксплуатируемых реальных запасов могут быть отнесены конвенционные запасы в открытой части Северо-Западной Атлантике, квоты которых выделяются России НАФО. Полагаем, что в 2002 г. квоты рыб суммарно составят 11.8 тыс. т, в том числе 5.0 тыс. т окуня, 3.8 тыс. т палтуса и 3.0 тыс. т прочих морских и около 5 тыс. т креветки.В ЦВА, в ИЭЗ Мавритании (есть соглашение) возможно освоение 350 тыс. т пелагических рыб.Таким образом, суммарное ОДУ рыб и национальных квот, которые реально могут быть освоены Россией в 2002 г. оценивается в 4.1 млн. т.Суммарное ОДУ беспозвоночных в ИЭЗ и на континентальном шельфе России в 2002 г. составит 576 тыс. т (табл. 1-3), это чуть больше ОДУ 2001г. Однако в это ОДУ включены объекты, которые не осваиваются. Так, пелагические кальмары (тихоокеанский - 231 тыс. т и бартрама - 50 тыс. т) и часть донного (командорского - 50 тыс. т) ежегодно не осваиваются, т.е. реальная величина ОДУ беспозвоночных в 2002 г. составит 245 тыс. т.Характеризуя состояние запасов крабов, следует иметь в виду, что на ДВ чрезмерным промыслом подорваны запасы равношипого краба, камчатского краба у Западной Камчатки, в Южном Приморье и в Сахалино-Курильском регионе. Поэтому из 56.2 тыс. т дальневосточных крабов основу вылова дадут крабы стригуны (33.36 тыс. т), из них 50% приходится на глубоководных крабов (красный, ангулятус). Дальнейшее развитие промысла этих крабов - низкостоимостных и не имеющих больших рынков сбыта - приведет к полному уничтожению шельфовых крабов (камчатского, синего, стригуна опилио). Опыт освоения красного стригуна у Южного Приморья и состояние запасов шельфовых крабов в этом районе служит хорошим подтверждением этой зависимости.Из запасов беспозвоночных в других районах (за пределами вод России) возможно освоение 10-20 тыс. т креветки у Шпицбергена, 5 тыс. т креветки в Северо-Западной Атлантике.Таким образом, реально для освоения в 2002 г. суммарная величина беспозвоночных в объеме 260-270 тыс. т.Слабо осваиваются запасы ОДУ водорослей, поэтому из их ОДУ в 167.4 тыс. т реально освоено будет 18-20 тыс. т.Также почти не осваиваются млекопитающие, которые сегодня потребляют рыбы и морепродуктов такое же количество, какое осваивается промыслом. Дальнейшее несбалансированное рыболовство приведет к еще большему потреблению млекопитающими промысловых объектов.К потенциально перспективным для промысла запасам прежде всего следует отнести запасы рыб и криля в водах Антарктики. АНТКОМом будет выделено на 2002 г. (заседание еще не состоялось) ОДУ рыб на уровне 14.5 тыс. т, криля 1.5 млн. т.В ЮЗА реально освоение 35 тыс. т кальмара иллекса, в Тихом океане, в ЮВТО и ЦВТО имеются недоиспользуемые запасы пелагических кальмаров.В ЮВТО и ЮЗТО возможно освоение 845 тыс. т ставриды и прочих пелагических в объеме 30 тыс. т. Однако ни промысла, ни исследований здесь не проводилось в 90-е годы и поэтому к этим цифрам следует относиться как к экспертным.Недоиспользуемые запасы тунцов экспертно оценены в Атлантическом океане в 20 тыс. т, в Индийском - 40 тыс. т, в Тихом - 20 тыс. т.В качестве резервных объектов можно рассматривать небольшие потенциальные запасы ставриды, скумбрии, берекса, красноглазки, эпигонуса, кабан-рыбы на подводных горах открытой части Мирового океана.Суммарный объем этих экспертно оцененных запасов составляет 100-150 тыс. т. Но следует учитывать, что эти запасы можно эксплуатировать лишь на попутных переходах, так как спецпромысел не будет рентабельным, поскольку скопления над горами образуются эпизодически.В ИЭЗ других стран возможно освоение остаточных ресурсов, которые этими странами не осваиваются, но сегодня для этого у России нет никакой правовой основы.К числу таких крупных остаточных ресурсов (недоиспользуемых ОДУ) относятся пелагические рыбы: в зоне Марокко - 90 тыс. т, у Сенегала - 140 тыс. т, Гвинея-Бисау - 195 тыс. т, Сьерра-Леоне - 150 тыс. т, Гвинея -Конакри - 50 тыс. т, Ангола - 135 тыс. т, Намибия - 185 тыс. т, т.е. суммарно около 945 тыс. т.Таким образом, рыбные запасы, для освоения которых необходимо решить вопросы их изучения, организации промысла с научным сопровождением, заключения соглашений по рыболовству с прибрежными странами, получения дотации государства или госзаказов под поставки рыбной продукции (кормовая мука, пищевой белковый концентрат, медицинский жир и др.), могут обеспечить вылов рыб в объеме 1.9 млн. т. Беспозвоночные: кальмары в объеме 100-150 тыс. т, в том числе наиболее реально освоение 35 тыс. т кальмара-иллекса в ЮЗА. и криля до 1.5 млн. т. в водах Антарктики. Столь крупные объемы потенциальных запасов требуют государственной организации ряда океанических экспедиций России под руководством Госкомрыболовства и под госзаказы Правительства на поставки ценной пищевой и кормовой продукции. Таким образом, 2002 г. станет еще одним годом (четвертым) с устойчивой тенденцией снижения в ИЭЗ и континентальном шельфе России ОДУ ценных объектов, начиная с осетровых и камчатского краба и заканчивая основными промысловыми запасами - минтай, треска на ДВ. ОДУ основных эксплуатируемых морских запасов Северо-Восточной Атлантики (включая зону ИЭЗ России,зоны других стран и открытый район) в 2002г. (тыс.т)
ОДУ рыбных запасов в морях Дальнего Востока (ИЭЗ России) (тыс. т)
ОДУ рыбных запасов в морях Европейской части России 2002 г (тыс. т)
ЗАКЛЮЧЕНИЕРегулирование рыболовства. До недавнего времени считалось, что рыбные запасы в Мировом океане неисчерпаемы, и уменьшение численности или внезапные исчезновения некоторых видов рыб объяснялись их перемещениями в неведомые районы. Однако вскоре выяснилось, что настоящей причиной оскудения является излишне усердный лов рыбы. Поэтому ради поддержания максимального уровня улова в районах рыбного промысла стали применяться международные меры по их сохранению.Проблемы регулирования рыболовства весьма сложны. Подсчитать запасы рыбы, ракообразных и моллюсков чрезвычайно трудно. Многие виды рыб нерестятся в водах одних стран, а ловятся во время миграции через воды совсем других стран, при этом между первыми и вторыми договоренность о единообразии мер регулирования либо недостаточно четкая, либо вообще отсутствует. Мало что известно (или вообще нет никаких представлений) о многих факторах окружающей среды, от которых зависит воспроизводство рыбы, ее рост, миграция и замор. Даже определение допустимого улова некоторого конкретного вида рыбы требует долговременных и весьма трудоемких поисков решения чрезвычайно сложных задач.Конкуренция в эксплуатации водных ресурсов привела к уменьшению численности многих видов рыб, особенно во внутренних водоемах. Пагубно сказались на условиях обитания рыб в них отведение вод в ирригационных целях; загрязнение рек и озер отходами промышленных предприятий и сточными водами; заиливание рек в результате эрозии почвы; изменение естественных режимов течения из-за перекрытия рек плотинами. Рыбы очень чувствительны к изменению условий среды обитания, поэтому целые их популяции могут быть уничтожены из-за незначительных изменений химического состава воды, концентрации газов в ней, ее температуры, общего объема и даже скорости течения.Деятельность по наиболее полному использованию мировых рыбных ресурсов направляется отделением рыболовства Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в задачи которого входит организация помощи различным странам в защите и развитии их рыбных ресурсов.ЛИТЕРАТУРА1. Лукашов В.Н. Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства. М., 1972 Флот рыбной промышленности. Л., 19722. Войниканис-Мирский В. Н. Техника промышленного рыболовства и промысел морского зверя. Пищепромиздат, М. 1961)3. Э.А.Карпенко, В.М.Быкова «Основы промышленного рыболовства и технология рыбных продуктов.»- 1981г. 4. «Устав службы на судах рыбопромыслового флота РФ» Утвержденный Приказом Комитета РФ по рыбоводству № 140 от 30.08.95г. ArrayСтраницы: 1, 2
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2010 Рефераты |