Доклад: Лермонтов Михаил Юрьевич
Доклад: Лермонтов Михаил Юрьевич
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-41), русский поэт. Учился в Московском
университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение
«Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на
дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для
последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и
мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике —
и мечта о душевном покое («Дума», «И скучно и грустно», «Молитва», «Пророк»,
«Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри», 1839; драма «Маскарад», 1835).
Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим
чувством [неоконченный социально-исторический роман. «Вадим» (1832-34),
стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»]. Поэма «Демон» (закончена в 1839)
— символическое воплощение идеи бунта против «мирового порядка», трагедия
одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли
и мелодичностью. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубокой
социальной рефлексией и психологическим содержанием, — вершина реализма
Лермонтова.
* * *
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва — 15 (27) июля 1841,
подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской
области], русский поэт.
Неведомый избранник
Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и
армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Ранняя
смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались
на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении
Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование
(иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и
соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах
Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти», 1830), «Странный человек»
(1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном
основоположнике его рода — шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным
впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).
С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском
благородном пансионе (сентябрь 1828 — март 1830), позднее в Московском
университете (сентябрь 1830 — июнь 1832) на нравственно-политическом, затем
словесном отделении.
Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и
бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с
Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н.
Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк
(фрагментов) из сочинений самых разных авторов — от М. В. Ломоносова до
современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не
стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие,
иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и
непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой,
В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-
исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный,
трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами —
от откровенно подражательных «Черкесов» (1828) до вполне профессиональных
«Измаил-бея» и «Литвинки» (обе 1832), свидетельствующих об усвоении
Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность
главного героя, «вершинность» композиции, «недосказанность» сюжета,
экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены
«магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя
разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной
личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая
редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий
о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831, явившаяся
прообразом поэмы «Мцыри»). Контрастность этих трактовок не исключает
внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров
всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.
Смутное время
Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает
в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой
поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место
трагического избранника — циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то
же время идет работа над романом «Вадим» (не закончен), где
ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и
«демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной
обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия
продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская»
(1836) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он
трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.
Поэт поколения
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные
стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831;
«Парус», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин
Орша», 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не
пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома
автора) поэма «Хаджи Абрек» (1834) резонанса не вызвала, связей в
литературном мире нет (значима «невстреча» с Пушкиным). Слава к Лермонтову
приходит в одночасье — со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на
последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает
высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих
стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с
резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18
февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в
Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в
Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными
декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским);
изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837
стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.
С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку,
уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с
пушкинским кругом — семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским
(благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 печатается поэма
«Тамбовская казначейша») и А. А. Краевским (публикация «Песни про царя Ивана
Васильевича...» в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к
«Русскому инвалиду», 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным
Краевским в 1839 журналом «Отечественные записки»). Лермонтов входит в
фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати».
В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества —
безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество.
Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838), высказывая сомнения в
возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не верь
себе», 1839; «Журналист, читатель и писатель», 1840), скептически оценивая
жизнь как таковую («И скучно, и грустно...», 1840), Лермонтов ищет гармонию в
эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...», где
демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных
устоев), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах
ребенка («Как часто пестрою толпою окружен...», 1840) или человека,
сохранившего детское мировосприятие («Памяти А. И. О 1839; А. Щербатовой
1840). Богоборчество («Благодарность», 1840), мотивы невозможности любви и
губительной красоты («Три пальмы», 1839; «Утес», «Тамара», «Листок», «Морская
царевна», все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности,
связываемой то с деидеологизированной национальной традицией («Родина»,
«Спор», оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности
(«Выхожу один я на дорогу...», 1841). То же напряженное колебание между
полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и
благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова — последней редакции
«Демона» и «Мцыри» (обе 1839).
В 1838-40 написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его
разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не
предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного
человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру
Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного
прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены
«Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича...», 26 стихотворений) стали
ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое
место в которой принадлежит статьям Белинского.
Неожиданный финал
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840)
привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи
со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на
Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик,
описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, — право...»), за что
представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В
январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск,
находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов
обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен
замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание
журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся
гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на
минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С.
Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и гибели поэта.
|