Рефераты

Сочинение: Тема родины в творчестве Блока

Сочинение: Тема родины в творчестве Блока

Новиченко Александр 11-3

Тема Родины в творчестве

А.А.Блока.

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались

художники слова во все времена. Но в творчестве А.Блока эта тема

обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и

своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России".

Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей"

отбрасывало особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее

противоречивой и обостренной.

Начиная с 1907-1908 годов, тема России, ее исторического пути, ее настоящего

и будущего выходит на первый план в творчестве Блока.

В 1907-1916 годах пишет цикл “Родина”.

В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная.

Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского

пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые

пришли...":

Видно, дни золотые пришли,

Все деревья стоят как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной

царевны из русских сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой- царевич,

князь, жених. Поэзию А.Блока этих лет пронизывают образы русской культуры,

нередко в их романтическом облике, например, в стихотворении "Ночь на Новый

год" возникает образ Светланы, героини баллады В.Жуковского. Мир ранней

поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан

образ России. К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт

шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает

блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного сада своих

ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов,

болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней. Населяют эту природу

диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, "твари весенние", чертенята,

"больная русалка". Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это

герои зловещего балагана, носители "всемирной пошлости", живые мертвецы, как,

например, в цикле стихов "Пляски смерти". Наиболее известное стихотворение

этого цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека...", в котором самой композицией

подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако

страшный мир - это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в

самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока

- "Незнакомка" - лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии,

где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же не

отделяет себя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной

и мертвенной природы, которой самое поэтичное ее явление - луна на небе -

превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением

лирического героя от мечты к реальности.

Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее

мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и

принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.

Сам А.Блок предельно открыто выразил свою любовь-ненависть в

стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно...", написанном в 1914 году. В

нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека

бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа, даже

покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись,

обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти

как сатира. Герой его обретает символические черты. И тем неожиданнее и

сильнее звучит финал стихотворения:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России

как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года "Русь". Страна

предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само ее

пространство:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена

С болотами и журавлями

И смутным взором колдуна...

Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический

герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь

убаюкала ее на своих просторах.

Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов

"Родина", который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам

сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и

размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна,

которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой.

Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем

ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге",

в чем-то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на дорогу..."

Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и

трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.

Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" - "Опять,

как в годы золотые...". В последних произведения цикла "Родина"

появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот,

началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей

трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях "Петроградское небо

мутилось дождем..", "Я не предал белое знамя...", "Коршун" и других. Однако

тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла “Родина”,

написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой,

обозначенной в названии: "На поле Куликовом". Написаны эти стихотворения в

1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории.

Этому стихотворению принадлежит особая роль в творчестве поэта. В 1912 году

Блок писал: "Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к

символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение.

Разгадка их еще впереди". Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380

года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно

обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. На мой

взгляд, Этот цикл наиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. На

мой взгляд, наиболее точно показывает отношение писателя к России цикл стихов

"На поле Куликовом”. Поэтому мне бы хотелось немного проанализировать первое

стихотворение этого цикла:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво,

И моет берега.

Над скудной глиной же того обрыва

В степи грустят стога.

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И

судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее

становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для

поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные

явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!"). Этот

мотив встречается и в других стихотворениях цикла "Родина. В стихотворении

"Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи.

Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного.

Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно

многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь моя!

Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень

единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол,

данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской

традиции, к образу величавой жены. И, наконец, в финале стихотворения

возникает новый объект обращения: "Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении

А.Блок употребляет авторское "мы", размышляя о судьбах людей своего

поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это

движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме

стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической

речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно

нарастает, предложения делаются

короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть

ночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают восклицательные интонации - это

реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор

семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно

взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста.

Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую

динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный

порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.

Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее

неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала

внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам

образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была

воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия,

языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим

писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный

поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги

дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая

блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом

1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел после

революции 1017 года, так не похожей на его мечту, он задохнулся.


© 2010 Рефераты