Рефераты

: Схема анализа литературно-художественного произведения

: Схема анализа литературно-художественного произведения

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание

и художественную форму.

А. Идейное содержание включает:

1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические

характеры в их взаимодействии;

2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны

уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном

изображении;

3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к

изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор,

романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя,

раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или

целого коллектива является выражением героического пафоса, причем

действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к

осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в

художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями

природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей,

борьба за мир.

Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и

неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и

принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический

пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы.

Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера

противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический

характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью.

Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского

наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос,

с помощью которого утверждается значительность стремления личности к

эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок

сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой

проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе

утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую

эстетическую категорию.

Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория

комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на

значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому

вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут

быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание

социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса

сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере

человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.

Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое

противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в

своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка,

гомерический хохот.

Б. Художественная форма включает:

1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их

переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет

(последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей

во времени и пространстве);

2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования

и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные

эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение

предметных деталей в пределах отдельного образа);

3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали

авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности

поэтической речи в целом.

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка

действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование,

отступления, рассуждения).

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника

произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

А. Место писателя в развитии русской литературы.

Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля;

г) жанра;

д) речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов,

склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного

образа.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике

или статике.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5. Преобладание общественных или личных интонаций.

V. Структура стихотворения:

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором:

метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония

(как троп), сарказм, перифраза.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет,

повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение

и восклицание.

4. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая;

простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая),

игра рифм.

6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина,

септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие

виды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах.

1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его

мировоззрение.

2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных

событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в

произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы,

интеллигенция, рабочие).

4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со

стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений

современников).

5. Краткий план содержания.


© 2010 Рефераты