Доклад: И.С. Тургенев в Буживале
Доклад: И.С. Тургенев в Буживале
Жизнь и творчество Тургенева
в БУЖИВАЛЕ (Франция)
Автор: Степура Антон Юрьевич.
Студент МАТЕМАТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
БУЖИВАЛЬ
«Мы с Виардо приобрели здесь прекрасную виллу — в трех четвертях часа езды от
Парижа, я отстраиваю себе павильон, который будет готов не раньше 20 августа,—
но где я немедленно поселюсь... Я езжу в Париж три раза в неделю».
Это писано летом 1875 года. «Здесь» — Буживаль, недалеко от Сен-Жермен, на
берегу Сены.
Видимо, купили они сообща. Вилла называлась «Ясени». С набережной ворота вели
в парк. (Они и ныне существуют. На них доска с обозначением, что тут жил
«знаменитый русский романист Иван Сергеевич Тургенев».) Две дороги, усыпанные
песком, подымались вверх к дому. Вокруг кусты, зелень, чудесные ясени, плакучие
ивы. Как и в Бадене, много воды. Она скоплялась в бассейнах, бежала ручейками,
среди бегоний, фуксий по лужайкам, мшистых огромных деревьев. Главный дом, где
жили Виардо, наверху. У Тургенева небольшой деревянный домик в швейцарском
духе, недалеко от дома — все в цветах, зелени. В нижнем этаже дома столовая и
гостиная. Выше большой кабинет, много книг, картин, мебель обита темно-красным
сафьяном. Из углового окна вид на Сену — на ней те же баржи, что и теперь,
лодки, кабачки под ивами и тополями. Зеленые луга, коровы. Голубизна далей —
тогда все было просторней, более деревенское. Еще этажом выше — спальня и
комната для гостей.
Сюда выезжали каждую весну из Парижа, с rue de Douai, в каретах, медленно и
основательно кативших по шоссе, с сундуками, баулами, картонками — на все лето.
(Как бы парижское Нескучное или Царицыно.) Лишь ноябрьские туманы загоняли в
город.
Собиралась вся семья: семидесятипятилетний Луи Виардо, Полина, дочери —
Клавдия Шамеро и Марианна Дювернуа, сын Поль. Приезжал — возвращаясь из
Карлсбада с леченья или из России (там бывал чуть не каждый год),— Тургенев.
Случалось, что и ученицы Ви-ардо жили тут в пансионе по соседству.
Жизнь шла тихая, старчески-закатная, Тургенев, как всегда, работал. К
Буживалю имеют отношение «Сон» «Рассказ отца Алексея» и позднейшие «Клара
Милич» «Стихотворения в прозе», предсмертные наброски Осенью 76 года здесь
переписывалась «Новь» — и очень многие письма помечены Буживалем (Тургенев
всегда тщательно означал даты и место — любил, чтобы и ему указывали их).
Видишь его здесь полубольным и грустным, с подагрою, нередко в пледе,
медленно прогуливающимся по парку (в лучшие относительно годы, до последней
болезни) . Очень это не похоже на его молодость в Куртаве-неле, но ни от
чувств Куртавенеля, ни от самого поместья ничего более не осталось.
К молодости, красоте тяготение неизбывно. Вот Диди расставляет у него в
кабинете, рядом с окном на Сену, кисти, краски на мольберте, тут для нее
поставленном. Это видная молодая женщина с черными блестящими волосами, острыми
чертами лица, глубокими синими глазами. Обликом напоминает мать. Она тоже умеет
петь — Полина обучала ее. Но занимают больше кисти, краски. Диди с детства
рисует. В годы Бадена дарила Тургеневу ко дню рождения «Святое Семейство» —
здесь пишет пейзажи, натюрморты.
Тургеневу нравится, что она близ него. Может быть, он дает ей советы,
критикует, хвалит. Снизу, с крокетной площадки, тоже молодые голоса, щелкают
шары, смех:
ученицы забавляются не столь веселой игрой. Накидывая на плечи пестрый плед —
летом нередко холодно — спускается он вниз и под ясенями садится на скамейку,
смотрит, как играют. Ученицы разноплеменные: южная красавица Гаргани —
венгерка; мечтательная Фермерн, чудесное контральто — немка. Ромм — русская.
Все как на подбор высокие, стройные. В Париже, увидав их раз в салоне Виардо,
Тургенев окрестил всю тройку «анабаптистами» из «Пророка» — так и осталось за
ними название. Опять похоже на Лаврецкого и молодежь, только не в Орле на
Дворянской, а на латинской земле, и Лаврецкому шестьдесят лет. Анабаптисты
относят к нему с благоговением — это великий писатель, такой приветливый и
грустный человек, даже такой красивый, несмотря на возраст. Возможно, и он
тряхнет стариной, сыграет партию, да вряд ли барышни решатся обыграть его. Хотя
боязни к нему нет. Кому он страшен? Кого обижал из малых сих? (Не то что
Виардо: от нее, случалось, плакали статные ученицы — потом мирились,
целовались — до ближайшей ссоры.)
Долго ему под ясенями, однако, не усидеть. Из дому бежит прислуга.
— Господина Тургенева спрашивают...
Или:
— Приезжая дама очень хочет видеть по делу господина Тургенева.
Это соотечественники. Виардо не особенно их ласково встречает, все-таки они
просачиваются. Может быть, молодой, рыжеватый, с бородкой клочьями и в
косоворотке народник, будущий Златовратский, приехал «ознакомиться со
взглядом нашего знаменитого писателя на революционное движение», выяснить
окончательно, «как он относится к прогрессу» — и заодно пожурить за
«постепеновщину», за то, что в «Нови» «недостаточно выведено положительных
типов» и т. д.
— В России назревают события,— осведомляет юнец.— В Петербурге сейчас два
правительства: одно — в Зимним дворце, другое — в конспиративной квартире
исполнительного комитета...
Все это Тургенев знает, но ничего не поделаешь, надо слушать. Он полулежит —
громадный, с серебряной головой, кутает ноги пледом.
— Вы уж меня извините,— говорит высоким, пришепетывающим тенором,— за такую
позу. Больной старик... Да, да, я преклоняюсь пред самоотвержением русской
молодежи. Я вам очень благодарен за ценные указания. Разумеется, я сделал в
«Нови» промах...
Посетитель оглядывается по сторонам. Видимо, обстановка его смущает, и
собственная косоворотка, и бородка козлиная.
— Вы здесь вдали от гущи жизни. Для уловления нарождающихся типов необходимо
быть, так сказать, внутри, а не вовне...
Это больное место Тургенева. За «гущу», за якобы «измену» родине («променял
на Францию») кто только не корил его? (А когда умер Флобер и попробовал
Тургенев собирать на памятник ему в России, эта милая Россия в ярости на него
набросилась!)
Может случиться, что народник вытащит-таки из-под полы, пыжась и краснея,
трубочку рукописи, где «выведены» в поучение Тургеневу и «положительные» типы
будет рассказано, как честная учительница с не менее честным учителем ушли в
народ и что из этого получилось.
Терпелив Тургенев. Прочтет, одобрит, перешлет Стасюлевичу — нельзя ли
«тиснуть» в «Вестнике Европы»? Из своих средств даст аванс... (Одна из причин
нелюбви Полины к землякам.)
Или же не народник, а щебечущая дама дожидается. Под вуалькой, в джерси, с
турнюром и юбкой в воланах.
— Иван Сергеевич, я такая ваша поклонница... позвольте представиться...
обожаю ваш талант, мне бы хотелось автограф.
Это — в лучшем случае. А то — похлопотать за сына. Его надо поместить в
гимназию, на казенный счет, так вот не может ли он дать письмо... При его
имени... с его известностью.
— А сколько лет вашему сыну? Тургенев берется за перо.
— Пятый пошел.
— Ну, в таком случае не возьмут.
— Ах, знаете, я на всякий случай вперед. Нахожусь проездом в Париже, думаю:
надо навестить Ивана Сергеевича, он такой добрый, а Олег подрастет, ему
пригодится рекомендательное письмо. Да заодно и подпись знаменитого писателя.
Вероятно, не так уж благословлял в сердце своем «Иван Сергеевич» разных мамаш
и Олегов, но письма писал, пока в дверь не стучала твердая рука Виардо: конец
аудиенции, господина Тургенева ожидают к завтраку (или к обеду, или еще что).
Вечером вист — одно из приятных для него развлечений. А 18 июля в доме
праздник: день рождения Полины. (В Баден он всегда приезжал к этому времени из
России. В Буживале не совсем так.)
Разумеется, делает Тургенев подарок: за несколько дней катит в карете в
Париж, в Salle Drouot. Там он завсегдатай.
Его кличка Grand Gogo russe (большой русский простофиля). Это значит, что
нетрудно его облапошить — и действительно, нет ничего легче. Он разыщет
какую-нибудь камею, шаль, миниатюру. Переплатит, робко свезет домой. Подарок
будет принят с царственным благоволением, как самоочевидный шаг. Черные глаза
лишний раз блеснут. Лишний раз поцелует он красивую некогда руку.
И анабаптисты не отстанут. К торжественному дню заказывают они в Париже
огромнейший букет красных роз, букет-монстр, чтобы умилостивить госпожу. К ним
присоединяются еще две ученицы — подношение от пятерых.
Полина все-таки дает утром урок.
Стучат. Въезжает целый куст роз. Она сразу понимает, в чем дело, но слегка
играет: хмурится, делает недоуменное лицо... За дверьми шепчутся остальные
четыре девицы.
— Что такое? Откуда это? В букете пять визитных карточек. Она медленно
вынимает их, по одной, медленно, как бы плохо разбирая, читает.
— Ну какие глупые, что это за пустяки!
Но анабаптисты уже ворвались, виснут на ней, целуют.
Разумеется, парадный обед, с шампанским, индейками, мороженым. Вечером
гости. Ученицы будут петь. Может быть, и Полина вспомнит былое, остатками
знаменитого голоса споет «О, только тот, кто знал свиданья жажду...» —
сверкнет непогасшими глазами, вновь одно сердце взволнует.
А потом кончится этот день. Один останется Тургенев у себя в chalёt — как и
всегда. В угловом окне, над Парижем, бледное зарево. Летние звезды в небе.
Лампа под зеленым абажуром на столе. Как некогда в Куртавене-ле — шум крови в
ушах, шорох — неумолкаемый лепет деревьев, капля падает с легким серебристым
звуком. Тончайшее сопрано комара. И — ощущение ушедшей жизни.
В полночь было страшновато в уединенном Куртаве-неле, могло пригрезиться
что-нибудь, почуяться. Но тогда — молодость. Хоть ненадолго — да увенчанная
любовь. И тот неведомый мир, чуть приоткрывавшийся, был Далеко: едва давал о
себе знать. Теперь он рядом. Совсем приблизился, как кошмар «Сна». Тайные силы,
грозные и недобрые, может быть, и могли заколдовать и покорить ему ту, около
которой (в неравной борьбе) прошла жизнь. Но вот не заколдовали. Не обратно ли?
Не им ли овладели — приковали к «краешку чужого гнезда»?
Возможно, встанет monsieur Tourgueneff, в тишине ночи обойдет сад и,
вернувшись, запишет у себя в дневнике: “Самое интересное в жизни - смерть”.
Литература:
Весь ТУРГЕНЕВ – (1942 год издания)
|