Рефераты

Курсовая: Литература мира

ЗАХОДЕР Борис Владимирович (р. 1918), русский поэт. Стихи, сказки, пьесы для

детей. Пересказы классических произведений зарубежной детской литературы

(«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни-Пух...» Алана Милна).

Зощенко Михаил Михайлович

(1894-1958)

Русский писатель. В рассказах 20-х гг. преимущественно в форме сказа создал

комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на

окружающее. «Голубая книга» (1934-35) — цикл сатирических новелл о пороках и

страстях исторических персонажей и современного мещанина. Повести «Мишель

Синягин» (1930), «Возвращенная молодость» (1933), повесть-эссе «Перед восходом

солнца» (ч. 1, 1943; ч. 2, под названием «Повесть о разуме», опубликована в

1972). Интерес к новому языковому сознанию, широкое использование форм сказа,

построение образа «автора» (носителя «наивной философии»). Произведения Зощенко

подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК Всесоюзной коммунистической

партии (большевиков) (ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) как

клевета на советскую действительность.

ИЛЬФ И. И ПЕТРОВ Е., русские писатели, соавторы. Ильф Илья (наст. имя и фам.

Илья Арнольдович Файнзильберг; 1897-1937), Петров Евгений (наст. имя и фам.

Евгений Петрович Катаев; 1902-42; погиб на фронте). В романах «Двенадцать

стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) — похождения талантливого мошенника

и авантюриста показ сатирических типов и советских нравов 20-х гг. Фельетоны,

книга «Одноэтажная Америка» (1936).

Кантемир Антиох Дмитриевич

(1708-1744)

Князь, русский поэт, дипломат. Сын Д. К. Кантемира. Просветитель-рационалист,

один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Капнист Василий Васильевич

(1758-1823)

Русский драматург и поэт. Антикрепостническая «Ода на рабство» (1783, издана

1806), сатирическая комедия «Ябеда» (1798).

Карамзин Николай Михайлович

(1766-1826)

Российский историк, писатель, почетный член Петербургской АН (1818).

Создатель «Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29), одного из

значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского

сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.).

Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-03).

Кассиль Лев Абрамович

(1905-1970)

Русский писатель, член-корреспондент АПН СССР (1965). Один из зачинателей

советской детской литературы. Автобиографические приключенческие повести

«Кондуит» (1930) и «Швамбрания» (1933) — о революционных событиях 1917 глазами

детей; романы «Вратарь республики» (1938), «Великое противостояние» (части 1-2,

1941-47); лирическая повесть «Дорогие мои мальчишки» (1944) — о Великой

Отечественной войне. Государственная премия СССР (1951).

Керн (Полторацкая) Анна Петровна

(1800-1879)

Русская мемуаристка. Адресат стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное

мгновенье...». Литературный быт 1820-х гг., кружок А. А. Дельвига, встречи с

Пушкиным, М. И. Глинкой и др. лицами пушкинского окружения составили предмет ее

воспоминаний.

Ким Анатолий Андреевич

(р. 1939)

Русский писатель. В романе-сказке «Белка» (1984), романе-притче «Отец-лес»

(1989), повестях и рассказах (сборники «Голубой остров», 1976, «Нефритовый

пояс», 1981) — попытки осмысления вечных законов бытия через соединение

реалистического с иррациональным, мифологическим; сопряжение христианских и

буддийских культурных традиций.

Князев Василий Васильевич

(1887-1937)

Русский поэт, собиратель фольклора. Сатирическая поэзия (сборники

«Сатирические песни», 1910; «Двуногие без перьев», 1914); стихи о революции

(сборники «Песни Красного Звонаря», 1919; «Красная ленинская деревня», 1925, и

др.), в т. ч. текст известной песни «Никогда, никогда, никогда коммунары не

будут рабами...» (1918). Стихи для детей. Роман о сибирском купечестве «Деды»

(1934). Публикации частушек, статьи о них (книга «Жизнь молодой деревни.

Частушки-коротушки С.-Петербургской губернии», 1913). Репрессирован (1937);

погиб в заключении.

Куприн Александр Иванович

(1870-1938)

Русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть «Молох» (1896), в

которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего

человека физически и нравственно, повесть «Поединок» (1905) — о гибели душевно

чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть «Яма» (1909-15) —

о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в

повестях и рассказах: «Олеся» (1898), «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет»

(1911). Циклы очерков («Листригоны», 1907-11). В 1919-37 в эмиграции, в 1937

вернулся на родину. Автобиографический роман «Юнкера» (1928-32).

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

(1797-1846)

Русский поэт, декабрист. Друг А. С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской

площади (1825). Приговорен к тюремному заключению и вечной ссылке. Оды,

послания («Смерть Байрона», 1824; «Тень Рылеева», 1827), трагедии («Аргивяне»,

1822-25; «Прокофий Ляпунов», 1834), романтическая драма «Ижорский»

(опубликована 1835, 1841, 1939), поэма («Вечный жид», опубликована 1878), роман

«Последний Колонна» (1832-43; опубликован 1937). Критические статьи; «Дневник»,

написан в заключении (опубликован 1929).

Леонов Леонид Максимович

(1899-1994)

Русский писатель, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1972). В рассказах,

повестях 20-х гг., романах «Барсуки» (1924), «Вор» (1927, 2-я редакция 1959)

драматические события и трагические последствия революционной ломки России.

Пьеса «Золотая карета» (3-я редакция 1964) о счастье, не отрывном от чувства

долга и достигаемом ценой жертв. Роман «Русский лес» (1953) о нерасторжимой

связи русского характера с родной природой и губительности для народа ее

бездумного покорения. В последнем монументальном романе «Пирамида» (1994) —

переоценка российской реальности 20 в. в свете христианства.

Лермонтов Михаил Юрьевич

(1814-1841)

Русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил

Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

(1834). В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был

сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в

действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм,

стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние

романтические стихи, а в зрелой лирике — и мечта о душевном покое («Дума», «И

скучно и грустно», «Молитва», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»; поэма

«Мцыри», 1839; драма «Маскарад», 1835). Многие произведения Лермонтова

пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный

социально-исторический роман. «Вадим» (1832-34), стихотворения «Бородино»,

«Поэт», «Родина»]. Поэма «Демон» (закончена в 1839) — символическое воплощение

идеи бунта против «мирового порядка», трагедия одиночества. Лермонтов ввел в

русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман «Герой

нашего времени» (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и

психологическим содержанием, — вершина реализма Лермонтова.

Лесков Николай Семенович

(1831-1895)

Русский писатель. Антинигилистические романы («Некуда», 1864; «На ножах»,

1870-71); романы-хроники о русской провинции (о духовенстве — «Соборяне», 1872;

о дворянстве — «Захудалый род», 1874); повести и рассказы о праведниках

(«Очарованный странник», 1873; «Однодум», 1879), о талантливых умельцах

(«Левша», 1881); христианские легенды; сатирические произведения («Заячий

ремиз», 1891-1894); мемуары и публицистика. Критикуя современные социальные

отношения, живописуя традиционный бытовой уклад и оправдывая укорененность

христианской веры в России, воссоздает реальность в парадоксальном преломлении

(трагическом, идиллическом или анекдотическом) ее разнородных начал.

Разнородная жанровость и образность (документальность, автобиографизм, миф и

гротеск) воплощается в разнообразные формы сказа с красочным обилием

идиолектов.

Лихачев Дмитрий Сергеевич

(1906-1999)

Российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН (1991;

академик АН СССР с 1970), Герой Социалистического Труда (1986). В 1928-32 был

репрессирован, узник Соловецких лагерей. Фундаментальные исследования «Слова о

полку Игореве», литературы и культуры Др. Руси, проблем текстологии. Книги

«Поэтика древнерусской литературы» (3 издание, 1979). Эссе «Заметки о русском»

(1981). Работы о русской культуре и наследовании ее традиций (сборник «Прошлое

— будущему», 1985). Председатель правления Российского международного фонда

культуры (1991-93; председатель правления Советского фонда культуры в 1986-91).

Государственная премия СССР (1952, 1969), Государственная премия Российской

Федерации (1993).

Ломоносов Михаил Васильевич

(1711-1765)

Первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт,

заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк,

поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Родился 8(19)

ноября в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел

учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в

Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742

адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН. В 1748 основал при АН первую в

России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский

университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания.

Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период

господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением

корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил

флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии.

Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете.

Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение

Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования

Северного морского пути, освоения Сибири. Будучи сторонником деизма,

материалистически рассматривал явления природы. Автор трудов по русской

истории, критиковал норманнскую теорию. Крупнейший русский поэт-просветитель 18

в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель

русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм,

поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и

научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство

смальты, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763).

Похоронен в Санкт-Петербурге

в Некрополе 18 в.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

(1852-1912)

(Наст. фам. Мамин) Русский писатель. Романы «Приваловские миллионы» (1883),

«Горное гнездо» (1884), «Золото» (1892) реалистически изображают горнозаводскую

жизнь Урала и Сибири 2-й пол. 19 в.

Мартынов Леонид Николаевич

(1905-1980)

Русский поэт. Философская лирика (сборники «Лукоморье», 1945; «Гиперболы»,

1972, Государственная премия СССР, 1974; «Узел бурь», 1979) отмечена

афористичностью, юмором, искусным экспериментированием в области формы.

Исторические поэмы, в т. ч. «Тобольский летописец» (1937). Воспоминания, в т.

ч. «Знак бесконечности» (1980).

Маршак Самуил Яковлевич

(1887-1964)

Русский поэт, переводчик. Стихи, сказки, пьесы для детей. Переводы Р. Бернса,

сонетов У. Шекспира, сказок разных народов и др. Философские стихи («Избранная

лирика», 1962; Ленинская премия, 1963), лирические эпиграммы. Литературная

критика (книга «Воспитание словом», 1961). Книга воспоминаний «В начале жизни»

(1960). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1949, 1951).

Маяковский Владимир Владимирович

(1893-1930)

Русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь

поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир

Маяковский», 1914, поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916;

«Человек» 1916-17). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке

(пьеса «Мистерия-буфф», 1918, поэмы «150000000», 1921, «Владимир Ильич Ленин»,

1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от

стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). В поэме «Во весь

голос» (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в

«коммунистическом далеке». Реформатор поэтического языка, оказал большое

влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством.

Михалков Сергей Владимирович

(р. 1913)

Русский писатель, действительный член АПН СССР (1971), Герой

Социалистического Труда (1973). Стихи для детей («Дядя Степа», «А что у вас?»),

пьесы («Красный галстук», 1946; «Дорогой мальчик», 1971). Басни, сатирические

комедии («Все могут короли...», 1983; «Что написано пером...», 1984, и др.).

Текст Гимна Советского Союза (совместно с Г. А. Эль-Регистаном), 1943; 2-я

редакция 1977). Книги статей «Все начинается с детства» (1968), «Приметы

времени» (1976). Председатель правления Союза писателей РСФСР (1970-90).

Ленинская премия (1970), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1950, 1978).

Набоков Владимир Владимирович

(1898-1977)

Русский и англоязычный (с 1940) писатель. Сын В. Д. Набокова. В 1919

эмигрировал из России; жил в Кембридже, Берлине (1922-37), Париже, с 1940 в

США, с 1960 в Швейцарии; с 1945 гражданин США. В романах «Защита Лужина»

(1929-30), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь» (антиутопия; 1935-36), «Пнин»

(1957) — безысходно-трагическая коллизия духовно одаренного одиночки с

тоскливо-примитивным «среднечеловеческим» миром — «мещанской цивилизацией», или

миром «пошлости», где властвуют мнимости, иллюзии, фикции. Сенсационный

бестселлер «Лолита» (1955) — опыт соединения эротики и социально-критического

нравоописания, творимый рафинированным европейцем. Лирика с мотивами

ностальгии; мемуары («Память, говори», 1966). Эссеистика («Николай Гоголь»,

1944). Переводы на английском язык «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и «Слова о

полку Игореве». Поэтику стилистически изысканной прозы слагают как

реалистические, так и модернистские элементы (лингвостилистическая игра,

всеохватное пародирование, мнимые галлюцинации). Принципиальный индивидуалист,

Набоков ироничен в восприятии любых видов массовой психологии и глобальных идей

(в особенности марксизма, фрейдизма).

Некрасов Николай Алексеевич

(1821-1878)

Русский поэт. В 1847-66 редактор-издатель журнала «Современник»; с 1868

редактор (совместно с М. Е. Салтыковым) журнала «Отечественные записки». В

изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской

доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к

несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: «Коробейники» (1861), «Мороз,

Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871-72), «Кому на Руси жить хорошо»

(1866-76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего

крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма

«Современники», 1875-76). Трагические мотивы в цикле стихов «Последние песни»

(1877). Проза. Критика.

Немирович-Данченко Василий Иванович

(1848-1936)

Русский писатель. Брат Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Многочисленные художественно-этнографические очерки, военные корреспонденции

(«Год войны», т. 1-3, 1878-79), романы, рассказы, мемуары («На кладбищах»,

1921). С 1921 в эмиграции.

НИКОН

(?-1088)

Древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1074. По мнению

А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073,

одного из источников «Повести временных лет»

Носов Николай Николаевич

(1908-1976)

Русский писатель. Повести для детей «Витя Малеев в школе и дома» (1951;

Государственная премия СССР, 1952), «Повесть о моем друге Игоре» (1972), сказка

«Приключения Незнайки и его друзей» (1954) и ее продолжения, рассказы, пьесы.

Окуджава Булат Шалвович

(1924-1997)

Русский поэт. В стихах (сборники «Март великодушный», 1967, «Арбат, мой

Арбат», 1976, «Посвящается вам», 1988, «Милости судьбы», 1993) и прозе (повесть

«Будь здоров, школяр!», 1961; исторические романы «Бедный Авросимов», 1969, о

П. И. Пестеле, в последующих изданиях — «Глоток свободы», «Путешествие

дилетантов» 1976-78, «Свидание с Бонапартом», 1983) — частная человеческая

жизнь в ее сложных взаимосвязях с течением истории. В авторских песнях

Окуджавы, звучавших нравственным камертоном в эпоху застоя, сквозь романтически

преображенные картины будничной жизни, мягкую доверительную интонацию и тонкий

лиризм проступает твердость этических ориентиров, безупречная верность высокому

духовному выбору. Государственная премия СССР (1991).

Олеша Юрий Карлович

(1899-1960)

Русский писатель. Роман-сказка «Три толстяка» (1924), роман «Зависть» (1927),

рассказы, пьесы отражают психологические и моральные проблемы личности в

послереволюционную эпоху. Книга прозаических миниатюр «Ни дня без строчки»

(опубликована в 1961).

Остер Григорий Бенционович

(р. 1947)

Русский детский писатель. Сказки «Как хорошо дарить подарки» (1975), «Котенок

по имени Гав», «38 попугаев» (обе 1978), «Бабушка удава», «Зарядка для хвоста»

(обе 1993), «Остров Эскадо» (1994) и др., многие из которых легли в основу

мультфильмов. В стихотворном сборнике «Вредные советы» (1990) - пародийное

«перевертывание» расхожих стереотипов, постулатов педагогической морали.

Тематически нетрадиционные задачники по математике и физике для детей и

взрослых. Пьесы для кукольных театров.

Островский Александр Николаевич

(1823-1886)

Русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Творчество

Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В

комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов — от

охваченных страстью к «деланию денег» своевластных, жестоких купцов,

чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных

странников («Свои люди — сочтемся!», 1849; «Бедность не порок», 1853; «Доходное

место», 1856; «Гроза», 1859; «Горячее сердце», 1868; «Бешеные деньги», 1869;

«Волки и овцы», 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин

(«Бесприданница», 1878), судьбы людей из актерской среды («Лес», 1870; «Таланты

и поклонники», 1881; «Без вины виноватые», 1883), водевильные похождения

скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857-61). Пьеса в стихах —

поэтическая «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873; одноименная опера Н. А.

Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского запечатлен

колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических

оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу,

в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал

народа.

Пантелеев Л.

(1908-1987)

(Наст. имя и фам. Алексей Иванович Еремеев) Русский писатель. Книга

«Республика Шкид» (1927, совместно с Г. Белых) и повесть «Часы» (1928) о

перевоспитании беспризорников; рассказы для детей. Автобиографическая книга

«Ленька Пантелеев» (1939; новый вариант 1952), литературные воспоминания. «Наша

Маша. Книга для родителей» (1966).

Пастернак Борис Леонидович

(1890-1960)

Русский писатель. Сын Л. О. Пастернака. В поэзии (сборники «Сестра моя —

жизнь», 1922, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943; цикл «Когда

разгуляется», 1956-1959) — постижение мира человека и мира природы в их

многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение

экспрессионистического стиля и классической поэтики. Поэмы (в т. ч. «Девятьсот

пятый год», 1925-1926). Повести. В судьбе русского интеллигента — героя романа

«Доктор Живаго» (опубликован за рубежом, 1957; Нобелевская премия, 1958, от

которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться;

диплом вручен сыну Пастернака в 1989) — обнажены трагические коллизии революции

и Гражданской войны; стихи героя романа — лирический дневник, в котором

человеческая история осмысляется в свете христианского идеала.

Автобиографическая проза. Переводы произведений У. Шекспира, И. В. Гете, П.

Верлена, грузинских поэтов.

Паустовский Константин Георгиевич

(1892-1968)

Русский писатель. Мастер лирической прозы. Повести «Кара-Бугаз» (1932),

«Колхида» (1934), обращенные к этическим проблемам преобразования окружающей

среды, повесть «Мещерская сторона» (1939) и рассказы (сборник «Летние дни»,

1937), рисующие непритязательную красоту среднерусской природы и «неторопливое

счастье» человека, созерцающего ее, историческая повесть («Северная повесть»,

1938), книги о творчестве, людях искусства (в т.ч. «Золотая роза», 1955)

отмечены романтической настроенностью, вниманием к высоким человеческим

чувствам, поэтичностью языка. В автобиографической эпопее «Повесть о жизни» (ч.

1-6, 1945-63) — путь личности, сохраняющей человеческое достоинство и верность

нравственным ориентирам в водовороте событий, потрясений первых десятилетий 20

в., идущей своей дорогой, не совпадающей с пафосом советской эпохи.

Пикуль Валентин Саввич

(1928-1990)

Русский писатель. Романы на исторические сюжеты: «Пером и шпагой» (1972),

«Слово и дело» (1974-75), «Фаворит» (т. 1-2, 1984), «Честь имею!» (кн. 1-2,

1988-89).

Платонов Андрей Платонович

(1899-1951)

Русский писатель. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто

трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские

шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937). В романах

«Чевенгур» (опубликован в 1972, в России — 1988), «Счастливая Москва» (не

окончен, опубликован в 1991), повести «Котлован» (опубликована в 1969),

«Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе — в 1987), «Джан»

(опубликована в 1964) — неприятие навязываемых форм социалистического

переустройства жизни. Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие»,

«шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными

понятиями и метафорическими образами.

Погодин Михаил Петрович

(1800-1875)

Российский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). Издавал

журнал «Московский вестник», «Москвитянин». Сторонник норманнской теории

происхождения русского государства. Во взглядах близок к славянофилам.

Пропагандировал идею славянского единства. Труды по истории Др. Руси,

летописанию. Коллекция исторических памятников («Древлехранилище»). Бытовые

повести, исторические драмы.

Прокопович Феофан

(1681-1736)

Украинский и русский государственный и церковный деятель, писатель,

сподвижник Петра I, глава Ученой дружины. Проповеди; «трагедокомедия»

«Владимир» (1705); «Слово о власти и чести царской» (1718); церковный

публицистический труд «Духовный регламент» (1721); лирические стихи на русском,

латинском и польском языках.

Пушкин Александр Сергеевич

(1799-1837)

Русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного

русского литературного языка. В юношеских стихах — поэт лицейского братства,

«поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах — певец

ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные»

поэмы «Кавказский пленник» (1820-21), «Бахчисарайский фонтан» (1821-23) и др.

Вольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного

поведения послужили причиной ссылок: южной (1820-24, Екатеринослав, Кавказ,

Крым, Кишинев, Одесса) и в с. Михайловское (1824-26). Эстетическое освоение

контекстов русской жизни (интеллектуального, социально-исторического, бытового)

соединялось у Пушкина с живым восприятием разнородных европейских влияний,

даром проникновения в другие культуры и эпохи. Многообразие разработанных

жанров и стилей (в т. ч. «неукрашенная» проза «Повестей Белкина», 1830, повесть

«Пиковая дама», 1833, и другие произведения, предвосхитившие развитие

реалистического письма), легкость, изящество и точность стиха, рельефность и

сила характеров (в крупных формах), «просвещенный гуманизм», универсальность

поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его

первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на

уровень мировой. Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-31) воссоздает образ

жизни и духовный состав «типического», преодолевающего байронизм героя и

эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального дворянства; в

романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблемам

индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были

впервые определены (в поэмах, драматургии, в прозе) многие ведущие проблемы

русской литературы 19 в., нередко в их трагическом противостоянии и

неразрешимости — народ и власть, государство и личность, роль личности и народа

в истории: трагедия «Борис Годунов» (1824-25, опубликована в 1831), поэмы

«Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833, опубликована в 1837), роман

«Капитанская дочка» (1836). В философской лирике 30-х гг., «маленьких

трагедиях», созданных в 1830 («Моцарт и Сальери», «Каменный гость»,

опубликованы в 1839, «Скупой рыцарь», опубликован в 1836, и др.), постоянные

для пушкинской поэзии темы «дружества», любви, поэзии жизни, творческого

призвания и воспоминаний дополняются обостренной постановкой коренных вопросов:

смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения,

нравственного очищения и «милости». Умер от раны, полученной на дуэли с Ж.

Дантесом, французским подданным на русской военной службе.

Радзинский Эдвард Станиславович

(р. 1936)

Российский драматург. Пьесы на современные («104 страницы про любовь», 1964;

«Спортивные сцены 1981 года», 1986; «Убьем мужчину?», 1987) и исторические

(«Беседы с Сократом», 1976; «Театр времен Нерона и Сенеки», 1982) темы.

Документально-биографические произведения «Господи... спаси и усмири Россию»,

«Николай II: жизнь и смерть» (1993), «Сталин» (1997).

Радищев Александр Николаевич

(1749-1802)

Русский мыслитель, писатель. Ода «Вольность» (1783), повесть «Житие Ф. В.

Ушакова» (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева —

«Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) — широкий круг идей русского

Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое

обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905

распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении

(1797) в своих проектах юридических реформ (1801-02) вновь выступил за отмену

крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

Салтыков (Салтыков-Щедрин) Михаил Евграфович

(1826-1889)

(Наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) Русский писатель-сатирик, публицист.

В 1868-1884 редактор журнала «Отечественные записки» (до 1878 совместно с Н. А.

Некрасовым). Творчество Салтыкова, сочетая публицистичность и художественность,

воссоздало гротескно-сатирический образ мира русской бюрократии как порождения

самодержавно-крепостнического строя («Губернские очерки», 1856-57, «Помпадуры и

помпадурши», 1863-74, «Пошехонская старина», 1887-89, «Сказки», преимущественно

1882-86, и др.). В «Истории одного города» (1869-70), пародируя официальную

историографию, создал галерею образов градоправителей. В

социально-психологическом романе «Господа Головлевы» (1875-80) изобразил

духовную и физическую деградацию дворянства. В книге очерков «За рубежом»

(1880-81) Салтыков высмеивал как политическое устройство и общественные нравы

Европы, так и историческую отсталость России, стремясь осмыслить ее судьбу.

Семенов Юлиан Семенович

(1931-1993)

Русский писатель. Остросюжетные политические детективы: повесть «Семнадцать

мгновений весны» (1969; одноименный телефильм, 1973), «ТАСС уполномочен

заявить» (1979); хроника в 4 книгах «Альтернатива» (1975); романы «Горение»

(1977-1978 о Ф. Э. Дзержинском), «Пресс-центр» (1984), «Экспансия» (кн. 1-3,

1985-87).

Солженицын Александр Исаевич

(р. 1918)

Русский писатель. Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и

внутреннее противостояние ему — сквозная тема рассказов «Один день Ивана

Денисовича» (1962), «Матренин двор» (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в

журнале «Новый мир»), повестей «В круге первом», «Раковый корпус» (1968;

опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в

Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-53), ссылку (1953-56).

«Архипелаг ГУЛАГ» (1973; в СССР распространялся нелегально), — «опыт

художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР;

получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в

т. ч. на Западе. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской

классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете

нравственного и христианского идеала. В десятитомном «Красном колесе»

(1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции

(слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход,

анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп,

обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В

статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить

не по лжи» и др., «Письме вождям Советского Союза» (все — 1973) Солженицын

предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую

несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические

либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества,

призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике

Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 в ФРГ; с 1976 — в США, шт.

Вермонт; вернулся в Россию в 1994), в т. ч. — новейшей («Как нам обустроить

Россию», 1990; «Русский вопрос» к концу XX в.», 1994; «Россия в обвале», 1998).

Автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» (1975; дополнена 1991)

воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 — нач. 70-х гг., в связи с

публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970). В 1997 избран

академиком РАН.

Солоухин Владимир Алексеевич

(1924-1997)

Русский писатель. Лирическая повесть «Владимирские проселки» (1957) о

современной деревне. Стихи (сборник «Аргумент», 1972). В книгах эссе «Письма из

Русского музея» (1966), «Камешки на ладони» (1977-84), «Время собирать камни»

(1980) выступает против разрушения национально-исторических основ русской

культуры. Повесть «Смех за левым плечом» (1989). Острополемические

публицистические книги о В. И. Ленине.

Сперанский Михаил Несторович

(1863-1938)

Российский филолог, академик АН СССР (академик РАН с 1921). Труды в области

славяноведения и византологии; в т. ч. «Славянские апокрифические Евангелия»

(1895).

СТРУГАЦКИЕ русские писатели, братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925-91) и

Борис Натанович (р. 1933). Научно-фантастические рассказы и повести. Социальная

фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности

в обществе в повестях «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в

субботу» (1965), «Пикник на обочине» (1972), «За миллиард лет до конца света»

(1976-77), «Хромая судьба» (1986); роман «Град обреченный» (1988-89). Сборник

«Неназначенные встречи» (1980).

Толстой Алексей Константинович

(1817-1875)

Граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады,

сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (опубликован в 1863),

драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович»

(1868) и «Царь Борис» (1870). Проникновенная лирика, с ярко выраженным

музыкальным началом, психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала,

случайно...», «То было раннею весной»). Совместно с бр. Жемчужниковыми создал

пародийный образ Козьмы Пруткова.

Толстой Алексей Николаевич

(1882-1945)

Русский писатель, граф, академик АН СССР (1939). В 1918-23 в эмиграции.

Повести и рассказы из жизни усадебного дворянства (цикл «Заволжье», 1909-11).

Сатирический роман «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924). В трилогии

«Хождение по мукам» (1922-41) стремится представить большевизм имеющим

национальную и народную почву, а Революцию 1917 как высшую правду, постигаемую

русской интеллигенцией; в историческом романе «Петр I» (кн. 1-3, 1929-45, не

окончен) — апология сильной и жестокой реформаторской власти.

Научно-фантастические романы «Аэлита» (1922-23), «Гиперболоид инженера Гарина»

(1925-27), рассказы, пьесы. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946,

посмертно).

Толстой Лев Николаевич

(1828-1910)

Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900)

Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852),

«Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57), исследование «текучести»

внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений

Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих

закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду»

сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести «Казаки»

(1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к

естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69)

воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812,

патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в

войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного

самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее

«роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического

бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-77) — о трагедии женщины во власти

разрушительной «преступной» страсти — Толстой обнажает ложные основы светского

общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он

противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности,

неуправляемой переменчивости и вещной конкретности («тайновидец плоти» — Д. С.

Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее

захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей

движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике

общественного устройства — современных бюрократических институтов, государства,

церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего

жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-99),

повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в

1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти,

греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича»,

1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904,

опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в

т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о

любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием.

Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной

Поляны; умер на станции Астапово.

Тургенев Иван Сергеевич

(1818-1883)

Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле

рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и

одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических

романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и

дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы

уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов,

образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877)

изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне

жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и

психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие

русской и мировой литератур.

Тютчев Федор Иванович

(1803-1873)

Русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1857). Духовно-напряженная

философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических

противоречий бытия. Символический параллелизм в стихах о жизни природы,

космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи «Денисьевского цикла»). В

публицистических статьях тяготел к панславизму.

Успенский Эдуард Николаевич

(р. 1937)

Русский детский писатель. Проза и поэзия отмечены гротеском, буффонадой,

иронией. Повести «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке»

(1972) и др., пьесы, в т. ч. «Чебурашка и его друзья» (1970), «Наследство

Бахрама» (1973), «Отпуск крокодила Гены» (1974, все совместно с Р. Качановым).

Сборник стихов «Все в порядке» (1976).

Фет Афанасий Афанасьевич

(1820-1892)

(Наст. фам. Шеншин) Русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886).

Насыщенные конкретными приметами картины природы, мимолетные настроения

человеческой души, музыкальность: «Вечерние огни» (сборники 1-4, 1883-91).

Многие стихи положены на музыку.

Фонфизин Денис Иванович

(1745-1792)

Русский писатель, просветитель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770)

сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему

французскому. В комедии «Недоросль» (постановка 1782), этапном произведении

русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве,

высмеивал систему дворянского воспитания и образования. «Записки первого

путешествия» (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли

существенную роль в становлении русской прозы.

Цветаева Марина Ивановна

(1892-1941)

Русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы

одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия

(сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая

поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе — 1926). Трагедии («Федра», 1928).

Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность.

Эссеистская проза («Мой Пушкин», 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове,

М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922-39 в эмиграции. Покончила жизнь

самоубийством.

Церетели Григорий Филимонович

(1870-1938)

Российский филолог, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент РАН

с 1917). Один из основоположников папирологии (см. Папирус). Исследовал историю

греческой палеографии, письма и литературы.

Чуковский Корней Иванович

(1882-1969)

(Наст. имя и фам. Николай Васильевич Корнейчуков) Русский писатель,

литературовед, доктор филологических наук. Произведения для детей в стихах и

прозе («Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др.) построены в виде комической

остросюжетной «игры» с назидательной целью. Книги: «Мастерство Некрасова»

(1952; Ленинская премия, 1962), о А. П. Чехове, У. Уитмене, искусстве перевода,

русском языке, о детской психологии и речи («От двух до пяти», 1928, 21-е

издание, 1970). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники.

Шукшин Василий Макарович

(1929-1974)

Русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России

(1969). В рассказах (сборник «Сельские жители», 1963, «Там, вдали», 1968,

«Характеры», 1973), романе «Любавины» (ч. 1-2, 1965-87) и фильмах («Живет

такой парень», 1964, «Печки-лавочки», 1972, «Калина красная», 1974) —

многообразие современных социально-психологических типов, образы «странных»

людей из народа, несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к

жизни. Главные роли в фильмах: «Два Федора» (1958), «Комиссар» (1967, выпущен

в 1987), «У озера» (1970; Государственная премия СССР, 1971), «Они сражались

за Родину» (1975). Поставил фильмы: «Живет такой парень» (1964, приз «Золотой

лев» Международного кинофестиваля в Венеции), «Ваш сын и брат» (1965),

«Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974).

Ленинская премия (1976, посмертно).

Материал взят:

1. Энциклопедия «Аванта+»

2. Справочник Школьника

3. Конспект

4. http\\: www.km.ru

5. http\\: www.referat.ru

6. Большая Советская энциклопедия

7. CD 300 рефератов

8. CD Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия

9. Биография писателей и их произведения

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты