Рефераты

Методы лова рыбы

Сейнеры ловят сельдь в течение всей зимы. Приемно-транспортные суда, принимая от них рыбу, выполняют функции снабжения, связи и т. д. На судах установлены рации. Управление всей флотилией осуществляется с базы.
В Баренцевом море организация дрифтерного промысла несколько иная. Лов сельди дрифтерными сетями здесь начинается в открытых районах моря с июня и продолжается до декабря, т. е. в период перемещения ее с запада на восток.

В июле сельдь подходит к прибрежным районам, где держится до октября. Зимой она отходит в западные районы моря и опускается ,на большие глубины, недоступные для дрифтерных сетей. В прибрежных районах сельдь ловят с малых судов - МРТ, РБ и других, выходящих в море на 3-5 суток, а в открытых частях моря работают СРТ, находящиеся в море 15-20 суток. Суда берут с собой запас соли для посола выловленной сельди. По указанию промысловой разведки суда выходят в район наиболее густых концентраций сельди и занимаются поиском рыбы. Обычно днем сельдь опускается на глубину, а с наступлением темноты поднимается к поверхности. Поэтому ловят ее большей частью ночью.

Порядки выметывают вечером, и после ночного 6-7-часового дрейфа выбирают их. Рыбу .вытряхивают из сетей, сети перебирают, моют, чинят и готовят к новому дрейфу. При этом одну треть сетей заменяют новыми. Одновременно с обработкой сетей убирают и засаливают рыбу. Если береговая база расположена близко от района лова, то сельдь доставляют на нее в свежем виде.

В условиях полярного дня сельдь ловят при дневном освещении. Опыт передовиков дрифтерного лова свидетельствует о полной возможности дневного лова и в период смены дня и ночи. Взяв полный груз сельди, судно возвращается в порт. В прибрежных районах при лове с малых судов иногда приходится возвращаться в порт ежедневно, доставляя рыбу в свежем виде.

На Дальнем Востоке у берегов Сахалина и Приморья дрифтерный лов развит главным образом в прибрежной зоне. Суда днем выходят в море, разыскивают места концентрации рыбы, выметывают порядки, дрейфуют ночь и после выборки порядков возвращаются на береговые базы. В Охотском море лов жирующей сельди проводится экспедиционным способом с участием плавучих баз.

Процесс лова дрифтерными сетями состоит из следующих операций: подготовки к лову, выметки порядка, дрейфа, выборки порядка, выпутывайия рыбы и уборки порядка. В тех случаях, когда рыбу из сетей не выпутывают, а вытряхивают, этот процесс совмещен с выборкой порядка. Подготовка к лову включает подготовку рабочего борта, освобождение палубы от ненужных предметов, проверку промысловых механизмов и подготовку орудия лова, заключающуюся в проверке вожака, размолаживании его и снабжении марками (если он новый) и в укладке его для лова. Вожак укладывают либо в специальный отсек, либо на палубе судна. Затем начинают набирать сети, т. е. укладывают их у борта судна в порядке, обратном выметыванию, и последовательно соединяют одну с другой приухами. В порядках с нижним вожаком нижнюю подбору койлают в сторону носа судна, а верхнюю-ближе к надстройкам, а в порядках с верхним вожаком-наоборот. Это объясняется тем, что вожак сходит за борт через мальгогер, установленный в носовой части, и вожаковые поводцы идут в первом порядке от нижней подборы а во втором-от верхней, поэтому в первом случае к мальгогеру должна быть расположена нижняя подбора, а во втором - верхняя. Сети соединяют концами (огонами) вожаковых и буйковых поводцов поэтому при связывании приухов одновременно подвязывают поводцы. Поводцы должны быть разобраны и уложены в порядке, удобном для выметки. Подготовляют и надувают буи, соединяют их с поводцами и укладывают в необходимом порядке. В порядках с верхним вожаком сети оснащаются загрузкой. Обычно подготовка к лову производится во время переходов судна с тем, чтобы, прибыв на место лова, можно было, не теряя промыслового времени, приступить к выметке сетей. Сети выметывают различными способами. Наиболее простым является следующий способ. Судно становится рабочим бортом на ветер. За борт опускают маяк с подвязанным к нему подмаячным концом и начинают травить его Ветер, дуя в борт, постепенно относит судно от маяка. Когда подмаячный конец сойдет за борт, вяжут к первой марке вожака вожаковый поводец и выносят за борт кромку первой сети с поводцами и буйком. По мере того как ветер относит судно, за борт сходит первая часть вожака, присоединенная к подмаячному концу, и первая сеть. Когда подойдет вторая марка вожака, к ней вяжут второй _поводец и в воду сходит вторая сеть. При выметывании вожака и сетей за борт последовательно сбрасывают буйки. Таким образом в воду сходят все сети, и порядок вытягивается в линию. Затем стравливают необходимое количество стояночного вожака и переносят точку его крепления на нос судна. От этого судно разворачивается носом к порядку. На этом процесс выметки заканчивается и начинается следующий процесс - дрейф судна с порядком. Подобный способ выметки прост и безопасен, но занимает много времени. Поэтому в последнее время рыбаки стали выметывать сети несколько иначе. Судно становится лагом к ветру и при застопоренной машине приступает к выметке порядка. Когда судно несколько отнесет от сетей, машина дает ему толчок вперед, при этом руль держат так, чтобы сети не попали под винт. Как только сети начнут подходить к корме, машину стопорят, а судно с выровненным рулем по инерции продолжает двигаться. Эту операцию повторяют несколько раз, пока весь порядок не будет выметан. Порядок при этом в плане имеет вид волнистой линии. Этот способ прост, но все же на его осуществление затрачивается много времени. Линия порядка располагается под углом к направлению ветра. Когда порядок нужно расположить точно по направлению ветра, применяют другой способ выметки. Судно разворачивают кормой к ветру и дают ему полный ход. Затем стопорят машину и, когда судно пойдет по инерции, начинают выметку. Сети жгутом идут вместе с вожаком и расправляются сами за кормой судна. Перед выметкой сети необходимо смочить забортной водой, так как сухие сети будут путаться на вожаке или попадать под корму и цепляться за перо руля. Во время выметки судно нужно держать строго на курсе, чтобы не допустить ухода порядка под корму. Процесс выметки занимает вдвое меньше времени, чем в предыдущем случае. При отсутствии ветра сети выметывают на ходу с останов кой и без остановки машины. В этих случаях, дав ход судну, стопорят машину и начинают выметку, повернув судно в сторону сетей на 16-30° к направлению выметки. Выметав три-четыре сети, дают судну ход и поворачивают на курс выметки. Снова стопорят машину, мечут несколько сетей, а затем, повернувшись к сетям на 15-30°, снова дают ход и т. д. Такой способ называется выметкой толчками. От выметки, рассмотренной выше, он отличается тем, что работа происходит в безветрие. Более быстрой в безветренную погоду является выметка на непрерывном ходу. В этом случае, выбрав направление постановки сетей, дают ход судну и, застопорив машину, приступают к выметке. Затем судну дают сначала малый, а затем средний ход. При этом сети с вожаком сами жгутом сходят в воду. Остановка или замедление опасны тем, что сети могут уйти под винт. Порядок выметывается в виде дуги малой кривизны. Порядок с верхним вожаком также выметывают различными способами. Наиболее проста техника выметки при постановке судна лагом на ветер и спуске под действием ветра или при периодической подработке машиной. Однако это занимает много времени. Выметка на переднем ходу такого порядка затрудняется тем, что загруженная грузилами нижняя подбора может попасть на вожак и верхнюю подбору и запутаться. Поэтому применяют выметку на заднем ходу. Так как корма СРТ в этом случае отклоняется влево, то применяют постановку паруса на бизани или плавучие якоря, опущенные за борт. Сила их сопротивления гасит реакцию винта, вызывающую отклонение кормы. Расстановка рабочих во время выметки несколько изменяется в зависимости от типа судна, типа порядка и способа выметки. Принципиально она сводится к следующему: один человек подвязывает поводцы к вожаку, второй подает их первому, третий подвязывает буйки, четвертый и пятый сбрасывают подборы, один следит за ходом вожака, остальные выполняют различные вспомогательные работы. На рис. 1 показана примерная схема расстановки команды при работе с порядками с верхним и нижним вожаком. Дрейф порядка продолжается 6-8 часов в зависимости от условий лова.

Во время дрейфа необходимо тщательно наблюдать за погодой и положением порядка. При изменении силы ветра нужно травить или подбирать стояночный вожак. На судах должны быть заранее рассчитанные таблицы с данными о длине стояночного вожака в зависимости от силы ветра для данного типа судна. При снижении скорости ветра порядок иногда сбивается в кучу. Необходимо растащить его задним ходом судна или передним ходом, перенеся вожак на корму. В случае затопления буйков следует усилить плав или поднять порядок в местах затопления, оставив конец его на буе, или приступить к преждевременному подъему порядка. По окончании дрейфа приступают к выборке сетей. Для этого подготовляют промысловые механизмы, инвентарь, тару для рыбы и т. д. Существует несколько способов выборки порядка. Судно становится рабочим бортом к ветру. Запустив шпиль, переносят вожак с носа на мальгогер и на шпиль. Заложив на барабан 3-4 шлага вожака, начинают выбирать стояночный вожак. Один из рыбаков принимает сходящий с барабана конец и койлает его в бухту. При подходе к борту судна балласта или конца стопора их отвязывают и убирают на палубу. Когда к мальгогеру подтянут узел первого вожакового поводца, один из рыбаков развязывает его и при помощи двух других поднимает и перебрасывает через бортовой рол (или, если его нет, то через борт) кромку первой сети. С этого момента начинается выборка сетей. Шпиль тянет вожак, а с ним одна за другой подтягиваются к борту сети. Тяга осуществляется за верхнюю и нижнюю подборы и за полотно сети. Выбранные сети складывают на палубе судна. Один из рыбаков поднимает из-за борта и складывает буйки. Когда к мальгогеру подтягивается очередной узел вожакового поводца, рыбак, стоящий у мальгогера, развязывает его и разъединяет сеть с вожаком. Окончив выборку сетей, поднимают подмаячный конец с маяком или балластом. На этом выборка порядка заканчивается. В Североатлантической экспедиции порядок выбирают иначе. Судну дают малый ход вперед, чтобы оно держалось носом против ветра и волны, обычно под небольшим углом к порядку. Если за время дрейфа ветер изменил направление, то иногда приходится выборку порядка начинать с противоположного конца. Когда при ходе судна стояночный вожак ослабнет, его переносят на мальгогер и закладывают двумя-тремя шлагами на барабан шпиля. Начинается выборка и укладка стояночного вожака. Дойдя до оттуги, выбирают ее и относят к борту. Когда к мальгогеру подходит узел вожакового поводца,отвязывают его и, подтянув кромку сети,заводят ее на приводной рол, а подборы закладывают под кулачки сетеподъемных машин. Начинается выборка сетей при непрерывном подтягивании вожака. Сошедшая с головок машин и с рола сеть подается на сететрясную машину. Буйки поднимают из воды, отвязывают и складывают в стороне. Таким образом механизированный процесс идет до конца подъема порядка. При больших уловах выборку порядка приостанавливают и, отделив поднятые сети, стравливают вожак назад, дрейфуя с оставшейся частью порядка. Убрав рыбу, продолжают выборку. При выборке порядка с нижним вожаком необходимо тщательно следить за ним и маневрировать судном, чтобы вожак не подсек сети. При подъеме порядков с верхним вожаком этой опасности нет, но при проходе через мальгогер вожака рабочий должен отвязывать не один, а сразу два конца. Кроме того, необходимо успеть подобрать проводник, подтаскивая и выбирая буйки. Выборка порядка - наиболее трудоемкий и длительный процесс. Средняя скорость выборки колеблется от 15 до 30 м/мин. Таким образом, порядок в 2,5-3 км выбирают в течение 2-4 час. В южных бассейнах рыбу из сетей вытряхивать нельзя, так как она повреждается. Ее приходится выпутывать, что замедляет процесс. При небольшом улове рыбу выпутывают одновременно с подъемом сетей. При больших уловах сети укладывают на палубе навалом вместе с рыбой, которую выпутывают по окончании подъема порядка во время хода судна к месту сдачи улова. Уборка, мойка и чистка орудий лова, уборка судна и промыслового снаряжения происходит также во время хода судна.

Дрифтерная сеть представляет собой прямоугольное сетное полотно, посаженное на верхнюю и нижнюю подборы и боковые пожилины. Длина сети колеблется от 18 до 75 м. На Каспийском море применяют сети длиной от 18 до 25-30 м. На Севере и в Североатлантической экспедиции длина сетей 30-30,5 м, на Дальнем Востоке-30-37,5 и 50 м, а на озере Байкал - до 75 м. Наиболее часто применяются сети длиной 30-30,5 м. Разнообразие применяемых сетей объясняется разным ассортиментом сетного полотна, методами постройки и условиями работы, а также сложившимися привычками и традициями рыбаков. Высоту сетей измеряют в метрах, а иногда количеством ячей. Так, высота сетей для лова сельди в Северной Атлантике от 9-12 до 15 м, а для лова. С малых судов - всего 6-9 м, на Каспийском море высота сетей 7-12 м и т. д. Шаг и толщину нитки сетного полотна выбирают в соответствии с размером ловимой рыбы и согласно условиям уловистости объячеивающих орудий лова. Так, для лова сельди на Каспии применяют ячею 36-44 мм, для пузанка 28-32 мм и т. д. Провяз сети делают из капроновой, хлопчатобумажной и иногда льняной нитки. Посадка сетей производится с коэффициентом 0,5-0,67. Наиболее выгодной посад-

кой, обеспечивающей хорошую уловистость и высокий коэффициент использования сетного полотна, является посадка с и=0,60, широко применяемая в Северной Атлантике и Северном море. Тип посадки различный: на бегу, на шнур и т. д., но чаще всего специальный дрифтерный. Для прочности сетное полотно снабжается по кромкам узкой полоской из толстых ниток, называемой опушкой, бучей, бордюром и т. д. В качестве подбор применяют пеньковый и сизальский канат, хлориновый и капроновый сеточник и т. п. По концам подборы делают приухи, большей частью в виде петель. Боковые пожилины вращивают в подборы или также заканчивают их приухами. В последнем случае приухи подбор и боковых пожилин соединяют с помощью гужиков. Помимо боковых пожилин, сети для прочности снабжают поперечными пожилинами. Так у мурманских сетей по длине имеется 5 пожилин, а у калининградских - 3 пожилины. По верхним подборам сети снабжены плавом в виде пенопластовых цилиндрических поплавков, нанизываемых непосредственно на верхнюю подбору, или на отдельный шнур, который при монтаже сети крепят к верхней подборе бензелями. Количество поплавков зависит от размера сети, разовых уловов, веса подбор, поддерживающей силы плава и других факторов. Однако основную роль плава играют не поплавки, а буи. Назначение поплавков состоит в облегчений веса сетей в воде и выравнивании провеса между буйками. Дрифтерные сети обычно не загружают. Роль загрузки выполняет вожак. Лишь при применении порядков с верхними вожаками сети снабжают чугунными грузилами весом по 250-400.

1.7.Влияние размера ячеи на уловистость сетей

Как указывалось ранее, объячеивающее орудие лова улавливает рыбу вследствие того, что при попытке пройти сквозь сеть она застревает в ячее, т. е. объячеивается. При этом, стремясь протиснуться через ячею, она натягивает ее на себя с некоторым усилием, вследствие чего нитка плотно охватывает тело рыбы и удерживает ее в сети. Однако, если рыба будет слишком мала, то она легко пройдет сквозь ячею и уйдет из орудий лова. Наоборот, если рыба слишком велика, то, ткнувшись в сетное полотно, она не может натянуть ячею на себя, а значит, не может объячеиться. Таким образом, слишком мелкие и слишком крупные рыбы не смогут объячеиться в сети с данным размером ячеи. Очевидно, такая сеть будет вылавливать лучше всего лишь рыбу определенного размера. Профессор Ф. И. Баранов (1923 г.) установил следующую зависимость между размером рыбы и величиной ячеи:

где: а - шаг ячеи; L - зоологическая длина рыбы; K1- коэффициент, зависящий от соотношения между максимальным обхватом рыбы и ее длиной.

В соответствии с этим проф. Ф. И. Баранов предложил классифицировать все промысловые породы рыб по трем основным группам: широкие (сазан, лещ, карась, густера и др.), средние (вобла, сиг, пузанок, муксун, тарань и др.) и узкие рыбы (судак, щука, кефаль, скумбрия, большинство сельдей и др.). Коэффициент К1 с минимальной погрешностью для рыб каждой группы можно принять постоянным и имеющим следующее значение:

Рыбы

K1

Широкие

0,20

Средние

0,15

Узкие

0.10

Для характеристики размера рыбы удобнее пользоваться не длиной, а весом.
С целью определения размера ячеи в зависимости от веса рыбы проф. Ф. И. Баранов предложил следующую формулу.

где: G - вес рыбы в г; K2 - коэффициент, значения которого приведены ниже.

Рыбы

K2

Широкие

7

Средние

6

Узкие

5

При объячеиваиии рыбы нитка врезается в тело рыбы и сдавливает его. Чем тоньше нитка, тем сильнее она врезается и тем лучше удерживает пойманную рыбу. Поэтому для объячеивающих орудий лова применяют сетное полотно из наиболее тонкой нитки: фильдекосовой, льняной или капроновой. Тонкая нить меньше заметна в воде. Поэтому рыба меньше отпугивается сетью и, подойдя к ней, может запутаться в сетном полотне при прикосновении к нему. К недостаткам тонких сетей относится уменьшение их прочности, быстрый износ, гниение, а также порча рыбы от излишнего врезания нитки. Так при уменьшении диаметра льняной нитки с 0,44 до 0,31 мм прочность ее снижается с 3,5 до 1,9 кг. Прочность фильдекосовой нитки при уменьшении диаметра с 0,31 до 0,21 мм снижается с 1,4 до 0,58 кг. Для лова крупной рыбы необходима прочная толстая нитка, однако и ячея в этом случае будет крупной. Таким образом, между толщиной нитки и шагом ячей существует зависимость, которая выражается отношением d/a (d-диаметр нитки; a - размер ячеи). Чем меньше это отношение, тем больше уловистость сети. При слишком большом отношении d/a сеть оказывается неуловистой: рыба плохо объячеивается, а объячеившись, легко выпадает из сети при ее подъеме. При слишком малом значении - уловистость сети повышается, но уменьшается прочность нитки. Кроме того, слишком тонкая нитка сильно врезается в тело рыбы и затрудняет ее выпутывание из сетей.Поэтому излишне уменьшать или увеличивать отношение d/a не рекомендуется. Практически для основной массы сетей с ячеей от 30 до 50 мм отношение d/a должно быть близким к 0,01. Это отношение принято считать нормальным для объячеивающих орудий лова. Однако для увеличения прочности мелкоячейных сетей с ячеей 12-18 мм отношение увеличивают до 0,02 и даже 0,025. Наоборот, для увеличения уловистости крупноячейных сетей из толстых ниток отношение d/a уменьшают до 0,007 и даже до 0,005.

Основными материалами, из которых строят большинство орудий лова, являются сетные материалы (сетематериалы). Их изготовляют из рыболовных ниток, образующих в сетном полотне ряды одинаковых клеток ромбической формы, называемых ячеями. Размер ячей и номер нитки, из которой изготовлено сетное полотно, определяют пригодность сетного полотна для постройки тех или иных орудий лова -или их частей. Размер ячей определяется их шагом а, т. е. расстоянием от узла до узла по стороне ячеи, выраженным в миллиметрах. Размер по вертикальной или горизонтальной диагонали ячеи зависит от формы, которую имеет ромб. Если ячею вытянуть до отказа по вертикали или горизонтали, то полный размер ячеи будет равен 2а. В таком вытянутом (сомкнутом) положении ячея называется слепой, а сетное полотно с вытянутыми ячеями - вытянутым в жгут, внатяг, или полотном в товарном виде. Шаг ячеи должен быть одинаковым по всему сетному полотну. Его измеряют следующим образом. Участок сетного полотна вытягивают в жгут так, чтобы ячеи образовали параллельные ряды ниток, после чего линейкой или штангенциркулем измеряют длину сразу нескольких шагов ячей. В мелкоячейных сетных полотнах, у которых шаг менее 30 мм, измеряют длину десяти шагов, т. е. расстояние от первого до одиннадцатого узла, считая первым тот, от которого проводится измерение. В крупноячейных полотнах, у которых шаг ячеи более 30 мм, измеряют длину пяти шагов. Делают 10 измерений в разных участках сетного полотна, складывают результаты, затем сумму измерений делят соответственно на 100 или 50 и получают искомый средний шаг ячеи.

Глава 2.УХОД И ХРАНЕНИЕ СЕТЕЙ.

Грязные орудия лова являются благоприятной средой для развития бактерий, которые вызывают гниение орудий лова из растительных материалов в результате повышения температуры при хранении их навалом. Вот почему все орудия лова необходимо тщательно чистить и промывать после работы. Чистые орудия лова из синтетических материалов при кратковременном хранении на палубе судна не сушат, но делают это обязательно перед укладкой на длительное время в трюм или перед сдачей на склад. На судах орудия лова просушивают, развешивая на мачтах, стрелах и т.д. Желательно сушить орудия лова в тени, чтобы уменьшить потерю прочности рыболовных материалов в результате инсоляций.

Орудия лова срок службы которых превышает 1-2 года, часто требуют повторной обработки (окраски, латексирования, пропитки смолами).Орудия лова повторно обрабатывают по результатам их внешнего осмотра непосредственно в промысловых условиях или чаще всего на добывающих предприятиях. Перед повторной обработкой сетные орудия лова промывают, сушат, ремонтируют. Обрабатывают как правило теми же пропитывающими составами, что и в фабричных условиях, но по упрощенной технологии.

Ремонт орудий лова сводится к замене изношенных веревочно-канатных элементов орудий лова, посадки на подборы, плава, груза, укрепление мест соединения элементов орудия лова, чинке сетного полотна.

Разрешается кратковременное и длительное хранение орудий лова на судах. При кратковременном хранении орудия лова можно хранить на палубе хорошо промытыми и прикрытыми брезентами. На длительное хранение промытые и просушенные орудия лова убирают в трюмы и накрывают брезентом.

Глава 3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.

Служба на рыбопромысловых судах Российской Федерации является почетной и ответственной обязанностью, которую принимают на себя граждане Российской Федерации, пожелавшие посвятить этому свою деятельность. На каждом промысловом судне нашей страны поднимается Государственный флаг Российской Федерации, и где бы ни находилось судно, оно всегда является неотъемлемой частью территории великой Российской Федерации, а его экипаж - коллективом, беззаветно любящим свою Родину. Работа на море требует от каждого члена экипажа высокой сознательной дисциплины, отличного знания своей специальности, большого напряжения физических и моральных сил.

Каждый член экипажа должен твердо усвоить, что от правильного исполнения им своих обязанностей зависит успех работы и безопасность находящихся на судне людей.

Добросовестное отношение к труду на благо нашей Родины, высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных и государственных интересов, коллективизм и взаимопомощь должны быть основными чертами каждого, кто работает на рыбопромысловом флоте.
Среди тружеников моря должны существовать взаимное уважение и готовность немедленно прийти на выручку товарищу.

Каждый член экипажа должен беречь судно, на котором он работает, поддерживать его в исправном состоянии, строго соблюдать все требования безопасности мореплавания и речного судоходства. условия сохранения жизни людей на море и внутренних водоемах.

Для того чтобы рыбопромысловый флот выполнял поставленную перед ним задачу по обеспечению населения нашей страны рыбой и продуктами моря, а плавание судов проходило без аварий и происшествий, вся деятельность экипажей должна проводиться на основе единого, четко установленного порядка.

Этот порядок определен Уставом службы на рыбопромысловом флоте Российской Федерации, знание, и строгое соблюдение которого является первой обязанностью каждого работающего на рыбопромысловом флоте.

Все лица экипажа назначаются на судовые должности при условии: наличия у каждого соответствующего диплома либо квалификационного свидетельства; подтверждения своих профессиональных знаний путем сдачи установленного проверочного минимума; прохождения специальных курсов обучения и других утвержденных программ в сроки, обусловленные действующими конвенциями и нормативными актами; заключения медицинской комиссии о годности по здоровью.

Труд экипажа организуется капитаном в соответствии с действующим трудовым законодательством, КТМ и настоящим Уставом.

Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение, промвооружение и имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания в надлежащем порядке расписываются в заведование определенным членам экипажа.

Лица, обслуживающие судовые технические средства, системы и устройства, а также пользующиеся техническими средствами бытового назначения, независимо от того, в чьем заведовании они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию и сохранность.

Должностные обязанности членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав, определяются должностными инструкциями судовладельца по согласованию с капитаном судна.

Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по судовым службам.

Судовые службы обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание экипажа и других лиц, находящихся на судне. Они подразделяются на: общесудовую, радиотехническую, судомеханическую, добычи, обработки, медико-санитарную, учебно-судовую (на учебных судах) и научно-техническую (на судах, где она есть). Руководство службами возлагается на лиц командного состава. Основой организации службы на судах являются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров.

На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.
С учетом типа, назначения и особенностей судна, а также в целях обеспечения его безопасности при плавании в сложных условиях, других обстоятельствах по усмотрению капитана могут составляться другие судовые расписания {по бункеровке судна в борьбе с обледенением, буксировке и т.д.).

Охрана человеческой жизни на море является основной целью комплекса мероприятий по организации обеспечения живучести судна. Организация обеспечения живучести судна предусматривает: постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;
надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
постоянную готовность средств борьбы за живучесть; подготовку экипажа к борьбе за живучесть; постоянное наличие на борту количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.

Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь расписываются в заведование членам судового экипажа и должно храниться на штатных местах.

На судах должны выполняться требования норм непотопляемости и остойчивости, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса. Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних цистерн в другие допускается только с разрешения капитана.

Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана. Главный (старший) механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации борьбы за живучесть из членов экипажа создаютс постоянные аварийные партии (группы), которые возглавляютс начальниками. Капитан вправе привлечь к борьбе за живучесть всех лиц, находящихся на судне.

Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам. Установлены следующие виды судовых тревог:

общесудовая - объявляется вахтенным помощником в случаях: необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности; обнаружения поступления забортной воды внутрь судна или ее распространения по судну; взрыва, возникновения пожара либо обнаружения его признаков: дыма и запаха гари; других происшествий, создающих угрозу судну, грузу, экипажу;

"Человек за бортом" - объявляется вахтенным помощником при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом;
по оставлению судна - объявляется только капитаном или другим лицом по его указанию.

Установлены следующие сигналы судовых тревог:

общесудовая - непрерывный звонок громкого боя в течение 25-30 секунд, повторяемый 3-4 раза; при пожаре (взрыве) сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

"Человек за бортом" - три длинных сигнала звонком громкого боя общей продолжительностью не менее 15 секунд, повторяемый 3-4 раза; продолжительность одного сигнала не менее 5-6 секунд;

по оставлению судна - семь и более коротких сигналов, вслед за ними один

продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 34 раза.
Для подачи сигналов в качестве дублирующих средств могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. Сигналы тревог сопровождаются командами голосом или по судовой трансляции. Отбой тревог, а также слово "учебно" при тренировочных учениях (тревогах) объявляются голосом или по трансляции.

Расписания по тревогам определяют обязанности членов экипажа и утверждаются капитаном. В расписаниях указываются судовые номера, должности, фамилии членов экипажа, места их сбора, обязанности по каждому виду тревоги, а также взаимозаменяемость. По общесудовой тревоге определены обязанности членов экипажа в части: управления судном, осуществления радио- и зрительной связи, наблюдения за окружающей обстановкой, обеспечения водонепроницаемости корпуса судна, борьбы с водой и огнем, использования специальных средств борьбы за живучесть, оказания медицинской помощи и обеспечения порядка. По тревоге "Человек за бортом" определены обязанности членов экипажа по спасению человека (людей) и оказанию ему медицинской помощи. По этой тревоге смена вахт не производится. Тревога по оставлению судна определяет обязанности членов экипажа и лиц, находящихся на судне в части: подготовки к спуску и спуска спасательных средств, снабжения их дополнительным имуществом и продовольствием, посадки на спасательные средства, управления ими в море и организации их связи между собой и другими судами и объектами. По этой тревоге в первую очередь обеспечивается посадка на спасательные средства детей, женщин и пожилых.

При оставлении судна должны быть приняты все меры к спасению судовых документов, журналов, морских карт с последней прокладкой пути судна, курсограмм, кассы и других ценностей.

Расписания по тревогам вывешиваются в наиболее видных общедоступных местах судна. Над койкой каждого члена экипажа вывешивается табличка с его обязанностями по тревогам. У коечных мест пассажиров, других находящихся на судне лиц, вывешиваются карточки с указанием сигналов тревог, мест сбора по тревогам, мест нахождения и номеров спасательных средств, на которые они должны высаживаться, способов и приемов надевания индивидуальных средств с иллюстрациями.

Для практической отработки действий экипажа по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог в сроки, предусмотренные действующими нормативными документами по обеспечению безопасности мореплавания.

Курение на судне разрешается только в отведенных для этого местах.

Членам экипажа не разрешается:

перевозить без разрешения капитана посторонних лиц, их груз и багаж, а также груз, принадлежащий членам экипажа;

выбрасывать за борт мусор, золу, пищевые отходы и откачивать нефтепродукты и загрязненную ими воду;

купаться с борта судна без разрешения вахтенного помощника капитана.

Членам судового экипажа запрещается распивать спиртные напитки и находиться на судне в нетрезвом состоянии.

Спортивные мероприятия (плавание, хождение на шлюпках и т.п.) могут проводиться только по разрешению капитана или старшего помощ-

ника капитана. Наблюдение за безопасностью проведения указанных мероприятий должно возлагаться на одного из помощников капитана.

Глава 4. ОБЪЕКТЫ И РАЙОНЫ ПРОМЫСЛА.

Рыбные запасы (рыб, беспозвоночных, водорослей, млекопитающих), формирующие сырьевую базу по своей изученности, вовлеченности в промысел, международно-правовым аспектом, подразделяются на две крупные группы - реальные и потенциальные.

Рыбные запасы пресноводных водоемов, морских внутренних вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, а также совместные запасы и конвенционные, из которых России на постоянной основе выделяют национальные квоты, относятся к группе эксплуатируемых реальных.

Рыбные запасы, раннее осваиваемые Россией в Мировом океане, но в 90-х годах не изучаемые и не осваиваемые, а также те, освоение которых прекратилось в связи с окончанием межправительственных соглашений (например, Марокко), относятся к категории потенциальных. К ним можно отнести и квоты, которые выделяются АНТКОМом для всех стран (олимпийская система), поскольку практически российские суда в последние годы почти (за исключением единичных судов) не участвуют в этом олимпийском промысле.

В пресноводных водоемах возможный вылов должен составить 185 тыс. т, включая 64 тыс. т за счет товарного рыболовства.

В ИЭЗ России и континентальном шельфе суммарное ОДУ 3.6 млн. т (против 4.3 млн. т в 2001 г).

Основное снижение ОДУ произошло за счет уменьшения ОДУ рыб в 2002 г. до 2.9 млн. т, что на 775 тыс. т меньше, чем в 2001 г. Основная причина этого - существенное изменение ОДУ наиболее эксплуатируемых запасов. Так, ОДУ минтая с 1.68 млн. т в 2001 г. снизится до 0.93 млн. т в 2002 г., ОДУ трес

ки ДВ со 138.4 тыс. т до 104.72 тыс. т, ОДУ сельди ДВ с 410.4 тыс. т до 361.7 тыс. т.

Резкое снижение ОДУ минтая связано с падением величины запасов в Беринговом и Охотском морях. В Наваринском районе Берингова моря резкое снижение запаса минтая произошло из-за неконтролируемого иностранного промысла (перелов в ходе которого оценивается в 4-5 раз против их квот), перелов квот российскими судами, чрезмерных ОДУ в этом районе в 1997-2001 гг. Эти ОДУ в последние годы уже не осваивались из-за падения вылова на усилие и нерентабельности промысла (табл. 4). Дальнейшая практика высоких ОДУ в уповании на то, что мы облавливаем в этом районе только американский минтай, приведет к полному истреблению российского запаса. О состоянии этого запаса хорошо говорит общий вылов и декадный рост уловов в разные годы (табл. 4). Из таблицы видно, что с 1999 г. декадный вылов упал в 4-8 раз.

В Охотском море неконтролируемый иностранный промысел, переловы квот вылова российскими судами, а также массовые выбросы молоди минтая в последние годы (в этом году от 50 до 70-80%) привели к снижению запаса минтая в 5-6 раз по сравнению с началом 90-х годов. Кроме того, в последние 2-3 года в основном добывали впервые созревающий минтай. Так, в путину 2001 г. до 60% икры представленной российскими судовладельцами на торги состояли из ястыков с навесками 10-30 грамм. Таким образом, наш промысел минтая в своей основе не рационален, мы не даем поколению стать половозрелым и уничтожаем его с минимальной экономической выгодой.

Однако при оценке ОДУ рыб в 2.9 млн. т следует учитывать, что часть ОДУ дана по экспертным оценкам и ОДУ этих рыб никогда не осваивались. К таковым относятся (табл. 3) - 60 тыс. т тунца в ЮКР, акулы и скаты - 7 тыс. т, макрурус - 47 тыс. т, песчанка - 7 тыс. т, мойва - 86 тыс. т, сайра - 155 тыс. т (в последние годы освоение 3-5 тыс. т).

Также не осваивались малоценные камбалы - звездчатая, колючая и др., около 30-50 тыс. т. Ежегодно учтенный вылов трески ДВ ниже ОДУ, но резкое

снижение запасов и преобладание в запасах маломерной трески указывает, что эти запасы, как и запасы минтая, в последние годы перелавливались. Ежегодно по учтенному вылову недоосваивается сельдь охотская и корфо-карагинская. Следовательно, из суммарного ОДУ рыб в ИЭЗ в 2002 г. необходимо отнять не менее 400 тыс. т, чтобы получить реальную величину вылова рыб в 2002 г.

Таким образом, вылов должен составить в ИЭЗ России не более 2.5 млн. т. С учетом вылова рыб в морях Европейской части (292 тыс. т) (табл. 2) и пресноводных водоемах 185 тыс. т, а также в районах промысла СВА (728 тыс. т), суммарный вылов рыб должен составить 3.61 млн. т.

К группе эксплуатируемых реальных запасов могут быть отнесены конвенционные запасы в открытой части Северо-Западной Атлантике, квоты которых выделяются России НАФО. Полагаем, что в 2002 г. квоты рыб суммарно составят 11.8 тыс. т, в том числе 5.0 тыс. т окуня, 3.8 тыс. т палтуса и 3.0 тыс. т прочих морских и около 5 тыс. т креветки.

В ЦВА, в ИЭЗ Мавритании (есть соглашение) возможно освоение 350 тыс. т пелагических рыб.

Таким образом, суммарное ОДУ рыб и национальных квот, которые реально могут быть освоены Россией в 2002 г. оценивается в 4.1 млн. т.

Суммарное ОДУ беспозвоночных в ИЭЗ и на континентальном шельфе России в 2002 г. составит 576 тыс. т (табл. 1-3), это чуть больше ОДУ 2001г. Однако в это ОДУ включены объекты, которые не осваиваются. Так, пелагические кальмары (тихоокеанский - 231 тыс. т и бартрама - 50 тыс. т) и часть донного (командорского - 50 тыс. т) ежегодно не осваиваются, т.е. реальная величина ОДУ беспозвоночных в 2002 г. составит 245 тыс. т.

Характеризуя состояние запасов крабов, следует иметь в виду, что на ДВ чрезмерным промыслом подорваны запасы равношипого краба, камчатского краба у Западной Камчатки, в Южном Приморье и в Сахалино-Курильском регионе. Поэтому из 56.2 тыс. т дальневосточных крабов основу вылова дадут крабы стригуны (33.36 тыс. т), из них 50% приходится на глубоководных крабов (красный, ангулятус). Дальнейшее развитие промысла этих крабов - низкостоимостных и не имеющих больших рынков сбыта - приведет к полному уничтожению шельфовых крабов (камчатского, синего, стригуна опилио). Опыт освоения красного стригуна у Южного Приморья и состояние запасов шельфовых крабов в этом районе служит хорошим подтверждением этой зависимости.

Из запасов беспозвоночных в других районах (за пределами вод России) возможно освоение 10-20 тыс. т креветки у Шпицбергена, 5 тыс. т креветки в Северо-Западной Атлантике.

Таким образом, реально для освоения в 2002 г. суммарная величина беспозвоночных в объеме 260-270 тыс. т.

Слабо осваиваются запасы ОДУ водорослей, поэтому из их ОДУ в 167.4 тыс. т реально освоено будет 18-20 тыс. т.

Также почти не осваиваются млекопитающие, которые сегодня потребляют рыбы и морепродуктов такое же количество, какое осваивается промыслом. Дальнейшее несбалансированное рыболовство приведет к еще большему потреблению млекопитающими промысловых объектов.

К потенциально перспективным для промысла запасам прежде всего следует отнести запасы рыб и криля в водах Антарктики. АНТКОМом будет выделено на 2002 г. (заседание еще не состоялось) ОДУ рыб на уровне 14.5 тыс. т, криля 1.5 млн. т.

В ЮЗА реально освоение 35 тыс. т кальмара иллекса, в Тихом океане, в ЮВТО и ЦВТО имеются недоиспользуемые запасы пелагических кальмаров.

В ЮВТО и ЮЗТО возможно освоение 845 тыс. т ставриды и прочих пелагических в объеме 30 тыс. т. Однако ни промысла, ни исследований здесь не проводилось в 90-е годы и поэтому к этим цифрам следует относиться как к экспертным.

Недоиспользуемые запасы тунцов экспертно оценены в Атлантическом океане в 20 тыс. т, в Индийском - 40 тыс. т, в Тихом - 20 тыс. т.

В качестве резервных объектов можно рассматривать небольшие потенциальные запасы ставриды, скумбрии, берекса, красноглазки, эпигонуса, кабан-рыбы на подводных горах открытой части Мирового океана.

Суммарный объем этих экспертно оцененных запасов составляет 100-150 тыс. т. Но следует учитывать, что эти запасы можно эксплуатировать лишь на попутных переходах, так как спецпромысел не будет рентабельным, поскольку скопления над горами образуются эпизодически.

В ИЭЗ других стран возможно освоение остаточных ресурсов, которые этими странами не осваиваются, но сегодня для этого у России нет никакой правовой основы.

К числу таких крупных остаточных ресурсов (недоиспользуемых ОДУ) относятся пелагические рыбы: в зоне Марокко - 90 тыс. т, у Сенегала - 140 тыс. т, Гвинея-Бисау - 195 тыс. т, Сьерра-Леоне - 150 тыс. т, Гвинея -Конакри - 50 тыс. т, Ангола - 135 тыс. т, Намибия - 185 тыс. т, т.е. суммарно около 945 тыс. т.

Таким образом, рыбные запасы, для освоения которых необходимо решить вопросы их изучения, организации промысла с научным сопровождением, заключения соглашений по рыболовству с прибрежными странами, получения дотации государства или госзаказов под поставки рыбной продукции (кормовая мука, пищевой белковый концентрат, медицинский жир и др.), могут обеспечить вылов рыб в объеме 1.9 млн. т.

Беспозвоночные: кальмары в объеме 100-150 тыс. т, в том числе наиболее реально освоение 35 тыс. т кальмара-иллекса в ЮЗА. и криля до 1.5 млн. т. в водах Антарктики.

Столь крупные объемы потенциальных запасов требуют государственной организации ряда океанических экспедиций России под руководством Госкомрыболовства и под госзаказы Правительства на поставки ценной пищевой и кормовой продукции.

Таким образом, 2002 г. станет еще одним годом (четвертым) с устойчивой тенденцией снижения в ИЭЗ и континентальном шельфе России ОДУ ценных объектов, начиная с осетровых и камчатского краба и заканчивая основными промысловыми запасами - минтай, треска на ДВ.

ОДУ основных эксплуатируемых морских запасов Северо-Восточной Атлантики (включая зону ИЭЗ России,зоны других стран и открытый район) в 2002г. (тыс.т)

В тот числе

Наименования

СВА

в ИЭЗ России

в прибрежной зоне

Всего рыбы:

1095.55

296.27

70.98

треска

183.0

70.0

12.0

пикша

62.0

42.0

8.0

сайда

6.5

1.0

0.5

камбалы

9.15

6.55

2.1

окуни

36.72

0.70

0.02

зубатки

20.0

8.69

0.71

палтус

5.2

0.99

0.01

сельдь

103.0

3.0

-

мойва

282.5

110.0

40.0

сайка

50.0

50.0

-

путассу

227.5

1.0

-

скумбрия

48.0

-

-

тригла

20.0

-

-

прочие

41.98

2.34

7.64

Беспозвоночные:

44.1

15.0

19.1

камчатский краб

1.5

1.2

0.3

креветки

23.0

12.0

1.0

моллюски

14.6

1.8

12.8

ежи

1.0

-

1.0

кукумария

4.0

-

4.0

Водоросли

13.6

-

13.6

Млекопитающие

0.82

0.816

-

ОДУ рыбных запасов в морях Дальнего Востока (ИЭЗ России) (тыс. т)

Всего рыбы:

2464.239

Беспозвоночные:

532.27

сельдь

361.753

Крабы:

56.16

скумбрия

5.0

краб камчатский

13.77

треска

104.7

синий

4.99

минтай

929.6

колючий

1.14

навага

44.2

коуэзи

0.05

камбала

160.6

краб равношипый

2.43

палтусы

27.4

крабы-стригуны

33.36

морские окуни

3.1

краб волосатый

0.37

сайра

195.0

краб мохнаторукий

0.05

бычки

46.4

Креветки

21.566

макрурусы

47.0

мизиды

0.1

лемонема

12.9

Моллюски:

437.53

терпуги

97.9

кальмары

416.0

тунцы

60.0

осьминог

0.78

акулы, скаты

7.2

морской гребешок

4.77

песчанка

7.1

мидии

0.38

мойва

86.1

трубач

8.76

ликоды

13.6

двустворч. моллюски

6.83

угольная

1.4

Иглокожие:

16.92

лососевые

150.1

кукумария

6.75

корюшка

5.8

трепанг

0.07

прочие пресновод.

2.4

морские ежи

10.1

прочие морские

31.086

Асцидия

0.12

прочие морские

31.086

Медузы

2.35

Водоросли

153.81

Млекопитающие

10.665

ОДУ рыбных запасов в морях Европейской части России 2002 г (тыс. т)

Наименования

Балтийское

Белое

Азовское

Черное

Каспийское

Итого

Всего рыбы:

67.93367

3.0871

36.9801

53.39

130.019

291.40987

сельдь

-

1.9

0.0001

-

3.91

5.8101

килька

-

-

-

-

72.12

72.12

салака

20

-

-

-

-

20

хамса

-

-

12.5

-

-

12.5

тюлька

-

-

12.0

-

-

12.0

шпрот

34.1

-

-

50.0

-

84.1

мерланг

-

-

-

2.0

-

2.0

треска

5.6

-

-

-

-

5.6

акулы, скаты

-

-

-

0.8

-

0.8

камбалы

1.56

-

-

-

-

1.56

калкан

-

-

0.05

0.1

-

0.15

барабуля

-

-

-

0.2

-

0.2

лосось

0.07767

0.1671

-

-

0.003

0.24777

сиговые

0.012

-

-

-

-

0.012

корюшка

1.44

-

-

-

-

1.44

навага

-

1.02

-

-

-

1.02

осетровые

-

-

0.115

-

0.438

0.553

пиленгас

-

-

3.5

-

-

3.5

кефаль

-

-

0.005

0.15

0.3

0.455

угорь

0.06

-

-

-

-

0.06

сазан

-

-

-

-

2.841

2.841

вобла, тарань

-

-

0.5

-

7.78

8.28

лещ

1.543

-

0.45

-

15.746

17.739

судак

0.53

-

5.0

-

1.13

6.66

сом

-

-

-

-

8.0

8.0

щука

0.038

-

-

-

4.166

4.204

прочие пресн.

2.97

-

2.36

-

13.5850

18.918

прочие морск.

-

-

0.5

0.14

-

0.64

Беспозвоночные:

-

-

0.1

10.0

0.05

10.15

гамарус

-

-

0.1

-

-

0.1

раки

-

-

-

-

0.05

0.05

рапана

-

-

-

10.0

-

10.0

Водоросли

-

21.005

-

-

-

21.005

Млекопитающие

-

2.351

-

-

0.155

2.506

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регулирование рыболовства. До недавнего времени считалось, что рыбные запасы в Мировом океане неисчерпаемы, и уменьшение численности или внезапные исчезновения некоторых видов рыб объяснялись их перемещениями в неведомые районы. Однако вскоре выяснилось, что настоящей причиной оскудения является излишне усердный лов рыбы. Поэтому ради поддержания максимального уровня улова в районах рыбного промысла стали применяться международные меры по их сохранению.

Проблемы регулирования рыболовства весьма сложны. Подсчитать запасы рыбы, ракообразных и моллюсков чрезвычайно трудно. Многие виды рыб нерестятся в водах одних стран, а ловятся во время миграции через воды совсем других стран, при этом между первыми и вторыми договоренность о единообразии мер регулирования либо недостаточно четкая, либо вообще отсутствует. Мало что известно (или вообще нет никаких представлений) о многих факторах окружающей среды, от которых зависит воспроизводство рыбы, ее рост, миграция и замор. Даже определение допустимого улова некоторого конкретного вида рыбы требует долговременных и весьма трудоемких поисков решения чрезвычайно сложных задач.

Конкуренция в эксплуатации водных ресурсов привела к уменьшению численности многих видов рыб, особенно во внутренних водоемах. Пагубно сказались на условиях обитания рыб в них отведение вод в ирригационных целях; загрязнение рек и озер отходами промышленных предприятий и сточными водами; заиливание рек в результате эрозии почвы; изменение естественных режимов течения из-за перекрытия рек плотинами. Рыбы очень чувствительны к изменению условий среды обитания, поэтому целые их популяции могут быть уничтожены из-за незначительных изменений химического состава воды, концентрации газов в ней, ее температуры, общего объема и даже скорости течения.

Деятельность по наиболее полному использованию мировых рыбных ресурсов направляется отделением рыболовства Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в задачи которого входит организация помощи различным странам в защите и развитии их рыбных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукашов В.Н. Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства. М., 1972 Флот рыбной промышленности. Л., 1972

2. Войниканис-Мирский В. Н. Техника промышленного рыболовства и промысел морского зверя. Пищепромиздат, М. 1961)

3. Э.А.Карпенко, В.М.Быкова «Основы промышленного рыболовства и технология рыбных продуктов.»- 1981г.

4. «Устав службы на судах рыбопромыслового флота РФ» Утвержденный Приказом Комитета РФ по рыбоводству № 140 от 30.08.95г.

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты