Анализ и управление капиталом ОАО "Птицефабрика Сеймовская"
Анализ и управление капиталом ОАО "Птицефабрика Сеймовская"
36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Теоретические основы анализа и управления собственным и заемным капиталом 4
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Агрофирма птицефабрика "Сеймовская"" 17
3. Анализ и управление капиталом в ОАО "Агрофирма птицефабрика "Сеймовская"" 21
3.1. Анализ структуры капитала 21
3.3. Анализ управления заемным капиталом 25
4. Пути повышения эффективности использования капитала 30
Выводы и предложения 32
Список литературы 35
Введение
В настоящее время, в условиях существования различных форм собственности в России, особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства предпринимательского капитала. Возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие.
Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предприятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно капитал и является объективной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность предприятия как таковая. Все это обуславливает особую значимость процесса грамотного управления капиталом предприятия на различных этапах его существования.
Целью курсовой работы является выяснить эффективно ли ОАО "Агрофирма птицефабрика "Сеймовская"" использует свой капитал. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
оценить текущее и перспективное финансовое состояние организации, т.е. использование собственного и заемного капитала;
обосновать возможные и приемлемые темпы развития организации с позиции обеспечения их источниками финансирования;
выявить доступные источники средств, оценить рациональные способы их мобилизации;
спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
Объект исследования - процесс управления капитала. Предметом исследования является структура капитала ОАО "Агрофирма птицефабрика "Сеймовская""
При написании работы был использован широкий круг учебной литературы по таким дисциплинам, как финансовый менеджмент, экономический анализ. Основные методологические аспекты, которые послужили базой для управления, изложены в книге под редакцией Л.Т. Гиляровской "Экономический анализ", Теплова Т.В. “Финансовые решения: стратегия и тактика. Лобанов Е.Н., Лимитовский М.А. “Управление финансами”. Данные источники содержат множество аналитических исследований, в данном случае вполне целесообразно их применение. Имеет место анализ информационного материала в периодических изданиях журнала “Экономический анализ”.
1. Теоретические основы анализа и управления собственным и заемным капиталом
Базовые категории финансового анализа представляют собой наиболее общие ключевые понятия данной науки. К их числу относятся: финансовое состояние предприятия, финансовая устойчивость предприятия, капитал, финансовый риск, левередж, ликвидность, несостоятельность, банкротство, платежеспособность и др.
Больше всего разночтений имеется в толковании понятия "капитал" и его разновидностей. Одни авторы под капиталом предприятия подразумевают всю собственность, находящуюся в его распоряжении, сформированную как за счет собственных, так и за счет заемных средств. Некоторые авторы при определении величины капитала предприятия исключают краткосрочные обязательства, оставляя в его составе только активы, сформированные за счет собственного (акционерного) капитала и долгосрочных финансовых обязательств. Третий подход к определению суммы капитала основан на исключении из общей валюты баланса только краткосрочной кредиторской задолженности нефинансового характера (товарного кредита, предоставляемого поставщиками).
Капитал всякого предприятия может быть представлен двумя составляющими: собственными и заемными средствами.
В составе собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие: инвестированный капитал, т.е. капитал, вложенный собственниками в предприятие, и накопленный капитал, т.е. созданный на предприятии сверх того, что было первоначально авансировано собственниками.
Инвестированный капитал в акционерных обществах включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. Первая составляющая инвестированного капитала представлена в балансе акционерных предприятий уставным капиталом, вторая - добавочным капиталом (в части эмиссионного дохода). В унитарных предприятиях инвестированный капитал отражен в балансе лишь уставным капиталом (фондом).
Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли (резервный фонд, фонд накопления, нераспределенная прибыль, иные аналогичные статьи).
Теоретически величина собственного капитала характеризуется показателем чистых активов. Следует предостеречь от буквального понимания сказанного в том смысле, что величина чистых активов и есть та величина средств, которую могли бы получить собственники в случае действительной ликвидации предприятия. Дело в том, что расчет чистых активов осуществляется по балансу на основании балансовой стоимости активов и пассивов, которая может не совпадать с их рыночной стоимостью. Так, оценка запасов по методу ЛИФО приводит к занижению величины стоимости чистых активов, метод ФИФО, напротив, обеспечивает максимально приближенную к текущим рыночным ценам величину; оценка готовой продукции и незавершенного производства в объеме сокращенной себестоимости (за вычетом общехозяйственных расходов) также связана, как правило, с занижением величины чистых активов и т.д. Поэтому величина собственного капитала (чистых активов) рассматривается в достаточно широком смысле как некий запас прочности в случае неэффективной деятельности предприятия в будущем и определенная гарантия защиты интересов кредиторов.
Размер собственного капитала, или чистого имущества (чистых активов), предприятия, по существу, представляет собой счетную величину, получаемую в результате исключения из суммы активов величины обязательств предприятия (заемных средств).
К активам, участвующим в расчетах, относятся статьи разделов I и II баланса (за исключением статей "Задолженность учредителей по взносам в уставный капитал" и "Собственные акции, выкупленные у акционеров"). Если на предприятии формируются оценочные резервы (по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг), показатели статей, в связи с которыми они были созданы, например дебиторская задолженность, участвуют в расчете величины чистых активов, за исключением соответствующих им сумм резервов.
Довольно часто при определении стоимости чистого имущества встает вопрос о включении в состав активов, принимаемых к расчету, нематериальных активов. Известна практика финансового анализа зарубежных стран, предполагающая исключение данной статьи из расчета величины чистого имущества.
Учитывая, что нематериальные активы относятся к числу тех статей баланса, искажение реальной величины которых является наиболее распространенным, данный подход к определению величины чистых активов является наиболее осторожным.
Действительно, объективная сложность оценки данной статьи, незнание вопросов правового регулирования нематериальных активов привели к тому, что стремление некоторых предприятий к "раздуванию" собственного капитала проявилось в первую очередь за счет необоснованной величины нематериальных активов. В частности, достаточно распространенным является случай, когда вкладом в уставный капитал одного из участников является право пользования зданием, оборудованием, оргтехникой. С точки зрения правового регулирования вопроса использование имущества предполагает или наличие у пользователя права собственности, или пользование им на условиях аренды, или безвозмездное использование имущества. Исключение составляют некоторые специфические виды имущества (например, право пользования недрами). Таким образом, с юридической точки зрения право пользования имуществом не может оформляться как нематериальный актив. При определении величины чистых активов важно знать, что в расчетах участвуют те нематериальные активы, которые непосредственно используются и приносят доход. Также должно быть документальное подтверждение затрат, связанных с их приобретением или созданием.
К пассивам, участвующим в расчете, т.е. обязательствам предприятия, относят: арендные обязательства (учитываемые на счете 97); целевые финансирование и поступления; долгосрочные и краткосрочные обязательства перед банками и иными юридическими и физическими лицами; расчеты и прочие пассивы, кроме сумм, отраженных по статьям "Фонды потребления" и "Доходы будущих периодов".
Дискуссионным является вопрос о принадлежности к собственному или заемному капиталу фонда потребления. С одной стороны, целевое резервирование средств чистой прибыли для нужд потребления предполагает, что рано или поздно данные средства будут использованы по их назначению и соответственно суммы, указанные по строке "Фонды потребления", уйдут из баланса в отличие от капитализируемой части чистой прибыли.
С другой стороны, поскольку до момента их непосредственного использования суммы, отражаемые по этой статье баланса, характеризуют объем финансирования активов за счет прибыли собственников (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия), фонды потребления следует причислить к собственному капиталу.
Вопрос отнесения фондов потребления к собственному или заемному капиталу не нов. Он рассматривался еще классиками балансоведения Н. Вейцманом, И. Шерром, П. Герстнером и др. Так, И. Шерр называл статьи такого рода, например фонд вспомоществования, фонд улучшения быта работников, долговыми резервами, подчеркивая тем самым их двойственный характер. Однако основным аргументом в пользу причисления фонда потребления (или близких к нему по экономическому содержанию фондов) к собственному капиталу было то, что источник их возникновения - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Другим основанием для отнесения данного фонда к собственному капиталу являлось то, что выплаты из него обусловлены решением собственников и закреплены в учредительных документах. По сути, такой фонд представляет собой резерв добровольных расходов, образование которого может быть отменено по постановлению общего собрания акционеров.
Т. о. можно сказать, что величина чистых активов показывает сумму средств, реально находящихся в собственности у предприятия.
Определение величины чистых активов (собственного капитала) имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
На основании показателя стоимости чистых активов оценивается структура капитала (соотношение собственных и заемных средств). Снижение доли собственного капитала влечет за собой ухудшение кредитоспособности предприятий. Кроме того, учитывая, что показатели собственного и заемного капитала используются для расчета рентабельности вложений в предприятие различных вкладчиков (собственников, акционеров), можно предполагать, что завышение объема обязательств в совокупных пассивах отрицательно скажется на объективности показателей, характеризующих "цену" капитала.
В составе собственного капитала необходимо выделить долю его отдельных составляющих, а также отразить динамику его состава и структуры за последние годы.
Необходимость раздельного рассмотрения статей собственного капитала связана с тем, что каждая из них является характеристикой правовых и иных ограничений способности предприятия распоряжаться своими активами.
Уставный капитал - стоимостное отражение совокупного вклада учредителей (собственников) в имущество предприятия при его создании.
Добавочный капитал - составляющая собственного капитала в его настоящей трактовке - объединяет группу достаточно разнородных элементов: суммы от дооценки внеоборотных активов предприятия; безвозмездно полученные ценности; эмиссионный доход акционерного общества и др.
Резервы формируются в соответствии с законодательством, учредительными документами и принятой на предприятии учетной политикой. Основным источником формирования резервов (фондов) является чистая прибыль.
Резервный капитал формируется в соответствии с установленным законом порядком и имеет строго целевое назначение. В условиях рыночной экономики резервный капитал выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для целей возмещения убытков и обеспеченности защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли предприятия.
Фонды накопления характеризуют сумму чистой прибыли, направленную на производственное развитие и расширение предприятия. Суммы по данной статье баланса показывают приращение чистых активов предприятия за весь период его функционирования.
Нераспределенная прибыль представляет собой прибыль, остающуюся после выплаты налогов и других платежей и формирования резервов (фондов). По экономическому содержанию нераспределенная прибыль настолько близка к резервам, что ее рассматривают в качестве свободного резерва.
Средства резервов (фондов) и нераспределенной прибыли помещены в конкретное имущество или находятся в обороте. Их величина характеризует результат деятельности предприятия и свидетельствует о том, насколько увеличились активы предприятия за счет собственных источников.
Деление собственного капитала на капитал и резервы носит не столько теоретическое, сколько практическое значение: по соотношению и динамике этих групп оценивают деловую активность и эффективность деятельности предприятия. Тенденция к увеличению удельного веса второй группы (резервы) характеризует способность наращения средств, вложенных в активы предприятия.
Теперь обратимся к характеристике заемного капитала.
Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные обязательства предприятия перед третьими лицами.
Величина заемных средств характеризует возможные будущие изъятия средств предприятия, связанные с ранее принятыми обязательствами. К основным видам обязательств предприятия относятся:
- долгосрочные и краткосрочные кредиты банков;
- долгосрочные и краткосрочные займы;
- кредиторская задолженность предприятия поставщикам и подрядчикам, образовавшаяся в результате разрыва между временем получения товарно-материальных ценностей или потребления услуг и датой их фактической оплаты;
- задолженность по расчетам с бюджетом, возникшая вследствие разрыва между временем начисления и датой платежа;
- долговые обязательства предприятия перед своими работниками по оплате их труда;
- задолженность органам социального страхования и обеспечения;
- задолженность предприятия прочим хозяйственным контрагентам.
Заемные средства обычно классифицируют в зависимости от степени срочности их погашения и способа обеспеченности.
По степени срочности погашения обязательства подразделяют на долгосрочные и текущие. Средства, привлекаемые на долгосрочной основе, обычно направляют на приобретение активов длительного использования, тогда как текущие пассивы, как правило, являются источником формирования оборотных средств.
Для оценки структуры обязательств весьма существенно их деление на необеспеченные и обеспеченные. Важность такой группировки связана с тем, что обеспеченные обязательства в случае ликвидации предприятия и объявления конкурсного производства погашаются из конкурсной массы. Чем больше покрытых (обеспеченных) долгов в противоположность необеспеченным, тем лучше кредиторам, имеющим обеспеченные требования, но хуже остальным кредиторам, которые в случае объявления конкурса должны удовлетвориться остающейся имущественной массой.
6. Фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей
5. Дебиторская задолженность
1. Кредиторская задолженность
2. Краткосрочные кредиты и займы
6. Краткосрочные финансовые вложения
1. Резервный капитал
2. Кредиторская задолженность
3. Фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей
7. Денежные средства
1. Резервный капитал
2. Фонды накопления, нераспределенная прибыль
3. Долгосрочные, краткосрочные кредиты и займы
4. Кредиторская задолженность
5. Фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей
Стоимость капитала и расчет средневзвешенной стоимости капитала. Капитал, как любой фактор производства, имеет определенную стоимость, под которой понимается его доходность. Для предприятия привлечение различных источников финансирования (как внутренних, так и внешних) связано с затратами, поэтому привлекаемый капитал всегда будет иметь определенную стоимость, а так как этот капитал разнообразен по источникам, то у предприятия возникает возможность альтернативного выбора этих источников как по объемам, так и по стоимости каждого вида капитала. В результате привлечения различных видов капитала складывается определенная его структура и возникает определенная сумма финансовых ресурсов, которую необходимо уплатить за пользование данными источниками финансирования.
Экономическое содержание показателя стоимости и цены капитала заключается в определении затрат, связанных с привлечением единицы капитала из каждого источника. Разнообразие источников приводит к необходимости расчета средневзвешенной стоимости капитала. Она рассчитывается в процентах в среднегодовом исчислении.
Средневзвешенная стоимость капитала - обобщающий показатель, характеризующий относительный уровень затрат или общую сумму всех расходов, возникающих в связи с привлечением и использованием капитала, и в то же время можно сказать, что это минимум возврата на вложенный капитал.
Формула средневзвешенной стоимости капитала основывается на средневзвешенной арифметической величине, где весами выступают доли отдельных источников в общей сумме, а сам показатель средневзвешенной величины выражает среднегодовую стоимость, выраженную в%.
ССК = di * ki, (1.1)
где di - удельный вес каждого источника в общей сумме,
ki цена i-го источника, выраженная в процентах в среднегодовом исчислении.
Рассмотрим последовательно определение цены каждого источника.
Собственный капитал
- добавочный капитал - не имеет стоимости и не может быть использован как источник инвестиционных ресурсов, так как, в основном, этот капитал формируется как результат переоценки активов предприятия;
- привилегированные акции - оцениваются по уровню фиксированного дивиденда, который выплачивается ежегодно практически при любых обстоятельствах;
Обыкновенные акции - их цена измеряется на основе различных методов, но наиболее распространенным является расчет, основанный на измерении прогнозируемого уровня дивиденда или дивиденда, выплаченного в отчетном периоде, скорректированного на прогнозируемый прирост дивидендов, то есть
Kоа = (Дотч. /Арын. об. акц) + Тоа, (1.2)
где Коа - стоимость обыкн. акц.,
Дотч. - дивиденды, выплаченные в отчетном периоде,
Арын. об. акц. - рын. стоимость обыкн. акций,
Тоа - прогнозируемый прирост дивидендов по обыкновенным акциям
нераспределенная прибыль (отложенная к выплате), то есть та прибыль, которая существует для капитализации, реинвестирования. Этот источник не является бесплатным, так как на ЧП, оставшуюся после выплаты налогов и дивидендов по привилегированным акциям, претендуют обыкновенные акционеры. Наиболее распространенным способом оценки стоимости нераспределенной прибыли является ее оценка по уровню дивидендов, выплаченных по обыкновенным акциям.
Заемный капитал.
Банковские ссуды - основной элемент. Цена данного источника будет зависеть от величины срока, на который привлекается капитал, а также от величины % и характера включения % в затраты предприятия.
В общем виде цена ЗК = величине банковского %
Если рассматривать зарубежный опыт:
Кзк = i
Кзк = i* (1-н)
В России:
Кзк = i
Кзк = iх (1-н) + i, i - ставка рефинансирования + 3% ых пункта
Кзк = ix (1-н) *(n/360) + ix (n/360)
облигационные займы. Цена может быть определена различными методами, но наиболее распространенным является оценка в процентном отношении одновременного дисконтного и процентного дохода. Зачастую облигации реализуются не по номиналу, а с дисконтом.
Коз = (Ддиск + i), (1.3)
Коз - цена облигационного займа,
Ддиск - стоимость дисконтированного дохода,
i - процентный доход
Если за счет затрат оплачиваются доходы, то возникает налоговая экономия
Коз = (Ддиск +i) *(1-н) (1.4)
Если один элемент оплачивается:
Коз = Ддиск + i*(1-н) (1.5)
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:
ЭФЛ = (1 - Снп) x (КВРа - ПК) х ЗК/СК, (1.6)
где ЭФЛ - эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;
Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРа - коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;
ПК - средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;
ЗК - средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;
СК - средняя сумма собственного капитала предприятия.
Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемый активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.
В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует постоянного мониторинга в процессе управления эффектом финансового левериджа.
Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом (leverage в дословном переводе - рычаг), который вызывает положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, прирост коэффициента финансового левериджа вызывает еще больший прирост его эффекта (положительного или отрицательного в зависимости от положительной или отрицательной величины дифференциала финансового левериджа).
Метод "мёртвой точки" (или критического объёма продаж) применительно к оценке и прогнозированию левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объёма выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин "безубыточная деятельность" имеет разную интерпретацию. В первом случае под безубыточной деятельностью понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход. При неблагоприятных условиях весь валовой доход может быть использован на оплату процентов по ссудам и займам. При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в прибыль.
Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически.
Построение графической зависимости затруднено, так как требует тщательного разделения издержек по видам.
Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:
S = VC + FC + GI, (1.7)
где S - реализация в стоимостном выражении;
VC - переменные производственные расходы
FC - условно-постоянные производственные расходы;
GI - валовой доход.
Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, исходя из этого:
VC = k * S. (1.8)
Критическим считается объём реализации, при котором валовой доход равен нулю, поэтому:
S = k * S + FC (1.9)
Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, обозначив его Sm, получим:
Sm = FC / 1 - k (1.10)
Эту формулу можно представить в более наглядном виде путём перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введём следующие дополнительные обозначения:
Q - объём реализации в натуральном выражении;
P - цена единицы продукции;
V - переменные производственные расходы на единицу продукции;
QC - критический объём продаж в натуральных единицах.
При этом формула она будет иметь вид:
QC = FC / P - V (1.11)
Знаменатель дроби в этой формуле называется идеальным маржинальным доходом (C=P-V). Экономический смысл критической точки предельно прост, он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.
Эта формула может быть легко трансформирована в формулу для определения объёма реализации в натуральных единицах (Qi), обеспечивающего заданный валовой доход (GI):
Qi = FC + GI / P - V (1.12)
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Агрофирма птицефабрика "Сеймовская""
ОАО "Агрофирма птицефабрика "Сеймовская"" находится в городе Володарске, является районным центром. Расстояние до областного центра составляет 60 км, до ближайшей дорожной станции "Сейма" - 2км, до пристани - 25 км. В семи километрах от города Володарск находится автомобильная трасса Москва-Нижний Новгород. Птицефабрика "Сеймовская" занимает выгодное географическое и экономическое положение в северо-заподном районе. По железнодорожным путям и пристани осуществляется поставка зерна. Автотрасса помогает предприятию поставлять свою продукцию не только в различные торговые точки области, но и за ее пределы. Газ поступает по трубопроводу от ВОлготрансгаза. Электроэнергию поставляет Нижновэнерго.
Предприятие является акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, расчетные и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.
ОАО "Агрофирма птицефабрика "Сеймовская"" основана в 1964 году с мощностью 100 тысяч кур-несушек. Проектная мощность 750 тысяч кур-несушек.
Климат района умеренно-теплый. Годовая сумма температур в среднем 2499 єС, а сумма температур выше 10 єС равна 1850 єС -на севере, 2000 єС -на юге. Средняя месячная и годовая температура воздуха следующая:
I - 12 єC, II - 7 єC, III-2 Cє, IV+3 єC, V +15 єC, VI +15єC, VII +18єC, VIII +17Cє, IX+ 10єC, X +3,2єC, XI - 3,8єC, XII - 9,9 єC.
За вегатационный период выпадает около 300-350 мм осадков. В районе преобладают песчаные почвы. Рельеф - волнистая равнина, изрезанная оврагами и лощинами.
Птицефабрика "Сеймовская" является предприятием индустриального типа. Специализация производства - выращивание птицы - кур яичных пород, производство и реализация продуктов птицеводства - яиц и мясопродуктов, а также яичного порошка, пера, различных мясных консервов и колбас.
В настоящее время ОАО Птицефабрика "Сеймовская" является одним из наиболее крупнейших предприятий Российской Федерации с мощностью производства более 250 млн. шт. яиц в год. Предприятие представляет собой современный агрохолдинг, в состав которого входят сельскохозпредприятия Володарского, Бутурлинского, Краснооктябрьского районов Нижегородской области и Гороховецкого района Владимирской области. А в январе 2004 года было принято решение о взятии в аренду на 49 лет еще одного хозяйства, находящемся в Большеболдинском районе Нижегородской области.
Наряду с птицеводством в хозяйстве развивается и растениеводство, в последние годы. Основными производственные направления растениеводства это выращивание зерновых, зернобобовых и корнеплодов.
В таблице 2.2. представлена структура выручки от реализации за период 2004-2006 гг.
Таблица 2.1. Структура выручки от продажи продукции за 3 года в ОАО "Агрофирма птицефабрика "Сеймовская""
Виды продукции
2004г
2005г
2006г
2006 в%
к 2004
1. Продукция растениеводства - всего, т. руб.
22506
1115
1816
-91,93
из них:
- зерновые и зернобобовые
20494
630
786
-96,16
- прочая
2012
485
1030
-48,81
2. Продукция животноводства - всего т. р.
627218
649983
665405
6,09
из них:
скот и птица в живой массе
20735
19090
24003
15,76
молоко, молочная продукция
172444
181339
152137
-11,78
яйцо
434039
449554
489265
12,72
3. Прочая продукция, работы, услуги - всего, т. р.
154519
131817
178354
15,43
Итого
804243
782915
845575
5,14
Из таблицы 2.1. что структура выручки в динамике за 3 года с 2004-2006 гг. изменилась, снизилась продукция растениеводства на 8,7%, а выручка от продукции животноводства увеличилась на 6,09%, увеличение произошло за счет продажи яиц на 12,72%, наблюдается так же спад продажи продукции скота о чем свидетельствуют показатель-11,78%.
В таблице 2.2. представлена динамика и наличие производственных ресурсов за три года на конец периода.
Таблица 2.2. Динамика и наличие производственных ресурсов
ОАО "Агрофирма птицефабрика "Сеймовская"" за 3 года
Показатели
2004г.
2005г.
2006г.
2006 в%
к 2004
га
га
га
га
Общая земельная площадь,
3126
3126
3039
-2,78
в том числе:
Всего с/х угодий
2125
2125
2125
0,00
Из них:
Пашня
1488
1488
1488
0,00
пастбища
637
637
637
0,00
Леса и кустарник
181
181
181
0,00
Пруды и водоемы
44
44
44
0,00
Прочие угодья
-
Земли, занятые пастбищами
209
209
209
0,00
2. Численность работников всего
1659
1670
1687
1,69
в том числе в с/х производстве
942
937
689
-26,86
3. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
213729
255417
330342
54,56
100 га с/х угодий
6837,12
8170,73
10870,1
58,99
на 1 раб. Фондовооруженность
128,83
152,94
195,82
52,00
4. Среднегодовая стоимость
оборотных средств (Стр.290)
327852
432623
565169
72,39
на 100 га с. х угодий
10487,9
13839,5
18597,2
77,32
на одного работника
197,62
259,056
335,014
69,52
По данным таблицы 2.2. видно, что изменение в сельскохозяйственных угодий произошли в общей земельной площади она сократилась на 2,78%. В структуре численности работников так же произошли изменения общая численность увеличилась на 17 работников, но сократилась численность работников занятых в с/х производстве. Среднегодовая стоимость основных средств в 2006 году увеличилась на 54,56%, что является положительным моментом, среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 72,39%.
Все показатели характеризуют динамики, увеличились, что говорит об эффективности использования производственных ресурсов.
В таблицы 2.3. представлена динамика эффективности работы птицефабрики за 3 года.
Таблица 2.3. Динамика эффективности работы ОАО "Агрофирма птицефабрика "Сеймовская"" за 3 года
Виды продукции
2004г
2005г
2006г
2006 в%
к 2004
1. Выручка от продажи, тыс. руб.
804243
782915
845575
5,14
на 100 га с/х угодий
25727,54
25045,27
27824,12
8,15
на 1 работника
484,78
468,81
501,23
3,39
на 100 руб ОС
376,3
306,5
256,0
-31,98
на 100 руб. обор. средств
245,31
299,25
149,61
-39,01
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.