Рефераты

Сочинение: Рецензия на рассказ Бунина Сны Чанга

Сочинение: Рецензия на рассказ Бунина Сны Чанга

Рецензия на рассказ И. Бунина «Сны Чанга»

И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин-

фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его

творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой

страсти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви,

смерти и природы.

О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших

стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимая

художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного

языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти

черты присущи не только поэзии, но и прозе.

В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина

вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя

лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы «Братья»,

«Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Историки литературы считают, что

эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой,

составляя вместе своеобразную художественно-философскую трилогию.

Рассказ «Сны Чанга» был написан в 1916 году. Уже само начало произведения

(«Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на

земле») навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не отсылка

к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо – от

муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк внутренне готов к

перемежениям настоящего и воспоминаний в рассказе.

А сюжет произведения таков.

Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого

кислоглазого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали

собаку) во время долгого путешествия становится единственным слушателем

хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть у

него в Одессе квартира, любимая жена и дочка.

Затем всё в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой

он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на будущее,

без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце концов,

умирает.

Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг.

Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на протяжении

жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о счастье. Во время

плавания на корабле он говорит: «А как же великолепна жизнь, боже мой, как

великолепна!» Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и поэтому был

счастлив. «Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга:

первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая – что жизнь мыслима

лишь для сумасшедших». Теперь после потери любви, после разочарования у

капитана остается только одна правда, последняя. Жизнь кажется ему скучным

зимним днем в грязном кабаке. А люди. «Нет у них ни бога, ни совести, ни

разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, -нет даже

простой жалости». Вот такие внутренние изменения претерпевает наш герой.

Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы видим

счастливого капитана, «размытого и выбритого, благоухающего свежестью

одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых

глаз, во всем тугом и белоснежном». Затем он предстает перед нами грязным

пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится

чердак его друга- художника, только что обретшего правду жизни. У капитана

грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника – чистота, тепло, уютно,

старинная мебель. Все это было сделано с одной целью: противопоставить эти

две правды и показать как осознание той или иной влияет на внешний образ

человека. Обилие используемых в произведении деталей создает необходимую для

читателя эмоциональную окраску и обстановку.

С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна. Четко

просматриваются две параллели. Одна - сегодняшний мир, в котором нет счастья,

другая - счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение между ними?

Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той

нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны.

Чанг – единственный в рассказе, кто обладает именем. Художник не просто

безымянен, но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных

туманов: дивная «в своей мраморной красоте». Чанга Бунин наделяет чувством

«безначального и бесконечного мира, что не доступен Смерти», то есть

ощущением подлинности – невыразимой третьей правды. Капитана поглощает

смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и остается в зыбком

теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно «сокровеннейшим велениям Тао,

как следует им какая-нибудь морская тварь.».

Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.

В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?

В связи с этим в рассказе появляется образ «дальних работящих людей»

(немцев). На примере их образа жизни писатель говорит о возможных путях

человеческого счастья.

Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни.

Воплощением являются эти самые «работящие люди»;

Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда

существует возможность измены. Воплощение – образ капитана.

Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.

В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в себе

образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи

верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы.

Таким образом, рассказ «Сны Чанга» является, прежде всего, философским

произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как

любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на любви,

и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему

мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые в

произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о

смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время

переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и думать

о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш внутренний

подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные истины,

неподверженные никакому влиянию и никаким переменам.


© 2010 Рефераты