Рефераты

Сочинение: Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Сочинение: Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Сочинение.

"Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым

удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный

закон во мне.

И. Кант

План.

I. Мое понимание нравственного идеала.

II. Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

1. Центральная идея романа.

2. Духовные искания Пьера Безухова.

3. Духовные искания князя Андрея.

4. Любовь – неотъемлемая часть характера Наташи Ростовой.

III. Мысль народная в романе.

Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас

поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего, никто

не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает как

данное, что убийство – это плохо, а помощь ближнему – хорошо. Добро, по-

моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает его

по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе

представления каждого человека – так называемый нравственный идеал, достичь

который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном

совершенстве – его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий

соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет

приближаться к нравственному идеалу.

Вопросы о добре и зле – вечные вопросы философии – не могли не найти

отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир", раскрывающем нашему

взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако

Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о

нравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными,

так как весь мир романа действует по его законам. Л.Н.Толстой, как противник

любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде.

Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту "другую, лучшую" любовь к

ближнему, должен научиться любить жизнь:

"Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение

есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить

жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих

страданиях, в безвинности страданий".

К таким выводам приходит Пьер Безухов – один из любимых героев Л.Н. Толстого,

– точнее не приходит, а "кто-то говорит ему эти мысли". Откровение приходит

Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает иную,

духовную:

"Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою

бессмертную душу!"

"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с

самим собою . он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской

жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к

Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули его". Но

писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни

Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким

тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись

на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он

способен к постоянному самоулучшению и самоочищению. В плену Пьер испытывает

сильнейшие физические и духовные потрясения: сцена казни пленных, голод,

постоянный страх смерти. Они только подтолкнули Пьера к кардинальному

изменению мироощущения. Но самым важным событием в плену и во всей жизни

Пьера оказалась встреча с Платоном Каратаевым – таким же пленным, солдатом

Апшеронского полка. Платон Каратаев – "олицетворение всего русского, доброго

и круглого". "Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в

особенности с человеком – не с известным каким-нибудь человеком, а с теми

людьми, которые были перед его глазами". Любовь к людям, к жизни, восприятие

ее такой, какая она есть, – вот что перенял Пьер у Платона Каратаева.

Другой любимый герой Л.Н. Толстого – Андрей Болконский – так же как и Пьер

приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его характера

– гордость – одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь его –

постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу. Но

желание славы для князя Андрея – желание любви людской. Князь Андрей так же,

как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни: светская жизнь,

участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с Наташей,

Отечественная война – все они имели свое влияние на князя Андрея. Но прежде

чем прийти к "правильному" мироощущению ему приходится пережить ужас смерти,

увидеть страдания других людей. Он получает ранение в Бородинском сражении и

попадает на перевязочный пункт, что становится переломным моментом в его

судьбе. Он встречает Анатоля Курагина – своего врага, – которому только что

отняли ногу, и не испытывает к нему чувства ненависти. Впоследствии он

осознает, что, умирая, он "увидал врага своего и все-таки полюбил его". Он

"испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не

нужно предмета".

"Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех его

проявлениях", – вот тот истинно христианский тезис, к которому автор приводит

всех своих любимых героев. Наташа Ростова – самый яркий женский образ романа

– всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к окружающему миру –

ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н.Толстой, скорее, не ее приводит этому

тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.

В соответствии с основами своего мировоззрения, Л.Н.Толстой сближает любимых

героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище "наш князь",

данное ему солдатами полка. Наташа "умела понять все то, что было . во всяком

русском человеке". А Пьер, попав в плен, отказался переходить в офицерский

балаган и остался в солдатском, где все те качества, так мешавшие ему в

свете: "сила, пренебрежение к неудобствам, рассеянность и простота" – "давали

ему положение почти героя". В эпилоге Пьер говорит: "Мы только для того

беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности". Здесь

мысль народная выходит на высшую ступень – общечеловеческую. Пьер чувствует

себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждого человека. Он

считает, что защитники добра должны объединиться, чтобы противостоять силам

зла.


© 2010 Рефераты