: Л. Андреев. В тумане
: Л. Андреев. В тумане
Разбор рассказа Л. Андреева “В тумане”
I. Пространство рассказа:
1. Внутренний мир героя
А) Он несколько раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь и
цепляясь за стулья, и пол под непривычными босыми ногами был
страшно холодный и скользкий, и от этого необычайного холода
становилось особенно ясно, что давно уже ночь и все тихо спят, а он
один ходит и мучится болью, чуждою всему этому чистому и хорошему
дому.
Б) Герой умирает еще задолго до физической смерти:
И все время Павлу казалось, что это писал не он, а другой какой-то
человек, хороший и умный; он умер теперь, этот человек, и оттого так
многозначительно все им написанное, и оттого так жаль читать его.
И тихая жалость к умершему человеку наполнила его сердце; и
первый раз за много дней Павел почувствовал себя дома, на своей
постели, одного, а не на улице, среди тысяч враждебных и чуждых
жизней.
2. Мир, к к-рому формально относится герой
Далеко во все стороны расстилался мир, и был он бесконечный и
темный, и всем одиноким и скорбным сердцем чувствовал Павел его
неизмеримую и чуждую громаду.
3. “Бездна” (сквозной мотив А.)
А) Вы же поскорее, Катенька!— попросил Павел, теряя азами ее
контур в черном и мглистом отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то
сбросил с себя и выбросил весе-1й и громкий вопрос: — А водочки-то?
Б) С надеждою обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и скучно
смотрел грязный городской туман, и все было от него желтое: потолок,
стены и измятая подушка. И вспугнутые им чистые образы прошлого
заколыхались, посерели и провалились куда-то в черную яму,
толкаясь и стеная.
В) И в лесу, где он лежал за кустами, было так темно, что он не видел
своей руки, и порой ему чудилось, что и самого его нет, а есть только
молчаливая и глухая тьма.
Герой переходит из одного пространства в другое под
воздействием судьбы, “фатума”, ничего не делая сам.
II. Импрессионизм - значимость цвета, светотени и звука.
1.Импрессионизм + цветовая ассоциация с Достоевским
повтор тематики болезни, нечистоты,
А) Не трогай меня!.. Отойди!..— и, поведя плечами, ти хо добавил:— Я
грязный...
Б) Так же грязны и мысли его, и кажется, что, если бы вскрыть его
череп и достать оттуда мозг, он был бы гряз ный, как тряпка, как те мозги
животных, что валяются н; бойнях, в грязи и навозе.
смерти, образа живого города, ведущего к гибели своих жителей.
В тот день с самого рассвета на улицах стоял
странный, неподвижный туман. Он был легок и прозрачен, он не закрывал
предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось в
тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек, яркие
пятна их нарядов проглядывали сквозь него, как сквозь черный вуаль: и
темно и четко.
2. цветовая оппозиция земли и неба: небо “изжелто-черное”, земля
- “исчерна-желтая”.
3. звуки и цвета голосов - окраска внутреннего состояния героя и
индикатор их взаимоотношений:
А) говорила Катя Реймер густым и звучным контральто
Б) Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля:
В) Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный бас:
Г) Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся:
Д) И точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе
смолкло, когда мужской голос, как золото, мягкий, блестящий и
звонкий, запел высоко и страстно:
— Ты мне сказала: да — я люблю тебя!.. Так ослепительно ярок, так
полон живой силы был этот голос, что зашевелился, казалось, лес, и
что-то сверкающее, как светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла.
Е) Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна?— повторял он, как
жалобную песню, как тихую молитву отчая; ния, и вся душа его билась и
плакала в этих звуках. (итог для героя)
4.Цвет=мотив (желтый =жизнь=болезнь=смерть)
Павел попробовал задвижку, подошел к столу и взялся за ручку
ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные
инструменты, склянки с мутною жидкостью и желтыми противными
ярлыками, и то, как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда, а
провизор отвертывался от него, точно и ему было стыдно
III. Время в рассказе.
1. Тема вечного сюжета, подчеркнутость циклического времени:
“В пестроте и грязной окраске его (потолка) было что-то скучное,
надоедливое и безвкусное, напоминавшее о десятках людей, которые
жили в этой квартире до Рыбаковых, спали, говорили, думали,
делали что-то свое - и на все наложили свою чуждую печать. И эти люди
напоминали Павлу о сотнях других людей.. .”
2. Текстуальное подтверждение цикличности, вечности
происходящего
А) И снова перед глазами развернулся в высоте потолок.
Б) Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и
огромная телега и так кругом комнаты. И все это было желтое на
грязно-розовом фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню
и чью-то печальную и лишенную смысла жизнь.
3. Характерно и название книги, к-рую читал Павел “История
цивилизации”.
IV. Композиция рассказа
1. Непреодолимая граница между героем и миром - все мешает ему
преодолеть ее.
'_ а черт!— ругался он и отбрасывал материю, но, тяжелая, она тупо
падала назад прямыми и равнодушными складками. Внезапно устав и
потеряв всю энергию, Павел лениво отодвинул ее и сел на холодный
подоконник.
2. Композиционно выделяются основные мотивы и образы рассказа:
Но среди идущих и едущих были женщины, и их присутствие давало
картине сокровенный и тревожный смысл. Они шли по какому-то своему
делу и были, казалось, такие обыкновенные и незаметные; но
Павел видел их странную и страшную обособленность: они были
чужды всей остальной толпе и не растворялись в ней, но были как
огоньки среди тьмы.
3. Город в изображении Л. Андреева.
а) Типичное влияние города на героя- разрушение личности, утрата
моральных ценностей, несамостоятельность сознания; город
действует и направляет своих героев:
С переездом в город Павел стал особенно мрачен и нервен, и Сергей
Андреич боялся за себя, что не сумеет говорить достаточно
спокойно и внушительно.
б) Город, герои = их идеи. Герой становится я частью окружающего
его мира. “Жители города” “затягивают” героя в “свой” мир.
Двигался туман и огни, и опять о грудь Павла бились
плечи женщины и перед глазами болталось большое загнутое перо,
какие бывают на погребальных колесницах;
ïîòîì что-то черное, гнилое,
скверно пахнущее охватило их, и качались какие-то ступеньки,
вверх и опять вниз. В одном месте Павел чуть не упал, и женщина
поддержала его.
V. Основные мотивы рассказа
1. 3 осн. темы рассказа: Женщина, смерть, “чума”.
Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто,
темно и страшно, как в вымершем доме, сквозь который
прошла угрюмая чума, убила все живое и
досками заколотила окна.
2. Бездушность всего мира героя, всего что соприкасается с ним:
А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать
то же, что делают с продажными женщинами.
VI. Автор и герой
1. автор знает о герое не более чем читатель:
Павел быстро встал и, вероятно, сделал себе очень больно...
2. Отец Павла не узнает, не знает своего сына (возможно это -
перекличка с автором)
Но радость скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич
смотрел на Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша
, странно высокий, странно похожий на мужчину?
И с тех пор Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо
знакомого мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное и
мучительно недоумевал.
3. Двойственность героя (его мир делится на “до” и “после”)
(перепев романтического образа героя “до”)
Тут рассуждения о жизни, такие серьезные и решитель ные, с таким
множеством умных иностранных слов, что Павлу кажется, будто не он
писал их, а кто-то пожилой 1 и страшно умный; тут первый трепет
скептической мысли, è первые чистые сомнения и вопросы,
обращенные к Богу: где ты, о Господи? Тут сладкая грусть
неудовлетворенной и не разделенной любви и решение быть гордым,
благородным и любить Катю Реймер всю долгую жизнь, до самой моги лы.
Тут грозный и страшный вопрос о цели и смысле бытия и чистосердечный
ответ, от которого веет весною и солнеч ным блеском: нужно жить,
чтобы любить людей, которые так несчастны. И ни слова о тех
женщинах.
VII. Квинтэссенция в образе героя понятий пространства,
времени, образов, души, смерти, болезни и города.
А) я ненавижу тебя!— шептало странное, бесформенное пятно
человека, охваченного туманом и вырванного им из живого мира.—
Я ненавижу тебя!
Б) Как в вате, задыхается в тумане голос. Бесформенное пятно
человека медленно удаляется, сверкнула около фонаря
металлическая пуговица, и все растаяло, как будто никогда и не
было его, а был только мутный и холодный туман.
VIII. Анафористичность рассказа
конец сюжетный = началу след. действия.
... В ту ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом тумане
холодный город. Безлюдны и молчаливы были его пубокие улицы, и в
саду, опустошенном осенью, тихо уми-али на сломанных стеблях
одинокие, печальные цветы.
автор: Орлов Святослав Григорьевич, 1 курс, РГГУ, ист.-фил.,
предмет: Анализ худ-го текста
препод.: Есаулов
дата: 4.04.97
|