: Тургенев Иван Сергеевич
: Тургенев Иван Сергеевич
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель, член-корреспондент
Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52)
показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию
природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское
гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася»
(1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и
новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских
женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за
границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-
философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического
анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой
литератур.
* * *
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа (3
сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в
Санкт-Петербурге], русский писатель.
Воспитание чувств
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная
Лутовинова, — богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский
уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано
научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827
семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у
хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение
Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический
факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений
ранней юности (1833) — влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в
эту пору роман с отцом Тургенева, — отразилось в повести «Первая любовь»
(1860).
В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе
литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот
приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А.
С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения
«Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около
сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма
«Стено»).
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование
соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном
праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет
описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа
1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается
классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В.
Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в
Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А.
Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится
с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи
со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе
1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
Вокруг «Записок охотника»
В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую
оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846
Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с
Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он
обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845)
и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю.
Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия),
любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845
Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей
(в Германии, Франции; Тургенев — свидетель французской революции 1848):
опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В.
Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф.
Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека»
(1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка»
(обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).
Главное дело этого периода — «Записки охотника», цикл лирических очерков и
рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из
записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе
«Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в
1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи»,
«Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые
выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы,
свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной
человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой
силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных
пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь,
творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало
«крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали
смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся
нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в
«Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к
проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).
1850-е годы. Литературное окружение
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и
опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую
(там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до
декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два приятеля»,
знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами
из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль
сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге,
летом в Спасском. Его ближайшая среда — редакция «Современника»; состоялись
знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев
принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает
его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому,
но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А.
Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855),
«Переписка», «Фауст» (обе 1856).
Романы
«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по
объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно
фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном
итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил
любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на
поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к
смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени
Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке
близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров,
становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный
смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом
романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не
освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные»
будут жить, а захваченные страстью или идеей — погибнут); зажатые меж
«реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867);
революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему
неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они,
вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии
нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях
черты двух вечных психологических типов — героического энтузиаста, Дон
Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью
«Гамлет и Дон Кихот», 1860).
В скитаниях
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот
двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После
трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он
отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее
поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе
(статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень
и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год
Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний»
сезоны.
После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же
придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с
радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их
взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением»
усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А. Антоновича «Асмодей
нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в
нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И.
Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва
не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864)
Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические
мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта
Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни
торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема
слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного
небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева;
наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865),
воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-
лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М.
Достоевского в романе «Бесы», 1871).
Слава и грусть
В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они
живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев
близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э.
Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской
и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на
международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-
президентом; в 1879 он — почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев
поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А.
Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев
участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81
старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной,
окрасившее его последние приезды на родину.
Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин»,
1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни
Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания»,
1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не
все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в
присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года
мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в
массовую манифестацию.
Сочинения:
Полное собрание сочинений и писем. М.; Л., 1960-68. Т. 1-28.
Литература:
Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934.
Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М., 1991.
Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С.
Никитина. СПб., 1995.
А. С. Немзер
|