б Анне Ахматовой много писано, да многое уже и сказано. Писали о ней в разные
времена по-разному – восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими зазорными
словами, что сейчас и сложно вообразить, как такое возможно о женщине и о
поэте; писали потом уважительно, потом как бы с украдкой, с опаской, а теперь
чаще всего торжественными словами.
Она родилась в Одессе в 1889 году, в семье флотского и военного инженера.
Детство и отрочество ее прошли в Царском селе. Девичья фамилия Анны Андреевны –
Горенко, а псевдоним Ахматова взят по фамилии прабабки с материнской стороны.
Себя она несколько раз называла «петербурженкой». И конечно, творчество ее и
даже облик принадлежит Петербургу – Петрограду – Ленинграду. В образе многих
поэтов есть какое-то таинственное соответствие духу и строению избранного ими
города.
Вхождение ее в литературу было внезапным и победительным. О раннем ее
формировании знал, может быть, один ее муж, Николай Гумилев. Анна Андреевна
писала, как показывала Гумилеву стихи и он посоветовал ей заняться танцами.
Но вскоре, во время африканского путешествия Гумилева, готов был «Вечер». Эта
первая книга вышла в свет в 1912 году:
«Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.»
Вскоре Гумилев писал ей: «Твои строки о «приморской девчонке» . мало того,
что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано так много, и я
совершенно убежден, что из всей послесимволисткой поэзии ты да, пожалуй (по-
своему), Нарбут окажетесь самыми замечательными».
Как-то Анна Андреевна заметила: «Слава пришла сразу только к Хлебникову и ко
мне».
Блок записал о ней еще до выхода «Вечера», что стихи Анны Ахматовой «чем
дальше, тем лучше».
А вскоре после выхода «Вечера» наблюдательный Корней Иванович Чуковский
отметил в ней черту «величавости», той царственности, без которой нет ни
одних воспоминаний об Анне Андреевне.
Осип Мандельштам после второй ее книги «Четки» (1914) предсказал провидчески:
«Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».
«Вечер» и «Четки» единодушно были признаны книгами любовной лирики. Правда,
говорилось, что и любовь может быть величавой, и вспоминали Сафо, Данте и
Петрарку. К таким поэтам примеряли Ахматову.
Ахматовой повезло. У нее были блестящие предшественники. Но учителем она
назвала Иннокентия Анненского, необычайного поэта.
.Кто был предвестием, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье-
И задохнулся.-
Так позже скажет о нем Ахматова в стихотворении «Учитель».
Ахматова поначалу причисляла себя к акмеизму. Это естественно, потому что
главой творческого объединения молодых, названного ими «Цех поэтов», был ее
муж Николай Гумилев и вращалась она в кругу таких ярких талантов, прочно
вошедших в историю отечественной литературы, как С.Городецкий, О.Мандельштам,
В.Нарбут, М.Лозинский.
Да Ахматова с самого начала не умещалась в рамки какой-либо школы. Она могла
оттолкнуться от символизма, но не от главной его величины – Александра Блока.
Он и был ее сокровенным учителем. Она и в ту, боевую пору акмеизма не могла
отказаться от Блока. Во второй книге «Четки» (1914) Ахматова поместила
известное стихотворение, посвященное встрече с Блоком в декабре 1913 года,-
«Я пришла к поэту в гости». Отозвался на эту встречу и Блок стихотворением
«Красота страшна, вам скажут.»
Ахматова возвращает поэзию к «лирическому реализму», к точности слова, к
реальной сущности переживания, к его жизненному подтексту. Женщина из объекта
поэзии становится ее субъектом.
После явления Ахматовой нарастающим потоком в поэзию хлынули женщины, теперь
их в нашей поэзии, вероятно, больше, чем мужчин. До Ахматовой любовная лирика
была надрывной или туманной, мистической и экстатической. После первых
ахматовских книг стали любить «по-ахматовски». И не одни только женщины. Есть
свидетельство, что Маяковский часто цитировал стихи Ахматовой и читал их
любимым.
В военные и революционные годы Ахматова выпустила три книги – «Белая стая»
(1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). В названных книгах
Ахматова в основном остается автором любовной лирики. Как сказал
А.Твардовский о стихах Ахматовой, «они отличаются необычайной
сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала».
К началу 20-х годов в основных своих чертах сложилась поэтическая система
Ахматовой. Главные из них – дисциплина стиха, ясность, сдержанность,
сжатость. Эти признаки, во многом почерпнутые в русской классической
традиции, часто мешают увидеть новаторские стороны ахматовской поэтики. Проза
была стихией, из которой росла Ахматова. Ее стихи можно было рассматривать
как спрессованные романы.
В общении Анна Андреевна была необычайно естественна и проста. Охотно слушала
стихи. Охотно их читала. Умела разговаривать откровенно и задушевно. И особо
поражала несравненным своим остроумием. Это не была простая шутливость или
желание позабавить. Это была подлинная острота ума, глубокого, иронического,
беспощадного и часто печального.
Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года.
Ахматова была не из тех, кто много пишет. Даже полное собрание ее сочинений
не будет многотомным. Она не то чтобы писала с трудом,- наверное, для нее не
существовало технических трудностей стиха. Но писание для нее было трудом
душевным, почти физическим.
Свои книги Анна Ахматова строила не по хронологии, а по единому
композиционному замыслу. Они читаются как целостное поэтическое произведение.
«Время от ее вступления в литературу до наших дней,- писал В.Жирмунский в
1970 году,- превышает число лет, прошедших от смерти Пушкина до начала
русского символизма. Это целая эпоха, обозначенная в жизни страны и всего
человечества величайшими историческими сдвигами и потрясениями (.) А между
тем связь поэзии Ахматовой с традициями прошлого не отягчает ее творчество
ненужным балластом времени; напротив, делает ее живой и нужной для
современного читателя».
Список используемой литературы:
1. Ахматова А. Я - голос ваш. - М.: Кн. Палата,1989.- Вступительная статья
Давида Самойлова.