Рефераты

Доклад: Солженицын А И

Доклад: Солженицын А И

ПОСВЯЩАЮ

всем, кому не хватило жизни

об этом рассказать.

И да простят они мне,

что я не все вспомнил,

не обо всем догадался.

А. И. Солженицын

А. И. Солженицын много испытал на своем жизненном пути, много пережил и

выстрадал. Несмотря на то, что ему, казалось, написано было на роду

превратиться в правоверного марксиста - ведь родом он из крестьян, в церковь

не ходил, вступил в комсомол и стал старостой класса - Солженицын уже к

началу войны вступил на путь преодоления комсомольской утопии. Этот путь,

ведущий к вратам Истины, был полон терний и преград. В феврале 1945 года

осужден по ОСО к восьми годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953года

сослан навечно, в Казахстан. В 1956 году ссылка с него была снята. После 1965

года Солженицына уже в СССР не печатали, подвергался резким нападкам властей

и газет, в 1974 году, после появления 1-го тома «Архипелага ГУЛАГа», обвинен

в измене родине и выслан за границу. С 1976 года живет в штате Вермонт, США.

Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГе автор задумал и стал писать весной

1958 года. Объем ее представлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят

принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах,

лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские годы.

Некоторые главы были тогда же написаны, однако работа прервалась, так как

материала - событий, случаев, лиц - на основе лишь личного опыта автора и его

друзей явно недоставало.

В 1962 году был напечатан «Один день Ивана Денисовича». Герой рассказа - Иван

Денисович Шухов - необыкновенный человек. Все умеющий, крепкий правилами и

цепкий умом, Шухов выживает в отвратительном лагерном быту благодаря своему

чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. Иван Денисович - крестьянин, его

мечта - простой и мирный, любимый или крестьянский труд. Если в лагере в

совокупности со всеми тамошними трудностями всех «добивает работа и

одиночество», то Шухову, напротив, удается спастись именно работой, любой

работой, которую Шухов выполняет с достоинством и присущим ему крестьянским

долготерпением. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в обществе

придурков и шакалов, «шестерок и блатарей», которые исповедуют лагерный закон

«подохни ты сегодня, а я - завтра», нелегко сохранить душу и человеческое

тепло. В таких условиях люди теряют всяческое уважение к окружающим и к себе

тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом, между подлостью и

преданностью, и вообще перестают быть людьми. Но у Ивана Денисовича было свое

верное средство вернуть человеческие мысли и доброе расположение духа -

работа.

А работали зэки на недостроенной ТЭЦ. «Она стоит на бугре, а за ней зона

кончается». Откуда это радостное, упоенное строительство ТЭЦ? То ли в том,

что работа здесь превращается во внутреннее, хотя бы временное, освобождение

- «за ней зона кончается...», то ли в том, что герою рассказа предстоит

пережить иллюзию освобождения (зона кончается за ней!). И когда зэки входили

в азарт работы, у Шухова «как вымело все из головы» так, что он «не о чем не

вспоминал, не заботился, а только думал» как ладно дело закончить.

Вдохновенно и отрешенно работает каменщик, и когда «мастерком захватывает

Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и запоминает, где прошел нижний

шов...», кажется, что строит он стену свою, за которой будет храниться

неподвластная лагерю святыня его души. Страна с тоталитарным режимом все

делала посредством революционного насилия, чтобы поработить свой народ с

помощью колючей проволоки. В ход пускались и более изощренные и надежные

методы, например, с помощью группового взаимного порабощения людей заставляли

ненавидеть друг друга, шпионить: «на то придумана бригада... такое

устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга». Но

человеческий дух выстоял и там, за колючей проволокой, несмотря на все методы

и способы, придуманные, чтобы сломить его, искоренить совсем и превратить

человека в бесстрастный и послушный «винтик». Но Иван Денисович сумел

сократить живую свою душу и увидел за бугром свет надежды на воскресение.

Такое чувство остается по прочтении рассказа «Один день Ивана Денисовича».

Тяжела и жестока была жизнь советских зэков, но, возвращаясь к лагерной теме

в «Архипелаге ГУЛАГе», А. И. Солженицын не преследует цели воссоздать быт и

порядки сталинских лагерей, его цель - подробная картина механизма

самопревращения революционной власти во власть тюремную, внешней военной

победы - во внутреннее поражение.

После напечатания «Одного дня Ивана Денисовича» автор был захлестнут письмами

бывших заключенных с предложениями встретиться, рассказать. В течение 1963 и

1964 годов, и через эти письма, и путем многих встреч, был почерпнут обильный

материал 227 свидетелей. Их показания автор располагал по своему прежнему,

теперь расширенному и умноженному плану. Осенью 1964 года был составлен

окончательный план произведения - в 7-ми частях и все новые пополняющие

материалы ложились в эту конструкцию. В августе 1973 года при трагических

обстоятельствах неосновной, неокончательный вариант «Архипелага» попал в руки

госбезопасности - и это подтолкнуло немедленную публикацию книги на Западе, а

вскоре автор был выслан из СССР.

«Свои одиннадцать лет, проведенные там, усвоив не как позор, не как проклятый

сон, но, почти полюбив тот уродливый мир, а теперь еще, по счастливому обороту,

став доверенным многих поздних рассказов и писем, - может быть сумею я донести

что-нибудь из косточек и мяса? - еще впрочем, живого мяса, еще впрочем, живого

тритона».


© 2010 Рефераты