Рефераты

Доклад: Лермонтов Михаил Юрьевич

Доклад: Лермонтов Михаил Юрьевич

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-41), русский поэт. Учился в Московском

университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских

подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение

«Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на

дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для

последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и

мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике —

и мечта о душевном покое («Дума», «И скучно и грустно», «Молитва», «Пророк»,

«Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри», 1839; драма «Маскарад», 1835).

Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим

чувством [неоконченный социально-исторический роман. «Вадим» (1832-34),

стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»]. Поэма «Демон» (закончена в 1839)

— символическое воплощение идеи бунта против «мирового порядка», трагедия

одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли

и мелодичностью. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубокой

социальной рефлексией и психологическим содержанием, — вершина реализма

Лермонтова.

* * *

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва — 15 (27) июля 1841,

подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской

области], русский поэт.

Неведомый избранник

Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и

армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Ранняя

смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались

на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении

Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование

(иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и

соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах

Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти», 1830), «Странный человек»

(1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном

основоположнике его рода — шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным

впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском

благородном пансионе (сентябрь 1828 — март 1830), позднее в Московском

университете (сентябрь 1830 — июнь 1832) на нравственно-политическом, затем

словесном отделении.

Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и

бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с

Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н.

Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк

(фрагментов) из сочинений самых разных авторов — от М. В. Ломоносова до

современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не

стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие,

иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и

непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой,

В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-

исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный,

трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами —

от откровенно подражательных «Черкесов» (1828) до вполне профессиональных

«Измаил-бея» и «Литвинки» (обе 1832), свидетельствующих об усвоении

Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность

главного героя, «вершинность» композиции, «недосказанность» сюжета,

экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены

«магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя

разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной

личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая

редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий

о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831, явившаяся

прообразом поэмы «Мцыри»). Контрастность этих трактовок не исключает

внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров

всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.

Смутное время

Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает

в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских

юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой

поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место

трагического избранника — циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то

же время идет работа над романом «Вадим» (не закончен), где

ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и

«демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной

обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия

продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская»

(1836) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он

трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

Поэт поколения

К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные

стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831;

«Парус», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин

Орша», 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не

пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома

автора) поэма «Хаджи Абрек» (1834) резонанса не вызвала, связей в

литературном мире нет (значима «невстреча» с Пушкиным). Слава к Лермонтову

приходит в одночасье — со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на

последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает

высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих

стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с

резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18

февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в

Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в

Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными

декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским);

изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837

стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.

С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку,

уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с

пушкинским кругом — семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским

(благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 печатается поэма

«Тамбовская казначейша») и А. А. Краевским (публикация «Песни про царя Ивана

Васильевича...» в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к

«Русскому инвалиду», 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным

Краевским в 1839 журналом «Отечественные записки»). Лермонтов входит в

фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати».

В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества —

безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество.

Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838), высказывая сомнения в

возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не верь

себе», 1839; «Журналист, читатель и писатель», 1840), скептически оценивая

жизнь как таковую («И скучно, и грустно...», 1840), Лермонтов ищет гармонию в

эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...», где

демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных

устоев), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах

ребенка («Как часто пестрою толпою окружен...», 1840) или человека,

сохранившего детское мировосприятие («Памяти А. И. О 1839; А. Щербатовой

1840). Богоборчество («Благодарность», 1840), мотивы невозможности любви и

губительной красоты («Три пальмы», 1839; «Утес», «Тамара», «Листок», «Морская

царевна», все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности,

связываемой то с деидеологизированной национальной традицией («Родина»,

«Спор», оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности

(«Выхожу один я на дорогу...», 1841). То же напряженное колебание между

полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и

благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова — последней редакции

«Демона» и «Мцыри» (обе 1839).

В 1838-40 написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его

разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не

предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного

человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру

Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного

прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены

«Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича...», 26 стихотворений) стали

ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое

место в которой принадлежит статьям Белинского.

Неожиданный финал

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840)

привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи

со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на

Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик,

описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, — право...»), за что

представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В

январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск,

находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов

обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен

замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание

журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся

гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на

минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С.

Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и гибели поэта.


© 2010 Рефераты