Доклад: Солженицын А И
Доклад: Солженицын А И
ПОСВЯЩАЮ
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не все вспомнил,
не обо всем догадался.
А. И. Солженицын
А. И. Солженицын много испытал на своем жизненном пути, много пережил и
выстрадал. Несмотря на то, что ему, казалось, написано было на роду
превратиться в правоверного марксиста - ведь родом он из крестьян, в церковь
не ходил, вступил в комсомол и стал старостой класса - Солженицын уже к
началу войны вступил на путь преодоления комсомольской утопии. Этот путь,
ведущий к вратам Истины, был полон терний и преград. В феврале 1945 года
осужден по ОСО к восьми годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953года
сослан навечно, в Казахстан. В 1956 году ссылка с него была снята. После 1965
года Солженицына уже в СССР не печатали, подвергался резким нападкам властей
и газет, в 1974 году, после появления 1-го тома «Архипелага ГУЛАГа», обвинен
в измене родине и выслан за границу. С 1976 года живет в штате Вермонт, США.
Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГе автор задумал и стал писать весной
1958 года. Объем ее представлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят
принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах,
лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские годы.
Некоторые главы были тогда же написаны, однако работа прервалась, так как
материала - событий, случаев, лиц - на основе лишь личного опыта автора и его
друзей явно недоставало.
В 1962 году был напечатан «Один день Ивана Денисовича». Герой рассказа - Иван
Денисович Шухов - необыкновенный человек. Все умеющий, крепкий правилами и
цепкий умом, Шухов выживает в отвратительном лагерном быту благодаря своему
чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. Иван Денисович - крестьянин, его
мечта - простой и мирный, любимый или крестьянский труд. Если в лагере в
совокупности со всеми тамошними трудностями всех «добивает работа и
одиночество», то Шухову, напротив, удается спастись именно работой, любой
работой, которую Шухов выполняет с достоинством и присущим ему крестьянским
долготерпением. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в обществе
придурков и шакалов, «шестерок и блатарей», которые исповедуют лагерный закон
«подохни ты сегодня, а я - завтра», нелегко сохранить душу и человеческое
тепло. В таких условиях люди теряют всяческое уважение к окружающим и к себе
тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом, между подлостью и
преданностью, и вообще перестают быть людьми. Но у Ивана Денисовича было свое
верное средство вернуть человеческие мысли и доброе расположение духа -
работа.
А работали зэки на недостроенной ТЭЦ. «Она стоит на бугре, а за ней зона
кончается». Откуда это радостное, упоенное строительство ТЭЦ? То ли в том,
что работа здесь превращается во внутреннее, хотя бы временное, освобождение
- «за ней зона кончается...», то ли в том, что герою рассказа предстоит
пережить иллюзию освобождения (зона кончается за ней!). И когда зэки входили
в азарт работы, у Шухова «как вымело все из головы» так, что он «не о чем не
вспоминал, не заботился, а только думал» как ладно дело закончить.
Вдохновенно и отрешенно работает каменщик, и когда «мастерком захватывает
Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и запоминает, где прошел нижний
шов...», кажется, что строит он стену свою, за которой будет храниться
неподвластная лагерю святыня его души. Страна с тоталитарным режимом все
делала посредством революционного насилия, чтобы поработить свой народ с
помощью колючей проволоки. В ход пускались и более изощренные и надежные
методы, например, с помощью группового взаимного порабощения людей заставляли
ненавидеть друг друга, шпионить: «на то придумана бригада... такое
устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга». Но
человеческий дух выстоял и там, за колючей проволокой, несмотря на все методы
и способы, придуманные, чтобы сломить его, искоренить совсем и превратить
человека в бесстрастный и послушный «винтик». Но Иван Денисович сумел
сократить живую свою душу и увидел за бугром свет надежды на воскресение.
Такое чувство остается по прочтении рассказа «Один день Ивана Денисовича».
Тяжела и жестока была жизнь советских зэков, но, возвращаясь к лагерной теме
в «Архипелаге ГУЛАГе», А. И. Солженицын не преследует цели воссоздать быт и
порядки сталинских лагерей, его цель - подробная картина механизма
самопревращения революционной власти во власть тюремную, внешней военной
победы - во внутреннее поражение.
После напечатания «Одного дня Ивана Денисовича» автор был захлестнут письмами
бывших заключенных с предложениями встретиться, рассказать. В течение 1963 и
1964 годов, и через эти письма, и путем многих встреч, был почерпнут обильный
материал 227 свидетелей. Их показания автор располагал по своему прежнему,
теперь расширенному и умноженному плану. Осенью 1964 года был составлен
окончательный план произведения - в 7-ми частях и все новые пополняющие
материалы ложились в эту конструкцию. В августе 1973 года при трагических
обстоятельствах неосновной, неокончательный вариант «Архипелага» попал в руки
госбезопасности - и это подтолкнуло немедленную публикацию книги на Западе, а
вскоре автор был выслан из СССР.
«Свои одиннадцать лет, проведенные там, усвоив не как позор, не как проклятый
сон, но, почти полюбив тот уродливый мир, а теперь еще, по счастливому обороту,
став доверенным многих поздних рассказов и писем, - может быть сумею я донести
что-нибудь из косточек и мяса? - еще впрочем, живого мяса, еще впрочем, живого
тритона».
|